Финляндия / Спортивный туризм | Автотуризм | Лыжный туризм

Поездка в Финляндию на зимние каникулы

2 - 10 января 2009 г.
День первый. 2 января 2009 г. Пятница.

2009-01-03 15-33-46-Финляндия-Миккели-Hotelli Uusikuu 2009-01-03 15-33-46-Финляндия-Миккели-Hotelli Uusikuu
2009-01-03 15-33-47-Финляндия-Миккели-Hotelli Uusikuu 2009-01-03 15-33-47-Финляндия-Миккели-Hotelli Uusikuu
2009-01-03 15-33-48-Финляндия-Миккели-Hotelli Uusikuu 2009-01-03 15-33-48-Финляндия-Миккели-Hotelli Uusikuu
2009-01-03 15-33-49-Финляндия-Миккели-Hotelli Uusikuu 2009-01-03 15-33-49-Финляндия-Миккели-Hotelli Uusikuu

Мы договорились встретиться со вторым экипажем (тоже Delica) в Клину в 8 утра. В этот день планировалось пересечь границу и заселиться в гостинице в Миккели (где-то 128 км. от границы) Мы с детьми выезжали с дачи из Дорохово. До Клина от нас где-то 100 км. Было решено выехать в половине седьмого. Все вещи были уже упакованы, практически все уже даже загружено в машину. Утром осталось только позавтракать, одеться, сделать в дорогу бутерброды, наполнить термос и всё. Встали в 5:40, выехать же удалось только в 7 утра. (Кто-то самонадеянно решил дать детям поспать побольше)

На спидометре 191170 км.

Машину загрузили под завязку. (Ну, место ещё было) У нас с собой было четыре пары коньков, четыре пары беговых лыж, соответственно четыре пары беговых лыжных ботинок, четыре пары горных лыж и три пары горнолыжных ботинок. Взрослые лыжи и ботинки нам дали напрокат Иришка и Рома Седовы. Но вот Иришкины ботинки мне не подошли, у нее 36, у меня 39. Так как ни я, ни Игорь ни разу в жизни не стояли на горных лыжах, то решили свои лыжи пока не покупать, а попробовать на чужих.

Выехали мы на полчаса позже, чем предполагали, и поэтому мы опаздывали. Я немного переживала, было неудобно, что людям придется нас ждать. С Серегой и Леной мы уже пару раз встречались, а вот со второй семьёй мы вообще не были знакомы. Это друзья Сергея, он с ними вместе работает. Так вот, где-то без пяти минут восемь нам позвонил Ковшов и сказал, что они опаздывают на минут 20. Я тогда успокоилась, не одни мы опаздываем, правда, мы-то опаздывали побольше, чем на 20 минут.

Что же получилось в итоге. В 8:35 мы уже были на том месте, где договорились встретиться. А второй экипаж прибыл на 20 минут позже нас.

Итак, в 9:02 мы стартовали дальше. К нам в машину пересела Ира, а то у них в машине тесно.

Дизель. 59,51 л. на 1231, 86 руб. Цена за литр 20,7 руб.

Дизель. 64,49 л. на 1373,64 руб.

В половине четвертого остановились в кафешке на обед. Мы с детьми покушали на 360 рублей, в Финляндии у нас меньше 5 Евро на человека нигде поесть не получалось (а курс Евро сейчас 42 рубля за 1 Евро)

Через полчаса мы поехали дальше. Днём я немного поспала в машине, и теперь я села за руль, а Игорь лёг немного поспать.

Что же делали мы в машине так долго? Дети спали, читали, играли в PSP, смотрели мультфильмы. У нас в машине теперь аж три телевизора. Игорь ведёт машину. Я же люблю просто смотреть в окно, когда едешь по новым местам, это так здорово, просто сидеть и смотреть в окно.

17:30 Санкт-Петербург кольцевая дорога. 18:00 – съезд на Выборгское шоссе. До Выборга 107 км., а там и до границы рукой подать. Через полчаса Игорь сменил меня за рулём.

Второго января очень хорошо ехать, машин мало (в сравнении с обычным днем), фур нет вообще. Красота! Поэтому мы двигались довольно быстро.

В Финляндии очень дорогой бензин и дизель, поэтому недалеко от границы остановились, чтобы дополнить баки дизелем. Правда, потом оказалось, что последняя русская заправка находится прямо перед границей, а мы заправились километров за 30. iGO показал, что это последняя заправка.

Дизель. 35 л. на 752 руб.

В восемь часов вечера мы въехали в приграничную зону. Пограничный пункт называется МАПП-Брусничное-2. В 20:17 мы уже были на российской границе. Три очереди машин, по 10-15 в каждой. Мы встали в одну очередь, Серега в другую. Наша очередь шла быстрее, мы прошли границу на 10 минут раньше. Водитель на машину должен заполнить декларацию. Остальные пассажиры должны просто пройти паспортный контроль. Из документов предъявляли только паспорта и документы на машину. Свидетельства о рождении детей не понадобились. Гринкарту у нас тоже никто не смотрел. Осмотрели машину, попросили открыть багажник и верхний кофр на багажнике. Заглянули, особенно не рассматривая, и отпустили. В 21:16 мы прошли российскую границу. Заняло час времени.

Пока ждали второй экипаж зашли в Дьюти-фри, купили виски, коньяк и финскую водку. Дети захотели в туалет, но здесь нигде туалетов не было, нам сказали, что подальше есть финский Дьюти-фри, там есть туалет. И действительно туалет, причём бесплатный! Почему у нас не думают о людях?

21:35 мы подъехали к финской границе, две очереди. И опять мы встали в разные очереди, и нам снова повезло больше, наша очередь двигалась быстрее. У нас проверили документы, спросили, куда мы едем. Игорь не помнил точно название, сказал, что точное название места пребывания у наших друзей. Финн не стал больше ничего выяснять и отдал нам паспорта.

Мы сели в машину и стали ждать. Но к нам больше никто не подошёл. А так как шлагбаум перед нами был открыт, то мы поехали. Нашу машину вообще никто не осматривал. А вот машины, которые проезжали через вторую очередь, осматривали.

В Интернете я читала, что дети должны у них ездить в машине только в автокресле, штраф 120 Евро. Но у нас даже нее спросили, как едут дети.

22:00 мы в Финляндии!!! Проехали немного, нашли какой-то съезд с дороги, остановились и стали ждать второй экипаж. Через двадцать минут они нас догнали.

Очень удобно, что в обоих машинах были рации, и мы могли общаться друг с другом между машинами. Поэтому мы не боялись потеряться. Всю дорогу только и слышалось: «Игорь, Игорь, приём!» «Серёга, Серёга, ответь!»

На деревьях лежит снег, очень красиво. Температура минус 12 градусов. А в некоторых районах снега на деревьях нет. Так странно.

До гостиницы, в которой у нас забронированы номера, ещё 130 км.

Ограничение скорости в черте города 50 км/ч, за пределами города 80 км/ч. На некоторых трассах разрешено движение100 км/ч. Но ограничение скорости оправданно. Дороги в Финляндии сплошь покрыты льдом. Зато нет грязи, мы за всё время ни разу не мыли стёкла, не включали щётки. А потом как только выехали в Россию, тут же почувствовали разницу. На дорогах такая грязь.

Один раз на повороте Игорь чуть не влетел в Сергея. (Ни у меня, ни у Сергея не работает ABS) Если бы он не успел резко вывернуть руль, то точно врезался бы, затормозить бы не успел. Лёд!

Только два раза за всю нашу поездку по Финляндии мы встретили полицейские машины. Одна стояла прямо недалеко от выезда с границы. И ещё один раз мы видели сразу четыре полицейские машины. Они ехали нам на встречу одна за другой. Всё! Больше полиции мы не видели. Нет ни полицейский машин, ни полицейских постов, ни просто ходячих полицейских (ни даже лежачих)

На дорогах периодически встречаются радары, но обязательно перед радаром стоит предупреждающий знак. Так что всегда знаешь заранее, где радар, и можешь сбавить скорость. Но это в южной части Финляндии. Чем дальше мы продвигали к Лапландии, тем меньше встречалось радаров. В центральной части и в самой Лапландии мы не встречали радары, кроме одного около города Рованиеми.

Дороги очень хорошие, в основном однополосные. Но машин так мало, что это совсем не напрягает. Фур мы там вообще не встречали. Очень много машин с российскими номерами, много питерских, московских и подмосковных номеров. А как мы потом поняли, что и большая часть машин с финскими номерами, это прокатные машины.

На некоторых дорогах разделительная полоса ребристая, и если на неё наезжаешь, то машина вибрирует.

Поразили финны, которые зимой катаются на велосипедах. Мы много встречали таких чудиков. А еще мне понравились финны, которые шли вдоль дороги с лыжными палками, но без лыж. Наверное, это помогает идти. (Все финны идущие по дорогам одеты либо в световозвращающий жилет, на одежде есть световозвращающие вставки). Ещё вот что удивило. Во многих местах мы видели дровницы с дровами недалеко от проезжей дороги. А рядом ни одного жилого дома не видать. Зачем, спрашивается, дрова? У нас бы их уж точно давно бы вывезли. Мне непонятно.

Разница во времени с Москвой один час. Например, у нас 0:06, а у них ещё только 23:06. Часы мы не переводили, поэтому отчётное время я засекала по-московскому времени.

Итак, в 0:14 мы наконец-то добрались до гостиницы. Гостиница называется Hotelli Uusikuu в городе Mikkeli. Сайт www.uusikuu.fi.

Это такая гостиница, в которой нет ни одного обслуживающего персонала, ни портье, ни горничных. После того, как забронировали и проплатили, нам прислали номера комнат и код, с помощью которого можно открыть эти самые комнаты. Гостиница трёхэтажная, двери номеров выходят на открытый балкон. Рядом с дверью что-то вроде домофона, набираешь код, и дверь открывается. Один номер стоит 60 Евро в сутки. В номере две большие полуторные кровати, сдвинутые вместе, так что мы легко разместились вчетвером с детьми, и раскладной диван. Есть телевизор, туалет, душ. Когда выезжаешь из номера, на дверь надо прикрепить магнитик, так горничная узнает, что номер свободен и его можно убирать.

x

День второй. 3 января 2009 г. Суббота.

2009-01-04 00-07-59-Финляндия 2009-01-04 00-07-59-Финляндия
2009-01-04 18-43-56-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-04 18-43-56-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-04 22-20-40-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-04 22-20-40-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-04 22-20-54-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-04 22-20-54-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-04 22-39-12-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-04 22-39-12-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-04 22-51-52-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-04 22-51-52-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-04 22-53-32-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-04 22-53-32-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-04 22-57-50-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-04 22-57-50-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-04 23-29-31-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-04 23-29-31-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha

8:30 – подъём. 10:40 выезд дальше. До нашего коттеджа ещё 750 км. На улице -12 градусов.

Дизель. 40 Евро за 41,28 л.

1 литр Дизеля стоит 0,969 Евро (это где-то 40 рублей), 95 бензин стоит 1,118 Евро за литр.

В Финляндии у нас нигде не было проблем с туалетами. На любой заправке, в кафе, - везде есть бесплатные туалеты. Туалеты очень чистые и классные. Во многих женских туалетах прямо в кабинке есть биде и маленькая раковина. В России даже когда мы кушали в кафе на трассе, за туалет платили 10 рублей. Но зато там очень высокие цены на еду и в магазинах и в кафе, дорогой бензин, - всё дорого. Под конец я решила, что лучше заплатить 10 рублей за туалет и 10 Евро за обед на четверых, чем по 10 Евро за обед на каждого и бесплатный туалет.

По дороге в городе Kajaani мы сделали большую остановку часа на полтора. Мы сходили в огромный супермаркет Prizma. Там Лена с Серёжей закупились продуктами, еду планировалось готовить самим в коттедже, потому что питаться в финских ресторанах слишком разорительно. Там же в Prizme мы покушали в кафе, типа Макдональдс. Только вот обслуживание там намного медленнее, мы долго стояли в очереди. Поели местных гамбургеров им чизбургеров. Для сравнения один чизбургер там стоит 2,5 Евро, это где-то120 рублей. У нас же в Макдональдсе чизбургер стоит в районе 30 рублей. Еда там очень вкусная, мне понравилось.

Ещё мне понравилось, как в супермаркете стоит очередь людей сдавать бутылки. У них есть автоматы, которые принимают алюминиевые банки, пластиковые бутылки, и выплачивают деньги. Как-то мы купили колу в пластиковой бутылке, которая на вид была немного потёртая. Значит, она уже была в употреблении. Финны их обрабатывают и снова пускают в дело.

В 17:13 выехали дальше. Причём собрать всех 11 человек по магазину было довольно трудно, все разбегались, как тараканы.

Едем к Куусамо. 150 км. пути не было ни одной заправки. У Игоря загорелась лампочка. Умная компьютерная программа IGo сказала, что до заправки ещё далеко и до неё мы не доедем. У Ковшова расход топлива меньше, он смог бы доехать. Если что пришлось бы тянуть нас на тросе. Но к счастью, Игорь увидел одну малюсенькую заправку, на которую даже указателя не было. Эта заправка из двух колонок принадлежала одной хозяйке кемпинга - китаянке. Как только мы подъехали, она вышла и сказала: «Извините, но бензина нет, есть только дизель» А нам-то он и нужен. Вот такая удача. Кстати, как только машина подъехала к колонке, она заглохла, топливо кончилось окончательно. Мы проехали на лампочки 75 км. До Куусамо ещё 15 км. Мы бы точно не дотянули.

Дизель. 27 л. на 30 Евро. Больше на этой заправке не было.

Доехали до Куусамо и там дозаправились на автоматической заправке. На этой заправке нет никакого живого работающего персонала, а стоит автомат, который принимает банкноты. Это не всегда удобно, потому что трудно заправиться до полного бака. Автомат сдачи не даст. (Можно заправиться до полного бака только по кредитной карте, но ни одну мою карту аппарат не принял, даже Visa Gold) В основном в Финляндии мы встречали именно такие заправки. Один раз нашли заправку, на которой была одна колонка, топливо в которой можно было оплатить кассиру. Для этого надо было нажать кнопку и ждать разрешающего сигнала. Но Игорь с Серегой, как ни нажимали, получали отказ. Они пошли выяснять. На заправке работала девочка из России, она им рассказала, что это за система такой заправки (оплата в кассу). Эта система сделана для финнов, они звонят на заправку, подъезжают, на номер машины направляют камеру, и только после этого включают подачу топлива. (Чувствуется близость России)

Дизель. 41,03 л. на 40 Евро. 0,975 Евро за литр.

В 23:20 мы подъехали к месту нашего назначения. Горнолыжный курорт Pyha.

Не могли сразу найти свой коттедж, немного поплутали на машине по лесу. Нашли. Коттедж очень уютненько расположен, прямо в лесу. Рядом, правда, ещё один, но не мешает. Коттедж новый и очень красивый. На первом этаже одна общая гостиная с кухней, с камином, с огромным телевизором, туалет, две спальни, сауна и душ. Второй этаж мансардный, одна большая комната, которая даже и двери-то не имеет. Туда мы заселили детей. Две кровати и два матраца, которые лежали прямо под склоном крыши. Рядом с коттеджем горка, или правильнее сказать, коттедж находится как бы на горочке. На этой горке у нас дети катались на санках почти каждый день. В кухне было все необходимое: посудомоечная машина, СВЧ печь, плита с духовкой, кофеварка, чайник, холодильник. (Был даже холодильник для вина, но он не работал, всё отдых испорчен) Так что еду мы готовили самостоятельно. В основном готовила Лена, она очень вкусно готовит. А Игорь готовил каждый день детям какао. Я только помогала убирать посуду в посудомоечную машину. Ещё в доме была стиральная машина, сушильный шкаф. Очень удобно с прогулки все мокрые вещи мы туда загружали, и всё очень быстро высыхало.

Третья семья, Кирилл, Надежда и Пётр, жили в другом коттедже, довольно далеко от нас, минут 5 на машине. Так получилось, что они бронировали коттедж уже намного позже нас, им и этот-то коттедж не сразу нашли. Визу им дали только 31 декабря, и то могли бы не дать, их просто подписали к нашей группе. В этом году из-за большого наплыва туристов приём документов на Визу закрыли аж 5 декабря. Хотя обычно визу делают за пять рабочих дней. Нам делали три недели. (Когда мы уже были в Москве, мы рассказали учительнице музыки Людмиле Семёновне о нашей поездке. Она сказала, что у неё есть друзья в Германии. Так вот они говорили, что в германии мало кто на эти зимние каникулы поехал отдыхать. Ведь в стране кризис, надо экономить. Русские же думают совершенно по-другому. В стране кризис, надо съездить отдохнуть, а то деньги обесценятся и уже потом никуда не удастся съездить. Так называемый, Пир во время чумы. Поэтому в Финляндии и были почти одни русские.)

Итак, мы прибыли в коттедж, разгрузили вещи и выпили за приезд. Поздно легли спать.

x

День третий. 4 января 2009 г. Воскресенье.

2009-01-05 14-22-48-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-05 14-22-48-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-05 14-54-24-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-05 14-54-24-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-05 15-00-12-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-05 15-00-12-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-05 15-01-17-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-05 15-01-17-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-05 15-01-46-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-05 15-01-46-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-05 15-21-18-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-05 15-21-18-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-05 15-21-26-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-05 15-21-26-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-05 15-21-38-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-05 15-21-38-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-05 15-21-52-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-05 15-21-52-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha
2009-01-05 15-25-20-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha 2009-01-05 15-25-20-Финляндия-Горнолыжный курорт Pyha

В этот день мы встали поздно, все отсыпались после долгой трудной дороги. Очень приятные мягкие матрацы, подушки и одеяла. Я лично очень хорошо спала. Пока встали, пока позавтракали. Вышли из дома лишь в14:30. В этот день было решено никуда далеко не выезжать, а исследовать местность. Мы поехали на горнолыжные склоны. От нашего коттеджа туда ехать минут 10. Мне взяли напрокат горнолыжные ботинки и два шлема мне и Игорю. Стоит это удовольствие 24,5 Евро на три часа. 16 евро ботинки и по 4,25 Евро за шлем. Брать на несколько дней сразу выходит дешевле. Например, Першины взяли напрокат два комплекта взрослых лыж и ботинок и детские лыжи с ботинками на 6 дней. Это стоило 260 Евро за всё. Но так как у нас было только пять дней, и я ещё не знала, понравится мне кататься или нет, да ещё было запланировано множество выездов по местным достопримечательностям, то мы взяли попробовать на три часа.

Отступление. О финском прокате. Когда берёшь что-нибудь в прокат, то заполняешь бланк, в него надо вписать своё имя и адрес проживания. Но документов никто не проверяет, так что фактически вписать можно всё, что угодно. Залог ни за что не берут. А когда возвращали, то они даже нигде не отмечают, что ты сдал. Говорят: «Поставьте сюда» Один раз Кирилл сказал, чтобы они отметили, что он сдал. На что ему сказали: «Мы вам верим».

Разовый Ski-pass на подъёмник стоит 5 Евро. Взрослый на три часа 27 Евро, детский 20 Евро, а для детей младше 7 лет 16 Евро.

Кирилл, Надежда и Пётр тоже раньше никогда не катались на лыжах. Чтобы научиться они взяли два занятия с инструктором по часу. Стоило это, если я не ошибаюсь, 200 Евро за всех. Но так как мы с Игорем не обладали лишними средствами, то инструктора решили не брать.

Учились мы кататься на маленьком детском склоне, не очень длинном и пологом. Но тоже с подъёмником (бесплатным). Подъёмник – это канат, за который надо было ухватиться и держаться.

Игоря никто не учил, он посмотрел, как катаются другие, и стал пробовать. А я так не могу, мне надо, чтобы мне рассказали, как тормозить, как поворачивать. Кристина стала моим инструктором. Она показывала мне упражнения, а я выполняла. За правильно выполненные задания, она давала мне бонусы. Я пять бонусов заработала. Кристина их мне потом конфетками отдала. Рядом с нами занимались Першины с инструктором, я на них тоже поглядывала, и повторяла за ними тоже. Первый раз было немного боязно съезжать даже с такой маленькой горки. Но потом, когда я почувствовала, что этими лыжами (в отличие от беговых) реально можно управлять, то мне стало нравиться. Игорь под конец так осмелел, что даже купил себе разовый Ski-pass и съехал с большой взрослой горы. Правда, как приехал, сказал, что сегодня он второй раз с неё не поедет (был уже вечер, и трассу раскатали до льда). Даже ему стало страшно.

Удивило, как там беззаботно оставляют на улице свои лыжи и палки, чтобы сходить в туалет или в кафе. В Москве бы я никогда ничего бы не оставила без присмотра.

В воскресенье подъёмники работали до 17:00. Но для первого раза нам было достаточно. Мы вернулись домой без рук, без ног. Сразу на диван повалились. Устали.

Мужчины зашли в местный магазин купить продуктов, а полки пустые, почти ничего нет. На полке лежит надпись на русском: «Извините. Завтра здесь будет много продуктов». Русские всё скупили. Питаться в кафе там очень дорого, вот все и скупают продукты.

Вечером дети смотрели телевизор, потом играли в прятки. Мы с Игорем и с Леной пили шампанское на карте Финляндии и обсуждали дальнейшие планы. Сергей был не в духе, сидел какой-то недовольный (трезвый). Потом вспомнил, что забыл на склоне свои лыжи, сел в машину и уехал. Лыжи так и лежали на склоне, его дожидались. Как он сказал, что он не один такой, там и другие лыжи были. А ещё одни беговые лыжи стояли, воткнутыми в снег, недалеко от склона рядом с дорогой. Сколько дней мы там проезжали, лыжи так и стояли. Хозяин видимо забыл, куда их воткнул.

Сергей долго не возвращался, Лена даже заволновалась, связалась с ним по рации, а оказалось, что он просто сидит в гостях у Першиных.

Детей прогрели в сауне, в душ сходили. Красота!

Ира дала мне почитать свой рассказ. И я была очень удивлена, как она пишет. Совсем по-взрослому. Такие фразы, слова. Я бы так никогда не смогла бы написать. И сюжет такой интересный. Фэнтэзи. Мне очень понравилось. Она вообще классная девчонка. Совсем не замечаешь, что ей всего-то 15 лет. Ещё она классно рисует, играет на пианино и на гитаре. Я ей просто восхищаюсь. Мне с ней было очень интересно общаться. И дети её так полюбили. Даже спрашивали, сможем ли мы с ней летом куда-нибудь поехать. Она им на ночь Хоббитов читала.

x

День четвёртый. 5 января 2009 г. Понедельник.

2009-01-05 18-34-23-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 18-34-23-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-05 18-45-49-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 18-45-49-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-05 18-46-54-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 18-46-54-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-05 18-52-38-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 18-52-38-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-05 18-56-10-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 18-56-10-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-05 19-25-54-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 19-25-54-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-05 19-26-54-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 19-26-54-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-05 19-29-52-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 19-29-52-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-05 19-30-54-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 19-30-54-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-05 19-31-23-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 19-31-23-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-05 19-34-44-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 19-34-44-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-05 20-31-52-Финляндия-Музей Северного сияния 2009-01-05 20-31-52-Финляндия-Музей Северного сияния
2009-01-06 11-35-38-Финляндия 2009-01-06 11-35-38-Финляндия
2009-01-06 11-37-12-Финляндия 2009-01-06 11-37-12-Финляндия

Я поставила будильник на 9 утра, чтобы в этот день выехать пораньше и успеть сделать больше дел. Но в доме стояла такая тишина, что и я тоже решила ещё поспать. Встали только в 10:30. Собирались мы очень долго. Из дома выехали только в 12:41. Просто нереально собрать всех детей, да ещё самим собраться быстрее. У нас каждый раз выходило по два часа.

Так как у Першиных было оплачено ещё одно занятие с инструктором на 12 часов, то было решено вначале поехать покататься на лыжах, а после обеда съездить в Аметистовый рудник (от нас 15 км.) и в музей Северного сияния. Всё это по пути.

Я сидела в машине с открытым окном, Игорь ушёл в прокат. Ко мне подошли двое людей и спросили, где здесь склоны покруче. Я ответила, что мы новички, мы покруче не ищем. На что они мне ответили: «На такой машине не могут быть новички!»

Опять взяли напрокат ботинки и шлемы. Но в этот раз поехали на семейную горку. Там уже подъёмники платные. Ира тоже поехала с нами на семейную горку. Вчера она только училась кататься на сноуборде на детской горке. И в основном провела время на попе. Но она всё же решилась попробовать скатиться с большой горы. И правильно сделала, у неё всё прекрасно получалось, она даже почти и не падала. Дети тоже смело катались с самой верхотуры. Я же выходила где-то на середине горы. Но для меня и это было подвигом. Если подняться выше, то там склон намного круче, а с середины начинается длинный довольно пологий, широченный склон. Вернее там два склона, слева и справа от подъёмника. Первое впечатление. Мне не понравилось, было страшно. По сравнению с детской горкой намного круче и длиннее. Но, скатываясь второй и третий раз, я начала входить во вкус. Один раз я даже решилась и поднялась на самый верх горы. Да ещё и с видеокамерой. Я засняла, как скатились дети, Ира и Лена. И как только они съехали, я поняла, что мне тоже как-нибудь придётся отсюда съезжать на лыжах или на заднице. Стояла я там долго. Передо мной поехала одна девушка, да так повалилась, что долго потом сидела, не вставала. Я решила спуститься ёлочкой, но быстро поняла, что у меня это не выйдет, склон крутой. Но когда один малыш лет трёх, не больше (смотрелось это так: лыжи и почти сразу шлем) играючи съехал с этой горы. Я сказала себе, что я тоже смогу это сделать. Очень медленно и аккуратно (чтобы не упасть и не разбить видеокамеру) я начала свой спуск. Ехала я так. Еду вправо, почти перпендикулярно горе, лишь с небольшим уклоном вниз. Разворот. Теперь влево. Разворот. И так далее. Но зато, когда я достигла середины горы, с которой уже каталась, я получила от спуска такое огромное удовольствие. Я ехала, наслаждаясь. Больше я не решилась заехать на самый верх. Видимо для меня это ещё слишком рано, я ещё не настолько чувствую лыжи. А бояться мне больше не хотелось.

Дети же спокойно гонялись с самой верхотуры по обоим склонам. Даже прямо по лесу съезжали между деревьев. Игорь проехался с ними, сказал, что там почти один лёд. Он тоже смело катался с самого верха. Лена очень хорошо и красиво катается, так грациозно. Вот бы мне так научиться.

Часа три катались на лыжах, потом поехали в коттедж обедать. Пока поели, пока переоделись, пока собрались, выехали из дома только лишь в 16:55. Поехали в аметистовый рудник. По дороге увидели указатель на оленью и собачью фермы, решили туда заехать и узнать что к чему на обратном пути. Подъехали к аметистовому руднику. Оказалось, что к самому руднику подъехать на машине нельзя. Зато висит рекламный щит, на нём было написано, что организованные экскурсии проводятся от этого места каждый день в 12 и в 14. Мы решили заехать сюда в следующий раз.

Поехали в музей Северного сияния. Я думала, что туда уже ехать бессмысленно, потому что все музей в Финляндии работают до 17-18 часов. А времени было уже пять по местному времени. Но мужчины решили ехать. И как оказалось в итоге, они были правы. Добрались мы до музея в 18:30 (по Москве). Место называется Pohian Kruunu. The House of the Northern Lights, Valisuvannontie 13, Sodankyla. Музей находится в 11 км от Sodankyla на юго-восток.

Игорь забил этот адрес в IGo, и он нас вывел к этому месту. Приехали, наши мужчины пошли выяснять, что к чему. Оказалось, что нам жутко повезло. Мы поймали профессора, который проводит экскурсии прямо на пороге. Он собирал вещи, чтобы куда-то уезжать. Оказывается, что туда надо заранее бронировать экскурсии. Профессор согласился провести для нашей группы экскурсию. Стоило это 17 Евро со взрослого, с ребёнка половину. Малышей не считали. Экскурсия проходит в иглу. На потолке экран. На экране нам показывали фото и видео. Профессор сам занимается исследованием этого явления. Он нам всё рассказывал на английском языке. Кирилл с Ирой переводили для детей. Северное сияние можно и сейчас увидеть в Лапландии, но поймать его очень сложно. Весь процесс занимает минут 10-15, но самая красота длится всего минуты две. Чтобы его увидеть надо всю ночь его караулить, но ещё и не факт, что оно будет.

В иглу всё очень удобно устроено, чтобы сидеть и смотреть в потолок. Под головой мягкие подушки. В подарок каждому из нас вручили открытки с изображением северного сияния. Ещё мы там купили фильм за 5 Евро о Северном сиянии. Экскурсия длилась минут 45. В 19:30 мы уже выдвинулись в обратный путь.

На обратном пути заправились.

Дизель. 51,40 Евро. 0,98 евро за литр.

Ещё мы совершили налёт на местный супермаркет. Все одиннадцать человек нашей экспедиции ввалились в супермаркет и начали опустошать полки. В следующий раз, когда нам надо было что-то купить, Серёга уже говорил так: «Все сидят в машине, в магазин идут двое». Потому что собрать всех по магазину оказалось не так-то просто.

Вечером никаких застолий не устраивали. На следующий день было решено поехать к Санта Клаусу. Планировали выехать в 8 утра, чтобы в 10 (к открытию) уже быть на месте.

x

День пятый. 6 января 2009 г. Вторник.

2009-01-06 12-00-00-Финляндия1-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 12-00-00-Финляндия1-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 12-00-00-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 12-00-00-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 12-06-28-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 12-06-28-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 12-07-14-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 12-07-14-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 12-08-23-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 12-08-23-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 12-15-02-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 12-15-02-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 13-17-38-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 13-17-38-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 13-21-04-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 13-21-04-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 13-25-04-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 13-25-04-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 13-25-47-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 13-25-47-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 13-26-52-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 13-26-52-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 13-43-48-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 13-43-48-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 13-44-24-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса 2009-01-06 13-44-24-Финляндия-Рованиеми-Деревня Санта Клауса
2009-01-06 14-26-00-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк 2009-01-06 14-26-00-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк
2009-01-06 14-26-01-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк 2009-01-06 14-26-01-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк
2009-01-06 14-26-20-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк 2009-01-06 14-26-20-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк
2009-01-06 14-40-24-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк 2009-01-06 14-40-24-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк
2009-01-06 14-41-07-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк 2009-01-06 14-41-07-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк
2009-01-06 14-42-47-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк 2009-01-06 14-42-47-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк
2009-01-06 14-43-21-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк 2009-01-06 14-43-21-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк
2009-01-06 14-44-20-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк 2009-01-06 14-44-20-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк
2009-01-06 14-44-46-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк 2009-01-06 14-44-46-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк
2009-01-06 14-44-54-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк 2009-01-06 14-44-54-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк
2009-01-06 14-45-55-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк 2009-01-06 14-45-55-Финляндия-Рованиеми-Санта Парк

В эту ночь я очень плохо спала, можно сказать, что почти и не спала. К нам в кровать забралась спать Кристина. Я каждый два часа вскакивала и смотрела на часы, потому что очень боялась проспать и не попасть к Санта Клаусу.

В 7:30 мы уже все встали. Но выехать удалось лишь в 9:26 (8:26 по местному). Но для нас это считается быстро.

Часов в 10 мы уже были в Рованиеми в Santa Village. Деревня Санта Клауса состоит из резиденции Санта Клауса, почты, сувенирных магазинчиков и кафе. Посередине площади построены ледяные горки. Очереди не было. Долго собирали свою группу, потому что все рассыпались по сувенирным магазинам. Наконец-то все собрались, и мы вошли внутрь. Внутри всё очень по-сказочному оформлено, огромные часы с маятником (я помню только маятник, были ли там часы?). В комнату к Санта Клаусу пускают группами. Мы зашли. Там сидел настоящий Санта, большой, в красивом костюме. Каждой семьёй отдельно мы подходили к Санте, чтобы сфотографироваться. Санта Клаус пожал нам всем руки и на русском языке поздравил с Рождеством, пожелал всего хорошего. Его помощник гном нас сфотографировал. Самим там фотографировать нельзя. Время посещения заняло минут пять от силы. При выходе предлагают купить фотографии. Одна большая фотка 25 евро или пять маленьких с открытками - 30 Евро. Мы взяли пять маленьких, чтобы потом в альбомы вставить, большая фотография не поместится. Ещё предлагали купить видео, как мы посещали Санта Клауса. Стоит диск тоже 30 Евро. При выходе его дают посмотреть. Но мы никто брать не стали. Смотреть там нечего. Ещё там была одна услуга, чтобы Санта Клаус подарил подарок, но подарки можно выбрать только по их каталогам. Там были мягкие игрушки, но очень дорогие. Зато от имени Санта Клауса нам всем подарили подарки Лена и Сережа. Мне достался изумительный шарфик и маленькие сувениры. Дети получили по свитера для горнолыжного спорта и маленькие игрушки. Мы с Игорем не ожидали. Попали в глупое положение, потому что мы-то никому подарков не приготовили. Было очень приятно. Теперь мы их должники.

Дети довольны, только вот маленькая Настя ничего не поняла. При выходе её спросили, понравилось ли ей. Она сказала, что понравилось, но только где же Йеллоу Пуки (так по-фински называется Санта Клауса).

После этого мы решили ехать в Санта Парк, проскочить, пока не слишком много народу. А сюда было решено вернуться ещё раз вечером, когда включат подсветку.

Санта парк находится всего в нескольких километрах от Санта Village. Оставили машины. На парковке половина машин с русскими номерами, остальные с финскими, как мы потом поняли, это в основном прокатные машины, и на них тоже ездят русские.

Санта парк находится под землёй, в него ведёт длинный туннель. Вход стоит 25 Евро со взрослого и 20 Евро с ребенка. Но я чуть не прошла бесплатно. Подхожу, а при входе эльф мне говорит: «Пожалуйста, в кассу» Я ему ответила, что мои дети уже в раздевалке, и я иду к ним» Он же меня понял по-другому и сказал: «Вы с группой, проходите» Там многие приезжали на туристических автобусах с группой, и он принял меня за одну из них. Покупаешь билеты, потом можно раздеться. Но за оставленные в гардеробе вещи, они ответственности не несут. Вещи вешают посетители сами и забирают тоже сами. Мы всё же сдали вещи, детям я переодела тёплые брюки на джинсы, внутри очень тепло.

Нам дали карту Санта парка, даже извинились, что остались только карты на английском языке, на русском уже разобрали. Вначале мы все пошли кататься на паровозике. Пришлось постоять в очереди. Много желающих (наверное, потому что это почти единственное развлечение, которое уже входит в стоимость билета, и за него не надо больше платить). Вагончики рассчитаны на четыре человека, все дети наши вместе с Ирой загрузились в один вагончик и уехали первыми, потом взрослые. Паровозик катает по временам года. Внутри всё очень красочно выполнено. Различные фигуры, всё движется. Мне запомнилась комната, в которой гномы делают подарки. Вагончик едет медленно, успеваешь всё рассмотреть.

В следующей комнате за аттракционом сидит Санта Клаус. К нему мы не пошли. Не хотелось снова платить 30 Евро за фото, да и детям не сказали. Хватит с них одного Санты. Рядом опять же почта Санта Клауса. Можно заказать письмо от Санты. Но мы не стали. Два года назад Лена и Сергей с детьми уже были у Санта Клауса и за 6 Евро заказали письмо, но оно к ним не пришло. Мы решили не тратить деньги. Ещё там можно было купить сертификат о пересечении полярного круга. Вообще-то линия полярного круга находится в Santa Village. Но сертификат можно и здесь купить. 10 евро. Мы решили остаться без сертификата.

Зашли в Пряничную пекарню. Там продаёт сладости старушка Миори, жена Санта Клауса. Сладости очень дорогие, мы только купили упаковку с шестью крошечными шоколадками за пять Евро. Ещё всем детям купили по большому имбирному прянику, приготовленному по секретному рецепту! Этот пряник дети украшали самостоятельно. На столах лежат пакеты с разноцветными кремами. Можно создать свой собственный пряник. Стоит это удовольствие 3 Евро, да ещё 2 Евро коробочка, чтобы довести эти произведения искусства до дома и показать родственникам.

Почти каждый час в центральном зале-кафе начинается шоу гномов (они себя называют эльфами) Ближайшее было в 13:30. Но когда мы пришли, в зале уже не было ни одного свободного столика. Отыскали четыре свободных стула за одним столом. Но когда началось представление, то дети пошли и сели на пол перед сценой, чтобы лучше видеть. Представление красочное, гномы (извините, эльф) танцуют на сцене. Но длиться всего-то 10 минут. За одним столиком с нами сидела (чудеса, мир тесен) знакомая Сергея. Девушка из тур агентства, которая нашла и забронировала нам наш коттедж. Вот так бывает. В один день, в один час, за одним столиком, в далёкой Лапландии.

Цены в кафе очень высокие. Например, бутылочка 200 г. сока стоит 5 Евро! Это 200 рублей. Для сравнения в Москве пакет двухлитрового сока стоит 60-80. И всё в том же духе. Дети захотели есть, но мы уговорили их, что кушать будем в Санта Village, здесь купили только попить, да ещё открыли пачку печенья.

В 13:30 начиналось представление, а в 13:45 – школа Эльфов. Мы долго решали, что же делать, хотелось успеть и туда и сюда. Школа Эльфов тоже проходит каждый час, но ждать следующего часа не хотелось. Но так как представление оказалось таким коротким, то мы спокойно успели в школу Эльфов. У входа собралась целая толпа. Когда эльфы протискивались, Игорь сказал детям: «Смотрите, гномы идут». На что главный из них ответил: «Не гномы, эльфы!»

Главный эльф с нами знакомился и попросил поднять руки, кто прибыл из России. Руки подняли практически все. Он спросил, есть ли кто-нибудь из других стран. Так поднялось ещё две руки из Италии, пара из Америки и одна из Украины. Эльф попросил всех построиться в очередь и сказал, что в школу могут пройти только сто человек, остальным было предложено прийти через час. Что тут началось, все хотели попасть именно сейчас. Так эльф говорил по-английски, но тогда на русском языке он крикнул: «Это не базар, это школа эльфов!» Но толкаться люди не перестали. Мы стояли одни из первых и без проблем прошли внутрь. Вначале нас собрали в маленькой комнатке, а потом по низкому коридору, взрослым приходилось нагибаться, мы прошли в саму школу. Там было много места, куда можно сесть. Все расселись. Эльфы учили нас говорить волшебные слова. Слова эти надо говорить, выполняя специальные движения. Было забавно. Не понравилось только поведение нескольких товарищей. Когда эльф попросил всех встать, пару человек остались сидеть. Эльф сказал: «Вы же пришли в школу эльфов, встаньте» Но они просто помахали в ответ, что не хотят. Зачем же, спрашивается, они туда пришли? Потом эльфы учили танцевать какой-то танец. Длилось это минут 10. Детям интересно, всё сделано сказочно как-то. Но вот потом была подстава. Когда эльф всех вывел и попросил построиться в полоску. Он предложил детям получить настоящий сертификат, о том, что они прошли школу эльфов. Дети с горящими глазами стоят в очереди, а эльф говорит: «Приготовьте, пожалуйста, 10 Евро!» За сертификат! Что остаётся родителям, кроме того, что лезть в карман и доставать деньги. Ведь нельзя же испортить детям праздник, ощущение чуда. Но и нельзя так разорять родителей. 410 рублей за бумажку. Конечно же бумажка красивая, да и подписывал её сам главный Эльф, настоящим пером, макая его в чернила.

Потом мы с детьми посетили мастерскую Санта Клауса. Там дети смастерили маленьких Санта Клаусов. Все заготовки лежат на столе, можно всё брать и творить. Это бесплатно. Поделку можно оставить там, на стене весит огромное количество самых разных Санта Клаусов, а можно забрать с собой на память. Мы забрали с собой.

Потом дети ещё разок прокатились на паровозике «Санях Санта Клауса». Так это называется. Правда, очередь к этому времени увеличилась.

Ещё там была ледяная галерея с ледяными фигурами. Мы посмотрели через стекло, заходить внутрь не стали. Вход туда тоже 10 Евро. Но вот в ледяной бар я, дети и Ира всё же зашли. Чтобы туда зайти надо что-нибудь купить выпить. Стопка сока (именно стопка, а не стаканчик) стоит 5 Евро. Стопка водки 10 Евро. А водка из стакана, выполненного изо льда 14 Евро. Мы все купили по соку и зашли внутрь. Температура там минус пять градусов, у всех быстро покраснели носы. Всё выполнено изо льда: стойка бара, стол, стулья. Так красиво! Мы сделали много фотографий. А стаканчики, когда в них налито что-нибудь светятся! Эти стаканчики можно забрать с собой, как сувенир. Мы забрали. Теперь это будут штрафные стаканчики. Сразу видно, если человек выпил не до дна, то стаканчик светится.

Мы опять вернулись в Santa Village. Уже начало темнеть, везде включили подсветку. Очень красиво там побывать именно в темноте. Мы пообедали в местном кафе. Заказали картошку фри, пиццу и колу. Это самое дешевое, что можно было там заказать. Лена и Надежда пошли в магазин Сваровски, а дети стали кататься на ледяной горке. Потом мы снова объединились все вместе и пошли осматривать ледяной дворец, который находится рядом с Santa Village. Вход в него стоит 12 Евро со взрослого и 8 с ребёнка. Мы купили семейный билет, который стоит 30 Евро на всю семью. Ледяной дворец – это самое впечатляющее место, которое обязательно стоит посетить. Там был домик, стены которого полностью выполнены изо льда, ледяные столы и лавки, рядом ледяной бар, в котором можно было заказать напитки. Мы ничего не заказывали, потому что только что плотно поели. Ещё там была ледяная комната с ледяной кроватью, покрытой оленьими шкурами, ледяная печь, ледяные окна, вешалки, - всё изо льда. Очень впечатляет. Рядом была построена ледяная горка, с которой кататься надо на надувных кругах, таких как в аквапарках. Эти круги лежат тут же рядом с горкой. Можно брать и кататься. Немного страшно вначале, но весело. Народу на территории было очень мало, почти что мы одни, да ещё парочка человек. Так что мы получали удовольствие сполна. Ещё там были ледяные туннели, в которые можно попасть только ползком на четвереньках. И тут мы все впали в детство. Это так весело лазить в ледяном туннеле! Один туннель заканчивается комнатой из снега, полностью заполненной белыми шарами из пенопласта, как в детских игровых комнатах. Теперь я поняла маленьких детей, которые не хотят выходить из игровых комнат. Так приятно лежать, полностью засыпанной шарами! Другой ход, очень  длинный (метро 5, а то и больше) приводит в ледяной лабиринт. Мы по нему носились, как сумасшедшие. Я и Ира бегали за детьми, потом они за нами.

Ещё по этому ледяному парку можно было покататься на санках, на карусели, поиграть в ледяной боулинг. Рядом был залит маленький каток. А рядом лежало несколько пар коньков. Кто хотел кататься, мог взять коньки и кататься. К сожалению, на это у нас уже не хватило времени. Посередине парка есть деревянный домик. Внутри этого домика горит костёр, в нём сидят те, кому холодно (это те, кто не бегает, как сумасшедший). Нам было тепло, потому что мы бегали. А ещё там был такой как бы амфитеатр изо льда. Посередине него тоже горел большой костёр, а рядом лежали дрова. Кому холодно, мог сам подбросить побольше дров.

Я ещё мечтала в Рованиеми посетить музей Арктикум. Про него очень много хороших отзывов в Интернете. Музей работает до 6 часов вечера. А времени было уже почти пять. Я думала, что мы туда уже не успеем. Но Игорь сказал, что успеем, и мы поехали. До этого музея было ехать недолго, правда, мы не сразу нашли к нему подъезд. В 17:20 мы всей толпой вбежали в здание музея. Купили билеты. 12 Евро взрослый, 5 Евро детский. Мы опять купили семейный билет 25 Евро. Для нашей семьи из четырёх человек это оказалось выгодней. Даже не стали переодеваться, сразу же побежали по залам.

Музей просто потрясающий, я ни капельки не жалею, что мы в него заехали. Лена потом мне рассказала, что они все довольно скептически отнеслись к моей идее поехать в какой-то там музей Арктики. Но в итоге остались очень довольны. До закрытия у нас было только 40 минут! А чтобы обойти и просмотреть весь музей, нужно несколько часов. В музее мы видели и национальную одежду, и национальные жилища и лодки лапландцев. Рассмотрели зал с северными животными. Мне понравился стенд, на котором были показаны разные животные и птицы Севера. А рядом можно было, нажав нужную клавишу, послушать, какие звуки издают в природе те или иные звери и птицы. Очень познавательно. Побывали в комнате, в которой можно лежать и смотреть мини-фильм про Северное сияние. В этом музее очень многое можно опробовать самим. Мне вот что запомнилось: монитор, на котором можно самим изменять температуру и влажность воздуха, и от этого меняется вид снежинки. Ещё понравился аппарат, который работает как сильное увеличительное стекло. А рядом на стенде представлены образцы шкур разных животных. Можно, проведя этим аппаратом по волосам (мы и по своим волосам водили), увидеть на экране структуру этого волоса. Игорь, таким образом, обнаружил у себя на голове образующуюся лысину J. Ещё можно засунуть голову в отверстие и почувствовать, как происходят обвалы в горах. Там видно картину и слышен шум. Описать всё это довольно сложно, но там действительно классно. Интересно было всем. Почти в каждом зале есть телевизоры и по ним показывают какие-то познавательные фильмы. А если надеть наушники, рядом висящие, то можно и послушать. Например, на одном экране показывали, как лапландка что-то шьёт, режет (типа народное творчество, я так поняла), а в наушниках слышны звуки режущих ножниц и т.д. Жаль только, что у нас было так мало времени. За пять минут до закрытия нас попросили покинуть залы музея.

Уставшие мы поехали обратно в наш коттедж. А вечером устроили праздничный рождественский ужин. Готовила Лена, мы только помогали немного. Лена очень вкусно готовит. Приготовила национальные пирожки с рисом (купили в магазине замороженные). Мне понравились, вкусно, только немного пресновато. Лучше всего их есть с кусочком копчёной оленины. Дети смотрели телевизор, играли в прятки.