Чулым от с. Новобирилюссы до с. Тегульдет 26 июля – 9 августа

В этом районе Чулым идёт в пределах Чулымо-Енисейской котловины, где разбивается на рукава и часто меняет русло.

26 июля   Переезд

Встали рано, собака бродячая разбудила, облаяв нашу палатку. Позавтракали и пошли к остановке, путь к которой нам описали накануне вечером. Надо было подняться в гору и дойти до здания администрации (напротив – Дом Культуры) на краю села. Шли полчаса без единого отдыха. Устали, т.к. рюкзаки тяжёлые. Точное время отправления нам не сказали: то ли в 8 утра, то ли в 9. Вышли заранее, чтобы не опоздать.

Село Подсосное связано с городом Назарово маршрутками, но маршрутки – проходящие. Наличие мест зависит от того, сколько человек в них село на предыдущих остановках. Нам повезло, места были, а маршрутка подошла в 8-45. Водителю не понравились наши рюкзаки, но мы его быстро успокоили, купив для рюкзаков ещё один полноценный билет.

Маршрутка довезла до автостанции в Назарово. До очередного автобуса в Ачинск был всего час. Мы только и успели, что купить билеты да зайти в рядом стоящий рыболовный магазин, приобрели червяков. Автобус был современный комфортабельный. Дороги до Ачинска не помню – спала.

В Ачинске сразу купили билет до Новобириллюс. До отправления автобуса было около двух часов, поэтому походили по магазинам и перекусили беляшами и чебуреками, продающимися тут же на вокзальной площади. Они нам понравились ещё в прошлом году, когда мы уезжали с Енисея. Кроме всего прочего, купила ведро с крышкой. Удобно им пользоваться при сплаве.

Автобус подали небольшой, старого типа, ПАЗик.

С автобуса Ачинск – Новобирилюссы вышли, не доехав до конца несколько километров. Мы отслеживали по навигатору, где едем. Обнаружили, что дорога, которая нарисована на карте, не соответствует действительности. За эти годы проложили новую. В сами Новобирилюссы мы ехать не хотели. Нам нужна была природа, чтобы сделать катамаран. Старая дорога шла в непосредственной близости от берега Чулыма, а вот новая была на определённом расстоянии. Где нам лучше выходить, чтобы оказаться поближе к Чулыму? Вопрос! Покинули автобус неожиданно для себя и чисто по наитию – на перекрестке выходили пассажиры, мы встрепенулись и тоже сошли (мт 82).

Трасса, мимо снуют машины, жара, духота. У обочины переоделись в походную одежду, взяли азимут на Чулым и по скошенному лугу пошли. Луг закончился, а далее тайга стеной. Что такое ходить по тайге без дороги, мы прекрасно знаем. Поэтому свернули на какую-то неясную тропинку, которая вывела нас на заросшую просеку. По просеке вышли на очередной луг. Там работала бригада – косили. Проконсультировались, где нам лучше идти. По полученному описанию, вышли на дорогу, идущую в сторону пионерского лагеря (нарисован на карте). Кстати, именно в районе пионерлагеря мы первоначально планировали делать катамаран. По этой дороге мы и дошли до Чулыма.

Лагеря давно нет, осталось только место (мт84) на высоком берегу, которое очень популярно у местных жителей. Пока мы там были, то и дело подъезжали рыбаки, оставляли рядом с нами свои транспортные средства, накачивали лодки и отправлялись на рыбалку.

В сумме очень насыщенный и тяжёлый день. Утром мы были ещё в Подсосном, а вечером отбивались от комаров недалеко от Новобирилюсс.

27 июля

До обеда построили катамаран и сразу же отчалили, т.к. мы стояли на маленькой полянке в лесу и, следовательно, было море голодных комаров. От них и сбежали, не смотря на то, что на момент сбора катамарана у нас была запланирована днёвка.

Мы оказались на совершенно другом Чулыме: река стала шире, спокойнее, течение медленное и плавное. Растительность из лесостепной превратилась в таёжную.

Берега Чулыма

Но основные свои черты Чулым сохранил. Он всё также закладывал дуги, подмывал берега, образовывал большие отмели, а в русле точно также встречались мели, коряги, смытые деревья.

Незадолго перед отчаливанием усилился ветер, но т.к. река петляет, то он получался то попутный, то встречный.

Новобирилюссы – большое село. Вдоль реки тянется километров на пять. Есть несколько магазинов. И еще в Новобирилюссах нам запомнилась очень красивая кедровая роща по берегу. Загляденье.

Сделав один зигзаг после Новобирилюсс, на галечной отмели остановились на бивак (мт 85), потому что ветер к вечеру стал очень сильным, плыть было крайне тяжело, а деревья ревели от ветра. На небе чёрные мрачные быстро несущиеся тучи, иногда морось. Температура воздуха упала.

28 июля

С утра погода хорошая. Небольшой ветер, лёгкая облачность.

Река Чулым

Участок Чулыма от Новобирилюсс до Бирилюсс очень популярен у местных рыболовов из-за транспортной доступности. Кроме того, вода в реке успела очиститься после крупных населенных пунктов, и рыбы стало больше. Мы часто видели рыбаков, наблюдали за ними и учились у них приемам ловли рыбы на этой реке. Уроки не прошли даром. В этот день у нас получилась первая удачная рыбалка. Душу отвели.

И в этот же день встреченные рыбаки предупредили нас о наличие в лесу медведей. Они порекомендовали останавливаться только на правом берегу, как более безопасном в этом районе. Мы их предупреждение встретили шуточками, т.к. на реке очень много рыболовов, транспорта. Какие могут быть медведи, если так многолюдно?

После обеда ветер усилился. Очень устали с ним бороться.

Отмелей встречалось мало, долго искали место для бивака. Нашли непосредственно перед Бирилюссами (мт 86).

Вечером тихо, холодно, туман, небо безоблачное.

А ночью меня пугали резкие сильные всплески на мелководье. Я даже боялась этих звуков. Потом нам объяснили, что это вероятно развлекались бобры.

29 июля

На долину Чулыма опустился смог, от этого солнце красное. Отдалённые пейзажи как в тумане.

Бивак на галечной отмели

Утренний туман

Легкое плавание. Тихо, безветренно. Чулым течет очень медленно. Одна надежда на вёсла. Заметили, что и здесь, как в верховьях, в некоторых местах карта не соответствует действительности: Чулым замывает старые протоки, образует новые. Даже спутниковые карты за этими изменениями не успевают.

Берега Чулыма

Перед Бирилюссами – понтонный мост. Обнос по правой стороне. С понтона многочисленные рыбаки ловили уклейку. На берегах полно машин. Говорят, что во время хода крупной рыбы здесь очень хорошо можно поймать.

Обнос паромной переправы

В течение дня видели несколько рыбацких стоянок. До этого они нам не встречались. На одной такой стоянке мы высадились для рыбной ловли – место нам показалось очень перспективным. На этом бережку нашли одну точку, с которой клевало на каждом забросе. Мы и не заметили, как у нас оказалось полведра уклеек, плотвичек, язей. Остановиться нас заставило понимание, что столько не съедим.

Река Чулым

Обед не стали готовить, просто перекусили.

Берега Чулыма

Доплыли до острова, который находится напротив впадения самого крупного притока Чулыма – Кемчуг. Мы ушли в левую протоку, поэтому впадения Кемчуга не видели. Здесь нашли небольшую галечную отмель, над которой высились ели. Этот бивак (мт 87) оказался одним из самых красивых за период нашего сплава по Чулыму. Ради этой красоты мы решили потерпеть комаров, которых всегда было много возле растительности.

Недалеко от впадения р. Кемчуг

Кинооператор за работой

Добавка к обеду

Жарится рыба

На противоположном берегу у кромки воды стояла простенькая палатка. Мы видели, как к палатке из глубины леса (там заимка) подъезжал на мини-тракторе парень и набирал себе воду.

Вечером поймали парочку щук и несколько крупных окуней. Долго жарили рыбу, потом объедались.

А вот солнышко, красное от смога, закатилось в тучу – нехороший признак.

30 июля

Примета сбылась – на следующий день циклон осчастливил нас. Выплыть мы успели, но вот поплавать почти не удалось. Дождь с каждым часом набирал силу, но мы, облачившись в защитную одежду, всё равно плыли до тех пор, пока не замёрзли. К этому времени так обложило, что ничего не стало видно. Беспросветность полная.

Долго искали место, где бы дождь переждать. Отмелей не было, а острова попадались совершенно голые, к берегу не причалишь – обрывистые. Поэтому мы очень обрадовались узенькой галечной полоске, над которой вверху стояли две сосны. Потом они дали нам дрова, и мы приготовили обед, когда дождь немного утих.

После обеда плавали мало. Нашли отмель и встали на бивак (мт 88). С отмели ловилась мелочь. Пожарили.

Тучи низкие, циклон.

Ночью у берега опять громкие страшные всплески. Я даже Владимира разбудила, и он с фонариком ходил проверять, кто это нам спать мешает. Никого не увидел, только круги по воде. Но после его визита всплески прекратились. Кто-то и нас боится.

31 июля

С утра облачность, дождь, встречный ветер. По погодным условиям остались на днёвку. Во второй половине дня погода в целом стала улучшаться, но ближе к вечеру сформировались мощные дождевые тучи, которые поздно вечером разразились грозой.

1 августа

Погода наладилась. Выплыли.

Река однотипна: поворот налево, поворот направо. И так без конца. Берега настолько похожи друг на друга, что иногда кажется – тут уже проплывали.

Чулымская тайга
Чулым становится все шире

Дошли до Промбора, который является стартовой площадкой для очередной порции рыбаков. На берегу машины, лодки, люди. Ниже его напротив Подкаменки – причал с пассажирскими катерами и паром, двигателем которого является трактор. Интересная такая конструкция, ранее мы такого не видели.

Ближе к обеду начался сильный встречный ветер, все руки выдернула. Обычно мы при встречном ветре старались держаться основной струи, чтобы течение хоть чуть-чуть помогало, но после Промбора на реке очень много моторок, туда-сюда шастают, и все идут тоже по струе. Нам приходилось держаться в стороне, т.к. наша скорость не сопоставима с той, которую развивают японские моторы. Вдруг не успеем в сторону свернуть. Многие проплывали в непосредственной близости от нас – как же, удивительная конструкция нашего плавсредства для этих мест.

Пока солнце за тучами, откровенно холодно. Стоит ему выйти на чистое небо – сильнейшая жара. Такие вот контрасты.

При поиске места для обеденного перерыва причалили к одной небольшой галечной отмели, но быстро ушли с неё, т.к. впервые на Чулыме увидели медвежьи следы, мамаша с пестуном. Несколько цепочек следов (старые и новые) шли от воды в лес. Место занято. Надо уходить.

Пришлось на обед останавливаться на песке, что мы крайне не любим, т.к. песок вездесущ. Да ещё ветер так усилился, что наметал песчинки в еду, сдувал миски. Короче, всякие мелкие неудобства.

После обеда ветер продолжался. Как он нам надоел! Я мечтала о лёгком прогулочном сплаве по Чулыму, а тут – сплошная борьба, и руки болят от весел.

Под вечер попалась галечная отмель, что теперь бывает крайне редко. Остановились на её верхнем конце и наловили полведра рыбы. Рыбалка – единственная отдушина при этом сплаве. Дальше не пошли, провели катамаран вдоль отмели туда, где галька мелкая и плотная (мт 89), что удобно для постановки палатки, и организовали бивак.

Типичное место бивака на Чулыме
Вечерние краски
Перед Мелецком

А вечером у нас был гость. Из леса вышел лисёнок. Глупый, непуганый. Ходил полчаса вокруг нас, смотрел. Угостила рыбой. Не взял.

Лисенок

2 августа

Наконец-то погода наладилась, даже ветер почти не доставал нас, только на отдельных поворотах в районе обеда.

Песчаные пляжи Чулыма
Чулымские пляжи

Плыли и плыли.

Запланированное место ночевки на крутом повороте после д. Сопка было занято большой компанией. Отмечали день ВДВ, пьяная молодежь. Сказали, что каждое лето сплавляются (на моторках) от Промбора до Пасечного. Им тут нравится, красивые места, хорошая рыбалка. Один раз они сплавились от Пасечного до Тегульдета. Им там им было очень неинтересно, больше на тот участок Чулыма они не пойдут. Кстати, эта компания привезла с собой 300 кг камней для изготовления походной бани, т.к. на берегах Чулыма камней совершенно нет, а они тут бывают ежегодно.

Нам пришлось уйти дальше и встать на песчаном пляже (мт 90).

Вечер на Чулыме

Днём Владимир поймал большую щуку. За вечер не смогли съесть.

Вечером холодно, мошка и комары приутихли.

3 августа

Отличный день. Наверно, самый лучший за период сплава по Чулыму. Безветренная тихая погода, с небольшой облачностью.

Цветущие на песке
Берега Чулыма

Элегантно выполнили дневную норму до обеда.

Хотели половить рыбу в старицах, но не тут-то было. Все старицы в моторных лодках, до 10 штук в одном месте. Или вот: на карте обозначен «сарай», около него 9 лодок, а рыбаки дружно, рядком, в одном месте с удочками сидят. Маскируются, мол, мы невинные. Мы же, идя по Чулыму, а глаз у нас намётан, видели множество сетей. Какие-то стояли открыто, другие мы узнавали по верёвке, привязанной к чему-нибудь на берегу, и круто уходящей вниз. Вот, оказывается, куда все ехали от Промбора. Вот, где основное место ловли – на границе Чулымского заказника.

Государственный биологический заказник "Чулымский" является особо охраняемой природной территорией краевого значения.

Заказник "Чулымский" организован с целью охраны и воспроизводства популяции осетра, стерляди, ленка, нельмы и тайменя - ценных видов рыб, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края, а также охраны водного комплекса реки Чулым в границах Тюхтетского муниципального района.

На территории заказника запрещается:

промышленное рыболовство;

любительское и спортивное рыболовство охраняемых видов водных биоресурсов - осетра, стерляди, нельмы, тайменя, ленка;

Кстати, на границе заказника в красивом сосновом бору по левому берегу стоит фешенебельная дача. Мы это место приметили издали и хотели там остановиться, т.к. в сосняках мало гнуса, а дров полно. А когда подплыли – шикарный дом, лодки, люди. Даже обидно стало – опять надо искать галечную отмель.

Вскоре после обеда такую отмель увидели и без раздумий остались на ней. Кстати, она уже находилась в Чулымском заказнике. Место красивое (мт 91). Над нами высятся ели, а на берегу следы оленя и лисицы.

Вечером Владимир поймал на спиннинг несколько окуней и самую большую щуку за поход.

Добыча
Вера со щукой

И еще вечером наблюдали, как рыбаки, стоящие за пределами заказника, быстро-быстро вплывали в заказник, ставили там свои сети и перемёты. Потом, спустя какое-то время, проверяли их, и рыбу, недостойную внимания, попавшуюся в сети, выбрасывали.

4 августа   Медвежьи следы

С утра густой туман. Тепло. Безветренно.

Утренний туман
Ёлочки

Когда поднялся туман, выплыли. Плыли и плыли. Поворот за поворотом.

Опять до обеда сделали дневную норму и хотели побаловать себя полуднёвкой при хорошей погоде. Дела всякие накопились. Но жизнь внесла свои очень веские коррективы.

Во-первых, до предполагаемого места бивака не доплыли около 2-х км. Оно оказалось почти, что в старице. Чулым засыпал песком основное русло (правда, туда ещё тёк небольшой ручеёк), промыл перешеек и сделал новую протоку, подарив нам тем самым около 3-х км.

Во-вторых. На берегу новой протоки образовался высокий, длинный песчаный бугор. Пока Володя бросал спиннинг, я погуляла по этому бугру, занимаясь видеосъёмкой, и обнаружила очень много свежих и старых медвежьих следов. Целый Бродвей. Они все шли от реки. Видно, что здесь медведи переплывают Чулым.

Медвежьи следы

Мы никогда не занимаем чужое место, поэтому обед и полуднёвку отложили и с отмели ушли.

Идём-идём, час-другой, устали уже, а новых отмелей нет. На ходу перекусили жареной рыбой, запили чаем из бутылки. Наконец, увидели вдалеке слева большую низкую песчаную отмель и напротив справа маленькую, высокую, уютную. Она нам понравилась. При причаливании даже пришлось немного потрудиться – там были мощные обратки, крутит-вертит.

Около этого бугра была небольшая старица, на входе в которую активно ловились крупные окуни.

Уже хотели готовить обед, как вдруг увидели в мягкой земле отпечатки крупного медведя. Бугор маленький. В случае чего, нам и не разминуться. В этом плане намного безопасней стоять в центре крупных отмелей, чтобы ты был виден издалека.

Решили переплыть на противоположный берег с большой песчаной отмелью. Точно поперёк пересекли Чулым. Выходим на берег – опять многочисленные медвежьи следы. Ну, что ты будешь делать? Пришлось опять уходить.

После жареной рыбы очень хотелось пить. Да ещё после обеда – сильнейшая жара, настоящее пекло. Мы были на грани теплового удара, поэтому в конце этой длинной отмели вторично причалили. Заварили полный котелок чая каркаде и поплескались в Чулыме. Немного полегчало.

Решили идти к Пасечному. Мы надеялись, что у деревни меньше будет медведей. Понимали, что до Пасечного не дойдем, далеко, но всё же будем ближе к людям, значит, безопаснее.

Только стали отчаливать после чаепития, как к нам прибежали три собаки – худые, облезлые. Мы им обрадовались – где-то недалеко люди.

Плывём далее. Видим домик заказника на высоком обрывистом левом берегу, закрыт на замок, вид совершенно нежилой, чалки рядом нет, и тропинки от воды вверх тоже не заметили. А напротив этого домика была огромная песчаная отмель. Встать здесь на бивак даже не подумали, мысли – вперёд, к Пасечному!

А далее было Когтенево, по карте нежилое. На деле очень даже жилое: новые дома, много хозяйственных построек, люди ходят, дети бегают, собаки снуют.

Отошли от Когтенево метров 600, увидели низкую галечную отмель, причалили в виду Когтенево и остались на бивак (мт 92). Посчитали, что рядом с людьми и собаками – безопасно.

Вечером поймали щуку на 1,5-2 кг.

На этой отмели я нашла много мелких сердоликов, ходила, гуляла и развлекалась поиском, отдыхая от гонки в течение дня.

А наутро Владимир признался, что недалеко от нашей палатки он видел старые следы медведя. Мне не сказал, чтобы я спокойно спала.

5 августа

Погода хорошая. Видно, накануне сильно устали, поэтому гребли лениво и спокойно плыли. Прошли Пасечное. Оно от реки в 4-х километрах, но, тем не менее, напротив него люди на реке были.

В полдень остановились на огромной песчаной отмели. Следов медведей на ней не заметили, поэтому были спокойны. И вообще думали, что от той популяции медведей, с которой столкнулись вчера, отъехали достаточно.

Обеденный перерыв затянулся часа на три. Солнце печет, ветра нет, мошка съедает, к костру неохота приближаться. Раз 10 искупались, сделали съёмки купания. После каждого заплыва можно было минуты три побалдеть, но потом тело высыхает, нагревается, и на него слетаются кусачие мухи и слепни. Не позагораешь.

Купание в Чулыме
Песчаные отмели Чулыма

Кругом лодки шастают, все приветствуют нас. Как потом оказалось, одна лодка была с инспекторами, которые ездят и снимают браконьерские сети.

Лениво гребя, ни о чем не думая, увидели очередную лодку, которая занималась сетью. Это «бедные браконьеры» восстанавливали свои сети после визита инспекторов. Жить надо, работы нет, только рыбная ловля и кормит.

Рыбаки с этой лодки пригласили нас в гости в свой домик попить чая. Мы сразу дали согласие, т.к. нам было скучно. Всё одно и то же: правый поворот, левый поворот, мошка да солнце жарит. И так каждый день. Рыбаки угостили нас соленой нельмой. Вот мы увидели и попробовали этот деликатес. По их словам, летом они её сдают по 600 руб/кг, зимой 1100 руб/кг. Интересно, сколько же она стоит в магазине?

Разговоры с рыбаками были на две темы:

1.    Медведи. Сейчас «медвежий» бизнес в упадке. Раньше «запчасти» медведей покупали китайцы. Сейчас этот источник сбыта перекрыт. В Томске был ресторан, где из медвежатины готовили блюда. Закрылся. Теперь в тайге много больных медведей, мясо и шкуры которых нельзя использовать. Никто не покупает лицензии на отстрел, т.к. нет сбыта. Поэтому медведей развелось немереное количество. Вдобавок медведи из района Байкала из-за пожаров пришли в эти края и заполонили весь лес. Тусуются на всех отмелях. На каждой отмели свой медведь или семья. Они сейчас не опасные, сытые, проблемы только с медвежатами. Если он недовольно фыркнет, мамаша разбираться не станет, порвет на месте. К домику этих рыбаков медведица с медвежонком, обитающая на соседней отмели, приходит регулярно. Как же вы без оружия? Так рискуете! Мы сети проверяем, на лодке сидим, а ружьё всегда под рукой. Без него – никак.

2.    Приглашали нас переночевать в их домике, но мы любим независимость и самостоятельность. Видя, что мы не хотим здесь оставаться, они рассказали, что впереди в 16-18 км есть свободный домик. В курье. Поэтому с реки домик не виден. Показали на карте, дали точное словесное описание подхода.

Одна беда – уже 17-30, а впереди 18 км, больше половины нашей дневной нормы, которую мы давно сделали, а значит, и устали. Прикинули, что идя со скоростью хотя бы 6 км/час (течение ведь на Чулыме очень маленькое), за три часа дойдем. И мы решились. Гребли как на регате, без остановок, без отдыха, умоляя солнце задержаться на небе.

Во время этой гонки мы пересекли границу Чулымского заказника и оказались в осетрово-нельмовом заказнике.

Осетрово-нельмовый заказник — государственный природный заказник областного значения, акватория которого является особо охраняемой природной территорией. Заказник находится в Тегульдетском районе Томской области, на границе с Красноярским краем.

Любая рыбалка здесь запрещена.

Нашли курью, а потом и домик. Устное описание очень помогло. Домик виден только с берега, если в нужной точке поднимешься на него.

Тропинка к домику заросла высокой травой и крапивой выше человеческого роста. Давно никого не было.

Домик нам понравился.

Рыбацкая изба

До темноты успели разгрузиться и даже два раза чай вскипятить. Больше нам ничего не надо после солёной нельмы и гонки. Выпили по 6 кружек чая. Такая вот была жажда: внутри нас «сидела» солёная рыба, а снаружи испепеляло безжалостное солнце.

6 августа   Днёвка.

Домик нам нужен был, в первую очередь, для съёмки звёздных таймлапсов. Из палатки сделать их крайне тяжело из-за огромного количества комаров ночью. Пока из палатки выползаешь, сотни внутрь забираются. Присматривать за работающим в течение несколько часов фотоаппаратом надо постоянно. Комары потом в палатке загрызут. Из домика выходить намного быстрее, да и комар внутрь почти не летит. Почему, не знаем.

А во вторую очередь, домик это – безопасность от медведей.

Две ночи, два звёздных таймлапса.

Звездное небо

Бездельничаем и спим днём. Поймали пару рыб, но выпустили. А потом хотели ещё поймать и съесть, но никого не было. Как потом оказалось, это были последние рыбы, которых мы поймали. Клёв как отрубило.

Баню не сделали, до воды далеко. Жарища невыносимая. На солнце невозможно находиться. Я обитала только в тени, Володя находил в себе мужество и выходил к реке, на пекло.

В итоге очень устали от бессонных ночей и рады были, что днёвка закончилась.

7 августа

Вышли с рассветом, чтобы было прохладнее плавать хотя бы в начале дня. Плыли и плыли.

Чулым

Но в полдень – жара необыкновенная, солнце печёт невыносимо. Опять мы на грани теплового удара. Сначала несколько раз искупались и только потом смогли возиться с костром.

Нам всё это надоело, Чулым стал сильно монотонным, однообразным, очень медленное течение. Бросаешь грести, стоишь на месте. Пейзажи однотипные и неинтересные. Но самое плохое это то, что невероятно скучно. Нечего снимать, взгляд ни на чём не задерживается.

После обеда характер погоды изменился. Начали сгущаться грозовые тучи. Но всё равно плыть было очень жарко, без конца мочили фуражки, брызгали на лицо, на ноги. Какой-то ужас. Пекло. Невыносимо.

И нет желания в этом пекле ловить и обрабатывать рыбу. Да и не сохранишь её хотя бы полдня – всё равно испортится.

К вечеру подошли к Белому Яру. И здесь у нас ярко вспыхнуло желание уехать. Поговорили с местными жителями. Оказалось, что из Белого Яра два раза в неделю по вторникам и четвергам идёт автобус в Тегульдет. А из Тегульдета дважды в день ходят автобусы в Томск.

Сегодня воскресенье, поэтому решили доплыть до Тегульдета.

На протоке Прорва (старый Чулым) нашли галечную отмель (первую за 2-3 дня) с большим количеством дров (мт 94). Пробовали ловить рыбу, круги по воде идут, но никто не клюнул, хотя перепробовали несколько насадок.

Мошка зверствует. Нет от неё спасения ни на воде, ни на берегу.

И мы очень уставшие после бессонных ночей и этой адской жары.

Ужин начали с чая, организм иссыхается за день.

8 августа

Выспались великолепно, проснулись рано, но солнце уже поднялось. Проплыли беззаботно часов до 10, и начался встречный ветер, а на небе начали формироваться грозовые тучи. До обеда хватало сил упираться против ветра. Обед, как всегда, на отмели, к сожалению, песчаной. Дрова успели найти, но костер не успели зажечь, как пошёл дождь. Потом успели приготовить и пообедать, а вот чай не успели попить, опять дождь с грозой. Сидели под тентом. Когда дождь ослаб, мы поплыли. Тут дождь и кончился.

Во второй половине дня начался очень сильный ветер. Полдуги – ветер в спину, полдуги – ветер в лоб, да такой, что проводили катамаран, не в силах выгрести против него.

Остановились относительно рано на большой песчаной отмели (мт 95), устав бороться с ветром. Здесь место отдыха местного населения. В песок вкопан стол, есть кострище. Пока ставили палатку, ветер пытался несколько раз утащить её. Поэтому палатку и катамаран привязали к столу, чтобы не унесло.

Бивак на песчаной косе

Черные облака, летящие по небу, ветер такой силы, что было слышно, как шуршит песок по скатам. Шутили – к утру занесет, как в пустыне. Прохладно.

9 августа

Встали с рассветом. Небо – на западе облачность, на востоке – редкие перистые облака, но дует всё тот же встречный на этом участке ветер. До Тегульдета 39 км. Откопали палатку из песка.

С утра были только порывы ветра, и мы справлялись.

Чулым стал шире
Берега Чулыма

Поворот за поворотом шли к Центополигону. Хотели зайти в магазин. Но там прокопали новую протоку, и Центрополигон теперь в старице. Не пошли. На новой протоке образовалось мощное течение с обратками. Вот, что значит, заставлять реку идти против её воли.

Песчаные пляжи Чулыма

Прокуратура Первомайского района остановила проводимые компанией «Берег» работы по изменению русла реки Чулым. Об этом стало известно в конце января 2012 года. На момент прокурорской проверки компания «Берег» при помощи экскаваторов и бульдозеров снимала грунт и копала котлован для изменения речного русла Чулыма. Свои действия они объяснили тем, что исполняли функции подрядчика и полагали, что вся необходимая документация оформлена заказчиком.

Как сообщает местное издание "Диссонанс", изменяли русло реки для того, чтобы китайская компания ООО "Хенда-Сибирь" смогла транспортировать по реке древесину из Тегульдетского района на переработку в Асино.

После Центрополигона прошли пару поворотов и встали на обед. Сильный северный ветер. Он раздувал наш костер как горн, и костер ревел, пламя летело горизонтально низко над землёй. Ветер за время обеда не стих.

Выплыли, борясь со встречным ветром. Подошли к последней проблемной петле перед Тегульдетом. Проблемной она была потому, что на длинном участке ветер будет точно лобовым, а потом, после поворота, он станет попутным или будет дуть сзади в бок. Только бы пройти этот длинный участок против ветра! Володя провел немного катамаран.

Против ветра приходится проводить катамаран

Отмель закончилась, впереди 2 км с лобовым ветром, а берега по обеим сторонам обрывистые. У таких берегов всегда полно потопленных деревьев и коряг, поэтому вдоль берега под прикрытием не пройдешь.

Сходу два раза стартовали с отмели, но ветер выбрасывал нас на сушу. Не хватало сил даже от берега отойти.

Для того, чтобы обдумать положение, сели на берегу под прикрытием кустов, чтобы не так холодно было. Внимательно изучали этот отрезок реки: где, какие волны, какое направление нужно задать со старта и т.д. Самой проблемной была горловина, где образовались высокие волны с обратными барашками.

Посидели на берегу минут 15-20 и пошли. Попытка была удачной. Гребли изо всех сил, придерживаясь той линии движения, что наметили с берега. До далекого мыса с поворотом. После мыса ветер стал попутным, и он нас тащил вперёд. А на небе образовались грозовые тучи, но нас дождь почти не тронул, хотя со всех сторон были видны серые до земли стены.

По нашим картам и по навигатору должен быть уже Тегульдет, а его нет. Что такое? Куда подевался? А навигатор тем временем рисует наш путь не по реке, а по лесу. Нормально!

Володя, не отрываясь, смотрел в навигатор и думал. Последовала команда – внимательно смотреть влево и искать старицу. Наконец, старицу увидели, а на её дальнем конце многочисленные дома – Тегульдет. Когда тут спрямляли русло, петлю идущую к Тегульдету, засыпали, и образовалась старица. Мы подошли к Тегульдету как бы сзади, переплыв его на пару километров.

Впереди Тегульдет

Старица заросла травой, сильно обмелела, еле прошкрябались, поднимая со дна ил. Вода ужасная, желто-коричневая, вся в каких-то ошмётках грязи. Что же будем пить? Причалили у бывшей пристани (мт 96). Тут на берегу старые понтоны. Возле них остановились. Разобрали катамаран. Поставили палатку. Но не готовили ни ужин, ни завтрак – воды нет.

Автобус в Томск завтра в 7-30.

И напоследок. Наутро, когда шли по Тегульдету и искали автостанцию, первый же человек, с которым мы заговорили, сначала спросил о медведях и только потом показал автостанцию. По его словам, их регулярно видят недалеко от Тегульдета.