Про японцев на Курилах

На южных островах Курильской гряды к 1945 г жило около 15 тысяч японцев. В основном это были рыбаки и лесозаготовители, так же японцы добывали серу на фумаролах (из нее делали порох и лупили по русским) и золото. Очень много их приезжало на сезонные заготовки морепродуктов с Хоккайдо, когда начинался ход лосося, сельди, сайры, заготавливали морскую капусту и прочие морские богатства. Поселки в основном были разбросаны по побережью и находились в удобных бухтах, укрытых от ветра. Очень много их появилось на местах бывших стоянок айнов, которые в то время уже доживали свой век на Шикотане.
Из камня японцы почти ничего не строили, постоянные землетрясения, в общем такие же как и на остальных крупных японских островах, и национальные традиции в строительстве распространились и сюда поэтому почти все домики были каркасно-деревянные. Сейчас едва ли можно найти пару японских бараков в Южно-Курильске и Головнино. Так же мало что осталось от обустроенных ванночек на горячих источниках в Алехино, Горячем пляже и других местах, более-менее сохранились лишь бассейны на Чайке. На Алехино ванночки назывались «Императорские» говорят туда ездил купаться сам японский император.
Японцы владели Курилами дольше, чем южным Сахалином, но по ряду причин они не очень развивали инфраструктуру островов. В сороковых годах острова стали превращаться в военную базу, строились аэродромы, укрепления, порты. На северных Курильских островах Парамушир и Шумшу было большое скопление военных, откуда в частности готовилось нападение на Перл-Харбор. На островах находились особенные аэродромы с которых возможен был только взлет, с них улетали японские летчики-камикадзе в атаку на корабли союзников. В некоторых местах встречаются старые японские гранитные столбики с иероглифами, которые обозначали места захоронений, особо почитаемые места или природные достопримечательности. Когда острова достались Советскому Союзу почти все японское население находилось в своих поселках где они прожили еще несколько лет, последние японские жители покидали острова в 1948 году. Когда наши военные депортировали японцев им дали 24 часа на сборы и 30 килограммов лимита багажа. Почти все, уходя поджигали свои дома, били стекло и посуду, на островах был настоящий разгром. А то, что не успели сжечь японцы, наши бравые солдаты уничтожали сами. Уже после войны была введена негласная политика уничтожения всего, что напоминало о Японии, бульдозерами сносились японские кладбища, валились и ломались памятные столбики, немногие уцелевшие синтоистские храмы и прочее. Сейчас не знающему человеку будет очень трудно догадаться о том, что здесь когда-то жили японцы, разве что черепки фарфора на пляже, японские бутылки, заросшие или просто перевернутые столбики с иероглифами.
В девяностых годах, когда открылась граница, на Кунашир стали приезжать японцы, те, кто тогда-то жил там, их дети. Они искали захоронения своих родственников – многие могилы так и не удалось найти. Я наблюдал два места, где стоят уже новые японские могильные столбики с иероглифами, но их было когда-то гораздо больше.
В общем, островам досталась отнюдь не легкая судьба – сейчас они завалены обломками ГТТ, повсюду брошенная военными техника, погранзаставы и прочий мусор. В южной части Кунашира попадаются вкопанные в землю башни танков – линия огневой обороны, которая в спешке создавалась в 50 годах - ведь рядом агрессивный сосед, с которым до сих пор нет мирного договора. Острова были буквально напичканы военными – к сожалению, следы их пребывания мы видим до сих пор.

Чайка и Филатовка

Под моросящим легким дождичком мы вышли на ванночки которые в народе называются Чайка. Большой бассейн, сделанный прямо на земле и в него вытекает горячая вода из источника, обложенного кирпичом – все это еще дело рук японцев. Когда мы пришли, большой бассейн был спущен – зато в маленьком было теплая вода – народ полез купаться.
После мыса Медведь вышли на речку Филатовку – полную рыбы. Тут мы встретили полудиких лошадей, которые летом пасутся по всему побережью. Оказалось что у них есть хозяин – один из лесников на Филатовском кордоне.
Мы решили идти по дороге, в обход мыса Рогачева. Пока мы двигались нас обогнали лесники из заповедника на квадрациклах – узнали сразу – у них мы делали пропуска. Мы добрели до Филатовского кордона и они посоветовали остаться переночевать в домике, потому что кругом рыскают мишки – рыба прет полным ходом.
Филатовский кордон спрятался в обалденном сказочном лесу, огромные старые березы, и ели, досчатые дорожки, парочка деревянных домиков. На ужин приготовили жареной горбуши и засолили икры, просушили на печке вещи с палатками.