Маршрут проходил по одному из самых известных и красивых уголков Кузнецкого алатау - Поднебесным Зубьям. Мы прошли вдоль всего хребта вплоть до Золотой долины. Месту поистинне волшебной красоты. Изобилующему прозрачнейшими озерами, великолепными водопадами, грандиозными склонами могучих гор с вечными снегами. Самые значительные вершины мы смогли покорить и полюбоваться шикарными панорамами окрестных хребтов. А еще море цветов, трава выше человеческого роста и приветливые люди. В общем - красота.
«Большой полукруг и маленькие петли».
Подготовка и дорога.

Полчаса до рейса. Полчаса до рейса.
Мы едем, едем, едем... Мы едем, едем, едем...
Новосибирск Новосибирск
Почти в Новокузнецке Почти в Новокузнецке
Электричка в Междуреченск Электричка в Междуреченск
«Большой полукруг и маленькие петли».
Или – пеший поход 2 категории сложности по Кузнецкому Алатау.
Километраж – 180 км.
Нитка маршрута: ст. Лужба – приют Куприяновская поляна – руч. Рамазин – пер. Караташ – пер. НГПИ – оз. Харлыгколь – оз. Харатас – пик Старая Крепость (радиалка) – пик Верхний Зуб, пик Три Грации, пик Серебряный (радиалка) – оз. Хунухузух – пер. Караташ – руч. Рамазин – руч. Высокогорный – пик Большой Зуб (радиалка) – приют Куприяновская поляна – ст. Лужба.
Продолжительность дней – 12.
Участники:
Борисова А.
Пузырева В.
Колодина К.

Зубья Поднебесные. До последнего времени мне это словосочетание говорило совсем немного. Что-то слышал. Где-то видел фото (как оказалось не самое удачное). Вроде бы в Сибири. И все.
Господи, еще немного и я так бы и не попал в это удивительное место! Ведь мой отпуск только раз в три года приходится на лето и хочется провести его так, чтобы было как-то мучительно приятно за бесцельно прожитое время. И на этот раз, после горной двойки в Приэльбрусье (с восхождением на Эльбрус разумеется), я положил глаз на Белуху. Карты изучал. Человека нашел оттуда вернувшегося и готового инфой поделиться. Пора было искать попутчиков, но господин случай распорядился иначе. Старший сын решил жениться и Алтай отложился сам собой.
Но в поход хотелось все равно, и тут, тот же случай проявил благосклонность. Младший сын собирался в поход на Кузнецкий Алатау и на станции юных туристов, где он занимается, и где когда-то давно занимался ваш покорный слуга, мне сказали, что с удовольствием возьмут меня с собой. По старой привычке полез в инет за информацией по Поднебесным и обомлел. Это ж какая красота и даром практически! Все, я загорелся.
А что, классно же. Идет группа. В основном детская. С руководителем. Значит что? Правильно, забот почти никаких. Груз тащи, который дали и не думай ни о чем. Помногу они не пойдут, во всякую ж… не полезут. Хотя последнее не всегда есть гуд. Иногда хочется чего-нибудь этакого. Но тут ведь можно у руководства и отпроситься в радиалку с достойными, а то и небольшой кусочек в параллель пройти. Короче мечта идиота. Но я не Газпром, и мечты мои сбываются значительно реже. Вот и на этот раз все оказалось немного не так. Руководитель волею судеб пойти не смогла, и пришлось мне самому ввязаться в эту авантюру.
Впрочем, группа при первом знакомстве оказалась вполне адекватная. Пацанов – Саню, Егора и сына Мишку естественно, я и так знал. Ольгу Петровну тоже. Виталий Николаевич вообще на станции юных туристов педагогит, нет педагожит, нет… ну короче педагогической деятельностью занимается и фотографирует. И вообще, он то, как раз, после Кузнецкого на Алтай уедет. Оставались только девчонки Лера, Ксюша, Аня и Юля. Но эти парней постарше немного (две школу заканчивают, две уже в институте) и хоть в пешие походы еще не ходили, но скалолазанием занимаются, да и к лесу приучены (сплавлялись, и на скалы на сборы ездили). Так что из всех потенциально слабым звеном был Егорка как самый маленький (13 лет). Но он же единственный не испытывал никакой тревоги по поводу своей подготовки. А че, говорит, пройду потихонечку. Ну и бог с ним. Готов так готов.
Оставалось собрать продукты, снарягу и в путь. Сложность была только в том, что я на неделю уезжал в Питер на свадьбу сына и почти все сборы проходили без меня. Спасибо Ольге Петровне взявшей на себя закупку недостающих продуктов по составленной мной раскладке. Списки личных вещей я всем кому надо перед отъездом тоже раздал. Ну и по снаряге мы все с Виталием обговорили заранее.
В общем, картина маслом. Я весь нарядный с Мишкой таким же, из Питера возвращаюсь, а через день уже надо ехать в Новокузнецк. Весь день сушим сухари. Идем на контрольный сбор. Делим между участниками общак и продукты, уточняем последние детали и назначаем час х – т.е. время выхода из «Полюса» (так у нас ГорСЮТур называется).
Итак, я – руководитель. С одной стороны это хорошо. Куда скажу, туда и пойдем. Так что теоретически посмотрю все, что хотел. С другой стороны груз ответственности и элементарное чувство реальности, шепчут, что пойдем там, где смогут пройти все и увидим соответственно то, что сможем. Ну и погоду со счетов сбрасывать не стоит. Ну да ладно, это все мелочи. Дело будущего. Ведь до Зубьев еще добраться нужно.
За этими размышлениями упустил небольшой нюанс. Когда готовились в поход, речь шла о 10 днях. На всякий случай раскладку делал на 11 плюс еще немного, а когда купили билеты оказалось, что дней у нас 12, а то и почти 13, если с Лужбы на электричке уезжать. Но за всеми хлопотами эти детали как-то вылетели из сознания. И вспомнились только в поезде. Времени на пополнение запасов при удачном раскладе не оставалось, так что пришлось выкручиваться. И как ни странно – выкрутились.
Итак, 8-10 июля 20011. День выезда из Тагила – дорога – день приезда в Лужбу.
К 12 приходим в Полюс. Последние штрихи сборов. Наталья Леонидовна передает мне командировочные, маршрутные книжки и билеты и между делом замечает, что обычно у своих все рюкзаки перед походом перетряхивает. Но мне лень, да и формально руковожу я только парнями, а официальный руководитель у девчонок – Виталий. Вот пусть он и проверяет. А я у парней примерно поглядел, У девушек рюкзаки взвесил. Вроде терпимо. А если косметички или еще какие излишества взяли, то выкидывать их бесполезно. Все равно как-нибудь протащат. Так что не стоит из-за этого конфликтовать, и пусть каждый несет сколько может. А я как тот прокуратор, умою руки.
Чтобы не мучиться с транспортом, договариваемся с маршруткой и за 250 целковых добираемся до вокзала.

[img=0,1.JPG,Полчаса до рейса.,,L,XL,237b600e63654ff1bd21f2cc8130d2de]

Там немного ждем и электричкой до Екатеринбурга. И вот, наконец, объявляют наш поезд – «Москва-Новокузнецк». Проводница, увидев у меня кучу документов и билетов, махнула рукой и сказала, что проверит все позже, и что по местам я их могу рассадить, как мне будет удобно. Это хорошо. Так как туда мы едем в разных концах вагона, и приходится делиться по интересам.
Вагончик трогается и путешествие начинается. Документы держу у себя, чтобы народ не расслаблялся, не разбегался, да и банально не потерял их. Ну и чтобы меня любимого берегли. Едем. Кроссворды разгадываем.

[img=0,2.JPG,Мы едем едем едем...,,L,XL,237b600e63654ff1bd21f2cc8130d2de]

Едим. Спим. Глядим в окна. Интересно, что почти в каждом уважающем себя населенном пункте рядом с вокзалами установлены на постаменты паровозы. Их похоже десятки а может сотни или даже тысячи по стране. Короче, если что, то плевали мы на топливный кризис. А пока опять едим. Играем в карты. Спим. Иногда выходим погулять на больших станциях.
[img=0,3.JPG,Новосибирск,,L,XL,237b600e63654ff1bd21f2cc8130d2de]

В промежутках я пытаюсь растянуть раскладку и вношу последние коррективы в маршрутные книжки. Дети радуются как дети (дети как дети, смешно) когда узнают, кто кем числится официально. Ну-ну, пусть пока порадуются. У меня остается теперь одна проблема, как удачно пересесть с поезда на электричку в Кузне. Хотя мне уже на форуме советов надавали. А еще один добрый дедушка в вагоне сообщил, что на вокзале идет ремонт и кассы пригородные на площади перед вокзалом. Ну что ж, меньше рыскать. А еще один попутчик, такой же лысый как я, поинтересовался, не на Зубья ли мы идем. Вот оно решил я – информация от очевидца. И засыпал его вопросами. Но он тут же опустил меня на землю. С обезоруживающей улыбкой сказав, что место очень клевое и он всегда хотел там побывать. Ну и ладно. Я сам с усам. «Отбиваю» народ и сам ложусь подремать.
Встаю пораньше, чтобы без проблем привести себя в порядок. Потихоньку бужу остальных. Как-то нам надо впереди всех выйти. За окном первые невысокие горки Кузбасса. Сидим, ждем, на часы глядим.

[img=0,4.JPG,Почти в Новокузнецке,,L,XL,237b600e63654ff1bd21f2cc8130d2de]

Вроде бы вовремя прибываем. Это пять. А народу то оказывается в вагоне уже и не так много. Но мы все равно потихоньку подтягиваемся к выходу. И вот вокзал. Он действительно – копия нашего Тагильского. Но самое приятное, что наш поезд прибыл на ту же платформу где электричка стоит. И нам остается только метров 150 пройти до выбранного вагона. А раз время до отправления еще есть, бегу за билетами. А вот бегать то, пожалуй, не стоило. Успел бы и пешком. А так дало о себе знать недавнее растяжение. И с купленными билетами, назад я уже хромал. Тем не менее, когда мы расселись по местам и распихали по углам рюкзаки, у нас оставалось еще 10 минут до отправления из 20 имевшихся в запасе. Это круто ребята! Мы пока держим удачу за хвост! Туристов кстати пока не очень много. Видимо по вагонам рассосались. Зато тетечка добрая, узнав, что мы в Междуре на Бискамжинскую электричку пересаживаемся, сказала, что она тоже на ней дальше поедет и нам все покажет. Класс.
Едем в окна глазеем.

[img=0,5.JPG,Электричка в Междуреченск,,L,XL,237b600e63654ff1bd21f2cc8130d2de]

Подъезжаем к Междуреченску, а тетечка спокойно спит. Подумали, подумали да и разбудили ее. А чего ей так хорошо. Но она не рассердилась, а бодро оглянувшись вокруг, как ни в чем не бывало сказала, что пора выходить. И мы вышли и увидели сразу, что не одни в сторону Лужбы едем. И это еще, видимо, мало людей потому, что воскресенье сегодня. Народ по воскресеньям обычно с природы возвращаться любит.
Снова уселись. Ждем кондукторов – билеты купить. Народ ныкает рюкзаки на полки, а мы чего-то в углу все аккуратно-безобразной кучей свалили. Кондукторши – две милые барышни неодобрительно оглядев эту кучу, тихо просят тоже ее по полочкам распихать, ну или оплатить багаж. Извиняемся и громоздим рюки на редкие свободные места по всему вагону. И после нас таких мест не остается. Едем. Играем в карты. Вспомнив, что дежурство не поделил, интересуюсь, кто с кем хочет дежурить. Ну, кроме Егора конечно. Его я сразу к Ольге Петровне в пару определил. Девчонки неожиданно проявляют недюжинную практическую сметку заявив, что им в пары мальчиков надо. Вот, что опыт с людями делает. Говорят, что дежурили уже как-то сами и костер по два часа разводили. Мы такого не хочем, мы тут только за, и потому на картах разыгрываем пары и очередность. А за окнами горки, пока еще не очень большие и Томь. И народу на Томи отдыхающего не меряно, почти как у нас на Чусовой. Лепота!
Кондуктора-контролеры возвращаются назад, и Егор интересуется у них далеко ли до Лужбы, и во сколько приедем. Те немного теряются. Но, полистав свою книжку, отвечают, что в 10 примерно. Я в недоумении. Нам километров 25 осталось и время пол девятого. Мне говорили, что около 9 приедем. Неужели неправильно, и еще полтора часа будем плестись. Нет, не может быть. Но Егор стоит на своем. Тетеньки сказали в 10, значит в 10, так что сдавайте карты, успеем еще немножко поиграть. Я все-таки на всякий случай тороплю своих, снимаю рюкзак, быстро переодеваюсь и слышу, – «следующая остановка Лужба». Народ тоже начинает суетиться. Позже до меня доходит, что кондукторши время по Хакасски сказали. У них же теперь с Кемеровской областью на час разница. А Егора мы еще долго этими 10 часами прикалываем.
Высыпаем вместе с остальными туристами из вагонов и провожаем их взглядом. Они идут на переправу, а нам еще надо где-то командировочные отметить. Идем в диспетчерскую что ли. Там нам станционную печать любезно ставят. И вот мы уже тоже идем к переправе. Тут народ в очереди стоит. Но у нас спрашивают откуда мы и, узнав, что из Тагила, сочувственно (эко вас как торкнуло, что к нам выбрались) определяют вперед очереди и обещают перевезти как гостей, со скидкой или даже безвозмездно, то есть даром. Правда скидки не дают (за 25 с носа как всех перевозят), зато дают в приюте кипятку и показывают где спасы стоят. А вокруг народ, народ, тинэйджеры какие-то, палатки. Оказывается, у них тут турслет профтехучилищ местных заканчивается. Прикольно. А мы складываем в сумку приготовленные на обратный путь консервы, ненужные в походе цивильные вещи, книжки, карты (игральные) и прочие неликвиды и с Виталием Николаевичем и пацанами идем к спасателям. Там отмечаемся и сумку оставляем. А тем временем женская половина из остатков поездного хавчика готовит немудрящий перекус. Делаю контрольные звоночки домой и руководству ГорСЮТура и отключаю телефон. Все прощай цивилизация, здравствуй природа мать наша!
Итак, поход начался.

День первый.

1,0 Мы выходим на маршрут. 1,0 Мы выходим на маршрут.
1,1 Тальковый карьер 1,1 Тальковый карьер
1,2 Возле тремолитов 1,2 Возле тремолитов
1,3 Затерянный мир тремолитов 1,3 Затерянный мир тремолитов
1,4 Каменные теснины 1,4 Каменные теснины
1,5 Каменные перья 1,5 Каменные перья
1,6 Приют Снежный Барс 1,6 Приют Снежный Барс
1,7 Часовня и колокол Снежного Барса 1,7 Часовня и колокол Снежного Барса
1,8 Дураки с Рубана. 1,8 Дураки с Рубана.
1,9 Дороги нет, а дураки вот они. 1,9 Дороги нет, а дураки вот они.
1,10 А мы вброд, вброд по болотам. 1,10 А мы вброд, вброд по болотам.
1,11 Ура! Ручей ручеечек. 1,11 Ура! Ручей ручеечек.
1,12 Смываем первую грязь 1,12 Смываем первую грязь
1,13 Мы и бородач 1,13 Мы и бородач
1,14 ечер при свечке. 1,14 ечер при свечке.
10.07.2011. День первый. Приют Кузбасский – приют Алгуй – Тремолиты – приют Снежный Барс – перевал Шорский – приют Рубановский – Куприяновская поляна. Километраж общий по карте 16,4 из них 1,4 радиалка на тремолиты. Поскольку туда и обратно одной тропой, в зачет идет только половина т.е. 0,7 км. значит всего учитывается 15 + 0,7 = 15,7. С учетом коэффициента 1,2 для горной местности получается 15,7 * 1,2 = 19 км. В дальнейшем будет указываться только окончательная цифра.
Выходим на маршрут в 10:45.
1 ходка – 35 минут. До второго моста. По дороге пока больше напоминающей аллею уходим от цивилизации.

Проходим несколько приютов, постоянно здороваясь со встречными и попутными группами. Попутные целеустремленны. Встречные слегка расслаблены, довольны и почему-то желают нам чистой дороги. А дорога то, как раз не слишком чиста (ну это мы сначала так думали, позже выяснилось, тут она еще была очень чистая)
2 ходка – 30 минут. Также непрерывные приветствия.
3 ходка – 30 минут. До Пьяного озера. Воды нет, где-то шляется, потому видимо и озеро Пьяное.
4 ходка – 25 минут. Проходим мимо Талькового карьера,

где местные с гордостью советуют пофоткаться, так как у нас такого нет (я перебираю в уме наши закрытые и действующие месторождения талька, но пожав плечами решаю не выпендриваться). Благодарим за совет и следуем до Алгуйского приюта. Бросаем рюкзаки под присмотром Саньки, а сами идем смотреть Тремолиты.
Радиалка. Перейдя Алгуй, углубляемся в заросли высокой травы и, по вполне различимой тропе, поднимаемся к первым скалкам. Они конечно симпатичные очень и зеленью красиво заросли, но, надо отдать должное фотографам, чьи фото я видел, там скалы казались гораздо выше. Пройдя еще чуть-чуть, попадаем в самый центр Тремолитового лабиринта.

Останцы все же чудесны. Здесь они выше, причудливо изогнуты, и торчат этакими перьями. Их сероватый цвет гармонично оттенен разноцветьем листьев Бадана.

Налюбовавшись, собираю группу и веду всех назад к приюту. По дороге выяснил, что обедать народцу пока особо не хочется, и все согласны идти до Куприяна и уже там питаться. На обратной переправе Мишка не желая мочить ног перескакивает по камням, оскальзывается и шлепается, правда уже на другой берег, но все же слегка подмокает. Пеняю ему, за то, что самонадеян. А впрочем, в его возрасте, я вел себя также. И вместо того, чтобы промочить ноги по колено, прыгал, падал и вымокал, вместе с рюкзаком. Ну да ладно. Хватит воспоминаний, идти надо. И мы одеваем рюкзаки и идем дальше.
5 ходка – 10 минут. До Снежного Барса. Тут просто ярмарка какая-то. Шатры, навесы, палатки. Везде народ.

Идем к часовне,

где прелестный чумазый ребятенок женского пола доводит до нашего сведения, что заходить можно. Заходим, стараясь не пачкать полы. Любуемся убранством. Отдаем дань памяти людям в (простите за тавтологию) память о которых она построена. Бросаем в ящик для пожертвований небольшую денежку. А Егор тихонько звонит в колокол.
6 ходка – 30 минут. До Рубановского Стана. Сначала мимо беседки у родника (водички, конечно, попили) потом вверх по грязной скользкой тропе до Шорского перевала и по не менее грязной и мокрой тропе вниз. На приюте любуемся «Дураками»,

первым увиденным высоко в горах снежником, и беседуем с мужичком, который объясняет, что встреченные нами по дороге горнолыжники именно там и катались. Прикольно. Прощаемся и снова в путь.
7 ходка – 15 минут. Сперва по болоту,

потом по крупному куруму до небольшой стояночки с каменным столиком у ручья. Девчонки увлеченно отмывают свои кроссовки, в надежде на улучшение дороги.

Наивные. Нам лень. Высохнет, само отвалится, не высохнет, так ему и надо.
8 ходка – 45 минут. В компенсацию к короткой предыдущей. Курум. Грязь. Переход ручья. Глинистый берег. Скользко.
9 ходка – 30 минут. До Куприяновской поляны. Погода с утра не радовавшая начинает исправляться. Но идти от этого пожалуй даже тяжелее. Жарко. Лес вокруг преимущественно хвойный. Ели и пихты поросли мхом - бородачем. Ощущение сказки.

Перешли ручей, по другому (правому) берегу часть пути прошли, потом по болотцу немного и вышли к реке (Малый Казыр). Первая, удобная стоянка, увы, занята. Бросаем вещи на второй, менее удобной. На приюте народ суетится, так что туда не лезем на всякий случай. (Мы же не местные, еще не опытны и не знаем, можно ли там вставать или надо с кем-то договариваться).
Да в общем-то, не очень то нам и надо туда. Погода хорошая. Солнышко пригревает. А что дров нет, так сейчас наберем. И хотя, легче было сказать, чем сделать, но минут через 40 у нас уже был обустроенный лагерь с дровами. И можно было заняться собой. Купаемся, стираемся, лечимся. Ну, там лейкопластырь, мазь волшебная и т.д.
Решаем что после такого перехода нам просто необходимо на ужин и первое и второе. Поэтому мой тайный план зажать сегодняшний обед, терпит крах. Зато я экономлю немного рожек, пуская на второе пакетик, предназначавшийся для добавки в супы.
А что, в этом что-то есть, думаю я после сытного ужина. Где-то я про такое уже читал. Днем делать перекус небольшой, а вечером вот так как мы сегодня и первое и второе. И время экономится, и спать ложишься сытый и довольный. Кстати о сне. Время то уже позднее. Пора, пожалуй, по лагерю отбой объявлять. Но сперва немного посидели у "свечки" чаек допили.

А потом вещи все прибираем в тамбур и палатку и, пожелав друг другу спокойной ночи, укладываемся. Блин я, кажется, начинаю отходить от напряжения сегодняшнего дня. Все вроде бы сделано, что нужно. И шли хорошо. И на стоянке не ленились. Можно расслабиться. Все. Засыпаю. Во сне, почему-то опять иду, правда уже вверх вдоль реки, кажется это Казыр. Где-то там впереди место, куда просто необходимо попасть, но до утра я так его и не достигаю.

День второй.

2,1 Казыр 2,1 Казыр
2,2 Переправа1 2,2 Переправа1
2,3 Переправа2 2,3 Переправа2
2,4 переправа3 2,4 переправа3
2,5 Дьякон 2,5 Дьякон
2,6 Она спит, но ровно через 15 минут проснется. Потому, что дож 2,6 Она спит, но ровно через 15 минут проснется. Потому, что дож
2,7 Дежурный за работой 2,7 Дежурный за работой
2,8 Обед 2,8 Обед
2,9 Поляна 2,9 Поляна
2,10 Облачно 2,10 Облачно
2,11 Мазай 2,11 Мазай
День второй. 11.07.2011. Куприяновская поляна – приют Дьяконова – приют Мазаевский. Километраж с учетом горного коэффициента 1,2 примерно 18 км.
Встаю относительно рано, где-то в седьмом часу. В 7:00 бужу дежурных. Около 8 остальных. Народ вылезать не спешит, приходиться немного поподгонять. Но потихоньку все раскачегариваются, собираются, и в 9:30 мы выходим.
1 ходка – 40 минут. До переправы. Тропа вполне приличная, хотя местами грязновата и с крутыми глинистыми спусками и соответственно подъемами. Минут через 20 после выхода – хорошая стоянка в лесу перед спуском в овраг. У переправы тоже стоянка на 2-3 палатки.
2 ходка – 30 минут.
3 ходка – 30 минут. Ближе к концу переход ручья по толстому бревну, а после него крутой подъем вверх, видимо обход прижима.
4 ходка – 40 минут. До очередной переправы. Тут опять большая стоянка.
5 ходка – 30 минут. До обозначенной на карте Vinny развилки после оврага.
6 ходка – 30 минут. До Дьяконовского приюта. Переправа через Высокогорный, как и писали на форуме, почти у места впадения его в Казыр. Доверенные люди переходят по стволу пристрахованной к берегу ели. Причем в число доверенных входим мы с Виталием Николаивичем, Мишка и Егор. Егорка, похоже, пройдет где угодно лишь бы ноги не намочить. А вот девчонки смирились с мокрыми ногами и предпочитают не рисковать на бревне.

И, в общем-то, они правы. Саня в своих чудо кроссовках тоже идет вброд, но больше из солидарности и чтобы девочкам помочь. Ну и Саломоны свои немного отмыть заодно.
Но это еще не вся переправа. Мы же теперь в междуречье. Ручей то большой и разливается несколькими рукавами. Но, пройдя немного вверх по тропе, видим импровизированный мост из бревен и разного барахла. По нему и переходим к поломанной беседке с шахматной крышей рядом с баней.

Выше по ручью идет активное восстановление приюта, а тут сейчас на удивление тихо и спокойно. Людей нет, и мы располагаемся под крышей, вокруг еще теплого костровища. И, надо сказать, вовремя, ибо солнышко, светившее с утра, а потом начавшее потихоньку прикрываться облачками, спряталось окончательно, и небо разродилось дождем.
Рядом несколько бревен, но они какие-то волглые и мы отправляемся в лес за хворостом. Отсутствие дров беда всех часто посещаемых стоянок, но тут с ними все-таки получше чем на Куприяновском. Так что вскоре обед уже варится.
Дождик ненадолго прекращается и я, пользуясь этим, снимаю ботинки и вешаю носки сушиться. В сланцах ноги отдыхают. Особенно после мытья их в ручье. А вот мне отдыхать некогда. Я, старательно высунув язык и периодически муслякая химический карандаш, делаю выписки из раскладки, пытаясь решить что из продуктов мы можем оставить здесь на обратную дорогу, и у кого их забрать. Получается, что килограммов 7 спокойно можно оставить. Забираю у народа все намеченное и пишу записку для тех, кто найдет закладку с просьбой не забирать еду и не лишать бедных Тагильских детей пропитания на обратную дорогу. Потом ругаю себя немного за упоминание нашего города. Он и так немного мифический. А теперь (после «Нашей Раши» про туристов из Тагила, отдыхающих в Турции), люди могут подумать, что это шутка. Но как говориться – поздняк метаться. Что будет, то и будет. Закладку оставляем на чердаке бани.
Ну вот, вроде бы все, можно теперь и поесть. Тем более что дежурный командует – «тарелки на базу». Значит, будут супчик разливать. Дождик припускает с новой силой. Но мы под крышей, нам все пофиг. Так я думаю, с аппетитом уплетая суп. Но почему-то меня начинают терзать смутные сомнения. Пару минут не могу найти причину, как вдруг меня озаряет – носки!!! Конечно же, они остались сиротливо сушиться на веревочке под дождичком, впрочем, как и ботинки. А так же листочки с раскладкой. Черт, черт, черт! Отставив тарелку, бегу за вещами и бумажками. Из ботинок выливаю воду, носки выжимаю, листки сушу над огнем. Уф, кажется все нормально. А то, как бы узнали какую кашу на завтрак готовить. Дождь ненадолго усиливается, и мы ждем до 16:00 пока он чуть-чуть стихнет. Так как все равно тут с дровами проблема, решаю пройти километра три, а там, смотря по обстоятельствам, или вставать, если стоянка хорошая попадется или, если настроение будет, – до Мазаевского дойти.
Тут как раз к беседке подошла большая группа. Уступаем им место и уходим в мокрый лес.
7 ходка – 30 минут.
8 ходка – 30 минут. На развилке троп уходим влево, а зря, тропа минует стоянку и дальше потихоньку хиреет и, после выхода на длинную поляну, постепенно теряется совсем.

Выдерживаем общее направление и пока можно идем повдоль поляны, сбивая с травы крупные холодные капли оставленные дождем. Но поляне, как, впрочем, и всему остальному в нашей жизни приходит конец, а по лесу плутать не охота. Хотя, надо сказать, лес здесь, не в пример нашему Уральскому, достаточно чистый. Корчей и завалов минимум. Тем не менее. А потому, поворачиваем вправо и через пять минут выходим на свою тропу. Тагил рулит! Реально разруливает!
9 ходка – 40 минут. Дождик практически перестал, хотя с деревьев еще капает. Да и с гор еще тянутся в нашу сторону облачные космы.

Но народ как-то втянулся, идет нормально. Я все больше и больше радуюсь на группу. Мальчишки помогают девчатам рюкзаки одевать и через ручьи переводят. Не скулит и не ноет никто. На мокрые ноги вообще внимания не обращают. В общем, вставать пока никто не собирается, да и неплохая сравнительно стоянка перед Верхним Двойным ручьем никого особо не воодушевила. Ну а мне это только на руку. Ведь до Мазаевского приюта остается совсем чуть-чуть. А значит, мы, несмотря на погоду, движемся по графику.
10 ходка – 30 минут. До Мазаевского стана. Перед тем как выйти к нему, у самого ручья Рамазин сворачиваем вправо к группе встающей на стоянку. Оказывается, они пришли со стороны Тайжесу через Верхний зуб. Устали говорят как черти. Да, не хотелось бы мне по такой погоде по верхам шастать. Кто-то из них просто отдыхает, кто-то вообще нервно хихикает. Это напряжение сказывается. А у меня ведь один из вариантов выхода из Золотой долины как раз идет через Верхний зуб и дальше по хребту, через Три Грации и Пик Серебряный сюда же. Я задумываюсь. Перед тем как проститься они спрашивают откуда мы и, узнав, радостно кричат подражая Галустяну – Тагиииил!!! Ну и ладно, мы не против если наш город кого-то улыбает.
Вернувшись на тропу, идем к переправе через ручей. Гадство, да тут спуск крутющий и скользкий. Но обхода вблизи не видно, так что, оскальзываясь и тихо матерясь про себя, спускаюсь вниз и по хлипковатой переправе перехожу ручей напротив бани. Из трубы идет дым, значит, кто-то есть. И точно поднявшись на верх, застаю у разрушенной беседки парня с девушкой. Их палатка стоит неподалеку. Над костром покачивается котелок. Здороваюсь. Знакомлюсь. Они сегодня спустились с Караташа. Говорят, что нормально прошли. Это хорошо, значит и мы, если что пройдем. Мест под палатки вокруг еще порядочно, но, соблюдая приличия, узнаю у ребят, не против ли они, если рядом встанет не очень шумная и довольно приличная группа. Они не против. Тогда, развивая успех, интересуюсь, можно ли нам штатным костровищем пользоваться. Они говорят, что разумеется можно, и что могли бы и не спрашивать. Но мне кажется спросить все же правильней. А после разрешения можно и похозяйничать.

Да, я забыл сказать, что собственно приют сейчас разрушен. Остались только баня, туалет и сараюшка в виде длиннющей палатки-домика с алюминиевой крышей. Вот от нее то сейчас и идет к нам одинокий молодой человек. Знакомлюсь и с ним. Оказывается он не один, просто группа еще с Караташа не подошла. А он типа засланец. Типа место занять, костер развести, то, се. Он хочет занять сараюшку и спрашивает, не против ли мы. Да, господи, конечно не против, отвечаю я. Тем более, что он раньше подошел и волен занять любое место. Блин, мы все такие вежливые!
Спрашиваю, кто баню затопил. Оказалось это парочка. Занимаем очередь и пока ставятся палатки, я отправляюсь искать сухару. Иду вверх по склону по траве. А она здесь не по пояс, как в песне. Она здесь выше метра. И мокрая ужасно. Но мысли о бане греют уже сейчас, так что иду быстрее и вскоре замечаю сухару. Но она, пожалуй, толстовата, так что ищу другую. И нахожу неподалеку. Да, все-таки количество людей и дров обратно пропорциональные величины. Зову ребят помочь дотащить бревна. Потом все по очереди пилим.
А тут с Караташа вертаются попутчики нашего нового знакомого и делятся с нами обстоятельствами своего неудавшегося перехода в Золотую. Сначала, говорят они, все было нормально. Они не спеша поднимались на перевал, и ничто не предвещало такой пакости. Так легкие облака и все. Но когда они были уже наверху, небо окончательно затянулось. Более того, облака опустились и накрыли перевал. Стало мокро и холодно. Поплутав немного по верху, ребята мудро решили не рисковать и вернуться. И вообще, наверное, по малому кругу пойти.
А еще они, видя, сколько усилий мы тратим, чтобы нашим небольшим, не рассчитанным на такую работу топориком наколоть дров, приносят свой продвинутый высокотехнологичный колун. С ним тяжелая до этого работа становится легкой и приятной. Ребята, если вы прочитаете это, и вспомните 11 июля 2011 года, то знайте, что мы очень вам благодарны! Я не помню ваших имен, но ваше доброе отношение добавило еще один жирный плюсик в копилку наших воспоминаний о Поднебесных Зубьях!
Пока пилили и кололи дрова, пока ужин готовили, наши соседи помылись. И мы отправили в баню девчонок, а после них и сами пошли. Паримся. Обливаемся холодной водой. В башке рефреном звучит попсовая песенка – «кайфуем, сегодня мы с тобой кайфуем…». Но против правды жизни не попрешь. Баня в походе это такой кайф! И мой плебейский вкус в музыке меня сейчас абсолютно не напрягает.
Пока мылись, обнаружили в предбаннике довольно большие запасы гречки и макаронных изделий. И записок нет, значит, в случае нужды на обратном пути воспользуемся.
Немного прибираем за собой и ставим следующих претендентов в известность, что баня свободна. Сами же пьем чай и глядим на горы. Внизу мирно шумит ручей. Постреливают в костре пихтовые поленья. Несмотря на позднее время, поет какая-то птица. И такой покой накатывает. И так хорошо на душе. Но, завтра будет тяжелый день и мы с Виталием гоним всех в палатки. Укладываемся и немного болтаем перед сном. А соседи, вернувшись из бани, достают гитару и начинают петь песни. И хотя поют они примерно до четырех утра, спать это почему-то не мешает и вообще не раздражает. Начинается дождь, и песни потихоньку стихают. Я периодически просыпаюсь и мониторю погоду.

День третий

3,16народ 3,16народ
3,17вечер 3,17вечер
3,18вечер2 3,18вечер2
12.07.2011. День третий. Приют Мазаевский – перевал Караташ – перевал НГПИ – озеро Харлыгколь. 12.7 километров.

К утру дождь, несмотря на мои пессимистические прогнозы, стихает. Видны все вершины, но облачно. Так что дежурных бужу чуть попозже. А про себя думаю – поедим, посмотрим.
Поели, посмотрели, свернули лагерь и пошли. На часах без двадцати десять. Нормально. Сегодня сказал девчонкам, что по курумам и снегу в кроссовках идти не разрешу, и пусть свои утепленные трекинговые Меррилы одевают. Но они выпросились пока грязь и болота пойти в легкой обуви. Сделал неодобрительную гримасу, но разрешил. Я ж все-таки не зверь.
1 ходка – 30 минут. Отдохнуть сели на курумнике слева от тропы и пока отдыхали любовались всевозможными цветами вокруг.

2 ходка – 30 минут. До ручья с переправой. Ребята говорили о каком-то Золотом ручье, может это он.
3 ходка – 20 минут. До стоянки с очагом. Отсюда хорошо видны обширные курумники перевального склона, а оглянувшись можно заметить выглядывающий из-за отрога хребет Тигир-Тыш.

Заставляю девчонок переодеть обувь. Не хочу, чтобы по камням скользили.
4,5,6,7 ходки по 15 минут. Что-то тяжело подъем дается. Солнце припекает и от этого идти еще тяжелее. К тому же мы на одном из курумов сбились с тропы и идем тупо вверх, придерживаясь направления на перевал.

Кстати заметили интересную особенность зубьев. Куда бы и как бы криво вы не пошли, кто-то до вас тут уже проходил, о чем свидетельствуют оставленные турчики. Вот из за таких турчиков, и мы не сразу стали искать тропу думая, что идем правильно. В конце концов, поняв свою ошибку, принимаем вправо и почти сразу же натыкаемся на тропинку. Уже легче. Правда по тропе идти немного скользко, но и на куруме девушки, несмотря на чудо обувь, пару раз слегонца падали на пятую точку. И теперь развлекают нас, намазывая друг другу ушибленные места. По дороге отклоняемся чуть-чуть вправо к кресту и отдаем дань памяти Горных Ирине Викторовне. А там уже и до Караташа недалеко. К перевальному туру выходим в 14:00. Но объективности ради стоит заметить, что тур здесь далеко не один. Их здесь великое множество на любой вкус и размер.

Мальчишки тоже решают построить пирамидку. И собирают для нее бесхозные камни по округе. Я извлекаю из основного тура банку с запиской и оставляю вместо нее свою. В снятой записке говорится, что до нас тут 9.07.2011. была группа туристов из 9 человек и собака Тори под руководством В.А. Ватрушкиной, которые следуют в рамках проекта «Three Summits» в сторону перевала НГПИ. А дежурные тем временем занимаются подготовкой «сухого» обеда. Перефразируя классику – обед на камнях, или если хотите, обед с видом на Зубья. А вид этот просто потрясающий! Время от времени кто-нибудь, не выдержав, щелкает фотоаппаратом в попытке сохранить все окружающее нас великолепие, чтобы иметь возможность донести хоть кусочек этой красоты до оставшихся дома близких людей. После обеда, устраиваем небольшую фотосессию сначала на фоне тура куда мы российский флажок прикрепили.

А потом с флагом Полюса.

А потом я объявляю получасовой отдых и иду смотреть на Обрыв в сторону Хунухузуха.

Эх, знал бы, что через несколько дней буду подниматься на перевал с другой стороны… Повнимательнее бы к тропе пригляделся. А так только на снежный козырек подивился, да водопада шум послушал.

Вернувшись, к группе, заканчиваю эти записи и затянув рюкзак отдаю уже напрягающую народ команду – «Под рюкзаки». Время 15:00.
8 ходка – 25 минут. Идем в сторону НГПИ. Погода позволяет. Так что мы должны без особых проблем спуститься с этого категорийного перевала. Иначе нам к озеру Харатас раньше завтрашнего вечера не дойти. Под ногами слегка пружинящий ковер зеленой невысокой травки. Ноги благодарно нежатся в ботинках. Кайф! Местами проходим целые плантации лука. Рву немного на ужин и сую в карман. Много ручейков. Иногда попадаются хрустальные блюдца не то маленьких озер, не то больших луж. Кое-где черные, будто выжженные следы недавно растаявшего снега. А вот и сам снег, совсем рядом. И небо синее-синее. Черт, я сам себе завидую!
9 ходка – 20 минут. До НГПИ. Немного травы, немного курума, и вот перевал казавшийся далеким, достигнут. Судя по GPS, точка перевала вовсе не самое низкое место в хребте. Но я склонен доверять своему Гармину, ведь в точке обозначенной на нем как перевал и оказавшейся укрытой снегом, из под последнего гордо торчит тур и в нем записка.

Правда, прошлогодняя от 26.08.2010. Ее оставили туристы из Новосибирска (т/к «Ювента») которые в составе 7 человек поднялись из Золотой Долины и направляются на пик Гайдара.
Кажется мне, что либо народ, проходящий тут не видит необходимости оставлять записки, либо где-то поблизости есть еще, по крайней мере, один тур перевала НГПИ. Но искать его не вижу смысла, так как карте Vinny, слегка доработанной по гугловским снимкам и 250 метровке, доверяю.
Любуюсь с верху видом Золотой долины. Узнаю знакомые до этого только по картам и фото озера - Харлыгколь, Круглое и гору - Старая Крепость.

Но красота красотой, а спускаться надо. Основные усилия сосредотачиваю на поиске оптимального пути спуска вниз.
10, 11 ходки – 60+30 минут. Спуск прямо от тура не вариант. Здесь сразу начинается довольно крутой снежник, на котором без кошек делать нечего. Иду вправо и, как мне кажется, нахожу кулуар, о котором мне говорили на форуме. По крайней мере, следы людей в нем видны. Пробую спуститься.

Тут тоже довольно круто, и камни под ногами живые, а местами и вовсе сыпуха, но в целом терпимо. Прохожу метров 50-70 вниз и на задернованном закутке справа от тропки оставляю рюкзак. Поднявшись наверх, объясняю ситуацию Виталию. Решаем, что веревку бросать нецелесообразно. Нормальной точки крепления наверху все равно нет, Вместо этого мы со старшими ребятами забираем у Егора и женской половины группы рюкзаки и в несколько приемов переносим их к моему. Подниматься вверх здесь значительно легче, впрочем, и вниз я в последний раз «слетаю» почти мгновенно. Налегке спускаться гораздо проще и народ без особых проблем преодолевает этот участок. Дальше действуем по той же схеме. Я проверяю дорогу. Потом Виталий Николаевич проверяет меня, потом «нечеловечески тренированный» (по словам его товарища) Куршин, потом человечески тренированный Мишка. И так несколько раз. А потом под нашим присмотром все остальные. На втором привальчике меня заинтересовала тропка уходящая влево вверх (если стоять лицом к перевалу) Иду по ней и понимаю, что время и силы были потрачены зря. Ведь здесь довольно простой обход кулуара и можно было всем с рюкзаками спуститься. Правда, тропу хорошо только снизу видать. Сверху заход на нее не очевиден, да и простым этот путь сверху не выглядит. Ну да ладно в другой раз умнее будем. Дальше к снежнику путь немного проще и рюкзаки занимают свои законные места на спинах владельцев.

В общем, со всеми разведками челночными переходами и перекурами, на спуск до снежника потратили почти час. Еще полчаса проходим первый, крутой участок снежника. Иду первым и тяжелыми ботинками делаю в достаточно мягком снегу некое подобие ступенек. За мной след в след идут остальные.

Инструктаж не проходит даром. Спуск проходит без приключений. А еще помогают палки оставленные на границе курума со снегом, поднимавшейся тут до нас группой.
Дальше, немного легче. Курум. Крупный курум. Снег, но уже пологий а то и вообще горизонтальный (не опасный).

Тут можно нгемного расслабиться и поснимать друг друга.

Опять курум. Тропа. Тут повстречали ребят из Новокузнецка.

На их вопрос – откуда мы – без всякой задней мысли отвечаем что из Тагила. На что получаем обиженное: «Ребята, ну мы же серьезно спрашиваем». Приходится долго убеждать, что это не шутка.
Вообще, весь этот участок после снежника идем не глядя на часы, чисто по настроению. Поэтому хронометража как такового нет. Тропа идет по старой морене над Харлыгколем поросшей редкими лиственницами, иногда ныряя в курум, но в основном петляя между зарослей карликовой березки. Стрелки часов неумолимо ползут к восьми вечера. Пора подумать о ночлеге. И вот когда половина пути вдоль озера преодолена, мы натыкаемся на довольно приятную стоянку. Справа внизу раскинулось озеро. Слева, совсем рядом, журчит речка. Рядом с большим камнем – костровище.

Альтернатива этой стоянке, только кедрач на дороге к Круглому озеру, но не факт, что там никого нет. Так что встаем. Дров неожиданно много. Ровный теплый ветерок моментально подсушивает повешенные на веревки шмотки. Палатки пока оставляем без тентов, и они тоже сохнут.

Завершив все хозяйственные дела, идем к воде. А берег реки оказывается весь утопает в жарках и других цветах, и от этого почему-то на душе теплеет и умываться гораздо приятнее.
Тем временем ужин готов. Дежурные зовут всех к костру. Сегодня на ужин рожки. Впрочем, это могло бы быть что угодно, аппетит у всех такой, что тарелки почти мгновенно пустеют. За чаем, Ольга Петровна произносит небольшую благодарственную речь о наших мужчинах, без помощи которых спуск с перевала вряд ли бы состоялся. И в благодарность, от лица прекрасной половины группы, оделяет нас всех какими-то разноцветными вкусняшками из фруктовой смеси. Приятно. Долго сидим за чаем, любуясь окружающими пейзажами. Даже не верится, что мы в Золотой долине.

День четвертый.

4,1 Пик Стена. 4,1 Пик Стена.
4,2 Пик Стена и пер. НГПИ. 4,2 Пик Стена и пер. НГПИ.
4,3 Переправа 4,3 Переправа
4,4 Зеркальное озеро. 4,4 Зеркальное озеро.
4,5 Озеро Круглое и пик Стена. 4,5 Озеро Круглое и пик Стена.
4,6 Привал. 4,6 Привал.
4,7 Водопад. 4,7 Водопад.
4,8 Водопад2 4,8 Водопад2
4,9 Спуск к Харатасу. 4,9 Спуск к Харатасу.
4,10 Отдых на берегу. 4,10 Отдых на берегу.
4,11 Озеро Харатас. 4,11 Озеро Харатас.
4,12 Нижний Харатасский водопад. 4,12 Нижний Харатасский водопад.
4,13 Стоянка на Харатасе. 4,13 Стоянка на Харатасе.
4,14 Нижний Харатасский водопад2. 4,14 Нижний Харатасский водопад2.
4,15 Второй Харатасский водопад. 4,15 Второй Харатасский водопад.
4,16 Третий Харатасский водопад. 4,16 Третий Харатасский водопад.
4,17 Озеро Харатас с верха третьего водопада. 4,17 Озеро Харатас с верха третьего водопада.
4,18 Отдых. 4,18 Отдых.
4,19 Верхний Харатасский водопад. 4,19 Верхний Харатасский водопад.
4,20 Купаться или нет? 4,20 Купаться или нет?
4,21 Фиалка. 4,21 Фиалка.
4,22 Аквилегия 4,22 Аквилегия
4,23 Бадан. 4,23 Бадан.
4,24 Цветок. 4,24 Цветок.
4,25 Горечавка 4,25 Горечавка
4,25,5 Ксюха 4,25,5 Ксюха
4,26 Вертолет спасателей. 4,26 Вертолет спасателей.
4,27 Водопад Ежиков. 4,27 Водопад Ежиков.
4,28 Водопад Ежиков2. 4,28 Водопад Ежиков2.
4,29 Водопад Ежиков3. 4,29 Водопад Ежиков3.
4,30 Водопад Ежиков4. 4,30 Водопад Ежиков4.
4,31 Водопад Ежиков5. 4,31 Водопад Ежиков5.
13.07.2011. День 4. Озеро Харлыгколь – озеро Круглое – озеро Харатас. Радиалка Озеро Харатас – Харатасские водопады – водопад Ежиков – озеро Харатас. 13.5 километров.

Несмотря на несчастливое число (впрочем, для меня оно всегда счастливое), день начинается очень неплохо. Капли воды оставленные ночным дождем быстро сохнут под теплым ветерком. Небо синее, видимость отличная, горы впечатляющие.

Через некоторое время из-за гор выползают белоснежные облака, но это совсем не портит величественную картину.

Идти сегодня недалеко, так, что даю всем поспать. Дежурных в 8:00 бужу. Остальных в 8:30.
Собирались медленно, но выйти позже 10:05 не удалось.
1 ходка – 25-30 минут. Шли на расслабоне. Речку перешли без проблем, кто захотел, по камням, остальные в брод.

Сидели в кедрах, разговаривали со встречной группой.
2 ходка – 20 минут. До круглого озера и немного дальше.
По дороге встретилось маленькое, но очень живописное озеро. Все сразу защелкали фотоаппаратами.

А вот дальше видимо расслабились. И от Круглого озера вместо того чтобы идти по берегу, пошли правее через стоянку. А оттуда еще правее. Тропка быстро кончилась. Похоже по ней за дровами ходили. Но чистый лес позволял продолжать движение без тропы, что мы и сделали. А зря. Так, как дальше стало хуже. Пришлось остановиться на отдых и идти искать тропу. Впрочем вид отсюда был впечатляющим, что несколько компенсировало недовольство собой.

3 ходка – 15 минут. На тропу вышли перед курумным взлетом. Поднялись, пыхтя и, пройдя еще немного, сели отдохнуть у маленького озера.

4 ходка 25-30 минут. Идем по торфяной мокрой тропе. Иногда проваливаемся по колено. На спуске услышали рокот воды. И вскоре слева открылся потрясающий вид на высоченный каскадный водопад.

Несколько минут стоим, любуясь дикой, необузданной красотой. Потом продолжаем движение и видим внизу озеро Харатас в изумрудной оправе.

Спускаемся почти до озера где переходим поток, образованный водопадом. И вот оно озеро. Западный берег – крупный курум под крутым склоном. Останавливаемся на нем на отдых и любуемся озером.

Навстречу нам идут двое – парень и девушка. А над дальним концом зависает вертолет МЧС. Парень сказал, что ему не нравится когда над его лагерем вертушки летают. И они быстренько-быстренько двинулись туда.
5 ходка – 15 минут. Обошли озеро и перейдя водопадный ручей,

причудливым зигзагом тропы, вышли к стоянке на мысу. Процедура стандартная. Палатки. Дрова. Костер. Обед (сегодня дежурим мы с Лерой).

Единственное отличие – уговорили Егора удочку настроить и попробовать рыбку поймать. Смотрю на эту затею с некоторым скепсисом. А зря. У него практически сразу клюет. Жаль только подсечь не получилось. Не ожидали мы от рыбы такой прыти. Расслабились. Но наживки новой пока нет. А еда готова.
Пообедали и пошли смотреть водопады. Сначала нижний поснимали.

После тот, что повыше и помасштабнее.

Потом пошли смотреть большой трехструйный, красивый водопад, текущий из озера над Харатасом.

Поднялись к озеру из которого он течет, ну в смысле падает и опять залюбовались панорамой Харатаса. И пика Фестивальный над ним.

А где-то там внизу маленькие человечки суетились у палаток нашего лагеря. Наверное им было хорошо. Но и нам не хуже. Повернувшись к ним спиной Насладились чудесным видом самого верхнего водопада.

Но к нему не пошли.
А пошли купаться.

Вода позрачна и студена. Бодрит. Так что долго в этой купели не задерживаемся. Ну кроме Куршина конечно. Этот монстрик как молодой тюлень вовсю резвится в озере и стоит немалых трудов уговорить его вылезти на берег.
Пока сохли, устроили небольшой экскурс в ботанику.
Нашли Алтайскую чтоли Фиалку.

Бадан.

Аквилегию, она же Водосбор, она же Орлик. Хотя если Орлик, то наверное он. Впрочем это в сущности неважно. Главное - красиво!

Еще Горечавку Алтайскую.

Потом красивенький розовенький цветочек, судя по листьям смахивающий на герань, а на самом деле не знаем его породы.

Ну и вот такой еще цветок душистых прерий - Ксения Тагильская.

Обсохли и призадумались куда теперь пойти-податься.

Решили обойти Харатас и поискать водопад Ежиков. Обошли с большим трудом. То и дело попадали в заросли ивняка. Иногда вынуждены были обходить прижимы. Один раз даже навыки скалолазания использовали. В общем, второй раз этой дорогой я бы не пошел. Ближе к восточному краю озера, местность стала более удобной для передвижения. Пошли быстрее. Тут снова прилетел вертолет. И начал метиться в посадочный круг.

Пилот виртуозно приземлился, не зацепив ни одного дерева. Пошли знакомиться. Нас не гонят, но и радости особой в глазах старшего не наблюдаю. Представляюсь. Рассказываю о группе. Услышав что мы зарегились в МЧС Лужбы и что сами мы из Тагила, они, во первых, довольно активно реагируют, а во вторых, немного добреют. Удивляются, почему мы без связи. Рассказывают о трагедии с теплоходом на Волге. Мы потрясены. Предупреждают об ученьях. Советуют на эту сторону особо не шляться. На эту сторону мы больше и не собираемся, а на счет учений, им виднее, что учениями называть. Еще рассказали, что где-то там, откуда мы пришли есть небольшой водопадик Душ. Вода там из расщелинки, метров с двух падает, и под ним сполоснуться удобно. Жалко не знали, а то бы зашли. Вроде мы даже ручей этот пересекали. Желаем им удачи и идем искать водопад Ежиков. У нас две противоречивые информации. В карте от Сергея он обозначен на притоке ручья Харатас текущего со Старой Крепости. Но сам автор названия прислал координаты, судя по которым водопад на самом Харатасе. Идем на точку присланную WAler. Ну, как идем, продираемся сквозь заросли, иногда переходим на другой берег, а в какой то момент бредем метров 50-60 по реке. И вот, похоже, приближаемся к водопаду. Ибо шумит впереди не по детски. Да это он. Так что Валера прав.

Спускаемся, чтобы полюбоваться водным потоком снизу. Вспоминаю МЧСовский Душ. Эх, была не была, а кто не грешен, нарушая технику безопасности, залезаю под струю.

Будоражит чрезвычайно. А еще дыхание сбивает. Выскакиваю и отдыхиваюсь. Потом еще художественно фотографируем водопад во всех ракурсах

и назад. Вернее не назад, а в лагерь. Потому, что решаем обойти озеро по южному краю, может там дорога будет полегче. Да, там, где по лугам идем – полегче, но эти поляны постепенно сходят на нет и мы все в тех же кустах. Не люблю ивняк. Давно. Еще с Приполярки. А теперь еще больше. Наконец на тропу вышли и уже по ней на стоянку.

День пятый.

5,7перевал Козьи Ворота 5,7перевал Козьи Ворота
5,8 Записка 5,8 Записка
5,9 Сизиф-Сизов 5,9 Сизиф-Сизов
5,10 Позвал Мишка Сашку... 5,10 Позвал Мишка Сашку...
5,11 Желтые цветы альпийских лугов 5,11 Желтые цветы альпийских лугов
5,12 Подъем на Ложные Козьи ворота 5,12 Подъем на Ложные Козьи ворота
5,13 Перевал Ложные Козьи ворота 5,13 Перевал Ложные Козьи ворота
5,14 "Дольмены" плато Старая крепость 5,14 "Дольмены" плато Старая крепость
5,15 плато Старая крепость 5,15 плато Старая крепость
5,16 Пик Советской Хакасии 5,16 Пик Советской Хакасии
5,17" Спортлото 82" или как открываются консервы 5,17" Спортлото 82" или как открываются консервы
5,18 Озеро Инь-Янь 5,18 Озеро Инь-Янь
5,19 Каменная птица 5,19 Каменная птица
5,20 Тур на Старой Крепости 5,20 Тур на Старой Крепости
5,21 Тагил Рулит!!! 5,21 Тагил Рулит!!!
5,22 Девчонки у тура и я на вершине 5,22 Девчонки у тура и я на вершине
5,23 Тур на Старой Крепости2 5,23 Тур на Старой Крепости2
5,24 Вершина Старой Крепости 5,24 Вершина Старой Крепости
5,25 Мега обрыв (я в шоке) 5,25 Мега обрыв (я в шоке)
5,26 Кузнецкий Рашмор 5,26 Кузнецкий Рашмор
5,27 По краю бездны 5,27 По краю бездны
5,28 А здесь мы сделаем тайник (геокешинг) 5,28 А здесь мы сделаем тайник (геокешинг)
5,29 Ништяки под этим камнем 5,29 Ништяки под этим камнем
5,30 Озерцо на плато Старая Крепость 5,30 Озерцо на плато Старая Крепость
5,31 Спуск с плато Старая Крепость 5,31 Спуск с плато Старая Крепость
14.07.2011. День 5. Радиалка на Старую Крепость. Без учета повторяющегося участка пути 13,5 км.
Ночью опять шел дождь. Я вставал и порывался готовить три раза в 7, 8 и 9 и только около 10 дождь кончился. Готовлю рис. Едим. Ждем когда распогодится. Облака рвутся в клочья об окрестные вершины. Цирк Верхнего Зуба весь заполнен этими обрывками.

МЧСовские палатки на дальнем конце озера тоже в дымке. Однако, время от времени, сквозь облака к нам прорывается лучиком надежды солнечный свет. И вот около 12 погода более менее налаживается. Облака потихоньку уползают в свое небесное логово.

По крайней мере тенденция налицо и мы не дожидаясь окончания процесса выпогоживания начинаем сборы. Ну что ж пора в путь дорогу. Идем все кроме Ольги Петровны и Егора. Им с одной стороны передохнуть надо, а с другой стороны, судя по форуму и нашим личным впечатлениям, в последнее время на Зубьях неспокойно стало. Не стоит лагерь надолго без присмотра оставлять.
Итак, выходим. Первая цель – перевал Козьи Ворота. Сначала идем до ручья с водопадами.

Потом вдоль него вверх. А затем выматывающий силы крутячок. Сразу после него отдыхаем. Пользуясь передышкой, Виталий берет в руки камеру, чтобы заснять окружающую картину.

Цирк Большого Зуба очистился от облаков и просто притягивает взор.

Но сегодня он нам не нужен. Наша цель - Высшая точка Кузнецкого Алатау. Так что продолжаем движение. А подъем тем временем выполаживается. Идти по тропке легко и приятно. После дождей склон сочится влагой. Кое-где вода хлюпает под ногами. Много цветов. Иногда попадаются островки золотого корня. Слава Богу, ни у кого нет «Золотой лихорадки» и эти островки остаются нетронутыми, чему я лично очень рад. Ведь если честно едва ли 10% собранного корешка идут в дело, остальное, как правило, пропадает. Зато мы с удовольствием рвем и едим щавель, попадающийся вдоль тропы. Его кислинка приятно оттеняет вкус чистейшей горной воды зачерпнутой тут же рядом, прямо ладошками.
Наконец на фоне неба, впереди, начинает вырастать одинокий валун. Да это же знаменитый Круглый Камень или Камень Мяч. Спешим к нему, чтобы полюбоваться причудой природы.

Пока народ отдыхает, идем с Виталием Николаевичем к перевальному туру. Туров два с половиной. Все на здоровенном плоском камне.

Бутылка есть, а записки нет. Только памятка туристу, да какая-то заметка газетная. Оставляем свою фирменную записку

и идем к ребятам. А ребята в порыве энтузиазма пытаются поколебать устои природы - сдвинуть или хотя бы покачнуть камень. У одного Мишки это не получается.

Впрочем сказка про репку тут также не канает.

Так что оставляем мегалит в покое.
Дальше путь наш идет в обход отрога горки отделяющей перевал Козьи Ворота от Ложных Козьих Ворот. Справа естественно.
Долина, ведущая к Ложным Козьим, также вся в цвету. Желтая накидка рюкзака очень гармонирует с цветами Дороникума.

А вот за долиной возвышается розовато серая громада плато Старая Крепость. Можно конечно для сокращения пути попробовать ее в лоб взять, но поскольку мы тут впервые, то решаем слушаться опытных Ежиков и идти традиционно – от перевала. Получается крюк, но зато надежно. Местами тропа очень отчетлива, а местами нет, но мы не заморачиваемся, так как цель хорошо видна, а под ногами травка практически как на футбольном поле. Шагай да шагай.

Наконец перевал взят и пока группа созерцает долину Туралыга, иду к туру.

На перевале записка есть, но старая от 22.08.2010. Группа туристов МИСИС в составе 7 человек под руководством Иноземцева, совершая поход 3к.с., вышла к туру со стороны вершины 2050 и продолжила движение в сторону г. Старая Крепость. Обновляю записку и веду группу дальше. Подъем не сложный, потому, что погода хорошая и ветер попутный. В попытке подняться повыше забираемся зачем-то на небольшой скальный горб.

Впрочем, нет худа без добра. С него просматривается практически все плато. Но за эту панораму приходится платить крутым 6-8 метровым спуском.
Спустившись, продолжаем двигаться к вершине.

Вода встречается часто, и хоть у нас с собой приличный ее запас, но это радует.
Я вспоминаю, как много часов подряд на Южном Урале шел по хребту Уреньга практически без воды (если не считать парочки каменных блюдец на несколько глотков тепловатой влаги), так как не нашел обещанный в отчетах родник под рябиной. А может он просто высох. И свое горчайшее разочарование когда, наконец, выйдя к 100% действующему роднику под горой, увидел лишь грязную яму. И дикую радость когда, обернувшись, увидел вторую такую же яму, но полную чистой студеной воды.
Но вернемся в настоящее. Завтрак, конечно, был поздний, но и переход не шибко легкий. Так что детки все чаще заикались о еде. Я подумал как всегда, что маршрут не догма и незачем приурочивать обед к подъему на вершину, поэтому, найдя место за большой каменюкой укрывшей нас от ветра, объявил обеденный привал. Мы поели сала с сухариками, полакомились колбасой (чего девчонки совсем не ожидали, они думали почему-то, что все наши упоминания ее – это шутка, и что ни одна колбаса не пережила бы нашего путешествия), закусили печенками и шоколадом, ну и там конфетками с чаем догнались. Получилось хорошо!
На закуску решили с Виталием добежать до Пика Советской Хакасии (он же Двойник), который совсем чуть-чуть уступает в высоте собственно Старой Крепости. Там причудливой формы останец и никаких намеков на записку.

Хотя следы пребывания человека налицо. Консервная банка ржавая из-под сгущенки (потому что с двумя дырочками) и развалины тура на камне. Да еще неплохое ровное место, под палатку подходящее. Кстати и вода поблизости была. Вообще всяких разных останцев на плато немерянно, взять хоть вот этот.

То-ли гигантского орлячьего ципленка голова, то-ли кракозябла какая-то.
Поискав для проформы тур вокруг скалки и не найдя, восстанавливаем разваленный. Пишем записку, и тут я вспоминаю, что нож остался у дежурных. Понимаете к чему я клоню? Банка то закрыта! А идти назад только из-за ножа такие ломы. В ход идет камень. Увидевший меня за этим занятием Виталий схватился за фотоаппарат.

Но смех смехом, а банку я таки открыл, хоть и изуродовал страшно. Наконец все приведено в порядок, и вовремя, так как самые нетерпеливые (Саня и Мишка) уже приперлись к нам. Да и остальные на подходе. Хорошо, хоть догадались рюкзак с вещами с собой забрать. Показываем им озеро Инь-Янь

и идем на встречу девушкам.
Восстановив целостность группы, отправляемся к цели нашей вылазки – вершине Старая Крепость. И, наконец достигаем ее. Это Большая глыба со сломанным пластиковым крестом наверху и очуменным видом на вертикальный обрыв. Тур похожий на огромного стоящего вертикально ручейника неподалеку.

Тут, слава Богу, записки есть и не одна, а целых три.
От 10 июля 2010 группы туристов (7 чел. И чего они все по семь ходят?) из ГДД(ю)Т им. Крупской ЦТиК г Новокузнецка.
От 6 марта 2011 группы из Оренбурга совершающей поход 4 к.с. в составе 4 человек.
И от 10.07.2011 группы Томичей из клуба ТАКТ.
Пишем свою. Фотографируемся с флагами Полюса и Антола,

а потом и без.

Я тем временем поднимаюсь на саму вершину и смотрю на всех свысока.

Дети не выдержав такой несправедливости спешат ко мне на верх.

Довольно долго сидим не в силах отвести взгляд от циклопического обрыва.

Картина какая-то нереально космическая. Читая про этот обрыв, я даже представить себе не мог такое. Наконец, немного успокоившись и наглядевшись на окрестные долины, озера, хребты и прочие красоты, иду на обрыв закладывать тайник для Геокешинга. Ребята давно хотели что-нибудь такое замутить. Да и я, честно говоря, был не против. А потому тащил с собой пластиковый контейнер с разными сувенирами и блокнотом для записей посетителей (на первой фотографии тура где я разбираюсь с записками, Саня держит его в руках).
Кстати сейчас пришла в голову интересная мысль, навеянная отчетом Kaz@nova – Ёжика с пуговкой – организовать подобную Геокешингу игру, только аморальную, для так сказать злоупотребляющих игроков, где вместо сувениров будет алкоголь. Представляете, находишь «клад» а там коньяк, мартини,виски, она родимая. Оставляешь взамен бутылочку Чинзано и тихо радуешься находке. Только прятать надо посерьезнее. Чтоб чужие не нашли. Блин, что-то я замечтался.
Тем временем, я отошел подальше и оглянулся посмотреть, нет не "не оглянулась ли она чтоб посмотреть...". Просто оглянулся. А поглядеть было на что. Отсюда вершина смотрится очень даже солидно. А человечки на верху такие крошечные.

Ну ладно вернемся к нашему кладу. Народ меня догнал.

Шли мы шли. И нашли место приметное

где, заполнив блокнотик тайника, спрятали контейнер. Кому интересно, на сайте http://www.geocaching.su/?pn=0 можно открыв кемеровскую область обнаружить наш тайник в списке и узнать подробности.
Сделав еще несколько фотографий места закладки (контейнер под камнем на котором сидит Виталий Николаевич),

отправляемся назад. Идем немного другой дорогой. Хотим выйти напрямую к крутой части тропы на Козьи Ворота. По дороге, наконец, встречаем маки. Радостно. Кстати, ближняя к Золотой Долине часть плато Старая крепость еще больше обводнена. Тут даже небольшое озерцо есть.

И вообще между камней болотинки какие-то. Так, хлюпая ботинками, добираемся до края плато. Спуск вниз кажется хоть и не простым, но возможным. Постоянно на какие-то козьи тропки натыкаемся. Пару раз с полутораметровых камней на попе сползаем, но неуклонно приближаемся к зоне альпийских лугов.

И вот мы опять огибаем отрог, но уже ниже, чем по дороге сюда и выходим на тропу с Козьих ворот практически там, где и хотели – перед крутячком.
Короткий отдых и вниз. Спуск, однако, тут не на много легче подъема. Усталые ноги периодически предательски соскальзывают. Меня и Виталия Николаевича выручают палки, молодежь – юный возраст и ловкость, так что эту часть пути также преодолели без эксцессов. Памятуя о недостатке дров на нашей стоянке, подбираем попадающиеся по пути ветки и тащим их в лагерь. А вот и он родимый. Как и обещали, вернулись к 20:00
Тут хорошо необычайно. Ибо пока нас не было, Егор под руководством и с помощью Ольги Петровны набрал дров и лука. И они использовав наш небольшой запас картошки (целых 6 штук), приготовили незапланированную уху. Девчонки, правда, отказываются, глупышки, но мы почему-то не заморачиваемся и в один присест уничтожаем почти четыре литра супчика на шестерых. А после готовим положенную на ужин гречку с тушенкой. Уха в желудке легко мирится с новой соседкой и даже для чая место остается.
Где-то недалеко слышны голоса и вскоре появляются их хозяева. Это большая детская группа. Видимо они рассчитывали на нашу стоянку, но, к сожалению, им не повезло. В виду позднего времени их руководители вынуждены разместить ребят на загаженной (не нами) стоянке. Сами, правда, уходят на местечко недалеко от нас. Оно гораздо чище. Но там место только для одной палатки. Вот они его и занимают. Теперь мы от медведей со всех сторон отгорожены. Зато в туалет сходить некуда. Но такова диалектика жизни.
Вечером долго сидим у костра. Расслабившись, проявляю невиданную расточительность, разрешаю по парочке сушек раздать. Все-таки мягкосердечен я для завхоза, хоть мне в этом почему-то никто не верит.
Ночь, несмотря на такое соседство, на удивление тихая. Видимо соседи вчера очень устали.
День шестой.

6,1 птица 6,1 птица
6,2 пик надежда 6,2 пик надежда
6,3 перемычка 6,3 перемычка
6,4 над харатасом 6,4 над харатасом
6,5 вершина в.зуба 6,5 вершина в.зуба
6,6 Верхний зуб на фоне хребта Тигир Тыш 6,6 Верхний зуб на фоне хребта Тигир Тыш
6,7 кончик зуба 6,7 кончик зуба
6,9 атлант согнутый 6,9 атлант согнутый
6,9 дорога по хребту 6,9 дорога по хребту
6,10 столб 6,10 столб
6,11 Цветок на перевале 6,11 Цветок на перевале
6,12 вид с трех граций 6,12 вид с трех граций
6,13 "круглый тур" 6,13 "круглый тур"
6,14 пик серебряный 6,14 пик серебряный
6,21 кедры 6,21 кедры
6,22 небо 6,22 небо
6,23 Харатасский идол 6,23 Харатасский идол
15.07.2011. День шестой. Озеро Харатас – перевал Козьи Ворота – пик Надежда – пик Верхний Зуб – пик Три Грации – пик Серебряный – озеро Круглое – озеро Харатас. 22 километра.

Итак очередная Радиалка: теперь на Верхний Зуб, Три Грации, Пик Серебряный, там еще немножко и через Харлыгколь и Круглое озеро обратно. Кодовое название «Четверо смелых»
Идем мы с Виталием и Санька с Мишкой. Цель проверить реально ли нам выйти этим путем из золотой Долины на Мазаевский стан.
Подъем поздний в 8:00. Облачно, но дождем не пахнет. И то и другое радует. Главное не жарко. Опять идем на Козьи ворота. Стоянки вдоль тропы заняты. Видимо вчерашняя группа потому к нам и пришла.
Путь к перевалу уже привычен. Проверяем записку. Только наша. Поднимаемся на Надежду. Сначала попадаем на сыпуху, но, порыскав немного по сторонам, находим вполне сносный путь частично по травянистым полосам, частично по куруму. Иногда встречаем турчики маркирующие тропу. Через некоторое время выходим на вершину.

Отдыхаем. Фотографируем. В порыве энтузиазма ору во всю мочь - Таагииил. Неожиданно мощьно и протяжно отзывается эхо. Развлекаюсь минут пять, пока дети не урезонивают. Да, чего это я. Нам же еще пилить и пилить. Это же только первая вершина. А впереди знаменитая перемычка. Памятуя описания, глядим на нее с опаской. Вон какая остренькая.

Спуск начинаем с некоторой робостью, но оказывается все не так страшно. А вот подниматься с нее на Зуб немножко сложнее. Тропа хотя и маркирована, но пару раз терялась ненадолго. Зато появились куропатки.

То одна, то другая с любопытством выглядывают из-за камней. Ближе к верху исполняется Санькина мечта побывать в облаке. Его удивляет, что окутавший нас ненадолго клочок небесной ваты вблизи так похож на обычный туман. Ему радостно! А нам радостно глядеть как ему радостно!
Облако, однако, быстро рассеивается, а мы уже выходим на развилку хребта, отмеченную несколькими турами. Три грации налево, Верхний Зуб направо. Позади вся цепь Харатасских озер включая верхнее со льдом.

Так вот откуда верхний водопад течет. Оставляем рюкзак с едой и теплыми вещами и идем направо. Вскоре выходим к вершине.

Табличек много и даже крест установлен (прям как у нас на Иремеле) но записки опять нет. Только евангелие потрепанное. В поисках других мест закладки записки побродили вокруг, постояли на краю Зуба

и вернулись обратно. Улучшаю тур и оставляю свою записку в найденой бутылке. Миха пока читает строчки из библии. Увлекся, похоже. На последок посидели у креста и снялись на фоне великолепно просматривающихся отсюда Зубьев.

Возвращаясь к рюкзаку, немного помог Зубу - поддержал каменюку. Пусть отдохнет родной.

Дорога по верху после подъема радует

Ровненько, без лишних перепадов. Без цепляющихся кустов и грязи под ногами. Правы были опытные советчики - шагай да шагай. Вот и шлепаем к Трем Грациям. По дороге правда, есть пара гаденьких участков. Если все пойдем, наверное, опять придется у дам рюкзаки забирать. Но в целом идешь действительно как по аэродрому и красотами наслаждаешься. По пути должны были повдоль пройти несколько перевалов, но так как они не отмечены турами, то мы не отследили момент их прохождения. Ну и ладно. Зато останавлиались во всех показавшихся нам примечательными местах и фотографировали или фотографировались сами. Например на вот таком месте, где снежник подходил к самым ногам, а позади из склона торчал скальный "палец".

Кстати, возможно у меня глюки, но было очень похоже, что по снежнику идут следы ботинок и веревок.
Остановились также над следующим каскадом озер.

Именно отсюда берет начало первый встреченный нами на подходе к Харатасу водопад. Так незаметно с остановочками по поводу и без зашли на Три Грации. Поприветствовали Харлыгколь и всю группу озер над ним.

Отреставрировали тур. Поели. Оставили свою записку и двинулись к пику Серебряному. По дороге миновали так называемый «круглый тур» - ветрозащитную стенку.

На широком курумном плато на ребят шедших впереди начал громко ругаться какой-то маленький «лемминг». Но когда я подошел, чтобы "щелкнуть" его, парни уже загнали наглеца в нору. Жаль. Я когда на Мань Пупы Нер ходил, на меня такой же, наверное, скандалист верещал, но я тогда без фотоаппарата был. Так что оба случая остались только в памяти и документально незафиксированными.
А вот и сам Пик Серебряный.

Ну, как пик. Обычный крупнощебеночный холм с этой стороны. А вот из долины совсем другое дело. Да и вид с него прекрасный.

Записки снова нет. Зато есть свежие консервные банки с номерами 29 и еще какими-то уже не помню, написанными маркером. Нехило народ затарен был. Снова оставляем свою записку. А вот значок городского турклуба Азимут, не оставляем. Понесу до Большого Зуба и там положу. Вот.
Пока народ отдыхает, иду дальше, посмотреть спуск к Мазаевскому стану. Прохожу метров 500, вроде все нормально. Мне кажется, за пару часов вполне можно дойти, а то и меньше. Однако, объективно оценивая готовность группы, да и свои силы, думаю, что с рюкзаками переход этим маршрутом затянулся бы до позднего вечера.
Идем отрабатывать второй вариант – оз. Харатас – оз. Круглое – оз. Харлыгколь – цирк Серебряного Пика – Пик Серебряный – по отрогу до Мазаевского. Для этого возвращаемся к ветрозащитной стенке и левее снежника начинаем спуск вниз. Ну что, в принципе нормально. Подъем из долины верхнего озера к перевалу вполне терпимый. Только иногда камни живые. Чтобы не терять время на обходы озер, забираем левее и идем наискось через небольшой гребешок. Достигнув ручейка, пополняем запас воды, отдыхаем

и продолжаем спуск. В результате такой подрезки, спустившись со склона, оказываемся сразу на втором сверху озере. С его берега замечательно смотрится северная сторона Чертого Пальца.

Казалось бы, все трудности позади, ан нет. Дорога к харлыгколю не слишком простая. Или мы не знаем где идти, или просто силы кончаются. (Но только с Серебряного до Харатаса мы более двух часов налегке шлепали.)
А пока мы, обойдя второе озеро продолжаем спуск. Под ногами сплошным ковром стелется карликовая березка. Позади снег и скалы.

Идем по тундре в сторону нашей стоянки над Харлыгколем.

В той стороне замечаем дым, а потом видим, что немного ниже нашего места люди стоят. Но мы к ним почему-то не идем, сначала нас останавливает небольшое прелестное озерцо в котором отражается громада пика Стена,

а потом мы вообще гордо забираем влево и забуриваемся в какие-то болотины заросшие кустами. Единственный плюс этого то, что реку мы как-то по частям одолели. Периодически попадается тропка, которая у меня в навигаторе обозначена, но нам она не очень симпатична. Она часто теряется. Наконец в районе стоянки у кедров выходим на свою знакомую тропу. Тут тоже лагерь стоит, но людей нет и не у кого чаю попросить. Хотя чайник висит над костровищем. Обидно, однако. В качестве компенсации фотографируем красиво-старый весь в узловатых "мышцах" могучий кедр.

И топаем к Круглому озеру. А вот у Круглого озера, рядом с палаткой стоит ее хозяин. Знакомимся. Это рыбак Володя. Он на Туралыгских озерах рыбачил. Чая у него не видать, зато человек хороший. Он нам кое-что про местную рыбу рассказал и о том, что идола на лиственнице на нашей Харатасской стоянке его сын вырезал. Прощаемся и идем в лагерь. Теперь уже правильной тропой, поэтому добираемся быстро. Там нас ждут остальные участники группы и идол.

Девчонки говорят, что тоже время не теряли и под руководством Ольги Петровны облазили окрестные водопады и снежники. Узагорались. Уфоткались. Наелись щавеля. Набрали лука. Поиграли с ящерицей. В общем славно время провели.
Все-таки это для всех был хороший день!
Да и вечер получился отличный. Мы сидели вокруг костра, пили чай с травами, слушали тихий шелест волн, разговаривали. А потом небо украсилось красными фонарями облаков, и на окружающие вершины "легла ночная мгла".

P.S. Ну, а соседи наши ушли днем за Козьи ворота. Мы опять здесь одни.

День шестой.

Дорога по верху после подъема радует

Остановились также над следующим каскадом озер.

А вот и сам Пик Серебряный.

Идем по тундре в сторону нашей стоянки над Харлыгколем.

Все-таки это для всех был хороший день!

P.S. Ну, а соседи наши ушли днем за Козьи ворота. Мы опять здесь одни.

День седьмой.

7,18 обед на хунухузухе 7,18 обед на хунухузухе
7,19 сушка 7,19 сушка
7,20 рыба 7,20 рыба
16. 07.2011. День 7. Озеро Харатас – озеро Круглое – река Малый Хунухузух – река Большой Хунухузух – озеро Хунухузух. 12,5 километров.
Опять даю слабину. Подъем устраиваю в 8:00. Солнце, светившее с утра, постепенно затягивается облаками. Становится пасмурно. Это знак. Всю ночь я думал, каким путем нам выходить из Золотой. И как не хотелось мне выйти траверсом, но реальность такова, что правильнее будет не искушать судьбу тяжелым высотным переходом. А чтобы уж совсем не повторять свой путь в долину, пойдем через оз. Хунухузух и перевал Караташ.
Почему-то никто не расстроился и не воспротивился такому моему решению. Особенно когда узнали, что сегодня переваливать не придется. Достаточно встать под перевалом на озере. А завтра с новыми силами сделаем перевал, и в честь дня металлурга устроим праздничный ужин и баню. Все-таки хорошо иметь пару лишних дней, тогда маршрут можно менять по своему желанию и состоянию.
Вышли в 10:05.
1 ходка – 30 минут. По дороге не смогли отказать себе в удовольствии еще раз полюбоваться грандиозным водопадом,

потом поднялись на перегиб и дошли почти до малого озера между Харатасом и Круглым. Сидели и делали ставки раздует облака или нет.

Голоса разделились. Да и небо разделилось тоже. Над большим зубом висели облака. А впереди облака перемежались большими участками синевы.

2 ходка – 25 минут. До круглого. По тропе вышли к снежнику, который при заходе в долину благополучно пропустили когда плутали. Под ним таинственно темнела протаявшая полость. Загнали в нее Саньку.

Он сказал, что там хорошо, только грязно сыро и прохладно. И остаться в ней жить отказался. То-то же сказали мы. Вот теперь поймете лису променявшую ледяную избушку на лубяную.
А вскоре показалось само Круглое.

Сегодня из-за усевшихся на окружающие горы туч оно было какое-то сумрачное. А вот давешнего рыбака у озера не было, так что мы прошли еще немного и сбросив рюкзаки устроились на отдых.

Но отдыхали не все. Особо доверенные люди, в число коих входили Куршин, Егор и Ольга Петровна, отправились на сбор шишек. Саня как самый подготовленный и крепкий на все места человек, влез на кедр,

а двое оставшихся подсказывали где шишки и собирали упавшие. Шишки еще молочные, так что взяли немножко, чисто побаловаться.

3 ходка – 30 минут. Дошли до развилки троп и повернули налево. Какое-то время шли по тропе, но как-то незаметно на куруме потеряли ее и, зачем-то перейдя речку, текущую из Харлыгколя, продолжили движение вдоль нее без тропы по луговине. Идти, впрочем, тут очень приятно. Мягко и ровно. Сейчас я думаю, стоило продолжить движение по правому берегу, но тогда я решил вернуться на тропу, обозначенную в карте. Пришлось опять речку форсировать. Вскоре тропа была найдена. По ней добираемся почти до небольшого озера где сворачиваем сначала направо по тропе, не обозначенной в карте. И пройдя по ней, снова выходим к реке. Она здесь уже набрала силу, видно приток какой-то приняла. Я почему-то решил, что не стоит переходить ее здесь и лучше обойти озеро слева, как в карте нарисовано. Народ ворчит, но слушается. Возвращаемся назад и видим еще одну развилочку ранее не замеченную. Видимо не мы одни тут метались. Идем по ней и вот уже видим озеро. А вот тропы больше не видим. Начинаю обходить озеро и выхожу к неглубокой протоке с медленно текущей прозрачной водой. Дно покрыто мелкими камушками. Смело шагаю в нее и оказываюсь почти по пояс в воде. Как говорится «DECEPTIO VISUS» или по русски – оптический обман. Так чистота воды сыграла с нами злую шутку. А, плевать, по дороге высохнем. Немного поискав тропу, нахожу славную стоянку в кедрах неподалеку. Место прекрасное. Кедры служат надежной крышей от дождя, к тому же шишек на них полно. Да и сами по себе они очень красивы. Так и просятся на холст или хотябы на пзс матрицу фотоаппарата. Кстати и девушки не против попасть на ту же фотографию. Благо теперь с этим проблем нет. Чик и готово.

Ага, а кедры то оказались с секретом. В них прятались дриады. Одна светленькая,

другая красненькая.

Рядом с кедрачом поляна, где в хорошую погоду можно загорать. В ближайшем озере походу рыба есть. Дров – немеряно. Идеальная стоянка.
Возле костровища стоит пятилитровая бутыль с сухарями – большей частью пригоревшими. Рядом в схроне обнаруживаем сеть китайку, но не трогаем ее в отличие от сухарей явно оставленных для общего пользования. Когда я вновь подхожу к костровищу, группа с удовольствием грызет халявную еду.
4 ходка – 30 минут. Выйдя на поляну, не можем найти на ней тропу. Спускаемся по ложку к реке. Она тут широкая, но мелкая. Переходим и, поднявшись на правый берег, обнаруживаем хорошо натоптанную тропинку. Ждем всех и продолжаем движение уже по тропе до перевала через отрог. Тропа чертовски живописна. Мощные кедры и лиственницы причудливо искривлены. Жаль только трудный подъем не дает в полной мере насладиться этой красотой.
А в небе перестановки. Теперь хорошо там где нас нет - на Верхнем зубе и Старой Крепости.

И в долине реки Хунухузух.

Впереди же, над Караташем, там куда нам надо, полная, извиняюсь, хрень. Да еще и гремит периодически.

5 ходка – 30 минут. Переваливаем отрог и потихоньку спускаемся в долину Большого Хунухузуха. Справа снежники, слева низкорослый березняк. Из под ног, то и дело вспархивают птицы. И мелкие полупевчие и покрупнее – носастые, ногастые, видимо водолазающие или водоплавающие. Эх, почему я не ботаник, в смысле не орнитолог… А тропа довольно сухая даже странно. Впрочем природа видимо готовится это исправить, потому что кусочек синего неба над нами вновь затягивают облака, и все чаще гремит, то ли гроза, то ли… Вскоре начинаются полосы курума. Отдыхаем на такой полосе и, поскольку в воздухе явно пахнет дождем, одеваем дождевики. И вовремя.
6 ходка – 20 минут. Ну вот, теперь все в порядке. Сверху мочит. Сбоку дует. Под ногами привычно хлюпает. Множество ручейков. Периодически курум, но тропа по нему хорошо маркирована турами, так что сбиться нереально. Спускаемся к реке. На противоположном берегу – на старой поросшей кедрачом морене, что-то зеленеет сквозь ветки. Бродим неширокий тут Хунухузух и поднимаемся туда. Ага, тут группа молодежи и вчерашний рыбак Володя. Спрашиваем за рыбу в Хунухузухе. Говорят только мелкий гольян и все.
Володя встал тут на ночевку. Сказал, что на озере хороших мест нет, а тут в каждой рощице кедровой по стоянке. Но наша карта утверждает обратное. Да и на озере постоять охота, тем более что дождь вроде утих.
7 ходка – 25 минут. Дорога довольно поганенькая. Сыро. Болотисто. Все поросло ивняком и березой. Однако вскоре заросли кончаются, и тропа выходит к речке. Тут небольшой снежник с длинной продольной трещиной.

Проходим вдоль него, потом еще чуть-чуть и мы у озера.

Облака организованно отступают в долину Казыра, но мы чувствуем, что это временное явление. Похоже на затишье перед бурей. А с другой стороны, какое же это затишье, если ветер налетает короткими, но частыми и сильными порывами.
Стоянка, обозначенная в карте, есть, но она, понятное дело, открыта всем ветрам. Сегодня здесь не слишком уютно. К тому же дров почти нет. И погода опять портится. Гремит все ближе. Хорошо, что мы не через Верхний зуб пошли. Хапнули бы лиха. Иду дальше по тропе и нахожу возле лесочка нормальное место у кедра. Правда, до воды далековато, но это мелочи. Главное с дровами порядок. Да и от ветра немного кустами скрыто. Оглядываюсьна озеро. Ого вид его разительно меняется.

Тучи, воспользовавшись моей занятостью снова незаметно подкрались к нам. Не теряя времени, иду за остальными, и уже когда привожу их к месту, нас снова накрывает дождем. Пережидаем под тентом. Благо сидеть приходится недолго. Ставим лагерь. Тащим дрова. Я складываю из камней ветрозащитную стенку для костра. Получается этакий очаг. Вскоре вода кипит. Еще немного и у нас готов поздний обед.

Зато после обеда можно отдохнуть. А можно и вещи посушить.

Ну, вообще-то стоило бы пожалуй сбегать в сторону перевала тропу посмотреть. Но такие ломы. Так что вместо разумного, выбираю приятное времяпровождение. Сначала расчехлил удочку и попробовал рыбачить. Поплавок резко притопило, я подсек и чуть не упал со смеха. На крючке болтался гольян размером чуть больше моего крючка.

Попробовал еще пару раз – результат тот же. Сворачиваю удочку и лезу в палатку, где блаженно вытягиваюсь на спальнике рядом с остальными ленивцами. Не знаю как там дамы, а мы всей палаткой уснули, да так сладко. И хрючили до самого ужина. Могем! А после ужина снова спать пошли, и никакая бессонница нас не мучила

День восьмой.

8,16 ящерица 8,16 ящерица
8,17 праздничный ужин 8,17 праздничный ужин
8,18 после бани 8,18 после бани
17.07.2011. День 8. Озеро Хунухузух – перевал Караташ – Мазаевский стан. 10 километров.
Встали аж в 8:30, но вышли опять в 10:05.
С утра солнечно. Небо чистое синее. Озеро и окружающие его обрывистые склоны со снегом выглядят бесподобно.

Да и наш лагерь в солнечном свете преобразился. Стал таким светлым и приветливым.

Пока ходил умываться нашел несколько под… нет скорее надберезовиков. Срезал аккуратно. Показал Ольге Петровне. Она еще набрала. Но не в кашу же молочную все это пихать. Режем меленько, присаливаем и в контейнерчик. Глядишь, на обед сгодится.
1 ходка – 25 минут. До снежника. Вид отсюда как поется в дурацкой песенке "чумачечий". Синева озера соперничает с синевой неба. Глубина с высотой. На это хочется смотреть и смотреть.

Решили обойти снежник слева, и пока народ отдыхал,

и любовался этим видом,

я пошел разведать дорогу. Тем временем Володя (рыбак) догнал нас и продолжил движение по снежнику.
2 ходка – 15-20 минут. Нам так нельзя. У нас дети. Поэтому мы обходим снежник, и то по куруму, то по карликовой березке достигаем старого костровища. По пути видел пару туров. Значит не мы одни тут перлись. Это радует, Однако Володя идет значительно правее. Хотя шли совсем немного пришлось остановиться, чтобы определиться с дорогой.

Сунулся в ту сторону, но путь преградили заросли ивняка. Ну и ладно пойдем слева, как и хотели.
3 ходка – 20 минут. Сначала все хорошо. Идем по травке. Но вскоре вновь попадаем в чертов ивняк. Ситуацию усугубляет текущий сквозь него ручей. Хорошо еще, что полоса кустарника не превышает 100 метров иначе там бы мы и остались.

Кстати я удивлен и доволен тем, как безропотно группа преодолевает тяготы выбранного мной пути. Да повезло мне с народом. Тьфу-тьфу-тьфу.
За кустами начинается подъем на хребет.
4 ходка – 15 минут. Движемся то по травянистым полосам, то по крупному, то по мелкому куруму. Опять оставив людей иду вверх поглядеть, что да как. Хожу долго, но зато нахожу довольно простой путь. Правда придется все же пару раз снежники пересекать, но во первых полосы снега не широкие, а во вторых угол наклона небольшой. Так что пройдем думаю легко. Тем более, что желающие идут с импровизированными альпенштоками. Да и ступеньки я натоптал.
5 ходка – 15 минут. Действительно, прошли без проблем.

Девочки даже кроссовки не переодевали.

Гляжу на вершину 40 лет ВЛКСМ. Предлагаю желающим сбегать туда. Но желающих что-то нет. Вялый интерес вызывает только расшифровка аббревиатуры ВЛКСМ. Эх, молодежь-молодежь. А ведь у меня дома даже комсомольский билет сохранился. Ну, на нет как говорится и суда нет, да и туда тоже нет.
6 ходка – 15 минут. До перевала Караташ. Идем, немного теряя высоту, по траве и стланику

и вскоре достигаем перевального тура.

Малая петля замкнулась! Время 12:50. Тут два серьезно экипированных парня. По моему, у них даже ледорубы с собой. Здороваемся-прощаемся. Они уже вниз бегут, а у нас еще обед по расписанию. Едим всякие вкусняшки. Пишем новую записку.
Решаю заодно баночку заменить, благо их кругом полно. А потом думаю ну какое же благо. Свои то мы уносим, но тут их столько, что всех все равно не утащить. Решаю хоть немного прибраться и прикопать немного мусора. Постепенно народ подключается. Общими усилиями чуть-чуть окультуриваем перевал. Напоследок очередная групповуха у тура,

а потом еще одна панорама Зубьев остается на карте памяти фотоаппарата и в наших сердцах.

Ну и после непродолжительного отдыха - вниз.
Выходим в 13:40.
7 ходка – 25 минут. На этот раз идем четко по тропе. Она сухая, даже ручейков где мы на подъеме воду набирали не видать. Зато видать курум по которому мы вдоль тропы пешедралили.
8 ходка – 30 минут. До стоянки, где девчонки обувь переодевали. Здесь трое туристов. Интересуются как там НГПИ. Рассказываем. Показываем на карте. Они пытаются кусок карты сфотографировать. Выясняется, что, торопясь, за сборами как-то упустили этот вопрос. Да, дела. Даю им карту от waler (у меня еще стандартная схема зубьев осталась и карта от Сергея). Правда забываю предупредить, что она в масштабе 500 метров в сантиметре отпечатана, но думаю разберутся. Все-таки негоже без карт по лесу ходить (ну кроме как по грибы и ягоды в знакомое место конечно). Прощаемся и двигаем дальше.
9 ходка – 25-30 минут. Перевал остается позади

и мы продолжаем двигаться по лесу. Временами тропа выбирается на поляны с высоченной травой и цветами.

Прогретые солнцем они пахнут летом. Отдыхаем на стоянке у ручейка с вкусной водой. Тут тоже люди. Посидели на бревнышках вкусной водички попили, поболтали о том, о сем.
10 ходка – 25-30 минут. До Мазаевского стана. Дорога значительно суше, чем раньше. Грязи немного, так что добираемся быстро. По дороге, на поваленной березе наломал веток для веника. Париться, так париться.
На Мазаевском застаем Володю и еще группу местных туристов. Девушка у них за завхоза. Сидит с блокнотом и пытается разобраться в раскладке. Говорит, что подлые мужики сперва набрали чего не попадя, а вот теперь по факту ответственной (читай крайней) назначили. Сочувствуем. Но помочь ничем не можем. У самих продуктов впритык. Кстати о продуктах, идем в баню поглядеть как там гречка. Но ни гречки, ни ракушек, да что там, даже дров оставленных на всякий случай нет. Да еще и сарай с алюминиевой крышей поломан. Варвары какие-то.
Ну и ладно обойдемся своими внутренними резервами. Сделаем гречку с тушенкой, плюс колбасы выдадим. А еще у нас печенье «лишнее» есть, и сгущенки банка сэкономлена. Ну, и не зря же я все это время пару плиток шоколада таскал. Значит, будем делать торт.
Так начало вечера мне уже нравится. Осталось только дров для бани заготовить. Иду за присмотренной еще в прошлый раз сухаркой. Валю ее. Тащим бревна в лагерь и пилим. Володя вызывается помочь. И вскоре баня топится. Пока ждем, какая-то любопытная ящерка забралась погреться на Виталия Николаевича.

Похоже за своего признала. Ну и правда мы уже немножечко местные. Наконец баня готова. Паримся по очереди. Сначала девушки, потом мы. Свежие веники это класс! А после парилочки, да в ручей Рамазин и полежать! А остыв снова в парилку! Душа прям радуется! Ну и последний штрих – бритье. А то щетина надоела уже. Выходим как новенькие. Инарод весь как новенький. Девушки заплелись кто хотел, а остатки резиночек на мальчишек потратили. Красота как говорится вернулась.

А тут уже и праздничный ужин.

Погода, словно понимая, что у нас праздник дарит теплый ласковый вечер. Сидим себе чайком балуемся. Вдруг вспоминаем, что у нас еще с утра грибной полуфабрикат заныкан был. Надо было конечно в кашу кинуть, а теперь… Стоп у меня же на всякий пожарный где-то сухое пюре было картофельное. Можно его оприходовать по случаю праздничка. Так и сделали. Грибочки отварили, пюрешечку засыпали, и вот вроде сытые сидели, а слюнки просто сами потекли. Срубали все – подчистую. Короче вечер удался. Ну и с праздником дорогие металлурги! Ураааа!

День девятый.

9,9 каскадный6 9,9 каскадный6
9,10 каскадный 7 9,10 каскадный 7
9,11 пляж 9,11 пляж
18.07.2011. День 9. Мазаевский стан – Дьяконовский стан – стоянка Три богатыря – Висячий Камень – ручей Высокогорный. Радиалка на водопады ручья Каскадный. 13 километров.
Встали и собирались на расслабоне. Но в который раз вышли не позже 10:00.
1 ходка – 30 минут. Идем быстро. Вчера отдохнули хорошо, да и дорожка радует своим состоянием.
2 ходка – 25 минут. Останавливаюсь пораньше, потому что чернику увидели. Дети пасутся.
3 ходка – 30 минут. Можно бы еще немного пройти и вышли бы к Высокогорному. Но народ просит отдыха, а я не против.
4 ходка – 10 минут. Ну вот, что я говорил. Совсем немного не дошли. Тут людей сегодня не много, а очень много! Кто-то готовит, кто-то купается, кто-то загорает. Ну и конечно приятно увидеть среди этого народа знакомое лицо. Конечно это наш рыбак Володя. Он сегодня с утра пораньше вышел, а сейчас уже палаточку ставит. Говорит тут немного постоит. Ночью порыбачит. Интересуется нашими планами.
Молодые парни спрашивают за сигареты. Да проблема курева в лесу стоит довольно остро. Но мы не курим, нам главное свою закладку найти. Миха лезет под крышу бани. И не находит закладки на месте. Обидно. Народ, узнав в чем дело, предлагает рожек целый пакет. Килограммов пять, наверное.
Но я прошу Мишку по сторонам еще поискать и о чудо, вера в людей у нас вспыхивает с новой силой! Мешок с продуктами, оказывается лежит в другом углу заботливо прикрытый железом. Может от дождя спрятали. Радостно!
Всех благодарим за сочувствие, на прощанье желаем всяческих удач и уходим вверх между двух рукавов ручья.
5 ходка – 30 минут. Тропка выводит к поваленному через ручей дереву. Теоретически можно перейти не вымочившись, но дерево тонковато. И висит высоко над водой. Надо перила делать. А не охота. Ну, тогда надо дальше вверх идти в поисках более удобной переправы. А тропа потихоньку сходит на нет. Ну и ладно. Ищу более мене удобное место для перехода на правый (орографически) берег ручья. Переправляемся.
Находим хиленькую тропку и идем по ней. Через некоторое время наша тропочка вливается в мощную тропу. Сомнений нет. Именно ее мы видели, когда подходили к Высокогорному по пути в Золотую Долину. Идем как по шоссе. Вскоре выходим на поляну с большой оборудованной стоянкой. «Богатырская застава», гласит вывеска. Посредине стол с навесом и костровище. За столом люди матрасного вида.
– А что, – спрашивают они, – палки то толчок придают при ходьбе или как?
– А как же, – в тон им отвечаю я про свои «Леки Макалу», – еще какой.
6 ходка – 30 минут. Тропа то набирает высоту, то вновь спускается к реке. Вместе с ней петляем и мы. Идем, видимо, достаточно быстро, так как догоняем трех парней. Они говорят, что где-то впереди еще две девчонки их идут и собака. Догоняем девушек только к концу ходки и то потому, что они на камне стоят и парней ждут. С ними шоколадного цвета таксик по кличке Тайсон. Имя резануло, казалось давно ушедшей, горечью. С грустной нежностью вспоминаю своего Тайсона – тигрового окраса боксера.
7 ходка – 10 минут. До Висячего Камня.

Стоянка тут, как и обещано есть, но не очень хорошая. На всякий случай оставляем группу занять место, а сами – с Мишкой и Виталием Николаевичем, идем посмотреть как там дальше.
Буквально в 5 минутах обнаруживаем шикарный бережок. С костровищем и местом под две палатки. И еще здесь в ручье яма больше метра глубиной. И ветерок. Короче мечта, а не место. Оставляем Миху сторожить, а сами за рюкзаками и группой. Обедаем, купаемся, отдыхаем.

При мытье посуды, заметили рыбешку. Я тут же решил порыбачить.

Ни черта не поймал, хотя самых вкусных на вид слепней выбирал. Только мураши все ноги поискусали. Свернул удочку и позвал народ прогуляться до ручья Каскадный. На водопад полюбоваться. Сильно! Сначала Куршин влез под струю

За ним Мишка.

А Ольга Петровна Чего-то не полезла. Так ручку помочила и ботинок чуть-чуть.

Поднялись повыше и еще немного поснимали водопад с длинной выдержкой.

Судя по карте дальше еще водопады, но нам и так впечатлений хватило. Так что пошли назад.
Встретили семью с мальчишкой. Они видно на нашу стоянку рассчитывали, но раз она занята, решили встать у Водопада на Высокогорном. А мы вернулись и продолжили расслабляться.

А потом поужинали и отдыхать.

День десятый.

10,22 вид с вершины4 10,22 вид с вершины4
10,23 вид с вершины5 10,23 вид с вершины5
10,24 на краю большого зуба 10,24 на краю большого зуба
10,25 и спускаемся мы... 10,25 и спускаемся мы...
10,26 снежник под пер. брувера 10,26 снежник под пер. брувера
10,41 мишка на нижнем водопаде 10,41 мишка на нижнем водопаде
10,42 водопадище 10,42 водопадище
10,43 водопадище2 10,43 водопадище2
19.07.2011. День 10. Радиалка на Большой Зуб. 10 километров без учета повторяющегося участка пути.
Сегодня идем на Большой Зуб. Взвесив все за и против. Женская половина идти отказалась. А вот Егор заявил, что ему просто необходимо на какой-нибудь двухтысячник зайти. Ну что ж желание законное. Тем более, что погода солнечная. Решено идем впятером. Выходим пораньше, примерно в 8:50. Проходим мимо лагеря с Тайсоном. Он спит, бедненький, у костра. А хозяева тоже спят, только в палатке.
Перешли ручей каскадный. Увидели вчерашнюю семью. Поговорили с мужчиной. Он хотел на перевал Озерный попасть. Посмотрели карту. Судя по всему, придется им до Висячего Камня возвращаться, переходить ручей и там вдоль притока тропу на перевал искать. Он пожелал нам удачи, и мы продолжили восхождение.
После миновали еще один лагерь с брезентовой палаточкой. Ностальжи. Тут парень с девушкой. А дальше на всем пути никого. А я думал тут паломничество туристов. Думал – двор проходной. Ну и ладно, нашим легче. Добираемся до очередных водопадов.

Кадров немного осталось, но на такую красоту места не жалко. Хочу снять водопад вместе с сыном.

Он берет палки и идет фотографироваться.

У следующего каскада роли меняются.

После выходим к озеру. Тут большая хорошая стоянка. Потом достигаем снежника нависающего над озерцом из которого вытекает ручей.

Переходим это дело по снежнику.

Все, тропы как таковой больше нет. Отдохнув под обрывистым склоном отрога,

поднимаемся по траве в правую по ходу долинку.

Немного жалеем, что не набрали воды в пустую бутылку. У нас конечно есть с собой чай, но вдруг подкрадется жажда? Поэтому, когда видим ручеек, останавливаемся на незапланированный перекур.

Большой Зуб сейчас аккурат над нами. Движемся сначала прямо на него и выходим к очередному снежнику. Останавливаемся, чтобы приготовить из снега и сгущенки мороженное. И с аппетитом лопаем получившееся яство.

Волшебно!
После такого вкусного отдыха, идти как-то веселее. Поэтому бодренько обходим снежник справа и по крутым травянистым склонам, куруму и небольшим скальным выходам продвигаемся дальше.

Иногда буквально ползем вверх, но в основном движемся нормально и что характерно правильно, так как периодически встречаем вездесущие турчики. Нет нет, да оглядываемся назад на долину ручья Высокогорный и синеющие вдалеке отроги Междуказырского хребта.

Когда до Зуба, судя по GPSу, остается метров 200 по горизонтали и 300 по вертикали, уходим слегка влево, в сторону перевала Брувера и последним рывком выходим на хребет. Миха с Саней просто ахают, когда вместо привычного плато или на худой конец небольшой площадки, за последним на подъеме камнем они видят резкий обрыв к озеру Выпускников.

Да, уж. Как говорил Киса Воробьянинов.
Дожидаемся Егора с «пасущим» его Виталием Николаевичем и решаем перекусить, прежде чем идти на саму вершину, которая маячит на востоке метрах в 150 от нас.
Кушаем с аппетитом.

И еще радуемся, что воды набрали. Можно не экономить.
Складываем все остатки трапезы в рюкзак и идем на вершину. Вернее мы идем, а Егор нет. Он, узнав, что мы уже практически на высоте 2000 метров, счел свою миссию выполненной и вполне довольный собой (мужик сказал, что залезет на 2000, мужик залез) остался нас ждать. Вот нравятся мне люди, которые знают, чего хотят. А мы вот, видимо не знаем, ибо все время стараемся пройти еще немного, залезть еще вон на ту скалу, ну и может еще на следующую.
Короче, мы движемся потихоньку, где обходя то с одной, то с другой стороны, а где и траверсируя прямо по гребешку острый хребет Тигер-Тыш. И, наконец, вот она – вершина.

Какой-то указатель.

В туре палка с остатками флага Кузнецкого Банка.

Множество табличек. Записки. Одну беру. Ее оставили Белянчиковы Михаил и Любовь из Междуреченска, которые 16.07.2011 совершили восхождение на Большой Зуб. Вторую очень колоритную – на обрывке майки, что ли, оставляем для народа. Ну и свою, тоже оставляем.

Еще находим смешного самодельного лисенка. Оставляем взамен значок Тагильского клуба туристов Азимут. Делаем фото.

Как не в глядывались, но стоянку нашу не разглядели, хотя раз оттуда Зуб видно, то и палатки должны быть видны. но бинокля нет, а так не разглядеть. Оглянувшись на перемычку по которой мы сюда забрались,

сами себя уважать начинаем. А еще оцениваем возможность поднявшись на Детский перевал, спуститься к Снежному барсу через "Дураков". Заманчиво конечно, но... Ладно завтра видно будет. Ну что там у нас дальше, а дальше озеро Выпускников

и, да, я опознал в темнеющем на склоне останце Татьянин камень. Почему-то радуюсь, что узнаю какие-то из окружающих достопримечательностей. А вот озеро со льдом в соседней долинке не знаю как называется.

Впрочем также, как и следующее за ним. И еще два за отрогом.

Это удручает. Но не будем о грустном. Напоследок идем к краю вершины, где и позируем на фоне неба - Виталию.

Последний взгляд с вершины вокруг. Хочется впитать эту красотищу как можно глубже, чтобы после, закрыв глаза, можно было без труда мысленно восстановить эти ощущения! Ну хоть частично. Ну и назад идем. К Егору.
По своей дороге возвращаться скучно, да еще мы сверху в снежнике внизу провал с озером заметили. Поэтому идем правее своего подъема,

спускаясь в заснеженный цирк под перевалом Брувера.

Думали всех обхитрить своим нестандартным спуском, но, увы и ах турчики и здесь попадаются. Не мы значит одни такие. Спуск достаточно крутой, но не сложный. Хотя кое-где встречаются участки сыпухи и стланика.
И вот мы на снежнике. В пологом месте пересекаем его наискось до курума

и по крупным валунам спускаемся к ручью. Озеро в снежнике приближенное зумом камеры, отсюда кажется совсем рядом.

Но надо еще к нему спуститься. А тут опять водопады и «бараньи лбы» (выглаженные ледниками скалы) с которых льется вниз хрусталь водяных струй.

Виталий Николаевич опять расчехляет свой Кэнон

И снимает это чудо природы.

А мы тем временем ждем его на краю поляны ЦВЕТОВ всех цветов.

Красота необыкновенная!

Ну и естественно следы пребывания человека. Слава богу, не слишком явные. Оставив верхний водопад позади,

постепенно приближаемся к провалу. Там озеро.

Рассказываю пацанам, что каждые 15 минут посредине провала образуется воронка, и вода с шумом уносится в глубину, чтобы в 500 метрах ниже вырваться на поверхность мощным потоком. Почти поверили. Где же я прокололся? Наверное, надо было сказать, что не каждые 15 минут, а два раза в сутки. Ладно, в другой раз придумаю что-нибудь поправдоподобнее.
Шутки шутками, но все так красиво, черт побери! Так что трачу остатки кадров, не жалея.

Ну а дальше все в обратном порядке. Только народу еще меньше. Лишь семья осталась. Сверху мы поглядели на Озерный перевал и теперь уверены, что говорили им про дорогу правильно. Так что еще раз повторяем, как добраться до перевала и выйти в долину Бельсу, прощаемся и, отправив Куршина в лагерь - предупредить, что мы вернулись и что можно ужин греть, идем смотреть последний за сегодня (по счету, но не по красоте) водопад на Высокогорном ручье. Заодно пополняем запасы влаги в организме.

Мы спускаемся вниз, А Виталий Николаевич еще задержался наверху, чтобы сделать парочку хороших кадров.

Он там сначала сливчики пофоткал.

Потом на нас грешных внимание обратил.

А я подумал, подумал и завершил этот съемочный день, тем же чем и начал. Сына на фоне водопада щелкнул.

Напоследок зовем Виталия к нам. Больно уж отсюда вид на водопад шикарный.
Он спустился, и согласившись с нами, еще парочку кадров сделал. Первый панорамно,

Второй - чуть приблизив.

Но красоты - красотами, чудеса - чудесами, а косить (читай идти) как говорил заяц из анекдота - надо. Вот и пошли. Пересекли Каскадный. Ну а там и лагерь. Ужин. Сон.
_________________

День одиннадцатый.

11,1 сборы были не долги 11,1 сборы были не долги
11,2 любимое бревно 11,2 любимое бревно
11,3 Супер Алексика или на ковре самолете... 11,3 Супер Алексика или на ковре самолете...
11,4 голубые косы 11,4 голубые косы
11,5 банька 11,5 банька
11,6 Явная вечеря 11,6 Явная вечеря
11,7 Угасает наш костер 11,7 Угасает наш костер
20.07.2011. День 11. Ручей Высокогорный – Висячий Камень – стоянка Богатырская застава – Куприяновская поляна. 15 километров.
Утро опять солнечное. Собираться в такую погоду приятно.

В последний раз спрашиваю, не хочет ли народ назад через верх выйти. По всем Дуракам прогуляться. Но энтузиазма в глазах что-то не наблюдаю. Даже неутомимые Куршин и Мишка не горят желанием лезть с рюкзаками в гору. "Накушались" вчера. Да в обще-то я просто так спросил. Самому, как представлю подъем на хребет, грустно становится. Все-таки дневки не хватает. Так что идем на Куприян. Выходим в 9:40.
1 ходка – 30 минут. Вниз по ручью идем быстрее. Это радует. Возможно до обеда на Куприяновскую поляну прибудем и тогда можно баней озаботиться.
2 ходка – 25 минут. До «Богатырской заставы». По дороге встретили большую группу ребят с молодым инструктором идущую на водопады. А на стоянке увидели своего знакомого песика – Тайсона.
3 ходка – 30 минут. До переправы. Тропа по сравнению с тем как мы сюда шли – небо и земля. Практически сухая. Лишь кое-где грязь, но так – по мелочи. А травы цветущие как пахнут! Голова кругом! Много групп встречаем. Уже язык здороваться устал. А еще черника спелая вновь появляется. Лакомимся по пути.
4 ходка – 35 минут. До сладкого ручья. Идем быстро, и народ к, концу ходки, начинает на меня пыхтеть. Но я хочу до стоянки на ручье дойти. И дохожу. А вода в ручье никакая не сладкая. Сладкая между Мазаевским станом и подъемом на Караташ была.
5 ходка – 30 минут. Ближе к концу проходим знакомую переправу по толстенному бревну.

И опять здороваемся, здороваемся. И не только люди идут. Уже несколько собачек было. И черника опять радует. И языки в синий цвет окрашивает.
6 ходка – 30 минут. Скоро Куприяновская поляна. Наверное, еще ходка и дойдем.
7 ходка – 20 минут. Дошли. «Куприян» непривычно пустой. Только вдалеке народ суетится, и в беседке трое сидят. Два характерного вида мужичка в возрасте. По шмоткам и внешности сразу видно спортсмены, скорее всего лыжники. Из тех, что любому молодому на тропе и тем более на лыжне фору дадут. Меня зимой на заводских стартах такие частенько обгоняют. Причем я типа соревнуюсь, а они типа разминаются. А еще и подбадривают. Дескать давай-давай, хорошо идешь. Ну, ничего попадутся они мне когда-нибудь пьяные и связанные, вот тогда посмотрим кто кого.
Ну а третий с ними угадайте кто? Догадываетесь. А мы его еще издали по знакомой палатке не без претензии устроившейся на "персидском" ковре узнали.

Правильно - Володя рыбак. Ну, похоже, мы с ним обречены в этом походе на встречи регулярные. Здороваемся как родные. Ну и все по стандартному сценарию. Палатки ставим. Дрова пилим. Обед варим. Баню топим.

Пытаемся с Егором рыбу ловить, но неудачно. А еще я себе на лысину парик нашел. Ну не красавец!?

Но вот и баня готова. Паримся и в Казыр голышом. Раз, два, три, а потом выскакиваем, а там народ какой-то тусуется. Значит, пора нудистский пляж закрывать. Заканчиваем мытье.
Да, поляна преображается на глазах. Палаток вокруг стало значительно больше. Народу как в центре города. Пока мы мылись, несколько групп подошло. В том числе и утрешние тинэйджеры, те, что на водопады ходили. Кучкуем свои вещи в одну беседку. Готовим ужин. Болтаем. Небо темнеет, но спать пока не хочется. В беседке уютно.

За чаем, поздравляем с днем рождения Ольгу Петровну и дарим ей лисенка с Большого Зуба. Костер постепенно угасает

и наши ряды редеют. Наконец расходятся самые стойкие. Ложась спать, все вещи от греха подальше прибираем в палатки. Ночь, однако, вполне спокойная.

День двенадцатый.

12,1 рубан 12,1 рубан
12,2 пер. шорский 12,2 пер. шорский
12,3 Получилось первый раз, чтоб вся группа собралась 12,3 Получилось первый раз, чтоб вся группа собралась
12,4 Голубая (радоновая) чаша 12,4 Голубая (радоновая) чаша
12,5 чаша2 12,5 чаша2
12,6 томь 12,6 томь
12,7 переправа 12,7 переправа
12,8 Облачно, местами дождь, туман, 12,8 Облачно, местами дождь, туман,
12,9 Вечернее небо, розовые облака... 12,9 Вечернее небо, розовые облака...
12,10 спят усталые... 12,10 спят усталые...
12,11 слушали ночь 12,11 слушали ночь
12,12 скоро поезд 12,12 скоро поезд
12,13 лягушка? царевна? 12,13 лягушка? царевна?
12,14 корона 12,14 корона
21.07.2011. День 12. Куприяновская поляна – приют Рубановский стан – перевал Шорский – приют Снежный Барс – приют Алгуй – Радиалка на Радоновую Чашу – приют Кузбасский – переправа через Томь – станция Лужба. 21 километр.
Встаю раньше всех и поскольку обязательные дежурства как таковые у нас кончились на утро 11 дня, и готовит кто попало, решаю сварить завтрак. Стараюсь шуметь поменьше. Но лагерь и так постепенно просыпается.
Ко мне подходит инструкторша из большой детской группы и спрашивает, не поменяем ли мы рис на гречку или наоборот. У них грамм по 900 и того и другого, но сложную кашу готовить не хочется. У нас, к сожалению, нет ни риса, ни гречи, зато ячки примерно 1.8 килограмма. Предлагаю им ее. Соглашаются на рис махнуть. «Все довольны, все смеются».
Я опять с удовольствием вспомнил вчерашнюю сцену, когда девчонки достали к ужину неучтенную банку тушенки. Это было бесподобно! Нет ну это ж надо, весь поход протаскать и ни словом не обмолвиться. Сильны бродяги. Правда вчера ее уже поздно было в рожки кидать, ну зато сегодня будет ужин королевский. А банку мы Куршину в рюкзак забьем. Он у нас здоровый черт. Дотащит.
Бужу народ. За завтраком решаем, стоит ли нам быстро, быстро в Лужбу ломиться, или по дороге где-то заночевать. Т.е. уезжать ли нам ночью на Абаканском поезде, и по Кузне целый день гулять, или завтра спокойно на электричку сесть и практически сразу на поезд потом. Мне конечно с одной стороны денег жалко и поэтому я за электричку. С другой стороны по Новокузнецку охота погулять город посмотреть, следовательно, и поезд меня устраивает. Группа сначала почти вся за электричку, но в результате умело вброшенных фраз про мороженное, кондитерский магазин и достопримечательности большинство склоняется к поезду. Ну, значит, так тому и быть.
Выходим.
1 ходка – 30 минут. Идем вверх вдоль Куприяновского ручья. Тропу не узнать. Сухо! Комфортно! Саня идет в своих ослепительно желтых Саломонах (вчера в бане стирал). Глядя на него и я свои фонарики поверх ботинок одевать не стал.
На отдых встали на небольшой стояночке в черничнике. Напоследок отъедаемся.
2 ходка – 30 минут. До Рубановского приюта. При приближении к нему все-таки в болото залезли. Вымокнуть не вымокли, но кроссовки Санины потускнели. А вот и приют.

Тут очень много детей. И, несмотря на наличие туалета, пардон зас**но все. Радуем их своим местом жительства. Отовсюду слышны нестройные крики Тагииил! Тагил - рулит! Смех!
3 ходка – 10 минут. До перевала Шорский.

Втыкаем в обломанное сухое дерево на границе областей все оставшиеся у нас флажки и прячем в дупле последнюю записку с наилучшими всем пожеланиями. Фотографируемся всей группой на память,

и вниз.
4 ходка – 20 минут. До Алгуя. Отсюда решили сделать последний радиальный выход – до Радоновой Чаши.
5 ходка – радиалка. Идем сначала до Талькового карьера и там переваливаем в долину Амзаса. Спуск неприятно удивил. Тут довольно круто и сброс 200 метров по высоте. А мы еще думали чего это народ навстречу попался какой-то устало-неразговорчивый. Но делать нечего идем вниз. По дороге встречаем еще несколько человек.
Но вот спуск позади. По тропе поднимаемся вдоль Амзаса метров 500-600 и выходим к Довольно замусоренной стоянке у Чаши. Делаем несколько снимков.

Обмываем больные места.

Ольга Петровна просит достать из родника голубенький камушек на память. Кряхтя разуваюсь, снимаю штаны. На скрюченных ножках вхожу в воду. Черт она такая прозрачная, что глубина реальная не чувствуется и такая холодная! Короче, там, где я думал, что мне будет от силы по колено, оказалось почти по пояс. Так что вымок практически весь. Но камень достал и быстрей на берег греться. Муть вскоре осела, и мы набрали воды в бутылку. Еще раз поглядели на тряпочки и шнурочки навязанные на кустики над Чашей и двинулись назад.
Быстро дошли до подъема и начали восхождение. Уперлись с Виталием и сделали перевал на раз. Правда, конечно, слегонца устали, но были горды собой необычайно. Сделали по глоточку родниковой воды, и силы вроде прибавилось.
Идем к оставшимся у рюкзаков. Они должны были уже суп варить начать. Добрались. Да, костер горит, вода греется. Мы еще пару грибочков нашли по дороге, правда один совсем червивый оказался, Но второй покрошили. Поели как приличные люди за столом. И снова в путь.
6 ходка. До моста. По дороге у Талькового чуть не свернули по широкой дороге налево, но вовремя опомнились и пошли правильным путем. Народу с электрички немерянно идет. Но теперь уже мы поглядываем на них немного расслабленно и покровительственно. И желаем им чистой дороги. Проходим Пьяное озеро. Воды так и нет.
7 ходка. До моста, где первый в этом походе привал делали. Осталось немного.
8 ходка. До Кузнецкого приюта. Идем к спасам. Отмечаемся, что из леса вышли и сумку свою забираем. Звоним домой и в Полюс. Докладываем, что все в порядке. Дети целы. Договариваемся за переправу.
Минут 15-20 ждем на берегу перевозчика. Камушки разноцветные собираем. На левый берег Томи глядим.

Наконец подходит лодочник. Быстро грузимся и на шесте на тот берег.

И вот мы в Лужбе. Идем за хлебом. Но магазин оказывается, постоянно не работает. Только по средам и субботам, кажется. Облом. А погода портится на глазах.
Переговорили с дежурным на станции на счет поезда. Он рассказал, куда и как садиться и где билеты брать. И тут начался дождь. Небо потемнело. Окрестные горы резко окутались туманом, а облака спустились и объединились с ним.

Пахло катаклизмом. Радовало, что такая кака не застала нас в горах.
Укрыли себя и рюкзаки тентом, но капрон не будучи натянутым воду держал плохо. Поэтому, дождавшись затишья, ушли на берег Томи ниже деревни и, натянув тент над дорогой, расположились под ним. Тут пришлось первый раз за поход использовать тросик. Чтобы котелки повесить над костром. И бензин. Чтобы костер из мокрых веток разжечь. Таким образом, практически все взятое снаряжение (кроме веревки, системы и 3х карабинов) было в походе использовано.
Небо показывало какую то мистерию.

Тучи громоздились одна на другую и, подсвеченные закатным солнцем скрытым где-то там за ними, принимали разнообразные формы. Казалось, вот-вот их раздует. А потом загремело, и дождь начался с новой силой. Всю округу вновь затянуло туманными облаками или облачным туманом кому как нравится.
А мы ужин готовим. Кашу рисовую сварили с 2мя банками тушенки! Шедевр! Сухарей Ольги Петровны фирменных – тройную норму (полтора килограмма) умяли! Да еще из продуктов на обратный путь икру кабачковую извлекли. Короче дети вскоре сидели сытые и слегка осоловелые. После часа ночи дождь кончился. Начали проглядывать звезды. Кто-то спал на рюкзаках и между,

а я, смотрел на догорающие угли костра и слушал Томь.

Но вот настало время собираться. Все упаковали по рюкзакам, и пошли на станцию.

Вокруг прожекторов и фонарей роились кучи поденок. На такое изобилие пищи выползли лягушки.

Мокрая взвесь оседая на волосах наших девочек превращала прически в драгоценные уборы!

И тут вдали раздался протяжный гудок. Это подавал сигнал наш поезд. Наконец ночь прорезал мощный прожектор локомотива. Бежим к последнему вагону. Садимся. Приятная неожиданность – общий вагон – купейный. Рассасываемся по купе. Спящие люди поджимают ноги. Тепло. Мягко. Народ постепенно выходит, и мы тоже ложимся спать.
Просыпаюсь уже только в Кузне.

22.07.2011. День выезда.
Целый день провели в городе. Гуляли по парку. По центральным улицам. Съездили крепость посмотрели. Жалко только, что в основном все новодел. Зато на крепостном холме растут грибы. Много ягод. Природа, понимаешь. А еще вид сверху неплохой.
Ну что еще отметить. Трамваи подешевле чем у нас. И за рулем такие бабушки в платочках попадаются. Настоящие Шумахеры. Мороженное местное – вкусное очень и по цене приятное. Пиво Абаканское и Междуреченское очень даже ничего. Особенно разливное. И еще квас неплохой на улице в бочках продают. Лакомимся всякой всячиной. Закупаемся в дорогу.
Наконец подходит час отъезда, и мы идем на перрон, садиться в поезд. Все повторяется как и при отъезде. Проводник только мельком взглянул на наши билеты и документы и, убедившись, что все в порядке запустил в вагон. И потянулись километры пути. Полустанки и станции. Вокзалы крупных городов. Кстати на этот раз я в Омске купил таки своей любимой минералки «Омская-1». Она немного солоноватая, но жажду классно утоляет. Я к ней у папы в Омске в свое время пристрастился. Последняя ночь в поезде прошла без происшествий. Правда, в Екатеринбург прибыли минут на 35 раньше. Из-за этого сборы комом прошли и в суматохе я оставил в вагоне слипы ж/д билетов и командировочные. И вспомнил про них только когда поезд уже ушел. И так ясно-ясно представил, как они в пакетике своем из-под подушки падают за полку, и лежат там сиротливо. Черт! Черт! Черт! Как отчитываться буду.
Пришлось по приезде в Тагил к дежурной по вокзалу обращаться с просьбой помочь. Спасибо нашей РЖД! Нашли наши документы и на Харьковском поезде отправили на другой день в Тагил. Я им потом благодарность отписал. Жалко только проводников Новокузнецкого поезда отблагодарить не смог. Ну ладно земля круглая, может как-нибудь еще отблагодарю.
Ну и небольшим, но очень приятным бонусом стало то, что магазин Триал спорт без проблем принял обратно трекинговые ботинки Карриманы убитые на Зубьях и вернул деньги. Оставалось только обменяться друг с другом фотографиями и отчитаться по поездке. Что мы вскоре и проделали.
Это все, ребята.
20.08.2011. г. Нижний Тагил. Сизов В.В. vvstalker@mail.ru.