Кавказ / Самостоятельная поездка | Спортивный туризм | Автотуризм

Эльбрус. Поездка с видом на Эльбрус (Терскол, Джилы-су, Кисловодск, Пятигорск, Суворовский ист., Аушигерский ист.)

28 апреля - 13 мая 2017 г.
За небольшое время галопом проехались по Северному Кавказу, посмотрели на Эльбрус с юга, и с севера с приключениями доехали до Джилы-СУ, по пути попили нарзанов и побывали на горячих источниках Аушигер. Еще - Кисловодск, гора Кольцо и Красные грибы. Отчет выкладывается для тех людей, которые перед путешествием по крупицам собирают информацию по дорогам, возможным местам ночлегов по дороге – в том числе в палатке, достопримечательностям и другим мелочам.
Пятигорск - пос. Терскол - гора Эльбрус. пос. Терскол - Кисловодск Кисловодск (г. Кольцо, Красные грибы, Нарзанная галерея). Кисловодск - Джилы-су (поляна Эммануэля) Джилы-су - Пятигорск. Пятигорск (Провал, канатка, Суворовские ист.). Пятигорск - Аушигерские источники. Баскунчак.

Подготовка, нитка маршрута.

Поездка на машине с видом на Эльбрус.

(Эльбрус – Терскол, Джилы-Су, нарзаны, Кисловодск, Пятигорск, горячие источники Аушигер).

(отчет  выкладывается  для тех людей, которые перед путешествием по крупицам собирают информацию по дорогам, возможным местам ночлегов по дороге – в том числе в палатке, достопримечательностям и другим мелочам).

Даты путешествия: 28.04.17– 13.05.17.

Участников – 5

Автомобили:

Субару Форестер (Володя, Наташа) – чайники,

Нива Шевроле (Миша, Леша, Володя) - спортсмены.

I.                  Нитка маршрута /достопримечательности/километраж:

1. Дорога до Приэльбрусья - с. Терскол (2521 км):

Магнитогорск – Сибай – Зилаир – Тюльган – Бузулук – Чапаевск – Энгельс – Камышин – Волгоград – Элиста – Дивное –Арзгир - Буденовск - Пятигорск - Терскол.

1. По Кавказу (830 км):

Терскол (г. Эльбрус) – Пятигорск – Кисловодск (г. Кольцо, Красные грибы, Нарзанная галерея) – Джилы-су (мин. источники, поляна Эммануэля) – Пятигорск (Провал, канатная дорога, Суворовские источники) – Нальчик -  Аушигер (Аушигерские источники).

Съезды, поиски стоянок, заезды в населенные пункты: 49 км.

1. Обратная дорога (3000 км):

Аушигер – Нальчик – Пятигорск –  Буденовск –  Арзгир - Дивное - Элиста – Астрахань  (астраханская рыба) – Ахтубинск – Баскунчак (оз. Баскунчак) – Ахтубинск – Волжский – Камышин – Сызрань – Жигулевск – Бузулук – Тюльган – Зилаир – Сибай - Магнитогорск.

Итого проехал Форестер: 6400 км./ 655 л. бензина.

Итого проехала  Шнива:  5720 км.

Итого прошли пешком: порядка 30 км.

II.               Подготовка.

Это наш второй опыт дальних путешествий на авто (первый был в 2016 г. - поездка в Крым. https://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=feb8a843-efb0-41c6-8188-5d56764d2b47).

Перед поездкой обе машины прошли ТО с особым пристрастием (по дороге хотелось максимально исключить «сюрпризы»). На Форике пришлось поменять лобовое стекло, так как нужно было продлить срок действия техосмотра. Машины укомплектовали всем необходимым: взяли даже лопату (которая, кстати, очень пригодилась! ))))

Основная же головная боль при подготовке – это определиться с подъездами к месту назначения.

В планах изначально нам надо было приехать в с. Терскол (южное приэльбрусье). В Терсколе группа в полном составе должна была несколько дней проходить акклиматизацию. Потом 3 человека (типа спортсмены, со Шнивы) должны были остаться на восхождение, а 2 человека (типа чайники с Форика) после «прогулок» по Эльбрусу в меру своих способностей и желаний, должны переехать на источники Джилы-су (северное приэльбрусье) и далее несколько дней жить по своей программе. После чего группа должна была встретиться в Пятигорске и в полном составе ехать обратно.

Вариантов подъездов до участка - условно Камышин -  было несколько (после Камышина с дорогой все более менее однозначно (не считая вариантов объездов плохой дороги):

1.      Магнитогорск-Уфа-Тольятти (мост ч-з р. Волга) - Сызрань - Камышин;

2.      Магнитогорск – Сибай – Зилаир – Бузулук – Тольятти (мост ч-з р. Волга)– Сызрань – Камышин.

3.      Магнитогорск – Сибай – Зилаир – Бузулук – Чапаевск – Энгельс (мост ч-з р. Волга) – Камышин.

1-й вариант отмели из-за загруженной М-5 между Уфой и Самарой.

Два вторых варианта отличались друг от друга местом пересечения р. Волга. Мне больше нравился 2-й вариант: участок от Тольятти до Камышина был хорошо знаком – его  проходили в мае 2016 г. по дороге в Крым. Однако, вторая машина  Шнива  хотела как можно меньше ехать по загруженной трасе, к тому же у них был весомый аргумент: в 2016 г. они уже ездили на Эльбрус на машине именно по 3-му варианту и по их утверждению дорога была вполне нормальной (засомневалась – т.к по информации из инета дорога плохая, но поверила – все-таки информация из первых рук).

Поэтому выбор остановился на 3-м варианте:

Обзорная схема участка «Магнитогорск –  Сибай – Бузулук - Чапаевск»:

На этом куске дороги возник вопрос по участку после с. Исянгулово: есть короткая дорога через с. Саракташ (но по информации из инета это грунтовка); а есть дорога получше, но немного длиннее,  через Тюльган, ее мы и выбрали:

Обзорная схема участка «Чапаевск - Волгоград»:

Далее возник вопрос по участку «Элиста – Буденовск – Пятигорск». От Элисты до Будённовска существует прямая дорога (на юг). Но по информации из интернета (по данным последних двух лет) эта дорога очень плохая. Поэтому выбрали вариант объезда через Дивное:

Обзорная схема участка «Волгоград – Элиста – Дивное – Будённовск – Пятигорск - Терскол»:

От Дивного можно еще ехать в сторону Светлограда по хорошей, но загруженной трассе, либо,вообще без заезда в Будённовск. Но эти дороги чуть  длиннее:

Планировалось ехать только в светлое время суток, не упираясь и получая удовольствие от дороги (ночью нормально спать: при плохой погоде в гостиницах, при хорошей погоде в палатках/машине). В каждой машине было по 2 сменных водителя.

Про обратную дорогу и причину ее выбора будет написано чуть позже.

Перед отъездом распечатала прогноз погоды: прогноз не радовал (прогноз перед путешествиями не радует уже последние лет 5….): на активную часть выпадали дожди (а в горах это снег), да  и температура прогнозировалась достаточно низкой - не жарко.

Погода

Разница во времени с  Магнитогорском (с уральским временем):

с Самарской областью разница минус 1 час, с Саратовской, Волгоградской, Ставропольским краем, Кабардино - Балкарией  - минус два часа от нашего времени (московское время).

При подготовке в автонавигатор были внесены все  путевые точки, интересующие на маршруте. Точек получилось много, поэтому для удобства поиска  сделала и распечатала каталог путевых точек.

Для удобства, с сайта Автодиспетчер (https://www.avtodispetcher.ru/distance/) распечатала табличку ориентировочных расстояний между населенными пунктами по маршруту (ориентировочных потому, что  по факту по километражу идет расхождение км на 70).

В каждом автомобиле был автонавигатор и рация для связи со второй машиной. Плюс дополнительно использовался 10-ти дюймовый планшет, на котором отображалась Яндекс-карта. На Шниве был установлен антирадар – предупреждения по рации передавались второй машине.

По результату поездки я сделала вывод, что в компании со второй машиной придерживаться запланированного графика труднее, хотя с точки зрения безопасности ехать намного спокойнее.
Дорога до Терскола.

III. Дневник.

28.04.17, вечер пятницы. День первый.

Магнитогорск – Сибай – Зилаир – Ямашлинское вдх. -  Кугарчи

260 км.

3 ч.

2 км. от с. Кугарчи, на берегу р. Б. Сурень

Кугарчи

Челябинская обл., Башкирия

Ясно, но сильный ветер

Магнитогорск – 0-й км. Время уральское.

Выезд намечен на вечер пятницы – хотелось как можно быстрее окунуться в отпуск, проехав, пусть даже совсем небольшой участок пути.

Форестер выехал в 17.00, чтобы засветло найти место для ночлега. Шнива выехала следом с интервалом в час.

До Сибая дорога вполне терпимая и хорошо знакомая, в Сибае на объездной асфальт в виде волн. После Баймака едем одни – хороший асфальт, но дорога узкая и вихлястая.

На въезде в Зилаир – кафе (первое кафе, замеченное по дороге). Зилаир расположен на горке среди соснового леса, очень красиво, много симпатичных полянок.

Изначально запланировали заночевать на Ямашлинском водохранилище около с. Кугарчи.

По информации из разных интернет-источников, «С одной стороны водохранилище огибает трасса Оренбург - Уфа. Трасса расположена достаточно близко к водоему, поэтому с этой стороны останавливаться возле озера не очень комфортно и удобно.

На правом берегу удобно расположиться с ночевкой. Места для кемпинга никак не оборудованы - мусорный бак есть только на базе отдыха (от кемпинга примерно 1 км), туалеты старые, замусоренные и грязные. Но ровные площадки, деревья располагают для удобной установки палаток. Недалеко находятся горы, лес с огромными муравейниками и небольшой ручеек с чистой водой.

Что бы попасть на другой берег нужно проехать через турбазу "Ямашла".

Съезд налево на грунтовую дорогу, по которой нужно проехать еще метров 400. Справой стороны будет ручей и самодельный шлагбаум. Если проехать до конца этой полевой дороги, то упремся в базу отдыха. Проезжаем через шлагбаум (он часто открыт или его нужно самому поднять), форсируем речку, поднимаемся на небольшой склон и упираемся еще в один шлагбаум, но на этот раз с домиком охранника. Оставляем машину и идем в самое большое здание базы отдыха. Там на "ресепшене" оплачиваем проезд (такса постоянно меняется, в 2014 году она составляла 300 рублей с машины). Возвращаемся к машине и отдаем охраннику талончик - он нас пускает на правый берег Ямашлинского водохранилища».

В 20.00 подъехали к гостинице «Ямашла». (слева от дороги, напротив красивой скалы-складки).

Место очень симпатичное, шумит река, с плотины спускают воду. Чуть выше кафе – дорога, которая  упирается в закрытый шлагбаум. Зашли в гостиницу уточнить про проезд – там сказали, что еще не сезон, на КП никого нет и все закрыто, при этом предложили переночевать у них (был свободен хостел: 6-ти местный номер с 2-х ярусными кроватями за 500 р/чел., причем обещали никого не поселять). Персонал гостиницы очень гостеприимный. Внутри гостиницы – все со вкусом, хостел – вполне уютный номер.

Созвонились с пацанами предложить такой вариант и решить: либо ночевать в гостинице, либо искать место на природе. Шниве захотелось природы, нас устраивали оба варианта. К тому же – хорошая погода, нет дождя. Поэтому едем дальше (типа, где можно съэкономить – будем экономить), пока еще светло, опробовать 2-й запасной вариант ночевки: съехать с дороги направо в с. Кугарчи (поворот на с. Сулейманово): слева от этой дороги течет р. Б.Сурень и,  судя по космоснимку, с дороги  есть съезд к берегу.

В Кугарчах свернули направо на Сулейманово на грунтовку, через 2 км повернули  на полевую дорогу налево к реке и приехали к ровной полянке, окруженной лесом. Берег  реки низкий (есть доступ к воде), плюс нет проблем с дровами – полно сушняка. Поляна абсолютно сухая. Место понравилось, остаемся.

Кугарчи – 260-й км.

Вторая машина подъехала часам к одиннадцати, к этому времени мы с Володей ополовинили Джин домашнего приготовления, который был взят на дегустацию, и пришли к выводу, что жизнь прекрасна, но при этом успели приготовить угли для жарки домашних  шпикачек.

Пацаны поставили палатку, мы с Володей ночевали в машине (задние сиденья были изначально сложены – получается большое спальное место: для 2-х вполне достаточно).

29.04.17, СБ. День второй (фишка дня: поиски Желтой горы).

Участок пути

Кугарчи - Тюльган – Бузулук – Чапаевск – Энгельс – 107 км не доезжая Камышина (берег р. Голый Камышин)

1080 км

1340 км

14.30

Место ночевки

Берег р.Голый Камышин (107 км не доезжая Камышина)

Р. Голый Камышин

Регионы, которые проехали за день

Башкирия, Оренбургская обл., Самарская обл., Саратовская обл., Волгоградская обл.

Ясно

Подъем в 5.00. Подъели бутерброды, сделанные дома. Быстрые сборы.

В 6.00 старт.

Рассвет встречаем в дороге.

Перед Тазларово слева от трассы – р. Асиелга: ровные берега, хороший доступ к воде, есть съезды с трассы налево.

С. Тазларово – гостиница и кафе рядом с АЗС.

С. Исянгулово – много магазинов, есть гостиница.

До Тюльгана кусок плохого асфальта: ямы, заплатки, но практически нет движения и есть место и время на маневры. В Тюльгане пост ДПС.

Перед Тюльганом – березовые леса, есть съезды с трассы.

С. Октябрьское – кафе «Уют».

После Октябрьского вплоть до Сорочинского  дорога стала нормальной, но появилось движение.

От Сорочинского до Тоцкого – небольшой кусок плохой дороги, но идет ремонт и местами уже лежит новый асфальт, хотя здесь мы ожидали худшего.

Г. Сорочинск – на повороте кафе.

П. Новый – кафе, гостиница, шиномонтаж

С. Тоцкое – пельменная.

С. Погромное – кафе.

В Оренбургской области на заправках возникала проблема с оплатой по безналу. При чем, очень мало заправок Лукойл, либо Газпром или Роснефть – в основном это беспородные АЗС или Ореноил (заправлялись на них).

С. Старая Таволжанка – гостиница.

В 14.00 остановились на обед в кафе, на развязке после Рощинского (развязка «Самара – Чапаевск»).

После развязки новый отличный асфальт, но в Чапаевске лафа кончилась…Дорога стала напоминать не трассу, а межпоселковую: куча неожиданных ям, выбоин, асфальт в трещинах и со старыми заплатками, едем как по стиральной доске.

Стало больше кафешек, шиномонтажек. Особенно много кафешек и гостиниц на въезде в Пугачев.

Перешли в другой часовой пояс (минус час от уральского, т.е появился запас светового дня плюс час).

В Пугачеве  навител завел не туда (упустили контроль) – надо было ехать тупо по главной.

После Пугачева дорога стала чуть получше (стало меньше ям), но на подъезде  в Балаково ямы опять появились – теперь еще глубже! Я сижу и думаю про наших пацанов: как такую дорогу можно было назвать нормальной……

После Балаково ям стало меньше, местами появился даже хороший асфальт. Справа от дороги – р. Гнилуха, много рыбаков, хорошие места для стоянок (ровные сухие поляны).

В 20.30 в Энгельсе переехали мост через Волгу.

В Саратове шарахаемся от местных – у них очень агрессивно-безбашенный стиль вождения, плюс, видимо никто не знает, что у машины есть поворотники.

Вышли на трассу Р-228 на Волгоград и, о счастье! Начался хороший асфальт.

Уже перешли в новый часовой пояс – теперь разница во времени минус 2 часа.

Итого, от развязки на Самару до Энгельса в общей сложности по плохой дороге проехали порядка 200 км! (На обратную дорогу надо выбирать другой маршрут, жалко подвеску).

Решили искать ночлег, т.к. через час уже потемнеет.

Еще дома на Викимапии была найдена информация, что между Энгельсом и Камышиным есть неплохое место с родником и столом (и даже мангалом) в районе так называемой Желтой горы: «Здесь на поверхность выходят пласты глины (жёлтого цвета). Из-за этого гора получила своё название. Очень красивое место. В текущем рядом ручье вода чистая. Рядом оборудовано место для пикников (бесплатно; есть стол, мангал, соль)».

Меня подкупило наличие родника (т.к. периодически возникала проблема пополнения запасов воды), к тому же Желтая гора, судя по карте, расположена недалеко от трассы (порядка 3 км.). В навигаторе забита координаты горы (с Викимапии). К этому времени уже потемнело. Сначала свернули с трассы направо (на с. Боровка). Потом, километра через 3, навигатор позвал свернуть еще направо – пошли распаханные поля, стало совсем темно, но мы  упорно едем; доехали до ручья (или реки) – ручей скрытый – весь в зарослях мелкого кустарника, около ручья грязь, но мы упорно едем – где-то дальше нас ждет красивое место. В результате доехали…..до песчаного карьера. И пришло прозрение: Желтая гора – это вовсе не гора (про красивая/некрасивая – не знаем, темно было) – это обычный песчано-гравийный карьер глубиной метров 20.

Похихикали мы конечно, в отдельности и надо мной – ведь это я всем пообещала красивое место с ручьем и столом!

Предположили, что возможно надо было проехать по дороге чуть дальше и сворачивать с дороги в районе заброшенной деревни. Но проверять уже не стали, вдруг вообще данная информация – шутка….Итак, на поиски горы ушло около часа.

(В последствии, эту Желтую гору мне припоминали весь маршрут: при поиске стоянок пацаны предлагали ночевать только на Желтой горе)))).

Желтая гора

Вернулись на трассу и решили ехать до первого сворота с дороги – по карте на планшете вижу, что впереди дорогу пересекают речушки, возможно на какой - нибудь из них повезет.

Проехав по трассе  километра 3, после моста через р. Голый Камышин (в р-не Красноармейска) увидели съезд направо: по грунтовке проехали метров 500 и нашли нормальную (насколько это можно было определить в темноте) поляну, правда к речке спускаться неудобно (берег под откос), но это уже не важно: уже темно, хочется и выпить, и закусить. Поэтому решительно разворачиваем лагерь.

Красноармейск (условно) – 1340-й км.

Весь вечер прикалываемся про загадочную Желтую гору, даже поступают предложения – встать пораньше и поискать гору еще раз. Но это все шуточки…..

Вывод дня: если хотим ночевать бюджетно (без гостиниц), то стоянку надо искать засветло: ночью найти незнакомое место, даже при наличии картматериала и навигации, не так просто. К тому же, выяснилось, что солнце, в отличии от Урала, садится очень быстро. По хорошему, надо смотреть на навигаторе время захода солнца для данной местности – заметку поставили, учтем.

30.04.17, ВС. День третий (фишка дня: «Стоянка с видом на Эльбрус»)

Участок пути

107 км не доезжая Камышина (берег р. Голый Камышин) – Волгоград – Элиста – Дивное – Арзгир – Буденовск – Пятигорск – оз. Тамбукан.

1030 км

2370 км

14.40

Оз. Тамбукан

Волгоградская обл., Калмыкия, Ставропольский кр. Кабардино - Балкария

погода

Переменная облачность. Днем штормовой ветер.

Далее время московское (местное для Волгоградской обл, Калмыкии, Ставропольского края и Кабардино-Балкарии).

Встали в 4.00 местного (6.00 уральского – жить решили по своему времени).

В 6.00 стартуем.

Едем по идеальной дороге. Шниву пустили вперед, она мониторит радары и передаёт инфу по рации Форику.  Но едем без фанатизма, с соблюдением скоростного режима в пределах допусков и запрещенных обгонов, т.е. придерживаемся  ПДД.

Камышин – 1447-й км.

После Камышина местами идет ремонт дороги, а также идет реконструкция – судя по всему, делают еще одну полосу. Но на скорость это не влияет. К тому же, еще утро, и трасса не сильно загружена.

На подъезде и на выезде из Камышина очень развит придорожный сервис (куча кафешек, гостиниц разной ценовой категории, шиномонтажек, СТО и т.п).

На обочинах наблюдаем муляжи полицейских машин – выглядит прикольно.

Зелени становится все больше и больше.

На заливе Горный Балыклей – много рыбаков, теоретически – неплохие места под стоянки.

В с. Оленье – мини-рынок, магазин 24 ч., идет ремонт моста. Дорога все также отличная – даже Шнива разгоняется до 130.

В р-не с. Песковатка после одноименной реки – кафешки, гостиница. Справа от трассы – симпатичный еловый лес, но все съезды перекрыты шлагбаумами.

С. Дубовка - АЗС Лукойл (ее нет на Навителе), много гостиниц, даже висят баннеры с предложением переночевать за 350 руб/чел. (видимо, хостелы). Есть магазин «Пятерочка».

Р. Пичуга (рядом одноименное село) – слева кафе. Справа на подпруженной реке много рыбаков, просматриваются хорошие места под стоянки, хотя рядом населенка.

На въезде в Волгоград ушли на объездную (в сторону с. Орловка), по указателю на Элисту.

Волгоград (условно – с. Орловка) – 1618-й км. Время 9.00.

В р-не с. Орловка – много кафе, магазин Магнит, шиномонтаж.

Дорога резко кончилась, началась стиральная доска  - создалось ощущение, что по Волгограду перед нами  прошли танки

Небо хмурится, надо уже начинать пить за погоду.

На выезде из Волгограда на Лукойле залили полные баки (впереди Калмыцкие степи).

На объезд Волгограда ушло полтора часа.

На выезде остановились в кафе «Империя» на обед – огромные порции, вкусный лагман.

После с. Цаца  (начало Калмыкии) – 3 АЗС Лукойл (километров через 20 друг от друга).

Трасса отличная, к тому же полупустая, фур совсем мало – идем 120. Побаиваемся калмыцких полицейских, о которых в интернете слагают легенды  - но их нет, притормаживаем на срабатывание антирадара.

После Волгограда резко изменилась растительность – пропали деревья, появился саксаул и пошли степи. К тому же, появился штормовой ветер – машину качает, особенно, когда рядом проходит фура.

В месте указателя на с. Обильное увидели прикольное зрелище: справа от дороги паслись коровы, овцы, а пастухом у них был огромный верблюд)))

С. Кетченыры – кафе, гостиница, шиномонтаж, АЗС Лукойл (т.е с заправками все хорошо).

После с. Ергенинский – озеро без названия, видимо рыбное (много машин).

В районе с. Кегульта резко останавливаемся – я по обочинам разглядела цветущие тюльпаны! Мысль увидеть тюльпаны грела всю подготовку к поездке. В этом году в Калмыкии они зацвели 16 апреля и теоретически их цветение подходит к концу. По описаниям я встречала, что дальше ближе к Дивному, есть огромные тюльпанные поля. Но все-таки остановились и здесь. Тюльпанов не так много, фотографировать трудно – они сгибаются под сильным ветром, но все равно очень красиво!

Погода портится, небо хмурится.

С. Троицкое – кафе, гостиница. Красивый памятник князю Джамба-тайша.

В 14.30 – Элиста.

Элиста - 1930-й км.

Заехали в первую встречную АЗС Лукойл (не по ходу, пришлось развернуться), долили до полного бака. Но сюрприз: поворота налево нет, пришлось ехать в обратную сторону до разрешенного места разворота с километр. И вот обида – после разворота проехав чуть дальше, на повороте на Дивное, обнаружилась АЗС Лукойл с нашей стороны!!! (у меня на планшете в Калмыкии почему-то пропал интернет, и Яндекс-карты не отображали дополнительную информацию о дорожном сервисе, поэтому ехали «вслепую»).

Далее целимся в сторону Дивного.

Участок Элиста – Дивное: дорога стала поуже, но вполне сносный асфальт, ветер сменил направление напора (теперь дует в зад и толкает), едется легче.

На Викимапии вижу, что проезжаем государственную лесополосу – а на местности оказалось, что она из саксаула, прикольно

На подъезде к Приютному – вдх. Наин-Шара: теоретически можно разбивать лагерь, есть один съезд с дороги.

Наин-шара

В Приютном на выезде, остановились в кафе Фламинго (справа от дороги, от него идет дорога к оз. Маныч-Гудило, около которого также можно остановиться на ночлег). Купили 3 вкусных и больших осетинских пирога на вечер.

Здесь, в 20 км в сторону оз. Маныч – Гудило (озеро - заказник, но доступ свободный, нет ни шлагбаума, ни указателей с какими либо ограничениями), ежегодно проводятся фестивали тюльпанов. Даты фестиваля определяют сами тюльпаны, в этом году фестиваль проходил с 15 по 16 апреля, и у меня были задумки уйти с маршрута в сторону, чтобы посмотреть это зрелище. Поэтому, покупая пироги, первым делом поинтересовалась у работников кафе про тюльпаны. Но, увы – уже несколько недель дуют сильные ветра и тюльпаны в этом году отцвели очень быстро….в районе озера их уже нет. Так что, не зря была остановка на фото по дороге!

Тюльпаны

В 16.00 покидаем кафе и едем в направлении Дивного. Вроде как после озера уже начинается Ставропольский край.

Перед Дивным и в Дивном плохой асфальт, но откровенных ям нет. В Дивном стал тупить навител: пытался увести с главной в квартал с возвратом опять на главную – но вовремя это заметили и не поддались на его крики.

После Дивного поворачиваем на Арзгир, едем практически одни до Арзгира! Вокруг зеленые поля контрастируют с темно-серым небом.

После Арзгира дорога стала шире, покрытие нормальное, но появились одиночные фуры.

После Стеллы «Буденовский район» асфальт стал похуже (неровности, заплатки), но общий фон дороги нормальный.

В 18.00 – Буденовск. Удивило, что в городе лежит новый асфальт (обычно асфальт при въезде в населенный пункт становится хуже). Обильно цветет сирень, куча лежачих полицейский – везде ограничение скорости 40.

Прошел кратковременный дождик.

От Буденовска идет отличный асфальт.

Зеленокумск – АЗС Лукойл.

К Георгиевску подъезжали уже в темноте.

В планах на сегодня было остановиться на ночевку на оз. Тамбукан (либо на платной стороне, либо на бесплатной). По информации: «…Отзывы туристов свидетельствуют, что на территории Ставрополья въезд перекрыт шлагбаумами, но озеро отлично видно и издалека…Сразу за постом ГАИ надо свернуть влево, проехать через поле справа и Вы окажитесь на скромном платном кемпинге для отдыха. Кемпинг оборудован спуском к озеру, столиками. Там можно пожарить шашлы… Со стороны КБР подъехать можно без проблем….Мы въезжали на озеро со стороны КБР, съезжая с трассы на грунтовую дорогу. Дорога конечно не очень хорошая, но ехать можно…».

По ходу смотрим варианты ночевок, но после Георгиевска вплоть до Пятигорска их нет – сплошная населенка. Поэтому упорно целимся на озеро.

Однако, и сегодня нас ждал очередной сюрприз…При чем в этом месте подвоха я точно не ожидала, т.к. вышеуказанная информация была по состоянию на лето 2016 г.

От Георгиевска до озера навигатор повел так:

Тамбукан

От п. Пятигорский я предполагала, что должен был быть съезд налево к озеру (со стороны Ставрополья). Однако было уже темно, вычислить съезд не смогли, и, даже если бы он и был, свернуть невозможно – идет двойная сплошная.

Повернули налево уже на трассе Р-217 «Пятигорск –Нальчик». После поста ДПС налево идет дорога в сторону озера (еще со стороны Ставрополья) – но съезд закрыт шлагбаумом, видимо еще не сезон. Проезжаем мост, после моста, проехав озеро, ищем съезд налево – но съезда нет. Поворачиваем в д. Этоко.

Этоко - 2370-й км.

Сразу на въезде магазин и стоят машины – решили спросить у местных, как проехать к озеру. Местные объяснили, что с деревни есть поворот налево, потом ехать, никуда не сворачивая до шлагбаума, и справа от шлагбаума направо будет уходить дорога, идущая прямо к озеру. До поворота из деревни предложили проводить – хотя в светлое время суток ничего сложного: после заезда в село это первый поворот налево (также местные сказали, что платная сторона озера со стороны Ставрополья еще закрыта). Темнотища. Дальше едем сами через лес по грунтовке, упираемся в шлагбаум (все как сказали местные), направо видим съезд  и, прикол – съезд тоже перегорожен огромными плитами….

Сбегали по дороге, идущей после плит – метров через 300 дорога действительно выводит на берег озера (берег очень живописный: ровная полянка, сосны, удобно купаться). Дорога же после шлагбаума упирается в распаханное поле…

В общем приехали. Осмотрелись (а что смотреть – все равно ничего не видно…), и признали пригодным для ночлега место прямо около шлагбаума – нашлось место и для машин,  и для одной палатки.

Практически повторилась история с Желтой горой.

Время 20.40.

Достали столик, ужин варить не стали – поздно, ограничились осетинскими пирогами, купленными в кафе «Фламинго»,  и горячительными напитками.

01.05.17, ПН. День четвертый.

Участок пути

Пятигорск (оз. Тамбукан) – поляна нарзанов - с. Терскол.

151 км

2521 км

3 ч.

Кабардино-Балкария

Переменная облачность.

Встав рано утром (опять по своему уральскому времени, в 6.00), мы увидели, где ночевали:

Тамбукан-2
Тамбукан-3

А еще утром мы увидели это и афигели……. Распаханное поле, кончики деревьев и розовый Эльбрус в лучах восходящего солнца:

«Хороший знак» - подумали мы.

Также сбегали на озеро: купаться было холодно, поэтому просто пофотографировали:

Собираемся спокойно – Леха утверждает, что торопиться некуда, и в Терсколе надо быть не раньше 12-ти местного (квартиру заранее не бронировали, т.к. из опыта бывалых вариантов много, а с утра люди еще спят, будить неприятно). Хотя лично мне кажется, что лучше бронировать (телефонов в интернете полно) – и ехать уже не заморачиваясь по времени.

Тут выясняется (при принятии утренних процедур), что, не доезжая шлагбаума, есть еще один съезд направо, Миша даже сбегал по нему и предположил (и даже больше – видел!), что он идет до той поляны на озере – нам обидно! (Но, как выяснилось позже – это не так: этот съезд вел на край другого распаханного поля с левой стороны деревни, потом по границе леса еще километра полтора, потом он действительно поворачивал к озеру (через лес) – но совсем в другом и не таком красивом месте – но об этом позже).

Подъезды к тамбукану

В 7.00 местного выезжаем.

На выезде из с. Этого – АЗЛ «Лукойл» - залили до полных баков.

Далее, на КПП «Малка» ДПС-су чем-то не понравился Форик: Шниву пропустили, а нас тормознули, причем проверка началась по полной. Сначала проверили документы на машину, потом попросили паспорт водителя, потом подтянули пассажира, потом предложили пройти в здание и водителю и пассажиру – там внесли данные в компьютер и отпустили – что это было, так и не поняли…. Наши пацаны (которые притормознули и наблюдали все со стороны), заметили, что на КПП останавливали только машины черного цвета.

От Пятигорска сильно поменялась окружающая растительность: еще вчера ехали по степям и равнинам, а сегодня уже со всех сторон видны пики гор. Погода нас балует – ясно, нет дымки. Дорога хорошая, ровный асфальт без сюрпризов.

За  с. Заюково остановились около огромного памятника горцу. Надпись: «Вечная слава героям, отдавшим жизнь за нашу Родину, 1917-1921, 1941-1945».

Сделали совместное фото.

«Выезжая из Заюково, издалека виден 15-метровый памятник «Скорбящий горец» скульптора К. Б. Крымшамхалова. Фигура горца в накинутой бурке символизирует скорбь народа за гибель своих сыновей, в том числе не только на войне, но и при насильственном выселении их в Среднюю Азию».

С с. Лашкута начинается Баксанское ущелье. Вдоль трассы нависают отвесные скалы, судя по всему, осадочного происхождения. Дорога идет постоянно вверх с набором высоты.

«Асфальтированная дорога, идущая через Баксанское ущелье, поднимается на две с половиной тысячи метров, практически к самому Эльбрусу. Она соединяет местные селения со столицей республики Нальчиком. Это самая высокогорная дорога из всех дорог в пяти ущельях Кабардино-Балкарии и самая приличная трасса в республике, не считая федеральных. По Баксанскому без проблем можно путешествовать на легковушке, хотя в других ущельях требуется внедорожник».

За с. Балым ущелье сужается, а горы все ближе и ближе.

Перед Тырнаузом с правой стороны вдоль гор идет узкоколейка.

От Тырныауза ненадолго начинается спуск – потом опять вверх и вверх.

«Тырныауз называют «городом звёздного металла» — в конце 1930-х годов здесь построили вольфрамо-молибденовый комбинат. В Тырныаузе и добывают руду, и изготавливают сплавы для космической промышленности. Рудник и город связывают канатные дороги, грузовая и пассажирская».

После Тырнауза на обочине видим козлов – останавливаемся пофотать.

За Верхним Баксаном дорога идет по широкой долине. В Верхнем Баксане после моста через р. Баксан -  памятник покорителям Эльбруса. С обоих сторон моста грациозно восседают золотые пантеры (мое предположение, возможно это не пантеры).

«Из этого селения во второй половине XIX века начинались все восхождения на двуглавую гору. Монумент посвящён первым покорителям Эльбруса — кабардинцу Киллару Хаширову и балкарцу Ахие Соттаеву, поднявшимся на обе вершины снежного гиганта в 1868 и 1874 годах. Памятник представляет собой своеобразные ворота в Приэльбрусье. Здесь же памятник-барельеф первому русскому альпинисту-исследователю и военному топографу А.Пастухову. Пастухов побывал на обеих вершинах Эльбруса в 1890 и 1896 годах».

Вскоре въезжаем на территорию национального парка Приэльбрусье – об этом оповещает указатель на дороге.

После п. Эльбрус дорога стала чуть похуже.

Сначала решили заехать на поляну нарзанов (4 км не доезжая п. Терскол, находится между поселками Эльбрус и Терскол). С дороги есть указатель (налево). После поворота – мостик через реку приводит к поляне с большой парковочной площадкой (парковка бесплатная). Тут же расположен мини-рынок (продают вязаные вещи ручной работы и прочее по смешным ценам).

В 10. 00  - поляна нарзанов.

Сначала пьем из ближнего источника, который находится до ворот, приглашающих на поляну нарзанов.

Рядом расположено здание, где предлагают сауну из нарзанов, и из этого здания тоже выходит труба. Надо иметь в виду, что из этой трубы пить нельзя! (многие люди при нас пытались это сделать, но их вовремя остановили местные жители – эта вода: слив из сауны).

Далее проходим ворота и по тропинке идем на дальний нарзан.

Нарзаны

Вода холодная и очень вкусная, естественным образом газированная. Но вкусовые качества сохраняются максимум часов 6. В воде много железа – все вокруг пропитано ржавчиной.

После нарзанов заехали в кафешку на Чегетскую поляну пообедать (или позавтракать), потом в Терскол искать жилье.

От Чегетской поляны до Терскола проложен новый асфальт (местами его еще ложат).

Терскол - Самый высокогорный населенный пункт Баксанского ущелья.

«Терскол (с балкарского - «неправильная, кривая балка») - небольшой поселок, построенный в свое время для проживания обслуживающего персонала рекреационного района Приэльбрусья, на месте хутора Кочкаровский, называвшийся так в честь первопоселенцев этих мест карачаевцев-чабанов Контрольно-спасательная служба (КСС), расположившаяся в центре поселка, является одной из самых сильных служб в структуре МЧС России».

Поселок произвел унылое впечатление: развалины и ветхость как-то не сочетаются со снежными вершинами Кавказа.

Жилье нашли довольно быстро. Остановились около магазина, рядом с которым пристроен коттедж – сдают комнату за 750 руб/чел. Но Леха решил воспользоваться старой схемой: у местных жителей поспрашивать, кто сдает квартиры. В результате предложили заселиться в 9-тиэтажку (единственную в Терсколе) в 2-х комнатную квартиру на 9 этаже за 500 руб. /чел.

Причем, в квартире был свой газ, что важно: в Терсколе с 1 мая отключается центральное отопление, при этом ночи еще холодные и в квартирах по ночам холодно. Плюс проблема с сушкой вещей после физической нагрузки. Так что, устроились неплохо (правда за считанные минуты эта квартира превратилась в склад вещей). На кухне была вся необходимая посуда, холодильник, микроволновка, чайник.

С балкона квартиры открывался замечательный вид на вершины Чегета.

Один минус: выяснилось, что в Терсколе нет платных стоянок. В прошлом году пацанов пускали на территорию «Вольфрама» - в этом году не пустили. Платные стоянки есть на поляне Азау, но это далековато. Со слов хозяйки квартиры машину без проблем можно оставлять около дома, главное не ставить рядом с подъездом (не злить собственников других квартир). Так как вариантов больше не было, машины решили ставить за домом около гаражей (там уже были припаркованы машины из других регионов).

После заселения на одной машине поехали на поляну Азау (в планах было подняться до станции «Мир», начать акклиматизацию). До поляны Азау от Терскола идет асфальтовая дорога: около 3 км. вверх (местами идет ремонт – ложат новый асфальт). На поляне Азау асфальт кончается, как собственно, и дорога..

На поляне столпотворение – куча машин, людей. С трудом находим место на платной парковке (150 руб., причем охраняют парковку только до 17.00, эта стоянка не круглосуточная). Оставив машину, идем к канатной дороге.

«В настоящее время функционируют две станции: старая маятниковая и новая гондольная дорога. Маятниковая канатная дорога «Эльбрус 1» (2350-3000 м) отходит от станции « Азау» и доходит до станции «Старый кругозор». Время в пути старой маятниковой дороги - 15 минут.

Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне Азау с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы – 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги - 580 м. Время пути новой гондольной дороги - 5 минут, средняя скорость – 6 м/с. Пропускная способность канатной дороги составляет до 2400 человек в час. Канатные дороги идут параллельно друг другу в две очереди. Первая очередь: «Азау – Кругозор» поднимает на 3000 м, Вторая очередь: «Кругозор – Мир» поднимает на 3500 м..

Уже запущена третья очередь гондольной канатной дороги: «Мир - Гара-Баши», поднимает на 3850 м.

Взяли билет на старую канатку и поднялись на станцию «Мир» (высота 3500 м.).

Погода афигенная – ясно, голубое небо, Эльбрус открыт. Виды просто сводят с ума. А за день до нашего приезда, со слов торговцев, валил снег, как результат - утопленные в снегу ратраки.

Народу много – еще не закрыт горнолыжный сезон  (нормальный снег лежит примерно до ст. Кругозор»).

«Гора Эльбрус находится на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Это высочайший горный массив Большого Кавказа, расположенный в системе Бокового хребта. Западная вершина горы имеет высоту 5642 м., Восточная - 5621 м. Эльбрус - самая высокая точка России. Гора представляет собой сложенный в основном андезитами конус потухшего вулкана на высоком цоколе из гранитов и кристаллических сланцев. Его западная и восточная вершины разделены глубокой седловиной (5325 м). Эльбрус покрыт шапкой фирна и льда, от которой в стороны спускаются 54 ледника (крупнейшие — Большой и Малый Азау, Ирик, Терскол). Площадь оледенения составляет 134,5 кв.км.».

Пацаны пошли выше пешком, а мы остались на станции – просто дышать и привыкать к высоте (сегодня решили не нагружать нетренированный  высотой организм). Видимо, горняшку все-таки мы ощутили на себе: находились в состоянии легкого алкогольного опьянения, из которого, как ни странно, приводил в себя очень вкусный, приготовленный в самоваре, глинтвейн.

На станции есть музей обороны Приэльбрусья, но туда не пошли: у входа в музей происходило что-то жуткое: у работников то ли кафешек, то ли музея были свои разборки, раздавались звуки тумаков и крики. Посмотрели только памятник.

На станции много кафешек, продают вкусные хычины (цены такие же, как внизу – 100 руб/шт), неплохой шашлык и очень вкусный глинтвейн.

Что не понравилось: на станциях канатной дороги (что новой, что старой) отсутствуют информационные табло: люди, которые, как мы, поднимаются впервые, тыкаются как слепые котята – где посадка, где выход - непонятно.

Время подходило к закрытию станции (17.00 – последний спуск), и в 16.30 мы пошли в очередь на спуск (пацаны спускались на лыжах до ст. Кругозор). Тут для нас выявилась неожиданная проблема: По старой канатке ездят только 2 вагончика – один вниз, другой вверх. А, так как старый подъемник существенно дешевле (до ст. Мир - 500 руб. вместо  950 руб   .), туда ломится очень много народа – народа на спуск собралось столько, что возникли реальные опасения, что мы не уедем до 17.00 (запускают не более - то ли 17, то ли 20 человек). Тогда – спускаться пешочком. Но как-то звезды сложились так, что мы сели.

Внизу встретились с пацанами. По пути в квартиру, в гостинице «Эльбруссия» заказали сауну на вечер, на 2 часа (1000 руб/час).

Готовить решили частично в квартире (потому как питание в кафешках существенно облегчает карманы), поэтому до сауны гонцы были отправлены в магазины за продуктами. В магазинах есть все необходимое (крупы, овощи, зелень, орешки, сладости, молочное, домашний творог и даже разливное пиво). Единственная проблема – мясо: хотелось найти хотя бы куриные окорочка, но нашли только замороженную курицу. Перед сауной поужинали в кафе.

Сауна была заказана на 21.00 по местному (по нашему это уже 23.00) – и как-то она не пошла в удовольствие: уж очень хотелось спать. Часть народа свалила раньше времени. Может, потому, что в сауну пошли без пива (пиво заменили нарзаном, что правильнее).

Эльбрус с юга

02.05.17, ВТ. День пятый.

Ст. Мир – ст. Гара-баши.

Экологическая тропа (3 км).

Поляна нарзанов.

Ясно.

Встали без будильников в 6.00. (вот ведь не спится в отпуске…).

Канатка открывается в 9.00., поэтому неторопливо завтракаем. Потом на 1-й  машине едем в Азау. С утра на парковке народу поменьше и парковку находим быстро (всего на Азау две платные парковки).

Мы с Володей  берем билет на новую канатку на самый верх (подъем/спуск), до ст. Гара-Баши (хотя можно было съэкономить: до Мира подняться на старом подъемнике (оплатив спуск/подъем), а от Мира докупить уже до ст. Гара-башина – так бы получилось дешевле, но вчерашнего стресса со спуском  хватило). Пацаны же на старой канатке едут до «Мира», оттуда пешком до Гара-баши.

Радуемся, что нет такой толпы, как на старой канатке, едем вдвоем. На станции Мир задержались (ждали пацанов – они простояли в очереди внизу). Погода ясная, народу с утра не так много – спокойно можно пофотографировать без лишних рук/ног/голов.

После все вместе поднялись до ст. Гара-Баши. Оттуда пацаны пошли тренироваться  по-взрослому (подъем пешком на запланированную высоту, спуск на лыжах).

"А что,так можно было?":

Ходят не только с рюкзаками – но и с чемоданами)))))

Мы с Володей тоже немного «потренировались» – набрали пешком метров 150 по высоте и спустились к станции, поближе к глинтвейну,  а потом на канатке сразу до низа. Внизу пообедали в кафешке. Заглянули на рынок, кое-что прикупили.

От Азау решили пройтись пешком до Терскола: вдоль дороги идет экологическая тропа.

Тропа (а скорее всего, это старая дорога) - очень живописная: березы, сосенки, цветет верба, прыгают белки. Шли не торопясь.

Ближе к Терсколу  - хорошие кемпинговые поляны (с дороги на них есть съезд и указатель). Расценками не интересовались, но видели несколько машин.

Проходим мимо базы МЧС – здание сильно выбивается из общего фона остальных строений.

Времени было достаточно, поэтому забрав машину, едем к нарзанам, а заодно хотим узнать про форелевую рыбалку. Кафе «Рахат», около которого по моей информации была рыбалка – почему-то закрыто (возможно, еще рано для местного времени). Поэтому, идем в другое место – рядом с поляной нарзанов: в конце стоянки кафе с баннером «Форель».

Навстречу вышла хозяйка. Цены на рыбку золотые – 1200 руб./кг за пойманную рыбу. Если ничего не поймал – денег не берут. К тому же, хозяйка предупредила, что меняется погода и 2 дня рыба не клюет (не могут сами наловить для блюд в кафе, за 4 часа поймали только 2 шт.). Решили поприкалываться – не поймаем, так хоть поразвлекаемся. Видно, как в пруду кишит рыба, причем есть довольно крупненькие экземпляры. Удочки и прикормку (сушеный малек какой-то рыбы) дают свои.

Володя кидает минут 30 – ничего: форель подплывает, нюхает прикорму и гордо разворачивается. Хозяйка, которая до этого караулила, ушла (типа, все равно не поймает). В принципе, все понятно – на самом деле – рыба есть, мы ее видим, но не клюет; тоже разворачивайся и уходи. Но азарт берет свое (уже и цена уходит на второй план) - Володя идет в машину за своей удочкой, достает своих полудохлых червяков (они, бедолаги, уже неделю томятся в машине – ждут какого-нибудь подходящего случая), закидывает червячка – и практически сразу поклевка, причем клюнула хорошая такая форелька! Но вытащить не смог – рыба очень сильно сопротивлялась и разогнула крючок…Минут через 10 соблазнилась еще одна, помельче – вытащили с горем пополам (рядом не было подсака) – на наши жестикуляции сбежались смотрители кафе – с радостным  «Поймал?». Форелька потянула на 400 г (480 руб. за одну небольшую рыбку-ха-ха-ха, но мы ж отдыхаем).

Форельку вечером пустили на «сугудай» - маловато, конечно, на компанию из 5 человек, но все равно хорошо пошла под вино.

03.05.17, СР. День шестой.

Участок пути

Чегетская тропа (3.5 км.)

Ст. «Мир» - Ст. «Гара-баши» (4 км.)

погода

Пасмурно. После обеда дождь.

Пацаны с утра пораньше уехали в Азау: вчера на горе они встретились со своими знакомыми, которые попросили их поучаствовать в судействе «IX Международного фестиваля RED FOX ELBRUS RACE 2017» (http://elbrus.redfox.ru/ ).

Мы же часов в 8 поехали на Чегетскую поляну – в планах было подняться по Чегетской тропе. Погода пасмурная, но горы пока просматриваются. Машину запарковали около кафешки напротив тропы. Чегетская поляна практически пустая, видим только пару торговцев, которые только-только разворачивают свои товары, и пару машин с местными номерами.

«Гора Чегет расположена близ Эльбруса и имеет высоту 3650 м. С Чегета открывается красивейший вид. Внизу живописное Баксанское ущелье, справа - гора Донгуз-Орун с "пришитым" к ней ледником "Семёрка", массивы Когутай и Накра, слева - двуглавый Эльбрус. Трассы Чегета относятся к числу самых сложных на мировых горнолыжных курортах. Кроме того, гора является культовой среди фрирайдеров».

Тропа начинается прямо с Чегетской поляны резким подъемом вверх, практически под канатной дорогой. Сверху течет ручей. Тропа периодически разветвляется, но вроде как все тропки потом встречаются. Вокруг растут огромные сосны и ели. Наткнулись на спил огромного дерева – предположили, что это дуб. Дошли до снежника, который перегораживал тропу – справа из кустов услышали голос, это был погранец: «Дальше за снегом будет знак, за него не ходите!».

По показаниям навигатора мы уже прошли 1.7 км и по высоте набрали 300 м. Погода все портится и портится – тучи уже закрыли весь противоположный вид. Начал моросить мелкий дождик. Решили, что дальше идти смысла нет – во время дождя спускаться по крутому глинистому склону очень проблематично – идем вниз. Только подошли к машине, пошел настоящий ливень!

Нас стали зазывать торговцы, заманивали хорошими скидками как первым покупателям - не устояли, тем более в планы закладывалась покупка подарков, а сегодня у нас последний день в Терсколе. Накупили всяких носочков, свитеров и поехали в квартиру. Пообедав остатками вчерашнего ужина и попив вина, решили не сидеть в 4-х стенах (время только 12-ть),  а поехать  на Эльбрус (там, наверняка, вместо дождя идет снег, а это не так противно).

На новом подъемнике поднялись на ст. Мир, видимости ноль! А вчера на этом месте был двугорбый Эльбрус….

Решили пешком подняться до ст. Гара-баши,  опять спуститься до ст. Мир и вниз. Шли прямо под канатной дорогой. С левой стороны – обрыв, с правой склон подпирают лавовые стенки.

Прошли ориентировочно около 2 км. (в один конец). Перепад высот 250 м.

Вниз в сторону Азау страшно смотреть: там кучкуются суровые тучи. Спустились к станции. Без всякой спешки и давки сели в вагончик, уже не боясь, что можем остаться на горе.

Вечером наш экипаж собирает вещи – на завтра у нас по планам переезд в Кисловодск, а потом в Джилы-Су. Пацаны остаются на восхождение, которое назначено на 7 мая (в день соревнований, когда трасса будет промаркирована и максимально безопасна).

Кисловодск (г. Кольцо, Красные грибы, Нарзанная галерея).

04.05.17, ЧТ. День седьмой. Кисловодск.

с. Терскол – поляна нарзанов – Кисловодск

(г. Кольцо – поиски г. паровоз – Красные грибы – Курортный парк - Нарзанная галерея).

Километраж за день (км)

Порядка 270 км, пешком около 8 км.

10 ч.

Кисловодск, в гостях

Кабардино-Балкария, Ставропольский кр.

погода

Переменная облачность, небольшой дождь.

Терскол – 2530-й км.

Встали в 5.00. Сегодня в планах переезд в Кисловодск.

В 6.30 выехали. Пока были на Эльбрусе, в Терсколе положили новый асфальт.

По дороге заезжаем на поляну нарзанов – литра полтора налили в дорогу.

Перед Пятигорском перед постом ДПС встряли в пробку, стояли минут 30, но на посту не остановили. Пятигорск весь в ямах. По объездной ушли на Ессентуки. От Ессентуков – один населенный пункт плавно перерастает в другой. Ессентуки обошли по объездной, доверившись навигатору.

В 9.00 – Кисловодск.

Сначала целимся на гору Кольцо. Не заезжая  в город, сворачиваем направо, на ул. Промышленная. По пути к г. Кольцо расположена Аланская крепость – но свернув на нее с трассы, уперлись в табличку «Въезд запрещен», разбираться не стали, развернулись и поехали дальше.

Гора-кольцо

Гору Кольцо видно уже с дороги. С дороги  (с ул. Промышленная) на г. Кольцо есть указатель.

г. Кольцо с дороги.

После поворота уперлись в большую парковочную площадку (парковка бесплатная), тут же расположены ряды торговцев.

Гора. Кольцо Кисловодск, памятник природы.

«Гора – Кольцо – оригинальное сквозное отверстие на мысе одного из отрогов Боргустанского хребта. Данная горная система образована глинисто-песчаными породами и легко подвергается эрозии и выветриванию. В ходе этих процессов образовался сквозной грот. Рядом расположены причудливые пещеры, возникшие подобным образом. В одной из них есть надпись, посвященная Лермонтову и оставленная одним из его приятелей».

В гору круто вверх идет глинисто-песчаная тропинка, которая упирается в вырубленные прямо в породе очень гладкие ступени (в дождь, думаю, спуск по ним очень проблематичен).

спуск с горы

Через огромную дыру, образованную деятельностью ветра и воды, просматривается Кисловодск и окрестные села.

После горы Кольцо  едем в сторону с. Красный курган (продолжая движение по ул. Промышленная).

Клин-яр

В моей голове еще дома поселилась бредовая идея – найти магазин окаменелостей около конной базы «Гунн» на окраине п. Красный Курган. После закупки окаменелостей вернуться в Кисловодск, проехав  мимо горы Клин-яр (паровоз). Я предполагала,  что от конной базы  к этой горе есть дорога. Потом  от этой горы, возможно, можно будет доехать до  западной  окраины Кисловодска, через п. Неженский, без  возвращения  в п. Красный курган.  Точки в навигаторе не было (на эту гору наткнулась перед самым отъездом и на внесение дополнительных  путевых точек  уже не было времени, да и по карте казалось все очень просто).

Въехали в п. Красный Курган,  едем по главной, примерно придерживаясь нужного направления. Потом видим указатель «Медовые водопады» - по ощущениям едем по нему и упираемся в конную базу «Гунн». Магазинчик нашла (рядом с дегустационным залом «Чайный дворик»). Накупила всяких гадов и камней (сырье  в магазин, со слов продавца, поставляет местный геолог).

Рядом кафе «Нарсана» - заодно решили пообедать. Территория очень уютная, все в зелени, цены – существенно дешевле  прежних (огромная  порция шурпы здесь стоила 120 руб. , в других местах шурпу ели за 180-250 руб.). Одно «но» - персонал очень нерасторопный: долго принимали заказ, долго готовили, долго несли счет. Но, возможно, причина тому – утро. Да и на Кавказе, судя по всему, вообще, никто никуда не торопится.

У официанта уточнила  - есть ли отсюда дорога на г. Клин-яр:  подтвердил, что есть, указал направление, и мы поехали. Жуткий грейдер. Свернули налево, ехали, ехали и уперлись в гору, с которой идет не просматриваемый сверху спуск.

Остановились, сомневаемся, стоит ли туда съезжать. Рядом красивый каньон. Вдали, сквозь дымку, предположила, что вижу г. Паровоз.

Красивый каньон по дороге к г. Паровоз
Предположительно - это г. Паровоз.

Г. Клин-яр (Паровоз):

«Отдельно стоящая вытянутая скала с плоской вершиной. К ней ведет проселочная дорога от Кисловодского озера. Отвесные неприступные стены окружают Клин-Яр. Подняться на плоскую вершину можно по уступам с запада. На вершине сохранились остатки старинного укрепления: кладка невысокой стенки, вырубленные в песчанике бассейны. Находят здесь черепки гончарных изделий. Вблизи Клин-Яра в 1959 г. археологом Н. Н. Михайловым был обнаружен и исследован большой могильник с захоронениями в каменных ящиках (VI век до нашей эры). В 1982г. в этих местах успешно работала археологическая экспедиция Института археологии АН СССР. Большую помощь археологам оказали геофизики, которые выявили границы древнего поселения».

Володя: «Ну что, посмотрела паровоз – поехали назад?». Ну да, посмотрела… Поехали назад, через с. Красный Курган и далее  в Кисловодск.

Время 12.00., небо хмурится и собирается дождь, а у нас еще много планов!

Далее по точке в навигаторе, по сильно петляющей дороге, едем в Курортный парк – в его самый дальний угол (КПП «Долина Роз») – посмотреть Красные грибы. Упираемся в шлагбаум. Дальше только пешком.

КПП "Долина роз".

Запарковав  машину вдоль дороги, взяв дождевики, идем к КПП. На входе  уточняю  – правильно ли мы идем к Красным грибам.

Красные грибы:

«В Курортном парке Кисловодска есть такое место "Красные камни". Они представляют собой ряд песчаных скал, поднятых когда-то действием тектонических сил со дна древнего моря. Буро - красный цвет скалам придает гидроокись железа. Эти каменные глыбы имеют причудливые формы с настоящими глубокими расщелинами. На самом верху скульптура орла. Красиво и необычно. До Красных камней нужно подниматься с нижней части Курортного парка довольно долго».

Нашли Красные грибы довольно легко. После шлагбаума шли по асфальтовой дороге километра 2 (можно с  дороги уйти влево, на лесную тропинку, и идти по маркированному маршруту № 29 – так короче). Дорога приводит к зданиям, расположенным справа. В белом домике сидел охранник – у него уточнила, как идти дальше: дальше надо до этого здания повернуть направо на  асфальтовую  дорожку, и пройти еще метров 400 (здесь уже не заблудиться).

Дорога от КПП к Красным грибам.
2017-05-18_15-50-02
Поворот к Красным грибам

В конце  этой дорожки слева будет большая огороженная территория с кучей машин – от нее уже видно Красные грибы: здесь надо с асфальта свернуть налево  - туда идут  многочисленные тропки,  до Грибов по ним - метров 100-150.

Грибы

Орла не заметила – возможно, он сидит в другом месте (в лесочках видели еще торчащие  грибы).

После грибов едем в центр Кисловодска – на другую сторону Курортного парка, в район  Нарзанной галереи. Пытаемся найти место под  парковку – но все забито. Минут 30 шарахаемся туда – сюда (заедем то в тупик, то на запрещенную парковку). Наконец  паркуемся - прямо на дороге, прижавшись к обочине, где уже запарковано несколько машин. До 17.00 гуляем, любуемся тюльпанами, архитектурой, пьем нарзаны. В парке прыгают белки (людей особо не боятся), много незнакомых нам птичек.
Здание филармонии.
здание ж/д вокзала (1910 г.)
ж/д вокзал Кисловодска.

Про Нарзанную галерею: галерея работает по расписанию. В промежутках, когда она закрыта, открывают так называемый внешний бювет (его закрывают,  когда открывается Нарзанная галерея). Разницу во вкусе воды в самой галерее и внешнем бювете мы не ощутили. В нарзанной галерее все бесплатно. Покупали только стаканчики. Но видели многих людей, которые заходили со своей посудой. Вода 3-х видов. Можно бесплатно налить воду в свою или купленную тару (на входе сидит женщина, которая наливает нужную вам воду).

Здание Нарзанной галереи.
График работы.
Внутри Нарзанной галерии.
Внешний бювет.

ВВ курортном парке много экскурсионных бюро –  вижу, что уже возят экскурсии на Джилу-су (туда мы едем завтра). Это успокоило, потому  как  у меня были опасения, что дорога может быть еще закрыта.

В 17.00 встречаемся с друзьями, у которых сегодня остаемся ночевать. К этому времени пошел дождь. В гостях – вкусное вино и домашний шашлык, спать ложимся с полными пузами.

Дорога до ущ. Джилы-Су (т/б Долина Нарзанов).

05.05.17, ПТ. День восьмой. Переезд в Джилы-су.

Кисловодск – Индустрия – Кичи-балык – т/б Долина нарзанов – ущелье Джилы-су

(смотровые площадки по дороге).

Порядка 85 км

6 ч.

Ущелье Джилы-су, вагончик

300 руб./чел./сут.

Ставропольский кр., Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария

погода

Переменная облачность, вечером кратковременные осадки, пасмурно

Дорга джилы-су

«Дорога, в отличие дороги на поляну Азау, которая идет внизу по ущелью вдоль реки Баксан, идет верхом по горам. Имеются четыре больших спуска и подъема (серпантина) при пересечении рек. Первый — окрестности села Кичи-Балык, спуск с 1620 м – 1540 м, подъем до 1820 м (перепад 80 м). Второй — Долина Нарзанов, Река Хасаут, спуск 2020м-1400м, подъем до 2080 м (перепад 600 м). Третий — долина реки Харбаз спуск 2380 м - 1820 м, подъем до 2340 м (перепад 400 м). Четвертый — долина реки Малка спуск с плато 2580 м – 2140 м, подъем 2360 м0 (перепад 400 м)».

Кисловод к – 2800 –й км.

В гостях пополнили запасы воды, потому что по найденной информации  так толком и не поняла – есть ли вода на Джилы су (вроде есть – но далековато, и где - непонятно).

В 8.20 стартуем, по пути заправились на Лукойле до полного бака.

Едем по навигатору на Индустрию – дорога тихий ужас. Спасает то, что на дороге одни.

Это дорога...

После Индустрии тормознули – слева по курсу красивый каньон, сложенный пластами известняков, тянущихся в бесконечность.

Вскоре проезжаем границу – далее какое-то время едем по Карачаево-Черкесии.

Метров через 200 после Стеллы началась нормальная дорога, которая вскоре перешла в хороший асфальт.

Следующий, и  последний населенный пункт – с. Кичи-Балык.

«Кичи-Балык» в переводе означает «маленькая рыбка». Этот аул в Малокарачаевском районе Карачаево-Черкессии был основан в 1926 году. Тогда он носил название Ленин-джурт. Сейчас в селе есть школа, продуктовый магазин. А проживает в нем около 650 жителей, в основном, карачаевцы. Расположен в долине р. Кичмалка, на высоте чуть более 1700 м над уровнем моря. По этой реке проходит граница между Кабардино-Балкарией и Ставропольским краем».

Незадолго после с. Кичи-балык справа от дороги вижу камень, предполагаю, что это один из Менгиров, но Володя не остановился.

После него дорога по серпантину  пошла на затяжной спуск, а потом поползла вверх на плато Шатджатмаз.

« В южной части плато расположено сразу несколько строений. Здесь находится Кавказская горная обсерватория МГУ (КГО). Ее здания возведены недавно, а открытие произошло в конце 2014 года. Обсерватория занимает площадь в 6 га и использует для исследований пять телескопов, один из которых имеет 2,5 м диаметр зеркала. Его составные части изготовлены в Китае и во Франции. Сейчас это второй по размеру телескоп в России. С плато открываются чудесные виды на Главный Кавказский хребет. Это место – один из лучших кругозоров Северного Кавказа. А белоснежное седло Эльбруса видно как на ладони».

Подъехать к обсерватории Володя не уговорился («Что мы там не видели?»), к тому же горы были в тучах. Дальше идет идеальный асфальт. Можно было бы лететь (судя по всему ДПС отсутствует) – но лететь не хочется - серпантин. Кроме нас на дороге никого нет.

Впереди появились клочки голубого неба (с утра же было пасмурно).

Первая остановка – брошенная турбаза «Долина нарзанов» (это уже Кабардино-Балкария, проехали знак): слева от дороги; сразу за мостом через р. Хасаут (приток р. Малка); домики просматриваются издалека; есть указатель на дороге. На въезде  слева - здания охотхозяйства. Вход свободный, денег никто не берет.

Турбаза «Долина нарзанов» – 2834 –й км.

Все выглядит безлюдно, но буквально минут через 10 остановилась еще одна машина (все-таки едем не одни). К нарзанам ведет указатель, далее тротуар выводит к заброшенному и разрушенному (но очень красивому) замку. Двери  открыты  - по ступеням можно подняться на самый вверх. По всему видно, что когда-то внутри было очень цивильно – следы паркета, мозаика, люстры… От замка вниз идет дорожка – в сторону речки, и уже с нее видна ржавчина расположенного на берегу реки нарзана. Нарзаны стекают прямо в реку. Территория, несмотря на то, что все брошено, выглядит ухожено, растут голубые ели.

Вид сверху, с замка
Спуск к нарзанам

Источников здесь много  -  на протяжении 3 километров их около 20 . Мы сходили только на Главный  («кипящий котёл») -  над ним  установлен щит и меч (нарзан-по-кабардински «нарт-санэ», в переводе значит «богатырский напиток»).

В нарзане активно бурлят пузырьки углекислоты, которые поднимаются наверх. Вода  кажется  ржавой – но это не так: она прозрачная и очень вкусная (намного вкуснее воды в Кисловодской нарзанной галереи).  Ржавчиной же покрыты камни на дне. Вода – холодная, круглый год +10°C.

«Турбаза «Долина нарзанов» когда-то была известна на весь край и обслуживала туристический маршрут № 85 (Нальчик – Долина Нарзанов – Кисловодск). Здесь работал довольно большой комплекс на 350 мест, где останавливались туристы, детские лагеря с походами. Теперь всё в запустении. КиБаза заброшена с 2007 года. Строения настолько обветшали, что вряд ли подлежат восстановлению. На этой базе можно останавливаться с палатками. Благоустроенного жилья нет. Но если замёрзли, застала непогода, надо где-то переночевать, вполне можно расположиться здесь. Говорят, егеря даже денег не берут с ночующих здесь путников….

Замок Долины Нарзанов вовсе не так стар, как выглядит. Построен в 1936 году в качестве охотничьего домика первых лиц республики. По сути являлся дачей первого секретаря Кабардино-Балкарского обкома ВКП(б) Б. Э. Калмыкова (1893-1940). В 30-х годах прошлого века на дачу Калмыкова нередко наезжали отдохнуть и поохотиться К. Е. Ворошилов, С. М. Будённый и другие высокопоставленные гости. Печальной оказалась судьба хозяина Замка Долины Нарзанов. В ноябре 1939-го органы НКВД арестовали Б. Калмыкова, обвинив в создании контрреволюционной организации и подготовке теракта. Спустя три месяца его расстреляли. После войны «башня Калмыкова» ещё некоторое время использовалась в качестве охотничьего домика. Однако в 60-х годах высокопоставленные чиновники стали появляться здесь реже, затем – вовсе перестали. Рядом построили турбазу «Долина Нарзанов», а бывшую дачу переделали под комфортабельную гостиницу».

Серпантин все круче и круче, ушли на затяжной спуск, не разгоняемся, едем километров 30-50, потом опять подъем. На дороге местами камнепады – жуткое зрелище, потому как ситуация неподконтрольная (в какой момент будут сыпаться камни – непонятно). Радует, что нет движения и есть возможность объезда по встречной полосе. Радует отсутствие, например, тумана. А еще радует сухая погода, так как чаще всего сползание камней провоцируют дожди.

Вскоре останавливаемся – по навигатору вижу точку смотровой площадки: с нее открывается панорамный вид на Большой Кавказский хребет. Возможно, в сезон здесь работает кафешка (для чего то же стоит стол и синий вагончик), но сейчас все пустует

(Останавливались часто, на всех смотровых - и не только для того, чтобы полюбоваться видами, а еще и «остужать» тормоза: несмотря на то, что подъемы/спуски в основном проходили на передаче не выше 2-й, запах тормозов все равно чувствовался).

Следующая остановка – скалы Аватары (название скал нашла в Викимапии). «Аватарами называют два симпатичных холмика, видимо, потому что есть в них некоторое сходство с парящими в воздухе горами из фильма «Аватар»... Раньше это место называли горой Кругозор (2080 м).

Тут видим несколько экскурсионных машин.

Скалы вызывают жуткие ощущения, которые не передаются фото: 300-метровые вертикальные обрывы падают на дно каньона, где течет река.

Сразу после Аватаров – спуск и кафе «Вдали от жен». (Аватары хорошо просматриваются с кафе). Останавливаемся. Здесь по плану обед.

Рядом с кафе большая парковочная площадка, уже стоят экскурсионные и другие машины. Один товарищ, оставив машину, сел на велосипед и уехал (значит, есть возможность оставлять машины на длительную парковку). Рядом с кафе около дороги идет труба, из которой течет вода. Я поинтересовалась у работников кафе, откуда она течет: оказалось, что это вода питьевая, течет из ручья, что снизу (т.е., воду на Джилу-Су можно было набрать и здесь).. Также (для информации) поинтересовалась про ночлег: выяснилось, что как таковых комнат для ночлега нет, но если вам сильно надо – могут пустить в вагончик (правда там холодно), или просто можно поставить палатку чуть дальше.

Вода на обочине дороги.
Очень вкусная шурпа!
Насытившись, едем дальше – ушли на очередной серпантинообразный спуск. Открылся Эльбрус!

За 9 км до ущ. Джилы-су – внеплановая остановка: поперек дороги на всем дорожном полотне лежит снег (то ли, не успевший растаять, то ли сошла лавина). Слева, на обочине - узкий проезд (его, видимо, прокатали экскурсионные внедорожники): месиво грязи из глины; высокая виляющая колея слева подпирается осыпным склоном, а справа – бортом снега.

По снегу ходят люди. А в колее ужи сидит застрявшая «Нива».

Поучаствовав в  спасении Нивы, думаем что делать: если Нива застряла, то Форик тоже сядет (может не пройти по клиренсу). Нива уже уехала вперед и мы одни. Мне буксовать не хочется, Володя предполагает, что пройдем. Я настаиваю возвращаться… Разворачиваемся.

Навстречу нам идет машины три (все пузотерки) – они еще не знают, что впереди…

Проезжаем километров 12. Володя – «Давай все-таки попробуем, у нас есть лопата, вдруг пробьёмся?». Возвращаемся, опять смотрим. Стоит несколько машин. Мне кажется, что проще всего откопать проезд (снег довольно мягкий, и легко отделяется).  Пробую копать – но снега очень много, а лопата на все машины только одна…

Опять разворачиваемся и уезжаем.

Доехав до кафе «Вдали от жен», опять разворачиваемся и едем обратно к снегу.

Думаем: ведь у нас есть запас светового времени (время еще только час дня; вообще, на Джилу-су закладывалось несколько дней, планировали там ночевать). Ну застрянем, ну побуксуем – Нива же вылезла – значит и мы когда-то  вылезем. Правда, оставалось интригой – а что же там, за поворотом: вдруг дальше еще хуже??? Но Нива то не вернулась обратно, значит проехала?

Около снега стоит несколько машин, и все пузотерки – но народа много – человек 7 молодых парней. Мы решили в раздолбанную колею подсыпать камней – благо их тут полно. На помощь подвязывается пара из Питера с пузотерки, правда взамен просят нас  (если мы пролезем), довезти их до Джилы-су, а вечером привезти обратно сюда к машине. Соглашаемся, в принципе – не трудно.

Начинается совместная работа. Молодежь тоже подключается – но пытается копать снег (даем им лопату, но надолго их не хватило). Пока трудимся, со стороны Джилы-су проехали 2 экскурсионные машины: от них узнали, что это единственный кусок плохой дороги – дальше нормально. Интрига снята. Володя садится за руль. Я про себя паникую, а потом становится пофиг…

Форик, поначалу, пошел нормально. Но потом, одно неверное движение (раньше времени  сворот руля направо) – и сел (а вернее, правой стороной повис на откосе асфальта), слегка завалившись на бок - один в один как сидела Нива. По-хорошему, нужен был человек - направляющий, потому как из салона машины обзора нет  - колеи (а значит - перспективы) не видно. Людей стояло много, но опытных не нашлось.

Хотел было сдать назад, но тут сзади подъехал экскурсионный Соболь. Из него выскочил психованный водитель со словами «Ну ты че, едешь? Мне надо людей забирать!». Странный вопрос – еду, но для начала надо вылезти.

Водила, не дожидаясь ответа, садится за руль и начинает выполнять «дёрганные» маневры по объезду Форика справа, между снегом и застрявшей машиной, при этом его зад заворачивается на жиже грязи  и  ползет на Форик. Собравшаяся толпа орет: «Куда прешь, ты весь зад ему  раздолбаешь! Погоди, давай расширим проезд!». С горем пополам остановили. Лопатой расковыряли снег, увеличив ширину объезда, и Соболь прошел.

Как ни странно, он не уехал и предложил свою помощь – дернуть тросом. Поначалу Володя отказался (думал, сдаст назад, как сделала Нива, и выедет сам), но потом согласились (зачем терять время): достали трос, зацепили и выехали, чуть проскрябав защитой по колее.

Выехав из колеи,  взяв в машину двух пассажиров, едем дальше (в машине пришлось сделать «перестановку», так как задние сиденья были разложены и завалены вещами).

Сразу за этим местом проехали «тонель» в снегу, потом еще кусок уже обкатанного снега,

(фото сделаны вечером, когда довозили питерцев к их машине):

и пошли на «страшный» подъем – серпантин по краю ничем не огороженной пропасти, а потом на полувертикальный спуск к долине р. Малка. После моста – последний подъем, еще кусок, заваленный камнями – теперь уже крупными.

ИИ, наконец, видим 1-й шлагбаум. Шлагбаум поднят, никого нет.

Едем дальше. Еще навал камней. Сразу за навалами – еще один шлагбаум и конец дороги. Видимо приехали.

Джилы–су – 2882-й км. Высота  2300 м.

1-й шлагбаум.
2-й шлагбаум.

Около шлагбаума практически нет машин (как раз увозили 2 коммерческие группы; больше приезжих, кроме нас, на этой стороне не было). Хотя в сезон здесь бывает очень много народа.

Питерцам  мы на гуляние дали время до шести вечера, чтобы засветло отвезти их к машине.

К нам подошел «хранитель  источников». Узнав, что мы планируем ночевать, предложил заселиться в один из вагончиков (вагончики расположены в районе первого шлагбаума). Цена вопроса – 300 руб./чел. Но предупредил, что вагончики холодные. У нас с собой были спальники/коврики/теплые вещи, поэтому согласились. Экологический сбор и за стоянку машины денег не взял, прозвучало что-то невнятное, типа: «Завтра приедет хозяин, потом решим». В последствии,  с этим так и не решили - денег с нас так и не взяли – наверное, не приехал хозяин и вполне устроила сумма за ночевку в вагончике.

Перетаскали нужные вещи в вагончик. Машину пришлось оставить прямо на дороге, на обочине за ограждением (т.к. дорога к вагончикам еще толком не подсохла, то ли от дождя, то ли от недавно стаявшего снега, поэтому в грязь не полезли) – в принципе место нормальное: людей нет, камней нет, не на проезжей части.

Здесь ночуем.
Внутри вагончика.
Здесь стоит машина.

И пошли осматривать окрестности.

Ущелье встретило недружелюбно нависшими над горами тучами (вершин не видно, молоко). От шлагбаума идет тропинка вниз к  ванне нарзанов (ванну видно уже сверху).

Начало тропы к источникам от КПП
ванна с нарзаном, рядом - раздевалка.
ванна с нарзаном.

От шлагбаума открывается вид на 40-метровый вдп. Султан, который расположен сразу за нарзанной ванной.

Кстати, недавно (вроде, этой зимой), неожиданно для всех, в ущелье сошла лавина и «смела» часть нарзанов, в том числе и ванны. Так что, в ущелье мы обнаружили только одну нарзанную ванну.

Вид с ванн на вдп. Султан.
вдп. Султан
Джилы су

Я залезла купаться, в воде тепло, а выходишь - холодно. «Круглогодичная температура этих нарзанов – 23-24 градуса. Собственно, и в самом названии Джилы-Су об этом сказано, ведь в переводе это означает «тёплая вода».

Володя не пошел – его вид источников вообще не впечатлил.

Время посещения ванн регламентировано: до 10:00 общее время, с 10 до 13 женское время, с 13 до 17 мужское время, после 17 снова общее время. Но ущелье было пустое (мы одни!), и график во внимание не принимался.

Попили воды. Прогулялись до водопада Султан и вернулись к машине.

Справа от дороги, напротив вагончиков, от места, где оставили машину, прошли метров 300 в сторону р. Малка – она течет внизу в глубоком каньоне. И обнаружили там водопад  - думаю, что это  вдп. Кызыл-су (хотя, возможно, это вдп. Эмир – с названиями водопадов на Джилы-су какая-то неразбериха…):

Вид сверху на вдп. Кызыл-су.
вдп. Кызыл-су (на зуме).
вдп. Кызыл-су

Пошел мелкий дождь, который быстро перешел в снег, и так же быстро все закончилось. Горы срезаны тучами. Если и завтра будет такая погода (а по прогнозам она идет на ухудшение), то с утра придется валить обратно – делать здесь в плохую погоду нечего.

Время подходит к 6-ти, а питерцев нет. Решили ждать еще контрольных  10 минут и, если к этому времени не придут, уже не везти их обратно к машине (извините), а предложить остаться на ночь с нами в вагончике (были свободны еще 2 кровати): ехать в сумерках по мокрому серпантину не было никакого желания. Но, в момент, когда уже решили, что больше не ждем и - «пойдем, наконец, выпьем», увидели их, идущими по дороге. Мы сели на машину и поехали им навстречу. Темнело на глазах, но второй раз по этой дороге уже ехалось проще. Издалека увидели около кучи снега несколько машин – но подходить уже не стали, попрощались с питерцами и вернулись назад.

Часов в восемь вдруг неожиданно прояснилось небо! Мы взяли вино и пошли на гребень, на склоне которого растут Песчаные замки. – такое вот завершение непростого дня.

А ночью мы увидели это! Чистое звездное небо, полная луна дорожкой освещала полностью открытый от туч Эльбрус! Был штатив, но достать его поленились, поэтому фото не очень четкое.

Эльбрус в лунном свете.
Из Джилы-су к поляне Эммануэля.

06.05.17, СБ. День девятый. Поляна Эммануэля. Переезд в Пятигорск.

Радиальный выход

Джилы-су – поляна Эммануэля, 10 км.

Участок пути

ущелье Джилы-су - т/б Долина нарзанов – Кичи-балык – Индустрия – Кисловодск – Пятигорск – оз. Тамбукан

Порядка 85 км

6 ч.

Оз. Тамбукан.

Кабардино-Балкария ,Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ставропольский кр.,

Ясно

А рано утром  мы увидели это! Эльбрус освещался лучами восходящего солнца.

Так как небо ясное, решили прогуляться до поляны Эммануэля, по пути найти белый нарзан, а вечером уехать в Пятигорск (все-таки были опасения, что ясное небо – это ненадолго).

При ясной погоде ущелье уже не казалось таким сумрачным, цвета стали насыщенными и настроение поднялось. И вообще, Эльбрус с севера впечатлил – природа тут выглядит девственной, нет ни матч, ни ратраков, ни лишней суеты.

Песчаные замки.
вдп. султан при хорошей погоде.

В 6.00 выходим.

Попив нарзана в районе ванн и набрав с собой в бутылочки, перешли металлический мостик и поднялись  по тропе на обрывистый лавовый склон (тропа хорошо просматривается снизу, это единственная тропа, поднимающаяся наверх).

Тропа
Тропа 2
Тропа сверху, над ущ. Джилы-су

Поднялись наверх заросшего лавового плато: сверху открывается вид и на наш вагончик, и на Песчаные замки, и на Эльбрус, и хорошо просматривается вся долина р. Малка. Подошли к левому обрывистому борту плато – издалека посмотрели Калинов мост в ущелье Кызыл-кол (правда, не сразу выделили его на фоне нагромождения скал) – видимо к нему ведет тропа с другой стороны, которую мы проскочили.

Вид на Эльбрус с плато:

вид на долину р. Малка.
Калинов мост.

Идем дальше по тропе в сторону долины реки, спускаемся в урочище Ирахик-тюз. Сверху видим кошару. Справа, до кошары, к тропе примыкает грунтовая дорога. Я предполагаю, что это как раз та дорога, которая спускается с г. Сирх и ведет через брод прямиком на поляну Эммануэля (грунтовая дорога, которая идет по склону г. Сирх, хорошо просматривается снизу; доступная только для внедорожного транспорта, и то, только в сухое время).

«У подножия уснувшего вулкана Эльбрус находится древняя гора Сурх (Сирх) высотой 3100 м (хребет Ташлысырт). Много тысяч лет назад, когда каменная громада Эльбруса еще не возвышалась над Центральным Кавказом, вершина горы Сурх (Сирх) была максимальной точкой в окрестности. К г. Сурха вели торговые пути, вершина дальней горы привлекала к себе и сарматов и адыгов. Древние отшельники облюбовали Сурх, чтобы устроить на его вершине насколько келий. Здесь, под сенью бездонного неба древние жрецы совершали свои обряды и жертвоприношения. Именно с гигантом-Сирхом был связан культ Солнца (период от 4000 г. до н.э. до 1200 г. до н.э.) в древних языческих религиях и вера в одно из солнечных божеств в более поздний период (период с 800 г. до н.э. и до 600 г. до н.э.). Прошли тысячелетия, громада Эльбруса поднялась над соседними вершинами, молодой вулкан затмил своих более скромных соседей, но по сей день гора Сурх привлекает эзотериков и мистиков.

Сурх, Сырх, осет. - красный, Т.е. Сурх (Сирх) – вершина красных скал».

Повсюду толпами, совершенно нас не стесняясь, носятся суслики! Я за ними ношусь с фотоаппаратом.

Спускаемся к р. Малка, сильно теряя набранную высоту, оставляя справа пустующую кошару.

Далее, не спеша идем по дороге вдоль реки.  Видим искусственно выложенные символы из камней – видимо постарались какие-то любители эзотерики.

Я читала, что где-то в районе мостика через р. Малка есть очень вкусный белый нарзан. Но встречала информацию о том, что из года в год расположение мостов через реку может  меняется, и было не понятно, о каком мосте шла речь при описании нарзана.

Поэтому целимся его найти. Внизу у реки разбит лагерь и очень много народа. Проходя мимо, уточнили про нарзан у них – нарзан находится прямо на тропе перед пешеходным навесным мостиком и пройти мимо него невозможно. Т.е., в какой-то момент надо уйти с грунтовой дороги на тропу, которая идет чуть ниже вдоль р. Малка  - и эта тропа (независимо от месторасположения моста) упрется в нарзан.

Отсюда открывается очередная панорама на Эльбрус с долиной р. Малка, и на г. Сирх. На г.Сирх установлена вышка Мегафон, но она вроде как еще не работает. Вообще, со связью была проблема: Билайн и МТС нету, Мегафон ловит только в некоторых местах (на Джилы су как раз где-то в районе нашего вагончика, на поляне Эммануэля – на подъеме к  г. Сирх).

Белый нарзан.
Белый нарзан просматривается уже с тропы.

На нарзане задержались, перекусили, полюбовались красотами. Вода очень вкусная. Мы сделали вывод, что это самый вкусный из всех нарзанов, которые к этому времени были нами испробованы на Северном Кавказе.

Насытившись нарзана, целимся на поляну Эммануэля – до нее уже недалеко: надо перейти мостик. При нас мостик был кривоватый, косоватый, шатающийся – но вполне проходимый.

Вид на мостик со стороны нарзана.

Далее после моста надо подняться по черному лавовому склону, наверху которого начинается огромное плоское поле – это поляна Эммануэля.  Высота  2600 м.

Поляна Эммануэля пустовала. Но кафе при альплагере «Ослик» работало – предложили купить пирожки.

начало поляны Эммануэля.
Альплагерь и кафе "Ослик".
поляна Эммануэля пустует.

«Само название поляны Эммануэля вызывает массу вопросов у тех, кто не знает ее истории. А история эта поистине героическая – она связана с первыми восходителями на Эльбрус, альпинистами 19-го века. После того, как русский академик В. Вишневский смог рассчитать высоту Эльбруса, долгое время попытки штурмовать его вершину были безуспешными. И так вплоть до 1829 года, когда в путь отправилась экспедиция генерала Г. Эммануэля. Именно в честь него и была названа поляна, которая и сейчас является базовым лагерем всех, кто собрался в поход на Эльбрус. Отсюда генерал в подзорную трубу наблюдал за участниками экспедиции, проходившими по маршруту.

В подготовке первой успешной экспедиции участвовало более 1000 человек, из них на маршрут вышли около 20 участников, а до вершины добрался всего один. Это был горец-проводник Хилар Хаширов – один из пятерых проводников, взявшихся сопровождать научную экспедицию.

Будучи охотником и хорошо зная здешние места, Хаширов воспользовался утренним холодом, быстро передвигаясь по еще не подтаявшей снежной корке. Остальные члены экспедиции были вынуждены сходить с дистанции, начиная с высоты 4270 м. – сказывалась усталость недостаточно подготовленных к таким нагрузкам ученых, а кого-то попросту скосила горная болезнь.

На вершине Хаширов сложил кучу камней, чтобы группы, которые придут сюда позже, знали о первом восхождении. Но следующий поход на Эльбрус состоялся только в 1868 году под руководством Дугласа Фрешфильда, которого, кстати, долгое время считали первопроходцем. В этой же экспедиции смог завершить свое восхождение и второй проводник, достигший высоты 4800 м. во время первой попытки

В память о первом восхождении здесь есть историческая надпись: «1829г. с 8 по 11 июля лагерь под командою генерала от кавалерии Эмануеля». Она выбита на одной из скал в урочище Ирахик-сырт, и была обнаружена совершенно случайно только век спустя – в 1932 году.

В наше время поляна Эммануэля привлекает туристов не только своей «историчностью» и красотой окружающих гор, но и относительным комфортом. Благодаря лагерю МЧС здесь можно подзарядить телефон или фотоаппарат, выйти на связь через интернет, узнать прогноз погоды, в случае непредвиденных ситуаций – рассчитывать на быстрое спасение в горах. А расположенные вокруг коши позволяют регулярно пополнять свой рацион свежими молочными продуктами. Рай для туриста!».

С утра у меня было желание дойти до Грибов. Но видим, что Эльбрус начал закрываться тучами – а до Грибов отсюда идти часа 2. Т.е., учитывая особенности местной погоды, есть большая вероятность на обратной дороге оказаться в плотной облачности или под дождём. И вообще, на Грибы лучше стартовать с утра пораньше -  и с поляны Эммануэля (так изначально и было в моих планах: прийти на поляну Эммунуэля с палаткой, переночевать, с утра сходить на Грибы, а по возможности и дальше; но потом планы изменили - сегодня нам уезжать, а значит лучше засветло пройти серпантин). К тому же, не совсем понятно, как до Грибов идти. Дорогу расспросили у работников альплагеря, но их рассказ был очень мудреным (не стыковался с той информацией, которая была у нас). Поэтому на Грибы не пошли. Немного прошлись дальше, до еще одного мостика – от которого, якобы, уходила тропа к грибам, и вернулись к нарзану.

Тропа к грибам
Мостик, далее ведет к Грибам.
Вид на Эльбрус с поляны Эммануэля.

В нарзане опять попили, набрали с собой воды в термос (эта вода хранилась дня 3, поэтому смело можно набирать и больше).

К двум часам вернулись на Джилы-су. В наше отсутствие на источниках стало многолюднее: на КПП стояло много машин (в том числе и пузотерок), люди как тараканы, лазили вокруг водопада Султан – в общем, источники оживились.

Вид с тропы на Джилы-су

Искупались в нарзане, пообщались с людьми, которые сюда приезжают не в первый раз.

На КПП оживление.

На КПП узнали, что дорога уже пробита и машины проходят там, где вчера еще лежал сугроб (вчера после нас ехала большая компания на нескольких машинах, застряли, всю ночь копали, ночевали прямо там). По дороге к машине Володю вдруг возмутило, что никто не убирает камни …

Стали собираться. К этому времени Эльбрус целиком погрузился в облако.

Тут к нашей машине неожиданно подруливают 2 иностранца с картой в руке – вскоре понимаем, что они нам предлагают завезти их в Кисловодск, причем даже не успокаиваются после того, как мы открыли машину и показали гору вещей на разложенных сидушках: они нам жестами предложили вещи закрепить на багажник. На что мы им жестами показали на время (типа, нам не до вас) и направление к экскурсионным машинам (типа – такси-такси, гоу-гоу) – их сегодня было достаточно, причем машины ходят еще недоукомплектованные, за денежки отвезут с удовольствием.

В 14.00 трогаемся.

На обратной дороге решили заскочить на водопад Каракая-Су – его образует одноименная река (река  с высоты метров 30, через дыру в скале, впадает водопадом в р. Малка).

«Свое название водопад получил из-за характерных черных полос на красновато-желтых скалах. На тюркских языках «кара кая» означается «черная скала», а «су» – «вода». Однако, можно встретить и другое название этого водопада – «Тузлук Шапа».

Проехав мост через р.Малка сразу повернули налево на раздолбанную грунтовку (похоже, не так давно шли дожди, и дорогу размесили, в дождь проезд на более низкой машине будет проблематичен). Перед нами едет Нива, предполагаем, что едет туда же – поэтому держимся за ней. Ехали километра полтора - два  до скального выступа, на склоне которого просматривается тропа. Останавливаемся и идем по высокой обрывистой тропе метров 200…300. Шум водопада слышен уже с начала тропы. Тропа потом спускается вниз к воде – но туда не пошли, фотографии все равно не получались – мешало солнце, оно было на стороне водопада, а вид сверху был скорее всего не хуже.

Грунтовка после съезда с дороги после моста.
начало тропы на вдп.
вдп. Каракая-су.

Пишут, что к водопаду можно попасть и пешком, со стороны источников: тропа начинается сразу за единственным капитальным строением -  красивым домиком, и ведет вдоль р. Малка. Здесь же недалеко расположен «печёночный» нарзан.

Потратив на водопад минут 40, в 12.30 едем дальше. В одном узком месте показалась встречная машина: разъезжались впритирку, едва не зацепившись зеркалами.

Подъехав к вчерашнему месту затора, видим, что ситуация, на самом деле сильно изменилась: проехать уже может любая машина.

Здесь уже не ездят.

Пошел кратковременный дождь, но быстро кончился.

Сегодня поток на дороге интенсивнее – есть встречное движение.

Остановились на турбазе «Долина нарзанов» - теперь на машине проехали поближе источников (сразу направо уходит дорога). У нарзана очередь! Налили воду с собой.

Еще сделали одну остановку напротив обсерватории, на горе «Мангалай» (повернули на Нальчик, а потом сразу направо  в гору) - последний раз посмотрели в сторону Эльбруса, который полностью был скрыт грозными тучами. В общем, уехали вовремя.

на г. Мангалай
Вид в сторону Эльбруса с г. Мангалай.

СС горы хорошо смотрелся серпантин, но которому мы только что ехали.

вид с г. Мангалай на серпантин

ССразу за смотровой – указатель на Нальчик. Теоретически в Пятигорск (а по планам нам ехать туда) можно ехать и через Нальчик, по этому указателю (также нас зовет и навигатор). Но по имеющейся информации эта дорога плохая, и местами грунтовка, при этом по километражу выигрыш небольшой.

Поэтому  едем прямо, через  Кисловодск. Опять тормознули на въезде в Кисловодск, в Индустрии – еще раз посмотрели известняковый каньон.

В 14.00 – Кисловодск. В Кисловодске солнце – люди ходят легко одетыми.

В 16.00, проехав Пятигорск, были у озера Тамбукан, где планировали переночевать.

Заехав в с. Этоко, свернули в  первый поворот налево, проехали  «ворота» из бывшего шлагбаума,

Дорога к озеру, поворот из с. Этокою

По уже знакомой дороге заехали в лес,  нашли развилку (ту, что обнаружил по дороге в Терскол Миша)  - поехали по ней: но дорога вышла на границу леса и поля и так шла километра 2. Видим по навигатору, что удаляемся от места назначения и едем дальше вдоль озера. Поэтому, увидев поворот налево в лес, в сторону озера, повернули и  вскоре оказались на берегу озера: но на большом удалении от того запланированного места, прямо напротив платника на противоположном берегу. В лесу было, видимо, пикниковое место -  пятачок полянки среди дубов и кленов, костровище и мусор.

площадка внутри леса на берегу оз. Тамбукан

Мусор убрали, приготовили ужин. Володя пробовал порыбачить – но безуспешно: озеро выглядело «мертвым».  Потом он решил искупаться, нашел достаточное удобное место для спуска в воду: но сразу ушел по колено в ил (наверное, это была лечебная грязь).

вид на оз. тамбукан
подход к воде

На завтра на вечер здесь была назначена встреча с пацанами. Но вечером  выяснилось, что они планируют остаться еще на один день в Терсколе.  Это немного изменило наши планы.  Я  достаю запасные варианты культурной программы (распечатки с интернета) и придумываю дальнейший маршрут движения.

Вечером на озере любуемся красивым закатом и пьем вино.

Пятигорск (Провал, Канатная дорога), Суворовский термальный источник, рыбалка.

07.05.17, ВС. День десятый. Пятигорск. Суворовский горячий источник.

Участок пути

оз. Тамбукан – Пятигорск – Пятигорский провал – Бесстыжие ванны – Канатная дорога – п. Суворовский - Суворовский горячий источник - Пятигорск.

Порядка 100 км

Место ночевки

Гостевой дом в Пятигорске (рядом с автовокзалом).

1800 руб-2-х местный номер

Ставропольский кр.

Пасмурно

Сегодня в планах – осмотр Пятигорска и Суворовский горячий источник. Заночевать решили в Пятигорске – найти либо квартиру, либо гостиницу.

С утра открылся Эльбрус – на сегодня у пацанов назначено восхождение, надеемся, что им повезет!

Стартуем в 7.20.

Сначала едем на шиномонтаж (решили отбалансировать колеса) и мойку (после Джилы-су на машину страшно смотреть). Ставим в навигаторе условную точку – «автовокзал Пятигорска» (примерно через него идет дорога к Провалу, надеемся, что по дороге по этому направлению найдем  мойку  и шиномонтаж). Автомойку  нашли быстро – на въезде в Пятигорск, около кольца и АЗС – рядом и шиномонтаж. На все ушло около часа.

Далее по навигатору едем к Провалу. Навигатор петляет и заводит в Курортную зону – об этом предупреждают дорожные знаки. Видим белый знак «проезд запрещен», но едем дальше, как и все. Доезжаем до станции канатной дороги и паркуемся рядом с кафе «Канатка» - еще достаточно рано и много свободных мест.

От станции канатной дороги до Провала километра 2. Можно пешком, можно на рейсовом автобусе № 1, а можно и на машине (как потом увидели – доезжают прямо до Провала).

До открытия канатной дороги еще минут 15, но в кассу стоит уже длинный хвост. Решили сходить пешком до Провала, а потом подняться на канатке на г. Машак.

Удивило, что до Провала нет никаких указателей: от станции канатной дороги надо идти вниз, на спуск, до брусчатого тротуара, потом по нему  мимо санаториев (они и слева, и справа).

«Пятигорский провал - это подземная пещера, образованная действием минеральных источников, которые подмывали ее свод. Диаметр провала — 15 м, глубина озера — 11 м, протяженность ведущего к нему тоннеля — 40 м. Температура воды колеблется от +26 до +42 °С Во времена Лермонтова Провал считали кратером потухшего вулкана, так как первые исследователи могли изучить его минеральную воду лишь через верхнее отверстие на южном склоне Машука, которое и называлось Провалом. В 1858 г. к озеру прорыли тоннель. Провал был описан в романе "12 стульев"- именно здесь, у входа в тоннель, герои романа продавали входные билеты. И с 2008 года посетителей встречает бронзовая скульптура Остапа Бендера.».

Провал.
40-метровый тоннель к провалу.
провал снизу вверх.

Посмотрев провал через тоннель, забрались еще и на склон г. Машак – посмотреть на Провал сверху. Туда ведут крутые тропинки, идущие прямо от тоннеля. Провал огорожен – но есть лазейки.

Провал сверху - огорожен забором.
за забором.

Напротив входа в тоннель к провалу находятся так называемые Бесстыжие ванны – залезли и туда, задрав до колена джинсы. Много и купающихся людей.

на Бестыжие ванны сверху.
Бестыжие ванны.

К канатке возвращаемся на рейсовом автобусе №1.

Очередь в кассу стала заметно меньше. Минут через 15 были уже на горе. Но по впечатлениям – особо там делать нечего. Пятигорск был весь в дымке, видимость минимальная. Пошарахались на горе, поели шашлык  (маленькая худенькая шпажка за 250 руб.) и спустились вниз.

Дальше по планам – съездить на Суворовский горячий источник. Но перед этим – определиться с ночлегом. Едем на автовокзал, в надежде найти объявления о сдаче жилья. Тут же около вокзала справа видим вывеску «Гостевой дом» -  есть свободные номера, 1800 руб/2-х местный номер, есть кухня, посуда, чайник, машину можно запарковать во дворике.  Заморачиваться не стали – в принципе все устраивает. Оставили предоплату и поехали на источники.

Суворовский термальный источник, 37 км. от Пятигорска.

Адрес: Ставропольский край, ст. Суворовская, ул. Шоссейная, 1.

Телефон: 8(928)-31-77-411, 8(909)-77-46-282, 8(988)73-11-157.

Режим работы: с 9 до 23 часов круглый год.

«Горячий источник в Суворовской представлен тремя разными категориями (температурными режимами). В крытом павильоне расположен бассейн с самой горячей водой, температура здесь не менее 55 градусов по Цельсию.

Бассейн с температурой воды в 45 градусов находится на открытом воздухе, здесь же расположено информационное табло с текущими показателями температуры воды, воздуха, времени. Бассейн с температурой воды в 28-30 градусов самый мелкий, глубиной около метра, и здесь чаще всего плещется детвора. Но для любителей прохлады предусмотрен и четвертый, наливной бассейн на площадке ниже, где остывшая вода приятно охладит после горячей минеральной ванны в соседних бассейнах».

Едем по навигатору. Дорога хорошая – асфальт.  На въезде в ст. Суворовская - справа АЗС «Роснефть».  Сразу за ней  указатель «налево» на источники: само здание с большим баннером видно уже с дороги. Заходим, и тут выясняется: оказывается, мест для купания два: одно – это, ближнее к дороге (индивидуальные кабинки с гидромассажем), а другое - чуть дальше (после поворота с дороги ехать налево и метров через 500 уже просматривается вывеска): во втором как раз открытые бассейны, про которые я читала.

Поэтому едем туда.

Купили билеты: 350 руб./чел./час. В прокат можно взять тапочки, халаты. У нас все свое. Рядом с кассой мужская и женская раздевалки. Переодевшись (есть закрывающиеся на ключ  шкафчики для вещей – ключи оставляются в кассе), проходим к бассейнам. На входе закрытый бассейн  с самой горячей водой, градусов 50.

самый горячий, закрытый бассейн.
Сразу за этим бассейном выходим на открытый воздух, где еще несколько бассейнов разной температуры

Организм быстро входит в состояние эйфории.  Погода пасмурная, а в воде кайф. Володя говорит, что «вот оно, счастье» и зачем я его сразу сюда не привезла, а потащила в Джилу-су. (Зачем сразу не привезла – мне то понятно – после источников точно уже никуда бы не поехали).

Все вокруг ухожено, есть шезлонги, скамеечки, туалет (с горячей минеральной водой!). Часа при такой температуре  вполне достаточно. Ощущения  на коже после таких ванн афигенные  - кожа стала гладкой, и покрылась пузырьками  воздуха. Балдеем с 14 до 15.00.

Далее возвращаемся в Пятигорск. Но по дороге, после п. Свобода,  увидели вывеску «Платная рыбалка» и свернули по указателю.  Ехали по грунтовке вслепую, после поворота с дороги – развилки, а указателя дальше, куда ехать на рыбалку, нет. Но видимо, по интуиции, поворачивали туда, куда надо было: уперлись в забор, почему-то с вывеской «Ремонт комбайнов», а рядом, мелким подчерком «Платная рыбалка». Вышел молодой парень. Как – то неуверенно рассказывал про то, что там водится у них в пруду – типа  карп, сазан, карась, но он особо в этом не разбирается, если хотите порыбачить – пожалуйста: 500 руб. с рыбака и 150 руб. с остальных, но рыба клюет плохо, а деньги за въезд все равно возьмем. Нам, после форелевой рыбалки за 1200 руб/кг. пойманной рыбы, цена показалась  вполне приемлемой – едем по указанной парнем дороге к пруду.

Как ни странно, приехали к очень ухоженной территории: по берегу выложен тротуар, посажены сосенки, стоят беседки со столом и скамейками.

На берегу уже расположилась большая компания – делают шашлык, на берегу лежит пара удочек. Володя поинтересовался: кто и на что клюет. На что получил ответ – сидим с утра, рыбы нет.  Ну да ладно – хоть время убьем, лучше плохо рыбачить, чем сидеть в гостинице.

Сначала поклевывал мелкий карасик – отпускали его, а потом стали прикармливать им собачку очень жалкого вида  -  она паслась вокруг озера. Володя уже пришел к выводу, что нет тут  ни фига крупной рыбы.

Но вдруг клюнуло что-то посерьезней. Я метнулась за фотиком.  И Володя вытащил небольшого белого амура. Т.е., рыба все-таки есть.

Эти  особы обитали здесь в огромном количестве и прямо-таки напрашивались на фото:

ААмур до хорошего Амура явно не дорос – поэтому отпустили. Да и возиться с рыбой не было никакого желания. После амуру клюнуло несколько хороших карасиков, которых также отпустили.

В 19.00 едем в гостиницу – до нее добраться хочется засветло (очень тяжело в темноте ездить по незнакомому городу).

В гостинице хотели включить телевизор, но до него руки так и не дошли. Приняв душ и поставив на зарядку всю аппаратуру, мы поняли, что хотим шашлык – пошли искать шашлычку.

Сначала обошли все близлежащий шашлычки – но цены на шашлык показались явно завышенными : 150 руб. за 90 г. шашлыка.  Потом набрели на шашлычку «Золотая рыбка» - в ней и засели, напоследок удивив официантку: «анализируя» количество заказанной нами еды, она вместе со счетом принесла пластиковую упаковку (взять с собой то, что не съели) – и очень удивилась, увидев пустые тарелки))))). Мы все съели! Водные процедуры и гуляния по городу хорошо повлияли на аппетит.

После плотной еды медленным шагом доползли до гостиницы.

Володя завтра предложил еще раз съездить на Суворовский источник, я же категорично настаиваю ехать в другое хорошее место. Ночью пошел ливень. Шел всю ночь.

Аушигерский термальный источник. Рыбалка.

08.05.17, ПН. День одиннадцатый. Нальчик - Аушигерский горячий источник.

Участок пути

Пятигорск – Нальчик – п. Аушигер - Аушигерский горячий источник.

Порядка 108 км.

3300 км.

Гостиница «Аушигер»

2000 руб-2-х местный номер

Ставропольский кр. – Кабардино-Балкария

Пасмурно

Вые

Сегодня в планах – Аушигерский  горячий источник (я настояла на том, что надо максимально объехать все возможные злачные места, чтобы получить максимально полную картинку о Северном Кавказе).

В 6.30 выезжаем. Едем под дождем. Едем и думаем  - что в такую погоду там делать…

До источников 108 км. Едем в направлении Нальчика, уже по знакомой дороге (частично по ней ехали до Терскола).

На посту ДПС «Малка» нас опять тормозят.  Открываем окно и говорим сотруднику – «нас уже осматривали и записывали несколько дней назад – опять надо куда-то идти?». Видимо, это прозвучало либо смешно, либо убедительно. ДПС  посмотрел наклейку на авто «На Эльбрус», проверил документы  на машину и отпустил.

Пошел настоящий ливень.

В районе Баксана по развязке ушли  на Нальчик. До Нальчика вплоть до п. Аушигер – отличный асфальт.

Видели знак (впервые): «ограничение скорости 110 км.»!

На подъезде к Аушигеру дождь кончился (!) и частично открылись горы.

Аушигер – большое село, много магазинов.  После моста через р. Хеу, не доезжая АЗС (АЗС слева) повернули налево и увидели баннер, приглашающий на  Аушигерский источник.

После поворота налево дорога раздваивается: одна идет ниже, вдоль реки (по краю этой дороги стоят столбы освещения), вторая забирает чуть вверх – на нее показывает указатель).

Едем по верхней и упираемся в ворота, за которыми открывается большая территория, больше напоминающая дорогой отель…
въезд на территорию

У меня в голове картинка не складывается: вроде источники – это небольшое озеро, на берегу которого можно поставить машину и все такое….Паркуемся и идем спрашивать.

Выясняется, что оказывается, также как и на Суворовском источнике, мест для купания здесь несколько. Мы попали в отель, который предоставляет жилье (2000 руб./2-х местный номер), а также бассейн с минеральной водой (бесплатно для проживающих в отеле). Отель неплохой, все чисто, со вкусом, зеленая территория, есть мангальная зонаDSCN9707

бассейн при гостинице.
Второе место – это озеро, которое расположено ниже (до него надо было ехать как раз по нижней дороге с фонарями). При этом, вода в оба места подается из одной и той же скважины.

Нам на сегодня нужно было определиться с ночлегом. Поэтому уточняем, есть ли свободные номера – номера освободятся только к часу дня. Поэтому, взяв телефон, едем к озеру. Если других вариантов с жильем не будет – заселимся на сутки сюда.

Аушигер

Аушигерские горячие источники.

«Вблизи селения Аушигер бьют тёплые нарзанные источники, образуя небольшое озёро, куда любят ездить для круглогодичного купания жители республики. Это уникальный термальный природный источник лечебного действия. Вода пригодна как для наружного, так и для внутреннего применения. Помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при сахарном диабете, нарушении обмена веществ, заболеваниях опорно-двигательного аппарата вне фазы обострения, центральной и периферической нервной системы, кожных заболеваниях. Где за совсем символическую плату можно поплавать в целом озере с горячей минеральной водой..

Аушигерские термальные источники были открыты во время геологоразведки в долине реки Черек, когда велись поиски месторождений нефти. Геологи и нефтяники были очень удивлены, когда из пробуренных скважин стал бить горячий источник вместо нефти. Узнав о целебных свойствах воды из источника, местные жители начали копать и обустраивать здесь бассейны. Слава о них стремительно разнеслась по Кавказу, а затем и по всей России. Существует и другая гипотеза: бытовая, но более правдоподобная история. Не смотря на то, что аул Аушигер находится на берегу довольно полноводного Черека, в домах, расположенных на взгорке, проблемы с питьевой водой. Жители стали жаловаться на нехватку воды местным властям, которым пришлось заняться этой проблемой. Пробурили артезианские скважины, но оттуда полилась не питьевая вода, а горячая минеральная. Проблема нехватки воды так и не решена до сих пор, зато ушлые жители аула возле трубы артезиана вырыли яму, которую наполнили термальной водой, начали принимать «ванны» и положили начало народному курорту. Излишки минералки текли прямо в Черек».

Горячий источник вытекает на поверхность с огромной глубины, приблизительно равной 4000 метров.

Горячие источники Аушигера богаты различными органическими соединениями, которые не дают реакции с выделением токсических веществ. Воду применяют для лечения:

• ЖКТ;
  • кожных заболеваний;
  • кровеносной и нервной системы;
  • суставов и соединительных тканей.

Ее целебные свойства благотворно влияют на организм в целом, оказывая восстановительный и оздоровительный эффект.

Состав и свойства воды:

• калий + натрий (98.0);
  • хлор (89);
  • кальций (2.0);
  • гидрокарбонаты (11.0);
  • температура +50°С;
  • минерализация 3.7 г/л.

Хлоридно-натриевая вода обладает малой минерализацией, слабой щелочной реакцией, высокой температурой. По уровню газонасыщенности ее относят к азотно-углекислым водам. Радиоактивность отсутствует. В питьевом варианте относится к лечебно-столовым».

Вот так, в моем представлении, должен был выглядеть источник:2017-05-22_12-44-39

По факту оказалось, что фотография сильно устарела…

Проехав метров 500 от моста, подъезжаем к воротам и шлагбаумом: въезд платный, НО берут деньги только за людей (100 руб./чел., правда, если покидаешь территорию – платишь повторно за вход), парковка машины БЕСПЛАТНО. Причем, время посещения НЕОГРАНИЧЕННО (начало работы – 7.00, закрытие – 21.00). Мы афигели…После 21.00 озеро наполовину сливают, к утру оно уже опять наполняется.

Въезд на озеро
График работы.

Проехав шлагбаум, попали на хорошо обустроенную большую  территорию: вокруг озера плитка, беседки, шезлонги (все БЕСПЛАТНО), рядом бесплатные переодевалки (мужская и женская), есть платный туалет. Тут же, на площади –  гостиница, кафешки, шашлычка.

Парковочная площадка
Раздевалки.
Навесы около озера
Гостиница около озера

Сразу поинтересовались про цены в гостинице – здесь было бы остановиться гораздо удобнее. Но все номера оказались занятыми аж до 14 мая. Цена – дешевле, чем в гостинице сверху – 750 руб./чел. Ну, значит, ночевать поедем все-таки в ту гостиницу.

Пошли купаться и оказались в раю! В озере вода градусов 35-37. Но в левом его углу находится труба большого диаметра, из которой непрерывно поступает горячая вода – градусов 50 - 55! Вода, растекаясь, остывает, так как площадь озера достаточно большая. Но в этом и прикол: посидев около трубы под горячей водой, можно остужаться в воде, которая кажется прохладной.

В озеро погрузились часа на 2. Потом поели в кафе хычинов и опять в озеро.

Тут звонят пацаны и сообщают, что сегодня они не приедут, а останутся ночевать в Терсколе (не успели  купить подарки) и зовут нас в Терскол в сауну. Нам смешно - нам тут так хорошо! Какая сауна…лучше вы к нам… Рассказы Володи кончились тем, что пацаны решили завтра приехать сюда. Я в шутку пытаюсь отговорить – вам не по пути ж, мы вам все расскажем и покажем потом …

До 2-х часов плаваем; потом переезжаем в гостиницу, заселяемся; плаваем там, и вот вывод: в озере плавать понравилось больше: в нем есть возможность посидеть в реально горячей воде, около трубы большого диаметра. Здесь же бассейн наполнялся из узкой трубы типа водопроводной, и вода в нем была слегка теплой. Но здесь,  как нам сказали при заселении, купаться можно даже ночью…

(Напротив нашего 3-х этажного корпуса были номера подороже - 3000 руб/2-хместный номер - с маленьким персональным бассейном – и в этом бассейне вода действительно горячая).

А еще хозяйка отеля сказала, что рядом с источниками есть пруд с платной рыбалкой, но цену она не знает, вроде 500 руб./час (это был ответ на наш вопрос «что там за пруд, у которого стоят машины?»). Ну, ни фига себе расценочки, подумали мы. Но до пруда решили прогуляться пешком (к тому же, надо было сделать перерыв в купании). Машину оставили на стоянке в отеле (бесплатно).

Чтобы попасть к пруду, надо было вернуться к нижним источникам, и от них пройти дальше по дороге еще метров 300.

Рыбалка

На пруду сидело несколько пенсионеров (у нас сразу вопрос – врятли они за 500 руб./час здесь сидят). Подошли, пообщались: неплохо клюет крупный карась, а также есть хороший карп, сазан и белый амур. Стоимость – 500 руб/сут. Т.е., цена приемлемая, если поймаем – вот нам и ужин за 500 рублей – подумали мы и пошли за машиной (где остались удочки и все прочее). Единственное, для информации: место, несмотря на платник, полуцивилизованное: снастей и прикормки не выдают -  все надо иметь свое.

Взяли машину, на повороте перед заправкой на бугре накопали жирных червей, заехали в поселок в магазин за кукурузой и хлебом,  и на пруд.

Пока Володя настраивал удочку – подошел мужик, как выяснилось, «Хозяин» (вернее, это человек хозяина -собирает дань) – отдали  ему 500 руб.

Напротив нас, на искусственном островке, расположилась большая компания рыбаков – они рыбалку совмещали с каким-то празднованием. Там же с ними был и «хозяин».

С рыбалкой как-то все очень быстро и удачно сложилось. Минут через 15 клюнул первый карп - примерно на килограмм. Потом еще сазанчик, а потом еще. Прикармливал белым хлебом, ловил на кукурузу, червя брать рыба отказывалась (видимо, потому, что вода была мутноватой, и червя рыба просто не видела). Единственная проблема – у нас не было подсака, а берега пруда крутые, с ползущей щебенкой - вытаскивать рыбу было очень не просто (пару раз Володя чуть было не ушел в воду вместе с удочкой и рыбой).

Мы решили, что на ужин 3-х штук нам хватит (больше не съедим), и стали ловить по принципу «поймал/отпустил». У компании, что напротив, дела шли хуже: вытаскивали только мелкого карася, и с грустью наблюдали, как мы отпускаем рыбу. Первым не выдерживает «хозяин»: кричит Володе: «Зачем отпускаешь? Отдай пацанам – они поймать не могут, а у них праздник». В общем, сбыт нашелся – ловили и отдавали рыбу им.

Часов в восемь, когда начало уже темнеть, поехали в гостиницу, предварительно выпотрошив рыбу на речке (рядом с прудом течет река). (Кстати, здесь, на речке, я обнаружила голубую глину, набрала в мешок). Решили улов запечь на решетке (предварительно договорились с хозяйкой отеля про мангал: она сказала, что сегодня мангальная зона будет занята – там отдыхает большая компания, но они «ребята вроде неплохие и немного подвинутся на мангале – мангал большой»). Около мангальной зоны действительно тусовалась большая компания молодежи (человек 14). Мы подошли, аккуратно попросили ненадолго уступить клочок мангала под одну решетку и….пока готовили, как-то незаметно оказались за их столом…сначала армянский коньяк, потом хашлама – в общем, правду говорят о кавказском гостеприимстве…

Спать пошли часов в 12-ть (завтра ехать, думали мы).

Перед сном решили искупаться (нам же хозяйка обещала, что купаться можно даже ночью): переоделись, спустились к бассейну – а воды то нет….вот это сюрприз….

Воду слили и  наливают новую, так как сегодня, якобы, купалось очень много народа.

Как выяснилось утром – вода за ночь наполнилась только см. на 20.

09.05.17, ВТ. День двенадцатый. Аушигерский горячий источник.

Съемная квартира в с. Аушигер

250 руб./чел.

Переменная облачность

Встали пораньше – так как бассейн слит, делать нам здесь нечего. Решили к 7 часам переехать на озеро. В мангальной зоне сварили кофе на газу и поехали.

Опять релакс.  Думали, на озере будем первыми – но нет: здесь уже плавают проживающие близ-расположенной гостиницы.

Связались с пацанами – судя по всему, они с выездом задержались (выехать пораньше не получилось) – от них поступает предложение переночевать всем вместе в Аушигере, так как раньше часов 3-х они до Аушигера не доберутся. Мы соглашаемся, к тому же сегодня – 9 мая, везде демонстрации. Только опять возникает проблема с ночлегом (из гостиницы мы уже выселились, там свободных номеров больше нет, здесь на озере тоже все занято). Поэтому решили попробовать снять жилье в п. Аушигер (вчера, плавая в озере, услышала разговор женщин, которые, якобы, снимают квартиру у местных).

До часу купаемся, едим в кафешке. Потом Володя предлагает съездить еще раз на рыбалку – наловить на сегодняшний ужин - уже на всех. По пути к пруду заезжаем в п. Аушигер решить вопрос с ночевкой. Прямо у заправки – магазин: с вопросом обратились к продавцу (обычно в селах люди все  друг про друга знают). Она нам сказала, что квартир сдается очень много – особенно на улице, которая идет вдоль речки (самая крайняя улица на выезде из села – от этой улицы до источников близко даже пешком, через речку есть пешеходный мостик). Порядок цен – от 250 до 300 руб.(!).

Так и есть: повернули направо (если ехать со стороны источников), на крайнюю улицу. Подряд пошли объявления на домах о сдаче жилья: постучали в первый попавший. В результате сняли 2 большие комнаты за 250 руб./чел. Туалет, душ – все в доме. Машины запарковать можно во дворе. Предупредили, что заселимся после 21.00, когда закроется озеро.

Поехали на рыбалку. Сначала зарулили на р. Черек (в нее впадает р. Хеу, находится сразу за прудами) – в реке, как выяснилось, водится речная форель.

Но снастей, подходящих для ловли на течении с собой не было (сюда бы нахлыст), поэтому немного побегав по реке, едем на пруд.

Рыбалка опять удалась. Сегодня ловился крупный сазан. «Хозяин» пруда, проходя мимо нашей машины минут через 40 после начала рыбалки и, увидев у нас улов в большой пластиковой коробке (к этому времени там уже плавало штуки 4 рыбы), вдруг стал беспокоиться: «Э, ты пожалуста не жадничай, атпускай». Я его успокоила: «Не волнуйтесь, мы возьмем столько, сколько сможем за раз съесть, нам больше не надо. Типа, ты ж видел вчера, что мы все лишнее отдавали или отпускали». После того, как было поймано 5 больших рыб, Володя стал ловить и отпускать.

В 14.00 приехали пацаны. Часа в 4 я пешком вернулась на озеро, а Володя остался еще рыбачить. И с ним в мое отсутствие произошел казус: закинув удочку, ему приспичило отойти в туалет; когда возвращался – услышал крики: «у тебя удочка плывет!»: пока он ходил, клюнул карп и стащил удочку с берега. Как ни странно, удочка не утонула (оказалась плавающей). На островке напротив сидел парень (у него был целый отряд сыновей, которых он привез на рыбалку): он то нашу удочку и подцепил своим удилищем. Пойманный карп был передан ему – детишки порадовались.

На источнике просидели до закрытия. Володя (со Шнивы) под конец дня сделал вывод: «Вот где надо было тренировки проводить!».

Потом заселились в квартиру и в огороде сготовили рыбу на решетке.

Обратная дорога.

10.05.17, СР. День тринадцатый. Обратная дорога.

п. Аушигер – Пятигорск – Дивное - Элиста - Астрахань

851 км

4151 км

Астрахань, гостиница на въезде

350 руб./чел.

Регионы, которые проехали за день

Кабардино-Балкария  - Ставропольский кр. – Калмыкия – Астраханская обл.

Переменная облачность

К 7 часам едем на источник. 1.5 часа на купание и в обратную дорогу.

Выехали с запозданием на час, но торопиться некуда – к выходным, по любому будем дома.

Аушигер – 3300-й км.

Обратно решено ехать не через Энгельс, а через Жигулевск, по нормальной дороге.

Но это еще не все: я подбила всех ехать через Астрахань -  заехать искупаться «по дороге» на соленое оз. Баскунчак. Еще одной заманухой был закуп астраханской рыбы.

Поэтому обратно ехали так: Аушигер – Пятигорск – Буденовск - Арзгир – Дивное - Элиста – Астрахань – Ахтубинск – Баскунчак – Ахтубинск – Волжский (объезд Волгограда) – Камышин – Сызрань – Жигулевск – Бузулук – Тюльган – Зилаир  Сибай – Магнитогорск.

Этот путь получился длине на 300 км (плюс заезд на оз. Баскунчак  еще 90 км.).

В Пятигорске на въезде перед ДПС – опять пробка, минут 15 стоим. В Пятигорске ясно, дымка.

В Пятигорске по плану заезд в какой-нибудь Прасковейский магазин.

«Уже более 119 лет прасковейские мастера держат марку, производя алкогольную продукцию неизменно высокого качества. Село Прасковея является традиционным винодельческим центром юга России. Виноград для получения из него вина здесь стали выращивать почти сразу же после основания села, во второй половине 18 века. Производство вина в Прасковее продолжалось на протяжении всего прошлого века, с перерывами на Гражданскую войну и Великую Отечественную. Однако коньячное производство было открыто лишь в 1946 году, когда на винодельческом заводе заработал специализированный цех. Эти традиции были продолжены и приумножены уже в третьем тысячелетии, когда на базе прежних предприятий был создан Прасковейский винзавод. Предприятие наряду с производством вин и других спиртных напитков на основе винограда сосредоточило свое внимание и на производстве коньяка. Для получения наиболее соответствующего коньячным канонам напитка было решено использовать сырье, выращенное в Болгарии и на юге Франции – ставропольский виноград все-таки в большей степени подходит для производства вин.

В 2011 году завод стал участником консорциума, которому принадлежат виноградники на северо-востоке Болгарии, вблизи от болгаро-румынской границы и Дуная. Тогда же Прасковейский винзавод приобрел южно-французское винодельческое хозяйство Сен-Мартин де ла Гарриг, а год спустя купил еще одно хозяйство на юге Франции, Шато де Сен-Луи, площадь виноградников которого составляет сто двадцать гектаров».

По дубль-гис нашли ближайший к въезду в город магазин – на Кирова 92. Затарилились в меру своих желаний. Леха рекомендовал купить 4-х-звездочный коньяк, но выяснилось, что он снят с производства. В магазине есть дегустационный зал, Леха рвался продегустировать – но не стали: Леха был единственным пассажиром, все остальные были за рулем – дегустировать оказалось не с кем. И дегустацию отложили на вечер.

После магазина едем в шашлычку «Золотое руно» (ее посоветовала продавец коньяков).

В кафе очень уютно. Поели неплохой шашлык и еще какие-то кавказские блюда (название не запомнила). Порадовало, что в кафе принимали безнал.

В 12.00 выезжаем из Пятигорска в направлении Будённовска.

С. Стародубовское – проезжая село, видим много мясных магазинчиков.

В пригороде Будённовска – с Прасковея: именно здесь делают Прасковейские коньяки и вина.

После Будённовска едем под дождем.

На пункте ДПС после оз. Маныч тормознули Шниву – проверили документы и быстро отпустили, поинтересовавшись «как сходили на Эльбрус».

В Приютном остановились в уже знакомом кафе «Фламинго» - взяли на вечер три осетинских пирога.

Дорога «Элиста – Астрахань»: хороший, местами – новый,  асфальт, трасса не загружена.

Решаем с ночлегом. Идет дождь, ночевать под дождем в степи желания нет. Да и ночевать особо негде. Поэтому до упора едем до Астрахани в надежде переночевать в придорожной гостинице.

С АЗС проблем нет, правда, АЗС с незнакомыми названиями, и не во всех принимают безнал (а у нас на обратной дороге возникла проблема с наличностью; по карте смогли заправиться на АЗС «Vikoil»).

Яшкуль – большой населенный пункт, есть АЗС, магазины, СТО, гостиница.

После Яшкуля до с. Утта нас сопровождает афигенная радуга!

DCIM\100GOPRO

К Астрахани подъезжаем в полной темноте, но асфальт идеальный, мало фур -  поэтому едется легко.

Время 22.00 астраханского (разница с уральским – час).

Астрахань – 4151-й км.

На въезде в Астрахань, не доезжая нового моста, увидели гостиницу : напротив большого кафе «Дагестан» (называется «Мотель», тел. 52-15-26). Сняли отличный хостел за 350 руб./чел. (6-ти местный номер с 2-х-ярусными кроватями; 6-го обещали не подселять; кроме нас – на этаже никого нет;  рядом с номером – туалеты, душ; есть чайник и микроволновка – нам большего и не надо).

внутри хостела.

Ужинаем осетинскими пирогами и купленной в магазинчике (рядом с гостиницей) колбасой, а также дегустируем коньяк.

Назначили дежурного по подъёму, который должен был всех разбудить в 5 утра уральского, и легли спать.

11.05.17, ЧТ. День четырнадцатый.

Участок пути

Астрахань – Харабали (закуп рыбы) - Ахтубинск – Верхний Баскунчак  - оз. Баскунчак – Ахтубинск – Волжский – п. Пичуга

592 км

4743 км

Залив р. Волга в р-не п. Пичуга

Пичуга

Регионы, которые проехали за день

Астраханская обл. – Волгоградская обл.

погода

Ясно, без дождя, но сильный ветер

А с утра мы успешно проспали на 2 часа – у дежурного не зазвенел будильник))))

Вместо 5-ти уральского встали в 7-мь.

В 8.30 уральского выезжаем.

В Астрахани по городу плохой асфальт.  Едем по Новому мосту – с него хорошо просматривается Астраханский кремль.

Дальше после моста видим еще несколько гостиниц.

После Астрахани Форик чуть не сбил Зайченка  - глупенький перебегал дорогу.

Дорога после Астрахани стала хуже – асфальт в заплатках (но открытых ям нет), и движение уже с утра.

Вдоль обочины дороги – заливные луга (вода еще не ушла после спуска ГЭС).

П. Новоурусовка (рассматривался мною как один из вариантов ночлега по дороге): от моста через р. Бузан есть сухой съезд направо к реке, берег реки не залит, есть лес: место вполне приемлемое.

От с. Хошеутово новый асфальт.

После с. Вольное разливов стало меньше, с дороги налево много съездов к реке Ашулук, все сухо.

С. Селитренное – кафе, магазины, шиномонтаж, СТО, рыболовные базы.

В с. Харабали – плановая остановка для закупа рыбы. Много магазинов, кафе, гостиниц и прочего дорожного сервиса.

(Одним из вариантов закупа рыбы была Астрахань – но ее в нашем графике мы проезжали рано утром).

Заранее в интернете были найдены злачные рыбные магазины + было свое место, где закупали рыбу 2 года назад.

Сначала заехали в магазинчик в районе Пекарни - сразу после въезда в Харабали слева по ул. Пушкина. Но выбор рыбы был скудным. К тому же продавщица вообще не проявляла интереса ни к своему товару, ни к нам.

Следующий по курсу – магазин «Берш»: после АЗС Лукойл по ул. Волжская, сразу после магазина «Магнит». – Здесь история повторилась. Молчаливый продавец, выбор небольшой. Цены такие же, как и в первом магазине.

Выходим из магазина, и тут нам начинают уже сами предлагать купить рыбу: повелись на одного мужика – у него рыбный киоск напротив магазина «Берш». Здесь и закупились. Вся рыба оказалась отменного качества (зовут Дима, можно заранее звонить, дал свой телефон: 927-55-85-424). Одну большую рыбину взяли на вечер на общак. Поэтому озаботились покупкой разливного пива. Еще заехали в одну рыбную точку на ул. Орлова 17 (сразу за «Магнитом» направо, угловой дом, Евгений, тел. 917-08-29-159). Здесь купили крупную воблу.

На все ушло часа два. Погода мерзкое: вроде светит солнце, но задувает штормовой ветер.

С. Бугор – слева ерик, есть съезды с дороги, поворот на рыболовную базу «Клевое место».

На въезде Ахтубинск по указателю повернули направо, на с. Нижний Баскунчак. (Перед поворотом на Баскунчак и после несколько кафешек).

С. Верхний Баскунчак – магазины, кафе.

Озеро Баскунчак.

«Баскунчак - уникальное творение природы, своеобразное углубление на вершине огромной соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубину земли и прикрытой толщей осадочных пород. Мощность поверхностной залежи соли на озере достигает 10 - 18 м. Помимо своего значения как мощной базы для промышленной разработки соли, озеро Баскунчак входит в состав уникального природного комплекса, включающего в себя гору Большое Богдо, с отметкой 149 м над уровнем моря, что является самой высокой точкой в Прикаспии.

С незапамятных времен на озере Баскунчак люди добывали соль. Во времена Петра Великого и Екатерины Второй предпринимались попытки наладить ее систематическую добычу. Однако начало промышленных разработок на одном из крупнейших на юге России месторождений поваренной самосадочной соли относится к началу 60х годов прошлого века. Строятся паровые солемельницы, железная дорога, связавшая озеро и пристани на Волге, откуда соль отправляется в другие поволжские регионы России.

До революции добыча соли велась исключительно вручную. В 1919 году по личному указанию Ленина на Баскучанское озеро были отправлены первые за всю историю соледобычи машины - два экскаватора. В 1922 году горным инженером Ю.А. Макаровым был изобретен, а затем построен и введен в эксплуатацию солесос - первая в мире машина для механизированной добычи озерной соли. Новаторские принципы, заложенные в этой машине используются и поныне.

До 1935 года на Баскунчаке соль добывалась одновременно тремя способами традиционным, ручным с помощью экскаваторов с помощью солесосов. Однако после 1935 года практически вся добыча соли производится солесосами. В начале 40 годов происходит усовершенствование этих оригинальных машин, что позволило с их помощью не только производить добычу соли, но также дробить и промывать ее с целью снижения содержания в ней нерастворимых примесей.

На сегодняшний день АО Бассоль является одним из крупнейших производителей соли в Российской Федерации. Добыча и отгрузка соли производится в сезон с апреля по ноябрь. Цех добычи оснащен современными солекомбайнами, которые изготовлены своими силами на имеющейся технической базе. Современный солекомбайн - это автономная самоходная машина на железнодорожном ходу. Она выполняет несколько операций разрыхляет соляной пласт, всасывает образуемую при этом солепульпу, обезвоживает ее, дробит обезвоженную соль, неоднократно промывает ее рассолом с целью устранения нерастворимых примесей».

Это вторая наша попытка побывать на озере (первый раз мы были здесь 2 года назад в начале апреля – было холодно, и искупаться не получилось). Мы знали, где находится стоянка, от которой до места купания идти далеко. Поэтому решили найти стоянку – ту, что поближе к озеру.

Описаний в интернете было много:

«…Наилучшее время для посещения - с начала мая до конца сентября. Озеро прогревается быстро, поэтому купаться можно уже весной. К тому же, в это время нет мошки…

…На озеро проезжали через кордон (по дороге на Богдо). Увидите стоит шлагбаум. "Договориться" можно, и пустят проехать прямо к озеру. Оттуда топать гораздо ближе. Вода сейчас действительно очень теплая. С собой брать много пресной воды для того чтобы ополоснуться от соли - желательно литра по 5 на человека»…..

…Баскунчак: стоянка возле шлагбаума платная – 50 р, душ там же на стоянке в самодельных душевых кабинках - 50р с человека, на стоянке есть мусорные баки и туалеты. Мусорные баки - бесплатно, туалет - не знаю так как не было необходимости. Вода теплая, берег соленый...

…В общем, чтобы проехать к берегу озера необходимо до въезда в Нижний Баскунчак свернуть направо. Возможно, вы увидите выезжающие оттуда встречные машины. Эта дорожка приведет вас к «мекке» любителей соляного купания и намазывания целебной глиной…

…Также в 2015 году открылся ещё один пляж, расположенный дальше примерно на 500-1000 метров. Он глубже, хотя спуск в воду не такой удобный. Машины и мотоциклы доставят вас туда за 500р. в одну сторону за полную загрузку…

… После въезда в пос. Нижний Баскунчак есть два варианта1) Местные ребятишки стоят вдоль трассы и предлагают за полтинник показать дорогу до озера. 2) Проезжаем местных ребятишек и едем прямо через два или три лежачих полицейских до знака STOP (второй перекресток кажется) и на этом перекрестке со знаком STOP поворачиваем направо и едем опять прямо. С правой стороны будут разные здания - в том числе административное здание ООО Бассоль, магазинчики. Несколько лежачих полицеских и асфальтированный переезд через рельсы и когда асфальт начнет поворачивать направо перед очередным переездом нужно уйти налево на грунтовку. И там грунтовка выведет (метров 200-300) к стоянке перед въездом на озеро. Ну а там ставим машину и пёхом до озера…

…К примеру, 200 р стоит поездка к первому пляжу. Как сказали, глубина здесь небольшая. Второй пляж , с уже приличной глубиной, находится, гораздо дальше. И аренда мотоцикла  или УАЗика стоит уже 500 рублей…

…Проехав до конца улицы Максима Горького поворачиваем налево через старые жд пути и по грунтовке добираемся до места стоянки…»

В общем, с поисками места получилась полная лажа по причине, до сих пор мне не понятной. В навигатор была вбита точка – но эта точка увела далеко, за балластный карьер, удалила от озера и, похоже, вела к г. Богдо. При этом ехали по ужасной глинистой грунтовке.

Володя ворчит – «Что за точку ты поставила? Надо быть повнимательней и т.п». Я и сама задаю себе этот вопрос….Хотя координата «дальней стоянки» не моя, а взята с просторов интернета.

Баскунчак

Вернулись. Покрутились – выбирая дороги, идущие в направлении к озеру. И в результате приехали к шлагбауму. Никого нет, шлагбаум без замка, поднимается, «значит можно ехать» – подумали мы и поехали. Попали к месту, достаточно близкому к озеру: тут же снуют УАЗы – судя по всему развозят местные. Но народа мало.

Оставив машину на пригорке, пошли пешком. Ветрища, холодно – о купании думать даже не хочется. Да к тому же – такое ощущение, что озеро обмелело (там, где 2 года назад была вода – сейчас можно ходить). И до места купания, судя по цвету воды, еще идти и идти. То, что называется раздевалками и душевыми  – по факту оказалось убогими, наполовину разрушенными будками.

В общем, сделали вывод, что на этой «жемчужине» делать нечего…Озеро  представляет интерес только с точки зрения объекта соледобычи (интересно посмотреть на это своими глазами), сбора материала (прикольные веточки, коряги, обросшие солью). Не более. Либо нам просто не повезло: приехали не в то место, и не в то время…

В Шнивы есть опасения, что не дотянут до АЗС (прощелкали момент с дозаправкой). Поэтому заливаем ей из канистры литров 5 бензина (на 2 машины на всякий случай брали 10-ти литровую канистру бензина).

В 14.30 местного выезжаем с озера.

На обед решили не останавливаться (в Харабалях купили шаурму и ели ее на ходу).

Перед Капустиным яром дорога испортилась – стала напоминать дорогу по г. Волгоград.

Волгоград обходим стороной (зацепили его совсем небольшой кусочек, после моста через Волгу) – через г. Волжский, поэтому этот кусок проскочили довольно быстро – в 16.40 местного едем в направлении на Саратов (перешли в новый часовой пояс –разница с уральским 2 часа).

На ночевку встать решили пораньше (погода сухая, ночевать решили дикарями): с Харабали везли 10 л. пива – а на его уничтожение нужно время…

Поэтому после Волгограда, в 16.40, свернули на первое, показавшееся нормальным, место: в районе с. Пичуга, до моста повернули направо и приехали к берегу. На берегу много рыбаков. Мы остановились чуть выше, в лесочке (он же скрывал нас со стороны трассы), и в принципе, никому не мешали.

Вечером поднялись на близлежащую горку, откуда открывалась Волга и сделали совместное фото.

12.05.17, ПТ. День пятнадцатый.

Участок пути

п. Пичуга – Камышин – Саратов – Сызрань – Жигулевск – Алексеевка (объездная Самары) – с. Благодаровка (условно).

926 км

5669 км

Место ночевки

Не доезжая г. Бузулук, съезд с дороги налево в сторону с. Благодаровка

Посл.ночевка

Регионы, которые проехали за день

Волгоградская обл. – Саратовская обл. – Самарская обл. – Оренбургская обл.

погода

Переменная облачность, штормовой ветер, ночью дождь

С. Пичуга (условно) – 4743-й км.

Утром красивый восход.

Подъем в 5.30 уральского (3.30 местного). Через час выезжаем. Дорога нормального качества, нет никакого сравнения с Энгельсом. К тому же, видимо повезло: не так много фур.

По Камышинскому району наблюдаем «нелогичные» дорожные знаки: «ограничения скорости до 50» по непонятным причинам, «обгон запрещен» на хорошо просматриваемых участках.

После Камышина слева – сосновый лес, есть съезды, неплохое место для ночлега.

На участке «Камышин - Саратов» идет реконструкция дороги: судя по всему, делают вторую полосу, но движению это не мешает).

В районе с. Первомайское обе машины тормознули менты – но, проверив документы, поинтересовавшись про Эльбрус и «Вам на Эльбрусе дали наклейки?» отпустили.

(Вообще, стоит заменить, что наклейки на машинах сыграли свою положительную роль: ДПС как-то с уважением к нам относился, быстро переключаясь с проверки документов на тему Эльбруса.  Хотя наклейки были сделаны для распознание в потоке «своего»).

После Елшанки, в районе с. Студеновка, остановились в кафе (справа от дороги). Кафе типа хорошей столовой с демократичными ценами и национальной кухней, в бонус к заказу можно было бесплатно взять стакан домашней сметаны. Здесь же на вечер купили большие лепешки с творогом и зеленью (как потом выяснилось – очень вкусные).

С. Синодское – много магазинов, кафе, есть гостиницы.

В Сенной минут 10 стояли на ж/д переезде.

В районе с. Новояблонка – слева дороги хороший сосновый лес (называется Суходол), есть съезды налево.

После Сызрани дует штормовой ветер – машины качает.

После Хвалынска р. Волга максимально близко расположена к трассе – есть один съезд направо.

От Хвалынска до Сызрани – новый асфальт с небольшими промежутками аварийной дороги (трещины, неровности, ямки).

В 15.00 остановились в п. Валы в супермаркете «Пеликан» (слева от дороги, невысокое здание)  с целью на вечер купить какого-нибудь мяса. Но нашли только куриные окорочка.

На въезде в Жигулевск – новый асфальт! В прошлом году дорога здесь была просто ужасной. Асфальт ложат и на мосту через Волгу.

После моста, на въезде в Тольятти, ДПС тормознула Шниву – но проверили документы и отпустили. Вообще, с ДПС-м всю дорогу складывалось очень хорошо. В результате на них было потрачено 0 рублей. Не пришли штрафы и письмами (хотя камер на всем протяжении пути очень много).

За Тольятти в сторону объездной Самары – очень много отелей, кафе и т.п – местами – целые городки из гостиниц и кафе.

После Тольятти справа от дороги – Задельненский бор, висят знаки, что это Гослесфонд. Много съездов направо к лесу, но все они, в основном, перекрыты шлагбаумом (хотя, один открытый съезд ближе к концу леса все-таки есть).

После развязки на Оренбург встретились с трассой, по которой ехали по дороге туда. Трасса, как ни странно, стала более загруженной.

После Самары (вплоть до Бузулука) не встретили ни одной кафешки.

После Нефтегорска ясно понимаем, что до дома сегодня все равно не дотянем – поэтому, начали искать место под ночлег. В районе д. Благодаровка увидели лесополосу слева – свернули, в результате приехали к небольшому озерцу (к воде подойти невозможно), рядом лесок, который хорошо защищает от ветра – Володя настаивает оставаться здесь.

Время 17.30 местного.

Вечером жарим курицу. Задувает сильный ветер. Ночью пошел дождь и лил до утра.

13.05.17, СБ. День шестнадцатый, последний.

с. Благодаровка (условно) – Бузулуг – Тюльган – Зилаир – Сибай - Магнитогорск

730 км

6400 км

Регионы, которые проехали за день

Оренбургская обл. – Башкирия – Челябинская обл.

Переменная облачность.

Далее время уральское.

Встали в 5.30 – голубое небо! Трава блестит от капель дождя на солнце.

В 7.30 стартуем. После вчерашнего дождя ветер утих.

Через несколько километров, в районе с. Старая Таволжанка, проезжаем неплохое место: озерцо с лесом и ровными полянками (съезд налево сразу после моста через озеро).

Сразу за селом – граница с Оренбургской обл, переходим на наш часовой пояс.

В Октябрьском на въезде остановились в кафе «Уют». Сервис хромает, но еда нормальная и бюджетно. Туалет на улице.

В 15.00 были в Магнитогорске.

Вот такое получилось путешествие.