Тыва, г.Абакан - г. Кызыл - река Улуг-О - сплав по реке Улуг-О - сплав по Бий-Хему - за 50 км до г. Кызыла - г. Абакан.
 
Содержание отчёта

Идея похода: Совершенствование спортивного мастерства на короткой насыщенной речке, не требующей пешей заброски: «спорт и отдых!».

Варианты подъезда и отъезда: До города Абакан - на железнодорож-ном транспорте. От жд.станции Абакан до города Кызыл довозят частным извозом на «Газелях». От Кызыла на машинах повышенной проходимости до места стапеля тоже везут частным извозом. В Абакане водители встречают поезда, спрашивая куда кому надо, а довезя до Кызыла переадресуют тем не-скольким мужикам, что осуществляют заброску на реки. Если все эти мест-ные мужики отсутствуют, то можно обратиться в местный ДОССАФ, но де-нег выложишь в два раза больше. Завершить сплав можно в городе Кызыле и найти попутку в Абакан, а можно за 50 км по Бий-Хему до Кызыла, но до трассы оттуда 9 км по «лесовозной» дороге. Встреченная группа москвичей поделилась информацией о заброске, которой мы и воспользовались: Филип-пов Виктор Анатольевич (г. Абакан) тел.(39022) 74765, сотовый 89039866689, e-mail V.Filippov52@mail.ru. Он сам из Кызыла переехал не-сколько лет назад – всех знает и под ним бегают пять «Газелей»: что-то про-изойдет с одной – подъедет другая. Мужик обязательный! Вместе со мной встречал поезда на которых могли подъехать остальные участники похода (с 6:00 до 10:00). К 19:00 довез до Кызыла (в пути сделали две остановки в шашлычках: там, где обедал водитель, и там, где обедали мы). Его родной брат, который мог бы забросить на речку, еще не вернулся с предыдущей за-броски, поэтому Виктор довез нас до места за протокой, где поблизости рус-ские, а тувинцев нет, где мы лагерем переночевали. На утро он со мной про-ехал по другим вариантам заброски, включая ДОССАФ, мне более понрави-лась сумма 8000 рублей, а не 15000 рублей, поэтому мы поехали на машине пятидесятилетнего Алексея с улицы Тракторной или Транспортной. Подож-дали до 14:00, пока Алексей готовил машину (была просрочена страховка) и поехали. В 22:00 доехали до брода через Улуг-О и дальше ехать не стали, так как воды нам было более чем достаточно (по словам водителя: ехать до обычного места стапеля еще часа два, а сплавится на этом участке можно бы-стрее). Виктор встречал нас на 50 км по Бий-Хему до Кызыла в назначенный день и довез до Абакана (взял по 600 рублей с человека и 700 рублей за весь багаж; москвичей вез за 600 рублей с человека без оплаты багажа, но тех бы-ло не 8, а 9 человек). Итого 5500+5500+8000=19000; с каждого по 2375 руб-лей. При этом, уговорив нас сойти с маршрута раньше на 50 км (его выгоды при этом лишние 18 км пути, то есть одни расходы – но с тувинцами при этом мы почти не пересекаемся), он взял нам по списку железнодорожные билеты на обратный путь. Можно сказать в лице Виктора получили целое ту-рагенство по цене транспортных расходов группы. Рекомендую!
Ниже привожу выдержку из отчета Антона Каменецкого от 2001 года:
Находясь в Москве, мы вели переговоры с Мергеном Кончуком, директором фирмы Тува-Тревел, относительно заброски Абакан-Кызыл и Кызыл-Бояровка-Улуг-О (см. отчет Дм. Шишкова, пользовавшегося услугами его фирмы в 2000 году). Переговоры зашли в тупик после того, как Мерген выставил чрезмерно высокие цены на заброску, существенно пре-вышавшие прошлогодние (ок. 7000 р. на участке Абакан-Кызыл и 8500 р. на участке Кы-зыл-Бояровка-Улуг-О). Было принято решение искать машину на месте.
Найти машину в Абакане не представляет труда -- хорошо развиты услуги по перевозкам на любом виде транспорта со стороны местного населения, цены устоявшиеся в размере примерно 4000 р. за машину типа "Газель", формирующуюся по принципу наполнения (400 р. с человека за место). Хорошая асфальтовая дорога ведет до Кызыла и далее до Бояровки. Поэтому прилетевших самолетом уже ждали две "Газели", готовые к отъезду (решили не экономить на комфорте и не влезать в одну машину). Расстояние около 420 км, время в пути около 6 часов. Рассчитывать на рейсовые автобусы не советую, идет три автобуса в день, они переполнены, и находятся в дороге больше 10 часов. Цена билета 250 р. плюс оплата багажа.
Найти машину в Кызыле можно на местной базе ДОСААФ -- "РОСТО" за 7000 р. Тем не менее, мы решили сэкономить и поплатились за это. Нас взялся везти за 2500 р. водитель ГАЗ-66 (на бензине). Водитель плохо себе представлял длину и сложность дороги, и по-этому не рассчитал количество бензина. Проехав примерно треть пути, мы вернулись в Кызыл и заночевали в охранном помещении местной гостиницы "Монгулек", заплатив за ночь 400 р. На следующий день мы успешно доехали до места на досаафовском "Камазе". Дорога, действительно, сложная, почти вездеходная. Начиная от Бояровки она легко про-ходима даже на "Нивах", но потом постепенно ухудшается. На ровных участках -- грязи и глубокие колеи, грузовик вынужден объезжать затопленные участки дороги, на крутых склонах -- крупные камни. Следует быть особенно внимательными в дождь -- дорога сильно ухудшается и может стать непроходимой для более слабых машин типа ГАЗ-66 и УАЗ. Поэтому, при поиске машин не следует экономить, и надо рассчитывать только на трехосные дизельные "Камазы" или "Уралы" с кузовом, оборудованным для перевозки людей. Ехать на УАЗе, любых бензиновых машинах, рассчитывать на попутки, золотодо-бытчиков и т.п. можно только при отсутствии денег и при наличии неограниченного ре-зерва времени, либо при большом желании пройти часть дороги пешком. Про золотодо-бытчиков вообще лучше забыть -- они не поедут из боязни потерять единственную при-личную работу в этой дыре. Искать машины в Бояровке также не стоит, лучше всего ис-кать в Кызыле.
Дорога от Бояровки идет почти строго на север, проходит по долине р. Копто до ее исто-ков, пересекает ее по "Чертову мосту" (недавно построен новый мост), далее взбирается на перевал Копто высотой 2005 м. (точка PERE-1), а вскоре после него -- на другой пере-вал, где стоит триангуляционный знак (точка TRIAN). На пути дорога несколько раз пере-секает многочисленные притоки различных рек вброд. Глубина бродов до полуметра.
Дорога некоторое время идет по котловине, где берет начало р. Дерзиг, текущая на восток. Спуск в котловину пологий. В котловине река пересекает р. Дерзиг, от перевала Копто до брода 6 км. Через 2 км. дорога вновь взбирается на еще один перевал Сыынак высотой 1980 м. (точка PERE-2), после чего попадает в зону водосбора Улуг-О.
Здесь дорога резко меняет направление, закладывая 20-км петлю на восток, огибая об-ширное болото и хребтик левого берега котловины, в которой берет начало Улуг-О. В котловине Улуг-О, перед пересечением притока Кара-Сук, дорога раздваивается. Основ-ная идет направо на восток в пос. Тоора-Хем -- центр Тоджинского района, а второсте-пенная -- на север к Улуг-О. На участке до ответвления на Тоора-Хем трасса, как ни странно для таких диких мест, довольно оживленная -- за время нашего пути мы встрети-ли около 10 машин.
К Улуг-О дорога выходит в месте впадения Кара-Сук. В нашу воду в точке пересечения вполне можно было собирать катамараны, только стоянка плохая. Идущая за нами группа нашла хорошую стоянку в 300 м. назад по ручью, там есть лес. Затем дорога идет по пра-вому борту котловины в стороне от реки мимо пастушьих летников (обозначены на 10-км. карте). Котловина постепенно сужается, и примерно через 10 км. после летников дорога вновь пересекает Улуг-О и идет, судя по карте, мимо заброшенного прииска в район Биче-О. Впрочем, так как местность позволяет, дорога часто разветвляется, подходит к берегу, и определить точное место пересечения сложно. Согласно лоции Сизова, дорога идет к заброшенному поселку геологов, расположенному в 1 км. от левого берега Улуг-О в 2 км. ниже впадения левого притока р. Хулле. По дороге можно доехать почти до начала второ-го участка -- ущелья. Дорога пересекает реку три раза на участке до впадения притока Хулле.
В верховьях Улуг-О, вплоть до начала первого ущелья, много людей. Помимо пастухов, живущих в летниках, мы встретили примерно 5-6 рыбаков и видели три "уазика" на берегу реки в разных местах. Как ни странно, это труднодоступное место было гораздо более обитаемым, чем Бий-Хем в районе впадения Улуг-О.
Грузовик выгрузил нас примерно в 2 км. после летника, после крутого спуска с борта кот-ловины, у берега Улуг-О, в месте, где река собирается в одно русло после небольшого су-жения котловины. До этого она текла в широкой пойме, заросшей невысоким, но густым кустарником, сильно затрудняющим движение по берегу и подходы к воде. От реки до ле-са на склонах котловины около километра. От места первого пересечения Улуг-О (стапель Сизова) мы проехали вниз по реке более 15 км.
Судя по кострищу и отсутствию кустарника, это место не раз использовалось для стоянки. Дров и леса в непосредственной близости от реки нет, немного дров есть выше по склону примерно в 150 метрах от лагеря, где растут несколько деревьев. Точка лагеря UL1. Води-тель заночевал рядом с нами, мы доплатили ему 500 р., т.к. деньги за заброску были за-плачены в кассу, и угостили водочкой.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. Аварий-ный выход с маршрута возможен только за 65 километром Бий-Хема, где на правом берегу подходит проселочная дорога и стоят машины конной турба-зы, что расположена ранее на левом берегу и хорошо видна с воды. Потом проселочная дорога подходит на протяжении от 57 до 50 километра Бий-Хема, где до трассы Кызыл-Абакан надо ехать 10 км. Нам встречались на Бий-Хеме моторки и баржи по несколько раз в день, вероятно, могут быть и попутные, но нас никто не обгонял.

Изменения маршрута и их причины. Сократили маршрут на 50 км по Бий-Хему, не дойдя до Кызыла: в связи с ожиданием нас в этом месте маши-ны и несравненно большим комфортом антистапеля на этом месте. Увеличи-ли на 20 км маршрут по Улуг-О за счет уровня воды выше среднего, что дало возможность стартовать с первого места выхода дороги к реке.
Техническое описание прохождения группой маршрута

08.08.05.

Стабровский и Джигимон добрались до Абакана накануне (07.08.05) и обеспечили группе машину до Кызыла. Основная часть группы ехала из Омска с пересадками – они добрались к 10:00. Машина ожидала группу еще с 06:00, поэтому сразу погрузились и поехали. Перекусили в дороге.
К 19:00 приехали в Кызыл. Проблем не возникло: водитель всех знает и водителя все знают. Из-за отсутствия брата Виктора, который не вернулся с предыдущей заброски – отложили поиск другой машины на следующий день и расположились в окрестностях Кызыла на берегу Каа-Хема за дамбой, то есть от населёнки нас отделяла протока (JPS точка 85).
09.08.05.

Утром Виктор заехал за нами. Я и Юра проехали с ним по городу: на Тракторной свернули к старожилу зимников Тувы Алексею. Машина на месте, но страховка истекла – надо оформлять. Возьмет с нас 8000 рублей за заброску, машина будет готова к 14:00. Заехали в ДОССАФ. Там запросили 15000, Виктор поговорил приватно и передал, что меньше 12000 они не скинут. Других машин повышенной проходимости, известных Виктору, в городе не оказалось. Мы с Юрой и в ДОССАФ то ехать не стремились: Алек-сей нас устраивал, но Виктор хотел предложить нам выбор! Если бы вез брат Виктора, то дорога гам обошлась бы дороже: с москвичей он запросил 9000 по сухой дороге и 10000, если дорога после дождя превратиться в грязь. У москвичей дорога была сухой. А перед нашим приездом лил сильный дождь и конца слякоте не предвиделось.
Виктор вернул нас в лагерь, уговорил сойти с маршрута раньше на 50 км, собрал деньги на железнодорожные билеты и сделал список паспортных данных (я ему написал заявление на имя начальника вокзала, что ответствен-ность за написанные паспортные данные несу сам, как руководитель похода). После этого Виктор поехал контролировать Алексея. В 12:00 он прислал SMS, что Алексей готов и подъедет в назначенное время.
В 14:00 начали грузиться и вскорости выехали. По дороге встретилось несколько неприятных мест, где опытность водителя необходима; да и в оче-редности поворотов на развилках чёрт ногу сломит. Многолетний опыт води-теля геологической партии Алексею явно не мешал!
Временами лил дождь. Прокололи колесо и под дождем его меняли.
В 21:00 выехали в долину Улуг-О. Стало темнеть. К реке подъехали за-темно. Переправились.
Алексей предложил дальше не ехать: во-первых, там самый плохой участок дороги, во-вторых, возможно мы предпочтем начать сплав прямо с этого места. Дрова мы набрали с собой еще по дороге. Заночевали (JPS точка 87).
10.08.05.

Уровень речки упал на 5-10 см, но всё равно уровень выше среднего на 20-25 см. Решили делать стапель на этом месте.
Переменный дождь предыдущих дней сменился облачностью 10 бал-лов. Холодно.
11.08.05.

Ночью были звезды, а утром туман. Но все равно к обеду было пасмурно.
В 11:45 вышли походным строем без соблюдения дистанции. Впереди К2-1 (Стабровский, Джигимон), потом К4 (Ситковский, Баженов, Жук, Боб-рова). К2-2 (Мишин, Бачериков) пошли последними.
Речка в начале равнинная: содержит разбои и перекаты.
В 13:45 встали на пятнадцатиминутный отдых (JPS точка 88). По пути обогнали УАЗик, переправившийся за полчаса до нашего старта. На берегу рыбаки, УАЗики (при переправе снимают ремни: по стекло дверки ныряют). Обед в 15:40 на косе справа на острове (JPS точка 92). Вышли в 17:35 в дру-гом походном порядке: К4, К2-1, К2-2. и сразу вошли в ущелье. Мои попыт-ки поставить JPS точку 92 совпали с желанием Ани сфотографировать при-ток справа. Сделать это мы смогли, но я больше в каньоне на воде не ставил точки, а Аня не фотографировала – некогда было! В 18:25 встали на десяти-минутный отдых.
После очередного десятиминутного быстротока вышли на плес! В кон-це плеса поставил JPS точку 94. За ней сразу порог Ташаузский, поэтому для его просмотра лучше чалиться в плесе. С К4 говорят, что планировали про-смотреть по берегу, но сориентировались и с воды. Мне при прохождении на Кулике 10-й модели не показалось, что прохождение этого порога видно с воды, тем более, что и после порога быстроток, а улово есть только после следующего препятствия (разбоя), где и ждала нас К4. Я же чалился на бы-стротоке – для страховки с воды сзадиидущей двойки.
В 19:30 встали на стоянку по левому берегу (JPS точка 95), сделав бо-лее 200 метров дистанцию с лагерем челябинцев. Обновил вязки рамы по правому борту – прохождение Ташаузского у самой скалы справа тоже имеет свои минусы.
12.08.05.

Шли 11:40 – 13:00, 13:15 – 14:20. На обед встали за двоешным порогом. Порог явно выраженный! А по используемым лоциям предшественники порог «Начало» не заметили. Мы засомневались в правильности идентификации порога. Походный порядок был изменен: впереди проклады-вает курс К4 с опытным лоцманом, следом К2-1, с которой я страхую четвер-ку тандемом, а замыкает К2-2, на которую я стараюсь время от времени по-сматривать.
Определившись с ориентирами «Катерины 1» в 17:30 стартовали. Вода была выше среднего и расколбас был по полной: времени на обдумывания вода нам не оставляла – решение на маневр приходилось принимать сразу. Четверка шла вперед, водоизмещением её не обделили, мы старались не те-рять её из вида. Когда проскочили ориентир разбираться времени не было – лоцман ведет походный строй, а я обеспечиваю страховку! На «Катерине 2» К4 прошла по правому сливу, а я - по левому сливу, но обогнать или скоман-довать чалку у меня не получилось. При подходе к «Катерине 3» сразу стано-вится понятно, что идешь «уже» по 5 к.с.. Выбрали обход бойца справа и не прогадали, маневр затем на центр оказался нам по силам. Четверка же сли-лась через три зуба у левого берега (обошли бойца слева, а уйти на центр от-туда фантастично). К2-2 прошла же этот участок на удивление безаварийно. Страховали на выходе из «Катерины 3» с правого берега, для ночевки пере-чалились к левому берегу.
На втором ярусе нашли приличное место на три палатки. Удобное ко-стрище под нависающим камнем. Рядом приток, на берегу которого соору-жена избушка на одного. Красивое место.
Весь день было пасмурно, переменный дождь. Солнце проглянуло только при прохождении с ходу «Катерин» на 10 минут.
13.08.05.

Просмотрели с левого берега пороги «Демирсал» 1 и 2. К4 прошла их при страховке с левого берега без происшествий и перед «Демирсалом 3» её экипаж встал на страховку с правого берега. Гена попросил сделать видеосъемку его бравого прохождения в створ камней у левого берега. Возможно, мужскому экипажу это и могло оказаться по силам, но они чуть-чуть не догребли. Сработала страховка с левого берега.
Решили с перечаливанием К2-2 подождать и на прохождение пошёл я и Аня. Накануне был такой чистый проход под правым берегом, что увидев обливник по ходу движения, решил идти только вперед, за что и поплатился: встав лагом к валам, держал зацеп до последнего, но вал уменьшаться не со-бирался и картинно нас положил. Попытка зачалить кат к правому берегу оказалась результативной наполовину: вытащил Аню, которая держалась за кат и плыла рядом слева, а катамаран тем временем понесло струей дальше. «Зорька» была зачалена силами страховки с правого берега. Большую сумя-тицу внес насос «лягушка», проплывший мимо отдельно – он был воспринят за каску (у меня и Ани она черная!). С их точки обзора прохождение видно не было, а выплыл только кат. Гена с левого берега отслеживал весь этап са-моспасения и дал знак спасать именно кат, идущий вдоль правого берега. Са-лофанновые герметики не подвели, а вот подводный бокс на спасжилете с фотоаппаратом Canon воду чуть-чуть набрал, хотя на нем указана глубина 40 метров (проверка герметичности корпуса не выявила дефектов – под водой спокойно снимаем) – возможно, потому, что плыл вместе с Аней через сливы возле гондолы!
Организовали страховку и перечаливание Гены с Саней – у них уплыло весло.
Оверкили пришлось списать на накопленную накануне усталость и объявить полудневку. Переворот на 3 к.с. одно, а на 5 к.с. несколько иное!
По правому берегу провели разведку всех последующих порогов до «Рижского 3». Определились с местом следующей стоянки где встанем на дневку – на «Рижском 2». Вещи решили нести по берегу до этого места сто-янки – ловить каты с вещами, по словам Юры, дело не благодарное!..
14.08.05.

Решили идти до следующей стоянки поочередно. Сперва К4. После каждого порога переставляем страховку. Прошли без происшествий. За К4 стартовала К2-2. Сперва предполагалось, что К2-1 идет следом, чтобы страховку не переставлять лишний раз, но Аня приболела (проспала 24 часа подряд), осуществить тандем не смогли. Стравховку с берега переставляли после каждорго порога. Без происшествий. Время на перенос вещей оставалось достаточно, но решили себя не напрягать. Ане дали возможность вос-становить силы и здоровье. Перенесли прохождение порогов экипажем К2-1 на следующий день и оставили лагерь на прежнем месте.
15.08.05.

С утра был осуществлен перенос вещей на новое место стоянки, а на обратном пути выставили страховку. К2-1 прошла сразу оставшиеся «Демирсалы». При просмотре «Рижского 1» Аня по этой воде от прохожде-ния отказалась из-за места, где надо прижиматься к левому берегу, проход для К2 узкий и при этом левая гондола скребется по камням (а накануне там легко прошла К4). Каждый день похода идет падение уровня воды на 5-10 см. Опасения Ани посчитали обоснованными: если крутанет чирком об ка-мень – идти дальше кормой или лагом в центральный слив, а это удар о кам-ни и высокий риск травматизма. (А двумя днями раньше можно было пройти и по левому сливу!)
«Рижский 1» был обнесен.
После обеда в полном объеме занялись полудневкой. Рыбы наловили мало, но на ужин хватило.
16.08.05.

Просмотрели «Рижские» и решили идти с вещами. Юра повел К4 вдоль левого берега и слева проскочил зуб «Рижского 2», зато потом сползал с берега, куда его занесло инерцией. «Рижский 3» они прошли по основному проходу и зачалились на страховку. На «Рижском 2» К2-2 страховал я , Аня снимала. Потом нас страховала К2-2. Проходили обе двойки вдоль правого берега, лавируя между камней. Саня умудрился сломать выданное ему запасное весло на третьем гребке перед «Рижским 2». Пришлось ему выдать последнее запасное весло.
«Рижский 3» проходили тоже поочередно. К2-2 страховали экипажем К4, а потом Гена встал на страховку. Мы подошли к «Рижскому 3», зачали-лись в улово у левого берега перед самым порогом. Аня отнесла Сане свой фотик и просмотрела еще раз порог. Потом мы выгребли обратно и зашли чтобы подводный зуб был между гондол, так как идти центральный камень справа нежелательно – далее нагромождение камней, а слив слева от цен-трального камня делит пополам подводный зуб. Вместиться между зубом и камнем может К2 шириной не более 160 см, а нам пришлось прицеливаться, надеясь на глазомер – подводный зуб с воды не виден:просто линия воды слева от центрального камня ровно обрывается вниз по всей ширине. Про-шли успешно.
«Рижский 4» просматривали всей командой. Аня просматривала про-хождение остальными стоя на страховке, а я на видеосъемке. За К4 и К2-2 прошли и мы. Безаварийно.
В походном порядке К4, К2-2, К2-1 пошли дальше, так как на поргоги у нас ушло менее двух часов.
Долго искали «Сашу», предполагали, что его уже прошли, ориентиры больно часто в каком-то пункте схожи, но… За очередным препятствием четвертой категории сложности («Саша возвращается» повторился четвер-тый раз), где К4 нас опять страховала, решили вставать на стоянку. Гена про-бежал по берегу и вернувшись предложил выбор. Мы выбрали песок! Когда мы туда перечалились - все ориентиры «Саши» совпали тютелька-в-тютельку. Решили делать дневку и баню.
Относительно «Саша возвращается»: препятствие 96 как шивера имеет 4 к.с., потому что моё желание пройти её по правому берегу было предот-вращено картиной как Гена и Саня лихорадочно выгребают влево уже на ле-вом повороте, а силой гребка их Бог не обидел! – с воды армагедон по центру русла виден с опозданием. После этой шиверы и ждала нас К4 на правом по-вороте.
По итогам дня: на «Рижском 2» Саня сломал запаску (успели зачалить-ся вправо до основного слива и поменять на отобранную запаску с К4); на одной из шивер камни отобрали у Ани весло – пришлось чалиться и ждать 10 минут, пока весло не отлипнет от камня – подобрали плывущим; Гена и Саня нашли потерянное на «Демирсалах» весло – прибило к левому берегу на пра-вом повороте; К4 пришлось дожидаться К2-2, дабы отобрать у них свою за-паску – весло сломала Юля. Ремонтные работы по восстановлению весел за-вершили в тот же день.
На JPS точке 102, где делали обед, Гена оправдал обязанности рыбака и ведро хариусов нам предоставил. Клевало на черных мух: каждую крупную муху обменивали Гене на хариуса.
17.08.05.

Дневка, баня. Просмотр порога осуществляли с правого берега. Проход был до конца порога, а вот с левого берега выход из порога не просмотришь. Отдохнули под лучами солнца.
18.08.05.

В отличие от предыдущих дней, когда вода ежедневно падала на 5-10 см, вода упала всего на 3 см. Светит солнце, мешая фото- и видеосъемке.
Всей командой просмотрели порог. Проходили «Адмиральский» («Са-ша 1» и «Саша 2» вместе) поочередно: К4, К2-2, К2-1 со страховкой с право-го берега. Линия движения однозначна за исключением главного слива «Са-ши 1» - посмотрев с каким трудом проходили его предшественники – прошли по канализации у правого берега. После порога опять же с правого берега хо-рошее место стоянки.
Порог «Хмурый» просматривал Гена и заверил, что сюрпризов в нем нет. Шли с ходу. Оставшиеся препятствия аналогично. Привал сделали уже в устье.
Если в Улуг-О к концу сплава вода упала до средней или чуть ниже, то в Бий-Хеме она оказалась выше среднего на 30 см. Зачалились на обед и сто-янку около 100-го км Бий-Хема.
19.08.05.

С утра накрапывает дождь. Не спешим. Дошли до 71-го км и встали на правый берег на стоянку.
20.08.05.

Пасмурно. На финишную прямую вперед выходит К2-1. Поиск точки антистапеля – это моя задача. Выполнено успешно.
21.08.05.

Делаем неспешно антистапель. К 16:00 водная снаряга зачехлена. Подъехал Виктор и предложил ехать в ночь. Изначально договаривались на выезд в шесть по утру, но возражать не стали: Санек еще накануне всех баламутил уговорить водителя ехать в ночь, дабы в Абакане закутить денёк. В 21:00 выехали.
22.08.05.

В 03:00 были в Абакане.
Стоимость питания и средств передвижения

Стоимость питания на маршруте составила менее 1000 рублей на чело-века. Стоимость проезда на одного человека составила 2375 рублей.
Итого расходы 3375 рублей на человека.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поставленные цели выполнены. Маршрут пройден с увеличением дис-танции по реке Улуг-О на 20 км и сокращением дистанции по реке Бий-Хем на 50 км, без изменения категорированных препятствий на маршруте. Прой-дено по воде 176 км. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) [1] маршрут может быть оценён как водный 4 категории сложности.
Литература

1. "Русский турист": нормативные акты по спортивно-оздоровительному ту-ризму в России на 2001-2004 гг.– Москва, 2001 г. – Выпуск седьмой.
2. Антон Каменецкий «Улуг-О (Саяны,Тува) Август-2001. Отчет о водном туристском путешествии пятой категории сложности (катамараны). Вода выше среднего и паводковая. JPS данные.» (на правах рукописи).

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4