2 ДЕНЬ ПУТИ 24.03.2010

День второй, 24.03.2010
Пройденное расстояние – 15 км
Чистое ходовое время – 5 час.
Первый день дался не легко, поэтому решили под рюкзаки не вставать, а отдохнуть и акклиматизироваться, устроив радиальные выходы к местным достопримечательностям природы Бурлаченковской и Пещерной щели - с Малой Фанагорийской пещерой, Аюкскими водопадами, Большим водопадом, восхождение на гору Щетка (760 м), налегке.
Хорошую стоянку вы обнаружите, если продолжите путь вверх по дороге – взобравшись на мини-перевальчик и уже начав спускаться вниз, слева от дороги вы обнаружите отход на поляну. Она расположена прямо над Аюкскими водопадами – это каскад водопадов.
С поляны вниз к водопадам идет крутая тропа. По ней придется таскать воду, если вы решите остановиться на поляне. Слева от выхода тропы на реку расположена Малая Фанагорийская пещера – это узкая щель в скале глубиной несколько метров.
Если идти вниз по реке дальше, то вы вскоре выйдете на большой водопад – спуститься к озерцу можно, обойдя водопад справа.
ВСЕГО ПРОЙДЕНО ЗА ДЕНЬ – 15 КМ.
3 ДЕНЬ ПУТИ 25.05.2010

Попрощавшись с друзьями-краснодарцами, воронежские группы и присоединившаяся липецкая продолжили путешествие.
Пройдено по грунтовке Пещерной щели  7 км.
Выходим к традиционному месту стоянок туристов у Фанагорийской пещеры - небольшой поляне между дорогой и рекой Аюк. Нашли две удобных стоянки, сюда могут проехать вездеходные машины (УАЗ, Нива, грузовые). После получасовых поисков пещера была все-таки найдена. Напротив поляны по направлению на юг через реку (ручей) начинаются два овражка.
Пещера расположена на правом склоне правого овражка вверх. У нее правильный круглый вход. К ней ведет тропинка. Переодевшись в непромокаемую одежду и сапоги, взяв фонарики, зашли в пещеру.
По информации добытой из интернета - длина пещеры 1110 м, категория трудности 2А. По дну пещеры протекает ручей. Средняя высота пещеры 6 м, однако, в некоторых местах она достигает 20-25 м. Пол залов наклонный, покрыт слоем мокрой глины. Температура в пещере 9° С. Для прохождения пещеры в один конец - требуется от 45 минут до 1,5 часов (мы прошли 20 минут туда и 20 обратно).
При прохождении пещеры каждому необходимо иметь фонарик, резиновые сапоги и желательно каску. Нам в пещере встретились только 2 летучие мыши, других живых существ обнаружено не было.
Фанагорийская пещера объявлена памятником природы. Пещера излажена туристами вдоль и поперёк, оббиты многие сталактиты, но, несмотря на это – приятная, простая, даже чистая пещера. Рядом с пещерой, выше по ручью, есть красивые водопады, у которых многие с удовольствием сфотографировались.
Закончив осмотр пещеры - поднялись вверх, обходя вход в пещеру справа. Почти сразу наткнулись на тропу, в направлении Ю-ЮЗ. И пошли по ней. Пройдя 1,5 км - вышли к высоте 525 метров. После высоты продолжили движение по хребтам щели Кисилева (Кислицова, Кисличева – на разных картах встречаются все эти названия) в юго-восточном направлении. На тропе были обнаружены синие метки (маркировка тропы). Потом тропа потерялась. Траверсом спустились к ручью. Организовали обед.
Пройдя после обеда 3 км по правому берегу ручья (сначала по тропе, потом по лесовозной дороге) остановились на ночевку, на стоянке лесорубов.

Пройденное расстояние – 11,5 км
Чистое ходовое время – 4 час.

4 ДЕНЬ ПУТИ 26.03.2010

Выйдя со стоянки, пошли по лесовозной дороге.
Увидели свежие следы, предположительно детской туристической группы. Несколько следов типа «вибрам», небольших размеров (не более 40). Следы 2-3 дневной давности. Пройдя 2,2 км вышли к обрывистому склону с красивым видом. Там мы сфотографировались, напротив нас - гора Поднависла (на картах обозначена как высота 704 м).
Еще 1,1 км и мы вышли к дороге ведущей на хутор Поднависла. Рядом метрах в 100 течет река Чепси. Отсюда до хутора Поднависла – 4 км.
Другой вариант, от места ночевки вернуться назад на большую поляну с деревом (упоминается выше), от которой идет дорога на Поднавислу. Особых сложностей с этой дорогой быть не должно – просто на развилках, которые будут встречаться пару раз, надо выбирать левую дорогу. Километра через 4 (от поляны) вы выйдете на дорогу в районе так называемой поляны Грязнова. От нее по дороге на юг и юго-запад до хутора Поднависла где-то 3,5 километра. Нами был совершен радиальный выход – разведка к водопаду Кесух. Однако, после двухнедельных дождей уровень воды в реке Чепси был очень силен. По словам руководителя группы из станицы Калининской кмс. Игоря Бездорнова, они потратили полдня пока нашли переправу через нее. Сильное течение, глубина брода около 1,5 метра. Убедившись в правильности их слов, вернулись обратно. Пройдено в радиалке - 2,1 км.
Продолжили движение, прошли 1,4 км. Дорога раздваивается. Направо, вдоль реки Чепси, по предыдущим отчетам ведет дорога в село Подхребтовое (через ГКХ). Нам налево. По дороге проходим 50 метров и переходим р. Чепси в брод, надев сапоги. Через 450 метров снова брод ручья. Прошли 400 метров и снова брод.
Пройдя 2,6 км по дороге увидели бытовку лесорубов, на колесах. В 500 метрах слышна работа бензопилы. У бытовки большая собака, которая увидев нас, сразу убежала.
Через 500 метров дорога закончилась, движемся по иногда пропадающей тропе.
До обеда пройдено по Кислицовой щели, вдоль реки Чепси, по правому притоку впадающему в р. Чепси 10,4 км.
Пройдя 2,4 км от бытовки выходим на водораздел (бассейн реки Большая Собачка).
На всех картах обозначен луг, а перед нами труднопроходимый участок молодого леса высотой 6-8 метров.
Продвигаемся по отрогу, вдоль ручья вниз, обходя этот «псевдолуг» около 1,5 км. Выходим на дорогу вьющуюся вдоль р. Большой Собачки. Как и планировали, вышли в нужную точку, недалеко от слияния левого и правого притоков р. Большой Собачки.
Прошли 700 метров и встали на ночевку. Пока не стемнело, оставив рюкзаки на месте ночевки группа пошла искать тропу, которая описывалась в отчетах. Лучший вариант оказался Владимира Чернова и Никиты Шалимова.
ВСЕГО ПРОЙДЕНО ЗА ДЕНЬ – 15 КМ. Плюс радиальные выходы-разведки 3,5 км.

Пройденное расстояние – 18,5 км
Чистое ходовое время – 6 час.
5 ДЕНЬ ПУТИ 27.03.2010

Все группы переходящие Главный Кавказский хребет (ГКХ) выходили с утра - пораньше. Было решено сделать подъем в 6:00, чтобы вершину Почепсуха перевалить до обеда. Мы также вышли с места стоянки после завтрака, в 8 часов.
на разведанную вечером дорогу. Двигаемся на Ю-З по отрожку. Далее выходим на небольшую поляну, от которой начинается свежая дорога в южном направлении. Дорога движется четко по отрожку в южном направлении, поэтому пока движемся по ней. Через 4 км дорога заканчивается и далее по гребню просматривается старая тропа. Через 2 км тропа выходит на безымянную вершину, за ней спускаемся в перемычку, на спуске имеются несложные участки осыпных скал, поэтому предельную осторожность и самостраховку соблюдать следует. С этого места тропа теряется и выходит на хорошо проходимый участок леса.
На высоте 640 метров видим снег.
Местами просматривается тропа.
В 12 часов выходим на ГКХ, открывается красивая панорама, здесь сделали большой привал с праздничным перекусом, за взятие ГКХ. Есть связь МегаФон, МТС, TELE 2, Билайн.
За тем, сворачиваем влево и движемся по ГКХ, по границе леса, по колючим зарослям. На карте обозначена тропа, но мы ее нашли только недалеко от Почепсухи, она возникает практически  из «ниоткуда». Здесь сделан еще один привал. Налегке выходим на вершину Почепсуха 911.0 м. На вершине снята Контрольная записка детско-юношеского клуба «Планета» (г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край). Оставлена наша записка.
До обеда на Почепсухе пройдено - 5,6 км, средняя скорость движения 1 км/час.
От вершины идет дорога в урочище Тогмазово. Видим свежие следы, предположительно квадроцикла.
Продолжаем движение на Ю-З. Сенокосная дорога, местами разбита грузовиками после вершины идет в юго-западном направлении около 1,5 км, затем переходит на Ю-В уходя с ГКХ. После смены направления на Ю-В проходим 1,5 км и слева от дороги видим времянку покрытую шифером (предположительно пасека).
Еще 1,6 км и выходим на поляну урочища Тогмазово. Пройдя через поляну 500 метров и перейдя в брод реку Грязная встали на ночлег.
После Почепсухи пройдено - 5,5 км.

Пройденное расстояние – 11,1 км
Чистое ходовое время – 7 часов.
6 ДЕНЬ ПУТИ 28.03.2010

От урочища Тогмазово в южном направлении идет старая лесовозная дорога. До перевала Граничный - 2,5 км. Дорога местами сильно разбита лесовозами, постоянно попадаются труднопроходимые заросли.
Далее дорога выходит на делянку, от нее вверх идет волок. Через 200 м волок выходит на гребень и сворачивает на северо-восток. В юго-восточном направлении по гребню идет старая тропа. Перевал Граничный – отметка 518,4.
Мы движемся сначала по дороге, потом по тропе на Запад. Тропа постоянно теряется. Пройдя примерно 1,5 км среди скалистых отрогов правого берега ручья Шхопчияха останавливаемся на обед, спустившись к ручью.
После обеда движемся дальше по ручью примерно 1,5 км, постоянно переходя в брод ручей, буквально на глазах превращающийся в реку. Здесь река делает поворот на 90 градусов влево. Тропа вновь превращается в дорогу.
Наверно, удобнее было бы уйти с перевала далее по ГКХ на Ю-В к истоку р. Псебе (к дольменам) или подняться на г. Граничная и далее двигаться «по хребтикам».
Через 1,9 км после поворота на Юг подходим к скалам "Дарданеллы".
От скал, примерно через 1 км, выходим к участкам ореха – фундука и к слиянию с р. Псебе.

Пройденное расстояние – 9 км
Чистое ходовое время – 5 час.
7 ДЕНЬ ПУТИ 29.03.2010

Пройденное расстояние – 13,1 км
На вечерней фотосъемке выяснили, что мы израсходовали все батарейки. Далее мы не можем фотографировать и использовать GPS-навигацию.

Выходим с места ночевки вверх по течению реки Псебе. Нас догоняет УАЗ. Поговорили с водителем, он из поселка Псебе. До поселка 6 км, по хорошо наезженной дороге. Дорога несколько раз  пересекает реку.
ИНФОРМАЦИЯ ВОДИТЕЛЯ
От слияния ручья с Псебе двигаться по лесовозной дороге в западном направлении вниз по течению р. Псебе. Дорога периодически пересекает реку, так что опять придется «бродить». Через 3 км посадки фундука, на правом берегу. Далее 1,5 км идти по правому берегу, иногда со скалистыми выходами и попадете в поселок (аул) Псебе. Пройдя 1,5 км по улицам поселка мимо вышек связи, через пешеходный (висячий) мостик окажетесь на автобусной остановке. Автобус ходит до Туапсе (13.30 и 18.00), в курортный сезон ходит маршрутка. Стоимость проезда до ближайшего поселка Новомихайловский – 25 рублей. В поселке 2 магазина. За 2-х этажным магазином поставлен памятный камень, на котором написано, что «здесь будет построена мечеть». Камень заложен 22 сентября 2006 года. Сотовая связь, не стабильна. У магазина постоянно стоят легковые автомобили, можно договориться с местными водителями о доставке на легковом транспорте (500 руб./4 человека) до Новомихайловки.

В 600 метрах поворачиваем от реки и поднимаемся по «хребтику» по тропе. Подъем довольно крутой, 340 метров подъема на километр в длину. Азимут – 230-240 градусов. Местами попадаются скально-осыпные участки. Пройдя от начала подъема около 1,1 км тропа меняет направление, четко на Юг, идем примерно 400 метров. А через некоторое время тропа меняет направление на азимут 130 градусов. Так по гребню - «хребтикам» проходим примерно 2 км. Идет небольшой набор высоты до 640 метров. После высоты с отметкой 641,8 м проходим еще примерно 1 км. Тропа постоянно теряется. Здесь тропа раздваивается. На восток ведет к горе Кульмакуб (622,8 м) и далее к урочищу Иванкова Поляна, а нам нужно на Юг к дольменам. Пройдя около 2 км выходим к дольменам. Они находятся в районе высоты 522,2 м. Если пройти по тропе на Восток, то там должна быть вторая группа полуразрушенных дольменов. От дольменов продолжаем двигаться по тропе с общим направлением на Юг, около 6 км. Остановились на ночевку недалеко от пересечения линии электропередачи и слияния рек Понежина (она в свою очередь получила свое название от слияния Азугуча и Хошепса) и Небуг. Ночью пошел сильный дождь.
ВСЕГО ПРОЙДЕНО ЗА ДЕНЬ – 13,1 КМ.

8 ДЕНЬ ПУТИ 30.03.2010

Пройденное расстояние – 6 км
Чистое ходовое время – 2 час.
Встали пораньше в 6 часов. На совещании руководителей Шишлянников С., Чернов В., Комков Г. (Липецк), после подсчета пройденного километража было принято решение, подсушив палатки сойти с маршрута в пос. Небуг, не продолжая движения к скале Кисилева. И воспользоваться одним из запасных вариантов, проработанных еще дома. Нас еще до начала похода приглашали в пос. Джубга, где с 24 по 27 марта проходил скаутский учебно-тренировочный лагерь. К нашему выходу «в люди» лагерь уже окончился, все 50 человек разъехались. Но приглашение с напоминанием, что есть баня, душ, радушное кубанское гостеприимство и встреча со старыми друзьями взяли верх. Да и мокнуть под дождями не очень то хотелось, ведь нормативы выполнены. Пройдя вдоль реки Небуг около 6 км, мы вышли к окраинам поселка Небуг и позвонили священнику о. Евгению (Иванову), руководителю скаутского отряда, в молодости он был туристом и альпинистом. Через час, после звонка, нас вывезли на 4 легковых машинах в пос. Джубга. Так закончилась активная пешеходная часть маршрута.
ВСЕГО ПРОЙДЕНО ЗА ДЕНЬ – 6 КМ.
ИТОГО АКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ 103  КМ.

Прибыв в п. Джубга, на территорию Свято-Успенского Православного храма, в первую очередь мы привели себя в порядок. Помылись – кто в душе, кто в бане. Нам о. Евгений предложил съездить, посмотреть Полковничьи водопады. Они находятся в русле ручья Полковничьего, правого притока реки Джубги, невдалеке от села Горское, что на автотрассе Краснодар – Джубга. Но мы отказались, решив сходить на море. Умыться соленой водичкой. Пройдя по поселку - пересекли реку. Река Джубга берет начало на южном склоне Большого Кавказа, в 2 км от Джубгского перевала и впадает в Черное море.
На территории поселка расположен песчано-галечный пляж, протяжённостью около 800 метров, курортного комплекса Джубга. Дно моря у берега – ровное, без скальных выступов, с постепенно увеличивающимися глубинами. В самом поселке, на территории бывшего санатория Центросоюза на правом берегу реки Джубги, в 1 км от моря есть дольмен. Он датируется второй половиной III тысячелетия до н.э. Погуляв у моря, зашли на мини-рынок. Здесь, всем было дано 30 минут на личные нужды, закупить сувениры. За это время руководители нарвались на милицейскую проверку документов. Ну, не понравился им внешний вид священника о. Геннадия (липецкого руководителя) в камуфляже.
Вернувшись к храму, решили, что нужно сделать доброе дело. И поработали пару часов на благо храма, пока дождь не заставил нас спрятаться под навес столовой.
Кстати, на территории храма есть готовый к использованию скалодром. Храм принимает ТОЛЬКО православных, готовых соблюдать определенные правила. Стоимость проживания, без питания в сутки 25-50 руб./чел., с нас денег не взяли. За отдельную сумму можно нанять повариху. Но мы готовили сами. Готовить можно на газовой плите, на большие группы достаточно напряжно, так как пища готовится и на паломников, или печках (или кострах). Так как народа было мало - мы готовили на газовой плите. Столовая (открытая веранда под навесом) может принять одновременно около 30-40 человек.
Есть возможность одновременно разместить 60 человек (койко/мест), двух этажные кровати. Площадка у храма позволяет разместить 200-300 человек, но не уверен, что разрешат жечь много костров. Продукты можно закупать в ближайших магазинах (100-250 метров от храма), в том числе «Магнит» (цены похожие на воронежские). В 500 метрах автовокзал. До моря 15-20 мин ходьбы, есть проход «через заборы»« в сторону горы Ёжик – так ближе к морю, но этот вариант мы не использовали.
Свято-Успенский Православный храм открыт с 8.00 до 18.00. Телефон храма
8-86167-94-8-51

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ (ЛЕТОПИСЬ)

Март 2010 года для юных разведчиков дружины «Воронеж» стал непростым и до краёв наполненным впечатлениями месяцем. Мы долго собирались в непростой для нас запланированный на двадцатые числа поход по маршруту Горячий Ключ – Туапсе: распределяли должности, обсуждали обязанности, готовили личное и общественное снаряжение, - короче, старались всё продумать и предусмотреть. 22 марта, в составе 10 человек, наша команда села на поезд, который и увез нас от родного города в южном направлении – на Кавказ.
Что ждало нас на маршруте? Постараюсь рассказать в небольшом «дневнике похода», основанном на записях, сделанных на привалах, у вечернего костра или утром, перед уходом с очередной поляны…

1 день, 23 марта.
Ранним утром наша компания грузно выпала из поезда на станции Горячий Ключ и, оседая под непривычной ещё тяжестью рюкзаков, совершила путь до ближайших вокзальных лавочек – досыпать. Командиры отправились в город, чтобы отправить телеграмму о выходе на маршрут, а мы остались ждать их и слушать дождь, стучащий по перрону. Пасмурная погода огорчила нас, и мы не нашли ничего лучше, как сказать нашему метеорологу: «Макс, ну что такое, где солнце, в конце концов?!». Максим вздохнул, и поднял серьёзный взгляд на небо… И погода стала улучшаться на глазах! Скоро уже сияло солнце, которое радовало нас до самого конца нашего маршрута. Так мы попали из воронежской зимы с метелями и морозом в настоящую, теплую, цветущую весну! За такие выдающиеся способности Макс был наречен нами Гуру и главным Шаманом и удостоен особо признания и почёта.
Вскоре вернулись наши командиры и мы, встретив на вокзале туристическую группу из Приморско-Ахтарска, на электричке добрались до станции Безымянная, откуда и начали свой маршрут. Минут через 40 движения под почти летним солнцем, по живописному лесу с первой зеленью, цветами и птичьим щебетом, нас ждало первое серьезное испытание: крутой и довольно долгий подъём… Позже их будет ещё очень много, но тот, первый, под неразгруженными рюкзаками, запомнился нам всем… Но взаимопомощь, боевой ух и целеустремлённость помогли нам справиться тогда, и потом мы ещё долго шли лесами, время от времени пересекая ручейки. Руководитель приморско-ахтарской группы, Александр Иванович, на привалах рассказывал нам о страшных событиях, которые происходили в этих местах в 1942-43 годах, когда эта территория стала стратегической точкой военных действий. А во время движения, в подтверждение его слов, мы время от времени находили патроны и гильзы, и даже небольшие запчасти от танков – отголоски Великой Отечественной войны.
Нашей целью в этот день было дойти до поляны на берегу речушки Аюк, притока реки Псекупс, на которой нас ждали старые друзья: Волк (ст. скм Игорь Бездорнов) со своим отрядом и группа ребят-следопытов из Липецка под руководством о. Геннадия (Комкова). Путь был долгим и непростым, и уже в сумерках нас, в очередной раз перешедших петляющую Псекупс, встретил на тропе Волк, вышедший нам навстречу. Что может быть лучше встречи со старыми друзьями? Вскоре мы уже были на поляне, и, разбив лагерь и поужинав в свете фонариков, дружно засопели в своих спальниках.

2 день, 24 марта
Вот и первое утро, в которое мы выползали из палаток! Что ни говорите, а умывание ледяной водой горной реки бодрит, как и прохладный поутру воздух. Взглянув при свете дня на свою вчерашнюю одежду, мы обнаружили приличный слой добротной грязи, которой по дорогам и правда было много… Избавиться от неё оказалось не так просто, и мы решили руководствоваться принципом «два сантиметра – не грязь, а три – сама отвалится», которого впоследствии и придерживались.
Чуть позже, счастливые от того, что налегке, мы отправились в «радиалку» - на Аюкские водопады и Фанагорийские пещеры. Недалеко отойдя от лагеря, мы уже услышали шум падающей воды и, спустившись по крутому склону, увидели двухступенчатый водопад. Красота и мощь горного потока, срывающегося с каменных уступов, очаровала нас. Сделав несколько снимков на память, мы отправились посмотреть, что же это за малая Фанагорийская пещера. И оказалась она и правда небольшой – после того, как пролезли в узкую щель в скале, не смогли далеко пройти – пещера сильно сужалась. Но впереди у нас была пещера куда интереснее, но об этом позже...
Вернувшись в лагерь, мы стали готовиться к вечернему костру. Всем не терпелось провести теплый вечер в компании добрых друзей и в атмосфере традиционного ОРЮРовского костра. И наши ожидания целиком оправдались: незабываемые впечатления оставил этот единственный костёр в наших сердцах. Четыре отряда из разных концов нашей Родины, собравшиеся в одном месте в назначенный час, пели скаутские песни, шутили и смеялись, говорили и о серьёзном, и, главное, каждый чувствовал скаутский дух и единство со своими братьями и сестрами, разведчиками.
Позже, помолившись и спев «Зарю», мы разошлись по палаткам, предчувствуя грусть расставания и унося в сердце тепло от этой встречи.

3 день, 25 марта
Как же холодно тут по утрам!!! Вылезти их теплого спальника – просто подвиг силы воли. Встали рано, в 6.30 – предстоял большой дневной переход. Этим утром все много шутили – весело проводили последнее утро рядом с нашими друзьями. Драйкл и Волк распевали, с выражением, песенки из мультиков, а за завтраком, когда мы с аппетитом уплетали блюдо, названное «рыбой с рисом» (именно так, а не наоборот – согласно пропорции использованных ингредиентов). Волк посетовал на тяжкую долю руководителя – ведь ему нужно попробовать еды от каждого из звеньев своего отряда – так и лопнуть не долго!
Как бы весело и хорошо нам ни было вместе, пришло время прощаться – нашу группу ждал маршрут, Главный Кавказский хребет и много приключений. Помолившись и сделав общее фото, мы попрощались так: «Мы не говорим «до свидания», мы говорим: «ЗДРАВ – СТВУЙ - ТЕ!»«.
Наша команда (Воронеж + Липецк) двинулась в сторону большой Фанагорийской пещеры. Вокруг – ручьи, огромные валуны, мощные деревья, цветы, первая дымка зелени и свежесть утреннего воздуха, медленно прогреваемого ярким солнцем, выходящим из-за гор. Любовались природой и на ходу, распевая песни, и на привалах – делая разминку и уплетая заботливо выдаваемый завхозом и дежурными чернослив и курагу. Так и подошли к поляне неподалеку от пещеры, вход в которую предстояло ещё найти. С этой задачей оперативно справились штурман и командир, и, преодолев приток р. Чепси вброд, мы вскоре оказались у пещеры.
Нацепив налобные фонарики и резиновые сапоги, наша доблестная команда двинулась вглубь пещеры. Узкие проходы, расширяющиеся в огромные гроты, подземный ручей, резво шумящий под ногами, абсолютная темнота, летучие мыши, сталактиты – короче, мы увидели все прелести настоящей пещеры. Все 1,5 километра пещеры мы не прошли, но и без того впечатлений нам хватило, помимо прочего учитывая тот факт, что без каски там проще простого пребольно влепиться головой в неровности потолка и стен.
Вернулись к рюкзакам – нам предстояло преодолеть перевал. Снова помог в трудную минуту наш командный дух, взаимовыручка, помощь друзей – вновь мы пересеклись с группой Александра Ивановича. К слову, вызвавшись помочь нашему завхозу Даниле поднять рюкзак, А.И. сказал: «Думал, худенький хлопчик, помогу ему, а как рюкзак поднял – понял: тут не маленький хлопчик, тут мужчина!» Непростое дело – такую прожорливую группу прокормить =). У пещеры наши пути с ребятами из Приморско-Ахтарска окончательно разошлись. Позже мы спустились к реке и сытно пообедали под рассказы о. Геннадия о веселой семинарской юности.
Дальнейший наш путь до самого вечера был непрост: мы пробирались через кусты, заросли, спотыкаясь о колючие стебли лесной малины и ежевики и спасаясь от бьющих в лицо веток, чвакали по щиколотку в грязи, переходили ручьи и речки вброд; пару раз дорога обрывалась осыпями – приходилось искать обходные пути… В итоге, уже в сумерках, мы вышли к «целлофановому бунгало» - видимо, пристанищу местных лесорубов – месту, оборудованному для костра, приготовления пищи, укрытия от дождя, но при этом изрядно замусоренному. Решили остаться на ночлег.

4 день, 26 марта
Проснулись от левитановского голоса нашего Льва: «По детскому оздоровительному лагерю «Кавказ» объявляется подъем!». Драйкл оказался в недобром расположении духа: у его палатки полчаса до подъема шумно суетились дежурные липчане, за что он зловеще пообещал бросить их на тропе без карты. Позавтракав, двинулись к реке Чепси. По пути – сфотографировались на фоне открывшейся красивой горной долины, любовались цветущей вербой, фиалками, подснежниками, примулами, фоткали небольшие водопады и кучу лягушачьих икринок в лужах. Двигаясь вверх по Чепси, увязли в жуткой грязи. Вскоре набрели на вполне обитаемый на вид фургончик – видимо, где-то недалеко работали лесорубы. Вдруг кто-то крикнул: «Собака!». Мы всполошились – Где, где? – Да вон, бежит! Да не к нам, от нас бежит! И правда, в лесу мелькнула мохнатая большая псина, опасливо на бегу оглядывающаяся на нас. И правильно – дикие люди, вышли из глухого леса, прут через грязь, съедят ещё!
Привалившись в районе обеда на живописной полянке, мы разули уставшие ножки, а носки развесили по кустам – получились «носочные кустики».
После обеда двинулись траверсом вверх через очаровательный молодой ельник – изумрудный, с мягкой душистой хвоей. Вскоре нам открылся вид на северные склоны ГКХ, мы впервые увидели наверху снег. Далее нам предстояло продираться через дремучие луга… То ли карты врут, то ли у нас искаженное представление о луге – но, по-моему, этот молодой, но очень густой лес никак нельзя лугом назвать. Однако на карте значится именно так.
К реке с милым названием Большая Собачка вышли по кабаньим следам – отпечатки копыт в застывшей грязи помогали нам обходить вязкую грязь наиболее выгодными тропинками. На привалах пили чай, разливая его по системе «клювик» - без контакта горлышка бутылки и рта туриста – вследствие чего чаем были промыты у кого глаза, у кого уши, у кого нос – в зависимости от таланта разливающего. И батюшка тоже не забывал веселить нас своим своеобразным чувством юмора: каждый раз перед тем, как скинуть свой внушительный рюкзачок, он кротко изрекал: «Ну, на кого Бог пошлёт!» - Шлёп!...
Заночевали на милой полянке – это была наша последняя и самая холодная ночёвка на северной стороне ГКХ. Перераспределив и по возможности уменьшив вес рюкзаков, поужинав, мы легли спать – ведь нам предстоял ранний подъем и самый важный день нашего похода – выход на ГКХ и покорение горы Почепсухи.

5 день, 27 марта
Фантастический день, ради которого многие из нас и сорвались в этот поход. С вечера ничего не успела записать, пишу уже утром 6 дня, пока дежурные суетятся у костра, а солнце тихо поднимается над урочищем Тогмазово, чтобы дойти до которого мы вчера положили немало сил.
Встали утром в 6.00, и, раскинув сушиться покрывшийся коркой льда полог палатки, стали завтракать и собираться в быстром темпе – время было очень дорого. Помолившись, двинулись в путь. И сразу – резкий подъем.
До ГКХ – сложные спуски по камням, движение по мокрому, снежному склону, и сквозь заросли малины и других неведомых, но очень колючих растений…
И вот мы поднимаем глаза - и видим его – Главный Кавказский хребет. Это было потрясающе! Захватило дух, пропал дар речи – и тяжесть рюкзака тоже пропала, вместе с усталостью, и осталось только ощущение счастья, полета, восхищения и ещё эмоция, которую можно обозначить только так: «МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!» Хребты уходят в голубую дымку, небо сияет нестерпимо ярким солнечным светом, внизу виднеется далёкое село…
Привалились мы среди этой красоты минут на 40: пили чай, ели шоколадки, звонили родным… А потом был изнурительный спуск-подъем-спуск…и т.д. траверсом по крутым склонам, среди дремучих зарослей злющих колючек и под палящим солнцем. Добрались до дороги, по которой дошли до Почепсухи (911 м).
Туда взобрались налегке (и даже это оказалось не так просто, как может показаться), и, счастливые, пьяные красотой, которая слепила, куда ни глянь, фотографировались и играли в снежки (при этом поджариваясь под палящим солнцем). А ещё там сняли контрольную записку в бутылке – её оставила предыдущая группа, побывавшая здесь. Заполнили, поменяли, заложили снова – свою.
И двинулись по хребту вниз – нужно было спуститься, чтобы к вечеру дойти до воды. Снег скоро исчез, появилась знакомая роскошная грязь – мокрая, свеженькая и засохшая «грязевыми хребтами». Заночевали на поляне, перейдя ручей. Вечером у костра поделились впечатлениями. Все высказали мысль о том, что день выдался тяжелый, но, несмотря на все его тяготы, то, что он нам подарил – потрясающую красоту гор и победу над самими собой – перекрывают все возможные, названные и не названные, минусы этого дня.

6 день, 28 марта
День запомнился несколькими моментами. Мы бесконечно шли, продираясь через колючие и очень колючие заросли под разными уклонами (а обожженные накануне руки и лицо очень обижались на каждую царапину). А перед обедом вся группа съехала на попах с приличного сыпучего склона.
Видели огромные деревья, оплетающие корнями поросшие мхом валуны, гигантские стволы, увитые плющом, цветущие белым цветом деревца… «Чаща» сменилась голыми полянами, где мы отдыхали, сидя на спиленных огромных стволах.
Сильное впечатление произвели скалы на одном из притоков реки Псебе – так называемые Дарданеллы. Гигантские, нависшие над ручьем поросшие мхом валуны среди огромных деревьев и зарослей молодого леса и малины.
От долгой монотонной ходьбы нам хотелось кушать и жалеть себя, поэтому мы приставали к завхозу и медику. Но получали только заученные отповеди:
- Завхоз, когда обед? – В обед! …
- А можно ещё шоколадку? – По раскладке не положено!
- Доктор, я умру? – А как же!
- Доктор, что со мной? – Ампутация покажет! И нам на холодец….
Заночевали на поляне у реки Псебе.
7 день, 29 марта
С утра произвели осмотр на предмет клещей и сняли трёх кровососов с бойцов. Собрали лагерь и двинули в гору, потом по «хребтикам». Увидели полуразрушенные дольмены. И дальше, дальше… А ещё мы двигались по-над рекой (впервые осознала значение этого предлога – так и правда бывает) по скале, стеночке такой с эпизодически возникающей тропой. После этой «стеночки» дрожь в коленках у меня улеглась не сразу. Еще не раз переобулись, переходя немилосердно петляющую речку. На стоянке Штурман объявил, что до людей рукой подать.

8 день, 30 марта
Последний день на маршруте – выходим «в люди». Но прежде, чем мы его достигли поселка, ко всему многообразию впечатлений ещё прибавились коровы, которые тусовались посреди дороги и которых мы пытались мирно обойти. Они в общем были не против, и даже, кажется, остались равнодушными к факту нашего появления, но наш медик Катя волновалась-таки на предмет того, что её красный рюкзак может пробудить в этих коровах агрессию =).
В итоге дошли. Позвонили о. Евгению, поели вкуснющего местного сыра и даже были угощены компотом – местные «мирные обыватели» были гостеприимны, но жутковаты на вид.
Затем пришли четыре машины и нас забрали в Джубгу, где нас ждали друзья-скауты, море, гостеприимный дом, и теплый душ, и много всяких классных вещей. И всё же….всё же прощаться с горами и тропами было грустно… Ведь «…лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал».
Вторую половину дня мы провели в Джубге, в гостях у отца Евгения. Гуляли по городу, своим диким видом нарываясь на проверку документов, вдыхали неповторимый запах моря, которое встретило нас сильным холодным ветром и мощными волнами прибоя.
Успели мы и немного помочь отцу Евгению – поработали на территории храма, где нас так радушно приняли.
А вечером – на классной открытой веранде с видом на город мы провели «свечку» - подведение итогов, где каждый смог высказать свое мнение о завершившемся походе и спеть с друзьями любимую песню. Было сказано много искренних и теплых слов о красотах природы, которые нам повезло увидеть, и о людях, бок о бок с которыми мы прошли эти нелегкие километры, и, главное, о той возможности духовного роста, преодоления себя, которая была подарена нам этим походом.

9 день, 31 марта
День отъезда. Прощаться всегда тяжело, но мы говорим нашим друзьям снова «здравствуйте!» и едем автобусом в Туапсе. Там мы несколько часов гуляем по городу, едим резиновые чебуреки (может, кому-то повезло больше, чем мне?), покупаем сувениры и ближе к вечеру – мы уже в поезде, который увозит нас от гор, на которые легли облака, от моря, ещё холодного, но вечно притягательного, от наших троп и мест ночёвок, жарких дней под рюкзаком и холодных ночей в палатках, - от всего, к чему мы едва успели привыкнуть и сродниться. Уже завтра мы будем дома, а воспоминаний хватит на немного – «до будущей горы»!

ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТУРИСТСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

Отроги Западного Кавказа Краснодарского края традиционный район различных походов и путешествий. Условными границами данного района легко представляются в виде треугольника: железнодорожная линия Горячий Ключ – Туапсе, автодорога Горячий Ключ – Джубга и побережье Чёрного моря от Туапсе до Джубги.

Эта часть Кавказа – лесистая горная местность, высоты не превышают 1000 метров, серьёзные технические препятствия отсутствуют, что даёт возможность проложить маршруты в различных направлениях. Имеющиеся условия позволяют проводить пешие походы. В интернете найден Отчет Отделения спортивного туризма ДЮСШ «Виктория» МО Абинский район Краснодарского края пешего похода второй категории сложности, частично проходящего по нашему маршруту.

Транспортная сеть района хорошо развита и создаёт удобные условия для подъезда и выезда с маршрута. Основными железнодорожными и автотранспортными узлами являются Краснодар, Горячий Ключ, Туапсе. С ними надёжным сообщением связаны Геленджик, Джубга, Сочи. На местных автобусах или заказных рейсах можно добраться фактически до всех станиц, поселков, аулов Краснодарского края.

В горных районах существует сеть грунтовых дорог (как правило, лесовозных), но регулярное движение по ним не осуществляется. Эти дороги проходят по хребтам или по долинам рек и ручьёв, ведут они на участки лесоразработок или к охотничьим домикам. Главный Кавказский хребет пересекает только две дороги: автомобильная - от города Горячий Ключ до пос. Джубга  (М 4) и железнодорожная - от города Горячий Ключ до Туапсе.

При ориентировании в данном районе следует обращать больше внимания на рельеф, чем на дорожную сеть. Оценив положение окрестных вершин и хребтов, рассмотрев долины рек и ручьёв, уточнив направление течения, можно сориентироваться вполне уверенно, в то время как дороги часто носят временный характер (одни перестают использоваться и постепенно зарастают, другие прокладываются заново) и не соответствуют обозначенным на карте. Местами сохранилась маркировка троп бывших плановых маршрутов, но она давно не обновлялась и иногда не обнаруживается на достаточно значительном участке.

Главный Кавказский хребет делит район на северную и южную части. Рельеф и растительность их разнообразны. Равнинные ландшафты северных предгорий сменяются горными хребтами различных направлений и протяжённости. Леса преобладают дубовые и буковые, на приморских склонах – сосновые. Встречаются лианы. В дикой флоре Кавказа много плодовых деревьев и кустарников. В долинах рек и на приморских склонах расположены сады и виноградники, ореховые посадки.

Из представителей кавказской фауны на маршруте мы встретили следы: кабана (попадались на тропах и дорогах на протяжении всего маршрута), видели зайца (в районе г. Почепсухи), летучих мышей (Фанагорийская пещера).

Обилие рек и ручьёв позволяет не задумываться постоянно о запасе питьевой воды. Однако в засушливые годы на некоторых участках водоток исчезает, и тогда необходимо проявить предусмотрительность, чтобы не оказаться на месте ночлега без воды. Возникает и другая проблема: после дождей или весной в период таяния снега вода, стекающая с гор, становится мутной. Здесь качество воды зависит от характера грунта: чистыми остаются ручьи, прорывающиеся через скальные породы, где отсутствуют выходы глин.

В дождливый период подъём воды в реках делает переправы вброд опасными, становится необходимым наведение навесной переправы или обход безопасным маршрутом.

Путешествие проходило по двум районам – Горячеключевскому и Туапсинскому. Более подробная информация по достопримечательностям этих районов взята с сайта www.otdih.nakubani.ru и размещена в Приложении. На этом же сайте есть информация по всем районам Краснодарского края.

ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА, СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА

ДОРОГА НА ЮГ:

1. Поездом № 375 Гомель - Адлер от ст. Воронеж 1 до ст. Горячий Ключ (полный билет обошёлся в 750,8 рубля, школьников – 488,9 рублей).

2. Электричкой ст. Горячий Ключ – Туапсе до ст. Безымянная в 10.40 (билет 18 руб. – полный, 9 руб. – школьники.

Примечания:

- почты на ж/д вокзале в Горячий Ключ нет, пришлось ехать на маршрутке ПАЗ (начали ходить с 8.00) в город. Стоимость проезда 8 рублей.

ДОРОГА С ЮГА:

1. п. Небуг – п. Джугба, были перевезены друзьями, денег не взяли.

2. п. Джугба – г. Туапсе (автобус «HYINDAI», 57,50 рублей стоит проезд человека, багаж – 10 руб., с автостанции Джугба. Отправление из Джугбы в 14.00.

3. Поездом № 376 Адлер - Гомель от ст. Туапсе до ст. Воронеж 1 (полный билет обошёлся в 909,4 рубля, школьникам – 647,5 рублей).

Примечание:

Приехав на автобусе в Туапсе пошли пешком с автовокзала на железнодорожный вокзал по ул. Жукова (около 400 метров), потом повернули направо по ул. Победы к привокзальной площади (около 250 метров).

АВАРИЙНЫЕ (АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ, ЗАПАСНЫЕ) ВЫХОДЫ С МАРШРУТА

Учитывая то, что у большинства туристов не было опыта категорийных походов, да и прогноз погоды вначале был не лучшим, были проработаны аварийные и запасные варианты выходов к ближайшему населённому пункту. Как правило, все они позволяют выйти «в люди» в течение одного ходового дня.

Вариант выхода от верховьев р. Чепси через ГКХ

в село Подхребтовое (из интернета)

«Если пройти от хутора Поднависла-1 километра через 2 вправо от основной дороги пойдет другая дорога – на карте она обозначена как тропа, но это на самом деле вполне нахоженная дорога. Направление – на запад. Потом она поворачивает на юго-запад. Через 3 километра мы приходим в урочище Мадель. Ориентир – срубленные деревья, брошенный трактор (может, его уже там и нет и он на самом деле не такой уж брошенный). Во всяком случае, в этом месте ощутимые следы вырубки. Тропа пересекает реку по направлению юг – юго-восток и начинает подъем в гору – на хребет Хазарова. Причем тропа даже маркированная – синим цветом. Справа от тропы около реки располагаются хорошо оборудованные стоянки. Когда мы были там в последний раз, там располагался временный турприют для ребятишек, ходящих по местным туристическим маршрутам с выходом на море. По тропе забираемся на хребет. Под вершиной есть родники и ручьи, так что, если есть желание остановиться на ночлег повыше, это можно сделать. Выйдя на хребет, вы окажетесь на голой вершине. Вниз можно спуститься по первой же дороге, которая будет «падать» с хребта – она выведет к селу Подхребтовое. В Подхребтовом нет магазинов, так что прикупить если что удастся, то только у местных жителей (хлеб, молоко, кому надо – вино, кое-что из овощей). В селе можно договориться, чтобы подбросили до Новомихайловки, если нет желания пылить по знойной (это если летом пойдете) дороге мимо садов 25 километров. Мужичок, который этим занимается, просил за проезд 180 рублей».

Заброска от станции Афопостик к верховьям р. Большая Собачка.

Отчет Отделения спортивного туризма ДЮСШ «Виктория» МО Абинский район Краснодарского края, поход 2 кат. сложности.

«Движение по маршруту начали от станции Афапостик. От станции движемся вдоль железнодорожных путей на юг которая постепенно повернула на юго-восток через висячий мост р. Псекупс, далее по лесовозной дороге до р. Большая Собачка. В этом месте бал сделан обеденный привал. После брода перед посёлком Афанасьевский Постик необходимо свернуть вправо и двигаться по лесовозной дороге на юго-запад вверх по течению реки Б.Собачка. Дорого хорошо наезжена, местами попадаются развилки влево и вправо. Основная дорога просматривается хорошо. Примерно через 10 км дорога выходит к броду через р. Большая Собачка. Здесь сделан привал на ночлег».

От скал «Дарданеллы» к пос. Псебе

От пос. Псебе к дольменам, через Изумрудные поляны

«В Псебе местные жители подскажут, как выйти в горы, к Изумрудным полянам. А если самим идти, то от магазина (около него – конечная автобуса) надо идти вдоль реки и, не доходя моста, повернуть по улице направо, круто забирая вверх – улица переходит в дорогу. Подъем длится километра полтора, после чего начинается короткий спуск в долину реки Ту, по берегам которой и располагаются Изумрудные поляны. Это две большие поляны с сочной зеленой травой – раньше сюда из «Орленка» в турпоходы водили пионеров, но потом местные жители взбунтовались, что дети вытаптывают уникальный памятник природы, и теперь там пасутся местные буренки. Место действительно очень красивое. Здесь можно сделать привал или остановиться на ночлег. Единственно хочу предупредить: все эти поляны – сплошной муравейник, поэтому, если не хотите запустить муравьев к себе в палатку и в рюкзаки, закрывайте палатки всегда, а рюкзаки храните внутри палаток. Конечно, можно, и просто найти другое место. Мы же не сразу раскусили это дело про муравьев. Но в принципе – все это не так уж и страшно. От Изумрудных полян тропа-дорога, маркированная бело-синими и красными метками идет на юго-восток. Так надо идти километра 3-3,5, дорога иногда петляет, но надо ориентироваться на метки и линию электропередач. После пересечения одного ручья (притока Азугуча) есть развилка, и дорога уходит на юг, но нам надо идти по той, которая карабкается вверх на северо-запад. Вскоре после этой развилки будет еще одна. Одна дорога-тропа пойдет по хребту с выходом к месту слияния рек Хошепс и Азугуч, а вторая уйдет вниз влево – в долину реки Хошепс (этот спуск на карте не обозначен).

Мы пошли вниз, т.к. нашей целью было посетить дольмены, расположенные на хребте к востоку от реки Хошепс. Когда вы спуститесь к Хошепсу и перейдете его, то здесь можете найти несколько хороших туристических стоянок. Одна сразу после брода влево, вверх по течению реки, метров 100-150. Другая – прямо по дороге, тоже метров 100-150. По этой же дороге, поднимающейся потом на гору, можно выйти к дольменам. Они (обозначены на карте) расположены прямо на вершине горы – две группы по 6 дольменов и один посередине между ними. Дорога выходит прямо к центральному – это груда камней, заросших травой. Вправо по дороге – метров через 100 – ближняя группа, наиболее хорошо сохранившихся дольменов. Около одного валяется огромная каменная пробка.

Есть там и дикие кабаны. Сами мы их не видели, но следов было много. Выход к морю – вдоль реки Хошепс, по маркированной тропе – белые и синие метки. На Хошепсе недалеко от места слияния с Азугучем есть красивый водопад. Похожий водопад на примерно таком же расстоянии от места слияния есть и на Азугуче. Азугуч и Хошепс образуют реку Понежина, которая потом впадает в Небуг. Дорога к морю идет по руслам этих рек. От места слияния Хошепса с Азугучем до поселка Небуг – примерно километров 10.

От места ночевки движемся по лесовозной дороге в восточном направлении вверх по течению р. Псебе. Через 4 км слева на притоке расположен водопад, высотой примерно 25 метров. Далее выходим к слиянию истоков реки Псебе. Дорога в этом месте идет по левому притоку, в метрах 70 виднее лесничий домик. Далее идем вверх по правому истоку. Дорога постоянно теряется, поэтому идем вдоль русла реки. Далее выходим к слиянию двух истоков р. Псебе. Отсюда движемся по левому истоку. Через 2 км выходим в каньон. Местами встречаются водопады до 5 м. Через 1,5 км слева склон выполаживается, здесь начинаем подъем на отрожек. Местами попадаются скально-осыпные участки, необходима страховка альпенштоком. На гребне просматривается старая тропа к ур. Иванкова Поляна. От ур. Иванкова Поляна идет хорошая тропа в юго-западном направлении, хорошо читаемая и набитая. Через 1 час тропа выходит на лесовозную дорогу. Дорогу мы пересекаем и идем вниз к р. Шенемок по легкопроходимому лесу, направление юг. Сразу выходим к водопаду. Здесь чтобы спучтиться вниз было решено организовать перила. От водопада движемся вниз по течению р. Шенемок. Местами попадаются несложные завалы и каньоны. Через некоторое время выходим к слиянию с р. Фоштан. Чуть ниже начинается красивый большой каньон с порогами до 3 м, преодоление которых требуется с самостраховкой альпенштоком. Через 2 км от слияния с р. Фоштан идет лесовозная дорога в южном направлении. На слиянии с р. Небуг разбит бивак».

ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ

1 изменение. 23 марта встретившись с группой скаутов-разведчиков Приморско-Ахтарска (рук. Кобезский Александр Иванович), получили от них рекомендацию исключить из нашего маршрута отрезок пути Горячий Ключ – Орлова щель. Обоснование – изменения внесены из-за того, что местность сильно урбанизирована (застроена), пришлось бы идти либо вдоль жилой застройки, сильно выросшей за последнее время, либо по шоссе, что не безопасно. Так как первая часть маршрута у нас совпадала, то они предложили себя в проводники, чем значительно облегчили работу штурмана.

Начав движение от станции Безымянное, добрались до Орловой щели. Нам было предложено пройти по щели Энькову, в направлении села Фанагорийское, по местам ожесточенных боев 1942-1943 годов, когда немецко-фашистские войска рвались в Закавказье. Мы согласились, так как это давало новую краеведческую информацию, которой у нас до этого не было. И мы действительно увидели на отрогах множество окопов, а также места, где находились блиндажи, огневые точки. Ребятами найдены гильзы от немецкого карабина и винтовки Мосина.

2 изменение маршрута. По словам руководителя встретившейся нам группы из станицы Калининской кмс. Игоря Бездорнова, они потратили полдня, пока нашли переправу через реку Чепси в районе хутора Поднависла. Там очень сильное течение, глубина брода около 1,5 метров, ведь до нашего приезда две с лишним недели шли проливные дожди. Две попытки были неудачными, передового разведчика поток начинал сбивать с ног и он возвращался обратно. Приняв эту информацию, было решено идти не через хутор Поднависла – минимум две опасных переправы, а обойти через Кислицову щель. К сожалению, не попав на интересное место в краеведческом плане. Но безопасность – прежде всего.

Групповое снаряжение

палатка – 3 шт.

тент 4х6 м – 1 шт.

верёвка основная – 1 шт.

карабины – 10 шт.

страховочные системы – 3 шт.

топор большой – 1 шт.

пила-цепь – 1 шт.

тросик костровой – 1 шт.

рукавицы костровые – 1 пара

нож консервный – 1 шт.

комплект канов – 6, 8, 10 л

половник – 1 шт.

клеёнка обеденная – 1 шт.

мочалка капроновая – 5 шт.

медицинская аптечка – компл.

ремнабор – компл.

перчатки – 1 пара

полотенце – 1

платок носовой – 2

миска, кружка, ложка, нож – компл.

туалетные принадлежности – компл.

компас – 1

мешочки и пакеты полиэтиленовые

спички в непромокаемой упаковке

- фонарь

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРЯЧЕГО КЛЮЧА И РАЙОНА

Своим рождением район и город Горячий Ключ обязаны минеральным источниками. Еще до революции представители казачьего сословия ездили сюда на «воды». Сегодня курорт открыт для всех желающих. Его особенность заключается в том, что это – единственное место на юге России, где сочетаются лечебные факторы ессентукских питьевых минеральных вод и сероводородных ванн Сочи и Мацесты. А еще Горячий Ключ – это живописнейший уголок предгорий Западного Кавказа, здесь грибник, охотник, рыболов, да и просто ценитель изумительной по красоте природы обязательно найдет что-то свое.

Абадзехская (Ключевая) гора. Находится в черте города-курорта Горячий Ключ на правом берегу реки Псекупс. Высота составляет 415 м над уровнем моря. Знаменита с давних времён целебными ключами у подножья горы и в её окрестностях.

Абадзехское (Скальное) подземное озеро. Мощный пласт минеральной воды, подземная водная «линза» внутри центральной части Абадзехской (Ключевой) горы на высоте около 100 м. Не случайно её вода, обогащенная «минералкой» обладает омолаживающим эффектом.

Адов водопад. Расположен на правом притоке Адова ручья, в бассейне реки Чепси. Входит в число наиболее красивых мест курорта. Высота 12 м.

Александровский источник. Один из двух первых источников минеральной воды у подножья Абадзехской (Ключевой) горы, обустроенных при создании курорта.

Алькины скалы. Скальная теснина из серо-желтого песчаника в районе левого (безымянного пока) притока Кумпанова ручья на восточной окраине города Горячий Ключ. Это популярное место для тренировок по скалолазанию.

Река Апчас. Берёт начало на северо-восточных склонах хребта Котх около безымянной вершины 501, пересекает поселки Транспортный и Промысловый, Кутаис, станицу Черноморскую и Хадыженскую трассу.

Ареалы тиса ягодного. Тис ягодный относится к растениям из семейства хвойных. Древесина настолько прочна, что ее не в состоянии разрушить ни насекомые-паразиты, ни воздух, ни время. Она не гниет, поэтому тис прозвали «негной-деревом'', а за красновато-буроватый цвет называют «красным деревом».

Река Аюк. Берёт начало на северо-восточных склонах Главного (Водораздельного) Кавказского хребта в районе гор Чубатая и Гержавкина. Известна Аюкским каскадным водопадом.

Аюкский водопад. Расположен на ручье Бурлаченкова щель, левом притоке реки Чепси, в 10 км от села Фанагорийского Горячеключевского района. Вода ослепительно белого цвета из-за большого количества пузырьков воздуха.

Бабаков ручей. В районе Бабакова ручья много гротов и узких трещин: природа удивляет своей непредсказуемой красотой. Знаменит археологическими находками.

Богатырские пещеры. Расположены на северном склоне горы Лысой в районе Горячего Ключа. Представляют собой две небольшие искусственные пещерки, выкопанные в податливом песчанике.

Ущелье Больничная щель. Среди всех щелей в окрестностях Горячего Ключа одна из самых доступных. Вход в нее расположен на территории санатория «Предгорье Кавказа».

Больничный ручей. Родниковый ручей на склоне Курортной горы невдалеке от Целебного парка в нижней части Больничной щели. После сильных дождей появляется очень красивый пятнадцатиметровый водопад.

Большой Каверзинский водопад. Один из самых известных и посещаемых в окрестностях горного Прикраснодарья. Находится в 5,5 км от автотрассы Краснодар–Джубга (село Хребтовое) на ручье Тамбовская щель, правого притока реки Каверзе.

Бук-Атлант. Бук-великан на берегу Мальцева ручья. Его нередко называют Атлантом. Он действительно напоминает мифических великанов, подпиравших плечами небо.

Голый Курган. Вершина в восточной части хребта Котх, в нескольких километрах южнее села Кура-Цеце невдалеке от границы Горячеключевского и Апшеронского районов.

Горячеключевской заказник. Организован в 1958 году. Расположен он западнее – юго-западнее города Горячий Ключ, в бассейне реки Каверзе.

Дантово ущелье. Дантово ущелье – находится на южной окраине Горячего Ключа на территории санатория «Предгорье Кавказа». Даже в самую жару в ущелье всегда сыро и прохладно.

Долина Очарования. Наиболее живописное место на левом берегу реки Псекупс, в нескольких километрах южнее города Горячий Ключ и рядом с федеральной автотрассой «Дон».

Долина реки Псекупс. Межгорное пространство на Западном Кавказе между хребтом Котх и северными склонами Главного (Водораздельного) Кавказского хребта, центральная часть Доброгор – горной части курорта Горячий Ключ.

Дольменный водопад. Расположен на северном склоне Главного (Водораздельного) Кавказского хребта в бассейне реки Грязная на Дольменном ручье. Высота 8 м.

Железистый источник. Находится на склоне горы в районе Минеральной поляны. Вода источника омолаживает организм.

Звонкая пещера. Небольшая пещера в правой нижней части Скалы Спасения на берегу реки Псекупс. В ней хорошо слышно всё, что говорят на противоположном, достаточно далеком, левом берегу реки.

Скала Зеркало. Скала Зеркало – расположена в долине Мальцева ручья, в окрестностях Горячего Ключа. Это самое высокое скальное обнажение в округе.

Золотая гора. Расположена на левом берегу реки Псекупс, невдалеке от города Горячий Ключ. Здесь находилась самая северная в мире чайная плантация.

Игнатенков куток. Входит в число древнейших стоянок первобытного человека на территории Кавказа. Памятник эпохи среднего ашеля (400-300 тыс. лет до н.э.) в окрестностях станицы Саратовской.

Инженерная щель. Инженерная щель – это живописная долина со множеством полян и невысоких лесистых хребтов в 30 км от Горячего Ключа. Попасть в Инженерную щель очень просто – достаточно ехать по по федеральной трассе М-4 в сторону Черного моря.

Река Каверзе. Берет начало на северных склонах Главного Водораздела. Река интересна своими многочисленными водопадами.

Водопад Кесух. Среди туристских кругов стал известен сравнительно недавно, с начала 80-х годов. Он притаился на одноименном ручье, правом притоке реки Чепси в 3,5 км от бывшего хутора Поднависла 1-я.

Кисличкин (Кислый) ручей. Достаточно полноводный левый приток реки Чепси, отличается кисловатым привкусом воды.

Китовая гавань. Это место на Бабаковом ручье, где были найдены кости древнего кита-цетотерия.

Хребет Котх. Простирается от южной окраины Горячего Ключа на юго-восток вдоль реки Псекупс до станицы Куринской. Переводится с адыгского как «кабаний хребет».

Кошачья пещера. Карстовая полость на склоне горы Щётка. До того как люди нашли эту пещеру, здесь жил огромный дикий лесной кот.

Крепость на горе Петушок. Находится на юго-западной окраине Горячего Ключа, на окончании северного отрога хребта Котх. Крепость невелика, всего 100–120 кв. м.

Кумпанова долина. Живописная долина Кумпанова ручья и двух его истоков, левого притока и местных родников. Отличается необычной красотой природы.

Ущелье Кумпанова щель. Кумпанова щель – расположена в окрестностях Горячего Ключа между долинами ручьев Соленого и Мальцева.

Лысая гора. Горная вершина (422 м) в природном треугольнике между рекой Псекупс и впадающей в нее в этом районе рекой Каверзе. Лысая гора находится практически напротив знаменитой Абадзехской (Ключевой) горы.

Мальцев ручей. Берёт исток на северо-восточном склоне хребта Котх в районе Абадзехской (Ключевой) горы и горы Сапун. В долине ручья – песчаниковые скалы, карликовые водопады, гроты, минеральные источники.

Мертвое озеро. Мертвое озеро расположено в долине реки Чепси. Называется так, потому что по всему водному зеркалу разбросаны высохшие стволы букового леса.

Минеральная поляна. Живописная площадка в районе Горячего ущелья между Абадзехской (Ключевой) и Курортной горой в Целебном парке у входа в Дантово ущелье.

Гора Нависла. Расположена в Горячеключевском районе на водоразделе рек Аюк и Чепси. Получила свое название именно за то, что она в узкой части долины реки Чепси как бы нависает над ней.

Наташкина скала. Приметное место на Мальцевом ручье. На правом притоке находится Наташкина скала, названная (как и многое в этих курортных местах) именем гостьи этого курорта из Красноярска.

Водопад Пасть дьявола (Псечиако). Находится в окрестностях Горячего Ключа, в верховьях Мальцева ручья. Водопад 4-каскадный, общей высотой 23 м.

Скала Петушок (Спасения). Она расположена на самом северо-западном окончании хребта Котх, на южной окраине города-курорта Горячий Ключ. С её верхнего уступа открывается великолепная панорама на спокойную гладь Псекупса, лесистые северо-восточные отроги хребта Пшаф.

Крепость Поднависла. Находится на левом берегу реки Чепси (левый приток реки Псекупс) в 300 м к западу от хутора Поднависла, на скальном останце, примыкающем справа вплотную к грунтовой дороге, идущей в горы. Местное название Чертов палец.

Памятное место у подножья горы Нависла. Находится у хутора Поднависла. В этом хуторе горячеключевские армяне традиционно отмечают свои праздники. Около хутора находится шикарный скальник, на котором часто тренируются краснодарские скалолазы. Говорят, над хутором, на горе Нависла где-то есть остатки старой крепости, в развалинах которой находили чуть ли не древние мечи. Но мне пока эту легенду проверить не довелось.

Теперь немного об истории этого места. В 1942-43 годах на Кавказе шли жестокие бои с фашистами. Они рвались к Туапсе. Через поляну на которой стоит хутор, проходила дорога, по которой Красная армия перебрасывала подкрепления. В районе села Фанагорийское шли ожесточенные бои. Станция Безымянная потому так и называется, что там было похоронено в могилах много солдат. На поляне возле хутора Поднависла стоял военно-полевой госпиталь. Медсестра госпиталя Аршалуйс Кеворковна Ханжиян лечила раненых защитников Северного Кавказа. Около тысячи бойцов, умерших от ран были похоронены здесь же на поляне возле госпиталя. После войны здесь был создан мемориал памяти, хранительницей которого стала Аршалуйс, чье имя переводится с армянского переводится как «свет звезды». Рассказывают, что через хутор власти хотели провести дорогу к морю, чтобы разгрузить трассу Краснодар – Джубга. На хутор пришла техника. Бабушка Аршалуйс вышла с ружьем и стала стрелять. Техника ушла и больше не возвращалась. Бабушка Аршалуйс – Женщина года России (1997) (http://www.owl.ru/win/women/wmr/magazine/n1_98/n1zh_m97.htm) и Почетный гражданин города Горячий Ключ. В 1998 году ее не стало. В память об Аршалуйс возведена армянская часовня. А несколькими годами позже, православная (в честь погибших воинов). В настоящее время на хуторе живет племянница бабушки Аршалуйс – Галина Николаевна, которая вместе со своим мужем проводит экскурсии по мемориалу. В 2000 году здесь открыт памятник погибшим воинам. В 2002 году построены две часовни – армянская и русская.

Попова щель. Привлекает причудливыми скалами, интересной природой и ручьём Попова щель. Находится невдалеке от железнодорожной станции Долина Очарования.

Ущелье Попова щель. Попова щель – расположена невдалеке от жележнодорожной станции Долина Очарования, является правым притоком реки Псекупс. Попова щель интересна тем, что ее живописные места изобилуют выходами причудливых скал, своеобразной растительностью и ландшафтами, своим рельефом.

Река Псекупс. Псекупс зарождается на северо-западном склоне горы Агой. Долина Псекупса в горной части бассейна довольно узка и покрыта густыми лесами.

Псекупские дольмены. Дольмены обнаружены в районах сёл Фанагорийское и Безымянное, в окрестностях станицы Пятигорской.

Крепость Псыфабэ. Остатки средневекового оборонительного сооружения на вершине Абадзехской (Ключевой) горы. Именем этой крепости называлось до окончания Кавказской войны и урочище в том месте, где сейчас находится городская часть курорта Горячий Ключ.

Хребет Пшаф. Горный хребет, протянувшийся на 28 км от города Горячий Ключ до станицы Ставропольской.

Скалы в долине Бабаков. Расположены в окрестностях Горячего Ключа, в 3,5 км от поселка Заречье. Представляют интерес для отработки начальных азов скалолазания.

Скала Соблазнов. Находится на склоне Абадзехской (Ключевой) горы в районе Минеральной поляны, справа от Иверской часовни.

Соленое озеро (ст. Саратовская). Озеро расположено в нескольких километрах от окраины станицы Саратовской в долине ручья Соленого. Вокруг произрастает шикарный дубовый лес, пройтись по которому и пособирать ландыши (в мае месяце), или найти лукошко белых грибов – одно удовольствие.

Тамбовская щель. Выделяется прекрасной природой. Широко известен протекающий здесь ручей Тамбовская щель, Каверзинский каскад из пяти водопадов, Университетская пещера.

Университетская пещера

Расположена в 400 м от Большого Каверзинского водопада, выше по течению реки Тамбовская щель. Пещера имеет вид щели, заложенной в вертикальной трещине. По ее дну постоянно протекает ручей.

Большая Фанагорийская пещера. Большая Фанагорийская (Псекупская) пещера находится на территории Горячеключевского района Краснодарского края в 12-13 км к юго-западу от станицы Фанагорийской на правом берегу реки Аюк, одного из левых притоков реки Псекупс.

Фонарские скалы. Фонарские скалы – расположены в 2 км к югу от станции Фанагорийская, на южном склоне Фонарь-горы.

Фонарь-гора. Находится на правом берегу реки Псекупс севернее впадения в нее правого притока–реки Хатыпс. Пейзаж в районе Фонарь-горы поражает сплошным покровом ясенца.

Холодная щель. Расположена рядом с автотрассой «Дон» (Морское шоссе) в нескольких километрах от Горячего Ключа. Известна многочисленными родниками, за счёт которых вода в местном ручье всегда холодная, студёная, что и нашло своё отражение в названии этой щели.

Гора Хребтовая. Находится на территории города-курорта Горячего Ключа, высшая точка водораздела реки Каверзе и ручья Орловой щели. Открывается вид на хребты Пшаф и Котх, прослеживается вся долина Каверзе.

Хребтовый перевал. Является наивысшей точкой федеральной автодороги «Дон». Здесь находится панорамный пункт.

Церковная щель. В ней расположена впечатляющая скальная теснина протяженностью 20 м и шириной самого узкого места до 2 м. Другая отличительная особенность долины – она прямая, как струна.

Гора Чатал-Кая. Горная вершина в составе Главного (Водораздельного) Кавказского хребта, в междуречье рек Чепси и Малая Собачка на границе Горячеключевского и Туапсинского районов.

Река Чепси. Берет начало с северных склонов Главного Водораздела, впадает в Псекупс в районе села Фанагорийского.

Чепсинский водопад. Находится на ручье Парковом, в бассейне реки Чепси в 300 м выше впадения ручья Кесух в реку Чепси.

Чубатая гора. Одна из вершин Главного Кавказского хребта на границе Горячеключевского и Туапсинского районов в трех километрах от Хребтового перевала и автодороги «Дон».

Гора Щетка. Высшая точка Горячеключевского района. Находится в 7 км восточнее автомобильного перевала Хребтовый.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТУАПСИНСКОГО РАЙОНА

Туапсинский район – красивейший курортный уголок не только Краснодарского края, но и всей России. Это один из самых зеленых и экологически чистых участков Черноморского побережья. Сегодня это динамично развивающийся современный курорт, где созданы замечательные условия для того, чтобы отлично отдохнуть и поправить здоровье практически в любое время года. Теплое Черное море, пляжи, горы, памятники природы и прекрасные пейзажи Туапсинского района привлекают тысячи отдыхающих и туристов и дарят самые лучшие впечатления.

Дольмен в поселке Джубге .Находится на территории бывшего санатория Центросоюза на правом берегу реки Джубги, в 1 км от моря. Датируется второй половиной III тысячелетия до н.э.

Городище Дузу-Кале. Расположено на берегу Черного моря в 4 км южнее поселка Новомихайловского на скалистом мысу. Имеет форму прямоугольника площадью 150 х 100 м.

Водопад на реке Задубнова Караулка. Водопад называется также Иринин. Расположен в 3 км от железнодорожной станции Афапостик на правом притоке реки Псекупс.

Скала Зуб. Находится в Туапсинском районе в верховьях бассейна ручья Маслова.

Бухта Инал. Бухта Инал находится между Архипо-Осиповкой и Джубгой.

Пляжи Бухты Инал. Покрытие пляжа мелкогалечное, с правой стороны бухты – валуны. Возле берега имеются целебные голубые глины. Территория пляжа благоустраивается, есть прокат пляжного инвентаря и водной техники.

Скальный массив горы Индюк. Массив горы Индюк расположен в Туапсинском районе Краснодарского края, в 40 км северо-восточнее города Туапсе. Ближайший населенный пункт – поселок Индюк.

Пляжи мыса Кадош. Очень красивы почти отвесные скалы мыса Кадош, на которых растут столетние сосны. Высота скал до 150 метров. Эти места пользуются популярностью у любителей подводного плаванья и подводной охоты.

Река Казачья. Берёт начало у горы Лысая, впадает в Чёрное море. На реке Казачья расположен поселок Тюменский.

Ущелье Карапетова щель. Карапетова щель – расположена у автотрассы Краснодар – Джубга, невдалеке от село Пятигорского.

Скала Киселева. Неизгладимое впечатление производит ее необычный фасад, обращенный к морю, – гладкая, словно бетонная, стена высотой 43 м, отвесно спускающаяся в морскую пучину.

Пляжи скалы Киселёва. Место является излюбленным у горожан и отдыхающих. Дно моря в районе бухты ровное, с постепенным нарастанием глубин. Морская вода очень чистая и прозрачная.

Гора Крепость. Расположена в водоразделе бассейна рек Псекупс и Большая Собачка и находится примерно на одинаковом расстоянии от села Афапостика и села Садового.

Река Кужепс. Расположена в 7 км к северо-западу от поселка Новомихайловский. Берёт начало с южного склона горы Тренога.

Пляжи курорта Лермонтово. В устье реки Шапсухо расположен песчаный пляж курорта Лермонтово. В дельте реки есть лодочная станция. Когда на море шторм, то кататься на лодках и водных велосипедах можно по реке. Пляж большой, около двух километров и широкий – до 50 метров.

Пляжи посёлков Майский и Сосновый. Места очень красивы. Склоны гор, поросших соснами-скалолазами, вплотную подступают к морю. Именно в этом месте Северного Кавказа находится самая большая в мире роща эндемичной пицундской сосны. Берег моря изрезан живописными горными расщелинами, чудесными мини-лагунами, кишащими мелкой рыбой.

Пляжи посёлка Небуг. Небуг – один из наиболее развитых курортных поселков туапсинского района и имеет привлекательную перспективу развития. Пляж, образованный рекой – широк, комфортен и хорошо проветривается. Покрытие – окатанная галька средней и мелкой фракции.

Река Небуг. Расположена к северо-западу от города Туапсе. Берёт начало на южном склоне горы Фаше.

Река Нечепсухо. Расположена в центральной части Туапсинского района в 40 км к северо-западу от города Туапсе.

Пляжи курорта Новомихайловский. В 32 км от города Туапсе по берегу моря, за мысом «Бескровный», в устье реки Нечепсухо, расположен гравийно-песчаный пляж курорта Новомихайловский. Протяженность 800 метров, ширина 35 метров.

Гора Обвалистая. Гора Обвалистая – это огромный оползень, сошедший с восточного предвершинного склона когда-то обнажил на поверхности песчаников аргиллитовый пласт, заросший впоследствии травой. Необычный ландшафт создают заросли лещины вперемежку с папоротниковыми полянами – любимым местом лежки кабанов.

Пляжи поселка Ольгинка. Большой галечный пляж, шириной до 50 метров и протяжённостью до одного километра, старательно формируемый рекой Ту, считается одним из лучших. Хорошо проветривается, морское дно ровное и удобное для купания. Здесь полно морских обитателей, поэтому берег вызывает повышенный интерес любителей подводной охоты.

Ольгинская бухта. Расположена в поселке Ольгинка. Образована мысами Агрия на западе и Грязнова на востоке.

Скала Орлан. Находится на западном склоне хребта Каратянского в истоках реки Малый Пшиш. Название скале дали потому, что на вершине главной башни лежит крупная глыба, в виде орла.

Река Паук. Река протекает по Приморской долине города Туапсе.

Река Пляхо. Расположена к северо-западу, в 43 км от города Туапсе. Берёт начало у южного склона горы Пляхо (высота 618 метров).

Полковничьи водопады. Находятся в русле ручья Полковничьего, правого притока реки Джубги, невдалеке от села Горское, что на автотрассе Краснодар – Джубга.

Гора Почепсуха. Гора Почепсуха – одна из немногих в округе вершин, с которой открывается вид на море.

Водопады в верховьях реки Псекупс. В истоках находится один из самых высоких водопадов бассейна Псекупса. Вокруг произрастают величественные и стройные сосны.

Гора Псеушхо. Расположена в Туапсинском районе в 7 км к юго-западу от аула Большой Псеушхо. Грозный массив с крутыми травянистыми склонами кажется каким-то далеким и почти недоступным.

Гора Псиф. Одна из самых красивых вершин в округе. Вершина – прекрасная панорамная точка.

Мегалитический комплекс Псынако 1. Находится в 0,7 км севернее с. Анастасиевской на второй надпойменной террасе правого берега реки Пшенахо. Представляет собой сложное сооружение, включающее дольмен, стоящий на искусственном фундаменте и трижды перекрытый каменным сводом, слоем глины и панцирем из речного булыжника.

Пчелиные (Медовые) скалы. Расположены в верхнем течении реки Пшиш, в 4-х км к северо-западу от хутора Алтубинал.

Сарай-гора. Сарай-гора с крутыми взлетами и столообразной, почти плоской вершиной и обрывистым южным обнажением доминирует своим положением над окружающими вершинами.

Гора Семашхо. Находится на северо-востоке от города Туапсе в шести километрах от железнодорожной станции Кривенковской (по прямой) по оси Главного Кавказского хребта. Разнообразие подстилающей поверхности (мелкие осыпи, мощные дерновины, скалы) дают чрезвычайно многовидовую флористическую картину.

Гора Семиглавая (Лысая). Замыкает с востока туапсинский отрезок Главного Кавказского хребта. На протяжении четырех с небольшим километров разбросаны семь вершин, имеющих абсолютные высоты от 1352 до 1453 метров.

Река Сехуа. Расположена в 46 км от города Туапсе, к северо-западу. Берёт начало на южном склоне горы Пляхо и впадает в Чёрное море.

Сообщества из пицундской сосны. Сосна пицундская – самый древний представитель третичной флоры, сохранившийся до наших дней на Северо-Западном Кавказе. Родиной ее являются Иран и Афганистан. Она произрастает в прибрежной полосе от горы Лысой (у Анапы) до Адлера.

Река Ту. Расположена к северо-западу в 30 км от города Туапсе. Берёт начало на южном склоне горы Острая и горы Нижний Пикет, в 3-х км к востоку от аула Псебе.

Река Туапсе. Небольшая горная река в юго-восточной части Краснодарского края. Начинается на южном склоне Главного Кавказского хребта на высоте 350 м.

Второй пляж города Туапсе. Туапсинский пляж №2 находится в северо-западной части города и расположен в устье реки Паук. В приустьевой части реки пляжевая полоса сложена из гальки светлых пород и песка.

Центральный пляж города Туапсе. Расположен в юго-восточной части города и занимает береговую полосу от устья реки Туапсе до пансионата «Весна». На припляжной территории вечнозелёные кустарники вдоль пешеходных дорожек, раскидистые ивы, высокие тополя.

Пляжи посёлка Тюменский. Естественная ширина пляжей небольшая, от 5 до 12 метров. Пляжи оборудованы всем необходимым, в наличии навесы, стационарные лежаки, имеют причалы для лодок и катеров. Берега защищены волноломами, а вода в этих местах прозрачная и тёплая.

Ущелье ручья Маслова. Расположен вблизи железнодорожной станции Кривенковской. Ущелье интересно своими обнажениями, по которым можно прочитать историю формирования туфогенных осадков, образованных на дне среднеюрского моря при извержении подводных вулканов.

Ущелье ручья Паук. Участок долины ручья Паук – расположен в окрестностях города Туапсе, по руслу ручья Паук под Белыми скалами до Волчьих Ворот. Этот памятник природы включает в себя 6-метровый водопад с глубокой ванной под ним.

Ущелье ручья Таштай. Путь к нему начинается от железнодорожной платформы 44-й километр (участок железной дороги Горячий Ключ–Туапсе). Долина ручья Таштай ущельеобразная, хотя склоны и крутые, но преодолимые.

Ущелье ручья Цыпка. Расположено возле железнодорожной платформы Цыпка. Все это вперемежку с водоскатами и водопадами, экзотической растительностью придает ландшафту удивительную неповторимость, гармонию природы.

Озеро Хыжи. Озеро Хыжи – у адыгов является священным. Расположено в бассейне реки Мал. Псеушхо, на северном склоне хребта Пеус, невдалеке от аула Мал.

Река Цыпка. Река берёт начало на южном склоне горы Агой и впадает в реку Туапсе у села Цыпка.

Озеро Цыпка. Расположено в верховьях одноименной речки, правого притока реки Туапсе. Озеро красиво в любое время года.