Мурманская область / Спортивный туризм | Пешеходный туризм

500км в одиночку пешком за 38 дней по Мурманской обл.

21 мая - 26 июня 2002 г.
Г.Кандалакша - г.Апатиты

05.06 (17-й д.п.) Встал в 6ч, в 830 сел на автобус и ещё через час был в Кандалакше. Там купил продукты на следующую часть пути (до г.Апатиты), перешел по вантовому пешеходному мосту р.Ниву, где в устье вместо воды одни камни из-за 3-х расположенных выше по течению ГЭС; дошел направо до шоссе к п.Умба (по которому до п.Колвица чуть не каждые полчаса ходят автобусы); поднялся по нему за 3км на 500м - на перевал, с которого (особенно, если подняться ещё м.50 на вершину) открывается красивый вид на Кандалакшскую губу Белого моря - и спустился вниз до пересекающей дорогу речки, на берегу которой и пообедал. Затем, двинулся дальше - на север, вверх по течению всё той же реки. Дороги здесь на протяжении км.7 не было; однако лес вполне проходим. Горы (которых сначала не было и видно за лесом) с обеих сторон сдвигались всё ближе... но потом (когда я, пройдя верхнюю точку ущелья, стал спускаться и дошел до озера, из которого речка вытекала уже не на юг - как та, вдоль которой я до сих пор шел - а на север) снова раздвинулись. Там надо мной долго летал, возмущаясь, белый ястреб, свивший гнездо на вышке электропередачи. А вскоре, перейдя через эту новую речку, я вышел и на дорогу, которая, пройдя ещё немного на север, свернула затем на восток вдоль горного хребта (м.700 от уровня моря), коий я пересёк по ущелью. Там с видом на болото с цветущей морошкой и багульником я и заночевал.

06.06 (18-й д.п.) Встал в 8 утра, позавтракал, собрался (что, как обычно, заняло у меня около 3 часов) и пошел дальше на восток по широкой грунтовой дороге, на которую вышел накануне. Однако, через час уже остановился и отправился налегке на хребет, что сбоку от дороги. Это у меня заняло ещё 3 часа - и то, потому только, что с вершины прогнала приближающаяся гроза (когда я начинал подъём, на небе не было ни облачка - так что на вершине я даже улегся понежиться на солнышке... а потом, как оглянулся назад, где уже полнеба заняла угрюмая иссиня-чёрная туча, так и побежал скорей вниз). Ещё минут через 40 у ручья остановился на обед. Пока обедал (что заняло у меня, как обычно, около 2 часов) дождь кончился, и снова выглянуло солнце. Вскоре после этого мне попался песчаный карьер, сверху которого с любопытством взирала местная собака (оставленная, похоже, охранять брошенную людьми технику; однако, мудро предпочитающая себя попусту перед кем ни попадя не обнаруживать). Дальше, дорога сузилась (однако, осталась вполне сухой и проходимой), люди и машины снова совершенно перестали попадаться, но виды окрест от этого стали только ещё красивей.
    Лагерь я разбил возле красивого горного озера. Но "ночью", вместо того, чтобы спать, не утерпел и поднялся на ещё одну близлежащую вершину, освещаемую незаходящим солнцем. Обошёл её вокруг, глядя то на дальние озёра, то на ущелье, то на море Белое вдали. А когда начал спускаться, дали внизу застил густой туман, просвечиваемый сверху солнцем (оно же ярко освещало и мой склон), отчего (да ещё в сочетании с общей атмосферой раннего утра) всё вокруг приобрело уже совершенно фантастический вид. На озере (куда я специально спустился не напрямик, а так, чтобы ещё пройти вдоль берега км.3) тоже вовсю лежал утренний туман, от чего сказочное впечатление только усиливалось.

07.06 (19-й д.п.) Практически весь день (половину из которого я, правда, проспал) светило солнце... и начали появляться первые комары... которые, впрочем, хоть и здоровые жутко, пока ещё не кусаются, а лишь растерянно летают вокруг - думая, а не заснуть ли обратно... Дорога после озера сузилась до размера одной колеи, но продолжала оставаться весьма наезженной. Справа ещё часа 2,5 по ходу видны были горы... но затем их несколько закрыло широкое лесистое ущелье, на дне которого слышен был шум реки. Туда, в конце-концов, свернула и "основная" дорога (ведущая, правда, ещё лишь км.5 вдоль речки до берега озера Малого Глубокого). Я же остановился на ночлег, пройдя ещё 1км от развилки на восток.

08.06 (20-й д.п.) "Ночь" впервые в этом походе была вполне тёплой. Где-то через час после выхода на маршрут пришлось наводить переправу через довольно живописную, но и весьма бурную реку. Затем, дорога стала подниматься ещё выше, проходя почти рядом с горой Кососельга, с вершины которой открывался широкий вид и на озеро Глубокое и в другую сторону - аж до самых Хибин, синих и снежных, сверкающих на горизонте на солнце. Там я и пообедал, а ещё минут через 20 и эта дорога совсем кончилась. После чего я прошел ещё немного на север, а потом двинулся напрямик на восток. Пришлось при этом лезть через очередную гору, а затем продираться через буреломы и болота. Но всё же я справился и заночевал уже у реки Большой.
    09.06 (21-й д.п.) После завтрака я закончил плот, который начал рубить ещё вчера вечером... переправился на нём через реку... и найдя на её берегу зимник (правда, столь малонаезженный и заболоченный, что нередко легче было идти рядом с ним по лесу... но не по тропе, поскольку она пошла дальше вдоль реки, а мне нужно было сворачивать на восток), дошел по нему до первого из серии озёр (уже болотистых тут, а не горных). Там пообедал. А затем, уже совсем напрямик двинулся дальше - на север, в обход 2-го и 3-го озёр. На берегу последнего с большим трудом (поскольку никакой тропы не было заметно, а лишь вместо елей на остатках бывшей просеки рос молодой березняк) я нашел следующий нужный мне зимник и, пройдя по нему км.5 через невысокий лес и большие болота снова на восток с небольшим уклоном к северу, встал на ночёвку.
    10.06 (22-й д.п.) Где-то через час после завтрака я вышел к реке Кане, текущей здесь ещё только к Верхнему Контозеру. Там, в заброшенной геологической базе нашел полбанки сгущенки и полбуханки хлеба, которые и съел за обедом ещё часа через два после того как перешел р.Кану вброд. Дорога после р.Каны до оз.Елового становилась всё шире и лучше. Но потом, уже после озера, мне пришлось свернуть с неё на северо-запад, чтобы выйти к Апатитам, а не Ревде или Умбе; вскорости после чего я и заночевал.
    11.06 (23-й д.п.)    Весь день шел по зимнику, который снова по-тихоньку стал становиться лучше... но немало было и болот, речек и луж... а справа всё ближе видны были Хибины. Комары и мошка начинают уже достаточно чувствительно кусаться; а на дороге видны были свежие следы 2-х медведей. К 20ч вышел к аэропорту, который хотя в принципе и мог ещё действовать (на лётном поле стоял Ту-154, вертолёты, имелось достаточно большое каменное здание для пассажиров, диспетчерская вышка и т.д.), вид имел весьма заброшенный. А ещё минут через 40 меня подобрала машина и довезла 12км до г.Апатиты. Там я докупил продуктов на оставшуюся часть пути (город же всё-таки... и хотя столь поздно работающий магазин пришлось ещё поискать - людей, радующихся пришедшему наконец "теплу" и свету гуляло по улицам более чем достаточно)... на пустыре в 1км от ж.д. "вокзала" поставил палатку, поужинал и заполночь уже лёг спать.