республика Крым / Автотуризм

Экскурсионная поездка по зимнему Крыму

4 - 8 января 2011 г.
Севастополь и его окрестности, пещерные монастыри и древние пещерные города, южный берег Крыма - как все это выглядит зимой.

Экскурсии по зимнему Крыму 4 - 8 января 2011 года.

Вид на Севастополь с моря Вид на Севастополь с моря
Прогулочный кораблик Прогулочный кораблик
Военные корабли в Южной бухте Севастополя Военные корабли в Южной бухте Севастополя
Севастополь. Памятник адмиралу Нахимову Севастополь. Памятник адмиралу Нахимову

Участники: Нестеров Андрей, Данилова Мария, Хохловы Александр и Анна

и еще 23 человека из разных городов России.

Предисловие.

Мы довольно долго решали, куда бы поехать на длинные зимние новогодние праздники. Сидеть дома десять дней очень не хотелось. Порывшись в интернете и перебрав огромную массу вариантов, было принято несколько неожиданное решение: поехать на 5 дней в Крым. Нашли тур,  в котором предлагали 5 дней экскурсий по Крыму с базовым проживанием в Севастополе.

Вообще, ездить по путевкам для нашей компании -  явление совершенно не характерное.  Мы любим  самостоятельные поездки, которые сами и придумываем. Но почему бы не попробовать и такой вид отдыха?

1-ый день. 4 января 2011 года

Поезд из Москвы пришел в Севастополь в 11 часов утра. На улицах Севастополя лежит снежок  и дует довольно сильный ветер.

Нас встречает автобус с гидом, собирает всю группу, везет на северную сторону, на окраине Севастополя (п. Любимовка), где нас быстренько размещают в пансионате Любимовка, кормят, и тут же везут на экскурсию по Севастопольской и Южной бухте  на маленьком экскурсионном катере.  Смотрим на военные корабли и на виды Севастополя с воды. Пристаем к Графской пристани Севастополя и гуляем, слушая рассказы о городе нашего гида.

Довольно быстро все здорово замерзают. Выясняется, что все поверили, что в Крыму стоит очень теплая погода. Может,  так оно и было до нашего приезда. Но я начинаю сильно сожалеть, что свою пуховку я оставила в Москве,  нарушив  железное правило – зимой  брать с собой теплую одежду, куда бы я не ехала.

Нагулявшись до полной темноты, мы едем в свой пансионат.

Южный берег Крымы

Ласпинский перевал Ласпинский перевал
Бухта Ласпи Бухта Ласпи
Воронцовский дворец в Алупке Воронцовский дворец в Алупке
Вид на Ай-Петри Вид на Ай-Петри

2-й день. 5 января 2011 года.

Сегодня – экскурсия на Южный берег Крыма. Едем в сторону Ялты. По причине холодной погоды у нашего автобуса отказывает (скорее всего -  замерзает) система обогрева салона.  Правда, после вчерашней прогулки все теплые вещи надеты на себя.  Вот это называется экстремальный вид отдыха!  Но дорога невероятно красивая. Доезжаем до Ласпинского перевала. Вылезаем, чтобы полюбоваться пейзажами Крымских гор и открывающимся видом на Черное море.

При движении на юг становиться немного теплее, да и отопление в салоне  худо-бедно начинает работать.

Доезжаем до Алупки. Экскурсия по Воронцовскому дворцу и парку. Светит солнышко. Ай-Петри сияет белоснежными снегами.  Мрачноватый, в стиле английских замков Воронцовский дворец  великолепно сочетается с буйной южной природой Крыма.  Народа почти нет. Зима – просто замечательное время для таких экскурсий.

Нагулявшись по парку, едем дальше – в Ялту.  По дороге останавливаемся полюбоваться Ласточкиным Гнездом. Честно говоря, проезд до Ялты мне лично показался совершенно лишним. На Ялту осталось времени около часа. Немного погуляли по набережной. Я бы лучше больше времени прогуляла бы по Алупке. Там  много интересного, что можно посмотреть. В самом Воронцовком парке вполне можно полдня прогулять. Да и на дороге между Ласпинским перевалом и Алупкой  много красивых мест. Но это и есть минус организованных экскурсий – программу выбирают за тебя.

Вечером возвращаемся в наш пансионат.

Завтра у нас по программе  - пещерный город Эски-Кермен. Но наша группа уговорила гида съездить после этого в Бахчисарай, которого у нас в программе нет. Он любезно согласился добавить эту экскурсию, поскольку это по расстоянию довольно близко.

Окрестности Севастополя

Пещерный город Эски-Кермен Пещерный город Эски-Кермен
Эски-Кермен. Храм трех всадников Эски-Кермен. Храм трех всадников
Под ногами - пустота Под ногами - пустота
Эски-Кермен Эски-Кермен

3-й день. 6 января 2011 года.

Едем в пещерный город Эски-Кермен. Великолепная погода, светит солнце, снег сияет.

Столовая гора, на платообразной вершине которой расположен Эски-Кермен, вытянута с юга на север. Протяженность плато — 1.040 м., наибольшая ширина — 170 м.

В средние века этот город занимал важное положение в хозяйственной жизни близлежащих поселений, был крупным центром торговли и ремесел. Люди находили здесь убежище от опасностей, от нападений степняков.

Подходим пешком вдоль столовой горы, на которой расположены остатки древнего города. Поднимаемся мимо храма «Трех всадников». Удивительное зрелище  - вроде бы просто стоит большая глыба, а оказывается, что внутри она пустая и в ней расположен храм. Поднимаемся в город к бывшим главным воротам города.

Долго ходим среди древних, разрушенных временем и многочисленными войнами, построек. Наш гид рассказывает нам историю этого города.

Я не буду, да и не смогу повторить его рассказ. Смотрите фотографии. А кто хочет подробнее познакомиться с этими местами, то нужно съездить и посмотреть на это чудо своими глазами.

Всюду нам пройти не удалось. Поскольку лежал снег,  и было очень скользко, наш гид не рискнул вести неподготовленную группу по опасным для прохода местам. Тем более что,  не смотря на многочисленные предупреждения, несколько женщин отправились  в обуви на каблуках.

Почитать про Эски- Кермен можно, например, здесь:

http://www.qrim.ru/about/sights/Eski-Kermen или здесь:

http://www.jalita.boom.ru/guidebook/cave/eski-kermen.html ,

Удивительное ощущение возникает, когда ходишь по этому плато – вроде идешь по твердой земле, а оказывается, что под ногами – пустота. Сплошной обман – вся гора дырявая!

Переезжаем в Бахчисарай. Смотрим ханский дворец -  резиденцию крымских ханов. Сооружен в конце XV или XVI в. Архитектурный ансамбль Ханского дворца составляют: несколько дворцовых корпусов, гарем, Соколиная башня, большая ханская мечеть, фамильное кладбище бывших властелинов Крыма - ханов Гиреев. Убеждаемся, что крымские ханы жили очень скромно. Смотрим знаменитый фонтан слез.

Едем  дальше по удивительно красивому ущелью в сторону Успенского пещерного монастыря. Поднимаемся  пешком к монастырю. Успенский монастырь возник много веков назад  и является одним из самых древних в Крыму. Существует множество легенд о возникновении храма. По одной из них пастух по имени Михаил увидел на скале в семи саженях от земли икону Богоматери и горящую свечу перед ней. Жители села  перенесли икону в селение, но утром она вновь оказалась на том же самом месте на скале.  И тогда люди  высекли  в скале храм и перенесли туда икону. Монастырь несколько раз прекращал свое существование (последний раз в советские времена), но сейчас он восстанавливается и является действующим мужским монастырем.

Вечером в кафе в Любимовке нам устраивают праздничный (в честь Рождества) ужин. Было очень вкусно и весело. Так что день получился очень интересным.

4-й день 7 января 2011 года. Сегодня у нас запланировано посещение Балаклавы и потом полдня свободного времени.

С утра едем в Балаклаву.  В советские времена это был супер закрытый город. Даже для жителей Севастополя  туда был запрещен въезд. Это связано с тем, что там находился подземно- подводный док для ремонта подводных лодок. Сейчас это обычный приморский город, открытый для всех желающих, а в доке – отделение музея Черноморского флота. Правда в музей мы не попали, но это и не было запланировано. Нас покатали на катере по Балаклавской бухте с выходом в море. С моря хорошо видны остатки древней генуэзской крепости. А вот вход в Балаклавскую бухту с моря совсем не заметен.  Бухта знаменита тем, что даже в самые сильные штормы в ней не бывает волнения.

Потом мы слазали на гору смотреть остатки Генуэзской крепости Чембало, построенной в середине XIV века.  О крепости и ее истории можно почитать, например, здесь:

На обед возвращаемся в пансионат, а дальше все  разбредаются в разные стороны. Часть группы просит нашего гида свозить их на панораму обороны Севастополя, часть уходит просто гулять по Севастополю, а кто-то остается отдыхать в пансионате.

5-й и последний день. 8 января 2011 года.

Едем смотреть пещерный Свято-Климентовский монастырь в Инкермане. Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости. Заходим тихонько внутрь –  в церкви идет служба.

Далее наш путь лежит на мыс Фиолент – древний давно потухший вулкан. Очень красивые виды.  Со смотровой площадки видим Георгиевский монастырь, Георгиевскую скалу в море, яшмовый пляж внизу. В этом месте погулять бы подольше. Но, увы! Наша программа подходит к концу, а нам еще до поезда надо успеть посмотреть остатки древнегреческого города «Херсонес Таврический».

Переезжаем к Херсонесу, который расположен почти в центре Севастополя (очень странно видеть древние раскопки в черте современного города). Часовая экскурсия по истории Херсонеса. Древний Херсонес основан в VI веке до н.э. греками. Потом были римляне, византийцы, многочисленные войны и к  середине XV века город прекращает свое существование. В 1827 году начинаются раскопки на месте древнего Херсонеса. В 1996 году решением ЮНЕСКО Херсонес включен в число 150 самых значительных памятников мировой культуры.

Мы бродим по дорожкам древнего города.  Любуемся  Свято-Владимирским собором, построенным в XIX веке в честь крещения князя Владимира.  Во время войны собор был разрушен, восстановлен только в последние годы.

Как всегда хочется погулять подольше, но времени не хватает.

Вот и все.  Пора на вокзал,   в поезд, идущий в Москву.

Заключение.

1. Нам  очень повезло с нашим гидом. Если вы захотите прогуляться по Крыму с человеком, который очень хорошо знает  свой любимый Крым – ищите Юрия Сергеевича Кожуховского. Настоящий энтузиаст своего дела, очень хорошо знающий историю Крыма (и не только историю, но и природу), горный турист и просто прекрасный человек.
  2. Крым зимой – это замечательно!  Нет толп народа, нет проблем с проживанием, можно много увидеть. Только надо не забывать, что в Крыму зимой бывает холодно и взять соответствующую одежду, даже если по телевизору говорят, что в Крыму тепло.
  3. Лично для себя делаю вывод: можно, конечно, ездить и по организованным турам, но мне  больше по душе самостоятельные поездки, где мы сами решаем: куда нам ехать и где сколько времени гулять.