07.07.09

Проснулись в 5.00 и не умывшись и не позавтракав отправились на поиски места старта. Добравшись до моста через р.Джебь, осмотрев берега и само русло, изрядно заросшее деревьями, решили не рисковать и стартовать с Кизира.
Проехав немного в сторону Кордово остановились на окраине Усть-Каспы, по совету местной жительницы. Д.Гоча поспешил отогнать машину в Абакан, а мы разбили лагерь и занялись постройкой катамарана.
Кизир встретил нас быстрой темно-бирюзовой водой.
Ветер разгонял гнус, а дождик накрапывал лишь изредка. Вокруг радовал глаз цветочный ковер  из ромашки, клевера, ятрышника, куриной слепоты и многих других цветущих растений, но как ни пыталась, а Саньку не удалось уговорить заняться описанием или хотя бы сфотографировать растительное разнообразие. Ее только привлекала постоянно крутящаяся собачка, которой перепадали вкусности с нашего стола. Вечером, в 21.00 на поезде вернулся д.Гоча, докупив забытую нами зубную пасту и спички. Из оставленного дома самым чувствительным оказалась крышка от большого котелка.
08.07.09

Д.Валера проснулся в  7.30, затем встал д.Гоча, а я с Санькой понежились до 8.00.
По окончанию постройки катамарана в 13.00 стартовали. Вокруг красотища, по небу бегут белые облака, река, как широкая дорога.
Рядом грохочут поезда.
В 15.00 прошли Кордово. Пьем прямо из реки, зачерпнув кружкой холодную влагу за бортом.
Вода большая, несет хорошо, даже не смотря на встречный ветер. Весла в руки берем  в основном для удовольствия, либо для того чтобы задать Александре тренировку. В 19.00 встали на ночевку, GPS показал точку вдали от реки, хотя мы были на острове. Только привязали катамаран, как что-то большое бултыхнуло рядом с ним, я решила, что какой-то тяжелый предмет упустили с борта, но вдруг этот предмет торпедой пошел к другому островку и уже у противоположного берега высунулась черная голова. Позже, от проезжавшего мимо рыбака узнали, что это место облюбовали бобры. Сегодня солнце немного подпалило наши телеса, а тучки только пугали своим видом.
09.07.09

Проснулись в 6.00 и в 8 отчалили. В районе Покровки, по нашему предположению, увидели, а еще больше услышали стадо коров, звон стоял неимоверный, но как ни пытались увидеть деревню, так и не увидели. Плывем дальше, в небе небольшая дымка, петляем между лесистыми островами, желтые цветы красоднева перемежаются зарослями папоротников, ели и березы нависают над водой. Островов так много, а рукава проток настолько широкие, что сразу и не поймешь где основное русло, ждем, что вот-вот должно открыться Имисское, тогда сверимся по GPS. В 13.00 прошли под ЛЭП и после того, как слева по борту обогнули утес, чуть не попали в улово, раскрыв рот смотрели на глубокую воронку позабыв о веслах.
Довольно прохладно, не снимаем ветровок. Обед готовим на борту. Опять пошли петляния в протоках и мы потеряли все ориентиры. И вдруг в 15.30 неожиданно появился ж\д мост, получилось, что мы и не заметили как из Кизира попали в Казыр, а из Казыра в Тубу, хотя и видели, что цвет воды изменился, но в какой момент это произошло мы не засекли. Солнышко, мелькают дома Курагино, отзваниваемся домашним, дед безрезультатно крутит спиннинг.
За Кочергинским островом справа открылись интересные скалки, после которых уже стали присматривать место стоянки.
На 4-ю ночевку встали в 18.30 справа у входа в протоку Дурную. Причалили и быстрее ставить лагерь – находила черная туча.
В районе Круагино, оставшегося позади, сверкали молнии, мы оказались на границе между непогодью и солнышком, ветер гнал тучи и разгонял гнус, но дождь до нас не добрался, обронив только пару капель, закатное небо расцветила радуга. В 21.00 уже устроились в палатке.
Сегодня Шурка, дабы не поднимать много излишнего шума и крика, предложила способ отдачи команд:  1 свисток – грести, два свистка – перестать.
10.07.09

Деду не спалось и в 5.00 он уже пытался поднять всю команду, женская часть выпросила еще часок, позавтракав и собравшись в 7.40 уже были на катамаране.
Наконец-то основательно привязались к карте. То и дело встречаем уток с утятами, убегающими от нашей посудины.
В 9.45 прошли Усть-Шушь, в 11.30 – Ильинку. Включили GPS чтобы посмотреть какую скорость мы развиваем.
На участках реки со скоростью 7 км\ч доводили усилиями двух гребцов до 13.3 км\ч. В 11.50 сломалась уключина у кормовой подгребицы ( сломался болт), да так, что мы чуть не потеряли весло. Несмотря на небольшую дымку обожженные места прятали от солнца. Обед сготовили и съели на катамаране.
В 15.40 подошли к мосту через Тубу у Городка. В итоге из пройденных мостов, самым низким оказался ж\д мост у Курагино (метров 5 над водой).
При подходе к мосту стали строить планы, и решили, что как войдем в Тубинский залив, который согласно карте и GPS начинался сразу за мостом, то пойдем правым берегом по мелководью, однако за мостом мы увидели обширное поле воды с многочисленными низкими травяными островами. Пошли по протокам по направлению к водохранилищу. По дороге то слева, то справа взлетели чайки, утки и цапли.
Последние кусты миновали на середине залива.
Стали высматривать место для стоянки, но т.к. до берега было далеко решили сильно не рисковать и повернули к правому, более пологому, берегу. Только развернулись, как дед вытянул первую рыбку, как определили уже в Томске это был валек.  Т.к. я сильно устала на веслах меня поставили к рулю (наше кормовое весло), д.Гоча и д.Валера налегли на весла, а Александре была поручен спиннинг, и не зря – она вытянула своего первого окушка  (~ 15 см). Ветер дул ЮВ. Доскреблись до берега в 18.30. Отзвонились родным. Стоянку организовали на небольшой насыпи под скалами, напротив Николо-Петровки. Берег – крупные камни.

11.07.09

Сегодняшний день посвятили переоборудованию катамарана с речного варианта на парусный – установка киля и мачты. Мужской состав проснулся в 6.00 и принялся за работу, женский – дрых до 8.00. Сегодня пекло, ветра нет, даже облака не спасают, лишь временно освежает вода, в которой приятно искупнуться. Берег уходит круто, так, что заходить далеко не надо, но и Саньку особо не погоняешь. Я и Александра прогулялись по берегу, поднялись по тропинке на сами скалы, возле которых мы нашли приют. Там я с фотоаппаратом гонялась за кузнечиками и кобылками. Останки древних захоронений, каменные глыбы, вблизи оказались не очень презентабельны – их покрывал птичий помет. Растительность низкая, выжженная солнцем с небольшими островками розовых вьюнков. Т,к. вчера была пятница на берег приехало много машин с рыбаками. И вообще следы цивилизации разбросаны на каждом шагу, вся прибрежная полоса загажена мусором и только разросшийся чистотел и буйные кусты чертополоха прикрывали человеческое свинство. Начиная с обеда подул свежий ЮЗЗ ветер, но  около 16.00 он сменился на ЮВ и вскоре совсем стих.
По всему побережью, под камнями шныряют ящерки, для одной Саша принесла воды и сстала лить по камню, шустрая ящерка быстро среагировала на это и принялась слизывать с камня, я среагировала чуть медленнее, но все-таки успела сделать несколько кадров. К 16.00 установка  киля, руля и мачты с парусом были завершены и д.Валера и д.Гоча перешли к ходовым испытаниям, после чего занялись доработкой выявленных дефектов. Вечером, согласно инструкции, я оснастила еще один спиннинг черненьким воблером с зеленым хвостом, но его игрой увлеклась только человеческая составляющая, рыба на него, или скорее всего на «умение»  рыбака не реагировала, в итоге спать легли в 22.30.
12.07.09

Встали в 6.00, свежий попутный ветерок, пока завтракали и собирались – ветер стих. Вышли в 8.30, гладкое зеркало пришлось бороздить веслами. К часам 10 стал появляться слабый, еле заметный В ветерок, к 11 он усилился и за 3-2 км до выхода из Тубинского залива мы уже шли 5.5 – 6 км\ч.
Идем ближе к правому берегу, несмотря на крутые скалы  возможность стоянок в распадках есть, даже у самого краеугольного мыса. В 12 причалили в маленькую бухточку, на правом берегу, сразу за поворотом, чтобы подшаманить руль и заодно сварить обед и покупаться.
После обеда ветер сменился на встречный СЗ, пошли галсами, вернее сказать заложили один на левый берег, подошли под г.Оглохть, тут же решили заложить второй галс, но ветер был очень слабый и приняли решение идти вдоль левого берега, наметив бухточку у п.Аглахтаг.
Ветер не хочет изменять себе, он, как и в прежние наши походы – встречный, поэтому весла из рук не выпускаем. Зайдя в бухту быстренько пробежались по берегу – зрелище непонятное – фундаменты снесенных домов, коровьи лепешки, огороженный голый участок и в довершение всего – табличка «Хакасский заповедник».  Тут же бродит стадо, чем оно питается? Все выжжено и вытоптано, из растительности – чахлые былинки полыни, конопли и буйно растущий дурман с чертополохом. При установке палатки произошла поломка – пластмассовые трубочки, которые составляют каркас палатки раскрошились, на скорую руку наложили шину, неказисто, но вроде бы держит.

13.07.09

Сегодня встали в 5.00, Саньку решили не будить, а уже испытанным способом перенести на катамаран в спальнике и привязать к надувному матрасу, но  тем не менее быстрее собраться не получилось, опять 2.30 потратили на сборы.
Вышли в 7.20, ветер опять встречный, северный, заложили галс на правый берег, однако этот маневр отнес нас несколько назад, сделали галс на левый берег, в итоге пройдя 3.5 км продвинулись на 300м, т.е. слева причалили чуть дальше нашего места ночевки. Когда час… назад отправлялись в путь умудрились потерять одну из карт и теперь д.Валера пробежав по бережку нашел нашу пропажу, подсушили карты, свернули парус и поскреблись вдоль левого берега.
Гребля на веслах перемежалась с ведением катамарана на бечеве, ветер все крепчал и настал тот момент, когда мы не могли больше выгребаться, а берег отвесными скалами уходил в воду и к помощи веревки уже нельзя было обратиться, терять пройденные таким трудом сотни метров не хотелось и мы шестью лапками присосались к скале, цепляясь за уступы мы медленно продвигались, чтобы обогнуть очередной мыс, одно неудачное движение и мы оторвались от скалы, ветер тут же нас отбросил метров на 20, да еще к тому же развернул кормой вперед, удалось закрепиться, опять поползли: двое притягивали нос, вернее то что стало носом и середину , я – отталкивала корму. Остановились у маленького выступа, дед заскочил на него с веревкой и немного, метров 5 проскреблись вдоль этой полочки, я и д. Гоча сели на весла и вот он -  вход в маленькую бухточку, дед отпустил веревку и мы из последних сил доскреблись до бухты. Сделали перерыв на обед, ветер не утихает, ну что ж собираемся выходить на правый берег, вдоль левого идти уже нет сил. Вышли в 15.10 и галс оказался удачным! Но т.к. за один прием не удалось обогнуть манящий мыс, а по носу маячила скалистая стена, то заложили левый галс и в 18.30 встали на ночевку на мысу, за которым открывалась Советская Хакассия.
Уставшие позавтракали и в 21.30 легли спать, однако злоключения 13 числа не окончились, пошел дождь, а ветер разыгрался и разболтал водохранилище до такой степени, что порвал растяжку киля, колотя его своими валами о берег.
14.07.09

Утром встали позже обычного, д.Валера занялся ремонтом. Водохранилище буянило. Вышли в 13.30. Ветер слабый и встречный, но тем не менее правый галс более менее удался. Т.к. вышли поздно то шли без обеда. Опять усилился встречный ветер, левый галс предположительно должен был вывести нас в просторную бухту, но волна сносила и сносила нас от поставленной цели, вот уже и маленькая бухточка пролетела мимо нас, опять с усилиями доскреблись вдоль берега в маленькую бухточку, источающую зловоние протухшей овцы, уходим от этого смрада – д.Гоча остался на катамаране, а мы втроем и с бечевой пошли поверху.
Обогнув мыс попали в замечательную бухточку – мне и Саньке она очень понравилась, но д.Валера упрямо идет вперед. Дошли до более крупной бухты, на дальнем ее берегу стоят палатки и машины, д.Валера планирует остановиться в средней части, мы противимся – слишком она открыта, ни камешка, ни кустика, отвратительный  илистый сход в воду, но д.Валера непреклонен до тех пор пока сам не обнаруживает очередной труп овцы. Садимся в катамаран, показательно против ветра проходим мимо зрителей, ветер слегка стих, но продвижение идет медленно, обогнули еще одну стенку и в 19.30 пришли уже на место своей ночевки. Вдали опять маячила машина, но это было довольно далеко. Берег был частично выложен красными плоскими  камнями, частично красной песчаной землей, унавоженной кизяками. Лагерь поставили на верхней терраске со скудной зеленой травой, миновав короткую прибрежную полосу. Невдалеке возвышались камни древних могильников, а дальше на горочке стояло маленькое современное кладбище, несколько березок притулилось к нему. Мирно неслись молодые бычки к водопою с осторожным любопытством поглядывая на нас. Хорошо сидеть у костра, когда простор воды, простор неба и простор земли умиротворяют, стрекочут кобылки да посвистывают  суслики, но они созвучны с тишиной.
15.07.09

Подъем состоялся в 5.00. Утром прошлась посмотреть могильники – из встреченных нами эти оказались самыми многочисленными. Подойдя ближе рассмотрела, что камни располагаются по периметру четырехугольника, близкого к квадрату, в углах которого помещены крупные камни.
В 7.00 отправились дальше. Ветер как всегда встречный. В 10.00 заложили галс на правый берег Д.Валера и д.Гоча устроили эксперименты по выбору наилучшего положения паруса при таком ветре и нашем старании в гребле. В 12.00 почувствовали попутный ветерок, но берег все не приближался, наконец в 14.00 достигли мыса ( 2 мыса не доходя до залива Сыда). Почти по всему берегу, начиная от Лебяжьего – отдыхающие, на нашем мысу никого не было лишь по той причине, что сухопутной дороги к нему нет. Сам берег очень интересный, сплошные терраски из крупного красного камня, расположенные горизонтально, так, что даже можно было бы поставить палатку.
Далее пошли вдоль правого берега к заливу Сыда.
  К нашему суденышку подплывали любопытствующие отдыхающие. Зашли в залив Сыда, но углубляться в него не стали, только пересекли и встали в 18.30 по правому берегу, на самом выходе из залива. На месте стоянки нас заинтриговал один цветок, когда мы причалили к берегу его длинные метелки особо нас не привлекли, но только спрятолось солнышко, как все они распустились желтыми цветами. Это оказался ослинник из кипреевых…
 Д.Гоча безрезультатно покидал спиннинг и в 21.30 уже легли спать.

16.07.09

Встали в 6.00. Д.Валера несколько по другому закрепил парус, точнее его шкотовый угол, и в 8.30 вышли со стоянки. А дальше одни раздумья – пониматься на север или возвращаться к Абакану? Т.к. д.Гоче нужно быть на работе 20-го числа, а значит 18.07 – должен быть последний день на воде. Уже мало сил грести и хотелось бы пойти под хорошим встречным ветром, а сейчас он западный и д.Валера никак не хочет разворачиваться к Абакану, и упрямо со скоростью 2 км\ч пилит поперек водохранилища на левый берег. В итоге запоролись в травянистую бухточку и решили порыбачить, но т.к. способных рыбаков среди нас не наблюдалось результатом оказалось десятки метров спутанной лески. Ветер стих, пошли дальше. Неожиданно отвинтился руль и стал удаляться от катамарана, но д.Валера бросился на его поимку. Руль пойман, значит надо идти на берег ремонтироваться, за одним и обед сготовить.
В 16.50 отправились дальше на север правым галсом, ветра нет. И вот в 19.30 зашли в маленькую бухту на правом берегу, напротив Усть-Ербы. В поисках ровной площадки пробежались вдоль по скалкам, нашли клубнику и красивый заливчик, но приемлемого места там не оказалось. В итоге вернулись к катамарану и там среди нанесенных коряг расчистили площадку, стали ставить палатку, тут Санька запищала – ее укусила оса или пчела в щеку. Шурка заливалась слезами, боль не утихала. В это время я натягивая растяжку  была атакована и стала спасться бегством к костру. Два жала достигли цели – руку и плечо. Стало ясно, что здесь где-то гнездо, причем перед самым входом  в палатку, а т.к. другого удобного места просто не было д.Валера принял решение выкурить пчел, жалко, но другого выхода мы не видели. Он развел дымокур и пошел на поиски гнезда, которое оказалось в огромном пне, заваленном  толстым бревном. Начались попытки вытащить пень. Пчелы атаковали агрессора. К окончанию боя подошел д.Гоча, ушедший с удочкой в залив и не ведавший о пчелиных событиях.
 В итоге пень был перенесен на дальнее расстояние, д.Валера укушен 2 раза, д.Гоча – 1 раз. Стемнело, пчелы заснули, мы тоже осторожно пробрались в свою палатку.
17.07.09

Утром пчелы искали новое место для дома и им было не до нас, поэтому мы попытались их сфотографировать, мало что получилось, только после фотосессии руки дрожали и при смене объективов я умудрилась упустить и чуть искупать китовый объектив. Стартовали в 9.10. Ветер сильный северный и поэтому решили возвращаться на юг. Поначалу побежали шустро 7-8 км\ч, спустя 20 мин ветер поутих и скорость уже составила 4-5 км\ч. Шли ровно, обед готовили на борту. Окончить свой маршрут наметили на левом берегу не доходя до своей 8-й ночевки, поскольку  с этого места удобно было д.Гоче возвратиться в Абакан и пригнать машину. Тут же договорились с близко стоящими отдыхающими из Черногорска о том, чтобы завтра они подбросили д.Гочу в сторону Абакана. Маленько зазевались и уже когда стали устанавливать палатки налетел дождь. Весь ливень просидели в дополнительной палатке с вещами……
18.07.09

Идет дождь. В районе 16.00 дГоча отправился в Абакан, а мы занялись разукомплектацией катамарана. Вечером загрузили груз в машину, переночевали, а утром пустились в обратный путь в Томск.
Исходя из пройденного расстояния, характера водоемов и климатических условий  сделала вывод, что расчет маршрута был произведен не правильно, а именно, по такой большой воде, какая была в Кизире, Казыре, Тубе среднюю дневную норму надо брать 50-55 км, а не 40, а вот в самом водохранилище - 15-20 км, поскольку даже при попутном ветре удавалось развивать скорость не превышающую 9км\ч, ну а встречный ветер и вал, что нам преимущественно и сопутствовали,  существенно снижал все показатели.