В июле 2011 года мы совершили водный поход по заливам Онежского озера - Лижемской и Уницкой губам. Нас было четверо. Мы не ставили себе целью пройти какую-то определённую "нитку" маршрута - просто решили плыть как получится. 15 июля мы прибыли на станцию Лижма и направились пешком к берегу Онежского озера...

15 июля. День первый

Дорога к заливу Дорога к заливу
В 13.40 15 июля мы слезли с поезда и отправились искать Онежское озеро.
   Миновали посёлок и по грунтовой дороге дошли до гравийки.
   И вскоре обнаружили тропу, которая, судя по всему, шла к воде.
   Примерно через километр эта тропа действительно вывела нас на берег залива.

Готовы к отплытию Готовы к отплытию
Залив, к берегу которого мы вышли называется Лижемская губа - один из нескольких длинных и узких заливов на севере озера, по своему очертанию напоминающих клешни. Длина Лижемской губы около 50 км., ширина от 1 до 5 км.
   Когда мы подошли к воде и посмотрели на далёкий противоположный берег, то немного испугались.
   Здесь дул сильный ветер, по заливу носились не слабые волны.
   Как  мы поплывём по таким волнам на нашей лодочке? Не пойдём ли разом ко дну, едва отчалив от берега?!
   Но вскоре мы решили, что хватит нам бояться воды, иначе, зачем же мы тогда сюда приехали! Сейчас надуем лодочку, переупакуем груз и отдадимся на волю волн.
Будем держать курс на остров Ямский, а потом, если раньше не утонем, поплывём вдоль противоположного берега губы.
   Через час лодка была готова, груз упакован и распределён под сидениями и в мешках над бортом. Осталось оттолкнуть её от берега, миновать камни и оказаться на открытом ветренном просторе Лижемской губы.
   Что и было нами успешно и проделано.

Остров Ямский Остров Ямский
Обед на острове Ямский Обед на острове Ямский
После получасовой качки на надувном судёнышке нам удалось пристать к берегу острова под названием Ямский. Рядом с берегом мы нашли неплохое место для организации отдыха и обеда.
  Остров Ямский порос сосновым лесом. Здесь достаточно простора для обеспечения приятного отдыха.
  Мы пообедали и попили чаю с черникой, которую без труда набрали в окрестностях костра. А потом стали собираться в дальнейший путь. Решили подплыть поближе к коренному берегу, чтобы найти место ночной стоянки.

По курсу островок По курсу островок
Нам с трудом удалось справиться с волнами. Лодку крутило и разворачивало, и казалось, что недалёкий берег не приближается, а наоборот отодвигается от нас всё дальше. Но мы всё же как-то изловчились и подплыли к берегу.
  Теперь надо было высматривать место, куда можно причалить.
  Сначала мы обследовали попавшийся нам на пути островок, но он весь состоял из камней - даже ходить по нему можно было с трудом. Зато напротив островка на берегу нашлось неплохое место, где можно было установить палатки и развести костёр.
  От того места, куда мы причалили шла  вверх  узкая тропинка . Если по ней пройти сотню метров, то попадаешь на берег маленького тихого озера под названием Листозеро.
16 июля. День второй

Дождь Дождь
Грусть Грусть
Ловись, рыбка! Ловись, рыбка!
Утро 16 июля.
    Мы проснулись, неспешно позавтракали, уложили вещи и поплыли на юг  вдоль берега.
  Сегодня озеро оказадось более спокойным, чем вчера, и мы надеялись преодолеть в этот день более значительное расстояние.
  Но пока собирались, небо нахмурилось, и начал накрапывать мелкий дождичек.
  Тем не менее, мы не стали отсиживаться на берегу. Накачали до нужной кондиции баллоны, столкнули на воду лодочку и поплыли в направлении виднеющегося мыса.
  Однако дождь не позволил нам осуществить планы. Из моросящего он скоро перерос в проливной.
  Мы выбрались на берег, соорудили навес и стали пережидать непогоду.
  Дождь, то затихая, то вновь усиливаясь продолжался не менее двух часов, поэтому каждому пришлось выбирать дело "по душе". Кто-то поддерживал костёр, кто-то фотографировал процесс поддержания костра, а кто-то просто тихо грустил об оставшемся дома компьютере.
  Но один из нас оказался самым мудрым. Он достал удочку и принялся удить рыбку. Полученное им при этом удовольствие, конечно, было несравнимо с неудобством нахождения под моросящим дождём.
  Наконец, дождь прекратился, и мы поплыли дальше.
  Здешние берега сплошь усеяны камнями. И такие камни не только у кромки воды. Они везде. Иногда можно проплыть несколько километров и не найти места, где бы можно было не только установить палатку или развести костёр, но и просто спокойно посидеть.

Ближе к вечеру, когда уже надоело грести, мы причалили отдохнуть в маленькой бухточке, где прибрежные скалы полого опускались к воде. Необходимо было перекурить, размять ноги, а также справить естественные потребности организма.
  Здесь на прибрежных камнях некоторым из нас посчастливилось спокойно постоять и тихо погрустить о том, как было страшно плыть по волнам и надо было время от времени просить товарищей по походу:
  "Ну, давайте же поближе к берегу! Ну, куда мы опять гребём на середину?!"
  Потом снова поплыли вдоль берега, но уже через час решили, что пора швартоваться на ночь.         Провели разведку - искали место, где можно комфортнее расположиться. Причём, двое из нас шли по берегу, а двое плыли на лодке.
  Наконец, нашли хорошее место на мысу. Там имелось старое кострище и даже перекладина для просушки вещей.
  Перекладина оказалась особенно кстати - при высадке у нас упал в воду один из рюкзаков.

Белая ночь.
    Если на небе не сплошная облачность, тогда можно до утра наблюдать, как  алая полоса заката перемещается по кругу, становясь в какой-то момент алой полосой восхода.
17 июля. День третий

Утро Утро
Острова "Бычки" Острова "Бычки"
Каждый раз, готовясь к спуску нашего судна на воду, приходится тратить много времени чтобы уложить груз. А делать это надо так, чтобы груз не стеснял наших движений и был недоступен для попадания в него воды.
  Сегодня погода хорошая. Ветер дувший всю ночь, к утру притих.
  За предыдущие два дня мы сильно отстали от графика и теперь надеемся его наверстать. Если, конечно, снова что-нибудь не помешает.
  Итак, мы плывём дальше - на юг вдоль берега Лижемской губы.
  Прямо по курсу два маленьких острова. Эти островки называются Бычками. Наверное из-за их горбатой формы - почти посередине залива торчат два маленьких бугорка, поросшие соснами.
Вообще-то удачнее бы было их назвать Божьими коровками.
  Мы подгребли к одному из Бычков, причалили, выбрались на берег и погуляли. Просто немного отдохнули от гребли.
  На острове только камни, сосны и сухая трава. Почему она сухая - непонятно, ведь остров не испытывает недостатка влаги.
  Наше пребывание на Бычках было не долгим.
  Внезапно с востока "приехала" чёрная туча, и нам пришлось резво грести к большому берегу.
  И, только мы успели причалить, как налетел ветер и пошёл дождь. На этот раз с грозой.
  Большой дождь кончился быстро, но ещё долго продолжал моросить.
  Мы приготовили обед и поглотили его прямо под дождём и вместе с дождём.

Островки на входе в залив Островки на входе в залив
12п 12п
Залив Залив
14п 14п
Ближе к вечеру мы подплыли ко входу в узкий залив, протянувшийся почти параллельно береговой линии губы.
  На входе в залив находились два маленьких островка удивительно похожих друг на друга.
  Мы собирались остаться на ночь на берегу этого залива, а на следующее утро проплыть до его конца и через узкую перемычку перебраться в бухту, находящуюся напротив Оленьих островов.
  Высадились, обследовали берег, развели костёр. Но потом раздумали здесь ночевать - не всем из нас понравилась "энергетика" этого места.
  Ну, что ж! Энергетика - дело очень даже тонкое.
  Мы поели наловленной накануне рыбки, попили чайку и отправились в плавание, хотя была, практически, ночь.
  Приятно было плыть по такому заливу. Здесь совершенно не ощущалось ни ветра, ни волн. За бортом тёплая прозрачная вода. И тишина, лишь иногда растревоженные нами утки срываются с насиженных мест и быстро кружат над водой в поисках нового пристанища.
  Очень красиво!

Подходящего места для разбивки лагеря на берегах залива нам так и не удалось найти. Его берега оказались либо заболоченными, либо завалены камнями. Вообще в этих местах, несмотря на простор, довольно трудно найти место стоянки.
  Пришлось плыть до самой перемычки.

В час ночи мы причалили к берегу в начале залива, тем самым оказавшись на перешейке, а, пройдя по нему метров двести, попали в бухту с песчаным пляжем и следами пребывания  других людей.
  Судя по многочисленным следам, оставленному мусору и почти полному отсутствию дров в ближних окрестностях, обосновывались они здесь весьма основательно.
  У одного из нас накануне случился день рождения, поэтому мы до полуночи занимались тем, что пекли на костре праздничный пирог с привезёнными орехами и местной черникой.

Пирог немного подгорел, но всё равно было очень вкусно, особенно под "походные" 100 грамм.

18 июля. День четвёртый

Мыс Мыс
Водные процедуры Водные процедуры
Утренняя рыбалка Утренняя рыбалка
В этот день мы решили немного отдохнуть в понравившемся нам месте.
  Тёплая безветренная погода этому благоприятствовала.
  Бухточка, где мы расположились находилась напротив Оленьих островов - гряды из нескольких длинных и узких  островов, протянувшихся вдоль Лижемской губы на удалении всего двухсот-трёхсот метров от коренного берега.
  Вода в бухте довольно тёплая и очень мягкая. Дно песчаное. Здесь интересно нырять с маской, рассматривая сквозь прозрачную воду коряги и камни, лежащие на приличной глубине.
  Можно ловить рыбу, правда здесь, как, впрочем, и во всей остальной Лижемской губе, надо чётко знать время лова и иметь определённую снасть.

Сегодня мы решили сделать паузу в плавании. Задумали пешком пересечь полуостров Лиж, чтобы попасть в соседнюю Уницкую губу.
  Собрали вещички и пошли. Сначала берегом по тропе, а, когда она потерялась, углубились в лес.
  Но, через час пути начали понимать, что по такому лесу без тропы долго не пройдём.
  Основательно наломав ноги на камнях и буреломе, мы вышли всего лишь к глубоко вдающемуся в берег очередному заливу всё той же Лижемской губы  .
  Поэтому не стали больше искушать судьбу.
  Передохнули, потом надули лодочку и занялись привычной греблей.

Выход на "большую" воду Выход на "большую" воду
Неожиданно быстро мы выгребли к большой воде. Сегодня наше судёнышко не крутило и не швыряло - оно резво двигалось туда, куда мы его направляли.
  Возможно, причиной этого явилось правильное распределение груза и гребцов.
  Очень уж  привередливая нам досталась лодочка - то лежит на воде, как длинный диван и не хочет подчиняться усилиям, а то сама летит по волнам.
  После двух часов непреоывной гребли сделали маленький привал на мысе. Здесь было очень много красивых камешков, и некоторые из них были нами взяты с собой.
  А напротив мыса на расстоянии трёх десятков метров торчал из воды маленький островок, на который можно легко перебраться закатав штаны.

К вечеру нам почти удалось обогнуть полуостров Лиж.
   Мы расположились ночевать на удобном сухом мысу с поваленной бурей сосной. Здесь было много хороших дров. Лёгкий ветерок отгонял немногочисленных комаров и доставлял кислород к костру.
   Очень комфортной оказалась эта стоянка.
   С этого мыса мы каким-то чудом  смогли позвонить по мобильнику на "большую землю". Доложили,где мы находимся и чем занимаемся.
   До сих пор не ясно - откуда здесь взялась мобильная связь. Больше ниоткуда за всё время похода нам никуда дозвониться не удалось, хоть мы неоднократно и пытались.

Ночь.
   Мы спим, а наша лодочка лежит у берега на камешках. А вдали ещё одно судёнышко покачивается на волнах - кто-то ловит рыбку.
Ночь

19 июля. День пятый

Долгожданный момент - мы, наконец-то, достигли  оконечности полуострова Лиж. Теперь видим сразу два больших залива - Лижемскую и Уницкую губу. А когда войдём в Уницкую губу, ветер будет дуть нам в спину.
  Здесь, как мы заметили, всегда так - ветер дует из Большой Онеги в губы.

Уницкая губа Уницкая губа
Буксир в Уницкой губе Буксир в Уницкой губе
В полдень сделали привал на обед в маленькой бухте Уницкой губы напротив полуострова Вегорукский наволок и острова Миж.
  Остров Миж прямо напротив нас. До него отсюда не более километра.
  Где-то за этим островом расположился посёлок  с названием Ламбас-ручей.
  В бухте, где мы остановились за узкой полосой песка простираются совершенно непроходимые дебри - болото и бурелом. Зато у самого берега хорошо, а сухое бревно горит так, что становится жарко даже в нескольких шагах от него.
  Видели буксир вблизи противоположного берега. Он тянул за собой рыбацкую лодку. Наверное, эти рыбаки из посёлка Ламбас-Ручей.

Пегрема. Причал Пегрема. Причал
Старый дом Старый дом
Былое... Былое...
Вечером этого дня мы достигли Пегремы.
  Пегрема - это старинная рыбацкая деревня, уже давно заброшенная. Но, говорят, что здесь проживает один человек. Это какой-то странный учёный, который бросил всё и уехал сюда изучать  древние артефакты.
  А ещё мы видели с воды лагерь археологов вблизи Пегремы. Что им там удалось раскопать - тайна покрытая мраком.
  Когда-то - совсем недавно по историческим меркам - здесь жили люди и находили себе занятия.
Вряд ли они захотели сами добровольно отсюда уехать, скорее всего, их просто вынудили.
  В Пегреме сохранилось несколько домов. Такие большие дома не редкость на севере. Здесь под одной крышей размещено всё - и жилые и хозяйственные помещения. Полная автономия жизни.
  У самого берега стоит деревянная церковь. Подобные небольшие шатровые церкви типичны для этих краёв. Раньше они стояли в каждой деревушке. А теперь какая сгорела, какая свезена в музей (например, в Кижи).
  Но некоторые из них остались на своих местах и даже отреставрированы, как, например, здесь.
  После непродолжительного колебания мы решили покинуть Пегрему и отчалили от берега. И, хотя здесь было бы можно выбрать место для лагеря, делать этого не стали.
  Во-первых, не хотелось нарушать покой  "духов Пегремы", а, во-вторых, ночевать в этом заброшенном месте нам было бы, наверное, немножко неуютно, а, может, и жутковато.

На озере, практически, полный штиль.
  Сейчас мы быстро гребём поперёк  Уницкой губы с целью найти место ужина, отдыха и сна.
  Прямо по курсу Сокольи острова.
  К какому-нибудь из них мы и надеемся пришвартоваться на ночь.

Нам не сразу удалось высадиться на Сокольи острова - несколько раз мы вылезали на берег и обследовали его. Но там было такое нагромождение камней, что даже ходили по ним с опаской, рискуя каждую секунду подвернуть ногу.
  Но, наконец, пройдя пролив между двумя маленькими островками, нашли вполне пригодное местечко рядом с маленькой бухточкой.

Коптильня Коптильня
Архипелаг Сокольи острова Архипелаг Сокольи острова
Скала Скала
В бухточке чистейшая тёплая вода и каменное дно. Здесь как в бассейне и даже лучше - нет запаха хлорки.
    И ещё хорошя рыбалка. Вся эта рыба, показанная на фото, была выловлена одним из нас за пятнадцать минут.

Сам архипелаг Сокольи Острова представляет собой группу из двух больших и множества мелких островков, разделённых узкими протоками.

Земля на островах - сплошной камень, покрытый мхом и поросший сосновым лесом. Большинство островов архипелага Соколий имеют скалистые обрывистые берега.

Так выглядит Уницкая губа, если смотреть с Сокольих островов в сторону Большой Онеги, то есть на юг.
20 июля. День шестой

Поклонный крест Поклонный крест
Волна Волна
Утром мы позавтракали, искупались и поплыли дальше.
  На одном из острове архипелага Соколий встретили группу туристов. Они поделились с нами солью и рассказали, что двое из их группы два дня назад отплыли куда-то на катамаране и не вернулись до сих пор.
  Вскоре после того как мы, распрощавшись с туристами, небо на севере внезапно затянуло тучами и по заливу стали перекатываться длинные высокие волны.
  Пришлось приналечь на вёсла и грести к ближайшему берегу.
  Некоторые из нас не на шутку испугались, особенно потому, что находились под свежим впечатлением от рассказа о пропавших туристах.
  Когда мы причаливали к берегу, нас так окатило набежавшей волной, что мы оказались мокрыми до последней тряпочки.

Шторм Шторм
Вскоре волнение на озере уже почти улеглось, и мы отправились в дальнейший путь.
  Но нам опять не удалось продолжить плавание.
  Через десять минут после того, как мы отплыли от берега, налетел новый шквал, и мы были вынуждены срочно высаживаться на скалистый берег.
  Лодку било о камни и заливало водой, пока мы выгружались и вытаскивали пожитки.
  Но вот, наконец, мы на берегу. Теперь можно полюбоваться стихией.
  Ветер достиг штормовой силы. Он срывал белую пену с волн, яростно бьющихся о прибрежные скалы.
  Мы стали срочно сооружать навес для защиты от дождя, но он нам не понадобился - дождь так и не начался. И ветер утих так же внезапно, как и начался. Но волнение на озере ещё долго не прекращалось, и по этой причине мы решили устроиться на обед здесь.
Фьорд

Узкий заливчик в ста шагах от нашей стоянки. На просторе губы ещё бушуют волны, а здесь безмятежная гладь.

DSCF4901а DSCF4901а
Ближе к вечеру все стихии успокоились, и мы поплыли по спокойной воде дальше то приближаясь к берегу, то отдаляясь от него. Пора было уже искать место ночной стоянки.
  Впереди виднелся узкий мыс. Решили попробовать причалить к нему в надежде, что местность на мысе окажется ровной и без излишних камней.
  Но мыс не оправдал наших надежд - там было сыро и неуютно.
  Мы поплыли дальше и оказались в зарослях камыша, занимающих  огромную площадь. Потом долго переплывали от островка к островку, но все они были не подходящими - либо сплошь завалены камнями, либо болотистыми.
  Устав, как собаки и переругавшись вконец, мы всё же высадились на одном из островков. Шёл уже второй час ночи. На островке было сухо и ровно, но много комаров. А от них, как известно, эффективно спасает только водка. Но из нас четверых  этот напиток  уважали только двое. А для "трезвенников" оставалось только поскорее забраться в палатку и поплотнее завернуться в спальные мешки.
21 июля. День седьмой

ОстровГабостров. Бухта ОстровГабостров. Бухта
Позавтракав и упаковав вещи, мы поплыли через губу в направлении острова Габострова.
  Миновали остров Берёзовский и ещё ряд мелких островков и свернули в узкий пролив межлу Габостровом и полуостровом Лиж, потом начали дрейфовать по ветру рядом с берегом.
  Берег острова Габострова низкий и каменистый. В этой части Уницкой губы множество мелких островов, среди которых легко запутаться. Самые значительные из них - Габостров и Кокостров, а дальше остров Райостров.
  Мы долго высматривали место, где можно было бы отдохнуть и погулять, но не смогли найти ничего подходящего.

Пролив между островами Пролив между островами
Отчалив из бухты, расположенной в северной части Габострова мы поплыли по узкому проливу между двумя небольшими островами. С правой стороны остров низкий, а с левой высокий и скалистый. В проливе полный штиль и очень глубоко. Вероятно, здесь проходит какой-то своеобразный желоб.
  Слева нависает грандиозная скала состоящая из обломков гранитной породы.
  Мы решили выбраться на эту скалу и устроить там обеденный отдых.
  В скале мы нашли большую нишу и приготовили в ней обед с использованием примуса.
Здесь было ещё несколько ниш, 2-3 маленьких пещерки и один провал с чёрной водой, которая попадает туда из пролива.
  Купаясь в проливе, мы обнаружили довольно сильное течение, затягивающее куда-то под камни. Наверное, как раз в этот самый провал.

Последняя стоянка Последняя стоянка
Всю вторую половину дня мы плыли вдоль острова Райострова.
  Райостров нисколько не оправдывает своё название - он нисколько не был похож на рай в стандартном представлении. Просто узкая полоска земли сплошь покрытая каменными обломками, у кромки воды заросли осоки и камыша, и непролазная чаща на берегах.
  Только поздним вечером мы нашли удобный для ночёвки  островок  размером не более чем 50 на 50 метров.
  Здесь была полянка, а на ней рыбацкое кострище, вокруг мягкая земля с травкой и почти ни одного камня.
  И растительность на островке была тоже не обычная - в основном осины и берёзы и всего одна ёлка, и та небольшая.
  Отсюда был виден Райостров и такие же мелкие островки, как наш.
22 июля. День восьмой

Уница приближается Уница приближается
Доплыли! Доплыли!
Утро выдалось безветренное и солнечное. Но рыба сегодня почему-то совсем не хотела клевать.
  Из этого факта мы сделали вывод, что скоро погода должна будет испортиться, и не ошиблись.
  Ближе к обеду поднялся ветер, а на озере возникли длинные волны, но мы не могли долго оставаться на островке и продолжили плавание.
  Сначала двигались вдоль берега залива до тех пор пока не достигли заросшего камышом устья безымянной речки.
  Здесь передохнули, а потом решили плыть к напрямую через залив к посёлку Уница.
  Надвигалась гроза, вдали сверкали молнии и гремел гром, а нам надо было успеть пересечь километр водного пространства.
  Во время перехода через губу поднялся сильный ветер, и волны раскачивали лодку. Кое-кто из нас не на шутку боялся утонуть, а Уница приближалась поразительно медленно.
  Наконец, мы благополучно добрались до берега и вытащили лодку на твёрдую землю.
  На этом водная часть нашего похода завершилась.

В Унице мы сходили в магазин, чтобы купить продуктов, так как все походные запасы к этому времени, практически, закончились.
  В этой деревне есть два магазинчика и церковь, и вообще Уница выглядит вполне презентабельной. Только вот мобильной связи пока нет.
  Мы перекусили продуктами, купленными в магазине и отправились по дороге в сторону "железки".     Лодку пока складывать не стали - она была слишком мокрая.
  Спросили у трёх повстречавшихся нам человек далеко ли до ж.д. станции. Один сказал, что 15 км., второй, что 12 км., а третий, что 9 км.
  Кому верить?!
  Прошли 4 километра до моста через речку Уница.
  Моросил мелкий дождик.
  Мы свернули с дороги и приготовили обед. Хотелось дождаться окончания дождя чтобы просушить лодку.
  Но дождь, казалось, зарядил надолго.
  Что делать?
  Если оставаться здесь на ночь, можно не успеть на пригородный поезд. С другой стороны, идти по дождю тоже мало приятного, да ещё придётся тащить мокрую лодку.
  Часам к девяти вечера дождь кончился, чёрные тучи разошлись, и на небе проступили голубые пятна, но лодка пока просыхать не собиралась.
  Надо засовывать мокрую лодку в мешок и идти!

В течение трёх часов мы шли по лесной дороге, ведущей от деревни Уница до станции Кяппесельга.
Изредка останавливались для короткого отдыха и снова шли. А где-то на расстоянии около двух километров от станции нас подобрала проезжавшая машина.
  Дежурная по станции отперла нам дверь в помещение вокзала и включила свет. До прибытия пригородного поезда оставалось два часа.
  Вот и всё! Поход, можно сказать, закончился. В зале ожидания тепло и уютно и все опасности и приключения позади. А кому-то (конечно же наиболее юным и "выносливым" из нас) даже разрешается поспать на жёсткой лавке, возложив всю ответственность за будущую посадку в поезд на более опытных товарищей...