Индия / Спортивный туризм | Водный туризм
 

Сплав по рекам Мандакани, Алакнанда

5 - 18 октября 2008 г.
Описание района проведения путешествия

Ниже будет приведено описание неполного перечня сплавных рек Индии. Это описание составлено на основании информации, полученной в основном с англоязычных сайтов и записок иностранных каякеров. Сведения о реках Индии в российском интернете крайне скудны и носят в основном рекламный характер.
3500 километров Гималайских гор включают в себя очень большое количество рек, пригодных для сплава. Освоение рек Индии было начато каякерами, а позднее и рафтерами различных стран мира в 70 – 80 годы прошлого века. На сегодняшний день были пройдены практически все значимые реки района. Однако информация о пройденных маршрутах крайне скудна. Поэтому каждый может найти возможность если не сделать первопрохождение реки, то хотя бы пройти новую секцию, новый каньон, забравшись выше, чем начинали первопроходители, или выбрав другое время для сплава, пройдя по более высокой (низкой) воде то, что первопроходителям пройти не удалось. Поскольку россияне начали освоение района значительно позднее, то в описании будут приведена классификация сложности по международной шкале, отличающейся от российской шкалы, введенной С.Черником и используемой в российских отчетах. С определенной натяжкой можно сделать такой перевод: международная категория сложности соответствуют нашим категориям на единицу выше. Знак + или – уточняет сложность в рамках одной категории. Так  IV- - следует расценивать как категорию 4С,  IV – как 5А и IV+ - как 5B. Соответственно V- - 5C, V – 6A, V+ - 6B, VI – 6C . Полностью непроходимое препятствие обычно обозначается значком черепа с косточками.
На большом количестве рек организован коммерческий сплав. Причем это может быть как сплав для новичков, так и сплав, где комплектуются профессиональные команды. В первом случае рафтинг или каякинг относительно не сложен и обычно не превышает II категории сложности. с локальными порогами III – IV категории сложности., хотя это могут быть и секции IV категория сложности с большими валами и малым количеством камней, где расстояние между препятствиями позволяет гидам выловить всех новичков после очередного оверкиля. Во втором случае могут проходиться секции до V категории сложности включительно. Мне ничего не известно о прохождении на коммерческом сплаве V+ и VI категория сложности.
Реки Индии разнообразны. Можно найти любой желаемый тип сплава – и сплав по большой воде, и крикинг, и водопадинг, и “покатушки” со стоянками в отелях, короткими сплавами и переездами между реками. При желании сюда можно добавлять трекинги, восхождения и вылазки в джунгли.
Для Индии характерны два сезона - сухой и сезон дождей. Летом с конца мая по конец сентября  над большей частью Индии идут муссонные ливни. В предгорьях Гималаев (Черрапунджи) годовое выпадение осадков может доходить до 12 метров. Июнь и июль индусы называют “смерть белым”. В этих месяцах очень жарко при практически стопроцентной влажности. С конца сентября по середину мая  дождей нет, температура воздуха падает, влажность уменьшается. В связи с этим можно приблизительно рассчитать то время, в которое вам следует осуществлять сплав по реке. Подъем воды в реках обычно начинается в конце апреля. Если эта река относится к классу большерасходных  (big volume), то целесообразнее проходить ее в марте - апреле или в ноябре. Что касается Брахмапутры, то ее ходят в декабре по минимальной воде. Если река относится к малорасходным, то проходить ее можно в апреле - мае  или с конца сентября. Этими соображениями надо руководствоваться при подготовке сплава, если время оптимального сплава не указано отдельно для конкретной реки.
Категория сложности реки будет указана через дефис. Более высокая категория относится, естественно, к более высокой воде. Предполагается, что оценка реки определенной категорией допускает наличие препятствий более высокой категории, которые должны проходиться с разведкой или обноситься. Подавляющее большинство приведенных ниже описаний рассчитано на каякерские группы, поэтому группы, которые планируют сплав на других судах должны относиться к рекомендуемым срокам сплава и участкам сплава исходя из реальной возможности и потребности их судов.

Реки штата ЛАДАХ.
Штат LADAKH предлагает реки для организации продолжительных походов. Походы можно проводить по рекам Zanskar (III-IV) , Tsarap Chu (IV-VI), верхний Indus (IV), Indus от Upshi (II), реки в долине Nubra (III) и ряд не пройденных малорасходных речек между Zanskar и Тибетским плато Гималаев.
Большая часть этого района малопосещаемая, засушливый пейзаж усеян буддийскими монастырями, которые в период с июня по август устраивают праздничные шествия.
Питание рек в основном снеговое. Активное таяние начинается в июне и продолжается в течение лета. К концу июня уровень воды в реках максимален. Это время оптимально для прохождения Indus и Zanskar. Tsarap лучше плыть по спаду воды после середины августа. Кроме указанных есть еще много других рек от хорошей II до III категории сложности. Они петляют по плоскому Тибетскому плато в долине Nubra, дорога в которую ведет через самый высокий перевал Kardung La (5603 m), доступный для переезда на автомобиле.
Zanskar
Отправная точка для сплава по Zanskar обычно - Padum или Ringdum. Там нет большого количества порогов, поэтому при организации собственного похода лучше прямо ехать к монастырю Karsha и становиться на воду у моста ниже Karsha.
Чтобы добраться до Padum, лучше доехать на автобусе или джипе до Kargil, а затем нанять грузовик или автобусом до Padum. Если выехать из Kargil не позже 5 утра, то за день можно успеть доехать до Padum. Правда, это зависит от мастерства водителя и от того, насколько он сам хочет побыстрее добраться до Padum. Плата за проезд в грузовике и в автобусе одинаковая, но поездка на автобусе займет 2 дня, он, как правило, переполнен с вас возьмут отдельную плату за груз.
В верхней части реки есть несколько очень серьезных порогов, там где к реке подходит ледник Drung Durung. В Zanskar впадает несколько заметных притоков. Они не пройдены, но можно сделать попытку пройти их.
Tsarap Chu
Отправная точка начала похода обычно - Sarchu (если вы едете из Manali) или Brandy Nalla (если вы едете из Leh). Сплав по этой реке длится в течение 3 - 4 дней и приведет вас непосредственно на Zanskar, таким образом, объединенная поездка является долгой и длинной. При организации такого похода можно планировать докупать продукты в Padum.
Сплав по Tsarap достоин сам по себе и не должен быть недооценен. Отправная точка находится на высоте 4300 м. Вы должны быть должным образом акклиматизированы перед стартом. Лучшее всего простоять 2 дня в Sarchu – это довольно скучный палаточный лагерь, и только после этого начинать сплав. Все оборудование и пища (лапша и овощи можно купить в Sarchu по завышенным ценам) должны быть принесены или от Leh или от Manali, так что удостоверьтесь, что Вы ничего не забыли. Там вы ничего не достанете.
Начав сплав вы будете видеть только отдельные маленькие крестьянские хижины и первая реальную “деревню” - монастырь в Phuktal. После этого есть некоторые селения, но там трудно пополнить запасы пиши и оборудования.
Padum - первое надежное место, где вы можете получить пищу, что-то из снаряжения и починиться для вашего сплава по Zanskar, к которому Tsarap присоединяется только после Padum.
Indus (Инд)
Реку можно идти сверху до Kargil и далее, что не желательно из-за ситуации в Кашмире. А потом сплав по порогам, от которых волосы встают дыбом дальше вниз на пакистанские равнины, что еще менее желательно из-за ситуации в Пакистане.
Так или иначе, Инд предлагает хорошие пороги класса IV на всем протяжении от того места до куда вам разрешит доехать армейское руководство, поскольку там начинается запрещенная зона, до Upshi. После Upshi река - главным образом имеет II категорию сложности. На участке есть одна дамба с переливом воды, которую обычно обносят, но в ней есть сливы, по которым можно пройти. Далее сплав продолжается мимо Leh к Kargil, где вас будут ждать отдельные пороги IV категории сложности.
Другие реки в Ladakh....
Есть несколько рек в долине Nubra, которые в основном петляют, и оцениваются II – III категорией сложности. Реки, впадающие в Zanskar стекающие с горной цепи Zanskar, являются крутопадающими малорасходными реками с очень холодной водой. Многие из них падают непрерывно, без плесов. Однако, их прохождение может рассматриваться опытной группой с железными … нервами.

Реки штата ХИМАЧАЛ-ПРАДЕШ
Himanchal Pradesh – это имя является брендом в кругу каякеров. Река Beas протекает прямо через город и образует пороги V категории сложности выше Manali, пороги IV категории сложности в  Manali и ниже и хорошие пороги  III категории сложности от секции начала коммерческого рафтинга и ниже.
Эта река, естественно, не единственная интересная с точки зрения спортивного сплава в этом районе. Есть еще Bhaga, Chenab, Zanskari, Parvati, Sutlej так же более мелкие Spiti, Chandra и другие притоки внутри и вокруг Himachal, Spiti и Lahaul.
Если вы предпримете рискованное путешествие Himanchal Pradesh, то лучшим местом для остановки будет Manali. Это все равно, как если бы приехали в Швейцарию и любуетесь горными пейзажами находясь в цыганском таборе, с его шумом и суетой.
Все доступно, и Путь Хиппи все еще держат свою марку. Вы можете поучаствовать в вечеринках “Полной луны”, полюбоваться на индийских молодоженов, симпатичных индусов и индианок с равнин, задающих разнообразные глупые вопросы насчет той пластиковой фиговины (каяка), которую вы приволокли с собой.
Так или иначе, Manali позволит вам купить и устроить все, в чем вы, возможно, будете нуждаться для проведения сплава по рекам Bhaga, Chenab и Zanskari. Сюда входит любая береговая поддержка, ослы, чтобы нести Ваши шмотки и экономить время. Но они также предложат совершить большой исследовательский сплав по Гималаям.
Beas
Как сказано выше, эта река может предложить вам все. Вы можете слегка погрести и согреться, пройдя секцию для рафтинга, а можете отработать и часть основного маршрута, забросившись и сплавившись от Solang, что приблизительно 15 км выше Manali. При этом вы будете иметь в виду, что у вас в запасе есть еще какие-то километры, интересные и доступные для сплава выше Solang.
Поскольку дорога проходит рядом с большей частью реки, вы можете в основном выбрать точку начала сплава и его сложность.
Parvati
Эта река тоже в большинстве мест доступна с дороги. Река примерно такая, как и Beas - постоянное падение с примерно такой же сложностью, убывающей по мере удаления от истока реки.
Сатледж
Это главная река штата. Она начинает свой бег с большой высоты. Вас ожидает невероятно большой расход воды. Река вяло течет через Lahaul. Другое дело в верхних сложных секциях, где река входит в Himanchal через Гималаи.
Bhaga
Начинаясь с Darcha, эта река имеет очень стабильный расход воды и может быть пройдена только сильной командой с необходимым опытом. Места, видимые с дороги, привлекательны. Но кажется, что это специально сделано исключительно для вашего соблазна. Вы ведь не видите, какие неприятности ждут вас в скрытых местах первого ущелья.
Сложность реки сильно зависит от уровня воды. Большинство препятствий имеют сложность от III до V категории, но по большой воде сложность может дойти и до VI категории.
Chenab
Начинаясь с Keylong, эта река предлагает исследовательский каякинг с порогами IV-VI категории сложности на всем пути к Кашмиру. Вы должны принять меры предосторожности и собрать достаточно информации о ситуации в области Кашмир. Предполагается двухдневный сплав, вам могут приказать закончить его и раньше.
Zanskari
Малорасходная река, впадающая выше вышеупомянутого Darcha. Для сплава необходимо несколько больше воды, чем вы хотели бы иметь на Bhaga. Поэтому хорошей идеей будет пройти его первым, перед поездкой на Tsarap или Zanskar, а по Bhaga сплавляться в конце путешествия, возвращаясь в Manali..
На реке главным образом пороги IV+ категории сложности, но иногда встречаются и препятствия V+ категории сложности. Для того, чтобы сплавиться по реке до Darcha, где онa впадает в Bhaga требуется несколько дней.

Реки  штата УТТАРАНЧАЛ
Uttaranchal одно из наиболее замечательных мест, где превосходный сплав ждет гребцов. Путешествия здесь очень похожи и проводятся в те же сроки, что и в штате Himanchal Pradesh.
Реки Ганг и Alaknanda предлагают многодневный сплав по большому расходу воды. Поскольку дорога в основном идет вдоль этих рек, то несложно организовать ночлег в придорожных гостиницах и домах отдыха, причем нанятый вами автомобиль может сопровождать вас. Доступ к реке от дороги в большинстве мест несложен.
Реки Bhagirathi и Tons немного более труднодоступны. Дорога идет в стороне от реки. Обе реки предлагают сплав по полноводному потоку с расходом выше среднего. Река Tons известна тем, что пороги мирового класса расположены по всему течению реки от верховьев до самого конца сплава.
Сплавные притоки с хорошим доступом (подъездом) в основном являются притоками Алакнанды. Можно сказать, что все основные притоки Алакнанды являются хорошими сплавными реками. Это прежде всего Pindar, Nandakini и Mandakini.  В то же время Tons и Pabar в верховьях этих рек обеспечат крикинг не хуже.
Несмотря на то, что основные реки  штата Uttaranchal уже пройдены, настоящий исследователь может сделать первопрохождение, начав свой сплав высоко в горах, но путь к началу сплава может быть очень трудным.

Ganga (Ганг)
Эта река является основной для коммерческого рафтинга. Большинство высококлассных компаний организует здесь коммерческий сплав. Сплав проводится по участкам, где пороги в основном III категории сменяются долгими прогонными участками. Впрочем на таком сплаве могут встречаться пороги и IV категории сложности.
Так или иначе, здесь стоит сплавиться, поскольку вы, проходя по Alaknanda, Baghirati или по их притокам, все равно попадете на эту реку. Да и вообще, все реки Гималаев заканчивают свой бег, вливаясь в Ганг – объединяясь с матерью всех рек.
Alaknanda
Эта река является официальным истоком  Ганга и образуется от слияния рек Сарасвати и Даули Ганга. Около города Joshimath сейчас сооружается большая плотина, поэтому участок от начала реки до плотины замусорен порогами, обусловленными стройкой.
 Река от города Joshimath  течет в глубоком ущелье, переходящем в каньоны. М. Кирсанов насчитал их семь. За плотиной река образует многокилометровый прорыв VI категории сложности. Далее, от поселка Helang препятствия несколько упрощаются, но все равно могут быть отнесены к V – V+ категории сложности. Особенную проблему составляет выход из ущелья в случае аварии – количество таких мест невелико, а сам выход, как правило, трудоемок и занимает много времени. Далее от Pipalkoti реку оценивают IV категорией сложности, но это не означает, что на участке нет порогов сложнее. Ниже, от Chamoli река вновь усложняется до IV+ категории сложности. Начиная с этого участка можно организовать коммерческий сплав для профессионалов. Еще ниже река постепенно выполаживается и оценивается уже III категорией сложности с отдельными мощными порогами. Этот участок длится до Devprayag, где сливаясь с Bhagirathi, образует Ганг, и обычно используется для отдыха после напряженного сплава или для катания на рафтах коммерческих групп.
В то же время, Алакнанда может использоваться вами как средство доставки вас к следующему притоку, точнее, к его окончанию. От устья притоков вы легко можете заброситься для прохождения Nandakini (IV+) Pindar (III-IV), и Mandakini (IV+ - VI). Пройдена и Даули Ганга (V+ - VI).
Bhagirathi
Когда то одна из наиболее посещаемых рек сейчас перекрыта четырьмя плотинами. Тем не менее, эта река и сейчас обеспечивает хороший сплав, правда, на небольших отрезках. Обычно на воду встают в районе города Uttarkashi, где река течет удаленно от города и дорог и образует пороги IV – V категории сложности. Спускаться из-за плотин не просто, поэтому следующей точкой начала сплава является последняя плотина, которая расположена в 30 километрах от конца реки. Если договориться с охраной стройки (местные рафтинговые фирмы обеспечивают это), то можно пройти этот тридцатикилометровый участок с порогами IV категории сложности.
Bhilangna
Малорасходная река, является левым притоком Билангны и впадает в нее непосредственно у большой плотины около города Tehri. О реке очень мало информации. Известно только, что ее ходила сборная команда каякеров. Сплав производится на участке от Ghansali до Gadolia. Это около 32 километров, которые были пройдены за два дня. Категория сложности IV – V.
Nandakini
Достаточно маловодный приток Алакнанды, поэтому по нему ходят обычно весной, когда сплав по Алакнанде опасен из-за большого уровня воды. Однодневный сплав возможен на 15 километровом отрезке от поселка Ghat, куда можно доехать автомобилем, и представляет собой крикинг IV – IV+ категории сложности. По причине маловодности реку ходят крайне редко.
Mandakini
Mandakini - последний крупный приток, присоединяющийся к Alaknanda в Rudraprayag. Эту реку часто описывают как одну из лучших рек для сплава по Индии. Легкий доступ от дороги и возможность автомобильной поддержки и ночевок в придорожных гостиницах вместе с порогами IV – V категории сложности делает эту реку очень привлекательной. Река кажется маленькой, по сравнению с Алакнандой, но эта иллюзия пропадает после того, как вы начнете сплав.
Сплав обычно начинают от моста дороги, ведущей на Kalimath. От моста до Рудрапраяга, где Мандакини сливается с Алакнандой около 50 километров сплава. Отсюда может быть организован коммерческий сплав на рафте для профессиональной команды.
Сплав может быть начат и выше – от Сонпраяга. До впадения правого притока сплав по реке – крутой крикинг V категории сложности. Ниже количество воды практически удваивается. Каждый поворот реки – порог IV – IV+ категории сложности. Последние несколько километров перед мостом на Kalimath река течет в глубоком ущелье, местами переходящим в каньоны. Падение увеличивается на реке непрерывные пороги V – VI категории сложности, осложненные габаритными непроходами с чрезвычайно сложными просмотрами и обносами. Французская группа, проходившая это место, сделала несколько ошибок, после чего на восстановление каяков потребовалось 2 месяца.
Pindar
Это, наверно, наиболее популярная река района для спортивного сплава. Сплав начинается от Tharali. На протяжении всего 50 километрового сплава на реке непрерывные пороги III – IV категории сложности. Опытные группы каякеров проходят реку за один день для раскатки. Менее опытным группам требуется больше времени.
Kali – Sarda
Река Kali в верховьях проходит по границе между Индией и Непалом. Река течет по району Kumaon, известному по книгам Джима Корбета, посвященным охоте на тигров и леопардов – людоедов. Здесь один из национальных парков назван его именем.
Сплав начинается от Jhulaghat и проходит по порогам II+ категории сложности. Река проходит мимо сталактитов и сталагмитов. После слияния с рекой Saryu сплав продолжается по реке Sarda. Пороги усложняются до III категории сложности. После города  Pancheshwar Kali начинает окончательный спуск на равнины. Течение убыстряется и здесь расположен порог Chooka IV категории сложности – самое сложное препятствие на маршруте. После этого река успокаивается, течет по джунглям, где при удаче можно встретить дикого слона.
Yamuna
Река Yamuna славится своей относительно теплой водой, а также солнечными днями во время муссона. В верхней части сплав имеет классическую IV категорию сложности. Продолжительность сплава обычно составляет два дня от Phoolchatti до Saynachatti. Река идеальна для раскатки перед более сложными реками.
Tons
По этой реке обычно совершают двух – трехдевное путешествие с начальной точкой в Mori. В то же время сплав можно начинать выше, от Harki Don, а возможно, и еще выше.
Это река со средним расходом  и с большим количеством порогов категории от IV  до IV+. Выше Mori встречаются более сложные пороги, которые все еще ждут своих покорителей. Участок выше Harky Don был просмотрен, но там были обнаружены непроходимые пороги.
Supin (Obra)
Эта река, сливаясь с Rupin образует реку Tons. Карты, да и местные жители путают эти названия. Противоречие разрешается только после слияния, когда ясно, что это Tons. Пройдены 12 километров каньона Ghunya Ghati  вверх от Netwar. Участок начинается от моста, ведущего в Jakhol. Местами, используя веревку, каньон можно просмотреть, но пользы от этого немного. Для прохождения требуется сильная схоженная команда, а также правильное планирование и выбор времени сплава. Уклон составляет около 80 м/км.
Rupin
Река очень красива. Великолепен и национальный парк, по которому протекает эта река. Блестящие пороги IV – V категории сложности среди сада камней, множество чистых водопадных сливов сочетаются с возможностью определения линии движения сходу и ее несложной реализацией.
Опасайтесь участков с габаритными непроходами, которые делают некоторые пороги смертельно опасными. Обнаружить эти пороги несложно, проведя разведку с машины, которая медленно движется вверх от Netwar по дороге, идущей вдоль реки.
Для прохождения реки обязателен пермит на посещение национального парка, который недорог, выдается минимум на три дня. Двухдневный остаток пермита можете истратить на Supin или пройти Rupin повторно. Пермит проверяют на заставе национального парка перед Netwar.

Pabar
Река, которая предложит вам полный выбор препятствий. В верховьях это непрерывные пороги IV – VI категории сложности. В середине реки участки II категории сложности, которые сменятся в низовьях порогами IV+ - V категории сложности, включая 12 метровый водопад и два порога VI категории сложности непосредственно перед концом реки.
Поскольку дорога идет все время вдоль реки, в большинстве случаев разведка является достаточно простой и в случае аварии выход на дорогу не сложен.
Это далеко не полный перечень рек штата. Много притоков первого и второго порядка, а также верховья уже пройденных рек ждут своих покорителей. Рекомендуется это делать весной и осенью, а зимние месяцы беречь для прохождения Ганга и Алакнанды. 

Реки штата АРУНАЧАЛ
Штат Аруначал сравнительно недавно начал посещаться туристами в первую очередь из-за его отдаленности и трудной доступности. Здесь протекает одна из самых больших рек мира Брахмапутра. Для сравнения: минимальный расход воды Брахмапутры в Аруначале в декабре в шесть раз превышает расход воды в Катуни в половодье. В этом штате можно сплавиться также по притоку Брахмапутры – реке Subansari. Эта река протекает через глубокие ущелья в самой отдаленной части Индии. Поскольку эти реки очень полноводны, то лучшее время для сплава от ноября до марта.
Брахмапутра
Одна из самых больших рек мира. Расход воды зимой составляет 6000 кубических метров в секунду, во время паводка до 34 000 кубических метров в секунду. Река приходит в Индию из Тибета и полностью до сих пор не пройдена, хотя предпринимались неоднократные попытки пройти ее.  Индусская часть реки отличается от Тибетской. Река  течет не в недоступных горных ущельях, а по джунглям. При этом в Индии река набирает полную мощь. Достаточно сказать, что при паводке в июне 2000 года река поднялась на 50 метров, сметая на своем пути селения и меняя русло. В 2002 году индийские гиды прошли участок реки, намеченный для коммерческого сплава, и теперь каждый год проводят по реке экспедицию по праву считающиеся сплавом по реке с одним из самых больших расходов воды.
Сплав проводится от Tuting до  Pasighat. За неделю участники сплава проходят 180 километров по реке, расположенной в одной из самых недоступных точек планеты. Сплав начинается с раскатки по порогам III – IV категории сложности с очень большой водой. После этого река входит в ущелье Marmong, где образует десятикилометровый участок порогов V категории сложности. Высота валов в некоторых порогах достигает шести метров. Это самые мощные пороги в мире, по которым проводится коммерческий сплав. Участок заканчивается порогом VI категории сложности, который коммерческие группы обносят. Ниже сложность реки уменьшается до категории III+, однако и на этом участке встречаются отдельные мощные именные пороги до V категории сложности.
Subansari
Subansari “Золотая Река” является самым большим притоком Верхней Брахмапутры. Она к ней спускается через зеленые тропические леса. Река, как Брахмапутра, начинается в Тибете, собирая воды Гималаев в стороне от главного Гималайского водосбора. Река течет 170 километров в Тибете, 250 километров в восточных Гималаях и 86 километров по равнинам Ассама, прежде чем слиться с Большой Брахмапутрой у самого большого в мире населенного речного острова Majuli. Вдоль реки не идет ни одной дороги из за чрезвычайно изрезанного рельефа местности. Население вдоль реки крайне немногочисленно и изолировано от внешнего мира.
Реку прошли в 1994 дважды, но только один раз – от намеченной точки. С 2006 года по реке организован коммерческий сплав от Taliha до моста North Lakhimpur, что занимает 5 дней. На реке пороги III+ - IV категории сложности. Самодеятельным группам предлагается вертолетная заброска на более высокие участки.

Реки штата СИККИМ
Сикким раньше входил в Непалом, поэтому реки Сиккима подобны рекам Непала Сезон сплава и температуры - то же самое как в Непале, и большинство рек является все еще девственным из-за ограничений по посещению этой территории.
Единственная действительно известная река этого штата – Tista (Teesta). По холодным водам этой реки проводится однодневный коммерческий рафтинг, продолжительностью до 5 часов. Препятствия в основном II – III категории сложности, однако в верхней части маршрута несколько порогов IV категории сложности. Возможен сплав также по притоку Tista, который называется Rangit. Этот приток насыщен препятствиями IV категории сложности, поэтому считается более спортивным, чем Tista. Сплав по нему также занимает один день.

Реки штата ГОА
В этом штате есть всего одна река, по которой можно осуществить сплав, отдаленно напоминающий спортивный. Это река носит название Kali. Реку относят к III категории сложности, хотя на ней всего один порог – первый на сплаве оценивается такой категорией. Остальные препятствия проще и не превышают II категории сложности. По реке проложены два коммерческих маршрута (один вложен в другой) длиной 9 и 14 километров. Слав продолжается половину дня.

Пермиты на сплаве

То, что для посещения территорий национальных парков, приграничных территорий, а также территорий с особым режимом требуется получение разрешения (пермита) очевидно для всех туристов. Так же необходимо получение пермита для восхождения на отдельные вершины, хотя все значимые вершины и так находятся в национальных парках. Для сплава по рекам Индии раньше пермит был не нужен, поскольку весь туризм находился в ведении министерства по культуре и туризму. С 2007 года самодеятельный туризм передан из министерства по культуре и туризму в управление лесной охраны. С этого времени для посещения верховьев рек требуется получение пермита. Особенно актуально это требование для верховьев Алакнанды. В прошлом году сборная группа каякеров из разных стран была задержана лесной охраной при попытке заброситься на верхнюю Алакнанду. Турфирмы, с которыми они консультировались, сказали, что для сплава ничего не надо, и они не озаботились получением пермита. Их арестовали, доставили в полицию и после многочасовой отсидки предложили либо заплатить по 500 долларов штрафа, либо отсидеть два месяца в тюрьме за загрязнение природы.
 Тонкость заключается в том, что получить такое разрешение на руки практически невозможно. При нашем обращении в ряд туристических фирм все, как одна отказались обеспечить нам сплав по верховьям рек. Нам через посредника удалось-таки договориться с одной из фирм и оплатить пермиты – за каждую реку с двух групп (я представил их, как одну) взяли 125 долларов. Пермиты на руки мы так и не получили. Нас тоже остановили на Алакнанде. Я показал чиновнику маршрутную книжку с телефоном и адресом турфирмы, оказывающей нам поддержку, письмо из Федерации спортивного туризма России с просьбой к местным чиновникам об оказании поддержки и сказал, что пермиты нами оплачены, а для того, чтобы убедиться в этом он должен звонить в поддерживающую нас турфирму. Чиновник, некоторое время поколебавшись, сказал, что он удовлетворен и отстал от нас.

Транспортные возможности района

Индия довольно долгое время была под пятой Англии. Англичанам же для подавления восстаний и наведения железного порядка требовалась быстрая переброска войск. Поэтому уже в 19 веке в Индии строится большое количество железных дорог и развивается сеть наземных дорог. Железные дороги и сейчас являются одним из основных видов транспорта, который используется, если надо преодолеть расстояние от 100 километров и больше. Это самый дешевый вид транспорта, хотя поездка на нем в первый раз оставляет незабываемые впечатления, если вы едете не первым классом. Скажем так – подмосковная электричка по сравнению с  индийским вагоном спального класса (самым дешевым) то же самое, что операционная по сравнению с туалетом Казанского вокзала. Цены, правда, соответствующие. К примеру, переезд Дели – Бангалор 2434 километра. Первый класс с двухместным купе стоит 126 долларов, первый класс с четырехместным купе – 70 долларов, первый класс с шестиместным купе (примерно, как наш плацкарт) – 43 доллара. Все эти купе кондиционируются. Самый дешевый – sleeper стоит всего 12 долларов, но будьте готовы к тому, что в эти вагоны продают еще и билеты без мест, нет проводника, а значит никто не стоит на пути у торговцев, нищих и воров, поэтому крепче держитесь за свои вещи, а лучше заранее обзаведитесь цепочкой с замком, чтобы пристегнуть свои вещи под сиденьем.
Местный самолет стоит несколько дороже самого дорогого поездного тарифа. Учтите, что, как и во всем мире, вам придется доплачивать за перегруз. Поэтому для туриста-водника использование самолета может быть вызвано только необходимостью. В некоторых районах заброска может быть осуществлена на вертолете, но это уже скорее экзотика.
Рейсовые автобусы ходят по всей Индии. Обычно, где есть дорога, там есть и рейсовый автобус. Билеты не дороги, но автобусы, как правило, забиты под завязку. Вещи вяжут на крышу и за их перевозку обычно просят до половины стоимости проезда. Можно торговаться.
Параллельно с автобусами ходят открытые грузовики. Это обычно дешевле, чем автобус, они не так забиты, а ваши вещи будут при вас.
Если вас трое или больше, можно нанять джип. Обычно в любом городе или крупной деревне есть их стоянка. В джип влезает до шести человек средней комплекции (индусов – немыслимое число), груз так же, как и в автобусе, вяжется на крышу. Цены – договорные, причем убедитесь, насколько точно вас понял водитель. Иначе придется доплачивать за сложность, продолжительность поездки или по другим надуманным обстоятельствам. На практике при переезде из одного города в другой на расстояние 52 километра с нас взяли по 20 долларов за джип (четыре человека с грузом).
Если вы хотите ехать на заказанном автобусе или джипе, то это надо делать заранее. В цену автобуса обычно включается максимальный дневной пробег, обычно до 200 километров в день. Если пробег больше, то приходится доплачивать. На практике 27-местный автобус, который сопровождал нас в течение всего похода, с водителем и турлидером обходился нам 152 доллара в день. Эта сумма включала затраты на бензин, ночлег и питание водителей. Десятиместный минибас (типа форд-транспортер), который мы использовали при поездке по стране в рамках культурной программы, обходился нам по 125 долларов в сутки, но его суточный пробег был довольно большим.
В городах наиболее удобное средство передвижения – тук-тук (моторикша на трехколесном мотороллере). За 100 рупий (50 рублей) вас охотно подвезут в пределах города и даже из Дели в аэропорт. Нормально в тук-тук влезает 2 человека с грузом или три человека без груза. Однако, ездили и вчетвером.
При планировании заброски, а также переездов между реками следует учесть то, что автотранспорт ходит по дорогам Индии значительно медленней, чем в России. Скорость, с которой разрешено ездить в Индии составляет 80 километров в час, но в реальности средняя скорость при междугородних переездах у нас не превышала 50 километров в час, даже если мы ехали по очень хорошим шоссе. Горные дороги тоже асфальтированы, но достаточно узкие. Много участков, где две машины не могут разъехаться, кому-то приходится сдавать назад или прижиматься к скалам. Дороги постоянно разрушаются и их постоянно чинят. Все это снижает и без того невысокую скорость передвижения километров до 30 в час.
Следует учитывать также то, что многие участки дорог ночью перекрываются полицией. Причем это касается не только потенциально опасных горных участков дороги, но и равнинных участков и даже въездов и выездов из городов. Нам неоднократно приходилось сталкиваться с этим явлением.
Шерпов в стране нет. Однако если вам понадобится помощь при заброске или для  переноски судов или вещей, то легко можно нанять как ослов (для переноски вещей на большое расстояние) так и носильщиков (портеров) для того, чтобы поднять вещи или судно из ущелья на дорогу или, наоборот, для спуска судов к воде. Нет, конечно, все можно делать и самому, но после полуторачасового спуска судна в ущелье вы вряд ли  сможете полноценно идти препятствия ниже по течению.

Прочие особенности района

Мы были приятно удивлены тем, что в Индии, даже в самых мелких поселках есть электричество. Нет, конечно, бывали случаи, когда во время сильной грозы электричество отключалось, но в этом случае немедленно включаются местные установки в отелях и частных домах, а через полчаса – час электроснабжение восстанавливается. Так что с зарядкой аккумуляторов никаких проблем не было.
По всем деревням, не говоря уж о городах, вдоль дороги проведен оптоволоконный кабель. В любом селе можно позвонить по телефону в любую точку мира. Разговор с Москвой обходится от 4 до 7 рублей за минуту, что заметно дешевле разговора по сотовому телефону. Кстати, сотовые телефоны работают везде, в любых каньонах, там, где не работают рации. Поэтому когда связь между двумя группами по рациям была невозможна, мы пользовались сотовыми телефонами. Спутниковый же телефон и JPS в каньонах и узких ущельях бесполезны. Они не находят спутники. Использование раций в целом оказалось оправданным, но полностью полагаться на них не стоит. В узком ущелье иногда нам не удавалось связаться даже при расстоянии между двумя рациями метров 300 – 400.  При большем расстоянии даже при устойчивой связи из-за помех трудно было понять услышанное.
Приятно удивили цены на гостиницы. Ночлег в придорожной гостинице на маршруте обходился нам в 30 – 80 рублей с человека. К этому еще надо добавить 100 – 150 рублей на группу за использование газовой горелки с газом для приготовления ужина и завтрака. Мы всегда останавливались только в гостиницах, где была чистая вода и газовая горелка для приготовления пищи. Правда, на маршруте горячей воды не было ни  в одной из гостиниц. В городах горячая вода была везде, а готовить для себя пищу возможности не было. Цены в городах несколько выше. Мы обычно ночевали в комнатах с кондиционерами по цене от 90 до 150 рублей с человека.
Питание в Индии отдельная проблема. Когда ты видишь, как готовится пища, то есть ее как-то не хочется. Мы старались питаться в городах в “приличных” местах, то есть в ресторанчиках, а не в забегаловках и на улице. Не брезговали и Мак Дональдсом. Пища обычно очень острая, даже в том случае, когда говоришь официанту “нот спайси”. При возможности лучше брать блюда китайской кухни – они менее острые, хотя вкус их так же непривычен для русского желудка, как и вкус индийских блюд. После подобного приема пищи очень рекомендуется принять внутрь чего-нибудь от 40 градусов и выше – иначе могут быть проблемы. При выборе фруктов старайтесь выбирать те, которые чистятся, а не моются.
Отдельно скажу о воде. В Индии царит вопиющая антисанитария. Такого понятия как мусорный бак или помойка не существует. Обычно, помойка – весь населенный пункт, где все отбросы бросают под ноги, а когда их накапливается много – просто отодвигаются в сторону или сбрасываются в реку (при этом река остается святой!). Общественный туалет перекрывается лавками с овощами и готовящейся пищей, соседствующей в свою очередь с варящимся гудроном. Содержимое этого туалета, как собственно и всех остальных отхожих мест населенных пунктов и придорожных гостиниц напрямую сливается в реку. Более того довелось видеть в одном селе ашрам, где каждое утро молящиеся совершали омовение в притоке Алакнанды, протекавшем мимо храма. Казалось бы, ничего особенного, если бы в 50 метрах выше по течению притока не стоял общественный туалет. Поэтому пить воду из реки или из притоков смертельно опасно для нас – индусы как-то адаптировались. Основная опасность – подхватить дизентерию обычную или амебную. Хлорирование амеб не убивает, их убивает только йод, а достать фильтр на базе йода или таблетки тетраглицина гидроперийодида оказалось трудноразрешимой задачей. То есть нам не удалось. Поэтому мы пили только бутилированную воду, покупаемую в магазинах. Вода продается в любом крупном поселке и стоит около 7 рублей за литр. Такую же воду мы брали и на сплав. Для приготовления пищи использовали воду из колонок, которую в целях безопасности кипятили не менее 15 минут. По окончанию приема пищи внутрь принималось 20 – 30 грамм обеззараживающего напитка крепостью не менее 40 градусов. Это позволило нам не иметь никаких проблем с желудком на маршруте. А вот в последний вечер – расслабились. Причиной, видимо, послужили яблоки, которые помыли водой из-под крана в гостинице. Да еще не все приняли вечернюю дозу обеззараживания. Так вот, кто не пил - получил достаточно тяжелое пищевое отравление с высокой температурой и диареей, прочие ограничились некоторым расстройством желудка и общей слабостью.
Идущие на Мандакини должны знать, что это особенный, святой район. Здесь полностью исключены продажа и потребление спиртного. То есть если заметят у вас бутылку с горячительным, по попросят выбросить или убрать. При посещении ашрама не удивляйтесь, если у вас поинтересуются - “а вы не пили?”. Абсолютно исключено также потребление животной пищи. Исключение составляют только яйца. Их можно есть везде. Впрочем, купить цыпленка в том или ином виде и на Алакнанде можно далеко не везде. Другой животной пищи на маршруте мы не видели. Спиртное продается только в трех городах на Алакнанде в специальных вайншопах, причем, не зная эти магазины, найти их практически не реально.
В магазинах на маршруте можно купить рис, вермишель, макароны, муку, хлеб, сахар, шоколад, конфеты и, самое главное, воду, не говоря уж о пепси коле и подобных напитках. Продаются также всякие дошираки, орешки, чипсы и тому подобное. Везде можно купить разнообразные фрукты и овощи. А вот соков практически нет, видимо из-за относительно высокой цены нет спроса на них. Из приготовленной пищи покупали в основном лепешки чапати, которые надо есть пока горячие. Самые храбрые из нас покупали пирожки с луком и картошкой, естественно, тоже очень острые. Если вы собираетесь закупать продовольствие на маршрут в Дели, то будьте готовы к тому, что купить изделия из мяса (колбаса, копчености, консервы) чрезвычайно сложно, поскольку все подобные изделия делаются в Китае и мало где продаются. Привычных нам супов в пакетиках тоже нет. Несколько проще купить рыбные консервы, но и за ними придется побегать. Нет также привычных нам круп, за исключением риса, которого здесь масса сортов.
В Индии можно платить только местной валютой. Только кое-где в туристических центрах принимаются к оплате доллары и даже рубли, но это скорее исключение, чем правило. Долларами обычно можно расплатиться в ювелирных лавках. Там же их можно и поменять, причем  доллары на рупии и рупии на доллары. Однако проще это делать в обменных пунктах, которые есть в любом крупном городе и в аэропорте. Курс обмена различается не сильно. На маршрут лучше выходить с достаточным количеством рупий.

Освоение района Российскими водниками

Освоение района, если судить по общедоступной информации, началось в 1991 году, когда В. Лысенко на катамаране одиночке, возвращаясь из Непала, прошел реку Тиста в Сиккиме. О сплаве он написал в своей книге, но никаких чисто туристических материалов (лоция, техническое описание) не оставил. Следующим шагом был сплав каякеров по верхней Алакнанде, Багирати, Ямуне и Тонсу в марте 2005 года в условиях низкой воды. Из материалов, выложенных на сайтах, невозможно понять, что конкретно группа прошла, более того, там говорится о большом количестве обносов. Однако М.Кирсанов, который лично встречался с участниками группы, говорит, что верхнее ущелье Алакнанды с семью каньонами группа прошла полностью за два дня. Далее было два похода группы М.Кирсанова в мае 2006 и апреле 2007 года, в ходе которых он прошел Алакнанду от притока Бирд Ганга до Девпраяга, Пиндар – полностью и верхнюю часть Багирати. Надо отдать должное, что М.Кирсанов единственный из побывавших на Алакнанде туристов, кто составил довольно точную лоцию реки. Насколько мне известно, сейчас готовится лоция по Багирати, после чего обе лоции будут опубликованы в Интернете.
В последние несколько лет количество российских туристов - водников в Индии заметно возросло. В основном, как отдельные граждане, так и группы идут на относительно несложные реки – Пиндар, Кали, Нижнюю Алакнанду и Ганг. В интернете можно найти фильм о сплаве по Пиндару группы, составленной из промышленных альпинистов и рассказы на тему “как я провел коммерческий сплав в Индии”. Естественно, что никаких лоций и технических описаний такие группы не пишут.  Была  также пара ребят, пытавшихся сплавиться в 2003 году по Алакнанде, которую МКК Уфы оценило почему-то двойкой, на надувной лодке. Впрочем, они быстро поняли, что Алакнанда и родная им Агидель две большие разницы.
В 2007 году группа Потапова в рамках чемпионата России прошла маршрут по рекам Спити и Сатледж, составив хорошее техническое описание реки. На чемпионате России группа заняла 2 место, пропустив вперед только экспедицию – первопрохождение в Непале.
В 2008 году Мандакини и Алакнанду частично прошли две наших группы. Группа из Москвы частично с аварией прошла реку Субансари без вертолетной заброски.  После нас на Мандакини была еще одна группа. Это упомянутая выше группа промальпа. Они шли маршрут по рекам Ямуна, Рупин, Тонс, Кали Ганга, Мандакини, Ганг на двухместном катамаране и трех каяках в сопровождении профессионального индийского гида. Катамаран практически ничего не прошел. Каякеры на всех реках (кроме Ганга) имели достаточное количество обносов как сложных порогов, так и порогов с большим расходом воды, где нельзя было просочиться по канализации.
К этому остается только добавить, что сплав по Индии привлекателен не только своей сложностью, экзотичностью и колоритом, но и тем, что это реальная возможность провести полноценный сплав по рекам от I до VI категории сложности, если отпуск у вас приходится на позднюю осень, зиму или раннюю весну. При правильной организации поход в Индию оказывается не дороже, чем поход в Среднюю Азию или Восточную Сибирь.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 6