Индия / Спортивный туризм | Водный туризм
 

Сплав по рекам Мандакани, Алакнанда

5 - 18 октября 2008 г.
Техническое описание маршрута

Там, где не указано особо, страховка осуществлялась ниже препятствия с берега двумя спасконцами, так как ниже практически всех порогов были улова или длинные плесовые участки. Названия порогам даны с одной целью. Количество порогов (препятствий) воспринимается субъективно, в зависимости от уровня воды и опыта группы. Поскольку практически каждый поворот любой реки – это перекат, шивера или порог, то описать и отметить их все нам не удалось, да и вряд ли стоит этим заниматься, так как значимыми для группы, идущей в Гималаи должны быть пороги 5 категории сложности и выше. Однако, по большой воде или на реке с большим расходом (Алакнанда) даже пороги 4 категории сложности легко переворачивают катамаран-двойку при неправильном заходе в бочки. 
Заброска на Мандокини

03 - 04 октября.
Последнее время нашей группе почему-то не везет с самолетами. Этот поход не стал исключением. Рейс Аэрофлота задержали на пять часов, да еще заменили ИЛ-96 на Боинг, оставив за бортом 50 пассажиров. Нет, Аэрофлот все-таки лучше, чем другие компании, поскольку через два часа опоздания нам выдали талоны на 350 рублей, на которые можно было пообедать в местном ресторане. И всех не улетевших автобус тут же отвез в гостиницу. Но нам то надо быть на пороге фирмы в Дели, которая нас поддерживает не позднее полудня в субботу, так как в воскресенье фирма не работает. А у нас не успели пройти регистрацию два человека. После долгих препирательств распорядитель Аэрофлота уговорил экипаж отдать нам два кресла, которые положены экипажу для отдыха. Фантастика!!!
В Дели нас встречал сотрудник торгпредства России с автобусом, который и довез нас до гостиницы, снятой этим сотрудником. Вообще то, чиновники, прилетающие из России в Индию, живут в Дели очень неплохо и очень недешево. Мы просили гостиницу попроще, но все равно она оказалась не очень дешевой. Тем не менее, выбора у нас не было.
В первую очередь заехали в контору фирмы Акватерра, где договорились, что автобус придет ночью к гостинице, после чего мы отправимся в аэропорт за группой Светланы Цветковой. Попутно я договорился и о культурной программе, причем тут же оплатил автобус. Остальной день был потрачен на закупки продовольствия и прогулки по ближайшим окрестностям. Дели ошарашивает скоплением народа, жарой и грязью на улицах, а так же низкими ценами. Попутно провели дегустацию местных напитков и пришли к выводу, что у индийского пива одно достоинство – оно холодное. Все прочие напитки тоже барахло, но у них другое достоинство – они прекрасно обеззараживают после приема пищи.

05 октября.
Ночью автобус у гостиницы не обнаружили, поэтому вдвоем вышли на широкую улицу из переулка, где находилась гостиница, наняли тук-тук и поехали в аэропорт. По ходу движения стало понятно отсутствие автобуса – его просто не пропустили в наш район. Все дороги перекрыты полицейскими. Тук-туки пропускают без вопросов, остальной транспорт – нет. По приезду в аэропорт довольно быстро нашли наш автобус (на ветровом стекле была моя фамилия), а вот группу Цветковой искали довольно долго. Дело в том, что они не вышли на улицу и не остались в зале прилета, а расположились в зале ожидания, куда с улицы вообще-то не пускают. Мы уже сели в автобус, когда я заметил через окно зала прилета гору вещей. Понятно, это наши.
Быстро загрузившись в автобус, мы вернулись в гостиницу. Было уже светло и полицейские убрали свои заграждения. Забрав из гостиницы остальных участников нашего путешествия, мы направились в сторону Решикеша, договорившись с водителем, что на завтрак остановимся где-нибудь по дороге, чтобы не стоять в пробках в Дели. Дорогу описывать не буду. Пейзаж за окном для многих был в новинку, а я уже довольно много поездил по странам юго-восточной Азии. Единственное, что действительно удивляет – это невысокая скорость, с которой движутся автомобили даже автобану, не говоря уж о простых дорогах. Завтракать мы остановились, когда время уже подходило к обеду в ресторане с живописным садиком.
В Решикеш мы приехали уже ближе к вечеру. Здесь мы перегрузились в автобус поменьше, который и должен был сопровождать нас во время нашего сплава. Пока автобус двигался в сторону Рудрапраяга, день закончился. Мы снова столкнулись с проблемой перекрытия дорог полицией. Пришлось давать взятку. Взяли! И пропустили!!! Правда, не с первого раза. Заночевали в классной и очень дорогой гостинице рядом с Рудрапраягом.

06 октября.
После скромного завтрака я объяснил турлидеру (водитель практически не говорил на английском языке), что такие гостиницы нам не по карману, скромнее надо быть, и мы двинулись в сторону Сонпраяга. Из автобуса река Мандакини кажется совсем простой. Но это кажущаяся простота, поскольку с дороги основных препятствий не видно. По пути видели пустой лагерь рафтеров – сезон сплава на рафтах еще не начался.
Сонпраяг довольно маленький городишко, стоящий на пути паломников в Кедранатх. Остановившись на центральной площади мы обнаружили несколько маленьких запертых гостиниц в первых этажах которых расположены лавки. Не обнаружив никакого желания у хозяев гостиниц разместить нас, а также отметив, что собирать катамараны в общем-то не где (нет достаточно большой свободной площадки), мы вернулись на триста метров назад, где рядом с дорогой расположена асфальтированная площадка с водной колонкой и навесом от дождя. Судя по количеству мусора, эта площадка активно используется паломниками.  Здесь же останавливаются и пастухи, перегоняющие скот по дороге. На этой площадке мы решили делать стапель.
В этот день несколько раз шел дождь. Видимо муссон еще давал себя знать, несмотря на то, что еще неделю назад я получил сообщение, что муссонные дожди закончились. К вечеру все суда были собраны. И тут выяснилась еще одна проблема – местные дрова начисто отказываются гореть. Древесина оказалась настолько твердой, что горела только при условии усиленного раздувания костра. В результате первый кан вскипятили ни тапочках, взятых из ближайшей кучи мусора, а второй на еще более экзотичном топливе – порубленном оптоволоконном кабеле.
Техническое описание сплава по реке Мандакини

Завтрак Завтрак
Начало сплава Начало сплава
Порог “Экскаватор”. Прохождение нижней части порога Порог “Экскаватор”. Прохождение нижней части порога
Прохождение порога “Березовый” Прохождение порога “Березовый”
Вид от порога “Березовый ” на порог “Колючий” Вид от порога “Березовый ” на порог “Колючий”
Окончание порога “Колючий” Окончание порога “Колючий”
Заход в порог “Затычка” Заход в порог “Затычка”
Первый слив порога “Затычка” Первый слив порога “Затычка”
Водопадный слив в пороге “Затычка” Водопадный слив в пороге “Затычка”
Каменный завал Каменный завал
Непроход “Сито” Непроход “Сито”
Вынос катамарана после прохождения порога “Затычка" Вынос катамарана после прохождения порога “Затычка"
Сонпраяг Сонпраяг
Порог “Экскаватор”. Центральный слив Порог “Экскаватор”. Центральный слив
Порог “Воротца” Порог “Воротца”
Прохождение порога “Березовый” Прохождение порога “Березовый”
Начало порога “Колючий” Начало порога “Колючий”
Впереди “Затычка” Впереди “Затычка”
Первый слив порога “Затычка” Первый слив порога “Затычка”
Горка в пороге “Затычка” Горка в пороге “Затычка”
Последнее место чалки Последнее место чалки
Выход из каменного завала Выход из каменного завала
Вынос катамарана после прохождения порога “Затычка" Вынос катамарана после прохождения порога “Затычка"
07 октября.
Группа Цветковой собирается начать сплав от Сонпраяга. Нам на четверках там делать нечего, так как река здесь – крутопадающий ручей с расходом 10 – 12 кубометров в секунду. Мы выносим катамараны на километр ниже – к устью крупного правого притока Синагад. Сюда от основного шоссе ведет дорога, которую при нас мостили камнями. С учетом серпантина спуска расстояние от лагеря до точки начала сплава выливается в два километра со спуском от основного шоссе метров в триста.
Дорога после спуска вниз идет еще около полукилометра вдоль Мандакини, пока не упирается в отвесную скалу. У скалы при нас работал экскаватор, сбрасывая большие куски породы в реку. Похоже, что скалу собираются взрывать для того, чтобы проложить дорогу вдоль реки. Перед экскаватором два вагончика на правом берегу (левый берег отвесный) и первый порог.
Сплав начали из устья правого притока. После трехсотметровой шиверы 4 категории сложности, которую проходили по основной струе, в реке видны крупные камни. Это начало порога. Зачалились в улове у вагончиков к правому берегу.
Порог “Экскаватор” (5С).
Ориентир – крупные камни в русле, два вагончика на правом берегу, впереди виден левый поворот и река уходит в каньон. Просмотр и страховка с правого берега.
Река делится камнями на три части. В левой части реки метровый слив бьет в камень, слегка покрытый водой, основная вода уходит в полуметровую щель ближе к центру русла. В центре вода падает водопадным полутораметровым сливом. Глубина на верхнем бьефе 3 – 4 сантиметра. Ширина водопадного слива несколько меньше двух метров. В правой части река проходит через мелкую гребенку, после чего часть воды поворачивает на 90 градусов влево и падает метровым сливом через обливной камень в центр реки. Ширина прохода здесь около 3 метров. Оставшаяся часть воды сливается мелкими ручейками между камней.
После этого вода, собравшаяся из трех проходов, идет по центру русла, суженного острыми обливными камнями, сброшенными в воду при строительстве, образуя горку с бочками и пенными ямами.
Порог заканчивается прижимом к скалам правого берега, после чего река уходит в короткий каньон со спокойной водой.
В пороге в нашу воду возможны два прохода – через водопадный слив в центре реки и по правому проходу. Однако, точно измерить ширину центрального прохода невозможно, а с расстояния он смотрится уже, чем 2 метра, то есть катамаран в нем вполне может расклинить. Правый проход безопасней, но требует очень хорошего маневра. Сначала надо пройти через мелкую гребенку, потом резко повернуть влево и прыгнуть в слив с камня, преодолев небольшой навал на правый камень.
Для катамарана – четверки прохождение правым вариантом свелось бы к пропихиванию судна в начале порога по мелким камням, потом непонятно как, пришлось бы поворачивать влево, так как глубины для зацепа слева носовым явно не хватало, а после к сталкиванию судна в слив с обливняка. Начинать сплав по реке с такого грязного прохождения с вероятностью разодрать катамаран уже в первом пороге нам не хотелось.
Все суда дошли до правого прохода, после чего катамараны перебросили  метров 20 через береговые камни и прошли выходную шиверу вдоль правого берега по всем бочкам. Бочки, кстати, оказались довольно мягкими.
Возможность прохождения порога правым проходом на следующий день подтвердили экипажи группы Цветковой. Для легких двоек этот вариант прохождения был вполне приемлем.
Короткий каньон после порога переходит в ущелье и на прямом участке небольшой перекат. Далее на протяжении 1,5 километров на каждом повороте находится порог или перекат длиной от 100 до 200 метров.
Порог “Воротца” (4С).
Ориентир порога – первый правый поворот после каньона. Просмотр и страховка с левого берега.
На правом повороте река сужается. Правый берег – отвесная скала, к которому прижимается вода. У обоих берегов лежат полуобливные камни, еще более сужающие проход. В узких проходах метровые крутые сливы. За порогом обширный улов, в котором у левого берега лежит старое дерево.
Мы проходили порог по воротам в центре реки.
Следующий порог на следующем левом повороте.
Порог “Березовый” (5A).
Ориентир порога – на левом повороте под правым берегом лежит крупный обломок скалы, ниже еще один. Просмотр и страховка с правого берега.
Правая треть реки на левом повороте перекрыта скалой, ниже которой еще одна скала. Левее скал в русле реки многочисленные обливные и надводные камни. Узкие проходы, в проходах крутые сливы до одного метра. Порог заканчивается большой скалой, лежащей у левого берега, за которой большой улов. Ниже река перекрыта упавшей березой, оставляющей небольшой проход под самым левым берегом.
Порог проходили по основной струе с лавировкой между камней. За скалой у левого берега резко уходили в улов.
На правом берегу метрах в двадцати над водой заметны следы человеческой деятельности, которые больше всего похожи на закладку взрывчатки. Да и береза, упавшая в воду, явно не сама по себе сломалась.
Следующее препятствие начинается практически от улова с березой.
Порог “Колючий” (5A).
Порог начинается мелкой шиверой на прямом участке реки. Русло расширяется и поток становится мельче. Впереди видна скальная стенка, перед которой правый поворот реки. Просмотр по любому берегу, страховка с правого берега в улове ниже порога.
Река растекается перед поворотом. Под правым берегом вода падает крутыми узкими метровыми сливами, у левого берега сливы пошире и положе, но мелкий заход в порог. В русле лежат два дерева. Чистых проходов нет.
Мы смотрели порог по левому берегу и, после некоторых колебаний, решили заходить в порог по центру, а потом ближе к левому берегу. Это и было исполнено всеми экипажами. Все немного посидели на разных камнях и все прошли через дерево, лежащее в самом широком сливе – другого пути не было.
Ниже этого порога мы переждали двадцатиминутный дождик и пошли дальше. Правый борт ущелья становится положе, падение реки уменьшается. После небольшого быстротока начинается шивера (4В) длиной 800 метров. Требуется постоянная лавировка между обливных и сухих камней. Линия движения читается с воды. На правом берегу виден поселок. Река делает пологий левый поворот, образуя перекат, на правом берегу большая каменная отмель. С отмели тропа выводит на дорогу.
Ниже отмели еще одна мелкая шивера, которая заканчивается бурным сливом у правого берега. После окончания шиверы, в центре русла виден большой обломок скалы, перед ней улов у левого берега.
Порог “Затычка” (6B).
Ориентир – большой обломок скалы в русле. Чалиться необходимо в улов левого берега или к отмели правого берега перед порогом. Просмотр очень сложен и возможен по левому берегу. Страховка с левого берега.
 Порог начинается у большого обломка скалы. Проход слева кажется логичнее, но проход и слив справа оказывается чище. За сливом следует горка с глубокими пенными ямами, которая ведет в прижим под правым берегом. В прижиме несколько деревьев, два из них в воде. Правый берег здесь отвесный, вдоль левого берега стоят отдельные большие скалы. За прижимом река поворачивает налево и падает вниз крутой трехступенчатой горкой с общим перепадом более трех метров. Далее короткий участок быстротока и полутораметровый водопадный слив под правым берегом. За сливом маленький улов под скалой левого берега. Скала с расселиной и по ней можно выбраться на берег. Ниже, на правом повороте можно выбросить судно на камни левого берега, но это, скорее, уже аварийная зачалка.
Более – менее простой просмотр можно провести до прижима, что и было нами сделано. За прижимом до горки вроде бы просматривался улов, где и решили чалиться, чтобы смотреть порог дальше.
Прохождение начал первый катамаран. В порог зашли под правым берегом. Ниже первого слива катамаран развернуло в пенной яме и первую горку катамаран прошел практически лагом. Ниже горки катамаран удалось развернуть и прижим прошли без проблем. И тут выяснилось, что улов, в котором мы собирались встать под скалу на самом деле быстроток и зачалиться там невозможно. Впереди была вторая крутая горка на прямом участке и внизу, перед поворотом, просматривался улов. Поэтому катамаран ушел к правому берегу в чистый проход по второй горке. В крутых сливах катамаран заметно притапливало и тормозило. Далее прошли последний водопадный слив, после чего практически без скорости вышли из пены и без проблем зачалились к скале левого берега.
Дальше во расселине экипаж выбрался на левый берег, зачалил катамаран и по рации сообщил остальным членам группы о запрете сплава.
После этого провели разведку метров на 50 ниже поворота. 
Непроход  “Сито” (6С – в очень большую воду).
За уловом река поворачивает направо практически на 180 градусов, падая двумя крутыми сливами и третьим – водопадным, ведущим в котел, выход из которого перекрыт камнем, возвышающимся над водой на метр. В нашу воду проход полностью исключен. Ниже котла “сито” из камней – крутопадающий 400 метровый участок с проходами не шире метра. Проход возможен только при подъеме воды более чем на метр – полтора.
С учетом того, что просто просмотр участка очень сложен и местами приходится плыть, непонятно, сколько времени потребуется на обнос катамаранов. На этом основании, сплав решили прекратить и вынести катамаран вверх до точки старта.
Прошедший катамаран веревками вытащили на скалу левого берега, после чего обнесли его до начала порога. Обносили по крутому склону, страхуя катамаран веревками и прорубая тропу обноса в колючих лианах. Обнос до начала порога, а это 200 – 300 метров занял около 2 часов.  Тем временем на другом берегу реки появились мальчишки, следовательно, к деревне должна выходить какая-то тропа. Было принято решение обнести - провести катамараны вверх по реке, переправиться на отмель правого берега, после чего оставить их внизу, а самим выходить на дорогу, поскольку до темноты оставалось совсем немного времени.
Суда были оставлены на берегу реки и мы начали подъем. Тропа плохо различима. Дорогу показали местные мальчишки, которые с приближением сумерек пошли от наших катамаранов в поселок. Экипаж одного из катамаранов замешкался, долго решая, что взять с собой, а что можно оставить внизу. Они не видели, куда пошли мальчишки, поэтому выходили от реки, форсируя стенки террас, которыми местные жители покрыли склон ущелья. Это было очень трудно, так как высота отвесных стенок иной раз доходит до двух метров и более. Общий подъем до дороги составляет около 200 метров по вертикали. Собрались у поселка уже в полной темноте, после чего отправили одного человека на мотоцикле за нашим автобусом. Автобус отвез нас в лагерь, где нас уже ждала группа Цветковой. По результатам просмотра участка ниже стоянки наших катамаранов было принято решение участок не проходить из-за чрезвычайно сложных обносов, обвезти его до места, где можно продолжать сплав. 

Порог на Мандакини у ашрама Порог на Мандакини у ашрама
Гуптакаши. Вид вверх по притоку Мандакини Гуптакаши. Вид вверх по притоку Мандакини
Гуптакаши. Вид вниз по ущелью Мандакини Гуптакаши. Вид вниз по ущелью Мандакини
Ашрам Ашрам
Ашрам Ашрам
Ашрам Ашрам
Сборы у ашрама Сборы у ашрама
08 октября.
С утра четверо человек отправились на автобусе на просмотр участка, остальные в это время поднимали катамараны от воды на дорогу, точнее для подъема судов наняли портеров по 150 рублей за катамаран.
Автомобильная дорога постепенно поднимается вверх от реки. До поселка Барасу с дороги видны завалы и габаритные непроходы в реке, хотя и не сплошные. Перед поселком узкая тропа в принципе позволяет спустить катамараны к реке. Спуск составляет около 300 метров по вертикали. Далее ущелье расширяется. В реке несколько проходимых порогов, хотя отдельные места просмотреть не удалось – спуск, как правило, идет по серпантину и спуститься – подняться занимает не менее полутора часов, даже если это делать бегом, а на каждый поворот реки не набегаешься, да и местами достаточно круто. Ниже впадения крупного правого притока (Gabini Gad) река выполаживается. В русле видны острова и перекаты, разбои с частоколом камней.
После впадения следующего крупного правого притока (Begong Gad) река собирается в одно русло и уходит в ущелье, переходящее в глубокий каньон. Разведать каньон с правого берега реки не представляется возможным. Возможно и есть какие-то тропы, спускающиеся вниз с дороги к реке, но это маловероятно (нам их обнаружить не удалось). Поэтому мы через Гуптакаши, где дорога идет практически по гребню горы, спустились вниз к мосту через Мандакини и далее по дороге, ведущей в Калиматх. В трех километрах выше моста на реке виден порог с очень проблематичным прохождением. Точнее оценить сложно, поскольку дорога проходит на высоте около 100 метров. Обнос тоже не очевиден – правый берег – отвесная скала – левый очень крутой. Еще в двухстах метрах выше стометровый крутопадающий порог с габаритными непроходами. В водопадных сливах застряло несколько деревьев, сужая и без того узкие проходы. Обнос опять-таки с дороги не просматривается и вероятнее всего не прост, если вообще возможен. (По результатам прохождения группы через месяц после нас – обносы возможны и необходимы. Катамаран – двойка этот участок вообще не шел. Команда каякеров, возглавляемая профессиональным гидом – индусом, этот участок прошла с несколькими обносами).
Дальше дорога уходит серпантином вверх по склону ущелья и дальше мы не поехали. Стало очевидным, что прохождение этого участка может занять длительное время, которое в основном будет потрачено не на прохождение порогов, а на тяжелейшие просмотры и обносы. На основании этого я принял решение продолжить сплав от того места, где катамараны можно без проблем спустить к воде. Первое такое место – автомобильный мост через Мандакини. Но у моста негде ночевать, точнее можно встать на одной из отмелей правого берега, где можно отыскать куски песчаного пляжа под палатки, но нет, ни дров, ни питьевой воды. Некоторое время мы потратили на поиски места для лагеря,  причем для двух групп. На левом берегу Мандакини у впадения левого притока (Madhyamaheshwar Nadi) расположен ашрам, к которому ведет подвесной мост.
От автомобильного моста до пешеходного моста один несложный порог с чистым проходом левее центра. Под пешеходным мостом еще один несложный порог. Линия движения в левой или в правой трети реки.
Перед ашрамом живет монах. Я с ним договорился о том, что нам разрешено переночевать одну ночь на площадке у реки перед храмом с условием не употреблять мясо и спиртное. Питьевой воды и дров здесь тоже не было. Точнее дрова все были собраны в небольшую кучку и явно предназначены для очередной кремации, поскольку сам монах готовил себе пищу на газовой горелке. Все это было как-то неутешительно, ни поесть, ни попеть, ни попить. Разведка вниз по реке не принесла положительных результатов. Поэтому в качестве основного места ночлега было намечено это, а по пути решили все-таки поискать какой-нибудь отельчик подешевле.
На самом выезде из городка Гуптакаши в направлении Рудрапраяга стоит небольшая гостиница, в которой была занята хозяевами одна комната. Остальных комнат как раз хватило нам на две группы. Цена оказалась приемлемой с тем, что была и вода для приготовления пищи (после 15 минут кипячения) и газ и газовые горелки. Решено было, что катамараны спустим к ашраму, а ночевать будем в Гуптакаши.
После этого автобус пошел за оставленными выше по реке катамаранами. Они были подспущены, погружены на автобус и отвезены к ашраму. По дороге автобус с трудом проезжал через поселки, где турлидер палкой отводил от катамаранов беспорядочно свисающие телефонные и электрические провода. Пока относили катамараны от дороги через мост к ашраму прошел хороший дождь с градом. Группа Цветковой с катамаранами приехала уже затемно на автобусе, который они наняли в селе. Катамараны решили вниз в этот день не спускать. Вечером сходили в центр города. Ничего особенно интересного в городе нет. Можно пополнить запас продуктов, купить  горячие лепешки – чапати, фрукты и местные аналоги пепсиколы, спрайта и т.п. Да, звонок в Москву из Гуптакаши стоит около 4 российских рублей за минуту, что заметно дешевле звонка по сотовому телефону.

Прохождение порога “Ашрам-1” Прохождение порога “Ашрам-1”
Прохождение порога “Ашрам-1” Прохождение порога “Ашрам-1”
Ремонт Ремонт
Место ремонта. Впереди порог “Ашрам-2” Место ремонта. Впереди порог “Ашрам-2”
Прохождение порога “Ашрам-3” Прохождение порога “Ашрам-3”
Прохождение порога “Ашрам-4” Прохождение порога “Ашрам-4”
Прохождение порога “Ашрам-4” Прохождение порога “Ашрам-4”
Порог ”Ашрам-5”. Вдали виден мост Порог ”Ашрам-5”. Вдали виден мост
Прохождение порога ”Ашрам-5” Прохождение порога ”Ашрам-5”
Порог ”Ашрам-6”. Заход в порог Порог ”Ашрам-6”. Заход в порог
Прохождение порога ”Ашрам-6” Прохождение порога ”Ашрам-6”
Порог “Ступенька” Порог “Ступенька”
09 октября.
Утром из нашего отеля открылся прекрасный вид как вниз, так и вверх по реке. На автобусе все выeхали к ашраму, оставив вещи в отеле. После посещения собственно ашрама и подготовки катамаранов к сплаву, суда вынесли на отмель левого притока. Стартовать со ступеней, расположенных на Мандакини не рискнули, опасаясь навлечь гнев монахов. В устье притока порожек 4 категории сложности с бочками менее метра. После этого на каждом повороте Мандакини образует пороги.
Первое препятствие – шивера в 50 метрах ниже моста. Проходы видны с воды.
Еще через 100 метров – вторая шивера. Шивера простая, чистые проходы под правым и под левым берегами. Зачем первый катамаран сел на единственный камень в центре реки осталось загадкой для всей группы.
Порог “Ашрам-1” (5B).
Порог расположен после левого поворота реки в километре ниже ашрама Ориентир порога – большая скала у правого берега. Просмотр с любого берега, страховка с правого берега.
Порог образован грядой подводных и надводных камней. Крупная скала делит поток пополам. Выше этой скалы, тоже в центре реки обливной камень, за которым могучая пенная яма. В левой части реки между левым берегом и скалой в центре крутой слив с пенным котлом. В правой части реки два последовательных слива. Первый пологий с большим стоячим валом, второй с бочкой. Ниже порога короткий быстроток с небольшими бочками, после чего струя вновь разделена надвое скалой, стоящей в правой трети реки. Между скалой и правым берегом узкий слив – “рукомойник”, левее – мощный полутораметровый слив через всю реку с обширной пенной ямой за ним. Ниже снова быстроток и два камня в струе делят ее на три слива. Наиболее пологий слив справа. Впрочем, и остальные сливы не сложны.
Нам показалось, что проходить справа безопасней, поэтому экипаж первого катамарана пошел справа, последовательно пробивая вал и бочку за ним. Далее первый катамаран ушел в центр и пробил мощную бочку там, после чего ушел к левому берегу, а ниже последнего слива сделал траверс к правому. Остальные экипажи шли вдоль правого берега.
После прохождения экипаж первого катамарана обнаружил, что одна из гондол сильно разорвана динамическим ударом воды в бочке. Тут сказалось все, и неудачность конструкции рамы, и старость материала, из которого сшит катамаран. Пришлось остановиться  и наскоро зашивать лопнувший материал и разошедшиеся швы. Ремонт занял около часа. Попутно переждали дождик и устроили перекус. С этого места видно начало следующего препятствия.
Порог “Ашрам-2” (4С).
Порог расположен на следующем пологом левом повороте. Ориентир – крупный камень в воде у левого берега.
Порог начинается горкой. Вода проходит через гряды камней. В конце горки у левого берега лежат два крупных камня, сужающих русло и образующих два наболее высоких и крутых слива через всю реку. Ниже горки прижим к скале правого берега.
Порог проходили  по основной струе, пробивая бочки.
Порог “Ашрам-3” (5B).
Порог расположен на следующем правом повороте реки. Просмотр по любому берегу. Страховка ниже порога с правого берега.
В правой трети реки в воде лежит большой обломок скалы. Справа от него слив – рукомойник, ниже которого под правым берегом участок быстротока, после чего следуют сначала маленькая бочка, а потом слив с полутораметровой бочкой. Основная струя идет левее скалы, образуя дорожку крутых валов, выводящую на россыпь полуобливных камней в середине реки. Ниже камней расположен упомянутый выше полутораметровый слив с бочкой, который тянется практически от правого берега до левой трети реки.  Ниже слива прижим к левому берегу и большое улово у правого берега.
Прохождение начал второй катамаран. Экипаж зашел по центру струи, а ниже обломка скалы стал интенсивно тянуть судно вправо. Бочка на выходе была пробита без проблем. Первый катамаран зашел так же, как и второй, но попытался пробить выходную бочку ближе к центру реки, где она была поменьше, так как наспех зашитая гондола не внушала доверия. Капитан недооценил мощь струи, в результате чего судно попало на два камня в центре реки и расклинилось. Экипажу потребовалось около 10 минут, чтобы продолжить сплав. Третий катамаран пошел по пути первого, но заранее взял правее, обогнув гряду камней  пробил бочку в самом низком месте.
После пологого левого поворота со слабой шиверой вновь следует правый поворот.
Порог “Ашрам-4” (5A).
Порог расположен прямом участке реки, но вода наваливает на левый берег. Просмотр с любого берега, страховка с правого берега ниже порога.
В центре русла лежит крупный надводный обломок скалы. Правее него еще одна скала практически полностью перекрывают реку. Между скалами узкий негабаритный проход. Основная струя идет слева. В ней сначала длинный пологий слив, который ведет в полутораметровую бочку, за которой бурный язык выводит в прижим. Правее бочки – перекат – струя скачет по обливным камням. В самом низу в центре реки еще одна полутораметровая бочка. Ниже прижима – улов.
Первым пошел третий катамаран. Экипаж зашел по основному сливу слева от скалы, взял чуть правее, пробив бочку левым баллоном, после чего пошел по основной струе, в последний момент уйдя от прижима. Первый катамаран сразу за скалой стал уходить вправо, практически уйдя от первой бочки и далее к правому берегу по перекату, обогнув справа бочку внизу и не попав в прижим. Третий экипаж повторил линию движения первого.
До следующего препятствия около 200 метров сплава. 
Порог “Ашрам-5” (5A).
Порог расположен на пологом правом повороте. Просмотр с правого берега, страховка с правого берега ниже порога. Ориентир порога – вдали видна опора подвесного моста, покрытого лианами.
В пороге большое количество обливных и надводных камней. Правее крупного надводного камня в центре несколько гряд с крутыми сливами. Мелко. Проходы есть, но их достаточно тяжело увидеть с воды. Левее надводного камня чище. Вдоль левого берега идет струя с невысокими вала ми, сливами  и бочками до метра. Прижим практически не ощущается. Ниже порога 50 метров быстротока.
В порог все экипажи заходили по центру, а потом левее надводного камня по основной струе.
Порог “Ашрам-6” (5A).
Порог расположен через 50 метров после предыдущего. Просмотр с правого или с левого берега, страховка с левого берега ниже моста. Ориентир порога – подвесной мост.
Порог короткий, образован тремя подводными грядами. Первые две гряды образуют невысокие валы. После третьей гряды метровый слив с жесткой. Струя идет от левого берега к правому и выводит на большой обливной камень, за которым внушительная пенная яма.
Первый катамаран пошел по основной струе и решил перед обливняком уйти левее. Судно подбило в одном из валов и развернуло лагом, поэтому в выходную бочку катамаран попал лагом. Остальные экипажи не стали уходить от обливняка и съехали с него по отбойной волне, что оказалось заметно проще.
Дальше через 700 метров еще одно препятствие
Порог “Ступенька” (4С).
Порог представляет из себя одиночную гряду камней, через которую сливается вода. Высота ступеньки около полутора метров, за ней заметная зона противотока, а в правой части навел на береговую скалу и полуобливной камень. Просмотр с любого берега.
Прошли по центру без проблем.
Дальше до правого притока три короткие несложные шиверы, которые тем не менее требуют внимательности, если не хочешь сидеть на камнях. У правого притока дорога идет невысоко от воды и на нее можно без проблем вылезти от реки по крутой тропинке. За притоком дорога вообще идет в десяти метрах над водой, но в устье притока сложный порог. Замечу, что в устье притока живет под навесами большая группа людей, которые не утруждают себя соблюдением правил гигиены. Что-то типа цыганского табора. Поэтому, что выше притока, что ниже притока причаливая к берегу или ходя по нему вам стоит смотреть под ноги, чтобы не вляпаться сами понимаете во что. Это, кстати, относится и ко всем последующим местам, где люди живут рядом с рекой.
Поскольку до захода солнца оставалось около часа, а впереди был сложный порог, решили прекратить сплав. К тому же на первом катамаране плохо заделанный разрыв оболочки начал вновь расползаться – не выдержали нитки.
Группа Цветковой, как оказалось, тоже закончила здесь дневной сплав, только они прошли порог у притока и уже отправили гонца за автобусом. После небольших колебаний усилиями двух групп порванный катамаран выволокли вверх на дорогу по крутой осыпи. Высота составила около 30 метров. Это оказалось заметно проще, чем в том случае, если бы пришлось его тащить по узкой тропинке. Цель данного экзерсиса состояла в том, что качественный ремонт должен потребовать значительного времени, а у нас весь вечер свободен, при том условии, что будет свет.
Катамаран отвезли в гостиницу в Гуптакаши и водрузили на ее крышу, после чего хозяин гостиницы принес мощную лампу-переноску, сняв все вопросы по организации ремонта. Ремонт на этот раз провели не спеша и основательно, не только зашив разрыв, но и наложив сверху заплатки. На это ушло около трех часов, чего на сплаве мы себе позволить не могли.

Порог “Лохматый” Порог “Лохматый”
Прохождение порога “Люстра” Прохождение порога “Люстра”
Прохождение порога “Разлив” Прохождение порога “Разлив”
Порог “Винт”. Первый слив Порог “Винт”. Первый слив
Порог “Винт”. Второй слив Порог “Винт”. Второй слив
Прохождение порога “Винт” Прохождение порога “Винт”
10 октября.
Утром выехали к притоку. Группа Цветковой, которая стояла уже ниже порога, подождала до того момента, пока не стало ясно, что страховка нам не потребуется (основную часть порога мы решили обнести). Наша группа выражает ей свою признательность.
Порог “Лохматый” (6А).
Ориентиром порога является хорошо заметной ущелье справа, из которого впадает приток. Просмотр и страховка возможны с обоих берегов.
Река делится на две части группой больших камней в центре. Проход возможен и справа и слева. Справа линия движения проще, но заход в правую часть русла перегораживает гряда полуобливных камней. Еще одна гряда полуобливных камней стоит на выходе из правой части реки. В левой части реки проходы более полноводные, но узкие и с навалами на камни. Можно наметить несколько вариантов прохождения, но исполнить их на катамаране – четверке затруднительно.
Мы, после некоторого раздумья, обнесли основную часть порога и стартовали. Узкие, местами негабаритные проходы с сильным последующим навалом на камни не оставлял места для маневра катамаранам – четверкам.
Через 300 метров следующее препятствие.
Порог “Широкий” (4С).
Река широко разливается по россыпи камней. Падение в пороге относительно небольшое, но проходы узкие с бочками. Ниже порога улов и далее быстроток.
Порог прошли сходу по воротам в правой трети реки. Требовалось довольно интенсивное маневрирование.
Порог “Люстра” (5B).
Ориентир порога – автомобильный мост. Чалка перед мостом к правому берегу. Просмотр с моста и по правому берегу, страховка с правого берега ниже порога.
За мостом  в центре русла лежит большой обломок скалы. Вправо и влево от него идет гряда крупных обливняков. Чистый четырехметровый проход находится в трех метрах левее обломка скалы. Ниже в струе в шахматном порядке расположены метровые бочки. Далее большая скала, стоящая в центре русла оставляет проход между ней и правым берегом, так как левее скалы проход забит камнями. Между скалой и правым берегом мощный водоскат высотой около трех метров, который выводит на крупный обливной камень – “люстру” с обширной пенной ямой за ней. Этот камень можно обойти как справа, так и слева. Справа – навал на скалы правого берега, слева несильный навал на левый берег. Ниже порога улов у правого берега.
Первым пошел второй катамаран. Экипаж прошел в чистый проход на заходе, обогнул все бочки перед основным водоскатом пошел к правому берегу, где водоскат наиболее крут. Водоскат прошли удачно и обогнули справа “люстру” в центре. Отбойной волной от “люстры” судно бросило вправо, где оно было прижато к скале правого берега и довольно долго выходило из этого положения. Экипажу первого катамарана такое прохождение не понравилось. Экипаж так же прошел заходную часть порога, но перед водоскатом пошел впритирку к скале. Водоскат прошли удачно и отбойная волна слева от люстры оказалась слабее – навал на левый берег оказался незначительным. Третий катамаран повторил путь второго.
До следующего препятствия  около 500 метров быстротока.
Порог “Разлив” (4C).
После предыдущего сужения река широко разливается, в центре русла крупные камни. Множественные каменные гряды образуют ступенчатые сливы с бочками, в некоторых местах довольно мощные. Проходы есть и в правой трети реки, и в левой трети реки. На заходе в левую часть реки мелко. В правой трети реки струя и бочки мощнее, но глубже.
Проходили в правой трети реки через все бочки. В струе мощный навал на скалу, от которого уходили с большим напряжением.
До следующего препятствия около 200 метров.
Порог “Винт” (5B).
Ориентир порога – после пологого левого поворота в русле реки впереди крупные камни, чувствуется подпор воды. Просмотр и страховка с правого берега.
Порог начинается полутораметровым водопадным сливом через всю реку. За сливом пенная яма без противотока. В центре реки в нижнем бьефе водопада полуобливной камень. Между ним и правым берегом проход шириной около 4 метров. Далее около 30 метров быстротока с обливным камнем справа. Ниже по течению три крупных камня у расположенных от левого берега до правой трети реки оставляют широкий проход справа и узкий крутой слив –  “рукомойник” в левой трети реки. Ниже “рукомойника” в центре пеки расположена мощная бочка. Правый широкий слив закручен справа – налево – направо и обходит бочку ниже “рукомойника”. Общая высота слива около 3 метров. В конце порога пологий слив, ниже которого улов у правого берега.
Первым пошел второй катамаран. В водопадный слив прыгнули правее зуба в нижнем бьефе водопада и без проблем вышли из пенной ямы. Далее катамаран левым баллоном прошел по обливному камню а правым по винтовому сливу, успешно обойдя справа бочку в центре реки и дальше по основному сливу. Первый и третий катамараны, повторив на заходе маневр второго, просто прыгали через обливной камень, не утруждая себя маневрами в винтовом сливе.
Дальше до подвесного пешеходный мост, еще два порога - горки с водоскатами. Линия движения не сложна, но требуется своевременный маневр в жестких валах и бочках для того чтобы зайти в нужную часть порога и дальше идти по прямой.
Автобус постоянно сопровождал нас на сплаве, уезжая вперед и останавливаясь там, где река хорошо просматривается с дороги. Катамараны оставили у реки, недалеко от пешеходного моста. Ночевать уехали снова в Гуптакаши с тем, чтобы утром собрать вещи и погрузить их в автобус.

Прохождение порога “Прямой” Прохождение порога “Прямой”
Прохождение порога “Прямой” Прохождение порога “Прямой”
Прохождение порога “Прямой” Прохождение порога “Прямой”
Вид из гостиницы Вид из гостиницы
Порог “Гостеприимный” Порог “Гостеприимный”
Низовья Мандакини Низовья Мандакини
Низовья Мандакини Низовья Мандакини
11 октября.
День начался 20 минутной разминки по спокойной воде, за которой последовал порог.
Порог “Прямой” (5B).
Порог расположен на прямом участке реки. Ориентир порога, как обычно, большие камни в русле. Просмотр и страховка с любого берега, но удобнее с левого. С правого и с левого берега к реке спускаются ручьи.
Порог начинается мелкой шиверой, после которой два крутых вала через всю реку. Справа и слева по берегам стоят два большие обломка скалы. В десяти метрах ниже через всю реку идет гряда обливных и ближе к правому берегу лежит большой надводный камень. Слив с гряды правее него пологий, левее – крутой с бочкой. Ниже слева быстроток, а под правым берегом небольшая бочка. Дальше идет гряда через всю реку Левее центра в гряде много надводных и полуобливных камней. Под правым берегом водоскатный слив выше полутора метров высотой с пенной ямой. Ниже водопадного слива крутая горка с хаотично расположенными бочками высотой от метра до полутора метров. Ниже порога улова у обоих берегов.
Для экономии времени (отказ от организации береговой страховки) я попросил Цветкову, чтобы один из ее катамаранов простраховал наш первый экипаж.
Первым пошел второй катамаран. Заходная шивера было пройдена по центру, после чего экипаж взял правее, пройдя первую гряду ближе к правому берегу. После этого он пробил бочку ниже и прыгнул в водоскатный слив у правого берега. Яма за сливом заметно тормознула судно. Далее катамаран шел у правого берега, последовательно пробивая все бочки. Страховка не потребовалась. Первый и третий катамараны повторили линию движения второго.
До следующего порога 100 метров быстротока.
Порог “Набережная” (5B).
Ориентир порога – левый поворот реки, на повороте правый берег сложен гладкими плитами, уходящими в воду – “набережной”. Просмотр и страховка c левого берега.
Перед порогом мощная разгонная шивера, далее три больших камня делят струю на три прохода. Левый проход забот камнями, в центральном проходе – серия мелких сливов через обливные камни. Основная струя идет вдоль левого берега, последовательно образуя два слива: первый – полутораметровый водоскат с тормозящей бочкой и сразу за ней второй – тоже полутораметровый, но более пологий со стоячим валом за ним. Далее участок быстротока и улов под правым берегом. Ниже порога над рекой подвесной мост.
Все катамараны прошли по центру заходную шиверу, после чего ушли в правый проход, успешно пробив бочку и вал.
До следующего препятствия несколько сот метров, на которых две мощные шиверы. Линия движения читается с воды, шли походным порядком.
Порог “Мазар” (5B).
Ориентир порога –  за правым поворотом реки на прямом участке крутое падение с заметным впереди крутым сливом через всю реку и крупными надводными камнями в русле. На террасе левого берега культовое сооружение с башенками. Просмотр проще с левого берега. Страховка с любого берега ниже порога.
После пологого слива следует длинный участок быстротока с небольшой бочкой в правой части реки, после чего в правой трети реки лежит большой обломок скалы. Ниже обломка через всю реку идет гряда камней, образующая узкие косые крутые полутораметровые  сливы. Большинство из этих сливов либо негабаритны для катамарана - четверки, либо ведут в камни, стоящие ниже, слабо прикрытые водой. Ниже гряды река образует горку с хаотично расположенными камнями. В конце порога левая половина реки перекрыта надводными камнями, а в правой половине реки лежит большой обливной камень, оставляющий чистый проход в центре реки или под самым правым берегом. Ниже обливного камня на правом берегу хороший улов. Реку бьет в стену правого берега еще метров через 15 быстротока. Здесь уже обширный улов у левого берега.
Порог долго просматривали, так как очевидной была только возможность прохождения первой гряды под правым берегом, но совсем неочевидной была возможность маневра для того, чтобы попасть туда. В центре и под левым берегом мы проходов для четверок не нашли (точнее нашли, но они все влекли очень вероятный навал на сухие камни, так как экипаж вряд ли удержал бы тяжелое инерционное судно после крутого слива).
В результате второй катамаран траверсировал струю под первым пологим сливом и, не без труда, зачалился к правому берегу. После этого экипаж провел порог, встав на страховку в улове правого берега. Первый катамаран также начал прохождение с носового траверса, после чего кормой вперед на нулевой скорости прошел небольшую бочку у правого берега и окончательно остановился. Экипаж довернул судно носом к правому берегу и за несколько гребков зашел за большую скалу на правом берегу, после чего развернул катамаран носом по течению и успешно пошел порог сначала у правого берега, а в конце порога  по центру реки. Третий катамаран прострелил струю на носовом траверзе и ниже скалы ушел в улов правого берега. После телемарка он прошел порог по линии движения первого катамарана.
От порога до следующего подвесного моста несколько сот метров сплава по довольно мощным шиверам с широкими проходами. Линия движения читается с воды. Ниже моста очередное препятствие.
Порог “Латинский” (5A).
Порог начинается на правом повороте реки и заканчивается после левого поворота. Общая длина порога не менее 300 метров. Просмотра и страховка могут быть осуществлены с любого берега.
Порог образован большими камнями, хаотично разбросанными в русле. Линию движения можно запомнить только в общих чертах, но этого достаточно, поскольку проходы между камнями достаточно широкие. Падение реки возрастает к концу порога, где струя делится надвое лежащим большим камнем. Чище проход у левого берега.
Порог проходили после беглого осмотра в основном по центру реки, уходя на выходе левее.
За мостом река успокаивается и расширяется. На следующих двух поворотах реки шиверы. Линия движения в первой видна с воды, во второй лучше идти в левой трети русла, где поглубже. Шли походным порядком.
Ниже шиверы длинный плес. На левом берегу видна одинокая гостиница с бензозаправкой. За ней расположен порог.
Порог “Гостеприимный” (5A).
Ориентир порога – хорошо заметное белое одиночное здание на левом берегу, к которому от пляжа на берегу ведет лестница. Просмотр порога по дороге или по левому берегу.
Порог начинается на прямом участке, после чего река поворачивает сначала налево, а затем направо. Длина порога около 400 метров, наиболее сложен участок до левого поворота, где много надводных и обливных камней с заметными бочками за ними. Линию движения точно запомнить сложно, опять запоминаем общее направление прохождения.
При просмотре порога вылезли на дорогу, после чего решили устроить перекус в гостинице, где были в наличии холодные прохладительные напитки типа кока-колы. В жаркий день – это благо!
При прохождении порога шли походной колонной, придерживаясь общего направления движения: после захода по центру уйти под правый берег, далее снова в центр и перед левым поворотом снова под самый правый берег, а дальше по центру.
За порогом небольшой плес и еще 4 коротких порожка, разделенных быстротоками. После последнего порога мост и снова плесовый участок. Ниже плеса на правом повороте расположен короткий мощный порог в селе.
Порог “Душистый” (5A).
На плесовом участке впереди видны крупные камни по берегам. Слева и справа расположены села. Просмотр и страховка по любому берегу.
Гряда камней идет от левого берега к правому и оставляет чистый проход шириной около 5 метров. В этом проходе лежит подводный камень, который образует мощную полутораметровую бочку. За бочкой – плес.
Порог не просматривали – берега завалены мусором и отходами жизнедеятельности, лазить по ним не хотелось, тем более, что линия движения была только одна – через бочку ближе к левому берегу. Порог прошли кильватерным порядком, пробив бочку на выходе.
Группа начала роптать – пороги заметно упростились, на реке длинные прогоны, а берега и вода Мандакини таковы, что даже Чорох по сравнению ней – кристально чистая речка с нетронутой природой. Решили доплыть до нормального выхода на дорогу (тащить катамараны через помойки не хотелось) и закончить сплав.
Перед окончанием прошли еще один порог в устье правого притока.
Порог “Короткий”(4С).
Ориентиром порога является правый приток с железным мостом через него. Просмотр  и страховка с любого берега.
Порог образован несколькими крупными и обливными камнями. В пороге в центре струи мощная полутораметровая бочка. У берегов проходы есть, но они узкие и требуют маневра. За порогом плес.
Прошли походным порядком по центру реки.
За порогом гаты у поселка на левом берегу. Отсюда мы вытащили катамараны на дорогу через село, где встретились с группой Цветковой, которая в километре - полутора ниже по течению разобрала и высушила катамараны. Им тоже не хочется сплавляться по помойке, тем более, что река окончательно упростилась и вряд ли можно ожидать на реке сложных препятствий на оставшихся 13 километрах реки.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 6