Индия / Спортивный туризм | Водный туризм
 

Сплав по рекам Мандакани, Алакнанда

5 - 18 октября 2008 г.
Переезд на реку Алакнанда

Вид на приток Алакнанды Пиндар Вид на приток Алакнанды Пиндар
Вид на приток Алакнанды Нандакини Вид на приток Алакнанды Нандакини
Чамоли Чамоли
Дорога к “источнику” Дорога к “источнику”
Хеланг. Дорога к Джошиматху Хеланг. Дорога к Джошиматху
Хеланг. Мост через Алакнанду Хеланг. Мост через Алакнанду
Хеланг. Дорога к Калпешвару Хеланг. Дорога к Калпешвару
Алакнанда ниже Хеланга Алакнанда ниже Хеланга
Алакнанда ниже Хеланга Алакнанда ниже Хеланга
Гостиница в Гарур ганге Гостиница в Гарур ганге
Левый борт ущелья вдали – место спуска к Алакнанде Левый борт ущелья вдали – место спуска к Алакнанде
Место спуска к реке. Впереди виден мост Место спуска к реке. Впереди виден мост
Решили переезжать на Алакнанду. Четверки погрузили на крышу автобуса, между ними привязали рамы двоек и упаковки с баллонами. Теперь обе группы можно за одну поездку перевезти на Алакнанду.
Ночь провели в маленькой гостинице где-то недалеко от Рудрапраяга, как обычно заняв ее практически всю. В гостинице были поражены громадными пауками с размахом лап не менее 25 сантиметров и откровенной тупостью индийских боевиков, которые хозяин гостиницы крутил по видео. Голливудские низкопошибные боевики по сравнению с индийскими кажутся на 100 процентов правдивыми и взятыми из реальной жизни. Индусские головы, конечности и прочие части тела отлетают в разные стороны практически каждую минуту. Правда индийские фильмы гораздо более нравственные – плохой всегда наказан, а откровенные сцены с дамами недопустимы.

12 октября.
Переезд. Истосковавшиеся по пиву души всеми фибрами тянутся к Рудрапраягу, где по слухам должен быть “вайн шоп”. По дороге смотрим пороги Мандакини, которые мы не прошли. Да, пороги есть, но только некоторые  перед Рудрапраягом тянут на четверку – не выше.
В Рудрапраяге с пивом был облом. Водитель поехал короткой дорогой, оставив “вайн шоп” за кормой. Мы лишь взглядом могли проводить то место, где он приблизительно мог оказаться. По пути смотрим на Алакнанду, оценивая ее с высоты птичьего полета, так как за Рудрапраягом дорога сразу уходит вверх от реки, обходя многочисленные овраги, прорытые притоками. На дороге постоянно ведутся дорожные работы, что существенно тормозит скорость движения нашего автобуса. Иногда автобус останавливается и сдает назад, пропуская встречный транспорт. Иногда пропускают нас. Две машины могут разъехаться далеко не в любом месте.
По пути проезжаем Пиндар.  Воды в нем на вид меньше, чем в Мандакини, но под мостом он течет, широко разлившись по перекату. Понятно, что на наших четверках здесь, в общем то, делать нечего. Следующий приток – Нандакини выглядит и вовсе переплюйкой. Даже в устье и на каяке, и то непонятно, как здесь можно протискиваться. Очевидно, что Нандакини можно ходить только в очень высокую воду.
И вот, наконец, центр цивилизации этого района – городок Чамоли. Этот городок сравним с Гуптакаши, но имеет одно существенное преимущество. Алкающим наслаждений душам показали, где находится вожделенный “вайн шоп”. А находится он в какой-то дыре без указателей, в подвале с решетками, которые подстать хранилищу Сбербанка.
В одни руки отпускается до литра местного горячительного (виски или джина) плюс одна бутылка пива. Пиво дегустировали на месте. Ну как? Г…но! Ну и что, что г…но, зато холодное!!! Не сговариваясь взяли по второй бутылке пива, чтобы выпить ее уже не залпом, а медленно, с удовольствием, дегустируя его “изысканный” вкус. Более дерьмовое пиво я пил только в двух местах – в Махачкале на пивзаводе, где мы с товарищем осилили половину кружки на двоих, и на станции Узун на границе между Таджикистаном и Узбекистаном, где я сразу отказался его дегустировать, взглянув на мутный, ярко желтый напиток в кружке. Запаха было достаточно, а дегустировавшие его уже минут через пятнадцать поняли, что наказаны, и остаток ночи им необходимо провести в другом помещении. Даже в Душанбе в советское время пиво было лучше, чем в Индии. В Чамоли же недостаток вкуса пива несколько сглаживали чипсы, которых здесь продается в изобилии. Тем не менее, я все же порекомендовал всем дегустаторам индийского пива продезинфицировать желудок более крепким индийским напитком, благо в этот день нам на сплав не идти. Впрочем, индийское виски тоже имеет мало схожего с нектаром.
Поскольку светлое время еще было, то решили доехать до Хеланга, выше которого подниматься мы не собирались изначально. Хеланг оказался маленьким поселком, от которого основная дорога идет вверх по Алакнанде, а другая спускается вниз к реке, где расположен автомобильный мост и дальше уходит вверх по правому притоку Алакнанды к Калпешвару. У развилки небольшой домик – турбаза, где в случае необходимости можно переночевать. Однако – питьевой воды – нет (местные берут воду из притока), дров – нет, газа с горелкой для туристов тоже нет. Можно остановиться на правом берегу Алакнанды на площадке у автомобильного моста. Условия те же - ни воды, ни дров. Здесь мы устраиваем совет, совмещенный с перекусом.
Моя группа сразу решает, что надо ехать вниз и останавливаться в гостинице, где будет и газ, и вода. Тем более, что за оставшиеся дни нам вряд ли удастся пройти ущелье насквозь с учетом чрезвычайно сложных просмотров и возможных обносов. А если авария, то как и где можно подняться из ущелья, которое местами переходит в отвесные каньоны. На эту разведку тоже требуется время.
Группа Цветковой долго колеблется с точкой ночлега и с точкой начала сплава. Осторожные высказывания о сложности и опасности забиваются максималистскими выражениями “… я лучше пять дней буду ползать по стенкам этого ущелья, чем сплавляться по простому пятерочному участку …”.  В результате группа Цветковой едет вместе с нами искать гостиницу, но точку начала сплава определяют от моста у поселка Хеланг. Вероятно, на это решение повлиял уверенный и успешный сплав ее группы по Мандакини.
Разворачиваем автобус и едем назад. Искомую гостиницу находим в селе Garurganga у одноименного крупного левого притока Алакнанды. Здесь недорого, есть и вода и газовые горелки для приготовления пищи. Вообще то это село – место отдыха паломников, едущих и идущих в Бадринатх. У моста через приток стоит небольшой сельский ашрам, где по утрам тоже совершаются богослужения.
Остаток дня приводим катамараны в сплавное состояние. Когда до темноты остается уже не так много времени, отправляемся на разведку спуска к реке. На другом берегу реки видны дома. Вскоре находится и тропа, которая спускается сначала к остаткам старой дороги, проходившей метров на пятьдесят ниже новой. Затем тропа выводит к подвесному мосту.  Далее есть путь к воде по полурассыпавшимся бетонным ступеням, покрытым мхом, сырым и очень скользким. Здесь, на глыбах больших камней когда-то видимо была организована канатная переправа. От последней ступени до воды метров пятнадцать по вертикали.  От дороги до воды около 300 метров по вертикали. Разведку закончили уже в полной темноте.
Есть ли подъем на мост по правому берегу осталось неизвестно. Буйная растительность скрывает остатки тропы, которая обязательно должна быть. Впрочем, тропа могла и обвалиться.  Поэтому для того, чтобы подняться на дорогу перед каньоном Менанала, если сплав начат выше, желательно ниже левого притока зачалиться на длинную отмель правого берега, после чего либо разведать путь на мост по правому берегу, либо наметить место зачалки на левом берегу между крупными глыбами и мостом. Место для зачалки здесь имеет длину около 15 метров, и промахнувшись, вы уже в каньоне и должны его идти.
Техническое описание сплава по реке Алакнанда

Разворот катамарана в первом сливе порога “Менанала" Разворот катамарана в первом сливе порога “Менанала"
Окончание первой ступени порога “Менанала” Окончание первой ступени порога “Менанала”
Прохождение порога “Менанала”.Первый слив Прохождение порога “Менанала”.Первый слив
Прохождение второго слива порога “Менанала” Прохождение второго слива порога “Менанала”
Порог “Машинный” Порог “Машинный”
Порог “Машинный” Порог “Машинный”
Прохождение порога “Машинный” Прохождение порога “Машинный”
Каньон ниже порога “Машинный” Каньон ниже порога “Машинный”
Место выхода от реки на дорогу Место выхода от реки на дорогу
Следующий пошел Следующий пошел
Вход в каньон Менанала Вход в каньон Менанала
Второй слив порога “Менанала” Второй слив порога “Менанала”
Заход во вторую ступень порога “Менанала” Заход во вторую ступень порога “Менанала”
Прохождение порога “Менанала”.Первый слив Прохождение порога “Менанала”.Первый слив
Последняя бочка и улов после порога “Менанала” Последняя бочка и улов после порога “Менанала”
Порог “Машинный” Порог “Машинный”
Общий вид порога “Машинный” Общий вид порога “Машинный”
Порог “Машинный”, вид с дороги Порог “Машинный”, вид с дороги
Ориентир осыпи Ориентир осыпи
Место выхода от реки на дорогу Место выхода от реки на дорогу
Последний дошёл Последний дошёл
13 октября.
Утром отвозим наши катамараны к началу спуска к реке, это примерно в километре от гостиницы. Вещи оставляем в гостинице. Подготовка к сплаву заняла много времени, так как одновременно был просмотрен и аварийный выход из каньона еще в нескольких километрах ниже по дороге по крутой селевой осыпи левого берега. Сам спуск налегке бегом по тропе занимает около 20 минут.
Дальше техническое описание будет составляться на основании лоции, переданной нам М. Кирсановым.
Сплав по Алакнанде мы начали с прохождения каньона Менанала, который начинается у моста через Алакнанду. Каньон невозможно просмотреть, не спустившись к воде. После двухсотметрового быстротока мы чалимся к правому берегу, впереди четко просматривается порог перед устьем правого притока.
Порог “Менанала” (6В).
Порог начинается в 200 метрах от моста на прямом участке. Ориентир – после отвесной скалы на правом берегу небольшая осыпь из крупных валунов. Просматривается и страхуется только первая ступень.
Первая ступень. Порог начинается длинным пологим сливом в левой трети русла, ведущим в вал высотой около 1,5 метров. В правой трети русла крутой короткий слив с пенной ямой за ним. Через 50 метров подводный камень в центре русла образует пенную яму. Под правым и левым берегом чистые проходы. Далее 30 метров быстротока. Две трети русла в левой части реки занимает крутой подковообразный слив с мощным пенным котлом за ним. Ниже котла еще один слив с бочкой. Под правым берегом реки тоже слив, но гладкий, обходящий оба слива в левой части реки. Этот слив идет из-под правого берега в центр русла и заканчивается мощной косой бочкой.
 Ниже второго слива в центре струи стоят два надводных камня, оставляя проходы под левым (узкий) и под правым (широкий пологий слив) берегами. Ниже этого места прохода по берегу нет. Далее с берега кажется, что у правого берега есть такой же улов, как и перед началом порога по скалам правого берега его можно просмотреть.
Вторая ступень. На самом деле улова нет, есть быстроток. Скалы, по которым казалось, что можно просмотреть ступень оказываются ниже верхнего бьефа порога. Можно ли выкинуться на них и удержать катамаран у берега – непонятно, так  глубоко и это уже собственно уже порог. Можно ли потом пройти порог, тоже не понятно, так как у правого берега лежат полуобливные камни. В центре реки дорожка из мощных валов, которая заканчивается бочкой через всю реку. Далее 30 метров быстротока. Зачалка к правому берегу вряд ли возможна – на берегу крупные обломки скал, за которые невозможно зацепиться.
Третья ступень.
Река сужается береговыми выступами. По всей ширине реки хаотично размещены обливные крупные обломки скал с двухметровыми водоскатами и мощнейшими бочками за ними. Чистого прохода нет. Длина ступени около 50 метров, общее падение в ней мы оценили в 7 – 8 метров. После ступени 20 – 30 метров быстротока. Зачалки нет.
Четвертая ступень. Река снова сжимается берегами. Через всю реку водоскат околр 2 метров высотой. За ним такого же размера бочка. За бочкой стометровый быстроток, у правого берега улова, по берегу можно пройти.
Страховку в пороге поставили двумя морковками после второго слива в первой ступени.   
Идущий первым катамаран зашел несколько правее центра струи, уходя от большого вала в центре. При этом правый баллон попал в яму у правого берега. Катамаран резко остановило и развернуло. Мощь воды, по сравнению с Мандакини заметно возросла. На Мандакини мы такие ямы давили без проблем. (Остальные экипажи проходили этот слив через вал слева, что оказалось проще.  Катамаран развернули и ушли к правому берегу во второй слив. Бочка остановила и довернула судно, но оно всплыло и пошло дальше.
За стеной правого берега, где предполагалась зачалка, чалиться оказалось негде. Капитан принял решение проходить следующую ступень. Да, валы в центре большие, но катамаран должен был их пробить, а у обоих берегов откуда то снизу вылетала пена. Очевидно, что проход у берегов предполагал пенные котлы или что-то вроде этого. Два крутых вала были пробиты, после чего была пробита и бочка, оказавшаяся в нижнем бьефе ступени.
Дальше экипаж дернул судно к правому берегу, но зачалки вновь не оказалось, а впереди была третья ступень, перед которой катамаран удалось разогнать.
Зашли в ступень в правой трети русла. Первую бочку по ходу движения пробили, но она практически остановила судно. После этого уже без скорости ввалились в следующую бочку, еще более мощную. Несмотря на очень большие носовые наплывы, носовые гребцы полностью ушли под воду. Тем не менее, катамаран всплыл и эта бочка было пройдена.
Следующие 30 метров быстротока (зачалки снова нет) и впереди видна одиночная ступенька, а за ней вожделенные улова под осыпью правого берега.
В последнюю бочку катамаран зашел полулагом из-за стремления левого кормового гребца побыстрее добраться до берега. Катамаран, естественно, мгновенно остановило и подтопило, едва не смыв правого кормового гребца. После этого катамаран встал на страховку у правого берега.
Связь по рации с другими катамаранами не работала, поэтому нам оставалось только поставить два спасконца и ждать. Через достаточно продолжительное время подошли и остальные экипажи. Отдых и обмен эмоциями занял довольно много времени.
До следующего порога около пятидесяти метров чистой воды.
Порог “Борода” (5А).
Порог весь просматривается от начала порога с правого берега. Страховка возможно только снизу порога.
Обливные камни в центре делят реку на две части, образуя длинные пологие сливы высотой метра 4  под правым и под левым берегами. Далее сливы объединяются в центре реки, образуя “бороду” – длинный сужающийся поток  с хаотическими валами до двух метров в нем. Длина порога  около 80 метров.
Проходили сначала в правый слив и дальше по центру, удерживая нос перпендикулярно двухметровым валам.
За порогом снова короткий быстроток, крутая осыпь в кулуаре, переходящем в отвесный склон на левом берегу. Правый берег – отвесная скала. В воде видны большие камни.  У воды на берегу валяются остатки вдребезги разбитого грузовика. Здесь расположен порог, который М.Кирсанов видел сверху. За порогом отвесные скалы и справа, и слева. Обнос порога и страховка первого экипажа – невозможны, так как ниже порога по отвесным скалам невозможно ни спустить судно к воде, ни сесть в него.
Порог “Машинный” (6A).
Длина порога 100 метров.
Три обливных камня лежат в струе, образуя мощные бочки по всей ширине реки. Ниже в реке под правым берегом небольшой надводный камень, еще в 20 метрах ниже которого река полностью перегорожена пятью надводными камнями. Вся вода лупит в самый большой камень, стоящий в правой трети реки. Между ним и правым берегом возможно есть чистый проход, сравнимый с габаритами катамарана, но камень, стоящий выше по течению полностью блокирует возможность использования этого прохода. В левой части русла проходы негабаритные, правда, можно попробовать прыгнуть через сухой камень в полутораметровый слив, но непонятно, сем это закончится, а страховки нет. И, наконец проход слева от большого камня, между ним, и следующим надводным камнем, стоящим несколько ниже по течению. Здесь образуются примерно трехметровые ворота, но под углом в 45 градусов к основной струе. В воротах, соответственно, косой полутораметровый водопадный слив и пенный котел за ним.
После неудачной попытки вылезти здесь и длительных сомнений на тему прохождения порога, порог решили обнести, поскольку все уже насытились препятствиями да и время уже поджимало. Катамараны вынесли к ключевому месту порога и тут выяснилось, что обноса нет, поскольку не за что зацепиться при спуске катамарана. Опять стали думать. В конце концов первый катамаран занесли снова к началу порога, экипаж сел в упоры и стартовал прямо с береговой скалы “тюленьим спуском”. Катамаран, конечно, тут же навалило на левый берег, но навал оказался не настолько сильным, как казался. Экипаж вывел судно из прижима и прострелил струю, уйдя в котел слева от большого камня. Правую корму немного зажевало под сливом, поскольку для разгона было всего три - четыре гребка, но порог был пройден. Остальные экипажи повторили линию движения первого.
Далее в каньоне спокойная вода. В 200 метрах ниже нас ждала вожделенная осыпь на левом берегу, где была разведана принципиальная возможность выхода из каньона.
До полной темноты оставалась полтора часа, поэтому, вытащив катамараны на прибрежные камни, все двинулись вверх. Подъем очень тяжелый. Крутизна от 25 до 40 градусов, живые камни, скользящая глина. Первые члены группы  вышли на дорогу еще засветло, а вот руководителю потребовалось более трех часов, да и то с помощью членов группы Цветковой и основной веревки, используемой в качестве перил. Да, обувка хорошая для дайвинга в горах полный улет (в смысле улет вниз по склону).
Вечером в нашей группе был разбор полетов. Дело в том, что на воде при прохождении первого порога один из участников устроил от страха истерику. Руководителю группы потребовалось более часа времени, чтобы привести его в чувство. Результатом совещания было то, что катамаран, на котором шел этот участник, разбирается и выносится на дорогу. Сплав по ущелью завтра продолжают два катамарана.

Порог у осыпи, выводящей на дорогу Порог у осыпи, выводящей на дорогу
Порог “Ловушка”, вид с дороги Порог “Ловушка”, вид с дороги
Прохождение порога  “Ловушка” Прохождение порога “Ловушка”
Алакнанда в районе Пипалкоти Алакнанда в районе Пипалкоти
Мост ниже Пипалкоти Мост ниже Пипалкоти
Ашрам у моста Ашрам у моста
14 октября.
С утра доехали до спуска в ущелье, после чего автобус отвез группу Цветковой к оставленным катамаранам. Два катамарана пошли вниз, один разобрали.
У отмели небольшой порожек. Ниже этого порожка около трех километров относительно спокойной воды в глубоком ущелье. Постоянно возникает предчувствие подпора, поэтому сплавляемся медленно, с отдельными просмотрами. Наконец на левом берегу видна осыпь, видно сильное падение воды. Это следующий порог, который требует внимательного просмотра.
Порог “Ловушка” (6A).
Порог начинается на пологом правом повороте. Несмотря на это, струя все время прижимается к правому берегу, образуя длинный прижим под отвесную скалу, которая уходит в воду под отрицательным углом. Далее следует прямой участок. От левого берега до центра реки под водой лежит большой камень. С него идет слив с пенным котлом, но большая часть воды откланяется в пологий слив вправо с двумя мощными валами, который ведет прямо в выступ скалы правого берега. Перед скалой заметная водяная подушка. Скала и камни левого берега сужают русло до 5 метров. Ниже скалы через все русло один за другим лежат два подводных камня и ниже второго у левого берега – надводный. С подводных камней вода сливается крутыми 1 – 1,5 метровыми сливами с пенными ямами, с камня у левого берега вправо идет двухметровый закрученный  слив, обходящий обе ямы выше. Левее камня у берега прохода нет - узко.
Ниже у левого берега есть место для чалки и страховки.
С берега очень сложно оценить, достаточна ли подушка в прижиме, чтобы отбить катамаран при навале. В конечном счете, при планировании прохождения главную роль сыграло то, что за порогом следует внушительный улов.
Первый катамаран зашел в порог по основной струе ближе к правому берегу.  На прямом участке экипаж продолжил удерживать катамаран в правой трети реки, уходя от пенного котла, последовательно пробив два вала. Естественно, струя сбросила судно носом в прижим, но на отбойной волне катамаран развернуло влево и притормозило, после чего судно ушло к левому берегу в левый язык в притирку к камню у левого берега, обойдя пенные ямы в центре. После этого экипаж встал на страховку с воды.
Второй экипаж повторил линию движения первого.
Через 150 метров в русле у левого берега крупные камни. У правого берега чистые пологие сливы с крутыми валами. Дальше до моста ниже Пипалкоти заметных препятствий нет. Однако опять постоянно возникало впечатление, что впереди водопад, хотя на самом деле ничего не было. Сплав закончили ниже пешеходного моста ниже ручья, впадающего с левого берега. На правом берегу у моста находится ашрам. Отсюда на дорогу выводит широкая мощеная тропа.
Пока два экипажа проходили остаток шестого каньона, экипаж третьего катамарана, который выносили из ущелья в разобранном виде, собрал его и подготовил к дальнейшему сплаву. Вскоре проявилась и группа Цветковой. Они дошли до хорошего выхода на дорогу и вытащили катамараны из ущелья, чтобы начать наматывать километры. Сплав решили продолжать от моста ниже последнего каньона. Нам, правда, пришлось сделать пересадку в экипажах.

Тропа спуска к мосту Тропа спуска к мосту
Место старта у моста Место старта у моста
Прохождение порога “Пракрити” Прохождение порога “Пракрити”
15 октября.
С утра по тропе спустили катамараны к воде. В трехкилометровом седьмом каньоне препятствий нет. После того, как река выходит из каньона начинается довольно мощная шивера (4С), которая после впадения левого притока Birehi Ganga переходит на правом повороте в мощный порог.
Порог  “Бирд Ганга” (5B).
Порог начинается на прямом участке мощными валами в узком основном русле. После этого следует пологий правый поворот, река расширяется и становится мельче. Основная струя идет вдоль левого берега, в русле большое количество надводных и подводных камней. В конце порога у левого берега река падает крутыми сливами через камни, у правого берега проходы чище, но для того, чтобы перестроится направо надо заранее наметить место перехода через достаточно мелкий осередок.
Мы шли порог без просмотра кильватерной колонной по основной струе у левого берега.
От этого порога до следующего около километра сплава по слабым шиверам. Впереди видны крупные камни в струе – это ориентир следующего порога.
Порог “Пракрити” (5С).
Порог начинается на прямом участке и длится до крутого левого поворота. В реке большое количество надводных и подводных камней, причем в центре потока стоит громадная скала. Левее этой скалы в нашу воду прохода для четверок нет - нужен уровень воды на 20 см больше, тогда можно просто сплавляться вдоль левого берега, прыгая в крутой, но чистый полутораметровый слив ниже скалы. В нашу воду на двойке или каяке вполне реально уйти из центра в улов образованный скалой и дальше по нему к левому берегу. Однако, такой маневр осложнен тем, что в случае ошибки порог придется проходить по центру, а в центре сливы, ведущие в камни и пенные котлы, а туда попадать нам не хотелось. Есть и еще один вариант – идти либо вдоль правого берега, либо сначала по центру, а потом уходить вправо, проходя по горке из обливных камней впритирку к скале правого берега.
Второй и третий катамараны шли сначала по центру потока, а на траверсе большой скалы уходили к правому берегу и проходили по горке вдоль правого берега.
Еще в районе предыдущего порога лидирующий второй катамаран остановил местный начальник лесной службы и потребовал предъявить пермит. Капитан катамарани ответил ему, что пермит в автобусе, а разговаривать он должен с руководителем, который идет на другом судне. На этом пороге этот начальник вновь вылез на берег и, отчаянно жестикулируя, сулил на хинди - английском языке нам все возможные неприятности. Пришлось вступить с ним в контакт. Я дал отмашку ушедшим вниз экипажам продолжать сплав, а сам пошел разбираться по существу вопроса.
Дело в том, что письменных пермитов на прохождение маршрута мы так и не получили. Нам пришлось довольствоваться устными заверениями представителей поддерживающей нас индийской турфирмы о том, что “no problem” и копиями факсов с запросами на получение письменных разрешений. Поэтому мы с местным начальником вышли на дорогу и, поскольку наш автобус был недалеко, то я пригласил его туда. В автобуса я достал из своих вещей маршрутную книжку, адрес и телефон поддерживающей нас индийской турфирмы, письмо от ТССР и копии факсов. Все эти документы я показал чиновнику и попытался, как сумел, объяснить ему суть происходящего. Поскольку его английский язык был вообще никакой, он вылез из автобуса, отошел в сторону и стал кому-то звонить, по-видимому, своему начальнику. Через какое-то время он снова подошел ко мне и еще настойчивее произнес слово “пермит”. Я медленно объяснил ему, что за пермиты заплачено, назвал сумму и предложил позвонить в индийскую турфирму. Он опять отошел и, видимо, звонил в турфирму, после чего вернулся, еще раз покрутил в руке бумаги и сказал, что от полностью удовлетворен и мы можем продолжать сплав.
На всю эту бодягу ушло около часа, да тут мне еще сообщили, что катамаран сильно травит. По видимому, он был пробит в предыдущем пороге. Даже если бы сгоняли на автобусе за ремнабором, который был на другом судне, вернулись бы, заклеились, то вниз в одиночку без страховки я не мог, следовательно, катамаран все равно пришлось бы перевозить. После некоторых колебаний мы разобрали и просушили судно.
Оставшиеся на сплаве экипажи, не зная, что первый катамаран разобран, решили далеко вниз не уходить и прекратили сплав, немного не дойдя до Чамоли. Катамараны, как обычно, оставили на берегу.

Прохождение порога “Нандапраяг” Прохождение порога “Нандапраяг”
16 октября.
На сплав вышли очень рано и уже в половину девятого были на воде. За ночь с нашими катамаранами  позанималась местная малышня. Из карманов утащили всякую блестящую мелочевку. Веревки и сплавное снаряжение не тронули.
Сплав начался с пятнадцатиминутного слалома по шиверам. В шиверах довольно мощные валы и прижимы, но ширина реки позволяет уйти и от тех, и от других.
За 200 метров до железного автомобильного моста следующее препятствие.
Порог “Беломраморный” (4С).
Порог начинается на прямом участке после локального правого поворота и продолжается на левом повороте. Просмотр при необходимости по левому берегу.
В нашу воду надводных камней в пороге не было. На левом повороте в реке хаотично расположенные бочки и прижим к правому берегу.
Прошли сходу в правой трети реки.
За порогом под автомобильным мостом мощная шивера. Проходы видны с воды.
Вдоль воды идет набережная поселка Чамоли. Через 200 метров после нее на левом повороте навал на правый берег. У правого берега стоит мощная косая бочка, куда идет большая часть воды. У левого берега чистый проход. Шли сходу, но при необходимости можно просмотреть это место с левого берега.
До следующего порога около 500 метров сплава по шиверам.
Порог “Длинный” (5C).
Ориентир порога – желтые домики на правом берегу. Длина порога около полукилометра. Просмотр возможен с любого берега.
Русло реки сужается до 15 метров, через всю реку двухметровый слив с бочкой за ним. Далее в центре реки камни, основная часть воды уходит влево, после чего вновь уходит вправо, образуя прижим к правому берегу. Ниже прижима еще одна серия валов и бочек, но послабее.
Проходили через все бочки по основной струе походным порядком со слаломом между большими камнями в центре порога.
Ниже в 300 метрах  еще один порог.
Порог “Храмовый” (5A).
Струя идет от левого берега к правому, наваливая на него. В струе мощные валы и бочки. На левом берегу у реки ступени, ведущие к храму. Порог можно просмотреть по правому берегу.
Линия движения хорошо видна с воды, поэтому шли походным порядком.
В 500 метрах ниже полка на левом берегу с красивыми соснами, ниже нее остров. Левая протока более полноводна. В ней Валы и бочки. В конце протоки навал на левый берег, справа мощная бочка, левее которой есть нормальный проход.
Ниже над водой висит трос и пешеходный мостик за ним.
Ниже пешеходного мостика около двух километров сплава по шиверам до впадения реки Нандакини. Перед впадением Нандакини около 300 метров тянется шивера, после которой небольшой быстроток и начинается порог.
 Порог “ Нандпраяг ” (6A).
Ориентир впадение левого притока. Просмотр по любому берегу, целесообразнее по левому. Страховка в большом улове у левого берега.
Порог расположен на прямом участке реки. Река проходит через несколько гряд обливных камней. Наиболее крутые и опасные сливы образует нижняя гряда. В правой части русло реки практически полностью перекрыто двумя крупными обливными камнями с мощнейшими бочками за ними. В центре реки стоит крупный надводный камень. Между ним и левым берегом тоже сливы и бочки, но заметно меньше тех, что в правой части русла.
Оба экипажа проходили порог вдоль левого берега, на скорости пробивая бочки.
Далее за левым поворотом автомобильный мост.
Далее до впадения Пиндара выдающихся препятствий нет. Пороги остаются по прежнему мощными, но достаточно простыми с точки зрения выбора линии движения – большинство препятствий просто идется по основной струе, пробивая валы и бочки.
Ниже устья Пиндара сложность реки окончательно падает. Где-то через  5 километров ниже устья Пиндара над рекой висит пешеходный мост, с которого хорошая тропа выводит на дорогу. Решаем закончить сплав на сегодня. Поскольку вчера наши катамараны были слегка пограблены, выносим их на дорогу и привязываем на крышу автобуса. Гостиницу находим в 12 километрах ниже, в районе села Награсу.

Порог “Предшествующий” Порог “Предшествующий”
Порог “Щель” Порог “Щель”
Прохождение порога “Щель” Прохождение порога “Щель”
Мост в Рудрапраяге Мост в Рудрапраяге
17 октября.
Не хочется мотать километры по относительно спокойной воде. Да, мощная вода, мощные бочки, однако таких мест, чтобы было действительно сложно или опасно на реке нет. Поэтому проезжаем еще около 10 километров и спускаем катамараны выше последней на нашем маршруте связки именных порогов.
Порог “Предшествующий” (4B).
Ориентиром порога служит отель “Манал”, который находится над следующим препятствием, но виден издалека на левом берегу реки после правого поворота. В пороге валы и бочки, в конце порога навал на камень у правого берега. Под левым берегом относительно чистый проход.
Порог проходим походным строем, уходя из центра под левый берег.
Ниже этого порога 100 – 150 метров шиверы до следующего порога.
Порог “Щель” (5А).
Ориентир – отель “Манал”, который находится над порогом, река уходит в скальный коридор, слева перед порогом на берегу гаты. Просмотр по левому берегу. Страховка только с воды ниже порога.
Порог начинается на локальном правом повороте. После длинного пологого слива правая часть струи натыкается на береговой выступ и отражается назад, образуя большое улово. Река сужается до 6 – 7 метров. У правого берега мощный пульсирующий вал, под левым берегом слив через обливные камни с бочками, выводящий в центр струи. В 10 метрах ниже навал на правый берег реки.
Проходили походным порядком вдоль левого берега, пробивая бочку в сливе, после чего уходя от навала на правый берег.
Ниже река течет в трубе. Сложных препятствий до Рудрапраяга нет.
В Рудрапраяге несколько гат по обоим берегам. Для зачалки выбрали правый берег ниже первого автомобильного моста через Алакнанду. Отсюда хороший выход по лестнице на дорогу. На ступенях перед храмом просушили катамараны. Ближе к вечеру погрузились обеими группами в автобус и доехали до Харидвара, где заночевали.
Выброска с маршрута

18 октября.
Половину дня проводим в автобусе. В дели приезжаем в обеденное время и сразу едем в местный торговый комплекс Яшман, где можно нормально и недорого поесть в китайских ресторанчиках и закупить сувениры.  После этого отправляем багаж, улетающий в Москву в аэропорт, а сами до вечера гуляем по городу. Последнюю часть отъезжающих провожаем до аэропорта уже ближе к полуночи на тук - туках, после чего возвращаемся в отель. На утро оставшихся еще на неделю восемь человек ожидает минибас для поездки по стране.

19 – 25 октября.
Культурная программа с поездкой по городам Дели – Джайпур – Агра – Каджурахо – Джанси – Дели.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 6