Индия / Спортивный туризм | Водный туризм
 

Сплав по рекам Мандакани, Алакнанда

5 - 18 октября 2008 г.
Сплав в штате UTTARANCHAL (Индия) по рекам МАНДАКАНИ, АЛАКНАНДА. г.Москва – г.Дели – г.Решикеш – г. Сонпраяг - сплав по реке Мандакини – г.Рудрапраяг – пос. Хеланг – сплав по реке Алакнанда – г. Рудрапраяг – г. Дели – Культурная программа – г. Москва
 
Список группы

Судно
N
п/п
Фамилия имя отчество, разряд, звание Год
рождения
Туристская подготовка
Катамаран  1

1
Лифанов Александр Валентинович
МС, ст. инструктор
1957
Чилик, Чон-Кемин, Кекемерен, Матча, Обихингоу, Казан-Коксу – 6Р, Шавла, Сарда-Миена-Сорбо, Башкаус-Чулышман,Туполанг,Китой-Онот,Чорох  – 5Р
2
Зверев Александр
Васильевич
1960
Чаткал, Матча-Зеравшан, Шахдара,
 Обихингоу, Кызылсу-Шахлису -6у
3
Филиппова Ольга
Александровна
1978
Кора-Казан-Коксу -6у, Фиртина, Белая-эл.6у,
Башкаус-Чулышман–5у
4
Никитский Константин
Алексеевич
1966
Ойтал-Тар-Каракульджа, Б.Нарын-6у,
 Сумульта, Шавла –5у, Чуя, Жомболок-4у
Катамаран  2
5
Великанов Юрий
Аркадьевич
МС, ст. инструктор
1948
Чилик, Ойгаинг-Пскем - 6р,
Бий-Хем, Жом-Болок-Ока - 5р,
Кекемерен, Чаткал – 6у, Чорох – 5у
6
Башкирова Ирина
 Михайловна
МС, инструктор
1967
Кекемерен –6у, Чаткал, Башкаус-Чуя, Чон-Кемин, Жом-Болок – Ока, Бий-Хем – Улуг-О, Чорох - 5у
7
Савин Александр
 Александрович
1952
Кекемерен, Мал.Нарын – Нарын, Обихингоу – 6у,
Бий-Хем, Китой, Чилик, Чорох – 5у.
8
Граве Александр
Николаевич
1953
Кекемерен – 6у,  Сорбо-СардайМиена,
Хара-Мурин – Снежная, Ока – 5у
Катамаран  3
9
Палагута Константин
Алексеевич
МС, инструктор
1949
Ойгаинг-Пскем -6р, Чарын, Чон-Кемин, Чилик -6у, Бий-Хем –Улуг-О, Жом-Болок –Ока–5Р,
 Сорбо-СардайМиена-5у
10
Тройков Семен
 Михаилович
1985
Ойтал-Тар-Каракульджа , Кекемерен – 6у, Чорох – 5у,
Кумир – Коргон - Чарыш– 4(5)у, Кара – 4у
11
Климов Дмитрий
Владимирович
1970
Казан - Коксу , Дзорагет, Оран,
Хара-Мурин , Уда 5 у,
Белая, Лаба, Мзымта – эл. 5у
12
Суздальцев Павел
Валерьевич
1969
Кекемерен – 6у,
 Казан-Коксу, Сорбо-СардайМиена,
Башкаус-Чулышман -5у

График движения

Дата
Дни пути
Участок
Способ передвижения
Активно
(км)
04.10.08

Москва – Дели
Самолет

05.10.08
1
Дели – Рудрапраяг
Автобус

06.10.08
2
Рудрапраяг – Сонпраяг
Стапель
Автобус

07.10.08
3
Сплав по р. Мандакини до начала непроходимого участка
Пешком
Сплав
2
4
08.10.08
4
Разведка ущелья, выбор точки продолжения сплава обвоз непроходимого участка
Пешком
15
09.10.08
5
Сплав по реке Мандакини
от моста на Kalimath
Сплав
4
10.10.08
6
Сплав по реке Мандакини
Сплав
4
11.10.08
7
Сплав по реке Мандакини
Сплав
17
12.10.08
8
Переезд на реку Алакнанда, выбор точки начала сплава
Автомобиль

13.10.08
9
Прохождение верхнего ущелья Алакнанды
Сплав
4
14.10.08
10
Прохождение верхнего ущелья Алакнанды
Сплав
6
15.10.08
11
Сплав по Алакнанде
Сплав
8
16.10.08
12
Сплав по Алакнанде
Обвоз простого участка
Сплав
Автобус
33
 
17.10.08
13
Сплав по Алакнанде
Рудрапраяг – Решикеш
Сплав
Автобус
5

18.10.08
14
Решикеш – Дели
Автобус

19.10.08

Дели – Москва
Самолет



Замысел и подготовка путешествия

Алакнанда2 Алакнанда2
Алакнанда3 Алакнанда3
Алакнанда4 Алакнанда4
Мандакини1 Мандакини1
Мандакини2 Мандакини2
Одному из членов нашей группы в этом году исполнилось 60 лет. В качестве подарка от группы он попросил организовать в этом году поход в страну, в которой он работает уже более тридцати лет. За это время было пройдено много маршрутов по Саянам, Алтаю и Средней Азии, а вот в Индии, где он провел очень много времени, в походе он не был ни разу и даже никогда не выезжал в горы. В качестве ограничения была задана максимальная продолжительность маршрута – две недели. Для большинства членов группы это максимальная продолжительность отпуска.
Исходя из этих параметров, был выбран штат Уттаранчал – самый близкий от Дели. До верховьев любой из рек этого штата можно добраться за два дня. Реки других штатов расположены дальше и требуется, по крайней мере, вдвое больше времени на заброску.
Сбор информации о реках оказался несколько сложнее, чем я ожидал. В Интернете практически не оказалось детальных данных ни по одной из рек. В описаниях туристических фирм и в отчетах туристических групп сложность рек иногда отличались на полторы – две категории, что, в общем- то, и не странно, потому что одни оценивали маршрут пройденный по очень низкой воде ранней весной или поздней осенью, а другие оценивали сплав по полной воде.
Естественно, что первоначальный выбор пал на Алакнанду и Багирати. Однако, после просмотра этих рек через призму космических фотографий Google Earth, Багирати отпала – на реке четко просматриваются четыре плотины и водохранилища.
В интернете несложно найти топографические карты района, причем, как советские генштабовские, так и американские. И советские и американские карты страдают одним и тем же недостатком – они старые, многие населенные пункты на них отсутствуют, некоторые населенные пункты названы не так, как на самом деле. К тому же масштаб у этих карт – 1: 200 000, 1: 250 000 и 1:500 000, поэтому получить точное представление о реках достаточно сложно. Американские карты несколько лучше, потому что на них представлена отдельная информация с карт более крупных масштабов.
После рассылки большого количества писем в различные туристические фирмы Индии выяснилось, что ни одна из них не стремится сотрудничать с самодеятельной группой. Точнее, многие предлагали покатать нас по секциям II – IV категории сложности. И только одна ответила полным согласием, но при этом в счет был включен водитель автобуса, турлидер, повар, два помощника по хозяйству, которые должны были разворачивать тент, приносить воду и кочегарить кухню. Только за автобус с нас просили 250 долларов в день, а со всеми прочими накрутками получалась такая сумма, что в Индию можно было лететь на вертолете.
Здесь, довольно неожиданно, я получил ответ от Энди Соммера andreas.andy.sommer@gmx.de , который неоднократно бывал в России, а также в Индии. У него своя фирма с отделениями в Германии и в Непале. Он взялся за организацию нашего похода и выступил посредником между нами и индийской фирмой Aquaterra  www.aquaterra.in или www.treknraft.com и ее директором  Ваихабом  vaibhav@aquaterra.in. Он же, как смог, охарактеризовал мне различные притоки  Алакнанды и саму Алакнанду. Надо сказать, что его информация не вполне соответствовала действительности. В частности, он сказал, что на верхней Алакнанде все препятствия просматриваются и, при необходимости, обносятся. Кстати, верхнюю Алакнанду он сравнил с Аргутом без Карагемского прорыва.
Тем не менее за основу был взят маршрут, включающий в себя прохождение верхней Алакнанды ниже Джошиматха - в одном из отчетов проскользнула фраза, что от Джошиматха до Хеланга полная ж…, а ниже опытная группа по малой воде может пройти. Правда эта фраза относилась к каякерской группе. На рафтах здесь не ходили. На рафтах ходили только ниже поселка Пипалкоти, причем только группы профессионалов. Среднее течение реки было, в общем-то, неинтересно по причине малого количества препятствий и их невысокой сложности.
Из притоков глаз прежде всего ложится на Пиндар. Легкая заброска, фильм в Интернете и отчеты групп, которые проходили его за один день. Однако низкая категория сложности не вполне отвечала нашим устремлениям. Про Нандакини было известно, что она очень маловодная. В то же время мы не вполне представляли, что будет, если, например, муссон задержится на пару недель. По громадной воде Алакнанду идти будет опасно, вот тут-то Нандакини и будет к месту. Обращает на себя внимание и последний сплавной приток Алакнанды – Мандакини.
Мандакини ходят в основном от моста дороги на Калимат, но были косвенные сведения о французской группе каякеров, которая шла от Сонпраяга. Группа потерпела аварию, но она шла по малой воде. Возможно, по большой воде это место можно будет пройти.
Количество дней, выделенное на каждую реку нами, бралось из количества дней, рекомендованного туристскими фирмами, с 25-процентным запасом. Оказалось, что запас не соответствует действительности, запас должен быть значительно больше. Коммерческие группы идут практически без просмотра (гид обычно хорошо знает все препятствия), без фотосъемки, без составления описания, то есть гораздо быстрее, чем это получается у самодеятельных групп.
Ценная информация по Алакнанде была получена от М.Кирсанова, который дважды был на Алакнанде. Он правда отговаривал нас от прохождения верхней Алакнанды, поскольку сам видел этот участок и обвез его. За два дня до похода он передал нам свою лоцию, в которой указаны препятствия, которые он видел в верхнем ущелье Алакнанды, а также препятствия ниже верхнего ущелья, которые он шел. В лоции, естественно, не было препятствий скрытых в каньонах, а в реальности препятствия были, причем очень сложные. Кирсанов подтвердил мнение туристических фирм, на которое я опирался, что сплав по Мандакини прост и река от моста идется за два дня.  Возможно, в малую воду с гидом, знающим реку, это так и есть, но в нашу воду река оказалась достаточно сложной.
Была и еще одна проблема – с пермитами на прохождение верховьев рек. До последней минуты (включая поход) было непонятно, есть они у нас или нет, хотя мы их оплатили. Поэтому появился запасной маршрут на случай, если нас не пустят в верховья Алакнанды. В него вошел приток Багирати - Билангна и низовья Багирати. Это, конечно, менее интересно, чем верховья, но лучше заранее быть готовым к нестандартным ситуациям, чем потом мучительно искать выход из таких ситуаций.
История объединения двух групп тоже достаточно тривиальна. Я предложил Светлане Цветковой объединить усилия. Автобус для перевозки катамаранов – четверок нам все равно пришлось бы брать относительно большой, то есть в автобусе будет достаточное количество посадочных мест, а при кооперации с группой Светланы поездка выходит дешевле. В результате группа Светланы Цветковой выросла до пяти катамаранов и стало понятно, что идти вместе будет сложно – будут проблемы на препятствиях. Поэтому решено было идти параллельно, обрабатывая совместно только те препятствия, для обеспечения безопасности при прохождении которого одной группы будет недостаточно. Для связи между группами использовались более мощные рации, чем при связи внутри группы, а в случаях, когда связи по радио не было – сотовые телефоны.
И последнее. У нашей группы в свое время была хорошая практика в новом для нас районе проведения похода делать культурную программу. Это было и в Средней Азии, и в Турции. В этом походе из состава двух групп набралось восемь человек, которые могли себе позволить провести в Индии третью неделю. За основу культурной программы была взята классическая поездка “Золотой треугольник Индии”. Эта программа хороша, но коротковата, так как у русских Индия всегда ассоциируется с чаем, Тадж Махалом, индийским кино и Кама Сутрой. Поэтому посетить Индию, быть достаточно близко и не заехать в Каджурахо я счел преступным. Таким образом в той же фирме Aquaterra я нанял минибас для поездки восьми человек по маршруту  Дели – Джайпур – Агра – Орча – Каджурахо – Фатехпур Сикри – Дели. Автобус обошелся нам менее тысячи долларов на восьмерых.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 6