Европа / Велотуризм | Спортивный туризм | Мототуризм
 

Велопоход по Восточной Европе: Чехия, Венгрия, Хорватия, Черногория

20 июля - 11 августа 2012 г.
Путешествие по маршруту Прага - Чешский Рай - Кутна Гора - Морвский Крас - Будпешт - Сплит - Mljet - Дубровник - Сутморе - Подгорица. На велоспедах (700 км), на поездах (самый длинный переезд - ночной поезд Будапешт - Сплит) и пару раз даже мопед. Задача - успеть за отпуск побывать и в центре Европы, и на побережье, и не задобавшись от постоянных переездов - успешно выполнена! Рекомендуем нашу нитку маршрута всем, перед кем стоит похожая задача (= кто любит и чешское пиво, и морское побережье :) )
 
1 день. Прага

В Прагу прилетели днем 20-го июля. Велосипеды собирать не стали, поскольку очень торопились в агенство купить билет Будапешт-Сплит (как это сделать удаленно из Москвы, так и не придумали).
У нас даже получилось влезть с велосипедами в чехлах в рейсовый автобус Аэропорт - Главный вокзал.
Билеты покупали в The CD travel office (hlavak@cdtravel.cz, www.cdtravel.cz), который находится на Главном вокзале слева от главной международной билетной кассы. Они берут какую-то комиссию, зато с ними получилось заранее списаться по e-mail и все выяснить. Стоимость билетов на двоих (в четрехместное купе) получилась 5336 кс.
В самолете  в наших велосипедах удивительным образом ничего не сломали. На вокзале мы довольно быстро их собрали и поехали в хостел (Travellers Hostel Dlouha, Dlouha 33)
Фотографий Праги, думаю, все видели достаточно. Поэтому прикладываю только фотографию Паши и пешеходного светофора на фоне самой узкой улицы в мире.
2 день - Поездка в Карлштейн

Примерно в 30 км от Праги находится известный замок Карлштейн.
Туда мы поехали на мопеде, который взяли в аренду по адресу Jindrisska 7, Prague 1(пока искали аренду мопедов, на той же улице Dlouha, где был расположен хостел, нашли чудесный велосипедный магазинчик, с подробными велосипедными картами  Чехии).
В замок (как потом оказалось, это привычная практика для Чехии) пускают только с экскурсией, которые отправляются примерно раз в час. С этим замком нам даже повезло - была экскурсия на английском.
На обратном пути попали в сильный дождь, но нас согрел эль в пабе в 5 минутах от нашего хостела :)  
3 день - Прага - Баков

Алыча Алыча
Проехали - 74 км. Прага-Баков.
Фактически первый день нашего велопутешествия. Выбрались из Праги и поехали в сторону Чешского рая (область в Чехии с замками и красивой природой). Надо отметить, что выезжать из Праги - это намного лучше, чем выезжать из практически любого другого крупного города. Тут есть  замечательные широкие тротуары и местами даже велодорожки. Умереть с голоду в Чехии довольно сложно - вдоль дорог растет алыча, яблоки и подсолнухи :)
Ночевать решили в Бакове, т.к а) там есть кемпинг, б) из этого города можно объехали весь Чешский рай.
Когда приехали в кемпинг, обнаружили там полное отсутствие хозяина, воды и электричества. Случайно встреченные люди с Украины помогли нам докричаться до хозяина, живущего в соседнем домике. В результате первую ночь жили в этом кемпинге в городом одиночестве.
Фотографии из какого-то городка по пути и кемпинга.
4 день - Чешский Рай

Проехали - 64 км.
Чешский Рай - заповедник на северо-востоке Чехии
Кататься на велосипедах там сплошное удовольствие - мало машин, хорошие дороги. Побывали в замках Валесов, Кост и Валдштейн
Валесов замок интересен скалой с двумя отверстиями, расположенной рядом с ним.
В замок Валдштейн мы добирались забавной дорогой через сосновый лес, видели очень красивое болото.
Вообще к этому замку сходится несколько очень красивых велосипедных маршрутов, которые идут прямо по лесу,  катаются по этим маршрутам целыми семьями, включая 5-летних детей, на маленьких велосипедах, но непременно в шлемах.  Один из этих маршрутов, судя по указателю, должен был привести нас в замок Кост, но где-то по пути мы сбились, и выруливали уже по картам и GPS.
Замок Кост, видимо, оказался совсем далек от цивилизации - пускали в него по традиции только с экскурсией, причем английской не было, только на чешском языке. Гид спросил нас, говорим ли мы по чешски, получив отрицательный ответ, бодро сообщил, что он не говорит по английский и вел всю оставшуюся экскурию на три человека (мы с Пашей + местная девушка) на чешском :) Зато в этом замке очень интересная экспозиция, посвященная инквизиции.
В кемпинг вернулись под вечер, магазинов по дороге не нашли, но вкусно и недорого поели в небольшом ресторанчике в Бакове
5 день - Баков - Подебрады

Проехали - 56.3 км
Подебрады - курортный городок с лесом, рекой (вдоль которой опять же есть специальная велосипедная дорожка) и озером, в котором можно купаться.  
Понравился нам утками :)
В Подебрадах хороший большой кемпинг с единственным минусом - там не было холодильника. Поэтому колбасу хранили в привязанном пакете прямо в воде в речке :)
4 день - Подебрады - Кутна Гора

Проехали - 41 км. 
С утра двинули в Кутну Гору - смотреть знаменитую Костницу.
Въезжали в городок мы откуда-то с задов, было полное ощущение, что я где-то на Украине у бабушки на даче. До последнего момента с трудом верилось, что в Кутной Горе будет хоть какая-то достопримечательность.
Город оказался очень красивым, помимо собственно часовни Всех Святых с костехранилищем (Костиницы) там есть шикарный собор святой Варвары.
Жили мы в одном из мини-отельчиков - U Hrncire (Barborska, 24), который выбрали тупо по цене (750 кс за двоих за ночь, в других хостелах просили больше 1000) и наличию wi-fi. Недалеко от города есть еще и кемпинг, что в общем вполне вариант в случае наличия велосипедов/машины, но нам захотелось расслабиться :)
В городе можно купить различные варианты билетов в достопримечательности - не пренебрегайте этой возможностью, выйдет дешевле!
Кутна-Гора в свое время была центром серебродобывающей промышленности, в соборе святой Варвары есть даже памятник шахтеру.
5 день Замок Жлебы и поезд в Брно

Проехали - 33 км.
Сегодня по планам был поезд в Брно. Решили своим ходом доехать до замка Жлебы (Zleby), а потом от ближайшей к замку станции ж/д (Часлав) уже поехать в Брно.
По дороге Паша не удержался и собрал подсолнух с одной из плантаций вдоль дороги. Ели мы этот подсолнух почти до самого Будапешта :)
В замок традиционно пускали только с экскурсией, которая была на чешском, еще и запрещали фотографировать. Но у нас все равно есть несколько контрабандных фотографий оттуда. Замок Zleby будет интересен в первую очередь мальчикам - много разного средневекового оружия и доспехов. Впрочем, кухню нам тоже показали :)
Отдельно хочу сказать про поезда в Чехии. Они очень friendly к велосипедистам - во многих поездах есть либо специальные багажные вагоны, куда можно сдать велосипеды, и их там даже закрепят, либо вагоны, где велосипеды едут вместе с хозяевами - причем предусмотрены крепежи для велосипедов. Чаще всего по расписанию можно понять, какие поезда предусматривают перевозку велосипедов. Билет на велосипед, как правило, нужно приобретать отдельно - спрашивайте в кассах.
6 день. Брно - Моравский Крас

Проехали - 26 км.
Брно рассматривали только как перевалочный пункт и, честно говоря, город совсем не понравился. Возможно, потому, что видели только кусок города между вокзалом и хостелом (Wind Point, Udolni 27, 628 крон за ночь за двоих).
От Брно на вокзале доехали до Бланско на поезде (59 кс за двоих с велосипедами). Нашей целью были знаменитые карстовые пещеры, куда мы и поехали по GPS.
Дорога давалась как-то довольно тяжело, ехали несчастные 20 км примерно часа три. Причину в полной мере мы осознали только через два дня, когда преодолели обратный путь за полчаса. Вообще ситуации, когда, скатываясь с горки, ты вообще не понимаешь, как тебе удалось туда вскарабкаться, довольно нередки в моей практике велопоходов :)
Когда мы приехали к точке, отмеченной на GPS, неожиданно выяснилось, что мы находимся в чистом поле и эта точка, к которой мы так стремились, была отмечена просто абстрактно где-то в центре области Моравский крас, а не конкретно на каких-либо пещерах. Но нам очень повезло,  и примерно спустя километр мы увидели указатель, который довольно быстро вывел нас к пещерам Balcarka.
Пещеры я зачем-то пошла осматривать без теплой одежды - никогда так не делайте! На выходе из пещеры стоят фигуры пещерных медведей и древних людей.
После осмотра пещер решили, что ехать в Перштейн (еще один замок километрах в 20 отсюда) мы не хотим, а наоборот хотим остаться здесь еще на один день и посмотреть еще одну пещерную систему.
Поехали  в кемпинг в городе Едовницы (Jedovnice) - по GPS, поэтому дорога шла не по шоссе и в город мы опять въезжали откуда-то сбоку. Кемпинг гигантский, похоже тут отдыхают все жители Брно и окрестностей, тем более попали мы на выходные. Около кемпинга есть небольшое озеро. Стоимость - 180 кс за двоих за ночь.
Пропасть Мацоха и Пункевни пещеры

Проехали - 17 км от кемпинга в Едовницах до пещер и обратно.
Пропасть Мацоха (Macocha) - самая крупная естественная пропасть не только в Чехии, но и в центральной и восточной Европе. Во время экскурсии по пещерам тебя катают на лодке, и одна из остановок -  выход на дно этой пропасти.
Приезжать туда надо утром -  где-то к часу дня билеты на этот день заканчиваются. Пока ждали свою экскурсию, успели прогуляться по окрестностям (там есть несколько пешеходных маршрутов и смотровых площадок). За экскурсию взяли 340 кс за двоих и отдельно 40 кс за фотосъемку. Экскурсия на чешском, но с собой дают путеводитель на русском, так что в принципе все понятно.
На фотографии - сталактит Крылья Ангела из Пункевних пещер.
10 и 11 день - Брно - Будапешт

Проехали - 21 км от кемпинга в Едовницах до Бланско, оттуда поездом до Брно (109 кс за двоих с велосипедами) Затем поездом Брно - Будапешт (1598 кс за двоих с велосипедами) и до хостела в Будапеште.
На следующий день - 19 км по Будапешту.
Жили в хостеле  City Hostel Corvin (34 евро за два дня за двоих). Неплохой хостел, но на hostelworld я выбрала именно их, потому что они обещали наличие laundary (стиралки). Стиралка оказалась примерно в 5 км от хостела (вдруг кому пригодится - Dohany Street, 33, найти ее было не совсем тривиально - мы раза три проехали мимо нее, прежде чем осознали, что таки-да Laundary совмещена с интернет-кафе). В соответствии с приметами, только мы доехали до стиралки, началась сильная гроза (мне даже писали родители из Москвы, рассказывали, что по телевизору говорят, что в Венгрии ураган :) )
В процессе выяснилось, что в Венгрии есть своя собственная валюта (этот момент мы как-то упустили в процессе подготовки к поездке), но евро (правда, по завышенному курсу) и карточки принимали много где, поэтому за все время пребывания в Будапеште, мы так и не подержали местные деньги в руках.
Будапешт - совершенно удивительный город. В первый день, пока мы добирались от вокзала в хостел, он слегка напомнил мне Брно, и было даже не очень понятно, что здесь делать еще один день. Но на следующий день я влюбилась в него окончательно и бесповоротно - город очень красивый и необычный своей смесью европейского и восточного (Паша, правда, мое мнение не разделяет и оценивает город где-то на 4-)
В хостеле лежали карты с велосипедными маршрутами по Будапешту. Мы решили не изобретать велосипед, а просто проехаться по всем этим маршрутам. В центре города есть восточный базар с фруктами. Цены довольно сильно отличаются на центральных туристических улицах и в обычных районах. Довольно много велосипедных дорожек - удобно.
Вечером сходили в кафешку - надо сказать, что в Чехии порции гораздо больше :)
 
12 день - поезд в Хорватию

Проехали - 14 км по Будапешту + поезд Будапешт - Сплит.
Поезд был в 5 вечера, поэтому было время еще покататься по городу.
Забрались на холм на противоположном берегу Дуная (около Fisherman's bastion), посмотрели Будапешт сверху.
В ночных поездах в Европе бывают двух-, четырех- и шестиместные купе. В шестиместных купе 6 полок - по три в ряд по вертикали. В четырехместных - те же самые полки, но, как объяснил нам проводник, считается, что пассажиры с билетами на верхние полки, должны использовать самые верхние из них (они реально под потолком, там не сядешь).
Места под багаж в этих поездах очень мало - учитывайте это.
У нас были билеты в четырехместное купе. Один велосипед положили в результате на одну из самых верних полок, второй на багажную (в российских поездах на такую же багажную влезает обычно два велосипеда). Сами спали на второй самой верхней и на одной из средних.
Соседи сели к нам в Загребе ночью и с ними проблем не возникло -  они спали на двух самых нижних полках.
Долгое время проезжали мимо озера Балатон - железная дорога идет прямо вдоль озера, видно, что это туристическое место - думаю, там можно неплохо покататься. 
13 и 14 день - Побережье Ховатии

Километраж - 13 км от вокзала в Сплите до кемпинга в первый день, 67.5 км от Podstranа до Podgorа во второй.
Выгрузились из поезда и практически успели собраться в тени поезда. В 9 утра уже очень жарко. Решили в первый день никуда не рвать, а спокойно акклиматизироваться и, наконец, искупаться в море! Встали в домашнем кемпинге в пригороде Сплита городке Подстрана (адрес кемпинга - sv. Martina, 114). Места в кемпинге очень мало и сперва нас чуть не поселили практически на автомобильную стоянку, но в итоге мы оказались на чудной стоянке 2*2 метра (ровно в размер палатки + 2 велосипеда сбоку), огороженной с 3 сторон живой изгородью из винограда и киви. Палатка в 5 метрах от моря, полупустой галечный пляж - что еще нужно для счастья! Вообще, Ховатия мне очень нравится тем, что здесь такая суммарная длина побережья, с учетом островов, что можно найти очень много мест около моря безлюдных или почти безлюдных.
Количество машин на дорогах сперва немного напрягало (особенно после Моравского краса и Чешского рая), но, чем дальше от Сплита, тем меньше их становилось.
Поначалу дорога шла практически вдоль моря (т.е при желании в любой момент можно слезть с велосипеда и искупаться/посидеть у моря), потом стала заметно выше - красивые виды, но спускаться/подниматься в прибрежные городки, надо по небольшим серпантинчикам.
Ночевали в гиганстком кемпинге в Подгоре.
 
 
15 и 16 день - полуостров Пелешац (Peljesac)

15 день - 26 км от Подгоры до Дверника, оттуда паромом до Пелешаца
16 день - 31,5 км от Оребика до Драце. 
Утром доехали до местечка Дверник, откуда ходит паром на остров Корцула. Доплыли до Корцулы и оттуда сразу же паромом в город Оребик на полустрове Peljesaс.
В Оребике нашли туристический центр, попользовались там wi-fi и взяли местных карт и путеводителей.
Полуостров вообще очень заточен под активный отдых - еще когда подплывали, видели серфингистов и кайтингистов. Как минимум, там еще есть дайвинг.
Жили в кемпинге около Оребика - очень понтовом (32 евро за ночь), зато палатка в первой линии прямо напротив моря :) 
На следующий день поехали приключаться. В одной из карт-путеводителей обнаружили велосипедный маршрут, который шел в нужную нам сторону, но не по шоссе -  в Postup маршрут сворачивал с шоссе направо - на дорожку вдоль моря в сторону Podobuce. Дорога сперва очень радовала - без особых подъемов/спусков и без машин, и очень красивым видом на море. В общем, идеальная дорога для велопутешествия. Жалко, что через три километра она закончилась :)
Далее, судя по карте, должна была начаться гравийная дорога. Мы довольно долго искали ее начало в селе Подобуце. Помогли в этом нам местные жители - выходцы то ли из России, то ли с Украины. Основной въезд на эту дорогу был перекрыт (наверное, поэтому мы его не заметили, въезжая в село), пришлось подниматься по ступеньками, а потом втаскивать велосипеды по довольно крутой тропинке.
На гравийной дороге было три довольно крутых подъема - ехать в них не получалось совсем, только медленно идти. За это время мы 10 раз вспомнили шоссе, поехав по которому, мы бы были наверняка уже на месте :)
Дорога превратилась обратно в асфальтовую рядом с виноградниками. Тут мы вспомнили Чехию, и собрали себе немного винограда.
Затем был еще небольшой кусок подъема - теперь уже по асфальту, который закончился около туннеля в Potomje. В туннель нам было не надо, и мы поехали дальше вдоль моря в городок Trstenik, где и остановились на обед.
После обеда довольно быстро доехали до Drace - до Janjina (городок, где можно купить местное вино) дорога шла вверх (но после гравийной дороги, это нас не сильно волновало), затем вниз. Вообще говоря, в Драце мы очень хотели взять лодку на прокат  и покататься по окрестным 13 мелким островам, но неожиданно выяснилось, что на лодку нужна лицензия (водительские права) - это вам не Крым :)
В Драце мы тоже жили в домашнем кемпинге (когда мы спросили в местном инфо-центре, где тут у них кемпинг, нам сказали, что в Zuljana - это город на противоположной стороне острова, т.е опять вверх, а потом вниз, примерно оттуда мы только что приехали. Пришлось настойчиво спросить второй раз и кемпинг тут же нашелся :) )
Городок (как и вообще все на Пелешаце) совершенно кукольный и милый - мелкие лодочки, небольшая пристань.
17 - 19 день. Остров Mljet

17 день - проехали - 30 км.
От Drace доехали до порта Prapratno. Дорога классическая островная - сперва круто наверх, потом вниз.  Уже на подъезде к порту решили заехать в местный винный магазинчик. Там наконец-то впервые за поездку по Хорватии смогли найти сладкое вино. Хозяин обижался, что мы ничего не пробуем. Пришлось пробовать, а потом ехать вниз по серпантину  :)
Купили мы там в итоге вишневую настойку - реально очень вкусно.
До парома на Mljet у нас было много времени - искупались прямо там на камнях. Очень чистая, несмотря на то, что порт, прозрачная вода с косяками рыб и очень красиво обросшими ракушками канатами от лодок и буйков.
Правда, много морских ежей, но их можно аккуратно обойти (кстати, в Хорватии рекомендуется купаться в специальных резиновых тапках, чтобы не пораниться от ежа, но мы как-то в итоге обошлись без них).
Посмотрев на нас, еще несколько человек из ожидающих паром, пошли купаться :)
Билеты на паром нам обошлись в 130 кун на двоих с велосипедами.
На Mljet Паша пришла в голову гениальная идея взять мопед, чтобы успеть объехать весь остров. Мопед арендовали в городке Sobra в пару километров от порта (обошелся в 420 кун на два дня), велосипеды оставили прямо около офиса, одну из велосипедных сумок (другую Паша довез на коленях до кемпинга) в офисе.  Поселились в кемпинге Ropa (280 кун на двоих за два дня) - очень густонаселенный кемпинг. Спуск к воде из этого кемпинга занимает примерно минут 20 туда и полчаса обратно по каменистой лестнице, но оно того стоит - там красиво. За следующие полтора дня мы объехали все асфальтовые дороги острова. Обязательно стоит прогуляться по национальному парку Mljet и съездить на остров с Бенедиктским монастырем (это тоже внутри парка)
Национальный парк Mljet
19 день - 6 км. Сдали мопед, взяли велосипеды, доехали от Sobra до порта и сели на кораблик в Дубровник. Билеты стоили всего 80 кс на двоих, но неожиданно возникли проблемы с велосипедами - тетушка на кассе сказала, что велосипеды можно провозить без проблем, но мужик на трапе отказывался нас пускать. В итоге нас все-таки взяли на корабль. В Дубровнике доехали до гигантского кепинга (280 кс на двоих за ночь).
Дубровник и Черногория

20 день - Дубровник - Igalo - 51 км
Утром поехали смотреть старый город. Красиво, но очень много народу. Потом долго и мучительно в самую жару выезжали из города по довольно крутой второстепенной дороге.
Вид на старый город с шоссе. Дубровник
Обедали в местечке Mini. После обеда решили, что надо бы уже заканчивать с Хорватией и рванули в Черногорию. Путь наш шел через перевал, и мы слегка опасались дороги, но с учетом вечерней прохлады (относительно дневной жары, конечно :) ) и местами окружающего нас леса, было совсем не страшно. Правда, только мы расслабились, дорога кончилась - ремонт шоссе, ехать/идти пришлось по каменистой грунтовке. На хорватской границе у нас не спросили вообще ничего, на черногорской - посмотрели паспорт. Собственно граница совпадает с вершиной перевала, и оттуда начинается клевый спуск вниз. Мы почему-то думали, что в Черногории какая-то своя валюта, и даже зашли в какой-то пограничный банк (который, впрочем, уже не работал). Паша встретил там какого-то мужика, и они решили, что менять евро на евро, наверное, все-таки не имеет смысла :)
В Igalo кемпинг нашли чисто случайно по небольшому указателю. Кемпинг оказался домашним, помимо туристов хозяева разводят еще кур и собак.
Черногория с первого взгляда напомнила курортные города Крыма - намного больше народу, чем в Хорватии. Днем все пляжи заполнены, ночью курортная толпа шатается туда сюда по набережным и местным злачным местам. Вероятно, тихие труднодоступные места на побережье все-таки есть, но нам за 4 дня с ними не повезло. Море намного грязнее - тут уже не посмотришь рыб и прочую подводную жизнь. Из плюсов - дешевле, чем в Хорватии, раза в два.
21 день -  Igalo - Tivat - 31 км.
До обеда ехали до Tivat, воспользовавшись паромом Kamenari - Lepetane. Встали в кемпинге Zupa на выезде из города.
В кемпинге около Тивата
Закат около Тивата
Паша
22 день - Tivat - Sutmore - 58 км.
До обеда доехали до Будвы. На дороге довольно плотный поток машин - от Будвы уходит дорога в Подгорицу. Обедать встали в местечке Бечичи под Будвой - фактически это курортная территория, сплошные пляжи и отели. Доехали до самого конца набережной (на "дикий" пляж с маленьким количеством народу - видимо, потому, что камни) и половину времени сидели в тени пешеходного туннеля, когда тень кончилась - поехали обедать :)
После обеда до Sutmore дорога была довольно тяжелой - с большим количеством подъемов и спусков. Ну и с красивыми видами, например, проезжали мимо знаменитого острова Святого Стефана, фотография которого есть, наверное, во всех путеводителях по Черногории.
Остров святого Стефана
Петровац
Сутморе встретил нас безумной толпой отдыхающих, которая начиналась уже километрах в 5 от собственно пляжа.  Паша заметил на столбе табличку с указанием, что где-то здесь есть кемпинг, с телефоном. В итоге нас действительно отвели в кемпинг - огороженную территория в 2-ух минутах ходьбы от моря, размером с большую автостоянку, на которой кроме нас, жила еще только одна семья в фургончике. Подставу данного варианта мы поняли только ночью - во-первых, мы оказались в непосредственной близости от местного парка развлечений с ужасно громкой музыкой, который работал до глубокой ночи. Во-вторых, внезапно поднялся сильный ветер и палатку чуть не сдуло вместе с нами и всеми вещами, находящимися внутри :) В результате мы просто перетащили палатку за фургон и это нас немного спасло. Правда, утром пара колышков были найдены отлетевшими метров на 15 :)
23 день - 5 км в поисках менее стремного жилья. Снять жилье, тем более на 1 ночь, оказалось не таким простым делом в Сутморе в разгар сезона. В результате жили в комнате за 40 евро за двоих.
24 день - 23 км. Доехали на электричке до Подгорицы. Немного покатались по городу. Видимо, по контрасту с побережьем, город показался уникально пустым - почти нет пешеходов на улице и машин. Из достопримечательностей в городе обнаружили Часовую башню и парк Горица. Жили в хостеле примерно в 5 км от города, который располагается на берегу каньона реки Морачи (правда, в самой неглубокой его части, но все равно красиво). Сходили даже искупались. На обратном пути встретили черепаху.
Каньон реки Морача
Вид на каньон реки Морача
Черепаха в Подгорице

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте