СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА
Общая идея маршрута

Общей идеей маршрута является прохождение интересного пути в районе главного хребта Терскей-Алатау, включающего в себя различные локальные препятствия: перевалы, траверсы, вершины. Интересным было прохождение участков главного хребта траверсом, оканчивающимся восхождением на пик Каракол, что является изюминкой маршрута. Для осуществления этой цели первая часть маршрута спланирована в качестве подготовительно-акклиматизационной, но она, вместе с тем, не лишена интересных и сложных участков, таки как перевал 20 лет ПКТ, по которому очень немного информации и перевал Слоненок – сложная 3А. Вторая же часть маршрута содержит траверс от перевала Джеты-Огуз до перевала Западное плечо пика Каракол и восхождение на сам пик. Помимо этого, рассматривалась возможность восхождения на третью по высоте гору района – п. Огуз-Баши по Южному гребню. Это восхождение находится в ключе общей идеи освоения главного хребта. Погода и состояние группы позволили сделать это, тем самым воплотить идею в жизнь.

Варианты подъезда и отъезда

Самолетом: наилучший вариант добраться с территории России в Киргизию является самолет. Есть много рейсов из крупны городов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск и т.д.). Для нас наиболее удобным является вариант перелета из г. Казань. Стоимость билета за полтора месяца до отправления составляла порядка 9500 р в одну сторону, но самолет летает только по понедельникам, что нас не устраивало. Перелет из Москвы стоил порядка 13000 р в одну сторону. Рейсы имеются как до аэропорта Манас (30 км от Бишкека), так и до Алма-Аты.

Поездом: самый бюджетный вариант заброски. Путь пролегает через соседний Казахстан, с которым у России безвизовый режим (как и с Киргизией). Поэтому никаких дополнительных документов, кроме паспорта, от вас не потребуется. Есть вариант заброски на поезде Москва – Бишкек, который проходит через Самару, пересекает Казахстан с СЗ на ЮВ. Надо учесть, что стоимость билетов на поезда отправляющиеся с Территории России в 2-3 раза выше, чем стоимость билетов на эти же поезда в Казахстане, по этой причине мы воспользовались сайтом Казахских железных дорог и купили билеты Уральск Алма-Аты 1. Поездов от Уральска до Бишкека и Алма-Аты мало. С расписанием Московского поезда можно ознакомиться на сайте РЖД или на сайте Киргизских железных дорог http://www.kjd.kg/ru/train-schedule/. Поезд очень медленный и останавливается у каждого столба. Путь от Самары до Бишкека займет больше двое суток и 7 часов. Выбор поездов до Алма-Аты больше. Есть скоростные, которые идут на сутки быстрее при незначительной переплате, но скоростные вагоны

построены по новому проекту и туристам с большими рюкзаками в них ездить не удобно. Места мало, но зато быстрее чем на наследии советского прошлого.

Личным автотранспортом: до самого начала маршрута ехать на ЛА само по себе уже приключение. Мы использовали в этот раз автомобильную заброску до Уральска, чтобы там сесть на поезд. Расстояние от Чебоксар до Уральска через Ульяновск составляет около 750 км. На границе для граждан России действует

«зеленый коридор», поэтому не надо ждать в многокилометровой очереди фур и местных челноков. Никаких специальных наклеек и знаков на автомобиль не требуется. После пересечения границы надо оформить страховку, хотя бы на минимальный срок (30 дней). Для микроавтобуса она составила 2500 р. Благо будка со страховщиками находится сразу за чертой границы. Милиция в Казахстане весьма коррумпирована, не нарушайте ПДД и имейте страховку, иначе вас могут обобрать.

Группа добралась до места старта следующим образом:

26.07.18 г. от г. Чебоксары до г. Уральск на наемном автотранспорте (18000 р за машину с Казахской страховкой ).

27.07.18 г. на поезде 096Н от станции «Уральск» до станции «Алма-Аты

30.07.18 г. на наемном транспорте до поворота на горнолыжную базу в ущелье Каракол. Заброску от Алма-Аты до ущелья организовывали через Юрия Траченко

+996772493606 или +996557504332. Также через него можно заказать газ и очищенный бензин. Вот его сайт http://kyrgyzadvent.com/. Стоимость составила 17000 р от Алма-Аты до ущелья Каракол. Стоимость заброски от Бишкека ниже, поскольку фактически дорога от Алма-Аты ведет в Бишкек и недалеко от города уходит в сторону Каракола. 6000 р – заброска части вещей и продуктов по ущелью до альплагеря Каракол.

Выброска осуществлялась от санатория Джеты-Огуз, расположенного в одноименном ущелье. За 1500 сом на микроавтобусе, нанятом на месте до г. Каракол. От автовокзала г. Каракол до г. Алма-Аты ходит автобус ежедневно в 16-

30. Стоимость 1000 сом + 200 сом багаж. Стоимость частного транспорта: микроавтобус 14000 сом, такси 4000 сом (3000 сом до Бишкека и 1000 от Бишкека до Алма-Аты). От Алма-Аты на поезде до г. Уральск. От Уральска до Чебоксар – наемным автотранспортом (18000 р за машину с Казахской страховкой).

Стоимость посещения нацпарка Каракол 150 сом с человека + 50 сом за каждую палатку.

Аварийные выходы с маршрута

С маршрута возможны следующие аварийные выходы:

1)  Из   долин  рек   Каракол,  Джеты-Огуз,  Алтын-Арашан,  вниз   до    ближайших населенных пунктов (г. Каракол, пос. Кызыл Суу, пос. Теплоключенка).

2)  Из долины Сарычат вниз вдоль р. Куйлю до заставы Куйлю.

3)   Из долины Караколтор через пер. Каракольский З. (2А, 4220) до г. Каракол.

Изменения маршрута и их причины

1)      Состояние группы и погоды, а также резерв времени позволил совершить радиальное восхождение на п. Огуз-Баши Центральную 5168 м. по маршруту 3А по Южному гребню. Данное дополнительное препятствие заявлено и записано в разделе 5 маршрутной книжки.

2)      Вследствие ухудшения погодных условий и повышенной камнеопасности в районе принято решение отказаться от прохождения перевала Айлама 2Б. Спуск осуществлен по ущелью Джеты-Огуз, заявленному в разделе 6 маршрутной книжки.

График движения

(все указания сторон - орографически, все временные интервалы – ЧХВ, номера ледников - по «Каталогу ледников СССР» 1977г.) ПС – пункт страховки, ППС – пункт промежуточной страховки. Длины веревок указаны с учетом концевых узлов.

Дата / день

метеоусловия

Перепад высот, м

30.07/1

от поворота на горнолыжную базу

«Каракол» до моста

43 мин

Грунтовая дорога вдоль правого берега р. Каракол

Переменная облачность,

слабый дождь

+700

-170

От моста до места ночевки чуть выше

а/л Каракол

27мин

Грунтовая дорога вдоль левого берега р. Каракол

Переменная облачность,

слабый дождь

10мин

31.07/2

м/н верховья р.

Уюнтер радиально (заброска)

4 ч 24

Сначала по   грунтовой   дороге,

затем по набитой тропе вдоль левого берега р. Уюктор

+630

-45

ущ. Кельтор

мин.

Тропа круто поднимается по правому борту ущелья, затем вдоль реки. Проходит сначала через лес, затем альпийский луг

до моренного вала (ригеля)

1 ч 15

+575

-97

02.08/4

Подъем из ущ. Кельтор на пер. Каменистый (3700)

мин

Начинаем             подъем                                 по травянистому склону L20°-30°, далее вдоль осыпного склона, который остается справа. Выходим на травянистую террасу

первую ступень

+900

-25

мин.

С террасы поднимаемся, обходя первый скально-травянистый холм справа по моренному карману, а второй -слева. Выходим на пологий широкий травянистый участок вторую ступень. Далее поднимаемся на

третью ступень по моренному карману.

1 ч 25

мин

Поднимаемся по травянисто- осыпному, далее осыпному

склону под перевальный взлет

0,3

35 мин

Подъем по осыпному склону. Местами прослеживается тропа

Lдо 30°. Осыпь средняя.

Спуск с пер. Каменистый в ущ. Такыртор

1,7

1 ч 15

мин

Спуск по осыпному кулуару по мелкой и средней подвижной осыпи Lдо 45°. Переход через скально-осыпную пробку L 50° 3 м. Далее из кулуара вдоль скал

налево до осыпного склона, по которому вниз.

-300

Спуск в ущ. Чон- Узень

1,3

42 мин

по моренам вдоль русла р. Ийри- Тер. Спустились на травянистую террасу. Хорошие места для ночевок. Далее р. Ийри-Тер

уходит под камни и более не появляется

-120

3,3

2 ч 44

мин

Пересекли террасу. По морене выход к месту слияния р. Такыр- Тер и пересохшего русла Ирий- Тер. Переходим на левый борт

ущелья поросший кустарником, находим тропу.

-500

Спуск по тропе. До р. Чон-Узень. Переходим на ее правый берег.

Первое русло по дереву, второе вброд. Обед

дождь

-200

Разведка бродов

Переменная

облачность

ущ. Чон-Узень ущ. Таштектор

1 ч 19

мин

Вдоль правого берега реки, затем забираем выше в лес и коровьими тропами забираемся в ущ.

Таштектор.

Выход в ущ. Чон- Кульдурак

1 ч. 18

мин.

Подъем на траверсом по травянистой полке на осыпной склон поросший кустарником и

далее в висячую долину

+180

ущ. Чон-Кульдурак

2 ч 15

мин

Вдоль левого берега реки, а далее по травянистым террасам и по левобортной морене ущелья в

обход бараньих лбов.

+380

лед. Кульдурак

2 ч 12

мин

Выход на пологий открытый ледник (трещины малы, их почти

нет). Вдоль его левого борта уходим в цирк

5 ч. 55

+1030

05.08/7

Подъем на пер. 20 Лет ПКТ (3А, 4390)

1,2

34 мин

В связках подходим под взлет, начинаем перильную работу.

+340

мин

Вешаем 8 * 50м веревок по ледовому, снежно-ледовому склону.

Первая веревка 60° снег и лед.

Вторая и третья 40° снег и лед.

Четвертая 45°. В конце 3 м 60° снег и лед.

Пятая, шестая 45° снег и лед.

Седьмая первый 25 м 50°, вторые 40°. Снег и лед.

Половина восьмой 40°, вторая половина 30°. Снег.

Выходим к снежной мульде.

15 мин

От мульды в связках на седловину по снежному склону

L35°-40°

Спуск в ущ. Сарычат

1,4

1 ч 5 мин

В связках по снежному склону в цирк ледника Lдо 40°. Далее пологий ледник, открывающийся

в нижней части

-360

1,8

1 ч 25

мин

По морене вдоль правого борта ущелья в обход бараньих лбов ниже водопадов. Затем по широкой скальной полке в обход лбов на осыпь левого борта

ущелья и далее вниз к правобортной морене.

-360

Траверсом бараньих лбов на дно

ущелья Сары-Чат

4,4

8 ч. 44

+340

06.08/8

ущ. Сарычат

37 мин

Вдоль левого борта по моренам переходим ручей по камням

+440

1 ч 49

мин

Выходим к языку ледника далее по нему к бараньему лбу, который обходим по левому борту ущелья

(справа по ходу).

лед. Сарычат

2,5

2 ч 10

мин

Выходим на открытый ледник, распутываем простые трещины. Вскоре ледник закрывается. В связках и снегоступах выходим в

цирк перевала Стапкина.

пер. Степкина (2А, 4450)

1ч 2 мин

Фирновый склон L30°, в верхней

части короткий участок 40°-45°. Проходим в связках.

+200

-100

Спуск на ледник №61

3 ч. 35

мин.

50 м в связках к началу кулуара, далее 1*50 перил в скально- осыпной кулуар. Первые 25 м

L30°, вторые 25 м - 50°. Выходим на контрфорс с него 1*50 м перил L70° с коротким участком 80°. Далее по мелкой и средней подвижной осыпи на

ледник

Ледник №61

5,5

1 ч

Движемся из Северо-Восточной камеры ледника № 61 к его основному телу на Запад, Юго- Запад. Ледник, закрытый, широкие трещины переходим по

мостам или обходим у левого борта. Связки, снегоступы.

+300

30 мин

Выходим на основное тело ледника. Ледник открытый, трещин мало. Обходим большие

мульды по ледовым гребням

Слабый дождь со снегом

1 ч 8 мин.

Поднимаемся в Юго-Западную камеру ледника на 1-ю и 2-ю ступени. Подходим к перевальному взлету. Ледник

открытый пологий, без трещин

Слабый дождь со снегом, ветер.

пер. Караколтор Ю (2Б, 4460)

0,4

1 ч 7 мин

Ледник закрывается и сразу переходит в перевальный взлет. Связываемся. Переходим бергшрунд по снежному мосту, далее по снежному, снежно-

ледовому склону выходим на перевал L20°-30°

-600

08.08/10

2 ч

В связках до ступени ледника. Со ступени в обход трещин спускаемся прямо по левому ранклюфту. Далее по пологому открытому леднику на правый край языка, где переходим на

галечный пляж.

ущ. Караколтор

1 ч 22

мин

По карману левобортной мореный ущ. Караколтор выходим на узкую полку по бараньим лбам. Идем траверсом левого борта ущ. Караколтор над конгломератными сбросами до

травянистой террасы с водой.

+170

-160

1 ч 10

мин

Продолжаем траверс. Пересекаем два ручья, сразу после второго спусковой осыпной широкий

кулуар к морене ледника.

лед. Караколтор Зап.

мин

Пологий открытый ледник с небольшим количеством трещин. Идем вдоль левого борта. При выходе в верховья ледника

забираем направо, поднимаясь на ледниковую ступень.

12,5

6 ч 52

+650

-730

09.08/11

подъем на пер. Слоненок (4528)

1 ч 20

мин

В связках по закрытому леднику. Далее пологий подъем по снежному склону на широкую седловину

+300

Спуск с пер. Слоненок

2 ч 50

Перила по ледовому склону, покрытому фирном 7*50м, L40°-

45°. На последней веревке выход на скальную полку.

-600

3 ч 50

мин

С полки по скальному склону перила 50м*4. 1-я, 2-я L60° с участками 70°. 3-я первая половина L30°-40° вторая 60°. 4-

я L60° с участком 15 м стены 80°

1*20 перила через бергшрунд по снежному склону на ледник Lдо

35°

лед. Онтор ущ. Уюнтор

2 ч 40

мин

В верхней части ледник закрыт, обходим трещины по лавинным выносам с левого по ходу склона. Чуть ниже ледник открывается. Трещин мало идем вдоль правого борта и по центру. Когда ледник зачехляется переходим в праый ранклюфт по которому выходим на правый берег реки. Ночевка

чуть ниже языка на травянистых площадках.

-700

10 ч 30

+330

-1300

10.08/12

ущ. Уюнтор (спуск)

30 мин

Бродим р. Онтор под ледником, далее по тропе до заброски

радиально

1,3

1 ч. 18

мин

Поднимаемся обратно на язык ледника по которому выходим в левый ранклюфт и далее на фронтальную морену лед.

Каракол и выше

+150

3,3

1 ч. 30

мин.

Движемся вдоль русла реки, выходим на ледник в кошках. Ледник открытый, покрыт камнями. Переходим ледниковую реку по каменной пробке,

выходим в цирк ледника.

Переменная облачность, дождь со снегом

+530

пер. Джеты-Огуз 2Б (4186)

1,4

30 мин

Пересекаем открытый цирк, по крупной осыпи подходим под

перевальный взлет

+280

1ч.

В нижней части крутой осыпной склон из мелкой осыпи с участками конгломерата L30°-

35°.

4 ч 30

мин

1*30 м траверс по скально- осыпной полке L до 45°. Далее подъем по кулуару, где еще 1*50 м перил L40°. Далее пересекли кулуар, повесив через каждый по 1*50 м перил. Далее 1*50 м подъем по косой скально- осыпной полке L до 45°. После 1*50 м траверс через контрфорс на гребень Lдо 50°-55°. Далее спуск по простому гребню до

перевала 300м

13.08/15

Выход на траверс Джеты – Огуз – пер. Васильева

мин.

В связках по снежному склону к взлету на ЮЗ гребень узловой вершины ( Западной предвершины п. Оюнтор). Далее 1*50м L45°, в верхней части 5 м

до L50° по ледовому, снежно- ледовому склону на гребень.

Ясно, мороз

+350

траверс Джеты Огуз

– пер. Васильева

Выход на узловую вершину. В верхней части 1*30 м L до 45°

перил на широкую вершину.

3 ч

-  150 м в связке;

-1*20 м перил на снежно- скальный жандарм L40°;

-в связках по снежному гребню через скальный жандарм;

-  перила 1*20 на снежно- скальный-жандарм. В верхней части натечный лед 5 м L45°-50°.

-  траверс жандарма по скальной полке, перила 1*50м. Обед.

20 мин

- в связках по снежному гребню.

Снег, туман,

плохая видимость

мин

-50 м + 25м по снежно-ледовому склону на снежно-ледовый жандарм.

- перила 1*20 м на скальный жандарм и с него вниз на снежный гребень 1*10 м

пер. Васильева – пер. З. Плечо п. Каракол

2,5

мин

В связках проходим по последнему участку гребня, снимаем записку. Подъем серпантином на снежный склон левее трещин. L30°. Чуть выше зоны трещин по полке уходим влево , далее на правый край седловины. В верхней части Lдо

35°.

+570

п. Каракол (3А, 5281) (подъем)

40 мин

В связках по гребню подходим

под начало крутого ледового участка

+280

3 ч 15

-1*50 м по ледовому склону к краю скал L40°

-  2*50 м по ледовому склону в первый снизу ледово-каменистый кулуар. Первая веревка Lдо 50°, втораяL40°-45°

-  2*50 м ледовый, снежно- ледовый с камнями и выходами скал. Выходим на истинную вершину.

-  в связках до узловой вершины на СВ

п. Каракол (спуск)

1 ч 45

мин

На спуске уходим во второй (если считать снизу) кулуар. Тут чуть круче и больше льда. Камней меньше, сбрасывать веревки проще. Перила:

-  1*50 м (по пути подъема);

-  1*50 м уходим левее по ходу вдоль скал в кулуар.

-  3*50 м на первой и второй

веревках Lдо 45°, местами до 50°.

-280

25 мин

Спуск по гребню до перевала

пер. З. Плечо п.

Каракол – лед. Киче- Борду Вост.

0,7

10 мин

Спуск по снежному склону в

связках до пологого участка ледника.

-50

5,2

8 ч. 35

+850

15.08/17

лед. Киче-Борду Вост.

1 ч 18

мин

В связках снегоступах по пологому закрытому леднику. Обходим трещину ледника у левого края. Пересекаем цирк

ледника

пер. Грозовой (2А, 4594)

30 мин

Взлет перевала: плавный снежный склон до самой седловины. Держимся чуть правее по ходу. Выходим на правый край

широкой седловины

лед. Киче-Борду Зап.

45 мин

Держимся правее и выходим с перевала на склон гребня траверсом, преодолеваем бергшрунд, засыпанный снегом и спускаемся в обход крутой ледовой части, находящейся под седлом перевала. Lдо 45°.

Выходим на ледник.

-350

40 мин

Пересекаем цирк ледника и, распутывая несложный ледопад начинаем подъем к пер.

Фестивальный

3 ч. 13

-850

16.08/18

пер. Фестивальный (2А, 4606)

40 мин

По закрытому леднику в связках

поднимаемся к небольшому цирку. Трещин нет L20°

+200

25 мин

От перевального взлета в связках преодолеваем засыпанный узкий бергшрунд с попеременной страховкой через ледоруб.

Выходим в мульду,

расположенную в левом краю седловины

пер. Фестивальный 2А – лед. Борокко Вост.

35 мин

В связках выходим с седловины вправо на склон, обойдя крутой участок под самым седлом, и спускаемся на пологую часть

ледника. На спуске движемся влево, в обход трещин

-300

45 мин

Обходим отрог и поднимаемся на ступень части ледника, ведущей в цирк перевала Серебряное Седло.

Подъем вдоль скал отрога.

лед. Борокко Вост.

1 ч 32

мин

Поднимаемся со ступени ледника в связках в цирк перевала по лавинным выносам. По цирку

движемся к перевалу вдоль его правого (орогр.) борта

+170

3 ч. 57

-270

17.08/19

п. Огуз-Баши Центральная (3А, 5168) (подъем)

мин.

Подход в связках под взлет на гребень. От бергшрунда начинаем вешать перила:

Переменная облачность, временами туман, снег, плохая видимость

4 ч. 20

3*50 м перил снежно-ледовый склон L40°;

В связках в обход лба вправо 400 м

От бергшрунда к седловине м/у п. Огуз-Баши Ц и п. Вано по снежно-ледовому склону 3*50 м перил L45°

В связках по снежному пологому гребню 300 м на запад к вершине;

1*50 м перил по снежно- ледовому склону L45° к вершинному гребню;

В связках с попеременной

страховкой траверсом гребня на вершину. 100 м Lдо 40°-50°

п. Огуз-Баши Центральная (3А, 5168) (спуск)

3 ч 20

мин

Спуск по пути подъема до лагеря, но с гребня на ледник спускались вертикально вниз, провесив не 3

веревки, а 2*50 м L40°-45°.

-470

8 ч

-470

18.08/20

пер. Серебряное Седло (3А, 4812)

3,5

15 мин

В связках по закрытому леднику.

Веревки от берга.

+60

-700

1 ч 10

1,5 * 50 м перил по снежно- ледовому склону L45° на

широкую седловину.

пер. Серебряное Седло (3А, 4812)

лед. Байтор

1 ч 45

мин

В связках по снежному склону до ледника. На спуск 1*50 м на ледорубе и 1*50 м на ледобуре

L45°-50°. Остальное в связке.

лед. Байтор ущ. Джеты-Огуз

40 мин

По закрытому леднику в связке по центру ледника, далее к краю

ледопада

+80

-1000

2 ч 27

мин

1*40 м косым траверсом со ступени ледопада. Далее в связках через ледопад до ровной

ступени ледника.

мин

Спуск вдоль правого борта ледника на открытую часть. Далее ледник ровный и открытый. Пересекаем его к левому борту выходим на левобортную морену по которой

вдоль реки вниз.

Снег с дождем, ветер, туман. Ниже дождь.

Плохая видимость

10,5

8 ч 37

+140

-1700

19.08/21

ущ. Джеты-Огуз

2 ч 8 мин

По тропе левого берега спускаемся до коша и далее до

брода реки Чатыр-Тор. Брод простой чуть выше щиколотки.

+50

1 ч 35

мин

Тропа уходит выше через лес, а далее спускается к берегу и

очередному кошу, за которым первый мост на правый берег

Переменная облачность.

Дождь

10 мин

По мосту переходим на правый берег на грунтовую автодорогу и чуть ниже летника встаем на ночевку у реки. Вода из ручья

рядом.

131 ч 2

+10470

-10357

Итого активным способом передвижения (пешком): 171,25 км Чистое ходовое время маршрута: 131 ч 52 мин

Набор высоты (м): 10470 м Сброс высоты (м): 10357 м

*ЧХВ чистое ходовое время часах и минутах).

Данные по пройденному расстоянию взяты из усреднённых показателей GPS- навигатора и подсчётов расстояния с использованием сервиса «Google Earth», учитывающего неровности рельефа.

Техническое описание прохождения маршрута

(время местное +3МСК)

Дата: 30.07.18

День пути: 1

Маршрут за день: ущ. Каракол поворот на горнолыжную базу «Каракол» - а/л Каракол

Пройденное расстояние, км.: 15

Перепад высот, м.: +700 - 170

ЧХВ: 3:10

Выход группы на маршрут: 12:43

От поворота на горнолыжную базу «Каракол» до моста

Отправив рюкзаки на машине до альплагеря, налегке выходим от поворота грунтовки на горнолыжную базу. За 43 минуты доходим до моста на левый берег (см. фото 1-2).

Путь до альплагеря проходит по грунтовой дороге через лес и альпийские луга. Перед лагерем переходим по бревнам ручей, стекающий из ущелья Аютор. На поляне стоит палаточный альплагерь Каракол с установленными юртами, а выше него на 1 км в лесу приютился второй лагерь. Мы встаем между ними на альпийском лугу (см. фото 3). Встаем на ночевку в 16-55.

Фото 1. Начало маршрута

Фото 2. Мост через р. Каракол. Дальше по левому берегу

Фото 3. Стоянка в ущ. Каракол между альплагерями

Дата: 30.07.18

День пути: 2

Маршрут за день: рад. ущ. Уюнтер (Онтор) (заброска продуктов)

Пройденное расстояние, км.: 12 одну сторону)

Перепад высот, м.:

+685 -685

ЧХВ: 6 ч 24 мин

Выход группы в 7-40

ущ. Уюнтер (Онтор)

От места ночевки по грунтовой дороге движемся вдоль левого берега реки. Через 20 минут выходим к слиянию ущелий Уюктор (куда понесем заброску) и Кельтор (куда уйдем на следующий день) (см. фото 4). Продолжаем двигаться вверх. Дорога сужается, уходит круто наверх в лес, превращаясь в тропу.

От места ночевки доходим за 2 ч ЧХВ до первого моренного ригеля, продолжаем движение. В верховьях ущелье расширяется. Добираемся до последних травянистых площадок и оставляем заброску в камнях. ЧХВ подъема от места ночевки 4 ч 24 мин. (см. фото 5-6).

Спуск по пути подъема занял 2 часа ЧХВ. Возвращаемся в лагерь в 18-45.

Фото 4. Слияние Кельтора и Уюнтера

ЧХВ: 4:25

Выход группы в 9-00

м/н ущ. Кельтор

От места ночевки за 30 минут доходим до моста, расположенного чуть ниже слияния рек Кельтор и Уюнтер. Переходим на правый берег Каракола (см. фото 7). После моста тропа поднимается на правый борт ущелья Кельтор, проходит через лес и выводит к руслу реки (см. фото 8). По пути попадается небольшой кош. Дальше альпийские луга. Выше в ущелье расположены два подряд моренных ригеля, которые могу служить хорошими ориентирами. ЧХВ от моста до первого ригеля 3 ч 10 минут (см. фото 9). Проходим оба старых ригеля и выходим в верховья ущелья, отсюда виден заход на наш перевал. Проходим заливные луга и встаем на ночевку. Воду берем из ручья, вытекающего из камней под склоном выше на 200 м места ночевки (см. фото 10-11). От ригелей до ночевки 1 ч 15 мин. ЧХВ. Ночевка в 14-50.

Фото 7. Переход р. Каракол по мосту. Выше видно слияние Кельтора и Уюнктера

Фото 8. Тропа спускается с борта к реке

Фото 9. Подъем на ригель. Пунктиром невидимая на фотографии часть пути

Фото 10. Верховья Кельтора

Фото 11. Ночевка 3

Дата: 02.08.18

День пути: 4

Переменная облачность, временами дождь со снегом

Маршрут за день: ущ. Кельтор - пер. Каменистый 1Б (3700) ущ. Такыртор

Пройденное расстояние, км.: 6

Перепад высот, м.: +1000 – 325

ЧХВ: 26 мин

Выход группы в 6-10

ущ. Кельтор подходы под пер. Каменистый (1Б, 4000)

Подъем к перевальному взлету протяженный и представляет собой прохождение нескольких ступеней, образованных скалами и старыми моренами. Сам перевал скально-сыпной, определяющая сторона Восточная, нами пройден с Запада на Восток.

От места ночевки начинаем подъем по травянистому склону на первую ступень L20°-30° (см. фото 12) вдоль осыпи (см. фото 13). Через 1 ч 35 минут ЧХВ выходим на первую ступень, представляющую собой большую травянистую террасу. Есть места для палаток и вода. Пересекаем террасу по диагонали вправо, обходя первый скально-травянистый холм справа, а второй слева (см. фото 14).

Фото 12. Подъем первую ступень к перевалу Каменистый

Фото 13. Подъем вдоль осыпи по травянистому склону

Фото 14. Прохождение через первую ступень на пути к пер. Каменистый

Попадаем на вторую ступень. Ступень мала, по сравнению с первой. Места под палатку есть, но нет воды. Отсюда по моренному карману выходим на третью ступень (см. фото 15-16).

Фото 15. Путь подъема со ступени №2 на ступень №3

Фото 16. Подъем на перевал Каменистый с третьей ступени. Указано место установки 1 палатки.

ЧХВ подъема с первой ступени на третью составило 51 минуту. На третьей ступени разливается река. Палатки можно поставить на травянистом бугре у края ступени.

Подъем на пер. Каменистый (1Б, 4000)

Перевал расположен в Северном отроге хребта Терскей-Алатау и соединяет долины рек Кельтор и Чон-Узень. Ориентация склонов перевала ЮЗ СВ. Определяющая сторона СВ, нами пройден с ЮЗ. Склоны скально-осыпные.

С третьей ступени начинаем подъем по скально-осыпному склону к перевальной седловине. Она представляет собой крайнее справа понижение в осыпном гребне образующем небольшой цирк. Особых ориентиров не имеет. Перед самым взлетом на гребень имеется площадка для одной-двух палаток. Есть талая вода от остатков льда, зачехленного морены. Как долго еще останется здесь лед и можно ли рассчитывать на него в качестве источника воды не известно. Пока что вода под камнями, но достать ее можно отодвинув пару камней. Останавливаемся здесь на обед (см. фото 15-16). ЧХВ с полки №3 1 ч 25 мин.

Отсюда поднимаемся по скально-осыпному склону на перевал Lдо 30°.

Осыпь средняя и мелкая. ЧХВ 35 мин. Седловина узкая.

Фото 16. Вид от места обеда на цирк и на сам перевал Каменистый.

Фото 17. Группа на перевале Каменистый

Спуск с пер. Каменистый в ущ. Такыртор

Спуск с перевала проходит по скально-осыпному кулуару, в верхней части которого есть участки оголившегося конгломерата. Начинаем спуск плотной группой вдоль скального гребешка идущего на 20 метров от седловины вниз (см. фото 18). Lдо 45°. Чуть ниже по кулуару имеется скальная пробка, которую проходим по одному (см. фото 19-20), чтобы не спустить камни. Прохождение пробки – крутой участок простого лазания L 50° 3 м. Если рюкзаки тяжелые и навыка лазания с ним нет, то лучше провесить перила. Чуть ниже пробки уходим из камнеопасного кулуара влево вдоль скал на косую осыпную полку, продолжаем движение косым траверсом влево и вниз. Обходим по полке конгломератные сбросы и выходим на крупноблочную осыпь (см. фото 21). Общий вид спуска приведен на фото 22. Спуск с перевала занял 1 ч 15 минут. Далее движемся по многочисленным моренным грядам вниз вдоль линии паления воды (см. фото 23). Выходим на левый борт южной камеры ледника № 367 и встаем на ночевку на скальных площадках. Вода из ручья, стекающего из озера. ЧХВ от места спуска 45 мин. Ночевка в 16-00.

Фото 18. Начало спуска с пер. Каменистый

Фото 19. Участок спускового кулуара

Фото 20. Каменная пробка

Фото 21. Косой траверс в обход конгломератных сбросов

Фото 22 Общий вид спуска с перевала каменистый на Восток (ущ. Такыртор)

Фото 23. Вид с пер. Каменистый на Восток. Показан путь движения группы

ЧХВ: 15 мин

Выход группы в 6-10

ущ. Такыртор ущ. Чон-Узень

От места ночевки спускаемся в левый моренный карман по которому выходим на травянистые террасы к реке Ийри-Тер. Здесь есть вода и места под палатки. ЧХВ от м/н 42 минуты. Пересекаем короткую травянистую террасу, река уходит под камни и больше не появляется, мы же попадаем вновь в моренный карман, так что слева от нас оказывается травянистый склон отрога, отделяющего нас от ущелья ледника № 364 и цирков перевалов Экичат С и Такыртор (см. фото 24-25).

По моренам доходим до слияния рек Ийри-Тер (см. фото 26). Далее выходим на поросший кустарником левый борт ущелья и бороздим заросли кустов в поисках тропы. Идти вдоль реки нет возможности, потому как она уходит в каньон. Выходим наконец на тропу (42°16'21.13"С 78°36'1.14"В). Она проходит значительно выше берега реки. ЧХВ от травянистой террасы до тропы 2 ч 44 мин.

Фото 24. Спуск по морене к р. Ийри-Тер

Фото 25. Травянистая терраса у реки Ийри-Тер. Путь спуска группы

Фото 26. Переход через р. Ийри-Тер

ущ. Чон-Узень - ущ. Таштектор

По тропе быстро выходим в ущелье Чон-Узень (20 мин ЧХВ) (см. фото 27). На разведку бродов уходит еще 20 минут. Через русло Ийри-Тер лежит поваленная ель, а через русло Чон-Узень мы перебродили. Время было обеденное, но место брода удачное и безопасное (см. фото 28-29). Переправа заняла у нас 20 минут.

Фото 27. Выход к месту слияния р. Ийри-Тер и Чон-узень.

Фото 28. Переход по бревну через Ийри-Тер

Фото 29. Переход через р. Чон-Узень вброд

После переправы двигаемся вдоль правого берега реки Чон-Узень. Здесь тропа, набитая лошадьми, а по левому берегу видна тропа, отмеченная на карте. Вскоре тропа переходит на левый берег, а мы поднимаемся вверх на склон по коровьей тропе. И идем траверсом по лесному склону, постепенно забирая вправо в ущелье Таштектор без потери высоты. Тропа постоянно теряется, проходит через густые кусты. Возможно наилучшем решением было бы продолжить двигаться вдоль берега реки до слияния пусть и с потерей высоты. Через 1 ч 19 минут ЧХВ выходим на берег реки Таштектор и продолжаем двигаться вдоль него вверх по заливным лугам. Есть коровья тропа (см. фото 30). Ущелье очень живописное, удобное для ходьбы. Тропа есть и на правом берегу. Подходим к верховьям ущелья и на травянистом лугу встаем на ночевку в 18-30. Виден подъем в нашу висячую долину Чон-Кульдурак (см. фото 31). ЧХВ до ночевки 1 ч 30 мин.

Фото 30. Ущелье Таштектор

ЧХВ: 55 мин

Выход группы в 7-22

ущ. Таштектор ущ. Чон-Кульдурак

От места ночевки выходим на травянистую полку, с которой начинаем подъем к висячей долине. Осыпь поросла кустами, которые осложняют подъем. Стараемся двигаться в обход кустов или пересекать их заросли по короткому пути (см. фото 31-32). ЧХВ до входа в ущелье 1 ч 18 мин.

Фото 32. Подъем от места ночевки в ущ. Чон-Кульдурак

ущ. Чон-Кульдурак

Русло реки пробило глубокое и широкое ложе, мы обходим его справа, не сбрасывая высоту. Идем по коровьим тропам (коровы добираются с успехом и сюда) идем в верховья ущелья. Выходим на левобортную морену и двигаемся по ее карману, плавно набирая высоту. Морена уходит совсем наверх, куда нам не надо. Поэтому оставляем уютный карман и траверсируем конгломератный склон морены к краю бараньих лбов (около 200-300 м). Через этот проход выбираемся на бараньи лбы сверху, обойдя сбросы. Пожалуй, единственное неприятное место – это траверс по конгломерату. Держит он плохо и довольно крут 35°-40°. Обязательно проходить в касках (см. фото 33). Можно обойти этот участок ниже, не забираясь высоко по морене. Останавливаемся на обед на этих лбах. Мы почти на леднике. Видно, что

здесь ставили 1-2 палатки. Есть подготовленная старая площадка, но рассчитывать на комфорт не стоит. Придется ровнять. Под ногами руководитель умудрился найти SIM-карту оператора «О!» совсем как новую. Здесь обедаем. Вода рядом из стекающей ледниковой реки. ЧХВ от выхода в долину до выхода к леднику 2 ч 12 минут.

Было желание пройти по короткому пути слева, срезая часть ледника, но, проходя мимо, сверху мы увидели промоины, трещины и ледовые холмы, что укрепило в нас мысль о том, что мы все сделали правильно (см. фото 34).

Фото 33. Ущелье Чон-Кульдурак

Фото 34. Выход к леднику с последующим подходом под перевал. Фото с левобортной морены

лед. Кульдурак

Ледник, открытый в нижней своей части, зачехлен мореной. Имеет небольшую ступень, которую мы прошли ближе к левому бортуL30° (см. фото 35). Ледник закрывается в области цирка. Там мы и останавливаемся на ночевку. С подходов по леднику перевал 20 лет ПКТ не виден, его закрывает скальный контрфорс (см. фото 36). ЧХВ по леднику 2 ч 15 мин. Встаем на ночевку в 16-30

Фото 35. Подъем по леднику Кульдурак (фото с В на З)

Фото 36. Подходы под пер. 20 Лет ПКТ по лед. Кульдурак.

Фото 37. Ночевка под пер. 20 лет ПКТ

ЧХВ: 54 мин

Выход группы в 5-35

пер. 20 Лет ПКТ (4381 м)

Перевал расположен в хребте Терскей-Алатау и соединяет долины рек Кульдурак и Сарычат. Ориентация склонов С-Ю. Определяющая сторона северная. Нами пройден с Севера. Характер склонов снежно-ледовый.

От места ночевки в связках подходим под перевальный взлет за 34 минуты. Последние 100 м L35°, дальше вешаем перила. Используем веревки по 55 м, с учетом узлов будем считать их за 50 м.

• R0-R1. От начала взлета вверх по ледовому желобу и вдоль него. Снежно-ледовый склон. ПС, ППС ледобуры. В нижней части склон крутизной до 60°, и только последние 10 м 45° (см. фото 39);

• R1-R2. Снежно-ледовый склон. Достаточно пологий и немного вогнутый, так что здесь снега больше и он глубже. Этот участок пологий. Перильная страховка на ледобурах 40°. Станция R2 у края бергшрунда. ПС, ППС ледобуры.
  • R2-R3. Аналогично R1-R2.
  • R3-R4. Снежно-ледовый склон уже круче, снега меньше L45°. Почти вся веревка по косой полке между двумя разломами, а в конце выход на верхний край разлома 3 м 60° (см. фото 40). ПС, ППС ледобуры.
  • R4-R5. Косой подъем наверх по снежно-ледовому склону L45°. ПС, ППС ледобуры.
  • R5-R6. Аналогично R4-R5 (см. фото 41).
  • R6-R7. Подъем по снежно-ледовому склону. Первые 25 м до 50°, затем преодолеваем снежный надув и склон становится снежным. Видимо до сюда снег доносит ветер. Вторый 25 метров склона снег и достаточно полого 40°. L50°. ППС ледобуры, ПС на ледорубах.
  • R7-R8. Склон сильнее выполаживает. Снега становится еще больше (чуть ниже колена). Первые 25 м L40°. Вторые 30°. Второй участок можно пройти в связках (см. фото 42). Выход к широкой снежной мульде. ПС на ледорубах. Седловина перевал чуть выше, мы же оказываемся на широком снежном балконе с мульдой. Можно поставить палатку.

ЧХВ работы на перилах 5 ч 25 минут.

От мульды в связках поднимаемся по снежному склону L35°-40° на перевал (см. фото 43) ЧХВ 15 мин. Имея на руках фотографии места тура, найти его нам не удалось, поэтому на узкой скальной полке скалы в восточной части седловины мы сложили свой тур (см. фото 45-46).

R8

R0

Фото 38. Перевал 20 Лет ПКТ. Вид с Севера

Фото 39. Выход с крутого участка. Фото со станции R1

Фото 40. Четвертая веревка R3-R4. Фото со станции R4. Максим стоит перед ступенью в 60°

Фото 41. Участок косого подъема R4-R5 и R5-R6. Фото с R6

Фото 42. Фото с R7. Виден четкий край снежника

Фото 43. Выход на перевал в связке

Фото 44. Группа на перевале. Фото с В на З.

Фото 45. Тур на скальной полке

Фото 46. Тур, сложенный в 2011 году мы не нашли. Фото из отчета Е. Ю. Егоровой

пер. 20 Лет ПКТ (3А, 4381 м) лед. №31 ущ. Сарычат

Спуск с перевала на ледник прост. Выходим в связках на снежный склон крутизной до 40°, далее по закрытому леднику (см. фото 47). Придерживаемся центральной части ледника, затем уходим к левому борту и спускаемся по льду с

крутой ступени L30°-35°. Ледник открывается. После спуска со ступени уходим к левому борту, выходим на осыпь. ЧХВ по леднику 1 ч 5 мин.

В дальнейшем ущелье имеет две ступени, образованные бараньими лбами. Мы оказываемся на верхней ступени у правого борта, пересекаем все ущелье по ступени чуть ниже водопадов и выходим на мелкую и среднюю осыпь левого борта. По осыпи спускаемся на следующую ступень по которой уходим на правобортную морену ниже второго каскада водопадов. По этой морене выходим в ущелье Сарычат. Спускаться ниже по реке не надо, потому как она уходит в каньон и выхода в Сарычат там нет (см. фото 49). Спуститься в Сарычат не просто, борта ущелья крутые, много сбросов. Мы выходим траверсом с морены на осыпной склон с участками конгломерата и проходим узкий пояс бараньих лбов по за которым есть участок мелкой осыпи с конгломератом. По этой осыпи спускаемся почти на самое дно ущелья. Тут же течет чистый ручей. Встаем на ночевку у правого борта ущелья (см. фото 49). ЧХВ от спуска с ледника до места ночевки 1 ч 25 мин. Ночевка в 17- 50.

Фото 47. Выход на ледник № 31 с пер. 20 лет ПКТ. Видна вторая связка

ЧХВ: 36 мин

Выход группы в 7-23

ущ. Сарычат

От места ночевки движемся вдоль левого берега реки по широкой конгломератно-осыпной террасе. Чуть выше встречаются выровненные места под палатки c видом на пик Вильнюсского университета. Через 37 минут ЧХВ переходим по камням небольшой приток Сарычата, из которого можно брать воду. Приток стекает из соседнего с перевалом 20 Лет ПКТ цирка, в котором стоит пик 4652 м. Выход на ледник относительно простой, переходим по ледовому мосту и дальше двигаемся по открытому леднику вдоль его левого борта (см. фото 50). По леднику в кошках подходим к ступени. Слева от нас по всей ширине ледника ледопад, а перед нами бараньи лбы, которые обходятся справа по осыпи левого борта. ЧХВ от притока и до подъема на ступень 1 ч 49 мин. (см. фото 51)

Фото 50. Путь к леднику Сарычат

лед. Сарычат

Фото 51. Путь по леднику Сарычат с выходом на ступень

Обходим редкие, но широкие трещины. Вскоре ледник закрывается. Связки, снегоступы снегоступах снега чуть выше щиколотки, местами меньше). Заходим в Западную камеру ледника Сарычат и встаем на ночевку недалеко от перевала. ЧХВ от ступени до подходов к пер. Степкина 2 ч 10 мин. (см. фото 52). Ночевка в 13-45

Фото 52. Подходы к пер. Степкина по лед. Сарычат

Дата: 07.08.18

День пути: 9

Переменная облачность

Маршрут за день: пер. Степкина 2А (4450) – лед. № 61 – пер. Караколтор Ю (2Б, 4460) лед. Караколтор Вост.

Пройденное расстояние, км.: 8,55

Перепад высот, м.: +600,

600

ЧХВ: 10ч 2 мин

Выход группы: 5-18

пер. Степкина (2А, 4450)

Перевал соединяет бассейны ледников Сарычат и № 61. Ориентация склонов С-Ю, нами пройден с Севера на Юг. Определяющая сторона Южная. Северная сторона представляет собой снежно-ледовый, фирновый склон, южная – скально- осыпной кулуар, путь по которому не просматривается с седловины.

От места ночевки в связках начинаем плавный подъем к перевалу по диагонали с СВ на ЮЗ. Склон покрыт плотным фирном и льдом с вмороженными камнями. Днем со скал сходят камни и достаточно обильно. Пересекаем множественные лавинные выносы L30°. В верхней части склон становиться круче, больше льда, но за счет лавинных выносов и участков вмороженной осыпи поднимаемся безопасно в связках L40°-45° к самой седловине. В ситуации с большим количеством льда и малым количеством лавинного снега и камней рекомендуем провесить 1-2 веревки в верхней части склона (см. фото 53-54). ЧХВ подъема от места ночевки 1 ч 2 мин.

Фото 53. Подъем на перевал. Зеленым указан крутой участок около 60-100 м

Фото 54. Вид с перевала на путь подъема с лед. Сарычат. Видны спусковые петли оставленные другими группами. За скалой не виден крутой участок выхода на седловину

Фото 55. Группа на пер. Степкина. Тур за спиной у фотографа. Фото с С на Ю. Отсюда же начинаем спуск

пер. Степкина (2А, 4450) лед. № 61

Спуск от седловины начинаем в связках, проходя траверсом по косой скально- осыпной полке к началу нашего кулуара вдоль скалы, обходя ее снизу около 50 м (см. фото 56).

• R0-R1. У начала первого кулуара делаем станцию на скальном выступе и уже по перилам еще около 25 метров продолжаем траверс склона до скального жандарма, разделяющего кулуары (см. фото 57). Траверс не крутой около 30°. В кулуаре становится круче 50°. От окончания первой веревки выходим на контрфорс между первым и вторым кулуарами. Тут есть небольшой балкон. Так как оба кулуара по сторонам от нас камнеопасны, принимаем решение спускаться напрямую с контрфорса по большим прочным плитам с которых не сыплет.
  • R1-R2. Станция на двух скальных крючьях. Спуск крутой L70° с участками L80° выводит на ледовый склон, покрытый мелкой осыпью. Выходим к месту соединения обоих кулуаров. Участник надевает под скальным карнизом кошки, пока следующий аккуратно спускается, после чего в кошках переходит камнеопасный кулуар на следующий безопасный контрфорс (см. фото 58-59).

Все скапливаются на контрфорсе, после чего плотной группой вдоль контрфорса по мелкой живой осыпи выходят на ледник. ЧХВ спуска от седловины 3 ч 35 мин. На подъем рекомендуем проходить этот склон по кулуару (зеленая линия на фото 59), поскольку это наименее камнеопасный кулуар.

Фото 56. Полка от перевала до начала первой веревки перил

Фото 57. Первая веревка спуска R0-R1. Уходим во второй кулуар от перевала. Фото с R0.

Фото 58. Вид с полки на продолжение спуска R1-R2. Указано место с которого сделано фото 59

Фото 59. Спуск со скального контрфорса R1-R2

Фото 60. Участок спуска с контрфорса (красным) и вариант спуска/подъема (зеленым)

лед. 61 пер. Караколтор Ю (2Б, 4460)

Спускаемся по закрытому леднику в связках, снегоступах, обходя большие трещины ближе к левому, по ходу, борту. Постепенно, смещаемся к центру и за 1 час ЧХВ выходим на основное тело ледника. Здесь ледник открытый, весь в глубоких ледовых мульдах. Обходим мульды по валам и выходим к началу Юго- Западной камеры ледника за 30 минут ЧХВ. Далее начинаем подъем по открытому леднику в Юго-Западную камеру к перевалу. Забираясь на первую ступень по центру ледникового русла, затем на вторую ступень вверх и вправо к седловине. В верхней части ледник закрывается. ЧХВ по открытой части ЮЗ камеры ледника 1ч 8 мин. (см. фото 61).

пер. Караколтор Ю (2Б, 4460) (2А по факту прохождения)

Перевал расположен в южном отроге хребта Терскей-Алатау и соединяет бассейны ледников № 61 и Караколтор Восточный. Ориентация склонов СЗ ЮВ. С

ЮВ снежно-ледовый, с СЗ – ледовый. Определяющая сторона СЗ. Нами пройден с ЮВ на СЗ. В классификаторе имеет категорию трудности 2Б. По факту нашего прохождения оценен как 2А.

Перед перевальным взлетом ледник закрывается. Снегу много, выше колена, поэтому движемся медленно. Подъем к перевалу по снежному склону L30°. Переходим бергшрунд (1м) по снежному мосту. В верхней части склон становится снежно-ледовым L до 40°, выходим к Северному краю седловины (см. фото 62). Долго ищем тур. Находим его в северной части седловины выше уровня перевала у нижней границы разрушенных скал между массивными плитами (см. Фото 62). ЧХВ подъема 1ч. 7мин.

Фото 61. Путь через ледник №61 к пер. Караколтор Ю

Фото 62. пер. Караколтор Ю. Вид с ЮВ. Обозначено примерное место засыпанного бергшрунда

Фото 63. Тур у нижней границы скал в Северной части седловины

Фото 64. Группа на пер. Караколтор Ю. (2Б, 4460). Фото с С на Ю

пер. Караколтор Ю - лед. Караколтор Вост.

Спуск с перевала вдоль скал по ледовому склону крутизной L60°-65° 3*50 м перил. В конце третьей веревки бергшрунд засыпанный снегом, проходим его по третьей перильной веревке (см. Фото 65-66). ЧХВ спуска 1ч 30 мин.

лед. Караколтор Вост.

В связках уходим от склона перевала к пологой части ледника, где и встаем на ночевку. ЧХВ 10 мин. Встаем на ночевку в 19-35.

Фото 65. Спуск на лед. Караколтор Вост. Последняя третья веревка через бергшрунд

Фото 66. Вид с места ночевки на лед. Караколтор Вост. на пер. Караколтор Ю.

Дата: 08.08.18

День пути: 10

Переменная облачность

Маршрут за день: лед. Караколтор Вост. – ущ. Караколтор лед. Караколтор Зап.

Пройденное расстояние, км.: 12,5

Перепад высот, м.: +650 - 730

ЧХВ: 6ч 52мин.

Выход группы 8-35

лед. Караколтор Вост. ущ. Караколтор

В связках из цирка по закрытому леднику выходим к ступени ледника, оказавшись у левого края откуда виден почти весь дневной переход (см. Фото 67). Путь спуска по центру ледника не просматривается целиком, а трещины очень широкие, поэтому принимаем решение спуститься со ступени левым ранклюфтом (около 200-300 м) на пологую часть сразу. Самый крутой участок проходим лицом к склону в связках с ледорубами около 50 метров L35°, пересекаем узкий небольшой ледниковый кулуар и выходим на осыпь левого борта, по которой спускаемся на пологую часть ледника. Далее идем вдоль левого края ледника, а у самого языка пересекаем его под правый борт, где и выходим на песчаные пляжи. где много мест под палатки, есть чистая вода (см. Фото 68-69). ЧХВ до входа в ущ. Каракольтора 1ч 22 мин.

Фото 67. Фото с осыпи левого борта лед. Караколтор Вост. на ЮЗ

Фото 68. Путь спуска со ступени лед. Караколтор Вост. Фото с ЮЗ на СВ

Фото 69. Вид лед. Караколтор Вост. со стоянок

ущ. Караколтор лед. Караколтор Западный

Есть два варианта прохождения ущелья до ледника. Мы решили не сбрасывать высоту (около 100-150 м) и пройти моренным карманом с выходом на ледник. Второй вариант прохождения – спуск к реке и движение вдоль нее. Борта ущелья крутые конгломератные и спуститься с траверса так просто уже не получится, пока не дойдешь до спускового кулуара. После прохождения траверса по борту ущелья по косым скальным полкам проход по дну ущелья, пусть и со сбросом высоты кажется более простым и безопасным. Местами приходится идти по участкам лбов и крутому конгломерату. Так что советуем сбросить 100 метров до реки и идти вдоль нее. Мы же прошли траверсом по карману, который вскоре превратился в косую полку. У ледника № 68, который стекает из-под перевала Эпюра, есть небольшой моренный карман поросший травой. Есть вода и места под палатки. Отсюда можно выйти к перевалу Эпюра (см. фото 70). До этого травянистого кармана от входа в ущелье 1ч 22 мин. ЧХВ. Дальше переходим два ручья и почти сразу после второго выходим в спусковой кулуар. Спускаемся до ледника – он близко, и продолжаем движение по нему вдоль левого края (см. фото 71). ЧХВ от стоянок в кармане до выхода на ледник 1 ч 10 мин.

Фото 70. Стоянка в моренном кармане. Вид на ледник Караколтор Зап. 42°11'4.92"С 78°34'11.26"В.

Фото 71. Фото с ледника Караколтор. Указаны две реки с ледника, путь по карману и лбам, а также стоянка, откуда сделано фото 70.

лед. Каракольтор Зап.

Ледник пологий, открытый, почти без трещин. Поднимаемся в его верховья, заходя направо в свой цирк. Так что небольшой ледопад остается по правую руку. Виден наш перевал. Как только ледник начинает закрываться, встаем на ночевку. ЧХВ по леднику до места ночевки в верховьях 2 ч 20 мин. Встаем на ночевку в 17- 45.

Дата: 25.08.17

День пути: 11

Маршрут за день: лед. Караколтор Зап. – пер. Слоненок 3А (4528) – лед. Онтор – ущ. Уюнтор

Пройденное расстояние, км.: 8

Перепад высот, м.: +330 - 1300

ЧХВ: 10ч 30 мин

Выход группы в 5-58

лед. Караколтор Зап. пер. Слоненок (3А, 4528)

Перевал соединяет долины рек Караколтор и Каракол. Ориентация склонов перевала СЗ – ЮВ. Определяющая сторона СЗ. Южный склон снежный небольшой крутизны, сложности не представляет. Седловина широкая, снежная. СЗ склон

комбинированный: в верхней части ледовый, ниже следует ключевой скальный, скально-осыпной участок. Нами пройден с ЮЗ на СВ.

От места ночевки на леднике движемся по закрытому леднику к перевальному взлету (см. фото 72). Подъем на перевал в связках. Выходим к скальному жандарму. ЧХВ от места ночевки 1 ч 20 мин. Тур здесь же у жандарма. Рядом есть выложенная камнями площадка под одну небольшую палатку (см. фото 73).

Фото 72. Фото с места ночевки на лед. Караколтор Зап. Вид на пер. Слоненок. Слева на фото в облаке одноименный пик

Спуск с перевала начинаем с центра седловины. Долго копаем до льда. Спуск вдоль скального контрфорса по льду. Перила на ледобурах. Провешено 7*50 м перил L40°-45°. Склон ледовый с небольшим количеством снега (см. фото 74). Последняя 7-я веревка выводит в небольшое бутылочное горлышко, сформированное с одной стороны скалами контрфорса, с другой – ледопадом (см. фото 75). Отсюда начинается косая скальная полка длиной около 40-50 метров

L30°, выводящая к наклонной скальной плите на которой уже набито несколько крючьев (см. Фото 76). Проходим полку с попеременной страховкой в связке. Бьем свои крючья и начинаем спуск по скалам. Впереди ключевой участок. Следует отметить, что скальная полка камнеопасна. Камни вытаивают наверху на противоположном склоне и, пересекая ледник, вылетают на полку и летят прямо по ней. Здесь нельзя задерживаться!

• 8-я веревка (первая по скалам). Склон скальный, спускаемся с наклонной плиты

L60°, перила на скальных крючьях.

• 9-я веревка (вторая по скалам). Склон скальный L60°. Перила на скальном выступе и крюке.

Девятая веревка (вторая по скалам) выводит на широкую протяженную полку. Фото 77-79 сделаны с нее. Здесь, пожалуй, наиболее безопасное место. Можно отдохнуть под прикрытием скал. Камни идут по ранклюфту ледопада.

• 10-я веревка (третья по скалам) проходит через скальную полку 25м L30° и выводит на самый крутой участок 25м L60°. Обычно путь подъема проходит чуть ближе к ледопаду по кулуару, но по нему уже пошли камни, по этой причине принято решение идти «в лоб». Третья веревка оканчивается на узкой полке со старой станцией на мощных стальных крючьях. Укрепляем станцию своими крючьями.
  • 11-я (четвертая по скалам) веревка начинается с участка стены 15 м L80°. Этот крутой участок выводит к началу подъемного кулуара, где L60° (см. фото 80-81). На подъем следует идти по кулуару, нам же не хочется делать в нем станцию потому как там время от времени идут камни. Спускаемся под защитуу стены в ранклюфт.
  • 12-я веревка (20м). Из ранклюфта спускаемся на безопасную часть ледника, пересекая засыпанный бергшрунд по перилам. L30° (см. фото 82).

ЧХВ спуска по скалам до ранклюфта ледника 3 ч 50 мин и еще 10 минут на то чтобы пройти 12-ю веревку на ледник.

Фото 73. Группа на перевале Слоненок. Пик Слоненок слева на фото

Фото 74. Спуск по ледовому склону с перевала Слоненок.

Фото 75. Спуск по ледовому склону с перевала Слоненок

Фото 76. Скальная полка после бутылочного горлышка.

Фото 77. Вторая веревка по скалам, выводящая на широкую полку. Фото со станции вдоль склона

Фото 78. Широкая скальная полка. Отмечена третья веревка по скалам. Фото со станции вниз

Фото 79. Широкая скальная полка под скальным карнизом. Фото от станции вдоль склона.

Отмечено место фото 77

Фото 80. Фото со станции от начала 4-й веревки по скалам. Группа уже у ранклюфта. Уйти некуда

Фото 81. Федор на крутом участке веревки №11 (4 по скалам). Стрелкой указан подъемный кулуар

Фото 82. 12-я веревка спуска. Переходим по перилам через ранклюфт, далее в обход ледопада справа (не виден) и трещин ледника

Фото 83. Общий вид спуска по скальному участку. Фото с лед. Онтор

Фото 84. Вид ледника Онтор и ущ. Уюнтор

лед. Онтор ущ. Уюнтор

В верхней части ледник закрытый. Из-под перевально взлета уходим под склон п. Слоненок, обходя зону трещин слева по ходу спуска. Далее спускаемся ниже, где ледник открывается. Трещин почти нет, ледник зачехляется мореной. Правым ранклюфтом спускаемся с ледника и встаем на правом берегу реки чуть ниже языка ледника на первых травянистых площадках. Есть небольшой ручей с чистой водой. ЧХВ спуска до места ночевки из-под перевала 2 ч 40 мин. Ночевка в 20-40.

Дата: 10.08.18

День пути: 12

Маршрут за день: Дневка. Радиальный выход за заброской по ущ. Уюнтор

Пройденное расстояние, км.: 2 одну сторону)

Перепад высот, м.: +130 – 130

ЧХВ: 20 мин

Выход группы в 10-00

ущ. Уюнтор

Бродим реку под ледником на разливах. Вдоль левого берега есть тропа.

Дата: 11.08.18

День пути: 13

Перем. Облачность, дождь со снегом

Перем. Облачность

Маршрут за день: ущ. Уюнтор лед. Каракол - пер. Джеты-Огуз (4186)

Пройденное расстояние, км.:6

Перепад высот, м.: +900

ЧХВ: 48 мин

Выход группы: 7-10

ущ. Уюнтор лед. Каракол (Уюнтор Зап. 323)

От места ночевки поднялись на язык ледника Онтор, перейдя по нему к началу входа в наш цирк (ЧХВ 1 ч 18 мин.). Далее по осыпи вдоль реки поднялись к языку ледника Каракол. Выход на ледник и он сам сложности не представляют. Движемся по центральной части ледника и вскоре встречаем широкую ледниковую реку, пересекающую ледник по диагонали. Переходим реку по каменной пробке и выходим в цирк нашего перевала (ЧХВ 1 ч 30 мин) (см. фото 85-87)

Фото 85. Группа пересекает язык ледника Онтор

Фото 86. Вид на язык ледника Каракол (Уюнтор Зап.)

Фото 87. Подходы под перевал по лед. Каракол

пер. Джеты-Огуз (4185)

Перевал Джеты-Огуз расположен в Северном отроге хребта Терскей-Алатау и соединяет ущ. Каракол с ущ. Айланыш. Ориентация склонов перевала Восток (скально-осыпной ск.) и Запад (снежно-ледовый ск.). Определяющая сторона Восточная. Нами пройден с Востока.

Группа забрала груз из заброски, поэтому скорость наша значительно упала.

Следует учесть это при изучении нашего ЧХВ.

Пересекаем небольшой цирк, выходим на осыпь перевального взлета. По осыпи поднимаемся вверх и вправо по ходу. Склон скально-осыпной, осыпь средняя и мелкая, подвижная с небольшими участками конгломерата L30°-35°. Проходим первый по ходу кулуар и выходим ко второму. В кулуар сразу не заходим, а поднимаемся выше к первым скалам чуть выше (не надо подниматься на самый верх к стене!) (ЧХВ подъема 1 ч).

• 1-я веревка. От скал провешиваем 30 м траверса по скальной полке и выходим во второй кулуар, тем самым обойдя его нижний крутой участок.
  • 2-я веревка. Поднимаемся по второму кулуару 1*50 L40°м перил по скально- осыпному склону вдоль контрфорсаL40°.
  • 3,4-я веревки. Отсюда траверсом пересекаем кулуар 1*50 L40° и выходим на крутой контрфорс, с которого вешаем еще одни траверсные перила 1*50 L40°.
  • 5-я веревка. По косой скальной полке выходим к скальной стене. Фото 89 сделано с подъема по полке. На фото видна группа на контрфорсе.
  • 6-я веревка. В обход скальной стенки траверсом выходим на гребень. Здесь склон круче Lдо 50°-55°. Фото 90 сделано с гребня на участок шестой веревки.

Дальше движемся по простому гребню с самостраховкой до седловины перевала около 300 м. ЧХВ от начала работы на веревках до седловины 4 ч 30 мин. Ночевка в 21-00.

Перевал очень камнеопасен. На нем у нас перебило веревку. Попытки найти более оптимальный путь только отняли время, поэтому использовали классический вариант подъема, с небольшими изменениями.

Фото 88. Схема подъема на пер. Джеты-Огуз с Востока. Указаны 2-а кулуара и косая скальная полка

Фото 89. Путь подъема. Фото со скальной полки. Пунктиром указан невидимый путь по второму кулуару (2-я веревка) и траверс кулуара (3-я веревка). Сплошным – участок подхода к веревочной части, траверс до скальной полки (4-я веревка) и подъем по скальной полке (5-я веревка)

Фото 90. Выход на гребень. 6-я веревка

Пройденное расстояние, км.:0

Перепад высот, м.: 0

ЧХВ: 0

Погода вечером испортилась. Полутора суток мы пробыли на перевале, пережидая непогоду.

Дата: 13.08.18

День пути: 15

Снег, туман, плохая видимость

Маршрут за день: пер. Джеты-Огуз – пер. Васильева (участок тр-а, 4186-5008)

Пройденное расстояние, км.: 3

Перепад высот, м.: +350

ЧХВ: 10 мин

Выход группы: 06-25

пер. Джеты-Огуз пер. Васильева

За день пройден участок траверса Северного отрога хребта Терскей- Алатау общей сложности 3А. Гребень снежно-ледовый у участкамии скал. Имеет пилообразный профиль с крутыми зубьями-жандармами небольшой величины. Гребень требует большой технической работы, поскольку жандармы не очень большие, но встречаются постоянно.

От места ночевки выходим в сторону ЮЗ плеча пика Оюнтер (см.Фото 92). В связках подходим под взлет на плечо.

• 1-я веревка провешена на плечо пика 1*50 м L45°, последние 5 м 50° (см. фото 93). ПС1 – ледоруб, ПС2 – ледобуры, ППС – ледобуры. ЧХВ от м.н. 45 мин.
  • 2-я веревка. Дальше движемся в связках к пику. В верхней части подъема вешаем 1*30 м L до 45° по снежно-ледовому склону и выходим на снежную площадку. (ЧХВ 45 мин.). ПС1–ледобуры, ПС2 – скальный выступ (см. фото 94-95).

Дальше гребень принимает пилообразную форму, состоит из жандармов и коротких участков снежного гребня, по которым возможно идти в связке (см. фото 96).

• 3-я веревка. С пика выходим в связке 150 м, далее короткий участок перил 20 м L40° ПС1–ледоруб, ПС2 скальный выступ (см. фото 97).

• В связках преодолеваем участок снежного гребня и невысокий скальный жандарм (см. фото 98).
  • 4-я веревка. Перила 1*20 м на скально-ледовый жандарм L45°-50°. В верхней части натечный лед 5 м (см. фото 99-101). ПС1 – ледоруб, ПС2 – скальный выступ, ППС ледобуры.
  • 5-я веревка. В обход скальной пилы (жандарма) траверсируем гребень с ЮЗ стороны по скальной полке 1*50м. Встаем на обед (42°10'51.25"С 78°26'45.86"В). (ЧХВ участка 3 ч). ПС и ППС – скальные выступы.
  • Начинаем в связках (20 мин ЧХВ);
  • Провешиваем 6-ю и 7-ю веревки 1*50 + 1*25 м перил по снежно- ледовому склону L40°-50° (см. фото 102). ПС1 ледобуры, ПС2 скальный выступ, ПС3 ледобуры, ПС4 скальный выступ, ППС ледобуры.
  • Дальше немного в связках, вскоре провешиваем 8-ю веревку 20 м через скальный жандарм (см. фото 103). ПС, ППС скальные выступы.
  • 9-я веревка 10 м вниз спуск с жандарма на снежник L40°-45° (см. фото 104). Дальше немного в связках (ЧХВ участка 2 ч 20 мин). ПС1 скальный выступ
  • 10-я веревка 20 м перил и выходим на снежный пологий гребень, ведущий до перевала (см. фото 105-106). ПС ледобуры Встаем на ночевку в первой седловине перевала у выхода камней (см. фото 107). (ЧХВ участка 1 ч). Ночевка в 19-40.

Фото 92. Начало траверса от пер. Джеты-Огуз

Фото 93. Выход на ЮЗ плечо п. Оюнтер

Фото 94. Выход к п. Оюнтер.

Фото 95. Верхний участок подъема на пик с наведением перил

Фото 96. Начало пилообразного гребня.

Фото 97. Фото с жандарма на п. Оюнтер (3-я веревка). Фото на Север

Фото 98. Коротки участок в связках. Виден скальный жандарм. Фото вдоль гребня на Север

Фото 99. Дальнейший путь. Виден участок перил № 4 (красная кривая) и №6-7 (зеленым). Фото гребня на Юг

Фото 100. Вид с жандарма на Север на проделанный путь. Виден пер Джеты-Огуз справа.

Фото 101. Участок гребня после веревки №4. Фото на Север

Фото 102. 6-я и 7-я веревки.

Фото 103. Выход на скальный жандарм 8-я веревка.

Фото 104. Спуск с жандарма на снежник 9-я веревка

Фото 105. Выход на широкий гребень перед перевалом. Последняя 10-я веревка

Фото 106. Путь по гребню к перевалу

Фото 107. Место ночевки группы на первой седловине пер. Васильева. Видно оз. Исык-Куль (утро).

Дата: 14.08.18

День пути: 16

Маршрут за день: пер. Васильева – пер. З. плечо п. Каракол (участок тр-а, 3А 4186-5008) п. Каракол (рад. 3А, 5281) лед. Киче-Борду Вост.

Пройденное расстояние, км.: 5,2

Перепад высот, м.: +850

ЧХВ: 35 мин

Выход группы: 8-10

пер. Васильева пер. З. плечо п. Каракол

От места ночевки выходим в связках по широкому снежному гребню, проходя вторую седловину перевала снимаем записку из тура на скалах. Вскоре начинаеся подъем на снежный склон. Обходим трещину слева и движемся вверх к большому разломуL30°. Обходим большой разлом слева и движемся над ним по широкой снежной полке влево и вверх. Выходим ближе к правому краю плеча. В верхней части склон становится чуть круче Lдо 35°. ЧХВ от места ночевки 2 ч 20 мин. (см. фото 108).

Фото 108. Подъем на пер. З. плечо п. Каракол с пер. Васильева

п. Каракол (рад. 3А, 5281)

Пик пройден нами с Запада радиально с пер. Зап. Плечо пика Каракол. Пик представляет собой целый массив с вершинным плато. При изучении картографических материалов, отчетов, спутниковых снимков оказалось, что точка, отмеченная на большинстве карт как пик Каракол и информация в отчетах немного отличаются. Поэтому при прохождении пика группа побывала и на истинном пике – наивысшей точке массива и на картографическом (точка на большинстве карт) (см. рис. 2), однако тура не обнаружено ни там ни там, ни на скалах с Западной стороны (по информации из отчетов тур там).

Рис.2 Расположение пика Каракол

Оставляем рюкзаки на гребне и в связках выходим в направлении пика. По пути снимаем записку из тура перевала. Начало подъема проходим в связках, но склон становится круче, а снега на нем почти не остается, начинаем вешать веревки (см. фото 109). ЧХВ от рюкзаков до начала работы на веревках 40 мин

• R0-R1 ледовый склон 1*50 м L40° выходим к краю скал. ПС, ППС ледобуры;
  • R1-R2 ледоый склон 1*50 Lдо 50°. Движемся в первый широкий кулуар. ПС, ППС ледобуры (см. фото 110).
  • R2-R3 ледоый склон L40°-45°. Продолжаем подъем по кулуару. Попадаются камни и выходы скал, кулуар сужается (см. фото 111) ПС, ППС ледобуры.
  • R3-R4 ледовый склон с камнями и скальными выходами L40° ПС, ППС ледобуры.
  • R4-R5 – ледовый склон с камнями и скальными выходами L40°. ППС ледобуры, ПС на R5 ледорубный якорь (см. фото 112).

ЧХВ работы на веревках до вершины 3ч 15 мин. По имеющимся отчетам тур должен быть на скалах в западной части. В связках проходим. Вдоль всего массива Тура не обнаруживаем. Делаем общее фото (см. фото 113-115).

Спуск начинаем через час по пути подъема с небольшим изменением. Так как спускаться, делать станции и сбрасывать нам проще по льду, к тому же это менее камнеопасно, мы идем по второму кулуару (если считать снизу) (см. зеленую траекторию на фото 109). Там склон чуть круче но такой же по протяженности. Первая веревка спусковая станция на ледорубном якоре, вторая на скальном выступе, остальные с ледобуров. ЧХВ спуска по веревкам 1 ч 45 мин. Далее движемся в связках серпантином. ЧХВ до рюкзаков на гребне 25 мин. За 10 минут спускаемся вниз на ровную часть ледника. Пересекаем небольшой засыпанный бергшрунды в связках с попеременной страховкой (см. фото 117). Ночевка в 20-00.

Фото 109. Подъем на п. Каракол с пер. З. плечо Каракола. Зеленым отмечен участок спуска отличный от подъемного

Фото 110. Участок R1-R2. Фото с R2

Фото 111. Участок R2-R3. Фото с R3

Фото 112. Выход на R5. Пик Каракол. Фото на Север. Виден пер. Джеты-Огуз и наш траверс по СЗ гребню

Фото 113. Панорама с п. Каракол. Виден пик отмеченный на карте как Каракол, массив Огуз- Баши

Фото 114. Группа на вершинном плато п. Каракол (картографический пик)

Фото 115. Обозреваем окрестности, ищем тур.

Фото 116. Спуск с п. Каракол. Веревки №3-4 по кулуару (Зеленая траектория на фото 109). Виден наш путь по гребню.

Фото 117. Место ночевки под п. Каракол. Путь спуска с перевала

Дата: 15.08.18

День пути: 17

Маршрут за день: лед. Киче-Борду Вост. – пер. Грозовой (2А, 4594) – лед. Киче- Борду Зап.

Пройденное расстояние, км.: 7

Выход группы: 10-40

лед. Киче-Борду Вост. (№286)

Спуск с ледника начинаем в связках и снегоступах. Открывается вид на наш предстоящий путь (см. фото 118). Ледник пологий закрытый без видимых трещин, однако, через несколько минут ходу натыкаемся на поперечный разлом ледника, который обходим слева по ходу (см. фото 119). С основного тела ледника открывается вид на весь массив п. Каракол (см. фото 120). Пересекаем цирк и подходим к перевальному взлету (ЧХВ 1 ч 18 мин.).

Фото 118. Фото с лед. Киче-Борду Вост. (№286)

Фото 119. Обход поперечного разлома ледника

Фото 120. Массив п. Каракол с лед. Киче-Борду Вост. (№286)

пер. Грозовой (2А, 4594)

Перевал расположен в южном отроге хребта Терскей-Алатау, соединяет бассейны ледников Киче-Борду Восточный и Западный. Ориентация склонов В-З. С Восточной стороны снежный, с Западной снежно-ледовый. Определяющая сторона Западная. Нами пройден с Востока на Запад.

Взлет перевала плавный снежный склон и сложности не представляет, проходим его в связках за 30 мин. ЧХВ. Выходим в правый край ближе к скалам (см. Фото 121). Тур находится ближе к центру широкой седловины на скалах. Встаем на обед. Вода стекает с ближайших скал. На перевале разместиться несколько палаток, если поработать лопатой (см. Фото 122). С перевала виден наш дальнейший путь к перевалу Фестивальный (см. Фото 123). На спуске ориентируемся на нунатак его следует обойти справа, так как слева участок ледопада.

Спуск с перевала начинаем не вниз, а траверса слона хребта, обходя крутой участок в связках (см. Фото 124). Пересекаем засыпанный бергшрунд с попеременной страховкой через ледоруб. Далее косым траверсом спускаемся со склона хребта, тем самым обойдя наиболее крутые участки (см. Фото 125). Наиболее крутой участок в верхней части Lдо 45°, но снега достаточно много и он хорошо держит. Выходим на ледник через 45 мин. ЧХВ от перевала.

Фото 121. Панорама пер. Грозовой с Востока

Фото 122. Группа на пер. Грозовой. Виден п. Каракол

Фото 123. Дальнейший путь по лед. Киче-Борду Зап. (№289) к пер. Фестивальный. Отмечен нунатак для ориентировки

Фото 124. Выход группы в связках с пер. Грозовой траверсом склона в обход крутого спуска с перевала

Фото 125. Спуск с пер. Грозовой

Лед. Киче-Борду Зап.

Основное тело ледника закрытое, без видимых тещин. Вход в СЗ камеру начинается с небольшого ледопада, который просто распутывается, после чего начинается плавный подъем к перевалу. Трещин нет. ЧХВ от момента спуска с пер. Грозовой до ровной части ледника до ночевки 40 мин. (см. фото 127). Ночевка в 17- 20.

Фото 126. Выход в западную камеру ледника Киче-Борду Зап.. Виден пер. Грозовой и отмечен нунатак (фото 123)

Фото 127. Ночевка перед перевалом Фестивальный

Дата: 16.08.18

День пути: 18

Маршрут за день: пер. Фестивальный (2А, 4606) лед. Барокко Вост. (№303)

Пройденное расстояние, км.: 7

Выход группы в 07-35

пер. Фестивальный (2А, 4606)

Перевал расположен в ЮВ отроге хребта Терскей-Алатау, соединяет ледники Киче-Борду Западный и Барокко Восточный. Ориентация склонов В-З. Характер склонов Снежный. Нами пройден с Востока на Запад. Согласно классификатору перевал имеет сложность 2А*. В наших условиях сложность перевала 2А.

От места ночевки начинаем плавный подъем в связках к перевальному взлету (см. фото 128). Подходим к взлету за 40 мин. В связках начинаем подъем по снежному слону, переходим узкий бергшрунд с попеременной страховкой выходим в мульду, расположенную в левом краю широкой седловины (ЧХВ 25 мин.). В мульде находим разорванную палатку – следы трагедии 2011 года. Из мульды по снежному гребню выходим к СВ краю седловины, где расположен скальный бастион с туром (см. фото 129).

Спуск начинаем траверсом склона вправо и вниз, обходя более крутой участок под седловиной (см. фото 130). Придерживаемся левее центра, чтобы не попасть в зону трещин (см. фото 131). Спуск с пернвала до ледника занял 35 мин.

Фото 128. Подъем к пер. Фестивальный

Фото 129. Группа на пер. Фестивальный. Фото с В на З

Фото 130. Спуск с пер. Фестивальный на лед. Борокко Вост. (№303)

Фото 131. Выход на лед. Борокко Вост. (№ 303) с пер. Фестивальный

лед. Барокко Вост.(№303)

Ледник закрытый с небольшим количеством трещин. Чтобы попасть в СЗ камеру в цирк перевала Серебряное седло, надо пройти две ступени ледника. Первая представляет собой участок открытого ледника с большим количеством трещин. Классический путь прохождения этого участка по центру, мы же решили пройти левым ранклюфтом и пересечь ледник в верхней части (ЧХВ 45 мин.). Далее начинаем подъем на вторую ступень. Склон снежный, видны следы схода мощной лавины, которая унесла основную массу снега, идем по выносам (см. фото 133). С края ступени открывается вид на весь цирк (см. фото 134). В верхней части ледник сильно иссечен трещинами и следами ледовых обвалов с гребня. Быстро проходим этот участок и встаем на ночевку недалеко от перевала (см. Фото 135). Видны свежие следы ночевки предыдущей группы. ЧХВ подъема к месту ночевки от начала второй ступени 1ч 32 мин. На ночевке в 15-00.

Фото 132. Путь подъема в СЗ камеру ледника Борокко Вост. (№ 303) к пер. Серебряное Седло

Фото 133. Путь подъема в СЗ камеру ледника Борокко Вост. (№ 303) к пер. Серебряное Седло.

Фото с С на Ю (см. ф134)

Фото 134. Панорама массива Огуз-Баши. Фото с Ю на С

Фото 135. Панорама массива Огуз-Баши. с СЗ камеры ледника Борокко-Вост. (№303)

Дата: 17.08.18

День пути: 19

Переменная облачность, временами снег

Маршрут за день: п. Огуз-Баши Центральная (5168, 3А) радиально

Пройденное расстояние, км.: 2 одну сторону)

Выход группы: 06-20

п. Огуз-Баши Центральная (5168, 3А)

п. Огуз-Баши Центральная третья вершина района. Расположена в хребте Терскей-Алатау. Пройдена по Южному плечу маршрутом, соответствующим 3А к.с. С южной стороны имеет снежно-ледовые склоны.

Вершина пройдена частью группы (4 человека). Остальная часть группы не изьявила такого желания (погода была очень нестабильной). Руководитель не настаивал.

Подъем слегка отличается от классического по нескольким причинам: не был виден верхний участок висячего ледника с возможными трещинами (их не оказалось), путь справа от сбросов начинался несколько плавнее и позволял дольше идти в связке, в нашем варианте было меньше снега, что позволило не копать до льда, чтобы забурить бур. Ситуация может менятся от года к году. Общая схема подъема приведена на фото 136.

• В связке группа пересекла цирк и поднялась до бергшрунда по снежному склону (ЧХВ 20 мин.)
  • 1,2,3 веревки 3*50 м косого подъема по ледовому склону L40° (см. фото 137). ПС, ППС ледобуры.
  • в связках обходя ледовые сбросы справа подходим к бергшрунду (около 400 м).
  • 4,5,6 веревки 3*50 м подъема на хребет по снежно-ледовому склону L45° (см. фото 138) ПС, ППС ледобуры.
  • По широкому снежному гребню в связках к предвершинному взлету;
  • 7-я веревка. По вершинному влету 1*50 м перил L45° (см. фото 139) ПС, ППС ледобуры.
  • В связках с одновременной страховкой и попеременной страховкой через скользящий бур 100 м до вершины L40°-50° (см. Фото 140-142). ЧХВ от начала первой веревки на подъем 4 ч 20 мин.

Спуск проходил по пути подъема с тем лишь изменением, что спуск на ледник с ЮЗ плеча мы начали не наискосок, как поднимались, а с низшей точки плеча вертикально вниз, что позволило сократить количество перил до 6-ти. Так же мы советуем и подниматься. ЧХВ спуска с вершины до лагеря составило 3 ч 20 мин. В лагере в 15-20. По сложности прохождения сопоставим с п. Каракол, однако имеет более пологие склоны, участки работы на перилах разнесены, вместе с тем имеет

минимум на 1-у веревку перил больше, следовательно может быть категорирован как 3А.

P.S. Руководитель забыл ручку и бумагу в лагере, поэтому записка в туре – это лист А4 со старым описанием на котором иглой от шприца нацарапано какое- то непотребство. Простите нас и напишите руководителю на электронную почту если это необходимо.

Фото 136. Путь подъема на п. Огуз Баши Ц. по ЮЗ плечу. Зеленым указан путь движения в связках, красным – работа на перилах, пунктиром – участки за перегибами фактически невидимые на фото, черным классический путь подъема.

Фото 137. Перила косого подъема на плечо

Фото 138. Подъем с плеча на главный хребет. Зеленым – путь в связках, красным – по перилам. (Фото сделано после спуска). Указан п. Вано

Фото 139. Пройдена последняя веревка перил к вершине. Виден п. Вано

Фото 140. п. Огуз-Баши Центральная и участок траверса до него.

Фото 141. Группа на п. Огуз-Баши Центральная

Фото 142. Траверс гребня. Спуск с вершины

Дата: 18.08.18

День пути: 20

Переменная облачность, временами снег

Облачно, снег, дождь, ветер

Маршрут за день: лед. Борокко Вост.(№303) – пер. Серебряное Седло (3А, 4796) – лед. Байтор – ущ. Джеты-Огуз

Пройденное расстояние, км.: 10,5

Перепад высот, м.: +140 - 1700

ЧХВ: 37 мин

Выход группы: 7-55

пер. Серебряное Седло (3А, 4796) (2Б по факту прохождения)

Согласно классификатору перевал имеет категорию 3А, однако в наших условиях является 2Б. Перевал расположен в хребте Терскей-Алатау, соединяет бассейны ледников Барокко Вост. (№303) и лед. Байтор (№282). Ориентация склонов СЗ-ЮВ. Определяющая сторона Северная. Склоны снежно ледовые. Нами пройден с ЮЗ на СВ.

От места ночевки на леднике лед. Барокко Восточный подходим в связках под перевальный взлет и поднимаемся до бергшрунда (ЧХВ 15 мин.). Дальше начинаем работать на перилах. До перевала провешено 50 + 25 м перил L45° (см. фото 143). Подъем до тура весьма нетривиален, решаем, что возможно перенести тур на скальный жандарм, расположенный в СВ части седловины, где он хорошо виден со стороны лед. Барокко Вост. (см. фото 144-145). ЧХВ подъема на перевал 1 ч 10 мин. Делаем общее фото (см. фото 146).

Фото 143. Путь подъема на пер. Серебряное Седло с лед. Барокко Вост. Указаны 1,5 веревки подъема.

Фото 144. Новый тур на скальном жандарме в СВ части седловины (см. фото 143)

Фото 145. Старый тур очень высоко. Фото с ЮЗ на СВ с седловины (см. фото 143)

Фото 146. Общее фото на пер. Серебряное Седло. Фото в сторону лед. Байтор

Спуск начинаем траверсом вправо, в обход трещин, расположенных под седловиной. Идем плотной группой рассчитывая сейчас же начать вешать веревки (см. фото 147), однако состояние склона позволяет двигаться в связке. Идем по широкому желобу. В верхней части двигаемся с одновременной страховкой лицом к склону (Lок. 45°), чуть ниже разворачиваемся тут положе (ок. 40°). Слева и справа остаются разломы ледника. Переходим неширокие трещины, те что пошире с попеременной страховкой. Снега много: выше колена. Ниже середины спуска есть крутой участок здесь вешаем перила.

–1-я веревка 1*50 м по снежному склону L45°-50°. Перила на ледорубном якоре.

• 2-я веревка 1*50 м по снежно-ледовому склону L45°-50°. Перила на ледобурах (см. фото 148).

Ниже второй веревки опять связываемся и идем по диагонали вниз вправо, обходя крутой участок. Выходим на ровную часть ледника (см. фото 149). ЧХВ спуска с перевала 1 ч 45 мин.

Благоприятная снежная обстановка позволила пройти сложный перевал быстро и с малым количеством веревок, что скорее исключение, чем правило. По этой причине следует обратиться и к другим описаниям этого перевала, помимо данного.

Фото 147. Начало спуска с перевала Серебряное седло

Фото 148. Веревка №2 спуска с перевала. Перила на ледобурах

Фото 149. Спуск с пер. Серебряное Седло на лед. Байтор. Зеленым движение в связке, красным

перила, красный овал – станция.

Ледопад лед. Байтор

Ледник ровный с небольшим количеством закрытых трещин, количество которых резко увеличивается на подходах к ледопаду, вместе с тем ледник открывается. Идем по центральной части ледника, забирая влево (см. фото 150). Отсюда начинается ледопад. ЧХВ участка 40 мин.

Сначала по всей ширине ледника идет высокий разлом. Наиболее пологий он в левой части. Здесь мы провешиваем 1*40 м перил траверса через сераки, обходя этот мощный разлом (см. фото 151). Далее в связках пересекаем ледопад к правому краю вдоль следующего ледового разлома (см. фото 152-153), а после вновь уходим к левому краю и спускаемся вниз на ровный участок ледника.

Много времени потрачено на разведку. Сам спуск по ледопаду состоит из пологих и крутых участков (несколько стенок по 2-3 м L60°-70°), но в целом не сложен и короток. Спуск на ровный ледник самый сложный участок, если участники не уверенно чувствуют себя на кошках, то можно повесить 1-2 веревки перил. Мы спустились лицом к склону в связках с одновременной страховкой через вкрученные ледобуры L40°-45° (см. фото 154). ЧХВ спуска по ледопаду 2 ч 27 мин.

лед. Байтор ущ. Джеты-Огуз

Дальнейший спуск проходит вдоль правого борта ледника. Ледник в этой части закрыт, много трещин, но после спуска ледник несколько успокаивается, открывается. Движемся к его левому борту, переходя широкие трещины. Видимость

очень плохая, как и погода выбирать путь очень тяжело (см. фото 155). Выходим на левобортную морену ледника, перейдя реку по каменной пробке. Продолжаем спуск вдоль левого берега реки. Есть теряющаяся тропа. Спускаемся до травянистых площадок у места слияния рек Байтор и Айлама. Отсюда течет уже Джеты-Огуз (см. фото 156). Встаем на ночевку под дождем в 20-00. ЧХВ спуска из-под ледопада 2 ч 20 мин.

Фото 150. Путь по верхнему плато лед. Байтор к левому краю ледопада

Перепад высот, м.: +50 - 720

ЧХВ: 53 мин

Выход группы: 13-45

Спускаемся по травянистому склону по тропе вдоль левого берега реки Джеты-Огуз. Через 2 ч 8 мин. Переходим р. Чатыр-Тор вброд (чуть выше щиколотки). Перед ней реку Асан-Тукум переходим по бревну, уложенному чуть выше границы леса. Далее тропа уходит вверх от реки. Доходим до моста на правый берег. Не верьте киргизам. Мост есть и вы легко пройдете до него по левому берегу. Платить за переправу не надо. ЧХВ от брода Чатыр-Тора до моста 1 ч 35 мин. После переправы почти сразу видим хорошие травянистые площадки у реки, а воду можно брать из ручья. Переходим мост и выходим на грунтовую дорогу. До сюда можно добраться на машине. От моста до места ночевки 10 минут ходу (см. фото 157-158). Встаем на ночевку в 18-40.

Фото 157. Общий вид долины р. Джеты-Огуз. Брод Чатыр-Тора совсем рядом

Перепад высот, м.: +40 - 400

ЧХВ: 2 ч

Выход группы: 9-40

По грунтовой дороге спускаемся вниз. Дорога переходит с берега на берег, встречается множество юрт и людей. Сюда добралась цивилизация. Выходим к санаторию Джеты-Огуз, окруженному небольшим поселком, есть магазины. У магазина находим водителя и на старой развалюхе уезжаем в г. Каракол. Вышли к санаторию в 12-11. Маршрут закончен.

Потенциально опасные участки на маршруте

1.      Перевалы:

1.1 пер. Каменистый (1Б, 4000). Простой скально-осыпной перевал, следует быть осторожным при прохождении кулуара восточного склона. Он камнеопасен.

1.2 пер. 20 лет ПКТ. Очень приятный и относительно безопасный снежно- ледовый перевал. Следует проходить в утренние часы, пока снег и лед плотные. При соблюдении этих простых мер вероятность схода лавин минимальная. Следует быть осторожным при заходе/выходе из/в ущ. Сарычат, поскольку борта ущелья крутые конгломератные склоны с осыпями, а река из- под перевала уходит в каньон.

1.3 пер. Степкина (2А, 4450). Перевал с двусторонней сложностью. С Востока снежно-ледовый склон. В нашем случае возможно было пройти его по лавинным выносам и вмороженным камням в связках без перил в верхней части. С Запада перевал скально-осыпной. Спуск/подъем проходят по кулуару по которому идут камни. Перевал очень камнеопасный. Проблему камнеопасности на спуске можно решить кардинально, как мы – спускаться не по кулуару, а напрямую с контрфорса, однако веревка спуска получится крутая. На подъем же вариантов обезопасить себя кроме как выйти пораньше и пройти максимально быстрого, нет.

1.4 пер. Караколтор Южный (2Б, 4460). Перевал со сложностью на Запад. Прекрасный перевал. С Востока простой снежный склон с небольшим количеством некрутого льда наверху. С Запада чистый ледовый слон без трещин и камней. Бергшрунды не широкие, но не стоит про них забывать они есть с обеих сторон.

1.5 пер. Слоненок (3А, 4528). Сложный перевал. Для его прохождения лучше уже иметь опыт как минимум 3А, либо опыт сложных локальных препятствий. Перевал односторонний со сложностью северного склона. Очень камнеопасен, поэтому требует быстрой и слаженной работы группы. Во время прохождения не стоит задерживаться, следует иметь много скальных крючьев и расходной веревки. Мы оставили на нем 8-мь крючьев и метров 10-12 расходки.

1.6 пер. Джеты-Огуз (2Б, 4186). Односторонний перевал со сложностью на СВ. Очень камнеопасен. Сложность в выборе пути, поскольку кулуаров и контрфорсов много.

1.7 Траверс Джеты-Огуз – пер. Васильева (3А). Необходима слаженная работа группы, поскольку на участке много подъемов и спусков на которых требуется наведение коротких участков перил, поэтому веревки и снаряжение должны передаваться быстро. Группе не следует растягиваться.

1.8 пер. Западное плечо п. Каракол – пик Каракол (5281). Подъем на перевал с Севера может быть лавиноопасен. Подъем на пик требует достаточной акклиматизации и умения работать на ледовых склонах.

1.9 пер. Грозовой (2А, 4594) – Односторонний перевал со сложностью на Запад. Может быть лавиноопасен особенно с Запада.

1.10                   пер. Фестивальный (2А, 4606). С Востока небольшой ледопад. Есть риск попасть в глубокую трещину. Может быть лавиноопасен.

1.11                   п. Огуз-Баши Центральная по Ю плечу (3А, 5168). Возможна лавинная опасность как при подъеме на плечо, так и при выходе на хребет. Возможны ледовые обвалы с небольшого висячего ледника (ледовые сбросы).

1.12                   пер. Серебряное Седло (3А, 4796). Перевал односторонний со сложностью на Юг. Перевал потенциально лавиноопасен с южной стороны. Протяженный достаточно крутой склон покрытый большим количеством снега. К тому же имеет желобооразную форму. Со стороны ледника Байтор есть ледопад. Ледопад небольшой, но достаточно крутой. Много трещин, в том числе закрытых.

2.      Ледники:

Опасность ледников меняется от года к году в зависимости от количества снега. Приведем пройденные нами участки, оказавшиеся для нас при прохождении потребовавшими большего количество времени на преодоление:

2.1 лед. № 31 (с Юга от пер. 20 лет ПКТ). Короткий участок закрытого ледника с небольшим количеством трещин. Проверяем щупом. Каких-либо особых сложностей не имеется.

2.2 Лед. Сарычат и лед. № 61 (подходы и спуск с пер. Степкина). Закрытые части ледника требуют проверки щупом, что снижает скорость. Каких-либо особых сложностей не имеется.

2.3 лед. Караколтор Восточный (№65). В верхней части много закрытых широких трещин. Ниже обошли зону открытых трещин по левому ранклюфту.

2.4. лед. Онтор (№325). В верхней части закрытый. Проверка щупом. Обходим основную часть трещин под склонами хребта.

2.5 лед. Каракол (№323). Ледниковая река поперек в средней части ледника. Переходим по каменной пробке.

2.6 лед. Киче-Борду Восточный (№ 286). Широкий разлом в верхней части. Обходим слева по ходу.

2.7 лед. Киче-Борду Западный (№ 289). Небольшой ледопад при подъеме к пер. Фестивальный. Распутываем быстро.

2.8 лед. Байтор (№ 282). В верхней части закрытые трещины. В средней ледопад. В нижней части широкие открытые трещины.

3.      Прочие опасности:

3.1 Реки. В районе маршрута проходит много крыпных рек и их притоков, таких как: Каракол, Джеты-Огуз, Сары-Чат, Уюнтор, Арашан. Эти реки и притоки необходимо пересекать с особой осторожностью. Переправы через реки в

пешеходных и горных походах являются одними из самых частых причин несчастных случаев. По этой причине следует придерживаться правил организации переправ: выбирать правильно место, время и способ преодоления водных препятствий.

3.2 Камнепады, лавины, ледовые обвалы. Процессы горообразования включают в себя перемещении снега, льда и камней. Наиболее распространенными формами этих процессов опасных для туристов являются камнепады, снежные лавины, ледовые обвалы. На протяжении пройденного маршрута уровень камнеопасности на перевалах: Степкина, Слоненок, Джеты-Огуз был высок. Снежно-ледовая обстановка была благоприятной везде, даже на спуске с пер. Серебряное Седло снег был однородный, но недостаточно тяжелый, чтобы приходить в движение. Однако в неблагоприятных условиях склоны перевалов могут нести различную, в зависимости от ориентации склона, опасность.

Расчёт категории сложности маршрута

Итоговые показатели маршрута:

1.   Продолжительность маршрута: 22 дня.

2.   Пройденное расстояние: 171,25 км.

3.   Чистое ходовое время маршрута: 131 ч 2 мин.

4.   Локальные препятствия:

А) Перевалы, вершины и траверсы категории 3А (6 шт.): пер. 20 лет ПКТ, пер. Слоненок, траверс (пер. Джеты-Огуз пер. Васильева пер. З. плечо п. Каракол), п. Каракол, п. Огуз-Баши Центральная, Серебряное Седло.

Б) Перевалы к.т. (1 шт.): пер. Караколтор Южный,

В) Перевалы к.т. (3 шт.): пер. Степкина, пер. Грозовой, пер. Фестивальный. Г) Перевалы к.т. (1 шт.): пер. Каменистый.

5.    Категории трудности пройденных перевалов, не соответствующих справочным пособиях в наших условиях прохождения:

пер. Караколтор Южный оценен как по факту прохождения;

пер. Серебряное Седло оценен как по факту прохождения.

Перевалы, имеющие переменную категорию трудности, согласно классификатору, оценены следующим образом:

пер. Степкина оценен как по условиям прохождения;

пер. Фестивальный оценен как по условиям прохождения.

6.   Согласно классификационным требованиям к маршрутам п. 2.3 Регламента соревнований по группе дисциплин «маршрут» вида спорта спортивный туризм (номер-код вида спорта 0840005411Я) только одно радиальное восхождение на вершину/перевал может быть зачтено в качестве определяющего или предопределяющего перевала. На маршруте было два радиальных восхождения на

п. Каракол (3А) и п. Огуз-Баши (3А). В соответствии с требованиями в зачет определяющего препятствия может пойти только одно ЛП.

7.   Протяженность маршрута, количество и категория трудности ЛП превышают минимальные классификационные нормы для похода 5 к.с.

Исходя из итоговых показателей маршрута и классификационных требований, можно установить, что пройденный горный маршрут соответствует 5 (пятой) категории сложности.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

2.9        Итоги:

1)                Главным итогом похода является прохождение основной части маршрута с незначительными изменениями.

2)                Совершено восхождение п. Огуз-Баши Центральная. Учитывая высокую камнеопасность на перевалах Степкина, Слоненок, Джеты-Огуз, было принято решение отказаться от прохождения перевала Айлама.

3)                Участники и руководитель приобрели новый или дополнительный опыт преодоления локальных и протяженных препятствий: перевалов, вершин, траверсов бродов и т.д.

4)                Совершен интересный спортивный поход в районе хребта Терскей-Алатау. Перевал 20 лет ПКТ пройден во второй раз после первопроходцев 1980 года. И первый раз с Севера после первопрохождения. С перевала Караколтор Южный снята записка первопроходев 2012 года. Пройден сложный и интересный перевал Слоненок, траверс по Северному отрогу хребта Терскей-Алатау. Пройдено две вершины района: наивысшая п. Каракол и третья по высоте Огуз-Баши.

5)                Приятно порадовала снежно-ледовая обстановка, а также неплохая погода. Получить много положительных эмоций от прохождения похода, намечены новые линии маршрутов. Таким образом, можно сказать, что цели и идея похода достигнуты в полной мере.

Выводы:

1)                Имеющийся запас дней положительно сказался на безопасности прохождения маршрута, а также на физическом и психологическом состоянии участников. Вынужденная отсидка на пер. Джеты-Огуз не внесла изменений в намеченный график.

2)                Верное решение с распределением части продуктов, топлива и снаряжения в забросках сыграло положительную роль. Следует придерживаться подобной практики в будущем. Также возможно делать больше таких забросок.

3)                Дневка в середине маршрута ниже уровня снега, припасенная в заброске дыня положительно сказались на состоянии группы.

4)                Не достаточно изучены материалы по перевалу Джеты-Огуз, что привело к дополнительным затратам времени и сил группы. Не следует недооценивать

перевалы, даже если они не носят определяющий характер! Также следует искать больше информации по участкам переходов по ущельям и долинам, чтобы иметь об этом больше информации.

5)                Следует внимательно относиться к подбору снаряжения как специального, так и неспециального. Проблема отсутствия второго скального молотка привела к потере части крючьев на маршруте.

6)                Использовалась схема 3-хразового горячего питания плюс карманное питание. Это наиболее предпочтительная схема в длительных сложных походах. Учтены проблемы прошлого года. В этот раз все было куда лучше.

Рекомендации:

1)                Пройденные нами скально-осыпные перевалы сильно камнеопасны. При планировании маршрута учтите это.

2)                Переход между ледниками Караколтор Восточный и Караколтор Западный лучше осуществлять по дну долины и не лезть на конгломератные склоны бортов.

3)                Для прохождения обширных закрытых ледников хорошо иметь самодельные легкие снегоступы конструкции Лебедева.

4)                Для прохождения закрытых ледников для первого рекомендуем использовать треккинговую или лыжную палку без снежного кольца в качестве щупа. Длины ледоруба явно недостаточно.

5)                Пройденный перевал Серебряное Седло в наших условиях оказался значительно проще, чем его описывают. По описаниям с Северной стороны провешивают от 9 до 11 веревок. Мы же провесили всего 2-е остальное прошли в связках.

6)                В долине реки Джеты-Огуз нам неоднократно предлагали переправиться через реку на лошадях за деньги, утверждая, что моста внизу нет. Мост есть. Идите до него по тропе.

7)                 Для подготовки картографических материалов рекомендуем использовать интернет-ресурс: https://nakarte.me.