Краткий отчет

10 июля - 28 июля 2011 г.

Маршрут:
Москва - Микунь - Ерень - река Яренга сплав около 180 км - п. Тохта - Межог - Москва
Состав группы: 4 врослых, ребенок 7-ми лет, собака.
Снаряжение: 2 байдарки Таймень, 2 палатки, снасти, топографическая карта 1964г. и др.

Начало водного маршрута у ЖД моста над рекой Яренга, примерно 5 км по шпалом от поселка Ерень, дорог нет, машин тоже. Лето было засушливое соответственно уровень воды низкий (колеблится от отмели до 50-70 см в начале маршрута и от 10 см до > 5м в конце пути), течение слабое.
Два первых ходовых дня выдались трудными из-за низкого уровня воды и частых завалов, туристов нет, комарья тьма (наверно потому что туристов нет - есть нечего)), с 20 до 22 вылет мошки, репеленты помогаю не надолго, но порадовала старая добрая Звездочка, купленная в последний момент из-за приступа ностальгии, мошка шарахается, комары даже подлетать боятся, мазали уши собаке, которые на 2-ой день были съедены до отеков (правда местные потом говорили что мошки в тот год было мало).
Стоянки на песчаных отмелях, в начале маршрута они редкие и не очень большие, дальше лучьше и больше. Выбирали на ветренных участках, чтобы хоть как-то кропийц сдувало, к слову днем гадов нет, можно загорать.
3-ий день стояли, ребята ловили рыбу. Много верхоплавки на червя, появляется хариус на блесну и небольшие щуки, на ужин наловили без особых проблем.
4-ий день остались там же, с утра пошли в лес, за 2 часа набрали 5 литров красной смородины, ели ее потом 4 дня (до сих пор не хочется)). Ловился хариус и щука, уже больше чем мы могли сразу съесть, хариуса мореновали, получается обалденно.
5-ый день на воде. часам к 18 дошли до нежилой деревни Ягвель. За ней река шире, глубже, быстрее и нет завалов, больше рыбы и мест для стоянок, наверное стоит делать заброс там, съэкономится масса времени и сил. Вечером встали на ночевку.
6-ой день на воде. Приноровились ловить рыбу с байдарки, улов радует, сытный ужин на всех, включая собаку.
7-ой день. Стоим на пляже, на другом берегу высокая стоянка и черничное поле, вставать туда не рискнули, т.к. по всему маршруту встречаются следы лосей и медведей, месные рыбаки говорили что медведи в том году расплодились очень, встречаться не хотелось.
Рыбы нет. Учим ребенка ловить на спининг, он упрямо закидывает блесну по 2-3 часа подряд - рыбы нет.
8-ой день на воде. На перекусе все хватаютя за спининги и рассыпаются по берегу. Илья остается у того места, которое врослые окрестили безперспективным... Через 10 мин вопль: "Папа! РЫБА!", папа вразвалочку подходит, в полной уверености что это зацеп, но не тут то было, через пол часа борьбы ее достали, вторая такая-же сошла (подробности на фото)). Надеялись дойти до Пантыя, - не дошли.
9-ый день на воде. Около 19 часов дошли до Пантыя, он оказался дальше чем мы расчитывали. Весь поселок изрисован следами автомобилей, наверное местные приезжают на рыбалку. Рыбу уже есть не можем, пробовали все: варили, жарили, пекли в углях, мариновали, зато пес лупит, только подкладывай, вплавь за ней бросается, мне казалось скоро мяукать начнет)... не начал.
10-ый день стоим. Все еще едим ту щуку, радуемся что вторая сошла. Рыба меньше ладони считается мелкой, отпускается или идет собаке на корм, хариус пропал, чаще стали попадаться окуньки. В лесу собрали земляники, грибов нет - очень сухо.
11-й день стоим там же. Утро начинается с забега от палатки к речке и нырок, солнце шпарит жутко, завтракаем уже сидя в тени от палатки. Купания проходят каждые 15 мин, становимся похожими на  негров, вечером одеваемся не потому что холодно, а потому что мошка.
12-й день на воде. Надеялись пройти до небольшой речушки впадающей спрва на отрезке от Пантыя до Усть-Очей, неожидано в 17 часов вышли на Усть-Очею. первая жилая деревня на маршруте. Мобильной связи нет, магазина 3, 2 работают до 17, третий до 8-ми, там удалось купить пива, овощей, конфет, хлеба нет, он в тех магазинах которые до 5, почта закрыта, связаться с родными не удалось. Местные рассказали что с 10-го июля по области действует приказ по противопожарным мерам: на реку выходить нельзя, в лес нельзя, костры жечь нельзя - штраф 3000 руб. с носа. Пожары в 70 км от поселка. Автобус до Яренска ходит раз в неделю около 6 утра, но впихнуться в него байдарками врядли удаться, и так нороду полно. В общем сниматься мы не планировали, но новости насторожили. Приняли решение вечером вставать на 1-2 дня, потом идти до Тохты, а там на вокзал и домой.
13-й день последняя стоянка. Огромная коса, родник, очень жарко. После приготовления пищи засыпаем костер.
14-й день стоим там же. Готовимся к отезду, упаковываем вещи, стираемся. Сильный ветер, дымка, после обеда ничинает падать пелел с неба - обоженные листочки и хвоя. Небо заволко, солнце в 3 часа дня - красный блин на сером фоне. Как назло клев отменный, мужиков из реки не выманить. Пируем - доедам остатки и куча рыбы.
15-й день. Снимаемся. Стоит дымка, как в одно памятное лето в Москве. Вниз по течению все  серое, вверх стоит черный дым. Вариантов нет - садимся на весла, надо дойти до Тохты. На пути попеременно то дымка, то просветы, пожаров не видно уже радует. В Тохту измученные дошли к 8-ми часам вечера. УРА! Есть связь! Звоним домой, там родственники чуть не седые сообщают нам, что в день когда мы высадились в Ерени по архангельской и Коми объявили 70-80% площади в пожарах. В поселке с трудом нашли машину, чтобы доехать до станции (УАЗиков полно, но все заняты на пожарах в 2 смены), нас согласились отвезти на личном стором микроавтобусе фольцваген, до станкции около 20 км. По пути парень рассказал, что Тохта вчера горела (как раз когда у нас сыпал пепел). На станцию прибыли в 2 часа ночи.
Тут хочу сказать огромное спасибо работником маленькой станции Межог, которые не только пустили нас ночевать в зал ожидания, но разрешили пользоваться их чайником и электроплиткой, потому как нам грозили голодные сутки, а может и не одни (как с билетами дела, мы не знали), а запрет на разведение костров никто не отменял.
16-17-ый день дорога домой.

Кратко + и -

1. Туристов, населенников нет, рыбаков мало.
2. Рыбы много.
3. Ягод достаточно, даже не смотря на засуху.
4. Растет много щавеля, мяты - сголоду точно не помрешь
5. Река спокойная можно идти с детьми, и не очень опытным туристам.
6. Много пляжей для стоянок.

1. Летающие гады, много, но стихийно, со временем привыкаешь.

2. В начале маршрута река мелкая и заваленная, часто идешь в проводку, обносишь, разбираешь завалы.

3. Много петляет, сложно расчитать время прохождения отрезка.

Впечатления

Понравилось очень - маршрут для тех кто хочет просто отдохнуть на речке, порыбачить, позагорать-купаться, переодически развлекая себя  греблей по 8-10 часов в день.

Стоимость похода за 2,5 недели около 6000 руб. на человека с учетом билетов на поезда (плацкарт) и едой без голодания (на еде можно и съекономить).

Буду рада если этот текст кому-то окажеться полезным.