Заброска
«Мелкими группами скрытно проник в закрытый порт Владивосток. Приступаю к выполнению задания».
М. Веллер
…ты наливаешь Семенычу девяносто грамм и дальше едешь совершенно спокойно, развалясь на лавочке, как негоциант...
В. Ерофеев
Цивилизация наступает, захватывая все новые, уже такие немногочисленные, нетронутые уголки планеты Земля. Пробиваются в тайге дороги, рудники превращают реки в сточные канавы… Мы бежим от нее, пытаясь забраться подальше в глушь, но она догоняет нас, вооруженная вездеходами, вертолетами, экскаваторами и системами бухгалтерского учета. Как убежать от нее – на своих двоих, да еще с рюкзаком под 40 кг за плечами?...
Поход начался с того, что мы выдвинулись в точку сбора – славный город Иркутск – четырьмя малыми группами: руководитель с еще тремя участниками и три человека из экипажа ката-В рейсами «Трансаэро» и «Ютэйр» соответственно (вечером 10-го июля), днем раньше рейсом «Трансаэро» вылетел капитан ката-А с целью погулять по Иркутску, и наконец четвертый член экипажа ката-В, проживающий в Екатеринбурге, отправился поездом еще днем раньше. Сбор был назначен на утро 11-го июля и состоялся строго по расписанию, вопреки стараниям руководителя и летевшей с ним троицы, которым чуть было не удалось опоздать на свой самолет. Появление у стойки регистрации четверых взмыленных существ с крупногабаритными рюкзаками за 10 минут до завершения регистрации на рейс поломало что-то в «отлаженной» схеме работы аэропорта Внуково, в результате чего всех четверых разместили бизнес-классом вместо положенного по статусу плебейского эконома. В результате мы летели, вольготно устроившись в удобных мягких креслах, питались по индивидуальному заказу, а некоторые еще и употребляли высокоградусные алкогольные напитки, недоступные в эконом-классе. Мы решили, что такое начало похода неминуемо предопределяет успешное проведение всего мероприятия, и, забегая вперед, нужно сказать, что мы не ошиблись. Нельзя не предположить, что именно незапланированный перерасход алкоголя в нашем рейсе привел в конце концов к нашумевшему банкротству компании «Трансаэро».
Итак, 11-е июля, сбор у входа в аэровокзал, звонок от организатора нашей заброски и по совместительству депутата от поселка Орлик Анатолия Урбаева – нас уже ждут двое водителей-бурятов на микроавтобусе. Жара, пыль, запах торфяного дыма… Погрузка рюкзаков на верхний багажник – и вот начинается 13-часовая автозаброска к началу пешей части – низовьям р. Сайлаг. По дороге заезжаем в несколько магазинов, чтобы докупить часть продуктовой раскладки. Выбор вопреки ожиданиям невелик, многие продукты приходится менять, импровизируя на ходу. В пос. Култук останавливаемся посмотреть на Байкал, разминаемся, заходим в еще один магазин и едем дальше. Еще через пару часов, уже в виду Тункинских гольцов, останавливаемся перекусить в бурятском кафе с национальным колоритом, заказываем горячие позы (я знаю, о чем все подумали! – да мы тоже ничего такого в виду не имели, да, просто горячие позы) – очень рекомендуем. Едем дальше, глотая пыль и цепляясь глазами за каждый попадающийся по дороге ручей.
Последний месяц по всей Бурятии и Иркутской области стоит жара, о чем регулярно сообщал нам Гидрометцентр. О том же говорят выгоревшая трава и дымная мгла, висящая над горами. Переезжаем сначала Зун-Мурин, потом Иркут. И тут начинают закрадываться сомнения в перспективах нашего маршрута: Зун-Мурин в низовьях превратился практически в ручеек, Иркут в 20-и км ниже поселка Монды – просто струйка воды, бегущая между каменных глыб. Если такая же убыль воды ждет нас на Хойто-Оке – не миновать вместо сплава идти пешком, и тогда на Ию нам уже не попасть – придется сваливаться в Оку и выбрасываться через Верхнеокинский. Некоторую надежду вселяют в нас грозовые тучи, собирающиеся над горами. В какой-то момент начинается дождь, но быстро иссякает. Едем дальше, нехорошо задумавшись.
По приличной асфальтовой дороге доезжаем до поселка Монды, где у нас переписывают паспортные данные пограничники, стерегущие рубежи не иначе как в ожидании повторного нашествия орд Чингиз-хана. После поселка асфальт продолжается еще некоторое расстояние, а потом сменяется хорошим (возможно, в силу долгого отсутствия дождей) грейдером. Дорога поднимается в горы, сжимается каменными кручами, постепенно темнеет… Саяны рассматривают нас, нахмурившись – без враждебности, но не надо строить иллюзий – малейшая слабина будет замечена сразу, и снисхождения не дождешься. Едем вдоль Оки, в сгущающихся сумерках видим, что здесь ситуация с водой не лучше, чем в долине Иркута. Наконец, уже в районе 11-и часов вечера, приезжаем в Орлик. Смена водителей, и на том же микроавтобусе едем дальше, дорога хорошая до самого финиша. В полной темноте выгружаемся – расчет, и машина уезжает, оставляя нас неизвестно где: не видно ни зги, только где-то поблизости журчит ручеек. Быстро перекусываем купленными по дроге хлебом и колбасой, ставим палатки, убираем в тамбуры вещи и падаем. Времени около 2-х часов ночи.
Пешка-I
…дети старались выглянуть наружу – где там запрятано солнце? Лил дождь.
Рэй Брэдбери
12-е июля. Вскоре после отбоя пошел дождь, и идти этому дождю предстояло двое с половиной суток. В 8.00 объявили подъем, вылезли из палаток и увидели, что стоим прямо над водопадом Малого Жомболока. Здесь многое изменилось по сравнению со фотографиями прошлых лет – над обрывом протянули заборчик из металлических секций плюс сделали лесенку, ведущую вниз, на дно каменной чаши, в которую падает струя воды (фото 1). Рядом со стоянкой – деревянная беседка, избавляющая от необходимости натягивать тент. Место натоптанное, явно используется местными и автотуристами для пикников, при нас приехали несколько машин. Завтрак, потом часа три уходят на фасовку и распределение продуктов, затем обед и около 15.00 мы встаем под рюкзаки и выходим в сторону Хребта Кропоткина, практически невидимого за низкими дождевыми тучами (фото 2). Периодически начинается мелкий дождь. В Малом Жомболоке воды практически не прибавилось, но погода внушает надежду. Настроение приподнятое, несмотря на серость и сырость: циклон обещает подъем воды и успешный сплав. Правда, внушают опасения предстоящие броды Сайлага и его притоков.
Фото 1. Водопад Малого Жом-Болока.
Перейдя (перешагнув) малый Жомболок и дойдя до моста через Сайлаг (около 200 м по выпасу и еще 200 по дороге, идущей вдоль Оки, понимаем, что опасения оправданы. Сайлаг – ревущий бурый поток, обрушивающийся водопадом в узкую щель, пропиленную в обрыве над Окой. На Жомболоке паводок запаздывает, видимо, за счет многочисленных озер в верховьях, еще не успевших как следует наполниться. Переходим через мост, сразу за ним сворачиваем налево и движемся вдоль Сайлага по выпасу – ищем тропу, идущую по левому берегу. Бродим несколько второстепенных проток Сайлага, сейчас они наполнились водой, которая уже начинает разливаться по окружающей пойме. Справа видны красные крыши поселка при руднике. Обходим остатки деревянной изгороди и вскоре после нее выходим на хорошую набитую тропу, идущую в нужном направлении. Идем в режиме 20 – 25-минутных ходок с 10-минутными привалами. Через 2 км – первый брод через ручей Ехэ-Саган-Саир. Тропа выходит на него метрах в 300-х выше стрелки с Сайлагом, в районе небольшого разбоя. Ручей помутнел и вздулся, но брод вполне проходим. Находим подходящее место и поочередно переходим несколько проток, разделенных узкими галечными косами. Некоторое время уходит на поиск тропы на противоположном берегу. Характер местности – светлая лиственничная тайга, ягельники, периодически сменяющиеся узкими языками луговой растительности, кое-где еще попадаются следы выпаса скотины, заканчивающиеся вскоре после брода через Ехэ-Саган-Саир. Подъем ощущается слабо и в основном приходится на отдельные, довольные короткие участки тропы, на которых она набирает метров по 10 – 15 и снова выполаживается.

Фото 2. Хребет Кропоткина в облаках.
Примерно через 1 – 1.5 км после брода с противоположного берега неожиданно приходит тракторная дорога, не описанная ни в одном из отчетов. Мы решили, что это свежая лесовозная колея, которая скоро уйдет направо, в один из распадков борта долины, или кончится свежей вырубкой, но она упорно продолжалась и продолжалась. Вскоре стало ясно, что она идет вдоль реки ровно поверх старой конной тропы. Возникла догадка о том, что это последствия деятельности геологов. Впоследствии оказалось, что так и есть – дорога пробита к верховьям Хойто-Оки, где уже третий год ведется разведка полезных ископаемых.
Таким образом, пешка продолжилась по тракторной колее, кое-где скользкой, а местами топкой из-за продолжающегося дождя. По ней дошли до брода через ручей Шахаз, второй левый приток Сайлага, и перешли его без особых проблем. Вскоре дорога начинает забирать круче вверх, поднимаясь на высокую полку и оставляя Сайлаг далеко внизу. Идти сразу становится тяжелее, начинаем растягиваться на подъемах. Дело к вечеру, усталость уже дает себя знать. Подходящих мест для стоянок на этом участке нет, приходится идти дальше. Постепенно дорога снова спускается к Сайлагу. Ищем место для стоянки, но безрезультатно: тайга вокруг растет на старой гари, сплошь бурелом, заросли кустарника и кочкарник. Продолжая поиски, доходим до брода через Сайлаг. Брод на несколько километров выше, чем обозначено на карте. Ожидаемо видим, что дальше ходу нет: на ночь глядя начинать переправу при паводковом уровне воды – безумие. Находим относительно ровную площадку метрах в 150-и перед бродом, справа над дорогой, и там встаем. Прошли сегодня в районе 10-и км за 4.5 часа. Отбой около 23.00. Дождь продолжается всю ночь.
13-е июля. Утро встречает серым небом и мелким дождиком. Завтракаем и идем смотреть брод. Дорога пересекает Сайлаг на довольно узком участке понижения берегов между двумя каньонами, так что искать переправу выше или ниже по течению невозможно. За ночь вода еще поднялась, Сайлаг в районе брода течет одним руслом шириной от 10-и до 15-и м, практически не разбиваясь на рукава, средний уклон на участке – не меньше 15-и м/км, мощная концентрированная струя, глубину оценить сложно, но судя по всему больше метра. Расход – на глаз 15 м3/с. Слышен стук перекатываемых по дну камней. Выше по течению на нашем берегу прижим к вертикальной скале, ниже – забитая камнями шивера, после которой уклон еще увеличивается, образуя самый настоящий порог, а дальше – каньон длиной несколько километров. Было решено произвести разведку, дойдя до следующего крупного левого притока – р. Зун-Сала, примерно в 1 км выше по течению от места стоянки. Мы предполагали (в том случае, если переправа через Зун-Сала окажется возможной) попытаться найти брод через Сайлаг выше их слияния, где можно было ожидать меньший расход воды. Выдвинулись руководитель и медик (естественно, руководителя нельзя отпускать без медицинского контроля). Ожидания не оправдались: сначала – километр траверса довольно крутого склона над каньоном, по бурелому и кочкарнику, перейти через Зун-Салаг удалось с большим трудом, и Сайлаг выше стрелки все так же течет в каньоне, глубина которого только увеличивается по мере дальнейшего подъема. Варианты безопасного спуска в каньон и подъема на противоположном берегу отсутствуют. Убедившись в невозможности переправы выше по течению, разведка вернулась с решением собрать катамаран и переправляться маятником. Решение было принято без энтузиазма, в качестве альтернативы была предпринята попытка перебросить на противоположный берег дерево. Однако длины его не хватило, и оно моментально было смыто потоком. После этого неизбежность внепланового стапеля стала очевидной. Форсировали реку двойками с посадкой на рюкзаках. Основная сложность состояла в полном отсутствии уловов, что требовало от переправлявшихся первыми необходимость чалки ката-четверки на мощнейшей струе. После переброски на противоположный берег первой пары катамаран гоняли туда-обратно маятником на веревке. Разумеется, переправа на катамаране тут же была приравнена к бизнес-классу (фото 3). Завершили переправу только к 18.00, после чего поднялись на полку над рекой и встали лагерем в 500-х м от брода. Продолжается мелкий дождь с перерывами.

Фото 3. Переправа через Сайлаг, бизнес-класс.
– Геолог хорошо, – радостно сказал старик и,
как показалось, облегченно вздохнул.
О. Куваев, Территория
14-е июля. Подъем в 8.00. Снова моросящий дождь – не хочет отпускать нас, мы ему нравимся. После завтрака упаковываем кат обратно в рюкзаки, выходим на дорогу и продолжаем пешку. На сегодня запланировано перепрыгнуть перевал и дойти до края леса на противоположном склоне. Дорога продолжается по полке правого берега высоко над каньоном. Вода в Сайлаге посветлела, есть надежда на скорое завершение паводка. Идем ходками по 20 минут, цепляясь взглядами за пейзажи, постепенно выступающие из рассеивающейся дождевой мглы (фото 4). На противоположном, левом, берегу – знаменитые скульптурные скалы, белыми ниточками спускаются по склону водопады. Дорога оставляет желать лучшего: местами это просто метровой глубины ров, наполненный после дождя жидкой грязью, местами раздваивается и растраивается, выписывая петли и круги. Выглядит это так, словно бульдозерист увидел медведя и начал гоняться за ним. Похоже, на этих подболоченных полках техника регулярно застревала, ее вытаскивали, размешивая при этом дорогу на метр в глубину, после чего пробивали новую колею, и так по несколько раз. Приходится обходить такие участки по лесу. Примерно через три километра после переправы дорога снова пересекает реку, проходит примерно 200 – 300 м по левому берегу и возвращается на правый. Этих двух последовательных бродов можно избежать, пройдя это расстояние по правому берегу (траверсом пологого ягельного склона, покрытого лиственничным редколесьем). Мы переходим вброд: вода заметно упала, да и расход здесь, выше Зун-Салага и еще нескольких мелких притоков, все же заметно меньше, переправа сложности не представляет. После брода дорога начинает заметно набирать высоту (подъем плавный, трудности не представляет), пересекает несколько небольших ручьев – притоков Сайлага, местами идя прямо по его руслу. Тайга редеет, появляются заболоченные поляны с большим количеством дикого ревеня, который мы собираем к обеду на одном из привалов. По мере подъема пейзаж все больше распахивается вширь, открываются окрестные горы, да и погода улучшается – облачность поднимается, дождь перестал (фото 5). Останавливаемся на обед на границе леса, не доходя трех километров до перевала.

Фото 4. Пейзаж в верховьях Сайлага.
Фото 5. Вид на долину Сайлага вниз по течению.
Фото 6. Долина Ара-Сайлага.
Где-то за час до обеденной остановки нам навстречу по дороге прогрохотал вездеход геологической партии. И буквально через пять минут после того, как мы встали под рюкзаки и продолжили движение после обеда, мы увидели, что тот же вездеход едет обратно, сопровождая КамАЗ с установленным в кузове краном и грузом каких-то мешков. Поравнявшись с нами, вездеход остановился, из кабины высунулся человек с глазами Будды – и еще через пять минут мы со всеми нашими рюкзаками ехали в кузове, судорожно цепляясь за всевозможные выступающие детали чтобы не улететь за борт. После пешки в гору под рюкзаками это смахивало на полет! С ревом и грохотом, раскачиваясь на ухабах, вездеход карабкался в гору. Поднимаясь на перевал, дорога идет по искусственно выровненному карнизу, на котором вездеход, кажется, еле умещается. Вокруг – головокружительный альпийский ландшафт, заставляющий испытывать сожаление от того, что мы не идем пешком, с головой погружаясь в эти красоты, которые теперь улетают назад, пропадая быстрее, чем глаз успевает зацепиться за детали… Вездеход начинает спускаться в долину Ара-Сайлага (фото 6), по обе стороны дороги снова встает лес. И здесь мы начинаем понимать степень своего везения. Дорога несколько раз пересекает Ара-Сайлаг, а местами идет прямо по руслу. Уровень воды после дождя все еще близок к паводковому, местами вода выходит из разработанного русла и течет по колеям дороги. В случае движения пешком пришлось бы идти без дороги по правому берегу, траверсируя склоны, т. к. каждый брод отнимал бы слишком много времени, да и просто был бы сопряжен с некоторым риском. Но теперь путешествие бизнес-классом продолжается, и нас с ветерком довозят до стрелки Ара-Сайлага с Хойто-Окой. Здесь дорога переходит Хойто-Оку и ведет по левому берегу вверх по течению. Пообщавшись с геологами, узнаем, что дорога пробита три года назад, и их партия проводит бурение где-то в верховьях Хойто-Оки в целях разведки месторождения бериллия. Добыча пока не началась, а начнется или нет – «это как Москва решит». Пока можно ожидать, что еще через год-другой забросчики из Орлика начнут предоставлять услуги по доставке групп на Хойто-Оку «колесами в воду»: дорога представляется в целом проходимой для «Уралов». С другой стороны, если в будущем начнется добыча руды – Хойто-Ока может стать непригодной или неприятной для сплава в случае загрязнения ее отходами рудника.
Высадив нас, вездеход и сопровождаемый им КамАЗ утянулись дальше по дороге, а мы двинулись вниз по течению к устью ручья Ехе-Чигол, где как правило стапелятся группы, сплавляющиеся по Хойто-Оке. Река слева от нас представляет из себя мелководную шиверу, разливаясь на 60 – 70 м. Погода налаживается, облака расходятся, проглядывает солнце. Идем по лиственнично-кедровому редколесью, заросшему ягелем (фото 7), по среднего качества тропе. Местами встречаются следы лошадей. До стрелки Хойто-Оки и Ехе-Чигола три километра, на их преодоление уходит чуть больше полутора часов. Встаем сразу после брода Ехе-Чигола (перешли по камням, не замочив ног) около 19.00. Оцениваем уровень воды в Хойто-Оке как высокий или выше среднего (спасибо дождику!). Река на видимом протяжении – каменистая шивера, вполне пригодная для сплава. Вокруг – редколесье, молодого леса для стапеля не много, следов групп, стапелившихся ранее, не нашли. Подводя итоги первой пешки – потеряли один день из-за необходимости переправляться через Сайлаг на катамаране, но затем вернули его благодаря альтруизму геологов.

Фото 7. Долина Хойто-Оки в верховьях.
Хойто-Ока
Герр Питер тебе кланяется, – поминали недавно за ужином. Он по вся дни в трудах. Работает на верфи, как простой. Сам и гвозди и скобы кует, сам и конопатит. И бороду брить недосуг: зело всех торопит, людей загонял. Но флот построили…
А.Н. Толстой, Петр I
15-е июля. Погода нормализовалась – солнце, температура немного выше 20-и градусов. Подъем растянулся до 10.00 – надо отдохнуть после пешки. Во время завтрака к нам наведываются двое бурятов на лошадях – охотники, едут вниз по Хойто-Оке. Угостили чаем, побеседовали, пожаловались друг другу на погоду, после чего буряты поехали дальше, а мы приступили к стапелю. Экипаж ката-B переправляется вброд через Хойто-Оку, решив, что на противоположном берегу больше леса, пригодного для постройки рамы (а может быть, просто в поисках приключений, фото 8). Экипаж ката-А остается на месте стоянки. Строевой лес растет по берегам Ехе-Чигола немного выше по течению – молодые лиственницы вперемешку с кедрами. Берем и то и другое – лиственница прочнее, зато кедр легче. Березы нет. Делаем внешний каркас рамы из лиственницы, внутренние продолины и поперечины – из кедра. Выясняется, что при переправе через Сайлаг порезали оболочку ката (дырка сантиметров 15). Баллон цел. Шьем, клеим. Кат-В заканчивает стапель раньше и перечаливается на стоянку. Кат-А возится дольше из-за необходимости постройки каркаса под сиденья и палубы для пятого члена экипажа. Заканчиваем только к 18.00, решаем стартовать завтра. Ужин, отбой в 23 – 24 часа.

Фото 8. Брод Хойто-Оки в поисках приключений строевого леса.
«Никто не дерзнет отстать от командорского корабля, но за оным следовать под пеной. Ежели кто отстанет на три часа, – четверть года жалованья, ежели на шесть, две трети, ежели на двенадцать часов, – за год жалованья вычесть».
А.Н. Толстой
16-е июля. Подъем как обычно, в 8.00. Погода шепчет, солнце, жарко. Завтрак, упаковка вещей, старт. Первые четыре километра – шивера 2 КС. Во время одной из чалок надламывается кедровая поперечина (от выжимающего ее давления в баллоне). Решаем, что повреждение некритично, продолжаем сплав. Вскоре начинается первый участок разбоев. Проводимся, местами приходится перетаскивать каты через гряды камней. Вокруг нависают склоны Саян, над ними начинают громоздиться тучи, словно второй ярус гор высоко в небе. После первого разбоя короткий шиверистый участок, за которым – второй разбой, короче первого. Проводимся. На обед встаем на левом берегу немного не доходя устья р. Горлик, и решаем сегодня дальше не плыть с целью сходить завтра в радиалку – вверх по Горлику на одну из окрестных вершин с высотой около 2500 м – если позволит погода. Меняем сломанную поперечину и немного укорачиваем раму ката-А (здесь уже встречается береза, которую мы и пускаем на ремонт). Тимофей идет на рыбалку и приносит к ужину десяток хариусов. Делаем малосол, пьем огненную воду. Вечером начинается довольно сильный дождь, к ночи сменяющийся туманом. Отбой около 23.00.
17-е июля. Утром выясняется, что вода после вчерашнего дождя поднялась еще на 10 см. Подъем в 8.00. Погода неустойчивая: солнце проглядывает сквозь постепенно оседающий туман, но из-за гор выползает авангард новой армии облаков. Решаем радиалку отменить и продолжить сплав. Вскоре после старта приходится проводиться. Стартуя после проводки, кат-А оставляет на берегу капитана. После экстренной чалки капитан и кат с остальным экипажем оказываются на разных берегах, перечалка заставляет вспомнить, что такое траверс струи. Воссоединившись, идем дальше. Река – каскад шивер (1 – 2 КС), при нашем уровне воды проблем нет. Погода постепенно портится, наплывают тучи, периодически начинает накрапывать дождь (фото 9, 10). За 2.5 часа доходим до начала «каньона Буревестник». Ориентиры – слабо выраженный левый поворот с прижимом к характерной скальной стенке на правом берегу (высотой метров 6 – 7) с уловом за ним, и сразу – правый поворот, на котором река ускоряется, образуя заходную шиверу первого именного порога «Встречный». Каньон – это скорее серия сужений со скальными стенками по обоим берегам, чередующихся достаточно протяженными участками, позволяющими чалку на галечные отмели одного или другого берега. В нашу воду (выше средней) никаких проблем этот участок не представлял. При паводковом уровне воды большинство чалок могут уйти под воду или сильно осложниться, также возрастет мощь препятствий, из которых наибольшую неприятность могут доставить не столько валы и бочки, сколько прижимы. Проходили все препятствия с наплыва со взаимостраховкой (периодически чередуясь). После именных порогов («Встречный», «Бегемот» и «Стенка») – серия крутопадающих шивер с прижимами к скальным стенкам, в основном левого берега. Все препятствия разделены участками гладкого быстротока, более чем достаточными для страховки и спас-работ. Однако при повышении уровня воды и возрастании скорости течения страховка может усложниться. Мы оценили участок от начала каньона до устья р. Ары как 3 или 3+ КС при нашей воде.


Фото 9, 10. Пейзажи верховий Хойто-Оки.
Дойдя до стрелки с р. Ары, останавливаемся на обед на правом берегу, и через 1.5 часа стартуем дальше, планируя дойти до порога «Мраморный». Погода улучшается, к вечеру небо очищается полностью. Вскоре после Ары река образует серию шивер, осложненных прижимами (фото 11, 12), затем выполаживается, и препятствия упрощаются. До порога «Мраморный» доходим за три часа. Ориентиры – крутой поворот налево, на правом берегу – низкая полка, под ней – широкая галечная отмель (может быть залита в высокую воду), а впереди (тоже на правом берегу) крутопадающий ручей, плохо видимый в зарослях. Чалимся и встаем на полке правого берега. Здесь кострище и остатки бани. Часть группы идет смотреть порог, оценивают как 4 КС.
Типичные препятствия каньона Буревестник (фото 11) и ниже (12).
18-е июля. Подъем в 8.00. Отличная погода, решаем сделать дневку и идти в радиалку на безымянную гору высотой чуть больше 2000 м (схема 1). Идти собирается экипаж ката-А в полном составе и один человек из экипажа ката-В. В ходе приготовления завтрака обнаруживается, что заболел один из участников (медик). Кашель, слабость, подавленное состояние. Соответственно, оставляем его в лагере, где за лечение берется доблестный капитан ката-В. Забегая вперед – лечение было настолько радикальным, что на следующий день больной практически поправился и был в силах возобновить сплав. Таким образом, в радиалку отправляемся впятером. Подъем сначала через лиственнично-кедровый лес, затем, ближе к вершине – по курумам. Поднявшись на ближайшую горку, обнаруживаем, что до главной вершины – еще около километра и метров 300 подъема. Времени уже много, поэтому решаем поворачивать оглобли. Перекусываем, фотографируемся. Пейзаж стоит потраченных усилий. Видны Соругские гольцы, которые нам предстоит увидеть еще раз вблизи, на второй пешке. Спуск по курумам дарит много интересных ощущений (фото 13). Благополучно доходим до леса, где натыкаемся на болотце с голубикой, которую собираем с целью облагородить вечернюю порцию огненной воды.

Фото 13. Спуск по курумам на радиалке.
Вернувшись в лагерь, обнаруживаем, что состояние больного значительно лучше по сравнению с утренним. Оказалось, что капитан ката-В, на правах старшего по возрасту и по званию, предпринял сбор гербария (мох, лиственничная хвоя, шиповник и много других видов окрестной флоры), после чего заварил все это в кане и весь день поил скорбного здоровьем медика получившимся отваром. Карательная медицина, как обычно, не подвела. После ужина усугубили ситуацию настойкой на голубике и отбились в интервале от 23-х до 24-х часов.
19-е июля. Подъем в восемь утра. Погода шепчет – солнце, жара, ни облачка. Медик бодр и готов к новым совершениям. Собираем лагерь и идем смотреть порог. В пороге можно выделить три ступени – разгонная шивера, обходящая гряду камней слева, слив высотой чуть больше 1 м с прижимом к скале левого берега и бочкой, после которой струя идет через несколько крупных обливняков, и гряду обливняков на выходе, перед которой есть удобная чалка на галечник правого берега. Порог красив, белый мрамор скалы левого берега, падающей в воду вертикальной стенкой, буквально светится на солнце (фото 14). За прошедшие 1.5 суток вода упала, так что теперь категория сложности не превышает 3+. Проходили по очереди, сначала кат-А, потом кат-В, со страховкой и съемкой с правого берега (фото 15 и 16). Кат-А шел без пассажира, высадив наименее опытного участника.
Фото 14. Светящиеся на солнце мраморная скала и матрос ката-В.
Фото 15. Кат-А в пороге Мраморный.
Фото 16. Кат-В избегает прижима в пор. Мраморный.
После «Мраморного» препятствия постепенно ослабевают, хотя встречаются отдельные достаточно мощные шиверы. Порог «Камни» идентифицировать не смогли. Идем тандемом, экипаж ката-В периодически ловит рыбу. На одной из чалок (с целью размяться) обнаружили на песке свежие следы молодого медведя и там же спугнули зайчонка, пробежавшего буквально в метре. Неожиданно порадовало препятствие в 3-х км выше стрелки с р. Дада – левый поворот с сильным прижимом к правому берегу и сливом с мощной бочкой за ним, в которой кат-А притопило так, что кормовые ушли в воду почти по плечи. Кат-В, шедший вторым, обошел препятствие по канализации справа. Не доходя примерно километра до устья Дады, стали искать на левом берегу место для антистапеля и начало тропы вверх по Даде. Таковое нашлось чуть выше по течению. Ближе к стрелке – лес зарос кустарником и завален буреломом, единственная поляна занята бурятским зимовьем, вокруг которого, кажется, собрался гнус со всей тайги – прикормили. В зимовье пусто, но видно, что люди здесь останавливаются часто. В лесу нашли остатки еще трех зимовий – два совершенно сгнившие, заросшие, с провалившимися крышами, еще одно поновее, но тоже заброшенное. Видимо, по мере того, как подгнивали бревна срубов, их не ремонтировали, а ставили новые. Хороших троп несколько, все они ответвляются от тропы, идущей по левому берегу Хойто-Оки, и, срезая угол, выводят на правый берег Дады. Антистапелим каты, раскладываем сушиться, а сами забиваемся в лес, в тень: за три с небольшим часа сплава от «Мраморного» на этой жаре сгорели все незакрытые части тела, особенно досталось рукам. Сортируем рыбу – чуть больше десятка хариусов и ленок весом примерно в 1 кг. Делаем уху и малосол. Баллоны и сплавснаряга высыхают почти мгновенно. Пакуем рюкзаки, потом несколько человек идут прогуляться по окрестностям и вспугивают большого зайца, причем два раза с одного и того же места – по пути туда и обратно. Жалеем, что нет ружья, так что не получится наказать его за наглость и разнообразить раскладку. Вечером долго сидим у костра и отбиваемся около 24.00.
Пешка-II
20-е июля. Выходим в 10.45. Сворачиваем в сторону Дады по одной из разведанных вчера тропинок. Вскоре после поворота она поднимается на подножие кряжа, разделяющего долины Дады и Хойто-Оки и теряется в густом багульнике. Спускаемся в сторону Дады и обнаруживаем здесь магистральную тропу, которая и ведет до самой Ии, практически не прерываясь, все 60 с гаком км. Жарит солнце, кусаются слепни, но идти не тяжело: рюкзаки по сравнению со стартовым весом похудели килограммов на 5. Тропа идет по узкой полке правого берега Дады между рекой и поросшим лесом крутым склоном слева, а затем, километра через три, резко взбирается по нему, обходя каньонный участок внизу, и некоторое время идет по склону траверсом, причем участок этот очень сильно осложнен буреломом. Дальше, на протяжении еще километров 10-и часты подъемы и спуски, в сумме дающие порядка трехсот метров по вертикали. Постоянно попадаются следы медведей и разрытые ими ямы, видимо, разграбленные склады бурундуков. Сами бурундуки периодически скачут по кедрам, с любопытством глядя на проходящих мимо людей. Также много следов различных копытных. Идем до 15.00, после чего встаем в балке одного из мелких ручьев-притоков Дады – переждать жару, которая становится уже просто невыносимой, и заодно пообедать. Во время заготовки дров подвергаемся нападению осиного роя, к счастью, обходится всего двумя легкими укусами. Пережидаем, пока мерзкие твари успокоятся, после чего возвращаемся и допиливаем дрова. Отдыхаем до 17.00 и отправляемся дальше. Встаем на ночевку около 20.00 перед участком разбоев в районе слияния Дады и крупного левого притока. Прошли 13 км. Вечером – огненная вода, приправленная ревенем.
21-е июля. Подъем по расписанию, в 8.00, выходим в 10.30. Продолжаем движение по правому берегу Дады. Через пару километров тропа подходит к самой воде и перебредает на другой берег, продолжаясь также и на этом. Решили не бродить и продолжать движение по своей стороне, тем более что качество тропы не ухудшается. Еще километра через два тропа перебредает Даду, поднимается на довольно высокий взгорок, а затем раздваивается, направляясь в одну сторону – дальше на запад к озеру Дада-нур, а в другую сторону – плавно поворачивает обратно и бродит левый приток Дады. В этом месте мы встали на обед (в 14.00, совершенно вымотанные продолжающейся жарой, забившись в тень рядом с ручьем – притоком Дады). Пока готовили обед, набежали тучки, и прошел короткий дождь, немного нас освеживший. Возобновив движение, мы совершили ошибку, приняв Даду, которую перешли перед обедом, за один из правых притоков, а левый приток, над которым собственно и раздваивается тропа – за саму Даду. Все это усугублялось тем, что на двухкилометровой карте, залитой в наш GPS, как раз в этом месте расположен стык двух листов, а брод тропы на левый берег показан километра на два выше по течению. В результате мы умудрились пройти метров 500 в противоположную сторону, поворачивая на восток (солнце в этот момент продолжало прятаться за набежавшими облаками), но быстро поняли ошибку и пошли по компасу, перейдя обратно левый приток Дады и вернувшись к разветвлению тропы. Долина Дады здесь расширяется, появляются болотины, заросшие ерником. Тропа в основном обходит их слева, вдоль подножья склона долины. Бродим еще несколько левых притоков, и наконец, уже в девятом часу вечера финишируем на берегу озера Дада-Нур, пройдя 18 км. Ставим лагерь (на удивление мало дров, с большим трудом нашли одну сушину), ужинаем, фотографируем закат над перевалом Дада-Дабан (фото 17), пока не совсем стемнело, немного прогулялись по окрестностям и пошли купаться в озере. Вокруг весь лес прошит звериными тропами, которые сходятся, снова раздваиваются, перекрещиваются, так что магистральная тропа, по которой мы шли, совершенно в них теряется. Словно что-то манит сюда все окрестное зверье, причем совершенно непуганое. Уже в сумерках, купаясь в озере, обнаружили метрах в 30-и от себя матерого лося, который никак не реагировал на людей. На следующий день, гуляя по берегу, несколько раз слышали в кустах топот и видели невдалеке какое-то мелкое копытное, возможно, кабаргу. Сыграли отбой в 23.00. Завтра – перевал. На вездеход здесь рассчитывать не приходится.

Фото 17. Закат над озером Дада-Нур. На горизонте видна перевальная гряда Дада-Дабан.
…– И что же?
– Медведь убежал. Оказался умнее.
О. Куваев, Территория
22-е июля. Подъем в 8.00, выходим около 11.00. Пасмурно, но постепенно небо очищается, и к началу подъема на перевал Дада-Дабан выглядывает солнце. Оставляем на стоянке часть соли, рассыпав ее по бревну для оленей: рыбы мало, и соли явный избыток. От нашей стоянки на восточном краю озера до перевала чуть больше 5-и км. Тропа идет по подножию левого склона, обходя болота. Через два часа выходим к подножью перевала и в самом начале подъема теряем тропу в густом кустарнике. Лезем напрямик, держа примерное направление на озеро Ин-Соруг-Нур, расположенное за перевалом. Здесь руководитель, распираемый избытком здоровья, начинает лезть напрямик, держа примерное направление на озеро Ин-Соруг-Нур, и вместо перевального седла (1752 м) выходит на пупырь, оказывающийся метров на сто выше расположенных слева – собственно перевала, выводящего к южной оконечности озера, а справа – еще одного седла, спускающегося к северной. Эти лишние 100 метров подъема, хоть и вознаградили нас великолепным видом – в одну сторону озеро Дада-нур, в другую – Соругские гольцы (фото 18), понравились далеко не всем – настолько, что два человека, шедшие замыкающими, отделились от группы и спустились в правую седловину, в направлении северного берега озера. Здесь они встретились с матерым медведем, обнаружив друг друга метров в сорока. Медведь испугался громкого крика и убежал вниз, в густой кедровник. Остальная группа с руководителем соединились с отставшими, догадавшись об их маневре и спустившись им наперерез. Соединившись, продолжили движение к озеру, спускаясь к северному его краю. Лес здесь оказался заболоченным, мест для стоянки не нашли и стали обходить озеро с востока, в направлении оставленной нами тропы, которая после спуска с перевала уходит на юг. С южной стороны озера нашли место для стоянки и встали на обед. Был зачитан краткий доклад о том, что туристы, отрывающиеся от группы без уведомления, будут пожираться медведями и не попадут в рай. Группа обедает и купается в озере. Погода и вид на парящие над озером башни Соругских гольцов (фото 19) заставляют задуматься о том, что пройдены две трети маршрута, а впереди еще девять дней, которые надо чем-то занять. Решаем сегодня дальше не идти, а завтра при условии хорошей погоды сделать дневку и радиалку на вершину Дрэд-Кудэр (2464 м) севернее перевала. Отбиваемся в 22.30. Интересно, что здесь, на Ин-Соруг-Нур, совершенно нет звериных троп в отличие от озера Дада-Нур. На ночь глядя строим разные фантастические предположения о том, что же отпугивает отсюда местное зверье.

Фото 18. Вид на Соругские гольцы с перевальной гряды.
Фото 19. Озеро Ин-Соруг-Нур.
23-е июля. Планам о дневке и радиалке не суждено осуществиться: погода портится, небо заволакивает, и вскоре после подъема начинается мелкий дождь. Решаем продолжить движение к Ие, и выходим около 11.00, двигаясь по слабой тропе, обходящей озеро с юга и спускающейся в долину р. Халбалы. Тропа идет вдоль маленького ручейка, не обозначенного на карте, вытекающего из озера и впадающего в Халбалы. Тропа периодически пропадает в болотинах, но ближе к стрелке Халбалы и Соруга становится лучше, а потом соединяется с магистральной тропой, с которой мы сошли при подъеме на перевал. Здесь мы переходим Халбалы и идем по правому берегу Соруга, сначала поднимаясь довольно высоко на полку, а потом спускаясь к берегу. Переходим небольшой приток и подходим к броду через Соруг через три км после брода Халбалы. Дождь к этому времени значительно усиливается. Решаем переходить Соруг, пока из-за дождя не начался подъем воды, а дальше сегодня не идти и ставить лагерь на первом же удобном месте после брода. Таковое обнаружилось метров через триста на большой ерниковой поляне. Делаем обед, ставим палатки, сушимся, греемся (изнутри тоже), отбиваемся довольно рано, сразу после ужина. Ночью несколько раз принимается сильный дождь.
24-е июля. Подъем на час позже, в 9.00. Погода налаживается, проглядывает солнце. Собираемся и выходим, рассчитывая к обеду дойти до Ии. Хорошая тропа продолжается, идя по полкам на некотором расстоянии от берега. Много голубики, периодически останавливаемся восполнять потребность в витаминах. В одном месте вспугнули какое-то небольшое копытное, возможно козерога, для кабарги великовато, точно определить не позволило расстояние. Погода неустойчивая, периодически брызгает дождиком, а потом выглядывает солнце. Не доходя 3 км до Ии тропа сначала выходит на самый берег Соруга, а потом упирается в довольно высокий склон, круто обрывающийся к воде и понизу заваленный буреломом. Карабкаться вверх или перебродить Соруг нам не хочется, и мы проходим метров триста через бурелом и частично по галечной отмели вдоль берега. Дальше снова начинается хорошая тропа, местами подболоченая, до самого берега Ии, на который мы выходим примерно в пятистах метрах выше стрелки с Соругом (около 15.00). Здесь снова изобилие натоптанных звериных троп. Вокруг кочковатое редколесье, густо проросшее ерником. Находим кучку насквозь проржавевших консервных банок, похоже, еще советских – древняя стоянка то ли охотников, то ли геологов. Встаем рядом, осматриваем окрестности на предмет строевого леса. Вдоль берега – множество молодых лиственниц, попадается и береза, но в основном кривая. Разбиваем лагерь. Если вернуться немного по тропе, можно набрать голубики – придать неповторимый таежный аромат нашей прозаической огненной воде (спирт ректифицированный, 96%), что мы и делаем. Отбой в интервале от 23.00 до 24.00.
Ия
Мачты качнулись, корабль несколько осел на салазках. Помедлил, тронулся по наклонным стапелям, смазанным салом. «Пошел, пошел…» – закричали на помосте.
А.Н. Толстой. Петр I
25-е июля. Подъем в интервале от 9.00 до 10.00, завтрак, стапель. Погода шепчет, тепло и солнечно. Ничего интересного не происходит. Кат-В снова управляется раньше адмиральского ката-А. Торопиться некуда, поэтому снова отводим на стапель целый день, в качестве отдыха после пешки.
26-е июля. Подъем в 8.00, старт в 10.45. Погода как на
курорте. На протяжении первого километра сплава препятствия отсутствуют.
Любуемся горами и чистейшей изумрудно-зеленой водой, какая бывает только в
море… и в таких вот горных реках. По используемой нами лоции участок между
устьями Соруга и Утхума представляет собой практически непрерывный каскад из
десяти шивер, наибольшую сложность из которых представляют девятая и десятая.
Несколько цитат из лоции стоит привести: «…шиверы с высотой валов до 1.5 м, с
пенными ямами, множеством камней…»; «Русло реки сужается, падение
увеличивается, огромные валуны, за ними пенные ямы»; и наконец «…громадные валуны перегораживают почти всю реку, за
ними огромные пенные ямы». Ничего из описанных ужасов не увидели, что заставило
вспомнить об относительности всего на свете, в том числе понятий «огромный»,
«громадный» и т. д. В нашем случае все 10 км этого участка – слалом между
камней с короткими перерывами: вода низкая, и сложность всего участка не
превышает 3+ КС. При подъеме воды увеличится скорость и мощность струи, но при
этом утонет большая часть камней (хотя при любом уровне воды останется
некоторое количество как обливных, так и надводных камней, которые так или
иначе потребуют маневра. Тем не менее, даже при паводковом уровне сложность
участка не будет превышать 4 КС. В полном соответствии с лоцией, сложность
участка постепенно увеличивается по мере приближения к стрелке с Утхумом,
наиболее сложные шиверы – 9-я и 10-я, последняя заканчивается как раз напротив
стрелки (фото 20). Идем весь участок тандемом, в течение трех часов, впереди
кат-А, за ним кат-В, периодически чалимся и ловим рыбу. На обед встаем на левом
берегу сразу за стрелкой с Утхумом на высокой полке среди огромных кедров.
Рядом болотце с голубикой, за дровами надо ходить метров за 100 – 150 и еще
немного выше на следующую полку. Идем смотреть выходной участок Утхума –
длинная шивера с сериями сливов по 1 – 1.2 метра высотой, мощная струя, полное
отсутствие уловов. Однако обнос четверок с тяжелыми деревянными рамами больше
километра через лес здесь явно не оправдывается. Во время просмотра удается
набрать довольно много грибов. За обедом принимаем решение сегодня дальше не
сплавляться и устроить дневку. К такому решению подталкивают опережение графика
и практически полное отсутствие хороших стоянок выше по течению. Мы
предположили, что и ниже будет такая же ситуация и, как оказалось в дальнейшем,
не ошиблись. Занятая нами стоянка на Утхуме – безусловно лучшая на Ие, а
возможно, и на всем нашем маршруте. Много места под установку палаток высоко над водой, отличный песчаный пляж с отдельными валунами внизу, и при этом – практически не затоптанная: видимо в этом году мы – первая группа, остановившаяся здесь. Решаем сделать баню, устраиваем заготовку дров, вечером – огненная вода под блинчики с рыбой и голубикой – спасибо рыбакам и завхозу. После 23.00 где-то в горах, выше по течению Ии, начинается сильнейшая гроза с непрерывно сверкающими молниями, но до нас дождь не добирается. На всякий случай затаскиваем каты повыше и зачаливаем за деревья. Отбой в интервале от 24.00 до 1.00.

Фото 20. Кат-В в 10-й шивере Ии. Внизу справа – устье
Утхума.
27-е июля. Утро начинается около 9.00 с крика капитана
ката-В: «Начальника, баня отменяется! Водопровод сломался!» Картина всех,
сколько положено, оттенков серого – под низким дождевым небом по руслу Утхума
катится поток, цветом напоминающий цемент. Пляж залит почти полностью. Вода в
Утхуме поднялась примерно на метр, в Ие паводок пока запаздывает, и хорошо
видно, как струя, вырывающаяся из Утхума, безальтернативно оттесняет пока еще
чистую воду Ии (фото 21 – 24). Таким образом, гроза, прошедшая в верховьях,
серьезно осложнила нам жизнь – помимо невозможности сделать баню мы лишились
источника воды: ближайшие ручьи, отмеченные на карте, вниз по течению Ии
находятся более чем в трех километрах, а вверх по Утхуму – в четырех.
Руководитель, взяв каны, прошел километра два вдоль Ии в надежде найти ручеек,
не отмеченный на карте, или хотя бы болотину, где можно было бы набрать воды,
но ничего не нашел. Попытка профильтровать воду через бумажные салфетки успеха
не принесла. К счастью, вскоре пошел сильный дождь, позволивший набрать воды с
тента. Наполнили оба кана и сорокалитровый гермомешок про запас. Через некоторое
время начался подъем воды в Ие, которая вскоре догнала Утхум (фото 24) так что
к вечеру вода поднялась еще на полметра, полностью залив пляж и вынудив нас
поднять катамараны еще выше. Все камни ушли под воду, за ними образовались
мощные бочки, не представляющие существенной опасности для четверки, но
способные затормозить и развернуть катамаран. Ниже по течению, где примерно в
двух км от лагеря начинается сужение русла, струя, концентрируясь, образует
серию мощных пирамидальных валов, не меньше метра высотой. Дождь с перерывами
продолжался весь день, добавляя мощи паводку. Весь день предаемся безделью –
кто-то спит в палатке, кто-то расписывает преферанс. Отбой в 22.00.

Фото 21 – 24. Динамика паводка. Вечер 26-го, ничто не предвещает разгула стихий...
утро 27-го – прорвало Утхум…
Утхум vs Ия...
и наконец – пик паводка, утро 28-го.
28-е июля. Подъем в 9.00. С утра погода начинает
налаживаться, к полудню – жара и солнце. Вода очистилась от мути и начала
падать, но очень медленно. Идея сплавляться по паводку энтузиазма не вызывает.
Решаем переждать еще один день, тем более что запас времени еще есть. Идем в
лес, где набираем несколько килограммов грибов, преимущественно маслят, немного
подберезовиков и подосиновиков. День проходит в приятной расслабленности. Отбой
в 23.00.
29-е июля. Подъем в 8.00. Вода упала на полметра, но
продолжает оставаться очень высокой. Решаем плыть, соблюдая меры
предосторожности, и не доходя Ведьминого котла, решать – проходить его сегодня
или вставать и пережидать еще день. Выходим около 11.00, стараемся идти с
интервалом плюс-минус 30 м, но кат-В постепенно отстает. Периодически чалимся в
целях сокращения дистанции. Вскоре понимаем, что при текущем уровне воды сплав против ожидания сильно упростился по сравнению с участком, пройденным 26-го. Практически все
камни утонули, и единственные оставшиеся препятствия – серии валов и несильные
прижимы, проходимые без всяких сложностей (фото 25). В нескольких шиверах встречаются
гряды обливных и полуобливных камней, все легко обходится. Погода портится – с
утра было солнце, а потом начало затягивать небо преддождевой хмарью. Решаем
проходить Ведьмин котел и вставать уже после него, пока снова не зарядил дождь.
Фото 25. Кат-В в шиверах Ии выше Ведьминого котла.
Ориентир Ведьминого котла, левый приток Сибоди –
мелкий крутопадающий ручеек – впадает примерно за 400 – 500 метров до
собственно входа в порог, и метров за 200 до последней беспроблемной чалки.
Зачалились на правый берег сразу после впадения Сибоди, опасаясь, что при
высокой воде и значительной скорости течения не сможем сделать это ближе к
порогу. Реально даже при очень высоком уровне воды вдоль берега почти на всем
протяжении осталась узкая галечная полоска, только в одном месте (метров за 150
до захода в порог) прерываемая скальным выходом, на которую можно осуществить
чалку, однако чалиться при этом придется на струе, хоть и не очень сильной.
Метров за триста до порога на том же правом берегу есть приличная стоянка в
березовом лесу. Порог расположен в узкой щели, которая прорезает скальную гряду
высотой более ста метров с очень крутыми склонами, густо заросшими лесом,
которая тянется почти перпендикулярно реке на довольно большое расстояние по
обоим берегам. Словно древний бурятский батыр разрубил гору своим мечом… При
высокой воде просмотр снизу практически невозможен (виден только заход с
бочкой, перегораживающей правую половину русла). Если подняться повыше, на
скальный карниз перед самым входом в порог, удается разглядеть вторую более
мощную бочку на выходе из порога, но деталей рассмотреть с такого расстояния не
получается. При низкой воде, возможно, получится пройти снизу вдоль воды, но
скорее всего полный осмотр все равно окажется невозможен. Обнос порога при этом
потребует полной разборки катамаранов и нового стапеля, т.к. подъем на гряду
вдоль реки невозможен и потребует длинного обхода через лес. Решаем проходить
порог сначала катом-А, поскольку он оборудован упорами, с пассажиром на борту,
который будет снимать прохождение на видео, и сразу за порогом чалиться и
страховать с воды кат-В. Порог начинается разгонной шиверой, на входе в
скальную щель в правая сторона русла перегорожена бочкой, слева – гладкая
струя, затем метров семьдесят гладкой воды (при более низком уровне воды здесь
может образоваться серия валов), затем – слив с бочкой, перегораживающей всю
реку, перед которым возможна чалка на левый берег, к обломкам камней, по
которым можно взобраться и перетащить кат, предварительно разгрузив. Сразу
после слива небольшой прижим к выступающей скале правого берега, легко
преодолеваемый, и чалка налево, в большой улов. Еще через 50 метров почти в
самой середине русла торчит скала, которую при высокой воде можно обойти и
справа и слева, но в левом проходе расположен слив с обливного камня, так что
при низкой воде он может стать непроходимым. Затем начинается длинная шивера –
первая в каскаде шивер, продолжающемся еще около 5 – 6-и км после порога.
Прохождение не доставило никаких проблем, первую бочку обошли слева, вторую
пробили и зачалились влево, где устроили фотосессию на фоне порога (фото 26 – 30). Оценили порог как 3 КС (при более низкой воде вторая бочка может оказаться
жестче). Порог красив, высокие скалы, поросшие кустарником, напоминают скорее
тропический, нежели таежный пейзаж.

Фото 26. Бочка на заходе в Ведьмин котел.
Фото 27. Вторая ступень Ведьминого котла, вид со
скального карниза над первой ступенью порога, увеличение 5х (зум
фотоаппарата).
Фото 28. На заходе во вторую ступень Ведьминого котла.
Фото 29. Слив второй ступени Ведьминого котла, вид
сбоку.
Фото 30. Наша группа на фоне пор. Ведьмин котел. У
капитана ката-В (в желтой каске) куртка одета поверх спас-жилета.
Пройдя две шиверы после порога, встали на обед на
полке правого берега, а затем шли до 20.00, встав лагерем перед пор. Ворота.
Участок ниже Ведьминого котла в начале радует серией мощных шивер с выраженными
прижимами, которые постепенно ослабевают, так что ближе к Воротам из препятствий
остаются только перекаты. Следует отметить, что кроме стоянки на стрелке с
Утхумом по-настоящему хороших стоянок на Ие нет, а вскоре после Ведьминого
котла начинаются низкие берега, густо заросшие чернолесьем, и мест, на которых
можно встать, здесь очень мало (да и те в большинстве случаев оккупированы
рыбацкими зимовьями). Вскоре после обеда начинается дождь, продолжавшийся с
перерывами всю вторую половину дня.
30-е июля. Подъем как всегда в 8.00, завтрак, сборы,
выходим в 10.30. С утра пасмурно и холодно, но постепенно погода налаживается.
Вода поднялась сантиметров на 10. Идем весь день с короткими остановками на
разминку и одной длинной – на обед и встаем около 20.00 на левом берегу не
доходя 500 м до устья Барбитая, сделав таким образом 65 км, чему способствовали
высокая вода и мощное течение. На протяжении данного участка обращают на себя
внимание четыре именных порога: Ворота, Сохатый, Камни и Встречный. Из них
первые три не выше 2 КС, Встречный по высокой воде потянет на 3. При этом между
ними имеются безымянные шиверы, не уступающие в сложности именным порогам, в
некоторых из них имеются прижимы, которые, правда, легко обходятся. Все
препятствия шли тандемом сходу. В пороге Встречный с ката-А смыло
расслабившегося капитана, который вернулся на судно своими силами. По берегам
периодически встречаются рыбацкие зимовья, некоторые из которых обитаемы. Судя
по вывешенным рядом с ними объявлением, там можно купить кедровые орехи и
что-то еще (не интересовались и не останавливались). Вечером снова пошел дождь
с красивой радугой. Отбой в 22.30.
31-е июля. Подъем как всегда в 8.00. Примерно через
час на реке начался парад плавсредств – разнообразные моторки и
лодки-«вентиляторы» – народ из Аршана двинулся вверх по течению. К нам
зачалились двое в сопровождении собаки – поболтали, заверили нас, что в поселке
все спокойно, можно заночевать в палатках около лодочного причала, никаких
проблем не будет. Рассказали, что на «вентиляторах» поднимаются выше порога
Ведьмин котел («щеки» по-местному), в верховья Ии. По их словам, несколько лет
назад в Ведьмин котел обвалился большой камень (однако идентифицировать его
задним числом по старым фотографиям не удалось). После их отъезда решаем
сегодня дойти до поселка Аршан. Препятствий на реке больше нет, а течение
достаточно быстрое, добираемся до места за 5 часов чистого времени. Погода с
утра не радует, моросит дождь, но постепенно рассеивается, и выглядывает
солнце. Поселок находится на левом берегу и с воды не виден. Главные ориентиры
– столбчатые скалы красноватого цвета, структурой напоминающие кирпичную
кладку, и лодочный причал вскоре после них. Здесь мы встаем, двое идут на
разведку, остальные начинают антистапель. Поселок производит очень приятное
впечатление. Население практически полностью славянское, дворы ухоженные,
совершенно отсутствуют распространенная в провинции (и не только) постсоветская
разруха и сопровождающие ее пьянство и деградация. Видно, что народ занят
делом. Отношение к туристам самое что ни на есть доброжелательное. Закупаемся в
магазине хлебом и сладостями, а в одном из частных домов – молоком и вкуснейшей
сметаной. Заодно узнаем, что автобус в Тулун ходит каждый день, отправление в
8.00. Разбираем каты, пакуем рюкзаки, ужин, и в 22.00 – отбой.
1-е августа. Подъем в 6.30. Без проблем загружаемся в
автобус и через 2.5 часа прибываем на автовокзал города Тулун. Просим водителя
отвезти нас на ЖД-вокзал (за небольшую доплату). На вокзале обнаруживаем, что
билетов до Иркутска на ближайшие два дня нет. Тимофей берет билет до
Екатеринбурга, а мы возвращаемся на местном автобусе на автовокзал и садимся в
проходящий автобус до Иркутска, каковые ходят через каждый час. Шесть с
небольшим часов в пути – и мы в Иркутске. Здесь разделяемся, сняв две квартиры
в разных районах. Магазин, ужин, отбой в 1.00.
2-е августа. Культурная программа – нерпинарий,
краеведческий музей, прогулка по центру города. День ВДВ, много голубых беретов
в разной степени неадекватности. Один из них предлагает нам подраться, но мы не
соглашаемся, мотивировав отказ тем, что «драться не умеем». Погода отличная,
центр красив дореволюционно-провинциальной красотой русского уездного города.
Закупаемся сувенирами.
3-е августа. Вылет в 10.45 по местному времени,
прибытие в Москву.