республика Карелия / Спортивный туризм | Водный туризм | Самостоятельная поездка
 

Шуя Беломорская за 2 июльских дня, или как нужно проходить пороги

18 - 21 июля 2013 г.
Очерк-отчет о тренировочном выезде 18-21 июля на Шую Беломорскую 
1-й ходовой день.


.. читала-читала я отчеты о мучениях катамаранов и каркасных байдарок на Шуе в июле-августе, предполагала, что  воды может не быть… но год был снежный, дожди-часты, и надежда на хорошую воду оставалась… но умерла последней ))

      Вообще Шуя, судя по описаниям (когда вода все-таки есть), хорошо соответствует характеру реки нашего основного летнего похода, поэтому решено было туда съездить за 2 недели до – «сплавать» экипажи, потренироваться рулить на незнакомых ранее судах – надувных байдарках рафтмастер и щука, понять как они себя ведут и что нужно доработать.

Но роскошь «лишний отпуск» дана не каждому, и пришлось довольствоваться чем дали – 2 дня отгула и 2 законных выходных. Ну почему все удобные порожистые речки находятся так далеко… Сутки в поезде. К их исходу уже успеваешь оббежать все вагоны, подергать ручки всех тамбуров (вдруг двери откроются?), пообщаться со всеми обо всем, сожрать все что можно и поспать сколько получится. Что же будет, когда в Воркуту 2-е суток поедем? И как же люди ездят до Владивостока (какой ужас!) почти неделю?..

На сам сплав остается ровно 2 дня. Ну и что, что ни в одном описании и дневнике походов нет упоминания прохождения этой реки от моста M18 до Шуерецкого села за такое короткое время. Надо – значит надо, прорвемся) Да и тренировка не помешает – впереди 2 недели в таком же режиме.

                Перерыв в инете множество объявлений «помогу с заброской на реки северной Карелии», где назывались суммы от 3 до 5 тыс., дешевле всего оказалось до автомобильного моста через Шую заказать такси с прицепом.  ( +79637419999 , Беломорск) На четверых  с большими рюкзаками заброска обошлась в 1400р.

Стапелились и ночевали не на самом мосту, а чуть дальше, в конце участка, где река течет параллельно трассе, перед ее поворотом на восток. Стоянка хоть и невыразительная, но для малой группы неплохая, 100 метров от дороги до реки идет тропинка.

      Утром неприятности посыпались на голову одно за другим  )) Во-первых, желая выйти  пораньше и поставив 2 будильника на 8 утра, ни один из них не сработал и проснулись только в 11. Затем пошел дождь (который прерывался лишь иногда за эти 2 дня) и самое ужасное – ВОДЫ НЕТ!!!! Практически вообще. Шиверы и почти все обычно крупные пороги проходить пришлось… пешком.

На спокойных участках течение отсутствует, машем веслами, пока не утыкаемся в каменные завалы, где зеркало воды лишь кое-где виднеется из-за камней. И-эх, взяли!.. И так раз 20 на дню))) Иногда река широко разливалась, но 20-ти сантиметровым слоем. Кое-где удавалось лишь слегка вылезти из воды и освоить «Мощный ПИХ», сталкивая ногой байдарку с очередного валуна. Иногда нам помогали «простые движения» - не вылазя сделать такой толчок телом, чтобы байдарка продвинулась вперед, ну или приходилось упираться веслами и спихивать ее вбок.

На более полноводных порогах вроде «Директор», «Слива», «Банзай» и их входных или выходных шиверах приходилось так крутиться, и с такой скоростью работать веслами (в-основном отпихиваясь от возникающих со всех сторон препятствий), что надувные байдарки наверное ставили рекорды в слаломной изворотливости. Хорош тот порог, на котором не пришлось вылазить.  Ни на какие осмотры незначительных именных порогов разумеется не ходили – итак все ясно, воды нет. Но какие же грандиозные и очень красивые они были, стоит только представить каково тут в конце мая-начале июня… Только вот воображение текущему положению вещей не помогает, снова бредем по колено в воде.

Но не может быть плохо ВСЁ, одна радость-таки остается – рыбалка. Клюет и в дождь, и утром и вечером, ловятся на блесну окуни разных размеров.  Совсем мелких, на один зубок – отпускаем, а побольше – собираемся зажарить. Хоть еды и навалом, жри-не-могу, но свежепойманная рыбка – всегда удовольствие.  За «банзаем» поймали щуку! Хороша, упитана. Увезем домой и закоптим. А потом еще маленького щуренка, отпустили. На «Сосновом» пороге предыдущая группа вытащила щуку 2,5 кг! У нас правда тоже есть «Щука», 15 кг весит.. поймать очень просто, а вот съесть… ))

«Сосновый» порог красив, множество струй сливается с плит… но все они настолько мелкие, что даже надувная байдарка будет прочно сидеть в камнях. Гелием надо ее надувать…

Прошли порог, опять пешком.

На нем слегка перекусили, вылили воду из судов и пробежались по берегу. Посмотрели записки предыдущих групп, все жалуются, воды нет. А в 2012-м – была. Не понятно, от чего зависит.

«Московский» представлял из себя примерно то же самое, только сливов не много, как на «Сосновом», а один. Егор туда лезть и мочиться не захотел, а вот Серега с Оксаной, экипаж «Щуки», попробовал. Съехали на горке, даже не застряли.

Чесам к 23-м пришли к Пуло-порогу.  Туда разумеется никто не сунулся – падать сверху на торчащие камни никакого удовольствия. Перетаскали наверх байдарки, там и лагерь поставили.

Мокрые дрова гореть отказывались долго, но пока я разбиралась с рыбой, развести костер все-таки удалось и ее пожарили. Большой окунь был очень нежным и вкусным.

«Щуку» все-таки продрали и клеили. Заплаток на ней похоже больше, чем у ежа колючек, но нельзя ее обижать – она не драная, она опытная!

               

 

 

 

2-й ходовой день.

В 9 утра ничего не изменилось)) «Вы хотели много воды? Вот вам, пожалуйста. Чем-опять-то недовольны!?» После притока Олонги река разливалась широко, но воды это прибавило лишь чуть-чуть. Те же камни в шиверах и отпихивание то же, ну может вылезали для проводки чуть пореже. Порог «Большой падун» мы прошли почти не застряв, только пару раз пихались. «Щуке» хуже пришлось, посидела и так и сяк… Вообще наша группа похоже одна из немногих, кто прошел «Большой падун» даже без касок)) Впрочем они в походе все равно пригодились – было бы неприятно получить со всего размаху случайно застрявшим меж камней веслом прямиком по кумполу.

Расслабились… До Шуерецкого в-основном плесы, грести и грести…

Река делает поворот, мы выходим из-за него, а перед нами – невидный сверху слив и перевернутая «Щука»! В панике ору «Чалимся, чалимся!!!», но не успеваем и нас тоже «сливает».

Ничего не почувствовав в небольшом сливе, встаем в улово между плит, и не понимаем, как можно кильнуться при полном отсутствии воды)) Но это мы на рафтмастере хорошо в слив вошли, а у них чуть правее вышло, сели брюхом на камень, струей развернуло и сшибло. Это был порог «щелиный» или «зигзаг», сверху несколько табличек погибших… Совсем другой он по большой воде. После первого слива нас ждала привычная шиверка и стук весел о камни. К селу подошли около 19 вечера. До ночного поезда из Кеми времени уйма, и море хочется увидеть... но туда грести еще 5 км, и обратно придется столько же. А у нас итак день был насыщенный. Да еще и холодно, мокро и ливень вот-вот опять начнется. А вдруг последняя электричка не придет? Собираем байдары возле моста, вообще не торопимся. На остатках газа поужинали... и тут ливануло. Все, что мы успели переодеть сухое – сразу тоже вымокло)))

На ст. Шуерецкая нет вокзала и кассы, а поезда останавливаются на 1 минуту. Мы запрыгнули в первый же попавшийся вагон, и уже отдали по 50 р проводнику (нам всего 1 станцию ехать в тамбуре), но нас выловил начальник поезда и всем сделал втык.

Оказывается, если до поезда ты не успел купить билеты по любой причине, то обязан сесть именно в 8-й вагон, где всегда во всех поездах сидит начальство, и вопрос оплаты решать только официально, через начальника поезда и с выпиской билетов. Даже если едешь 1 станцию.

Вообще дядька злой какой-то был, турнул из тамбура приготовившихся к выходу велотуристов, и им пришлось велики перетаскивать обратно на места плацкарта… в 8-м вагоне я отдала еще по 250 р с каждого человека «за официальность».

В Кеми до отправления нашего поезда оставалось 4 часа и мы пошли гулять, сгрузив рюкзаки в багажное отделение за 180р\место. Только была ночь и шел дождь, в самом городе нормального беломорского побережья не было, и воняло соленым маслом. Погуляли по окраинам, еще раз через кусты вышли к морю, но его загораживал остров и толком все равно ничего не видно))

На обратном пути поняли, что натерли ноги, но кое-как до вокзала дохромали. Билеты правда были только верхние. Да еще и не прямые, а сначала до Петрозаводска в одном вагоне, а после Петрозаводска – в этом же поезде, но других вагонах J

Как ни странно, и не смотря ни на что (погодные условия, отсутствие воды и долгая дорога до места тренировки), выезд вроде всем понравился. Каждый отметил для себя, что не хватает и как улучшить или убыстрить сборы, экипажи научились плыть более-менее прямо и выработали методику и тактику руления своим судном в условиях постоянного огибания препятствий. Надеюсь воды у нас в походе будет все-таки больше, чем на Шуе ))
 


Комментарии
О Маршруте
Категория сложности: 2