Часть 1

В Крыму походили, по Приэльбрусью погуляли, Арзыз облазили, на Фиште были... настала очередь Горного Алтая, конкретней предгорье Белухи, Аккемское озеро... Так появилась очередная Мечта. И еще не улеглись страсти от прошлогоднего пешкодрала на минеральные источники Джилы Су, как уже мозг стал рисовать новые картинки с  далекими далями и... медведями. Это Болезнь... когда сознание в предвкушении нового гонит тебя за новой Мечтой.
  Итак. Маршрут разработан, карты в GPS загружены, треки с точками стоянок найдены, благо в интернете все эти сведения есть. Билеты на поезд туда - обратно в кармане. План заброски - выброски проработан в деталях. Покопавшись в инете находим людей, которые занимаются трансфером по Алтаю. Для справки: Олег, +7 913 090-52-90, спидигонщик по Алтаю, Бийск - Тюнгур, Минивэн Mitsubishi туда - обратно 28 т.р., предоплата 50%. Гостиницы забронированы, включая места на турбазе Зеленый дом в Тюнгуре, телефоны такси вбиты в телефонник. Вещички собраны. Наверное готовы? А нет... Еще регистрация онлайн на сайте МЧС, получение маршрутной книжки в Федерации спортивного туризма по Ярославской области.
  Вот теперь всё... посидим на дорожку!

-"Ребята... я на это... не подписывался". Филя - герой похода, сколько ему досталось, сколько натерпелось... и я думаю он все это понял, когда мы напялили рюкзаки и вышли на тропу...
Не отклоняясь от Генерального плана, без приключений прибыли в Тюнгур, переночевали. И утром на ГАЗ 66 за 3 часа были доставлены на точку старта. Не буду останавливаться на деталях первых 3-х дней, скажу просто - в начале было тяжело. Разница по времени 4 часа, раз. Еще тяжелые в начале похода рюкзаки, два. Жара за 30° С, это три... мухи, слепни... ну в общем всё как у всех. Да, все эти заморочки временные... ты уже в полете... и твоя Мечта уже накрывает тебя.
Дальше просто буду показывать фотографии из альбома и немного комментировать по мере просмотра, усаживайтесь по удобней фоток много...
  Вода.... У нас будет Вода!

Вода - дар Духов Алтая за отважный подъём на Борондинский хребет. Родниковая вода есть, но она в 10 минутах от стоянки. А тут на тебе, палатку поставили и сразу дождик.... Спасибочки!
- "Вот это пихточка! А можно я с собой возьму? Досок наделаем в баню..."

Пихты и кедры там вековые, а запах... просто волшебство, так бы и повесил себе на шею кусок бревна на веревке... для аромата...
На Борондинском хребте

Красота... тишина... прелесть... только ноги гудят от затяжного подъема, да еще и тропу потеряли, ломились через валёжник. Шли через дремучий лес, тропа идет прямо по руслу речки, вижу натоптанную тропу от речки, мы туда... 200 метров по бурелому. И только потом сообразил, что тропка вела на полянку для отдыха. Но все обошлось и все живы и здоровы...

Белуха. Вид с Борондинского хребта

Идем дальше. День четвертый. Тропа вышла почти в горизонт, на верху стало немного прохладней, дует освежающий ветерок, начали открываться виды на Белуху.

Сосна кедровая... или кедра сосновая... как правильно?

На коротких стоянках отдыха замечаем вокруг каждого кедра натоптаны дорожки, народ ходит кругами шишку ищет, но белка здесь была раньше всех, кругом валяются уже вышелушеные шишки.

Привал. Хочется походить без рюкзака

Тропа натоптана будь здоров... больше не потеряемся...

Эх погодка... эх видосики...

С Духами Алтая надо разговаривать... им же скучно тут в такой звенящей тишине... Но всё в меру... болтунов они не любят :)

Следующая остановка стоянка на реке Тухман

Хозяин, возьми на ручки... А?

Погодка благодать! Дар Духов!

За погоду добрым Духам Алтая отдельное Спасибо.

Идем радуемся жизни

Думали самое тяжелое это подняться по тропе, а дальше сплошной траверс, и тропа как асфальтовая дорога. Размечтались... :)

В багаже плюс одна бабочка совсем не чувствуется

Погода стоит солнечная, градусов 25 точно, отдыхаем в тени кедрачей.

Часть 2

Стоянка Тухман. В распадке река Тухман.

Чуть выше налево родник и места для стоянок. Мест для палаток много, и с кострищем и без. Чуть ниже кедровник, есть дрова.  Родник рядом, воды много даже в такую сухую погоду. У нас еще оставалось ходовое время и мы решили пройти дальше до речки Чичкекарасу, тем более, что стоянка Тухман одна из точек отдыха у конных "туристов"

Где-то нам в дали у снежника (на фото слева) Аккемское озеро

Жаль фотография не передает всего бескрайнего объема...

Отдыхаем. Наслаждаемся видами, погодой, тропой

Отрог Борондинского хребта, совсем безобидный, а сколько сил отнял пока не него закорячились.

Снежник над Аккемским озером

Нам до него еще 5 дней пути, а фотоаппарат просто за секунду сделал жжжжиииик....

Сайлюгемский национальный парк. Егеря на лошадях

Солнышко жарит, ветерка почти нет, "бензинчик" заканчивается и Филя стал чаше оглядываться не встали ли мы на привал. Появилась небольшая ровная площадка на одну-две палатки, рядом родничок. И похоже местечко обжитое. Решаем поставить лагерь и остановится на ночевку. Ну и пусть не дошли до речки Чичкекарасу метров 500, завтра дойдем...

Фильчиков...

Хозяин... там внизу вода!

Вода по маршруту была, но настолько трудовая что лучше на себе тараканить 2-3 литра, на ужин и на завтрак чем спускаться до ручья 200 - 300 метров...

Так мы и шли практически в одном горизонте на высоте 2400 - 2500

Бесконечные хребты и хребтики, где-то там и река Теккелю и Ярлу, и достопримечательность Камень Рериха, и бурлящий Аккем... и толпы матрасников на Акемском озере.

Мечта сбывается. Ороктойская тропа.

За первым хребтом озеро, за вторым река Теккелю, за третим Ярлу, а там уже и озеро Аккемское покажется...

Погода по прежнему радует

Видотерапия...

Видотерапия - лечит мозг, лечит душу, напрочь убивает трудоголизм и желание работать... не оказывает влияния на лень, усиливает желание отдохнуть.

Гроза! У нас снова будет вода!

И снова подарки от Добрых Духов Алтая! Преодолен 638-й перевал, желание бросить кости уже выше желания остановится на ночлег у воды. До предполагаемой воды 1,5-2 км. Егерь при проверке пропусков предупредил - идет мощный грозовой фронт. Тут же ставим посуху палатку, натягиваем тент.. и вуаля. Гроза с градом - а мы в домике и сухие, ужинать - вот водичка, пожалуйста! Спасибо Добрым Духам!

После грозы

Под утро было прохладно, наверное около 3-5 градусов. Филя забрался ко мне в спальник и пытался меня вытолкнуть, разошлись миром... я одел на себя все что можно.

Наша цель на сегодня - озеро Гюльдуайры

Идем дальше, погода по прежнему в основном без дождей, хотя серые тучи угрюмо сползаются посмотреть кто это припёрся в этот сказочный мир...

Бесконечные дали

Там хорошо, но нам туда не надо... Вся прелесть в том, что я буквально на второй день на тропе забыл про всё, про дом, про работу, про коллег, которые остались "в окопах" на работе, про проблемы с машиной... и прочую дребедень... Мозг очистился...

Начало спуска к озеру Гульдуайры

Тропа по прежнему радует. Хоть и много здесь ходят на конях, но тропа не разбита.

Погода начинает хмурится

Вообще когда мы приехали в Тюнгур, нам сказали, что в предгорье Белухи из 10 дней здесь 8 дней дождь. Вот мы уже в 3х днях от Томских стоянок - погода должна меняться.

Привал. Созерцаем озерцо.

Тучки пронесло.. и опять небо голубеет, открываются шикарные виды... душа запела... глаз отдыхает!

Озеро Гульдуайры!

Ну вот оно... озеро. Решаем на озере на ночь не останавливаться, а пройти еще не много 1,5 км и встать под подъемом на перевал, тем более по карте там вкусный родник.
Мелкий ремонт. Филя на стрёме.

Дошли до родника, место отличное, простор необъятный. Завтра нам достанется... но мы про это пока не знаем.

На выпасе

Ближе к вечеру рядом лагерем встала группа конных туристов. Весь вечер они потребляли продукт... от костра только и доносилось: "А у меня есть еще зеленый горошек...", "А я еще взял банку сайры..." Вот сволочи, издеваются...

Дело к дождю

Наш рацион в основном состоял из сублиматов. Греча, рис, пюре картофельное, сублимированное мясо и тушенка. Нагреешь водички, размочишь продукт, бросишь щепотку "удобрений" (сушеной приправы) и на тебе ужин. Очень сильно выручал, джитбоил, подаренный на День Варенья - дюже экономичная машинка. Газа взял из расчета 70 грамм на человека в день - половину привезли назад.

Воды хотели... получите

А утром разнообразие овсяных каш просто пугало. Тут тебе и каша с яблоками и с черникой и даже с малиной... выбирай не хочу. Только одна особенность у них была, последние ложки завтрака заходили с большим трудом, ты кашу в рот, а она обратно, пока зажмурив глаза не проглотишь все одним махом.

Утро. Погода шепчет...

Сегодня предстоит взойти на перевал и спустится к реке Теккелю. 600 вверх и 800 вниз. Перепад не такой уж и большой, но уклон очень приличный, на спуске до 45°.

Часть 3

Опять на верху

На подъем ушло 4 часа, в дороге застал дождь, идти по мокрым камням было опасно, камни "живые", иногда Филю поднимал на "лифте" - не все ступени ему давались.... Карабкались как черепахи.

От грозы ни следа...

И снова спасибо Духам Алтая - пока поднимались все мысли были заняты дождем и грязевыми реками, а вышли на верх - небо прояснилось, тучи ушли, солнышко засияло... и вот оно наслаждение от проделанной работы и очередная награда видотерапией.

Наверно тут обитель зла

Погода меняется на раз два, вроде бы и туч нет, а смотришь все гуще и гуще, потом как ливанёт... и через 20 минут опять ясно.

Все равно блаженство...

Начало спуска к Теккелю

Наверное своим словоблудием я начал надоедать Алтайским Духам и они приготовили коварный сюрприз - спуск к Теккелю. Теперь понятно почему мало конников идут по ороктойской тропе до конца. Спуск очень крутой и опасный, особенно на лошадях и в непогоду.

Долина реки Теккелю... вид из чепыжей.

На спуске к Теккелю на последних трёхстах метрах про Алтайских Духов забыл напрочь и вспомнил проверенное "Прости нас грешных" и "Спаси и сохрани". Спуск коварный, травянистый, земляной, усеян сломанными подковами и следами с примятой травой, как будто великаны покатались с горки на ледянках... С снова Спасибо Духам Алтая, за то что дождь в этот день был кратковременный и склон был практически сухой.

Река Теккелю

Стоянка Теккелю показалась неожиданно. По тропе, на последний метрах почти вертикально, вышли к небольшому ручью. И как перебрались по камням через ручей сразу открылась поляна с вековыми кедрами - стоянка Теккелю. Вот тут я опять поблагодарил Духов Алтая.

"Где-то по карте должен быть мостик."

На весь переход сегодня у нас ушло 10 часов, можно было бы прогуляться вверх до высоченного водопада, но впечатления от пережитого уже зашкаливали.

Брод... для коников.

В голове свербила мысль о переходе в брод. Хотя мостик был выше по реке метров 200 от стоянки - 3 дохлых бревна и бушующий поток воды под ним. Для моего "развитого" самообладания на высоте без страховки мост - не наша тема. А еще Филю надо как то перетащить... Не... только брод!

Водопад 60 метров

На адреналине, еще разгоряченный пройденным путем, подогретый мыслями о переправе, закатал штаны, одел кроксы и на раз-два на пробу перешел Теккелю вброд туда и обратно... Местами выше колена - вода напирает, но если не суетится то все гуд.

Боец! Горная собака!

Брод был организован в два этапа, сначала свой рюкзак за плечи и Филю на шлейке себе на шею. Получилось. Теперь Свету. Инструктаж, траектория движения, точки отдыха - вперед. Как она потом говорила, даже и не поняла как мы дошли до берега. Всё! Еще один перевал и мы сегодня выйдем к Ярлу.

Подъем на перевал

И опять мы, как навьюченные ишаки, мотивированные морковкой упираемся по склону вверх за очередной порцией видотерапии...

Долина реки Теккелю

Классическая Ороктойская тропа идет по хребту над долиной реки Теккелю, и это только ленивые пешеходники решили себе натоптать более короткую тропу со спуском к стоянке с заходом на водопад Теккелю и подъемом на перевал.

Вот он обрыв Скынчак

Объем и высота обрыва на фото к сожалению не передается. Слева траектория нашего вчерашнего спуска к Теккелю. Из далека всё это кажется совсем безобидным...

Ручей с водопадом

Сам водопад на Теккелю, мы прощелкали пока поднимались в перевал. И ведь была тропинка на видовую всей долины..., нет не пошли... орехи ели и заедали финиками... Лентяи.
Часть 4

Перед спуском к Ярлу

Остается совсем не много, один небольшой хребтик и мы выходим в долину реки Ярлу.

Внизу река Аккем

Слева на фото как раз тот снежник, который четыре дня служил нам ориентиром на Аккемское озеро

На перевале

Погода начинает куксится. Не удивительно, мы почти в эпицентре дождливой погоды... на заднем плане уже виднеется язык ледника Аккем, где то там Томские стоянки для броска на Белуху.

Высота 2300. Теперь только вниз.

Внизу течет Аккем, его высота в этой точке примерно 1800. И уже прослеживается ниточка тропы которая выведет нас к Ярлу, к священной реке алтайских солнцеедов.

Белуху уже совсем не видно. С Казахстана принесло влажного воздуха и он зацепившись за вершины, поднимается, охлаждается и выпадает в туман... Период хорошей погоды заканчивается и даже заметно холодает.

...каждый думал о своем...

Немного приуныли, скоро эта красота закончится. На верху хорошо, и в маршрут втянулись полностью, и погода всякая не пугает, и к сублиматам притёрлись и рюкзаки не такие тяжелые... все хорошо! Одно печалит - скоро выйдем к людям, а там и сказке конец...

Аккемское озеро

И вот финальный спуск к Ярлу, ниточка тропы аккуратно вьется по склону, падает в лес и не спеша выведет нас на "набережную" реки Ярлу.

Разведка доложила...

У метеостанции наблюдается движуха, кто то говорит, что у неё заканчивается Ороктойская тропа, другие говорят, что ниже по Аккему у моста у базы Высотник. Кто на чём идет, для конников у метеостанции, для пешиков у моста через Аккем. Итог один - тропа со всеми вкусностями позади. Но впереди есть еще несколько бонусных дней с веселой Аккемской тропой... но это отдельная песня.

За пупырем долина реки Ярлу

Добрые Духи Алтая продолжают нас баловать и погодой и шикарными видами... Остроконечная гора Ярлу, под ней за отрогом долина Ярлу - самое посещаемое место солнцеедами.

Исток реки Аккем и Аккемское озеро

Прямо по центру наш ориентир - пик 20 летия Октября с высотой 4172, сама вершина спрятана под шапкой ватного облака... на леднике виден только один глаз. А та пирамида, что прямо над озером - пик Рериха, высота 3492 метра. Аккемский ледник и Томские стоянки - в кулуаре налево.

Долина реки Ярлу

В вечеру вышли в долину. И тут мы увидели бесконечные потоки солнцеедов, йогов, и прочих незатейливых участников йога-туров, группами от 10 до 40 человек... Растянутся по долине и вот идут перекрикиваются... Короче, всё,  спугнули наших Добрых Духов.

Золото Алтая

Вечернее солнце озарило своими лучами долину Ярлу и стало понятно куда тянутся караваны йога-туристов. Там где хребет окрасился золотым отливом находится Камень Рериха. Как его только не называют и Камень Рериха и лечебный камень и священный камень... суть одна - Шамбала здесь.

Лагерь на Ярлу

Найдя укромную полянку на берегу Ярлу разбиваем лагерь. На ужин будет Пюре со Свиной Тушеночкой, сдобренной смесью из сухих Овощей и все это еще заправлено Сухариками... объеденье! Ну, а у Фили его "любимые" камушки из Мяса Баранины и Белой Рыбы.... До Аккемского озера остается 2-3 часа, и то если идти нашим любимым темпом "нога за ногу".

Аккемское озеро, осталось 300 метров
Часть 5

Туристическая тусовка на берегу Аккемского озера

Народу на озере стоит много, я бы сказал очень много. По рассказам местных несколько лет назад на Алтае был зарегистрирован пик туристической активности и на Аккемском озере стояло около 5 тысяч человек. "Карл... ты слышишь? Пять тысяч человек!!!". И это на берегу общей протяженностью 7-8 км. Короче, как сельдей в бочке.

База поисково-спасательного отряда МЧС

Дойдя до озера и немного пошарившись по берегу в поисках хорошей полянки, поставили палатку на противоположном берегу подальше от всей тусовки напротив базы МЧС. В планах была днёвка с радиальными выходами к камню Рериха и к озеру Духов - дань уважения... Но увы к вечеру все затянуло, и пошел противный дождь, который мочил нас не переставая чуть меньше 2-х суток.

Аккемская стена

Затяжной дождь нас ни куда не пустил, и мы целый день провалялись в палатке. Единственное, это я сходил вокруг озера через мост до базы МЧС отметить маршрутную книжку. Назад вплавь от метеостанции на лодочке за 200 рублей. Кстати, глубина брода, по которому конники выходят с Ороктойской тропы на "Трассу М52" (тропа на перевал Кара Тюрек) чуть больше метра - а я хотел пешком.... дурачина.

Магическая спираль на набережной Ярлу

Я вот думаю, что тот затяжной дождь во время днёвки, который закончился за час до нашего ухода с озера это опять подарки Добрых Духов, ну просили отдыха... хотели повалятся подольше - "получите, распишитесь". Для перехода Аккема решили дойти до моста у турбазы "Высотник", пришлось вернуться на Ярлу и дойти до слияния её с Аккемом.

"Спираль? Какая спираль? Не, не видели..."

Вот у кого то был вагон времени, что бы выложить камнем такую фигуру. Самый прикол... может я чего не знаю или не догоняю, в том, что в центре кострища, лежит береста, спички и газовые зажигалки... наверное для разведения ритуального огня. Ладно не будем гневить своим незнанием солнцеедов, йога-туристов и прочих шамбалойдов.

Ярлу во всей красе

Когда мы первый раз увидели Ярлу то показалось, что где то в горах работает цементный завод. Вода была настолько мутная, что напоминало молоко серого цементного цвета, и была абсолютно непрозрачная. Все дело в том что воды Ярлу текут по слоям голубой глины, вот вода и мутнеет до такой степени. Кстати вода в Аккемском озере такая же мутновато-голубоватая... бутылка с водой сутки стояла и взвесь так и не осела.

Энергетический поток Ярлу

Прощальный взгляд на Аккмскую стену

А нам туда, вниз, откуда поднимется туман

Изрядно отдохнув, и схомячив большую часть продукта, мы сильно облегчили рюкзаки. Надеялись, что два дня до Поляны 3-х Берез налегке будут не тяжелей прогулки по городскому парку, тропинка идет лесным массивом среди вековых пихт и кедрачей, тем более все конные маршруты не затрагивают Аккемскую тропу.

Часть 6

Опасные места над Аккемкой тропой

По факту Аккемская тропа оказалась еще тем испытанием. Размоченная двухдневным дождем она превратилась в сплошную грязевую дорогу, как показывают в фильмах про Великую Отечественную. Да все бы ни чего, если бы не надо постоянно перешагивать через камни и торчащие корни огромных деревьев. Да и народу по тропе идет много, все кто вверх - идут бодрячками, полными сил и здоровья, вниз - угрюмыми и сосредоточенными.

Наши "любимые" каменные осыпи и курумники

Иногда тропа выходит к берегу Аккема и местами идет по каменной осыпи. Тропа на курумнике читается однозначно, всё очень натоптано, так что не ошибёшься. Неприятно если кто то в это время идет тебе навстречу - при встрече начинаются пляски на живых камнях, несколько раз поднимал Филю за шкирку, что бы переставить на другой камень.

Все хорошие стоянки заняты, поставим палатку где нибудь здесь

Мест для стоянок на тропе много, как правило у каждого притока Аккема, речки или ручья, на каждом берегу есть по нескольку стоянок с кострищем. С дровам по разному, я бы сказал дрова трудовые. Но у нас была газовая полевая кухня и поэтому костерок делали только, что бы сжечь пакеты от сублиматов.

Хозяин, мы всё правильно идем... мы не заблудились?

И почему мы с собой не взяли лыжи, вон справа какая лыжня накатана

25 км Аккемской тропы мы прошли за два дня. Наметили первую ночевку в месте слияния Аккема и Теккелю, напротив нижнего водопада на Теккелю, это примерно середина пути. Но самые вкусные места к нашему приходу уже были заняты и нам пришлось пройти по тропе еще порядка 1 км. Стоянка невзрачная, но выбирать не приходится, нам только переночевать.

"И что бы я ещё раз..."

Продам ботинки мало б/у. Почти новые, один сезон.

Последняя стоянка у нас была на реке Караойбок, не доходя 2 км до Трех Берез, а там остановка маршруток (ГАЗ-66 до Тюнгура). Решили что утром выйдем пораньше и не спеша, часам к 11 доберемся до остановки. На сегодня оставалось еще одно трудное дело - помыть Филю, и он покорно стоял в ледяной воде пока я размачивал и смывал грязь на его лапах и пузе. Филя молодец - герой тропы!

Катунь, матушка

Маршрутки, они же ГАЗ-66, они же военные вездеходы ходят через перевал Кузуяк в любую погоду. Телепортация выполняется на 18 км за 3 часа, стоимость 1100 рублей с человека. Из Тюнгура выходят в 9 и 11 часов, а обратно от Трех Берез по мере наполнения "салона", кто как выходит из леса. Набралось 14-18 человек - рюкзаки покидали в кузов, сами расселись на лавочки. И вперёд, только держись - американские горки отдыхают. Ходят по 2-3-4 машины в рейсе, на случай если кто застрянет или в кусты улетит, что бы вытащить можно было.

Загорелые камни весеннего русла Катуни

Мы вышли из леса, и опять подарок Духов Алтая - только нас и ждали.  К двум часам дня мы были телепортированы на турбазу Зеленый Дом. Очень рекомендую Зеленый Дом - большего радушия в Тюнгуре вы не найдете. Сняли там же жилье на 2 суток, сходили в баню, сделанную из пихты, посетили в Тюнгуре магазин со всякими яствами, отзвонились в МЧС о выходе с маршрута без потерь и.... погрузились в нирвану. Ребята, Мечты сбываются....

Каменный пляж Тюнгура

Здесь в Тюнгуре началось и закончилось наше путешествие в Алтайскую сказку под присмотром Добрых Духов Алтая. И опять эта уже знакомая и неловкая ситуация - "Как сходили? Как маршрут? Как погуляли?" А нам и рассказать не чего, в голове одни несвязанные  картинки, чехарда из названий речек и стоянок, эмоции от увиденного и пережитого зашкаливают, дар речи пропадает, и всё что ты можешь сказать "сходили нормально, было трудно..."