Пешеходный маршрут от пос. Заволжье (Нижегородская область) до пос. Фролищи (Нижегородская область), прошедший со 2-го по 5-е ноября 2007 года.
Отчет
Итак, двигаться мы должны были от станции Шеляухово, последней перед станцией Заволжье-Товарная (или в интерпретации Жанны Артемвой - Заволжье-Коварное) до Фролищ в знакомую каждому подорожнику Флорищеву пустынь. На все – четыре дня и 70 километров нескончаемой радости. Основным предпоходным сюрпризом стало венчание нашего общего друга и члена клуба Насти Ляминой, которое было намечено на 5 ноября, т.е. последний день похода. Таким образом, в болотах увязнуть нам было нежелательно. И если пятерым участникам похода было простительно не попасть на венчание, то Оле Сахаповой, специально на него приехавшей из Москвы нужно было вернуться в Нижний 5 ноября к 16.00.
2.11

Забавный плакат Забавный плакат
Настя Фомина-Агеева Настя Фомина-Агеева
Оля Прошина Оля Прошина
Утро. На улице прохладно. Собирались на Московском вокзале, чтобы сесть в электричку. Посадка прошла без каких-либо проблем, и вот мы наконец-то свалили из города. Совсем скоро приехали на станцию Шеляухово, откуда и должен был начаться наш маршрут. Здесь нас ждал еще один сюрприз: дорога, обозначенная на карте пунктиром, оказалась строящейся автотрассой, поэтому идти по ней мы не решились, ибо асфальта нам в походе еще не хватало. Пошли на северо-запад, чтобы обойти дорогу и выйти к поселку Первомайский. Шли по окраине Заволжья, по пути встретили кладбище домашних животных, на котором были замечены даже памятники из черного гранита!!! По асфальту походить все же пришлось, как мы ни пытались этого избежать. Однако после Первомайского асфальт закончился, и мы наконец-то попали в лес. На деревьях опали почти все листья, нет такого буйства красок, как в предыдущем октябрьском походе, но радости от этого на душе не меньше. Верным нашим спутником и ориентиром в этом походе должны были стать узкоколейки, точнее сказать, просеки, оставшиеся от них. Поскольку в этих местах раньше массово велись торфо и лесоразработки, подобных дорог – пруд пруди. Основной их особенностью является то, что на участке в несколько километров они, как правило, являются совершено прямыми, что позволяет двигаться в нужном направлении не особо отвлекаясь на ориентирование. На одну из таких узкоколеек мы вышли уже ближе к вечеру. Более простой вариант двигаться по ней был отметен, и мы снова углубились в лес. Тем временем становилось все темнее и нам пришлось прибавить скорости, чтобы прийти на запланированную стоянку на р. Черная. Пришли мы туда уже затемно, быстро поставили палатки и приготовили ужин. Очень некстати пошел дождь и пришлось натягивать тент. Ночь была достаточно теплая, поэтому спалось вполне комфортно.
3.11

Девченки сутра моют посуду Девченки сутра моют посуду
Белый гриб. В ноябре Белый гриб. В ноябре
Дорога Дорога
Оля Сахапова Оля Сахапова
Коллективное фото Коллективное фото
Мох на дереве Мох на дереве
Мостик через ручей Мостик через ручей
На привале На привале
Старичок-лесовичок Старичок-лесовичок
Саша Домрачев. Переносит вещи через большую лужу Саша Домрачев. Переносит вещи через большую лужу
Начались болота Начались болота
Проснулись, поели, собрались и двинули дальше. И сразу неожиданный сюрприз: нашли грибы. Впервые встречаю белые в ноябре. Поскольку гриб стоял в гордом одиночестве, решили не трогать, пусть дальше себе растет. Лес по сравнению со вчерашним поменялся и стал сосновым. На дороге часто встречались следы зверей. Особенно часто попадались кабаньи. На одной из стоянок увидели издалека двух волчат. Думаю, что это были именно волчата, хотя расстояние до них было большое и я мог ошибиться. К середине дня пришли к деревне (названия, к сожалению, история не сохранила). Деревня жилая, но заходить не стали. Почти сразу после нее дорога совершенно испортилась, и пришлось месить грязь, правда недолго. И вот наконец-то выглянуло Солнце… и пошел снег. Подумать только, грибной снег. Однако и снег, и солнце очень быстро закончились. Зато начались приключения. Мы как обычно ушли не туда, куда нужно и сделали крюк в добрых 6-7 километров, а поскольку световой день достаточно короток, на место стоянки мы добрались, как и в предыдущий день, когда ничего не было видно. Здесь дала о себе знать первая наша промашка: три из четырех фонариков безвременно покинули нас по разным причинам. Скажу честно, ставить палатку, собирать дрова и разбирать рюкзаки вшестером с одним фонарем очень проблематично. Ночью же случилось еще одно несчастье: у Настиного спальника разошлась молния, и ей пришлось спать нараспашку.
4.11

Владимир ильич показывает неприличный жест Владимир ильич показывает неприличный жест
О чем-то задумался О чем-то задумался
Наш развеселый капитан Толя Домрачев Наш развеселый капитан Толя Домрачев
Ночью выпал снег, слегка запорошив деревья. Озеро, на котором мы ночевали оказалось разливом р. Черная и находилось совсем рядом с поселком Чистое. Поселок большой, есть главная площадь, на которой расположено несколько магазинов и даже памятник Владимиру Ильичу. При этом, если смотреть на него с расстояния 80-100 метров, создается впечатление, что Владимир Ильич показывает не вполне приличный жест рукой. Пройдя Чистое, вышли на узкоколейку, по которой решили идти весь день до озера Утрех. О преимуществах узкоколейки я уже упомянул, поэтому двигались мы быстро и в некоторой степени были застрахованы от петляния по лесу, к тому же и петлять там негде, поскольку справа и слева от дороги совершенно непроходимые болота. Следов зверья там в несколько раз больше, чем попадалось нам раньше. Дабы сэкономить время решили вместо обеда устроить перекус с 20 минутным отдыхом. До самого вечера шли по прямой. Прошли мимо нежилого поселка Дальний и вскоре оказались на берегу озера Утрех, собственно, как и планировали. За день мы прошли не меньше 25 километров, что сильно прибавило нам шансов попасть к Насте на венчание. Позднее вечером сильно похолодало, температура опустилась явно ниже нуля, пошел снег. Мокрая палатка быстро покрылась льдом, а молнии замерзли, поэтому при попытке закрыть их, они сразу сломались. Это совершенно не входило в наши планы. К сожалению, все усилия по ремонту молний-предательниц не увенчались успехом, и Саше с Толиком пришлось переехать в холодную палатку, а нам вчетвером остаться в нормальной. Хотя в эту ночь поспать мне практически не удалось, поскольку я забрал у Насти ее сломанный спальник, а ей отдал свой хороший, так что всю ночь приходилось бороться с холодом.
5.11

Успенский собор во Флорищевой пустыни Успенский собор во Флорищевой пустыни
Троицкий храм внутри Троицкий храм внутри
Успенский собор Успенский собор
Деревья за храмом Деревья за храмом
Солнце встает Солнце встает
День обещает быть погожим День обещает быть погожим
Утро было не менее холодным, чем ночь, зато облака уступили место чистому небу, и нам удалось увидеть рассвет. Совсем скоро после этого небо снова затянуло. Сегодня предстояло дойти до Фролищ, расстояние - километров 12-15, но пройти его надо было быстро, чтобы успеть на автобус. Болота наконец-то закончились, и мы вошли в нормальный лес, по которому за 3-4 часа доли до поселка. Автобус стоял на остановке и собирался уезжать через 40 минут, так что у нас было время зайти в монастырь. Погуляв по пустыни, встретившись там и немного поговорив с о. Варнавой, мы уехали из Фролищ в Ильино, и пересев там на электричку, добрались до города. На Настино венчание мы успели. Поход получился очень неплохим не только по составу участников, но и по маршруту и пройденному нами расстоянию.
Выводы

Готовясь к походу, мы допустили ряд ошибок, которые, несколько ухудшили нам жизнь. Прежде всего, ни один из участников не взял дополнительного комплекта батареек для фонарика. Ввиду того, что световой день в это время года короток, подобные оплошности, я считаю, абсолютно не допустимы. Кроме этого, не были проверены на предмет работоспособности молнии на спальниках и палатках. Холодная ночь, к счастью выдалась одна, но все могло быть гораздо хуже. Основной вывод, сделанный мной после этого похода заключается в том, что готовясь к любому, даже трех-четырехдневному выходу в лес, вся снаряга должна быть в полном порядке.