Брянск - Москва - Барнаул - Чибит - Шавлинские озера - Чибит -Акташ - Барнаул - Москва - Брянск

Только дураки идут все время вперед. Умные идут туда, куда им надо.

Ю.Лучин
       Идея побродить по горам Алтая родилась в наших умах в январе 2009 года. Желающих присоединиться сначала было много, но в результате естественного отбора, нас осталось четверо. Чтобы не называть конкретных имен, скажем так, особы женского пола будут в заметках именоваться «Ромашка» и «Незабудка», а мужского пола «Я» (поскольку пишу от первого лица), и «Наш Друг». Но лучше обо всем по порядку...
       Первым «МЯУ» (имея ввиду поход по Горному Алтаю) сказал Наш Друг, я уцепился за эту идею и с этого момента начал всех неустанно «заводить». С помощью интернета вопрос был всесторонне изучен, поскольку опыта пеших походов в сложных горных условиях, у большей части из нас, не было, хотя и новичками в деле туризма, особенно водного, мы не являемся. С маршрутом определились несколько дней спустя, методом «тыка». Скачали с сайтов туристических фирм описание десятка типовых маршрутов по Алтаю, распечатали их, разложили веером и Наш Друг ткнул пальцем! Палец попал на маршрут – Шавлинские озера. На том и остановились. Топокарты скачали без труда, набросали маршрут с активной частью протяженностью 70-100 км., определили время похода - с 10 июля по 1 августа. И начали готовить снаряжение. Подготовка снаряжения это очень важный вопрос и тема отдельного повествования.
Наш поезд № 95 Москва-Барнаул
        Должен сказать, что нам не удалось избежать идейных шатаний и разброда, поскольку не у всех все складывалось как надо. Были и семейные неурядицы и проблемы на работе с отпусками. Но все трудности были успешно преодолены, благодаря настойчивости и даже, я не побоюсь этого слова, настырности, некоторых членов нашего небольшого коллектива (здесь я имею ввиду себя). Железнодорожные билеты Брянск-Москва и Москва-Барнаул, туда и обратно, стоимостью около 7 тыс.руб, были куплены в предварительной кассе за 45 дней и насильственным путем вручены каждому, что определенным образом способствовало решению всех прочих вопросов.
На платформе Казанского вокзала в Москве.
За неделю до отъезда остро стал вопрос закупки провианта. Было решено закупать все в Брянске и сразу раскладывать по рюкзакам. Мои предложения по составу и количеству продуктов, на общем собрании, были урезаны на 50 %, поскольку их вес расчетный превышал 10 кг на одного человека (из расчета 12 дней активной части похода). Однако, приняв непосредственное участие в закупках, я в последствии смог кое-что дополнительно протащить и в последствии не пожалел об этом. В итоге вес продуктов на каждого составил около 7 кг. А общий вес рюкзаков вышел от 20 до 30 кг. Я не поленился взвесить дома свой рюкзак на напольных весах - вес составил 25 кг, плюс продукты на дорогу в отдельном кульке. До Москвы на фирменном поезде Брянск-Москва добрались без приключений. 10 июля 2009 в 6-15 прибыли в столицу. До отправления поезда Москва-Барнаул у нас было около 12 часов, которые мы «убили» частично путешествуя и осматривая столицу под проливным дождем, посещениями туристических магазинов и ожиданием на Казанском вокзале. Не смотря на длительное ожидание, настроение у всех было приподнятое, как бывает всегда в преддверии праздника или исполнения давно желаемого события.
Теперь продуктов до Барнаула хватит!
        Дорога от Москвы до Барнаула отняла у нас от активной части жизни 64 часа, это в пересчете на сутки - два дня, три ночи, утро и вечер. Поезд шел «под всеми парами», длительные остановки, на 20-30 минут, буквально можно было пересчитать по пальцам одной руки (или ноги, кому как больше нравится). Казань, Агрыз, Свердловск пассажирский (Екатеринбург), Тюмень, Ишим, Омск, Карасук. Поскольку продуктов было взято с собой достаточно, мук голода мы не испытывали, а кроме того пополняли запасы, в основном пива и орешков, на остановках. В Казани попробовали «Чак-чак» (нечто в виде хвороста в меду, но мелко порезанного), в Омске отведали местное мороженное пломбир из «Золотой серии» Обычный вафельный стаканчик, перед тем как в него положили мороженное, был изнутри облит шоколадом и хрустит, скажу я Вам, отменно! Рекомендую.
       Из впечатлений полученных в поезде запомнилось два.
Вот он какой, Иртыш!
Первое, это нововведение железной дороги - настоятельное требование к пассажирам верхних полок на ночь пристегиваться специальными ремнями. При этом тех, кто отказывался, проводники длительное время пугали карами небесными и требовали написать расписку, что пассажир добровольно отказывается пристегиваться, несмотря на требование проводника. А поскольку расписок никто не писал, проводники всю ночь ходили по вагону и сами пристегивали спящих пассажиров. Меня тоже пристегнули. Второе, что запомнилось, это пейзаж Западно-Сибирской равнины, которая началась, как только мы перевалили за Урал. Перевалили, это громко сказано, Уральских гор я и не заметил, может быть потому что проехали ночью, а может потому что юге Урала высоких гор нет. Не знаю, но равнина это что-то! Представьте, едешь в поезде час, два, пять часов, день, а за окном вагона ровная как стол местность. Ни оврага, ни пригорка, только перелески и горизонт, горизонт как по уровню. Не знаю у кого как, а у меня даже возникло чувство какой-то нереальности. Да, и еще, конечно, запомнились наши великие реки - Волга, Иртыш!

13 июля 2009 года.Заброска.        Но как бы там ни было, утром в этот день в 07:00 (мск) или 10:00 по местному времени мы прибыли в Барнаул. Мучавший нас вопрос о способах заброски группы в точку начала пешего маршрута,

А вот уже и Барнаул!
(нужно было каким-то образом попасть в н.п. Чибит, который расположен в 750 км от Барнаула) решился за несколько минут. Как только мы с рюкзаками появились на привокзальной площади города Барнаула, нас под ручку отвели в сторонку предприимчивые водители и уже в 10:15 по местному времени, мы уже с удобством ехали в праворульном микроавтобусе «Тойота» по Барнаулу в направлении к Чуйскому тракту. Цена вопроса - 2500 руб с человека, минус 1000 рублей скидка на всех, итого с носа 2250 руб. И хотя наша Ромашка нас, мягко говоря, некоторое время журила, за то что мы дружно согласились на первое встречное предложение, на практике еще раз подтвердилась мысль монтера Мечникова, что «согласие есть продукт непротивления сторон». Я думаю, что в последствии она осознала свою неправоту, когда этот же водитель, его, кстати, зовут Саша, в заранее назначенное время прибыл чтобы забрать нас после прохождения маршрута.
Место на трассе Барнаул- Бийск, где трагически оборвалась жизнь М.Евдокимова
Я думаю, Вы будете согласны со мной, что надежные и ответственные люди достойны уважения. По дороге в Чибит мы несколько раз останавливались, фотографировали и осматривали достопримечательности, а именно: реку Обь, посетили место трагической гибели губернатора Алтайского края М.Евдокимова, останавливались в н.п.Сростки – знаменитом родиной В.Шукшина и медовым рынком, на перевале Семинский и в н.п. Манжерок (помните песня есть такая), где идет бойкая торговля сувенирами.
       И хотя у нас была договоренность, отложить покупку сувениров на обратную дорогу, мы с Незабудкой не удержались и на Семинском перевале купили себе по комузу за 350 рублей каждый, игрой на которых развлекалась в последствии на Шавлинском озере группа туристов из Новосибирска, к нашей неописуемой радости. Комуз это национальный музыкальный инструмент, на котором можно «тренькать», прижав его к передним зубам, конечно если они есть.
река Катунь.
       Изрядно намотавшись, ведь проехать по Чуйскому тракту более 700 км, это Вам не фунт изюму, и насытившись в основном впечатлениями и горными пейзажами, через девять с половиной часов после выезда, мы в сумерках, прибыли в Чибит. Расположились на пустынном каменистом правом берегу реки Чуя вблизи моста, т.к. противоположный лесистый берег был занят многочисленными туристическими группами. Как потом выяснилось, это место оказалось достаточно известной перевалочной базой прибывающих и отъезжающих туристических групп. На скорую руку поставив палатку и приготовив ужин, по неписаной традиции, о которой я узнал из интернета, мы совершили ритуал
На берегу р.Чуя, вблизи н.п. Чибит
прибывающих впервые на Алтай туристов. Достали бутылку водки, вылили ее в кружку. Сначала мы плеснули из кружки немного водки в костер и Незабудка вознесла хвалу Батюшке Алтаю и Горным духам, принесла извинения за наше вторжение, обещая, что мы будем в горах себя хорошо вести, попросила хорошей погоды и всякой помощи. Кстати, водки мы в костер наверно плеснули все-таки мало, поскольку хорошая погода продержалась только три дня. А вели мы себя хорошо. Затем, согласно традиции, кружка должна пойти по кругу, и каждый делая глоток, (два или три) и держа ее в руках, должен представиться, рассказать о себе и сообщить зачем он пришел. Поскольку мы друг про друга все знали, а информировать Горных духов посчитали излишним, эта часть ритуала свелась к минимуму, каждый сообщил только зачем он пришел и что хотел бы получить от похода. Не буду говорить за других, мне, например, хотелось испытать себя на выносливость, смогу ли пройти весь маршрут и чего это мне будет стоить. Забегая вперед, скажу, что оказывается здоровье у меня лучше чем я думал (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить), маршрут я прошел, а стоило все это мне ни много, ни мало 30 тыс.рублей, включая покупку снаряжения (около 30 процентов), расходов на питание и пиво, дорогу, сувениры, а также сгоревших кроссовок и прожженной куртки. Прикончив поллитру и поужинав, мы довольные собой и всем миром, легли спать.

14 июля 2009 года. Первый день активной части похода.        Проснулись мы рано, в пять часов утра. Однако по местному времени это было уже поздно - восемь часов. И, несмотря на это проявление теории относительности, настроение у нас было боевое.

Полная готовность к выходу на маршрут.
Хотелось петь и размахивать флагами, но слов песен мы к сожалению не знаем (кроме отдельных строчек), а флагов у нас не было. Поддавшись общему порыву, Наш Друг , не долго думая, бегом забрался на ближайшую гору и долго оттуда что-то фотографировал. Вышли на маршрут в 11:19 по местному времени (8:19 мск). Перед этим сфотографировались все вместе, на память и для истории. В связи с акклиматизацией на первый день поставили задачу пройти сколько сможем и остаться к вечеру живыми и, по возможности, здоровыми! Благо у нас был сэкономлен на дороге Барнаул-Чибит один день (по нашему плану на заброску отводилось два дня).
       Первое препятствие в виде скального прижима к одному из рукавов Чуи, вдоль которого мы шли, встретилось минут через пятнадцать.Наш Друг, обладая завидной сноровкой и ловкостью забрался наверх прижима, чтобы передавать рюкзаки и поклажу. Незабудка тоже, обладая известной неудержимостью, забралась на прижим следом, но в самом конце, когда победа уже была близка, наступила неожиданная развязка в виде купания в холодной воде. Ромашка, видя такое, не стала испытывать судьбу, и обошла прижим вброд. Ну а я, несмотря ни на что, все-таки перелез через это препятствие, при этом один человек подталкивал меня сзади, другой страховал стоя в реке, а третий тянул вперед! Но как бы то ни было, я остался сухим и был вполне доволен собой!        Далее, некоторое время, тропа вела нас по живописной, ровной местности, по берегу Чуи. Мы шли наслаждаясь чудесной солнечной погодой и любуясь окрестными пейзажами. Как вдруг, совершенно неожиданно, среди этой идиллии, тропа резко повернула вправо и начала забирать круто вверх! Вот тут все и началось…. Через несколько минут, в связи с отказом органов дыхания, наши языки уже болтались около шеи в виде розовых шарфиков. Сердце колотилось как бешенное. Солнце, которое до этого было нашим другом, превратилось во врага. Наша группа растянулась в пространстве и времени на необозримое расстояние. Первым далеко впереди шел Наш выносливый Друг, за ним Незабудка (наверно ее правильнее было бы назвать Зоей Космодемьянской), затем Ромашка и последний я (почти на четвереньках). Все-таки сидячий образ жизни в миру, отсутствие тренированности и 95 кг чистого веса плюс вес поклажи сделали свое черное дело! И вот таким образом мы шли, шли и шли, отдыхая через каждые 30 минут. Но при всех этих трудностях, я все-таки не забывал время от времени нажимать спусковую кнопку фотокамеры (пока сам себя не похвалишь….).
Горное плато         р.Чуя
    Про обед мы даже не вспоминали, т.к. мысль о еде вызывала только отвращение. Самое обидное, что преодолев значительный подъем, и затратив на это скажем два-три часа времени и уйму сил, тропа обойдя какой-нибудь прижим или препятствие, резко меняла направление и уходила вниз и мы после того, как с трудом набрали определенную высоту, вынуждены спускаться вниз, чуть ли не на исходный рубеж (по высоте), чтобы потом заново набирать ту же высоту. Первый день был очень трудным. В этот день помощь Нашего Друга была по истине неоценимой, обогнав нас, он оставлял свой рюкзак возле тропы и возвращался к нам чтобы взять рюкзак у отстающих. Тропа шла по тайге и организовать стоянку не было никакой возможности из-за отсутствия воды, а до ручья Орой мы дошли к 19:23 (16:23 мск), т.е. не задолго до сумерек. Вечер провели тихо. Особенно немногословна в этот день была Ромашка, которая на все вопросы незатейливо отвечала одним словом: «кошмар». По навигатору пройденный путь составил 7км 710 м. В пути были 8 часов 03 минуты. Высота над уровнем моря 1386 м. От уровня Чуи мы поднялись всего на 250 метров. Заночевали под шум водопада около ручья Орой!
Наша стоянка на берегу ручья Орой         р.Орой

15 июля 2009 года. День второй.     Утро выдалось солнечным, позавтракав и пересчитав мозоли и потертости на ногах, мы собрались в дальнейший путь. Вышли в 10:15 (07:15 МСК). Чтобы не мочить обувь, ручей Орой было решено переходить в брод босиком.

Снова в путь, форсирование ручья Орой
Скажу удовольствие еще ТО, представьте: босиком, по камням, с основательным пригрузом виде рюкзака, в ледяной воде, от которой сразу же немеют ноги. Ощущения такие: заходишь в воду на ногах, а выходишь на ходулях, потому ног не чувствуешь. Но раз пошел, то пошел, тут уж никуда не денешься! Только вперед. Задачи на день: не торопясь двигаться вперед, продолжить акклиматизацию, вплотную подобраться к перевалу Орой. Второй день шли в том же порядке, только тропа все время вела вверх по тайге. Лексикон Ромашки обогатился новым словом - «ужас»,
Под скалой.
которое она теперь использовала при ответе на любой вопрос. Второй день, несмотря на затяжной подъем, дался мне гораздо легче чем первый. Я вошел в ритм, выбрав для себя такую скорость подъема, которая позволяла двигаться хоть и медленно, но без сбоев дыхания и учащенного сердцебиения. В помощи я уже не нуждался, и даже почувствовал себя способным на многое. Погода нам благоприятствовала. Режим движения мы решили не менять, 30-40 минут хода 15 минут отдых. На обед не останавливались, подкреплялись на привалах изюмом, курагой и орешками, запивая водой из ручья, вдоль которого поднимались. Медленно, но верно мы двигались к перевалу. Вдали на склонах горы появились первые снежники, из которых берет свое начало ручей Орой. В этот день на ночевку мы стали рано в 17-41 по местному времени (14:41) добравшись до высоты 2106 м, т.к решили остановиться на границе леса, чтобы не испытывать трудности с дровами. По описанию маршрута, впереди нас ожидал непродолжительный перевальный взлет, покрытый дерниной, и заболоченная седловина перевала. Согласно данным навигатора, за этот день, за семь с половиной часов в пути, мы поднялись на 720 метров, т.е. набирали примерно 100 метров высоты за один час. Ночь прошла без происшествий.
На привале         Утро после второй ночевки, вблизи перевала Орой

16 июля 2009 года. День третий.

Перевал Орой, фото на память!
Предприимчивые Алтайцы времени не теряют....
    Утро было солнечное. Позавтракав, мы вышли в 10:10 часов утра (7:10 мск) и через час были уже на перевале Орой (2300 м), где сделали несколько фотографий на память.
В непосредственной близости от перевала расположено некое строение с загоном для скота, где предприимчивые Алтайцы торгуют лепешками, молоком, сигаретами, пивом, водкой и т.д. Цены (на июль 2009 года): лепешка 60 руб, молоко 1,5 л – 150 руб, пиво 1,5 л – 150 руб, водка 0,5 л - 250 руб. Вот вроде мелочь и дорого, а приятно - как ни как цивилизация. Покупать мы, на данном этапе, ничего не стали, поскольку недостатка в продуктах не ощущали, а по благам цивилизации еще не соскучились. Полюбовавшись с перевала видом на огромное, частично заболоченное, плато Ештык-Коль, что означает "Озеро, Окруженное Горами", мы отправились далее.
Панорамный вид с перевала Орой на плато Ештык-Коль
Теперь тропа, по безлесной местности на сколько хватало глаз, постоянно шла вниз. На этом отрезке пути нам встретилось много туристических групп возвращающихся с Шавлинского озера. Разговорившись с одной из них, мужчиной и женщиной из Чехии, мы узнали, что перевал Нижнешавлинский (3300 м), через который мы хотели попасть в долину реки Мажой (Машей), завален рыхлым снегом и непроходим. Туристы из Чехии поднялись на этот перевал со стороны Шавлинских озер, но спуститься в долину реки Мажой (Машей) (без специального снаряжения) не смогли, хотя она была перед ними как на ладони. Это обстоятельство, в последствии, заставило и нас изменить свой маршрут. Спускаясь вниз, мы перешли вброд реку Шабага. На сей раз, обувь снимать не стали, и должен сказать, что в кроссовках и в одежде переходить реку гораздо удобнее и не так холодно.
А горная водичка... холодная!
Спускаясь ниже, мы вошли в полосу редколесья и зарослей карликовой березы. Здесь, спустя два часа по полудню, нас настиг первый в горах дождь. Надо сказать, что погода в горах непредсказуема (по крайней мере для нас) и меняется быстро. Пришлось одевать чехлы на рюкзаки и самим облачаться в непромокаемую одежду. Хотя «не промокаемая», это громко сказано. Плащи и дождевики воздух не пропускают и поэтому при движении ты все равно мокрый – с наружи от дождя, изнутри от пота, а штаны и обувь от мокрых кустов и раскисшей тропы.
А погода на Алтае, не всегда хорошая...
Но чехлы на рюкзаках сделали свое дело, все запасные вещи и спальные мешки вечером мы обнаружили совершенно сухими. В дождь идти по размокшей, скользкой тропе еще сложнее, особенно спускаться. Все эти обстоятельства, включая физическую усталость после трехдневного пути, самым негативным образом повлияли на нас, что выразилось в конфликте который произошел между мной и Незабудкой по столь незначительному поводу, как меню на ужин. На ужин планировался геркулес. Я, не затрагивая ни чьих интересов, попросил пакетик риса и хотел приготовить себе отдельно кашу, т.к. геркулес вообще недолюбливаю, а после столь тяжелого дня тем более. В ответ на просьбу, мягко говоря, получил отказ в резкой форме, после чего между нами возникла «дружеская» полемика переходящая на личности. Никогда бы не подумал, что у Незабудки могут быть столь острые «зубки и коготки». Но и сам я был «хорош». Как бы то ни было, рисовую кашу я все-таки сварил и съел, а разговаривать между собой мы начали понемногу только на следующий день после обеда. Да и две ночи кряду, я мог наблюдать Незабудку только в отдалении и со спины, хотя спали мы в тесной палатке рядом. Остальные члены коллектива повели себя дипломатично, не вмешиваясь. На следующий день Наш Друг даже искренне удивился, когда ему сказали, что у нас накануне была «разборка». Вот такие они, настоящие туристы…. Третий день, испытав нас дождем, завершил нашу акклиматизацию. Вечером, когда дождя уже не было и мы смогли кое-как подсушить мокрые вещи около костра. Итог дня подвела Ромашка: «Пропади оно все пропадом». Ночевали на стоянке, расположенной вблизи слияния рек Шабага и Шавла. Высота стоянки по навигатору 1707 м, т.е. мы спустились с перевала на 600 м. На стоянку мы пришли в 20:54 по местному времени (17:54мск), в пути были 10 часов 44 минуты.
На привале         А бревна-то после дождя скользкие...
17 июля 2009 года. День четвертый.     Вышли на маршрут в 9:24 по местному времени (6:24 мск). По навигатору до Шавлинского озера 8,5 км. С утра погода солнечная. Наш путь лежит вдоль реки Шавла и характеризуется затяжными подъемами. На тропе, разбитой конными всадниками, камни, грязь, лужи. Встретилось несколько возвращающихся с озера групп. Незабудка дуется и не разговаривает со мной. Переходим вброд, по камням или по скользким от
Зрасьте, до свидания....
река Шавла
дождя бревнам несколько ручьев и притоков реки Шавла. В 14 часов (11:00 мск) прошли нижнее озеро, которое почти заросло. Погода испортилась, накрапывает дождь, продвижение вперед дается трудно. Долина реки Шавлы, название которой "Молодое Дерево", действительно, соответствует ему. Большие заболоченные пространства. Березки, доходящей до роста человека и чуть выше - это основной тип растительности. На возвышенных местах царствует лиственница. Далее долина раздваивается - мы, не переходя реки, начинаем подъем к правому истоку Шавлы, на могучий, заросший тайгой, вал древней морены. Преодолев подъем, в 18:10 по местному времени (15:10 мск) выходим на Шавлинское озеро (1989 м на уровнем моря). Весь путь занял 9 часов 32 минуты. Озеро встретило нас хорошей погодой.     Дождя в этот день уже не было, ярко светило заходящее солнце. Еще минут сорок нам потребовалось, чтобы определиться с местом стоянки и дойти до поляны идолов. На стоянку мы прибыли в 18:56 по местному времени (15:56 мск). Весь путь занял 9 часов 32 минуты. О красоте озера, о необычном цвете воды я не пишу, поскольку лучше один раз увидеть (см фотографии), чем десять раз услышать (в смысле прочитать)!
На берегу Шавлинского озера         Вершины Сказка, Мечта и Красавица
    Базовый лагерь расположили неподалеку от воды на берегу озера на поляне идолов. Идолы вырезаны из бревен и стволов деревьев, туристами, желающими увековечить факт своего пребывания на озере.     Наш Друг и Незабудка искупались в озере и дружно сообщили, что вода «ледяная». Мы проверять не стали, поскольку в этом и не сомневались, т.к. от озера до ледников рукой подать. По случаю прибытия на озеро и для завершения первой части маршрута, было решено приготовить праздничный ужин. Чтобы ужин стал праздничным, у местных Алтайцев, которые приторговывали непосредственно на озере, были приобретены несколько лепешек и три свежепойманных рыбки Хариус. Наш Друг торжественно достал бутылку водки «Алтай», которую вез из Брянска специально для этого случая. Мы обрадовались и сделали вид, что будто про нее не знали! Хариуса пожарили на крышке от котелка. Ужин прошел в тихой дружественной обстановке, Незабудка подкладывала мне лучшие кусочки Хариуса.
Наш базовый лагерь на берегу Шавлинского озера

18 июля 2009 года. День пятый.

Этот день по плану должен был быть днем отдыха. Поэтому во сколько время мы встали, я не помню. Однако к 10 часам утра, созрела мысль прогуляться (несколько часиков) к Верхнешавлиским озерам. Ромашка добровольно приняла решение остаться в лагере на хозяйстве. В 10 часов 13 минут по местному времени (7:13 мск) мы втроем налегке вышли в «радиалку». С собой взяли плащи, газовую горелку с баллоном, фотоаппараты и немного продуктов (в основном чай и печенье). Час времени потребовался чтобы обойти озеро Шавлинское от базового лагеря до впадения в озеро реки Шавла.
Выход в радиалку, к Шавлинскому леднику
В горах
Еще полтора часа потребовалось чтобы подняться до верхнего озера. К 14:30 по местному времени (11:30 МСК) мы обогнув по берегу верхнее озеро достигли его самой дальней точки. В этом месте путь нам преградил скальный прижим высотой около 50 метров. Мы стали перед выбором - продолжать путь вперед к Шавлинскому леднику или возвратиться назад в базовый лагерь. Взвесив аргументы за и против продолжения пути – а это были в основном ухудшающаяся погода и недостаток времени, мы приняли решение возвратиться в базовый лагерь, несмотря на то, что проделанный путь придется повторить завтра заново. Перед обратной дорогой решили подкрепиться, вскипятили воду, заварили «чай» из местных смородиновых листьев. Перекусили. Отдохнули. В этот момент мимо нас, в сторону ледника, бодро прошла группа туристов, как мы потом узнали из Омска (муж, жена и дочь). Это обстоятельство заставило нас пересмотреть свои планы, мы что хуже? Безоговорочно решили двигаться вверх.
Верхнешавлинское озеро         На фоне скального прижима
    Путь вверх лежал по каменистому склону в сторону перевала Орбита (3000 м). Всякая растительность (кроме кустиков чахлой травки) исчезла примерно на высоте 2400 метров. Далее мы поднимались по скальным крупно-обломочным породам. К первым снежникам на высоте 2500 метров мы подошли к 16:40 по местному времени (13:40 мск). Примерно на этой высоте остановились туристы из Омска. Немного отдохнув, они начали спускаться вниз.
Внизу видно Верхнешавлинское озеро. Ну кажется выше некуда....         Оказывается есть куда...., идем выше
Вид на долину откуда мы поднимались         Группа туристов из Омска
    Мы поднялись еще чуть выше, достигнув по навигатору высоты 2630 метров. Нижняя часть Шавлинского ледника была уже значительно ниже нас. Сфотографировавшись на память в 17:40 по местному времени (14:40 МСК) мы начали спускаться.
Шавлинский ледник
Снег в конце июля, здорово.... Никогда не видел такого....
Обратно мы шли тем же путем, но совершенно в иных условиях. Дождь начался, когда мы спустились к скальному прижиму, про который я упоминал ранее, и практически сопровождал нас до базового лагеря. Туристов из Омска мы обогнали на обратном пути, когда они отдыхали укрываясь от дождя под огромным кедром. Последние полчаса пришлось идти на ощупь в полной темноте, по мокрой тропе, проходящей на значительной высоте по крутым склонам Шавлинского озера. На поляну идолов мы пришли совершенно мокрые, голодные и уставшие в 22:00 часа по местному времени (19:00 мск), проведя в пути 11 часов 48 минут. Вспоминая, по прошествии некоторого времени, наши сомнения возле прижима (идти далее или возвращаться в лагерь) невольно в голову приходит мысль, что в поисках приключений главную роль играет не голова... :-) Но как бы то ни было, мы сделали это! И остались живы! Ромашка, ожидавшая нас в лагере, вся извелась, и от счастья, что мы вернулись, чуть не убила нас... Единственно, что удержало ее (по нашему мнению) от этого, так это мысль, что ей одной придется возвращаться в Чибит.     В эту ночь мы в первый и последний раз спали вчетвером в трехместной палатке. Все остальные ночи Наш Друг проводил под тентом, любезно предоставив нам палатку.

19 июля 2009 года. День шестой.       Погода переменная. Иногда выглядывает солнышко, иногда моросит небольшой дождик. День заслуженного отдыха. На поляне идолов мы одни, что бывает крайне редко, все туристы, как сговорившись, вчера покинули озеро.

За умеренную плату можно и покататься...
Еще один ракурс
Ромашка и Незабудкой сходили в баню, которую содержат Алтайцы специально для туристов. Цена часа помывки – 250 рублей с человека. Запись предварительная. Я посетил местную торговую точку, которая расположена рядом с баней, ознакомился с ценами, прикупил пива. Цены оказались чуть выше чем на перевале Орой: лепешка 65 руб, пиво 1,5 л – 180 руб, водка 0,5 л - 280 руб. Наш Друг не выдержал безделья и в одиночку отправился в радиалку на вершину ближайшей горы. Не знаю, что и как там было, но вечером он пришел уставший, неразговорчивый и рано лег спать. Из развлечений – катание на лошади, сняли лошадь за 150 рублей на 15 минут и пиво «Сибирский боченок».К вечеру начали подтягиваться группы туристов. С группой туристов из Новосибирска, их звали Игорь, Александр и Семен, мы быстро подружились и общались до глубокой ночи. Сначала были у них в гостях, потом у нашего костра. Атмосфера общения была непринужденной и задушевной, как не редко бывает у туристов. Я был бы очень рад, если бы кто-нибудь из этих ребят прочитал эти строки и вышел на связь. В этот вечер у нас закончились все запасы горячительных напитков, в том числе и медицинского спирта, любезно предоставленного, перед отъездом, нашим общим товарищем - Доктором. Пользуясь случаем, выражаю ему благодарность за проявленный гуманизм и отзывчивость. Кстати, полезная информация для прибывающих - торговая точка на озере работает круглосуточно….
А вот так спят лошади...

20 июля 2009 года. День седьмой.       Мы на озере. Утром ребята из Новосибирска ушли. Погода дождливая. Скука. Пропалил рукав куртки и сжег подошву кроссовки. День явно не мой. Перевал Н.Шавлинский по-прежнему забит снегом. Об этом нам рассказали члены альпинистской группы, пробившейся к Шавлинскому озеру из долины Машей. Снег рыхлый высотой по грудь, местами даже выше. Ромашка категорически отказалась даже обсуждать возможность продолжения нашего маршрута через этот перевал, хотя мы были настроены все-таки подняться на него, с целью определиться на месте. Учитывая ее непреклонность, и смутно осознавая бесперспективность этой идеи, из-за отсутствия специального снаряжения, мы потихонечку начали готовиться к возвращению обратно. Спустилась с гор группа альпинистов из Ярославского турклуба «Ирбис» (руководитель Анна Иванова), которые штурмовали вершину Красавица. Мы по-братски поделились с ними продуктами, так как их запасы были исчерпаны. После ужина разговорились, с соседом по поляне, жителем Горно-Алтайска. Он увлекается изучением истории Алтайского Края. Узнали очень много интересных фактов про становление Советской власти на Алтае, в т.ч. про Петра Сухова, Кайгородова. Про строительство Чуйского тракта. Про современный Алтай. Так за разговорами у костра, под звуки гитары и задушевные песни альпинистов из Ярославля закончился наш седьмой день. В этот день к вечеру заметно похолодало.

После дождей вода в озере поднялась и затопила берег         Мальки хариуса в Шавлинском озере

21 июля 2009 года. День восьмой.       Утром прохладно, но погода солнечная. С утра сборы, сворачиваем лагерь, упаковываем рюкзаки. В 10:15 по местному времени (7:15 МСК) попрощались с Шавлинским озером и тронулись в обратный путь. После дождей и прохождения конных групп тропа разбита до невозможности. Кроме того, после отдыха идти трудно, нужно опять время, чтобы втянуться в ритм. По дороге, встретили 15 туристических групп (я специально считал) из разных городов, поднимающихся на озеро, из них несколько групп конных. Движение по тропе оживленное, но вправо или влево – тайга, и не души. На ночевку расположились на той же стоянке, где уже ночевали по пути на озеро, вблизи слияния рек Шавла и Шабага.

Привал на пути домой         р.Шавла после ливней

22 июля 2009 года. День девятый.

С утра дождь, достаточно сильный. Натянули тент, чтобы можно было хоть потихонечку собираться. Но выйти смогли только в 13 часов по местному времени (10:00 МСК). В этот день прошли всего 5 км, под непрекращающимся дождем. На ночлег остановились в зарослях карликовой березы, примерно в 18 часов (15:00 МСК), на одной из последних стоянок перед выходом на плато Ештык-Коль. Дождь утих и даже выглянуло солнце, но к вечеру поднялся сильный, пронизывающий, холодный ветер, от которого даже в палатке спрятаться было нельзя. Незабудка, почувствовав недомогание, отлеживалась сначала в палатке, а потом возле костра, «отлынивая» от общественных работ. Приготовив ужин, покормив Незабудку и отправившись спать, мы тем самым завершили девятый день.
Зверь по имени бурундук тянет печенье из нашего пакета.         Таежный пейзаж

23 июля 2009 года. День десятый.       Ночь была очень холодная. Замерзла вода не только в котелке, но и даже в лужах на тропе был лед, толщиною 2,5 см. Хуже всего пришлось Нашему Другу, который в одиночку ночевал под тентом на свежем воздухе. Из-за сильного ветра тент превратился в аэродинамическую трубу, со всеми вытекающими последствиями.

На стоянке
Аккумулятор в моем фотоаппарате, и так достаточно разряженный, из-за холода в эту ночь «приказал долго жить». Несмотря на вечернее недомогание и все эти ночные неприятности, утром Незабудка выглядела достаточно бодро. Погода была ясной и солнечной. Поднявшись повыше, солнце обогрело нас и в десять часов по местному времени (7:00 мск), предварительно позавтракав, мы вышли по направлению к перевалу Орой. Идти было не жарко, но на привалах, с мокрой спиной на прохладном ветру было достаточно некомфортно. Поэтому я приспособился отдыхать не снимая рюкзака. На перевале Орой, учитывая имеющийся запас времени (билеты на поезд Барнаул-Москва были предварительно взяты на 29 июля) мы сделали попытку свернуть вправо в долину реки Каракабак по направлению к реке Мажой (Машей), тем самым, удлинив маршрут на два дня. Однако наша попытка была резко пресечена со стороны Ромашки, никаким образом не желающей увеличивать протяженность маршрута и тяготы пешего передвижения. Мы не стали возражать, понимая, что причиной тому являются серьезные основания, а не просто прихоть. Спустившись с перевала на значительное расстояние, мы расположились на ночлег, выбрав хорошую открытую стоянку на возвышенном месте. После того как мы поужинали, к нам на стоянку, уже в сумерках, прибыла большая разношерстная группа туристов (человек 15-17) в сопровождении проводника местной туристической фирмы. Предоставив им в распоряжение дрова и костер для приготовления пищи, мы легли спать. Утром наши пути разошлись. Группа поднималась к Шавлинским озерам, а мы спускались вниз к Чибиту.

24 июля 2009 года. День одиннадцатый.     Утром мы не торопились, так как была полная уверенность, что сегодня мы легко дойдем до Чибита. Погода была переменная, с утра по склонам гор вниз ползли облака, накрыв собой верхушки лиственниц.

Низкая облачность в тайге
Казалось вот-вот пойдет дождь, но потом выглянуло солнце. Позавтракав и собравшись, мы в 8:30 по местному времени (11:30 мск) вышли на тропу. Без особых приключений к 15 часам (12:00 мск) мы спустились к реке Чуя, изменив немного маршрут. Достойным завершением активной части маршрута стала переправа через реку Чуя. Мост представлял собой, шатающееся сооружение, из покореженных металлоконструкций, бревен и досок, расположенное на высоте около пяти метров над бурной и клокочущей рекой. Единственное, что смогла произнести Ромашка после переправы, это были слова: «Господи, за что?», спустя некоторое время она добавила несколько эпитетов, обозвав переправу «самым страшным ужасом». Мы спорить с ней не стали. Переправа оказалась к тому же платной, по цене 100 рублей с человека. Ромашка, под влиянием пережитого, отдала за всех 100 рублей и мы продолжили путь в Чибит.
Ну очень страшный мост через Чую, в конце пути!
    В Чибите мы первым делом заглянули в магазин и основательно затарившись деликатесами виде масла, колбасы, пива, капусты и моркови (для борща) и т.д. и т.п. Еще через полтора - два часа мы были на исходном месте, откуда началась активная часть нашего похода одиннадцать дней назад. Три дня мы провели на берегу Чуи, одурев от кроссвордов, скучая и томясь от безделья, в ожидании транспорта. В первой половине одного из дней мы съездили в н.п.Акташ, который расположен в 9-ти километрах по Чуйскому тракту от нашей стоянки. Туда нас подвез водитель «шестерки» за 100 руб. Обратно, от нечего делать, шли пешком. Посмотрели, как живут люди, типично российский маленький рабочий поселок. Бывшее градообразующее предприятие – рудник, закрыт. Работы нет. В центре, почти в каждом доме магазин или торговая лавочка. Рынок, где много продавцов и мало покупателей. Пограничная часть. Утром 28 июля, как и договаривались, за нами приехал Саша на своем микроавтобусе. По нашему плану, уезжать должны были мы втроем, а Наш Друг, не обремененный узами трудовых отношений ни с одним из работодателей, оставался, чтобы насладиться одиночным путешествием в верховье Чулышмана. Забегая вперед, скажу, что он вернулся домой спустя месяц после нашего возвращения, и рассказал о своих неожиданных приключениях, но это уже совершенно другая история…. По дороге в Барнаул, на Чуйском тракте, мы накупили сувениров, меда и медовухи, в результате чего наши рюкзаки стали значительно тяжелее, чем были в Брянске до отъезда. Например, я дополнительно к весу своего рюкзака добавил 4,5 литра меда, 1,5 литра медовухи. Надежда вернуться домой налегке, лопнула как мыльный пузырь. В Барнаул мы прибыли около 22 часов по местному времени, Саша любезно высадил нас возле железнодорожного вокзала, где мы и распрощались. Ночь мы провели на вокзале, а утром, сдав рюкзаки в камеру хранения, отправились осматривать достопримечательности Барнаула. Прошлись по центральному проспекту им. Ленина до речного вокзала. Осмотрели (снаружи) здание Правительства Алтайского Края. Покатались полтора часа по Оби на плавучей веранде (за 100 руб. каждый). Не обошли вниманием магазины, особенно книжные и сувенирные. Незадолго до отправления поезда вернулись на вокзал...        И вот когда практически все уже позади, когда можно расслабиться, когда в голове уже начинают появляться мысли о будущих походах, я, засыпая в поезде под стук колес, сквозь сон услышал, как кто-то из наших произнес слово "Манарага"....
        Фотоальбом похода можно посмотреть здесь: http://fotki.yandex.ru/users/ypluchin/album/77290/ Пройденный маршрут.jpg Чтобы более детально посмотреть карту: ЖМИ СЮДА