Ирландия / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка
 

Железнодорожные магистрали и узкоколейки Ирландии

9 апреля 2008 г.
Экскурсия на торфяник 

Экскурсионный поезд Экскурсионный поезд
Интерьер вагона Интерьер вагона
Экскурсионный поезд отправляется от местного офиса Bord na Mona в нескольких километрах от Шэннонбриджа. Нарядный вагончик фирменной желто-зелёной окраски заметен издалека.
Этот вагон был специально построен как экскурсионный. Таких вагонов у Bord na Mona два. Интерьер довольно спартанский, но кресла мягкие, а огромные окна обеспечивают великолепный обзор.
Думаю, что скудность внутреннего убранства  вызвана не столько экономией, сколько заботой о безопасности пассажиров. В дороге так трясёт, что никаких излишеств в салоне быть не должно, а то, без чего не обойтись – плафоны, громкоговорители и т.д. – должно крепко держаться на своих местах. А что вы хотите – настоящая торфовозная узкоколейка.

В качестве локомотива экскурсионного поезда используется дизельный мотовоз, аналогичный тем, что до сих пор водят торфовозные составы Bord na Mona.
Посреди кабины машиниста торчит рычаг переключения передач. Собственно, наличие механической трансмиссии  (как на автомобиле или тракторе) и не позволяет назвать этот милый локомотивчик гордым именем «тепловоз». В настоящих тепловозах используется гидравлическая или электрическая передача.
Сцепка между локомотивом и вагоном, в общем, похожа на ударно-упряжный прибор  наших УЖД, правда? Спиральные шланги вверху – это магистраль сжатого воздуха. Вагон по-взрослому оснащён автотормозами.

Торфяные брикеты Торфяные брикеты
Центральная улица городка Портарлингтон Центральная улица городка Портарлингтон
Вскоре появляется группа туристов (кажется, американцев), и мы отправляемся в путь.
По пути симпатичная девушка-экскурсовод по имени Элис  рассказывает о значении торфа для экономики Ирландии, об истории торфяной промышленности и современном положении дел.
Компания Bord na Mona была учреждена при участии государства в 1946 г. с ответственной задачей обеспечить страну электроэнергией в тяжёлых условиях послевоенной Европы. Компания действовала с государственным размахом, в течение десяти лет развернув сеть механизированных торфоразработок по всем богатым торфом областям Ирландии (то есть практически по всем Midlands – внутренним, неприбрежным графствам). С поставленной задачей справилась – в лучшие годы свыше 60% электроэнергии страна получала от тепловых электростанций, работающих на торфе. Для обеспечения разработки и транспортировки торфа была построена одна из крупнейших в Европе промышленных железнодорожных сетей. Разумеется, узкоколейная – какую ещё дорогу протянешь по болотам – шириной колеи 914 мм. На пике развития её протяжённость превышала 2000 км, что несколько больше, чем длина всех «гражданских» железных дорог Ирландии (т.е. транспортной сети широкой колеи Iarnrod Eireann). В последние годы протяжённость сети торфовозных УЖД сократилась до 1300 км, что связано с уменьшением площадей торфоразработок – некоторые старые участки выработаны полностью.
В настоящее время Bord na Mona владеет примерно 800 км2 торфяников, что составляет около 7% площади всех торфяных болот Ирландии. Этих запасов при нынешних темпах добычи могло бы хватить на 30 лет. Дальнейшей экспансии Bord na Mona не планирует. Наоборот, согласно последнему стратегическому плану, предполагается в течение 20-25 лет полностью свернуть добычу торфа, переориентировав за это время гигантскую компанию на другие направления бизнеса. Спектр направлений конверсии весьма широк – от масштабного использования возобновляемых источников энергии (строительства ветряных электростанций) до переработки отходов и рекультивации земель после торфоразработок, в том числе развития садоводства и огородничества.
Тем не менее, в последние пять лет в Ирландии были пущены две новые ТЭС на торфе (последняя из них, мощностью 150 МВт,  как раз в Шэннонбридже), так что на ближайшие пару десятков лет дорога работой будет обеспечена. Помимо топлива для электростанций, Bord na Mona производит садовые и огородные грунты на основе торфа, а также торфяные брикеты для индивидуального печного отопления. Значительная часть домов в городках центральной Ирландии до сих пор по-старинке отапливается каминами. Поэтому воздух на улицах наполнен тем специфическим пряным ароматом торфяного дыма, который сразу вызвал у меня тревожные воспоминания о лесных пожарах в Мещёре. А вот самого дыма над крышами почти не видно – современные торфяные брикеты его практически не дают, горят жарко и ровно. Да и выглядят так, что залюбуешься – ровные, гладкие, увесистые. Как будто какой-то шутник-кондитер понаделал  шоколадок в форме берёзовых чурок.
А сладкий торфяной запах кажется среди уютных ирландских улочек таким же естественным, как горьковатый берёзовый дымок зимой в русской деревне.
Надо успеть насладиться этим запахом и запомнить его – в ближайшие десять лет эта частичка старины уйдёт в прошлое: одна из программ конверсии  Bord na Mona  предполагает повсеместную замену индивидуального печного отопления на централизованное с использованием возобновляемых источников энергии. Утверждается, что применение этих передовых финских технологий позволит не только прекратить сжигать торф, но и существенно сократить потери тепла. А всё-таки жаль.

Тем временем наш поезд остановился посреди торфяника, и экскурсовод пригласила нас к стоящему неподалёку деревянному столу. Здесь нам прочитали небольшую лекцию об экосистеме сфагновых болотах и о происхождении торфа, показали образцы болотной растительности и разных видов торфа. Затем под руководством нашего машиниста желающие смогли попрактиковаться в добыче торфа старым дедовским способом. 
Уже более полувека торф в Ирландии так не копают, ведь Bord na Mona с момента своего образования  активно разрабатывала, строила и внедряла всевозможные машины (о них речь пойдёт дальше, на музейной площадке). Только благодаря повсеместной механизации удалось за короткий срок довести годовой объём добычи торфа до 5 млн тонн.
А трудовой подвиг рабочих, в предвоенные годы в поте лица заложивших фундамент энергетической независимости республики, увековечен в бронзе перед местным офисом Bord na Mona.

Вид на ТЭС Шеннонбридж Вид на ТЭС Шеннонбридж
Старейшие примеры рекультивации Старейшие примеры рекультивации
Элис обращает наше внимание на две небольшие рощицы вдалеке.
По её словам, это плоды проведённых четверть века назад первых экспериментов по рекультивации земель после торфоразработок. С тех пор технологии отработаны, и на месте многих бывших торфяников уже зеленеют молодые леса.
Элис приглашает нас продолжить путешествие, и вот нашему взору открывается вид на тепловую электростанцию, ради снабжения которой живёт и трудится дорога.
Справа пускает под облака весёлый белый дымок новая станция, введённая в строй в январе 2005 г. Слева, под полосатой красно-белой трубой – старая, построенная в 1965 г. и остановленная с пуском новой. Судьба здания пока не решена, но скорее всего оно будет разрушено. Новую станцию, помимо большей мощности и экологической чистоты, отличает имеющийся при ней топливный склад, вмещающий двухнедельный запас торфа для работы. «Теперь мы можем позволить себе три дня выходных на Рождество, а раньше дорога работала 365 дней в году»,– рассказывает Элис,– «также иногда у нас случаются простои по нескольку дней, когда льют сильные дожди и торф добывать невозможно. Раньше нам в таких случаях приходилось туго».
Проехали ответвление, ведущее к электростанции. Там перед выездом на главный путь стоял поезд из порожних торфовозных вагонеток. Очевидно, пропускал нас – экскурсионный маршрут частью своей пролегает по главному пути торфовозной дороги.
Вскоре мы, совершив девятикилометровый круг, возвращаемся к месту отправления. Я успеваю спросить Элис про перевозки людей на торфовозных УЖД Ирландии – практиковались ли они раньше, и сохранилось ли сейчас.
 -Сейчас повсюду построены автодороги, и рабочие добираются до участков на своих машинах. А в прежние времена их развозили на дрезинах нашей собственной постройки. На музейной площадке есть одна такая, похожа на домик на колёсах.
Прощаемся с Элис. Американцы, щёлкнув пару раз фотоаппаратами в сторону музейной техники, грузятся в автобус и уезжают.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Ирландия
Англия, Февраль 2016
Самостоятельная поездка
еще маршруты
О Маршруте