На высшую точку Хибин (день 5)

путь подъема на Юдычвумчорр путь подъема на Юдычвумчорр
перед юдычвумчорром перед юдычвумчорром
путь подъема на Юдычвумчорр путь подъема на Юдычвумчорр
плато юдычвумчорра плато юдычвумчорра
Имандра с юдычвумчорра Имандра с юдычвумчорра
тур тур
на вершине юдычвумчорр на вершине юдычвумчорр
Утром, как проснулся, сразу голову из палатки. Радость. Погода хорошая. Позавтракали и приступили к сборам. Через час попрощались с прекрасным озером и двинулись в путь. Подъем начинался в зоне леса, сквозь непроходимые заросли кустарника. Из-за долгих дождей все вокруг было сырое, и мы сильно промокли проходя сквозь ветки и высокую траву. Вскоре лес закончился и нашему взору открылась потрясающая панорама долины реки. Склон напоминал огромную лестницу с гигантскими ступенями. Мы штурмовали их резкими взлетами, отдыхая по 10 мин на каждой.
Пройдя так 6-7 "ступеней" мы вышли на ровное и узкое плато, но это была еще не вершинная часть. Среди огромного поля из ломаного камня можно легко выделить небольшие пригорки, собранные вручную из плоских осколков горной породы. Они высотой до метра, но иногда и больше, и хорошо выделяются среди прочих каменистых разбросов. Так от тура до тура мы двинулись вдоль длинного левого плеча к самой высокой в Хибинах точке, вершине Юдычвумчорра. Погода уже немного портилась, но солнце еще было на небе и видимость позволяла разглядеть все красоты вокруг. Видно даже было часть рудника, что находится недалеко от "25-го километра". У одного из туров обнаружили довольно устойчивую сотовую связь.Совершили нужные звонки. Тем временем ветер усиливался и количество темных туч на небе стало расти. Очень резко упала температура воздуха. Несмотря на то что мы все время были "под рюкзаком", стало очень холодно. Пришлось одеть все запасы теплых вещей, и плотно застегнуться. Ветер дул резкими порывами, небо затянуло.
Вершину, при хорошей видимости, найти очень просто. Камень, высотой метра 2 с половиной видно с огромного расстояния. Он служит ориентиром на пути к вершине, и на нем же расположена памятная табличка, кажется 30-ти или 50-ти летию завода Апатит, если я не ошибаюсь конечно. От камня, в паре десятков метров, находится вершинный тур. Устроив привал на вершине, мы осмотрели окрестности, перекусили, сняли записку и оставили свою.
Поводом скорее идти дальше, стали черные тучи, двигающиеся в нашем направлении со стороны перевалов Петрелиуса. Причем визуально казалось что они находятся с нами на одном уровне по высоте, и вскоре просто накроют нас своей чернотой. Далее наш путь лежал к перевалу з.Петрелиуса, на который мы планировали попасть с вершинного плато, и уже по нему спуститься для ночевки к озеру в его цирке. Ходьба по плато, с учетом специфического вечернего освещения перед грозой, напоминала лично мне кадры из фильмов про хождение по поверхности кого-нибудь Марса или другой планеты. А я, с огромным рюкзаком за спиной, плавно и осторожно шагающий, самого астронавта. Но веселые мысли быстро уходили на второй план, стоило только вспомнить о тучах которые к нам двигались.
Почти на подходе к спуску с плато на перевал видимость стала портится. Появился жидкий туман. Из-за густых облаков стало темнеть. Возникла опасность в плохой видимости промахнуться мимо перевала и застрять на очень крутом, частично отвесном, склоне что был чуть правее от нашего пути. Возможные последствия такого промаха мы смогли оценить на следующий день, смотря на все это дело уже снизу. Решили спускаться вдоль огромного снежника, который протянулся почти с самого верха с правой стороны. Мы обошли его справа и потихоньку начали спуск. На тот момент облака были уже на соседних вершинах, и плавно сползали с них вниз. Спуск был очень тяжелым. В десятки раз сложнее подъема. Крупные осколки камней были самым огромным препятствием. Очень часто приходилось спускать сначала рюкзак, а потом лезть самому. Шаг за шагом, очень аккуратно опираясь палкой, мы сбрасывали высоту. Угол наклона был порядка 45 градусов. Любой неосторожный шаг сопровождался локальным камнепадом.
Даша шла сзади. Я искал более надежные пути спуска, порой методом собственных ошибок. Легкая тревога возникала по мере ухудшения погодной обстановки. Я боялся что нас накроет ливнем и мы не успеем спустится. Даша боялась всего. Также страшно было что кто-нибудь из нас оступится и не сможет остановить падение. Все эти чувства стали в несколько раз сильнее после начала мелкого дождя. И наконец снежник был пройден. Начался настоящий ливень. По лицу ручьями текла дождевая вода, мешающая говорить. Смотреть удавалось только себе под ноги. Мы почти закончили спуск. Пройдя еще пару сотен метров, на относительно ровной поверхности было решено заночевать. Быстро поставили палатку. Короткий холодный перекус. И спать. На часах было 4 часа ночи.
В продолжении пути (день 6-7-8)

под Петрелиусами под Петрелиусами
хорошая погода хорошая погода
туман туман
скважина скважина
под Петрелиусами под Петрелиусами
под Петрелиусами под Петрелиусами
вокзал Апатиты вокзал Апатиты
Утром было состояние как после войны. Погода оставалась такой же. Временами начинался дождь. Все окружающие горы были закрыты облаками.
Мы решили долго не задерживаться, и как только приоткроется перевал з.Петрелиуса, сразу двинуться в путь. Честно говоря, из-за низких облаков, перевал наблюдался на 1/4. И идти наугад в эту белую мглу не очень хотелось. Но надо было. Подождав хоть каких-то изменений со стороны перевала, сразу приступили к подъему. Поднялись довольно быстро. Погода так же быстро испортилась. Причем окончательно.
Видимость составляла максимум 10-15 метров, и спуск с перевала выглядел как дорога "в никуда". Узкая извилистая тропа проглядывалась на несколько метров и бесследно таяла в мокром тумане. Из-за ограниченной видимости нам даже пришлось пару раз пройтись туда-сюда по перевальной щели в поисках тура с запиской. Стоял он, как потом оказалось, на самом видном месте.
Спуск был тоже неоднозначным. То виднелась четкая тропинка, то исчезала совсем. В таких ситуациях сразу думаешь что сбился с пути, но случайно проехав пару метров по сыпучке, снова оказываешься на той же тропинке. Азарт был в том, что из-за облаков ты не имеешь представления ни о длине оставшегося спуска, ни о долине в которую ты спускаешься. Идешь и гадаешь что ждет нас внизу. После продолжительного спуска, я вдруг заметил, что впереди меня находится что-то необычное. Поначалу я подумал что это обрыв, и тропу спуска мы выбрали неверную. Передо мной была четкая горизонтальная линия, направленная перпендикулярно траектории моего движения, за которой уже не проглядывалась никакая поверхность, а было только белое-белое облако. И только когда я уже почти в упор к ней подошел, стало ясно что это озеро-исток ручья. Это означало что спуск закончен.

Обойдя озеро справа, мы продолжали движение по тропинке, которая по-прежнему терялась и как-то сама потом находилась. Таким образом мы прошли пару километров вдоль ручья, а далее тропа уходила правее. По обочинам начала появляться растительность. Траву сменял кустарник, кустарник переходил в мелколесье. Так постепенно мы дошли до зоны леса. По карте определили срез к тракторной дороге. И вскоре продолжили шагать уже по ней. Наш путь оставался загадкой для нас. Ведь дальше 15 метров мы ничего не видели. И то что мы идем в красивой долине вдоль бурлящего потока горного ручья приходилось дорисовывать в голове самостоятельно.
Дорога, по которой мы шли, была относительно ровной и накатанной. Свежие следы УАЗика внушали к ней доверие. По обочинам заметны пустые стоянки. Одна впечатлила особенно. Ровные места на 10-15 палаток, удобный спуск к воде и качественно выполненное костровище с металлическими подвесами под котлы, окруженное бревнами-сидушками. Но нам предстояло пройти еще несколько километров, и остановиться на ночь мы там не смогли. Сделав небольшой привал, продолжили путь.
Через несколько километров наткнулись на небольшой лагерь. Мы бы прошли мимо, не заметив его в тумане, если бы не услышали громкие голоса. Зашли поздороваться, присели поболтать. Нас угостили горячим чаем, и так, за разговорами и чаепитиями, решили что заночуем тут же. Товарищи были из разных городов. Двое из Питера, двое из Апатит и один парень из Финляндии.
Поставили свою палатку и вернулись под тент к костру. Весь вечер нас откармливали гостеприимные друзья. Время провели замечательно, песни под гитару, тепло костра и очень вкусный чай. К ночи все разошлись по палаткам готовиться ко сну. И после хорового пожелания "спокойной ночи", легли спать.
Утром нас разбудили и пригласили на завтрак. Выйдя из палатки я был просто восхищен! Все то что окружало нас было потрясающе! Белые облака поднялись выше, и вся красота долины открылась нашему взору. Был виден лес и горы,слегка прикрытые густыми облаками. Все выглядело так удивительно, как я не мог себе представить раньше. И очень сложно было поверить, что вчера мы проделали путь "вслепую" от начала до конца, не видя этой красоты!
После завтрака наши товарищи планировали сходить на небольшой выход к водопаду, а мы собирались возвращаться к началу маршрута. И до дороги  на спасательную станцию шли все вместе.
По пути встретили еще троих, прогуливающихся налегке, туристов. В процессе разговора оказалось, что мы договаривались с ними встретится в Хибинах, и даже обменивались телефонами через интернет на этапе подготовки маршрута. Они базировались недалеко от базы ПСС, и приехали сюда на машине. Посидели теперь и у них в гостях. Делились впечатлениями. Разговаривали. Пол пути к началу маршрута, озеру м.Вудъявр, они подбросили нас на машине. Пешком дошли до отправной точки, и решили там устроить последнюю ночевку. Встретили ребят из Калининграда. Они уже тоже заканчивали свой маршрут, и направлялись для ночевки в Кировск.
После того как поставили палатку на берегу озера, я решил сгонять до "25-го километра" за продуктами. Причем, тогда эти 12 км до магазина и обратно, считалось нами как "недалеко". На следующий день мы уже двинулись в город. На нескольких автобусах добравшись до Апатит, весь день просидели на вокзале в ожидании 8-ми часового поезда.

Обратно ехали целым вагоном туристов. Благодаря двум хорошим гитарам, вагон не спал всю ночь, и никто, в принципе, и не был против :)
Во общем было весело! Об этом можно написать хоть целую отдельную историю.
Главное что, не смотря на непогоду, несмотря на сильную усталость и хроническое невезение, мы вдвоем, в один голос, могли смело сказать, что наш отпуск  у-д-а-л-с-я!!)
Тогда я еще и не знал как сильно буду скучать по Хибинам весь год...

Оригинал с большими фотографиями и другие истории есть у меня в журнале:
http://grenez.livejournal.com/

Комментарии
Damary08.12.10, 23:20
Маршруты в Хибинах 
Молодцы! Маршрут очень симпатичный. Если еще раз решите ехать в Хибины, очень советую сходить в трещину Аку-Аку и перевал Юмьекорр - очень красивые места, необычные даже для Хибин. Вы были совсем рядом с этими местами.
Editor22.06.10, 10:33
Ну вы даёте )) 
...собирая наши вещи в последний момент, оказывается что у нас исчезли паспорта с билетами. Перерыв все карманы, возникает мысль проверить пакет с мусором, который мы собрали вчера перед сном. Ага, правильно. Были там. Более того, это мы не паспорта случайно выкинули, это мы мусор выкинули в пакет с паспортами. В общем вовремя вспомнили, вовремя нашли...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: