№ п/п | Наименование препятствия | К/С | Описание | Техника прохождения |
1 | Первый Хаут-перекат | 1 | Ориентир – ЛЭП над рекой, река делает широкий левый поворот, в середине русла – достаточно крупный остров. Небольшие валы, прижим к правому берегу на выходе из поворота, обливная каменная плита, уходящая в воду слева. | Без просмотра. Проходили справа от острова, придерживаясь основной струи. После прохождения основной части валов вышли влево (ближе к середине реки), чтобы прижим не вынес на правый берег. |
2 | Второй Хаут-перекат | 1 | Перед порогом река делает сначала небольшой загиб влево, а затем – вправо, здесь и находится сам слив. Левый берег высокий, правый – низкий, скалистый. Осматривать порог можно с правого берега (нужно зачалиться чуть раньше, т.к. перед самым порогом сделать это достаточно трудно), хотя осмотр и не требуется. Представляет собой набор небольших валов без ярко выраженной струи. После порога – широкий разлив | Шли без просмотра. Ушли под правый берег, т.к. и стараясь держаться середины русла (поле поворота реки из-под правого берега как раз выносит на середину), прошли порог без проблем. |
3 | Пор. Сизовский | 2 | Находится в средине S-образного поворота русла. Много стоянок, до, напротив порога (на левом берегу) и после (на правом). Основной слив перегораживает всю реку, в левой и правой частях это бочки, в центральной – длинный язык, далее после слива хаотичное нагромождение валов и небольших бочек. После прохождения основного слива возможно быстро выйти в улово слева, если сойти со струи, то судно попадает туда само. При оверкиле судно выносит на правый берег к деревьям, где легко выйти на берег. | Просмотр и обнос возможны по левому берегу. Вещи обнесли. Проходили на разгруженных байдарках. Организовали страховку с левого берега, при прохождении заходили по центральному длинному языку, после чего держались по струе. В конце струи сильный прижим к правому берегу, одна из байдарок даже не успела отвернуть. При разных попытках как проходили по струе до конца порога, так и уходили после основного слива в улово слева. |
4 | Пор. Собачий | 2 | Находится примерно в 5 километрах ниже пор. Сизовского. Река разделяется на 3 русла, самое левое непроходимо, слева от основной струи располагается остров, поросший соснами. В основном течении находится камень, правее него – основной язык со сливом. Порог широкий, ровный, по берегам в русле можно наблюдать плавающие деревья, следует держаться подальше от них | Проходили сходу, правее камня по основному языку, после языка серия валов, из которой можно выйти в любую сторону практически без затруднений. Страховка возможна только с воды, по берегам плавающие деревья. После порога течение замедляется, широкий разлив. В нём ждали/страховали всю группу. |
5 | Игнольская ГЭС | н/к | Перед плотиной находится невысокий мост (даже в байдарке приходится пригибаться), проход под мостом слева, у моста много наплавных деревьев. Сразу после моста чалка справа. Внимание! Вода сливается с плотины без всякого ограждение, нужно быть очень осторожным. | Обносили фактически от плотины сверху до камней в улове справа (большой карман, метров 200 ниже плотины). На дне много острых камней, старались не ставить на них суда. На спуске от плотины к месту загрузки при дождё очень скользкая глина, нужно быть аккуратным. |
6 | Пор. Кенякоски | 3 | Начинается через 30 минут после ГЭС с таблички слева о большом количестве погибших. Порог проходился справа. Здесь при нашем уровне воды порог представлял собой небольшой перекат на входе, затем, через 250 метров слив средней высоты (порядка полуметра) с валами, но без бочки и, наконец, большой широкий слив с косой бочкой. По правому берегу порог вряд ли проходим из-за обнажающихся камней, по центру много вертикально стоящих пик камней, а последняя ступень порога обрушивается вниз котлом, подбираемым снизу прямой бочкой. | После долго и тщательного осмотра решили проходить под левым берегом, выстави на берегу страхующих после второй и третьей ступени. Также на третьей ступени стоял направляющий, который указывал направление основного языка, где, как нам показалось, прохождение было наиболее безопасным. Необходимо отметить, что страховка с берега на третьей ступени была бы не очень эффективной, поэтому после прохождения первого судна осуществляли страховку с воды. Прохождение третьей ступени было затруднено тем, что влево струя билась в камень, а справа (ближе к центру) был велик риск попасть в котёл в центе. Помощь направляющего была очень кстати. |
7 | Пор. Валойне | 1 | Располагается через 500 метров после третьей ступени порога Кенякоски. Река уходит в высокие скалисты берега, и слева от каменистого острова начинается порог. Представляет собой серию валов до 1 метра длиной около 150 метров, быстрое течение выносит достаточно далеко на плёс. | Проходили без просмотра, страховка не требуется, проходится довольно легко |
8 | Пор. Сарикоски-1 | 1 | Представляет собой длинный язык по середине течения с косыми валами по бокам. Если попасть на язык, прохождение тривиально, если не попасть, есть риск лечь через борт – валы высокие и косые. Просмотр практически невозможен, проходить лучше с ходу | Прохождение без просмотра. На язык не попали, пришлось выгребать на стремину уже в валах. Страховка не нужна |
9 | Пор. Сарикоски-2 | 1 | В конце плёса, вход который перегораживает Сарикоски-1. Находится между островом и левым берегом реки (справа от острова протока перегорожена упавшими деревьями. Осмотр возможен с острова (на нём, кстати, удобное место для стоянки). Порог представляет собой длинный язык, огороженный каменной грядой справа и сильной бочкой слева. Лучше проходить между центром и правым берегом, т.к. попасть в бочку было бы неприятно | После осмотра проходили прямо вдоль течения, набрав скорость и держась подальше от бочки. Серия валов выносит на середину следующего разлива реки. Трудностей при прохождении не возникает. |
10 | Пор. Кумио | 2 | Представляет собой две ступени, разделённые двумя уловами (слева и справа). Порог начинается спустя 1,5-2 километра после порога Сарикоски-2. Первая ступень представляет набор хаотично расположенных валов, при чуть большей воде по-видимому превращающиеся в мощные бочки. После выхода из бочек необходимо уходить правее, т.к. вся река уходит влево и есть риск врезаться в скалу. Тут можно немного отдохнуть, затем идти в во вторую ступень. Входить нужно по основной струе, после чего по возможности выгребать левее, иначе прижим в наклонную правую скалу может перевернуть судно с самыми плачевными последствиями. Серия валов, при большой воде порог превращается нагромождение бочек, категория может повышаться на 1-2. | Осматривали по левому берегу, проходили без вещей, организовав для первого судна страховку с берега спасконцом, для двух других – с воды. В случае оверкиля судно и потерпевших выносило бы далеко на плёс. Загрузка байдарки ниже по течению производили крайне аккуратно, т.к. на дне много острых камней. |
11 | Соддеровская шивера | н/к | Представляет собой мелкий перекат под мостом перед дер. Соддер. | Проходили вдоль левого берега, где, как нам показалось, исключён риск зацепить камни на дне. |
12 | Шивера в дер. Нижняя Салма | н/к | Маленькие валы под мостом у выхода в озеро Вагатозеро. | Проходили по центру, валы до полуметра, трудностей не представляет. Без страховки, без просмотра. |
13 | Шиверы перед между оз. Вагаозеро и дер. Киндасово | н/к | Через 2-2,5 километра после входа в Шую из оз. Вагатозеро начинается каскад шивер, тянущийся практически до дер. Киндасово. Шиверы в некоторых местах проходят между торчащих из воды на 30-50 сантиметров камней, и маневрирование между ними иногда бывает затруднительно в связи с убыстряющимся течением. | Проходили без остановки, перед большими скоплениями камней капитан ведущего судна вставал в полный рост и намечал предпочтительную траекторию для прохода. |
14 | «Сад Камней» | н/к | Распложен на последнем километре перед дер. Киндасово после впадения притока слева в районе серии островов (см. карту). | Быстрое течение, неожиданность появления огромного количества камней и их близкое друг к другу расположение привели к тому, что одно судно налетело на камень и в результате чуть не перевернулось (но в последний момент удалось соскочить), второе пронесло между двух камней, в результате шкура получила длинную царапину, которую после Киндасово пришлось клеить. При прохождении Сада камней следует быть особенно внимательным. |
15 | Пор. Площадка | 1 | Начинается примерно через 20 минут после того, как над рекой в самое небо взлетят 5 вышек РЛС. Порог представляет собой быстрину с серией валов по всей ширине реки, осмотр и обнос практически невозможны из-за густой растительности по обоим берегам, но на самом деле не требуется ни то, ни другое. | Проходили без просмотра и без страховки, т.к. порог не представляет никаких трудностей, легко проходится даже в режиме бревна. Отсутствие бочек и каких-либо иных достопримечательностей не оставляют желания задержаться в пороге. |
16 | Пор Кутижимский | 1 | Аналогичен порогу Площадка. Сложностей, возможности и необходимости осмотра – никаких. Техника прохождения – прямо вдоль течения. | Проходили без страховки и просмотра. В конце был небольшой прижим вправо, от которого уходили на середину. После выхода на плёс слева открылся вид на вышки РЛС. Встали напротив них на стоянку. |
17 | Пор. Питкякоски | 1 | Начинается примерно через 20 минут хода после пор. Кутижимский. Порог представляет собой серию валов, есть даже одна мелкая «игрушечная» бочка. Река течёт в высоких берегах, просмотр не требуется и неудобен (длина порядка 1000-1200 метров). | Проходили без просмотра, большое количество поворотов, но прижимы слабые. Течение быстрое не очень сильное, можно потренироваться работе в пороге перед пор. Большой Толли |
18 | Пор. Большой Толли | 2/3 | Этим порогом завершается плёс после пор. Питкякоски. Слева на высоком берегу разбираются коммерческие группы, справа перед сливом удобная площадка для антистапеля и стоянки. Над порогом и за ним – большое количество каякеров (Каждый выходные – почти наверняка). Порог перегораживает всю реку, местами показываются мели и острова. Самое сложное прохождение – справа, там бочка и практически нет языка. Самое простое – слева, практически проносные валы. | Разгрузились перед порогом, т.к. маршрут был завершён. Стали проходить в самой сложной части, договорившись о страховке с каякерами. Байдарка легла, сами всё собрали, вышли на остров после порога (примерно через 70 метров), вернулись по правому берегу к стоянке. В пороге необходима страховка с воды, т.к. при оверкиле вещи может раскидать на очень большом пространстве. |