Армения и Нагорный Карабах
День 06 - 10.09

Тбилиси - оз. Кумиси - Марнеули - Садахло - граница Грузия/Армения - Ахтанак - Кохб - лесхоз Мечикент

Сегодня мы покидаем ставшую за два похода уже такой близкой Грузию и направляемся на юг в Армению.
К погранперереходу Садахло идет хорошая, но весьма оживленная трасса, а потому решаем ехать чуть в стороне второстепенными грунтовыми дорогами. Видами этот участок маршрута не впечатлил, но всё равно приятнее и комфортнее, чем по асфальту.
Граница Грузия/Армения самая беспроблемная из всех, что пришлось проходить - ни очередей, ни вопросов, ни тем более проверки вещей. Стук-стук штампы в паспорта и мы в стране древних преданий, монастырей и отличного коньяка.
Здесь пришло время сказать пару слов о планах маршрута по Армении. Изучая отчеты предшественников, я пришел к выводу, что все ездят практически по одним и тем же местам и в-основном по асфальту. Мы же стремились по-возможности уезжать с трасс, таким образом в маршруте появились три нестандартных участка через горные грунтовые дороги, нарисованные пальцем по карте ГШ без какой либо информации о их состоянии. И в этом был дополнительный плюс похода - ехать не зная, что увидешь за поворотом намного интереснее, чем по чужим описаниям и тем более трекам.
После границы начало первого спецучастка - у Ахтанака уходим в горы. До Кохба асфальт, а далее грунтовой дорогой на лесхоз Мечикент. Проезд через Кохб сопровождался живым интересом со стороны местных. Несколько раз останавливали, спрашивали куда едем, узнав же о планах, настоятельно рекомендовали вернуться, уверяя что дороги нет. Даже спор предлагали на хороший коньяк, что не проедем. Всерьез эти предупреждения нами не воспринимались, в походах постоянно сталкиваешься с тем, что далеким от туризма людям свойственно в разы завышать уровень предстоящих трудностей.
Спустя несколько километров у реки заметили небольшую компанию, расположившуюся на пикник в беседке. Решил сходить узнать что с дорогой, а в результате нас усадили за стол, накормили-напоили, да ещё и с собой отдали всё что было на столе. До сих пор с теплотой вспоминаю эту встречу.
Ночевать нам посоветовали чуть выше - у природного минерального источника, где оказалась лучшая за весь поход вода. Слабогазированная и без лишних привкусов, свойственных нарзанам или боржоми.

Пробег - 116.0км
     Набор высоты - 1387м
День 09 - 11.09

лесхоз Мечикент - пер. Соухбулак(2053, авто) - летники

Непростой день. Утро ушло, чтобы перевалить горы и выбраться на покинутую у Кохба дорогу. Вчерашние предупреждения как и предполагалось оказались преувеличенными, хотя и простой прогулки тоже не получилось - сильно разбитая лесовозами колея, грязь от недавно прошедший дождей, большой уклон, где местами приходилось идти пешком.
Заметно легче стало как вышли на дорогу Кохб-Лорут, укатанный грейдер, по которому везде можно ехать. На нашей карте 1976г дорога выходит на Лорут, на деле же она отклоняется вправо и пересекает хребет Гугарац через перевал 2053м в районе горы Соухбулак и далее на восток на Енокован. По карте нарисована тропа, но дорога вполне приличная для любой машины. По пути много пастушьих стоянок, окресные луга активно используются под пастбища.
Погода портится. Зарядил собиравшийся весь день дождь. А с ним пришло понимание, что ещё чуть-чуть и дорога совсем раскиснеn и ехать станет невозможно. Вставаем, съехав  на десять метров от дороги. Питьевой воды нет, ложимся спать без ужина, доедая запасы печенья и конфет.
Пробег - 71.3км
     Набор высоты - 1876м
День 10 - 12.09

летники - Енокаван - Иджеван - Чайкенд - Бариабад - под пер. 2343

Утро совершенно не радует. Казалось, дождь на прекращался всю ночь. Сыро, холодно, мерзко. Но сидеть в палатке смысла нет, пересиливая себя собираемся и выдвигаемся в путь. Оставшиеся грунтовые километры тянулись бесконечной чередой грязи и луж. Однако дорога оказалась лучше, чем казалась со стороны - грязь хоть и летела с колес во все стороны, но сами их не блокировала, позволяя медленно, но верно ехать вперед. Ну а от Енокована начался скоростной асфальтовый спуск к Иджевану. Спустившись, заехали на мойку, где привели себя и велосипеды в божеский вид, а также завулканизировали пробитую на камнях бескамерку Виталия. Отношение очень доброжелательное, денег за услуги брать отказались, приятно.
Отлично перекусили в городе - по три порции шашлыка каждому, салат, сыр рвзных видов, чай. И всего за 300р/чел в пересчете на наши, цены на еду в Армении заметно ниже среднероссийских.
Иджеван и дорога на юг от него оставили самое положительное впечатление, ощущение как от какого-то курортного города в Абхазии, ловил себя несколько раз на мысли, что жду как сейчас вот-вот вместо гор слева покажется бескрайняя гладь моря.
Дальнейшая наша цель озеро Севан и ехать туда по асфальту через Красносельский перевал, но у нас здесь по плану второй спецучасток. У села Чайкенд сворачиваем с трассы, надеясь пересечь хребет Арегуни через обозначенный по карте перевал Дузюрт. Дорога как-то сразу пошла в гору и до следующего села Бариабад пришлось больше идти, чем ехать.

В селе показали грунтовку на перевал, уклон которой оказался ещё круче. Набрали метров двести, толкая велосипеды вверх, как Виталий, включивший ГПС на телефоне просигнализировал, что мы здорово отклонились и идем по дороге, которой по карте нет. На Дузюрт влево по ущелью, а наша дорога судя по всему идет кратчайшим путем прямо на хребет без серпантинов и прочих излишеств. Решаем вставать, оставив до утра осмысление сложившейся ситуации.

Пробег - 70.3км
     Набор высоты - 1441м
День 11- 13.09

пер 2343(авто) - северный берег оз. Севан

Рассвет открыл картину, схожую с виденной неделей ранее под перевалом Ацунта - ковер из облаков, заполнивший долину под нами.
Что до вчерашних терзаний о выборе пути, то рассудив здраво, пришли к выводу, что дорога в любом случае приведет к Севану, а подсчет горизоналей по карте дал и его примерную высоту 2300м. До вершины всего каких-то 400м набора, пара ходовых часов.
Воодушевленные выезжаем, вернее выходим. Уклон не позволяет возникнуть даже мысли о возможности езды в седле. Полагаю, местные пользуются этой дорогой для поездок "к морю" на Севан на технике вида ГАЗ-66 или ЗИЛ-130, для которых такие горки  не помеха.
Все по плану, к намеченному сроку стояли на перевале, направив взоры вниз на голубую гладь озера.
У Севана мироощущение как-то сразу изменилось. Безоблачное небо,  жаркое солнце и тихий ветер, нагоняющий шеренги волн к берегу. Отличные места до стоянки - песчанные пляжи в хвойном лесу и почти полное отсутствие людей на километры вокруг. С трудом подавив желание вставать прямо здесь, решаем доехать до магазина.

А до нормального магазина пришлось катить около тридцати километров, северный берег малозаселен в связи с тем, что горы подходят почти к воде и разместить дома просто негде. В-прочем, проезд вдоль озера почти в удовольствие - хороший, не загруженный траффиком и рельефом асфальт.
Закупив продукты, решаем встать пораньше, но не тут-то было, берег в этих местах оказался сильно заболочен и зарос камышами. Потратив около часа на безрезультатные поиски нормального подхода к воде, останавливаемся на территории форелевого хозяйства. Отличное во всех отношениях место, разве что довольно комариное.

Пробег - 83.4км
     Набор высоты - 903м
День 12 - 14.09

северный берег оз. Севан - пер. Зодский(2494, авто) - р. Тертер - гор. источники Истису

Сегодня по плану дневка, но усталости от похода ещё нет, а потому решаем ехать дальше, перенеся день отдыха на южный берег Севана, куда ещё вернемся.
Впереди Нагорный Карабах. Место с удивительной природой и трагической новейшей историей. Формально говоря, въезд на его территорию возможен только по едиственной дороге Лачин-Степанакерт. У нас в планах так выезжать, а попасть в республику через Зодский перевал. Погранперехода в этом месте нет, но предыдущие группы неизменно успешно проходили, имея на руках неофициальные документы в виде маршрутных книжек МКК или сопроводительных писем армянских общин. Мы же из природной лени ничего делать не стали, решив, что раз достаточно таких неформальных документов, то сумеем договориться на месте.
Дорога на Зодский перевал проходит рядом с активно разрабатываемым золотодобывающим рудником. За годы вокруг выросли настоящие горы из отработанной породы, от чего пейзаж приобрел необычный "лунный" ландшафт.
Главный интерес перевала заключен в серпантине спуска, отдадим ему заслуженное второе место, после Банского. Внизу пост милиции, проверили паспорта и пожелали счастливого пути. Про незаконное проникновение в Карабах никаких вопросов, имевшиеся опасения оказались напрасны.
Дорога заходит в ущелье реки Тертер, самое красивое место в армянской части маршрута. Отвесные полукилометровые скалы, прорезанные на ширину реки.
Завершился же день на горячих источниках, куда пришлось ехать в 20-ти километровую радиалку. В процессе подъема не раз возникала мысль, а стоит ли оно того, но все сомнения были отброшены разом как только мы погрузились в бурлящую горячую воду. Настоящий гейзер, температура выше 50 градусов, усидеть реально лишь несколько секунд.

Пробег - 98.0км
     Набор высоты - 965м

День 13 - 15.09

гор. источники Истису - р. Тертер - Степанакерт

Цель дня столица Карабаха город Степанакерт. Высота ночевки 2200м, Степанакерта 800м нум, казалось бы катись себе вниз, радуясь жизни, но на пути выросли три асфальтовх миниперевала, по которым пришлось набрать более 1500м высоты. Едем почти без остановок, торопясь успеть сделать регистрацию в местном МИДе.  Но не судьба, на момент приезда в 17-30 все уже ушли домой и нам предлагают приходить утром. Делать нечего, находим по Google maps подходящую по ценам и расположению гостиницу, заселяемся и идем отмечать пройденный днем юбилейный 1000-й километр похода.
Степанакерт неожиданно оказался очень ухоженным и цивильным городом - множество новых зданий, магазины известных марок, не Москва или Питер конечно, но вполне себе уменьшенный в размерах Воронеж или Тверь. Покушать также никаких проблем - параллельно центральной улица с закусочными, где готовят шашлык на любой вкус - из курицы, баранины, говядины, свинины и даже овощей. Цены копеечные - 50-60р за порцию. Эх, те бы цены да сюда в Москву...

Пробег - 121.6км
     Набор высоты - 1559м
День 14 - 16.09

Степанакерт - пер. Лысогорский(1803, авто) - Бердзор - Карашен

C утра заехали за регистрацией, после чего основной трассой направились в сторону Бердзора на выезд из Карабаха.
Дорога ещё в Стапанакерте начинает подниматься на Лысогорский перевал. Приличный уклон, позади почти полкилометра набора, а город все ещё как на ладони. Но я в какой-то момент очень удачно погрузился в свои мысли о тяготах жизни, выйдя из которых осознал, что уже подъезжаю к самой вершине перевала.
На перевале неожиданная встреча - сборная группа земляков-велотуристов, путешествуюших по Армении.
Пробеги у них меньше наших, зато посещают все достопримечательности по пути. По их советам наметил два новых места - канатку на Татев и ущелье "Симфония камня", не попавших в план похода. На текущий момент у нас больше двух дней опережения графика и такие интересные места оказались очень кстати.
Спуск c перевала почти так же крут как и подъем, километр набора - километр сброса, стремительно пролетающий по асфальту. Вот и Бердзор, через несколько километров после которого формальная граница Нагорного Карабаха и Армении у моста через реку Акера. Пост милиции, где надо отдать полученную утром регистрацию.
До вечера проехали ещё километров двадцать, заночевав на симпатичном лугу у села Карашен.
Пробег - 88.4км
     Набор высоты - 2053м
День 15 - 17.09

Карашен - пер. Черкези(1674м, авто) - Горис - кан. дорога к монастырю Татев - Ангехакот - Спандарянское водохранилище

Третий асфальтовый день подряд. Затяжные подъемы-спуски, растянувшиеся на километры отары овец, сгоняемых с гор в связи с приходом осени, интенсивный автомобильный траффик и непреодолимое желание уехать наконец с трассы в горы.

Скрасило день разве что посещение монастыря Татев, примечательного в первую очередь своей канатной дорогой. Википедия пишет о ней следующее:
Татевская канатная дорога - самая длинная в мире пассажирская канатная дорога без промежуточных остановок, получившая название «Крылья Татева»
Инженерное сооружение «Крылья Татева» простирается на 5,7 км над глубоким и живописным ущельем реки Воротан, соединяя с одной промежуточной станцией две деревни:Алидзор (неподалеку от ереванской трассы) и Татев, расположенной у монастыря. Наибольшая высота над ущельем составляет 360 м. Вмещающая 25 пассажиров кабина движется с максимальной скоростью 37 км/ч, проходя путь от точки отправления до точки назначения за 11 минут 25 секунд.
Сам монастырь довольно типичен по архитектуре, в настоящее время активно реконстуируется.

Пробег - 91.2км
     Набор высоты - 1902м
День 16 - 18.09

Спандарянское водохранилище - Базарчай - пер. 2368(авто) - Джермук - ур. Курмыдылар

Ночевали на берегу Спандарянского водохранилища, откуда рукой подать до заключительного спецучастка похода - выхода к южному берегу Севана через Зангезурский и Варденисский хребты.

Улучшенная грунтовка отделяется от трассы у села Базарчай. По пути несколько постов, охраняющих подходы к рудникам по добыче золота в местных горах. Но к нам исключительно приветливое отношение - рассказывают о дороге впереди, угощают яблоками.
Подъем к перевалу 2368м через Зангезурский хребет ничем особым не запомнился, а вот на спуске произошел неприятный инцидент - на одном из поворотов, у меня сорвало переднее колесо и я сложился на бок на скорости около 30км/ч. Ободрал практически всю правую половину туловища, но серьезно пострадал только локоть. Делать нечего, промываю как могу раны, заливаю йодом, едем дальше.
Спуск приводит к городу-курорту Джермуку, известному своей минеральной водой далеко за пределами Армении. Зашел вчера в свой "Перекресток" и даже там нашел одноименную воду. Проезжаем несколько гостиниц, затем крупный санаторий, где заканчивается начавшийся перед городом асфальт, дальше по сильно разбитой грунтовке ползем пешком вверх.  Метров двести набора и мы на среднепересеченном плато. Дорога разного качества, то улучшается, то становится на грани проезжести. На ночевку встаем на высоте 2664м, интересный факт - судя по карте снова пересекли границу Нагорного Карабаха, однако тому нет каких-либо внешних признаков. Температура комфортные +20, но с заходом солнца практически мгновенно падает до +5. Сентябрь, осень пришла в горы.

Пробег - 53.8км
     Набор высоты - 1507м

День 17 - 19.09

ур. Курмыдылар - пер 2918(авто) - Варденис - южный берег оз Севан

Посреди ночи проснулись от яркого света и непонятного звука. Выглядываю из палатки - трактор Беларусь. Как он нас нашел ума не приложу, палатку поставили метрах в тридцати от дороги, да и вообще его появление было абсолютно неожиданным, за весь день после Джермука ни одной живой души. Перекинулись парой фраз кто-откуда и легли спать дальше. Но лишь успели заснуть как тоже самое, но с другой стороны. Второй трактор! Ребят, здесь трактор не проезжал? Ну да был, вон туда поехал... Вот так по ночам местные чабаны друг к другу в гости ездят.
Утром выезжаем вчерашней дорогой, но в какой-то момент её теряем. Не проблема, достаю компас и беру азимут на север к Севану, Пешком прошли около двух километров и вышли на отличный грейдер, заметно лучше того, что ехали раньше. По карте дорога делает резкий поворот на восток, огибая горы урочища Сарыеры, мы же судя по всему этот поворот пропустили и прошли по горам напрямик.
Можно ехать, но каждая кочка на дороге отдается дикой болью в травмированном локте. Еду стиснув зубы, сильно отставая от Виталия, терплю.
Перевала как такового нет, дорога в какой-то момент просто резко уходит с плато вниз.
Доезжаем до Вардениса, с которым были связаны особые надежды - мы несколько не расчитали с обменом денег и не окажись там банка рисковали питаться одними ролтонами до самого Еревана. Но нет, банк есть и даже чудо техники - автомат по обмену денег, конвертация в пять валют на выбор! Такого я нигде в жизни больше не видел.

Воодушевленные, едем от магазина к магазину вдоль южного берега Севана. Завтра заслуженная дневка, отдыхаем.

Пробег - 97.0км
     Набор высоты - 497м
День 18 - 20.09

Дневка на Севане, бездельно прожитый день.

День 19 - 21.09

южный берег оз. Севан - Камо - Ланджахлюр - пер. Спитаксар(3200, авто) - Гехард - Гарни - ущ. Симфония Камня

Поход близится к завершению - остался лишь заключительный бросок через Гегамский хребет к Еревану.
Подъем к перевалу Спитаксар начинается у села Ланджахлюр. Первый километр приходится пройти пешком из-за большого уклона и камней, но дальше дорога выравнивается и вполне можно ехать. Виды на подъеме не вызывают эмоций, но ближе к перевалу горы преображаются - появляются скальные осыпи, нерастаявшие с зимы снежники, высокогорные озера. В который раз убеждаюсь, что выше 3000м некрасивых гор не бывает.
С перевала отлично виден пятитысячник Арарат, а ещё ловятся только турецкие сотовые сети, до границы с которой всего километров тридцать.
Спуск каменистый и очень техничный, едем предельно аккуратно  на зажатых тормозах, вверх в отличии от другой стороны здесь уже никак не заедешь.
Асфальт начинается у Гехарда, откуда стоит сделать радиалку на два километра к монастырю IVв нэ. Место исключительной красоты, но абсолютно попсовое - всё впечатление портят толпы людей и лотки с сувенирами. Увы, но нет желаемого ощущения прикосновения к вечному.
Заключительная походная ночевка, оказавшейся самой запоминающейся. Скалы вокруг образуют необычные конструкции, похожие по виду на органные трубы из-за чего ущелье получило название "Симфония камня". В начале довольно много туристов, но если спуститься пару километров, то людей совсем нет, а места всё такие же волшебные.
Пробег - 96.4км
     Набор высоты - 1721м
День 20-21 22-23.09

ущ. Симфония Камня - Гарни - Ереван

Утром никуда не торопимся, оставшиеся сорок километров до Еревана проезжаем к обеду. Останавливаемся в очень уютном Orange Hostel и тратим остаток времени до вылета на знакомство с городом. В отличии от Тбилиси, Ереван не так колоритен, архитектура в большинстве своем типична для крупного советсткого города, что отличает, так это огромное количество памятников и архитектурных скульптур, установленных буквально на каждом перекрестке. А ещё в Ереване самый продуманный и комфортный аэропорт, где мне довелось побывать.