Велопоход по высокогорным областям Восточной Грузии Хевсуретии и Тушетии, а также Армении и Нагорному Карабаху
 

Маршрут

Владикавказ - граница РФ/Грузия - Джута -  пер. Садзелигеле(3056, 1А) - Рошка - пер. Медвежий(2676, авто) - Шатили - пер. Ацунта Северный(3501, 1А) - Гиреви - пер. 2320(авто) - Омало - пер. Банский(2928, авто) - Телави - пер. Гомборский(1650, авто) - Тбилисиграница Грузия/Армения - Кохб - пер. Соухбулак(2053, авто) - Иджеван - Чайкенд - пер 2343(авто) - северный берег оз. Севан - пер. Зодский(2494, авто) - р. Тертер - гор. источники Истису - Степанакерт - пер. Лысогорский(1803, авто) - Бердзор - пер. Черкези(1674м, авто) - Горис - кан. дорога к монастырю Татев - Спандарянское водохранилище - Базарчай - пер. 2368(авто) - Джермук - пер 2918(авто) - Варденис - южный берег оз Севан - пер. Спитаксар(3200, авто) - Гехард - Ереван


Всего за поход

- Пробег 1375км
- Набор высоты 26588м
- 19 ходовых дней + 2 дневки


Грузия. Хевсуретия и Тушетия
День 01 - 03.09

Владикавказ - граница РФ/Грузия - Казбеги - Джута - под пер. Садзелигеле

Владикавказ, солнечное утро. Выгружаемся из поезда, порядком устав от полуторосуточного безделья. Недолгие сборы велосипедов, закупка продуктов и вот мы уже на Военно-Грузинской дороге, поднимающейся к границе с Грузией. Отличный асфальт, мало машин, ехать одно удовольствие.
КПП Верхний Ларс. Хорошая новость, с этого года разрешен переход границы на велосипедах и нам не надо искать машину для её пересечения. Уклон дороги заметно возрос, при подъезде к грузинскому КПП с удивлением отмечаю, что набор по альтиметру уже приближается к километру.
Справа должен быть отлично виден красавец-Казбек, но и в этот раз не везет. День хоть и не пасмурный, но гора наглухо затянута тучами. Треплемся с местными - нет там у вас ничего, враки всё, второй год подрят одни тучи показывают :) Местные на полно серьезе успокаивают - ребята, гора на месте оставайтесь до утра, всё видно будет. Эх, остались бы, но поход, план, график...
У Ачхоти прощаемся с трассой, сворачивая налево в горы. Пара километров асфальта сменяются вполне приличной грунтовкой. Грунтовка, увы, тоже не вечная, доходит до Джуты, от которой ещё 8км тропы к нашему первому перевалу 1А Садзелигеле. Тропа вполне набитая, ехать-не поедешь, но катить рядом велосипед вполне комфортно.
На пути небольшой каньен - пытались идти прямо по нему, но множество бродов, камней, надо уходить вверх. И тут немного ошиблись. Признаюсь честно, чем дольше хожу в походы, тем более формально начинаю относиться к проработке маршрута. Вот и в этот раз, в разделе описание перевала мысленно записал - "1А, всего 3000м - фигня, пройдем", не потрудившишь почитать чужие отчеты. А из отчетов бы следовало, что тропа идет левой стороной каньёна, мне же почему-то приглянулась правая. Пошли какие-то осыпи, прижимы, скальные выходы. Помучались часа полтора, на том и встали с сумерками на 2550м, спустившись к реке.
Итого за день:
Пробег - 72.1км
     Набор высоты - 1868м 
День 02 - 04.09

пер. Садзелигеле(3056, 1А) - Рошка - пер. Медвежий(2676, авто) - р. Аргун
 
С утром пришло осознание, что что-то делаем не так. Обратили взоры на противоположный склон и действительно, там нашлась вполне приличная тропа. По ней спокойно, без подвигов докатили велосипеды до перевала.

Вот и перевал, который хоть и пересекает Главный Кавказский Хребет, но выдающимися видами не впечатляет - нет здесь ни скал, ни ледников, ни морен, лишь широкая травянистая седловина, обрывающаяся крутым серпантином спуска, по которому велосипеды юзом сползают на зажатых тормозах.
Внизу же вплолне можно ехать. Местами камни, ямы, заросли, но тропа хорошая и большую часть спуска едем. К поселку Рошка выходим к 12 часам дня. Неплохо, я закладывал целый день, но за счет хорошей тропы получилось вдвое быстрее.

От Рошки шикарный спуск к реке Гуданисчала, омраченный лишь осознанием сброса полукилометра высоты, который нам совсем бы не помешал на следующем перевале. Посидели-пообедали, по плану вроде как всё на сегодня, но время всего лишь час дня, поэтому решаем ехать дальше и попробовать проехать ещё один перевал, Медвежий, высотой 2676м, до которого набирать ещё 1200м.

До перевала ехали, стараясь придерживаться простого принципа - 300 метров набора, 10 минут отдыха. Наверху заходят тяжелые тучи, поэтому долго не задерживаемся и разгоняясь по серпантину, летим вниз. Подъем три часа, а спуск за каких-то пятнадцать минут.
Встаем на ночь недоезжая нескольких километров до Шатили. Итоги дня - два раза пересекли ГКХ, побывав на полдня в Закавказье и к вечеру вернувшись на Северный Кавказ вновь. А всего за первые два дня проехали маршрут трех дней. Здорово, просто здорово.

Итого за день:
Пробег - 39.6км
     Набор высоты - 1920м 
День 03 - 05.09

р. Аргун - Шатили - Ардоти - под пер. Ацунта Северный

Цель ближайших дней пройти из Хевсуретии в другую горную область Грузии, Тушетию. Автомобильных дорог между ними нет, лишь две тропы - длинная южная траверсом ГКХ и перевал Андаки(2887м) и более высокогорная, но и короткая северная, через пер Ацунта Северный(3500м). Первый маршрут проходила годом ранее группа украинских велотуристов, мы же решили попробовать второй, сведений о состоянии которого не было со времен СССР.
Проезжаем Шатили и в месте слияния Аргуна и Андаки уходим направо. Удивительное дело, до границы с Чечней всего километр, но никаких блок-постов, полиции, проверок документов.
Дорога приводит к селению Ардоти, где переходит в тропу. Почти сразу мост на другую сторону и начинается самый сложный участок подъема на перевал - 800-метровый набор на гребень, обозначенный по карте как хребет Хидотани.
Подъем занял почти весь остаток дня, но встать наверху сразу не получилось, воды нет, а потому пришлось идти дальше, набрав дополнительно ещё триста метров, до места где тропу пересекал небольшой ручей. Вода теперь есть, но зато другая проблема - почти отвестный склон, по которому траверсом идет узкая тропа.  На полном серьезе рассматривали вариант ночевать прямо на тропе без палатки, но к счастью чуть выше нашлась почти ровная площадка, куда впритык стала палатка. Умотались за день по-полной, для меня однозначно самый тяжелый день похода.

Итого за день:
Пробег - 29.1км
     Набор высоты - 1520м
День 04 - 06.09

пер. Ацунта Северный(3501, 1А) - р. Квахидис-Цхали - разв. Чонтио

Утро восхитило картиной открывшихся видов - облака зацепились за горы ниже нас, ощущение, что мы не на 2900м, а намного выше, в серьезных горах.
Подъем к перевалу занял чуть больше двух часов. Местами довольно крутой уклон, но за счет хорошей тропы не доставляющий каких-либо сложностей.
Выход на перевал ознаменовался встречей с группой пеших буржуйских туристов, зашедших одновременно с нами с другой стороны. Кого-кого, а велосипедистов они явно не ожидали здесь увидеть. Состоялся диалог прямо как по фильму Брат-2:
- Are you cкazy?
- No, we are russians!


Взгляд на другую сторону в Тушетию и сразу заметно как изменились горы за перевалом - более скалистые, суровые, красивые.
Буржуи тем временем спрашивают:
- Ну что, ребята, вниз на велосипедах поедете?
- Э-ээ, нуу. Да!
Но ехать честно говоря нет никакого желания - крутой склон, переходящий в пропасть и лишь узкая полоска тропинки траверсом. Одно неверное движение и улететь можно очень далеко, но делать нечего, понты дороже. И ведь съехали мы с Виталиком до первого перегиба! Дальше конечно слезли с велов, опасно.

Участок после перевала вызывал даже большее беспокойство, чем сам перевал, информации до похода о нем совсем не было и я бы не удивился, застрянь мы на несколько дней в трудно проходимом ущелье. Но нет, удача снова на нашей стороне, тропа как была отличной, так и осталась таковой после спуска и к вечеру мы прошли-проехали почти до самого конца, заночевав за два километра до первого тушетинского села Гиреви, откуда уже начиналась автодорога.

Итого за день:
Пробег - 18.3км
     Набор высоты - 1040м 
День 05 - 07.09

Чонтио - Гиреви - пер. 2320(авто) - Омало - р. Хисос-Алазани - под пер. Банский

Выезд затянулся к обеду. На заднем колесе моего велосипеда обнаружился приличный люфт в барабане, для устранения которого был нужен шестигранник на 10, в ремнаборе же такого естественно не было. Не беда, разобрал втулку, подкрутил барабан подручными средствами, а вот при сборке конусов начала крошиться червячная передача разводного ключа, взятого Виталиком. Человек я спокойный и выдержанный, но тут надо признать дал волю слову. Делу конечно это мало чем могло помочь и в результате пришлось затягивать конуса руками, надеясь найти нужный инструмент в первой населенке. Конуса практически сразу самозатянулись и колесо стало крутиться еле-еле, но ничего не поделаешь, едем.
Пара километров пути и вот перед нами село Гиреви и автодорога за ним.

Дорога приводит к центру Тушетии селу Омало, известному благодаря фильму Мимино, снимавшемуся в этих местах. По пути пришлось пересечь Алазанский хребет через перевал 2320м c красивейшим хвойным лесом на подъеме. В Омало пополнили запас продуктов, а также нашли нужные ключи для ремонта втулки.
На автомашине в Тушетию, как и в Хевсуретию можно попасть единственной дорогой и также через перевал Главного Кавказского хребта, названного за горячие источники у его вершины Банским. К вечеру подъехали к серпантину, оставив взятие перевала на следующее утро.





















 
Итого за день:
Пробег - 36.5км
     Набор высоты - 1620м 
День 06 - 08.09

пер. Банский(2928, авто) - Пшавели - Телави - под пер. Гомборский

Следует отметить, что нам очень повезло с погодой в первые дни похода - прошли всю высокогорную часть без единой капли осадков по лочти летней погоде, но сегодня горы решили показать свой характер. Сквозь хребет тяжело переползают свинцовые тучи, чувствуется, что серьезный дождь лишь вопрос времени.
Не искушая судьбу, выезжаем к перевалу. И даже успели заехать к самой вершине, где нас накрыл фирменный кавказский туман, мгновенно появляющийся ниоткуда и также стремительно в никуда исчезающий. Холодный ветер, дождь.
Банский перевал
Спуск с Банского перевала одно из самых сильных впечатлений за все мои велопоходы - сброс по серпантину более двух километров высоты. Кидаю взгляд сверху вниз - где река? не видно ничего, бездонная пропасть. Десять витков серпантина позади - и снова лишь чернеющая пустота внизу. Ещё десять, затекшие пальцы с трудом удерживают тормозные ручки, капли дождя шипят, вскипая на раскаленных дисках. И вот внизу показалось ущелье, но как же ещё до него высоко!
А ущелье, куда спустились, превзошло всё виденное в походе ранее. Красота, ради которой едем на Кавказ снова и снова - узкие скальные стены, поросшие хвойным лесом, бушующая река внизу и лента дороги, пробитая по склону.
Горы позади, но впереди ещё более замечательное место - центр виноделия Грузии Кахетия. По сторонам от дороги раскинулись бесконечные виноградники. И наш приезд как раз вовремя, первые дни сбора винограда. Естественно, равнодушно проехать мы не могли. Объелись и набрали с собой столько, сколько удалось закрепить на велосипедах.
У Телави неожиданно стал обгонять сплошной поток машин с возбужденными людьми внутри. При виде нас высовывались из окон, начинали сигналить, махать флагами. Ещё никогда в жизни не приходилось оказываться в центре столь бурного внимания, от чего были немного шокированы и не сразу поняли в чем дело.
Оказалось, приезжает М. Саакашвили с предвыборным митингом, который вот-вот начнется. Местные политические страсти нам оказались мало интресны, а потому проскочили Телави не задерживаясь и встали на ночевку по пути на Гомборский перевал. День ярких впечатлений.



Итого за день:
Пробег - 82.2км
     Набор высоты - 1734м 
День 07 - 09.09

пер. Гомборский(1650, авто) - Тбилиси

К обеду прибыли в Тбилиси, преодолев остатки Гомборского перевала и около 70км малозапоминающихся асфальтовых дорог. Остановились как и в прошлом году в Tbilisi Soul Hostel. Душ, вещи в стирку и на прогулку.
Есть всё-таки у Тбилиси свой притягательный колорит, делающий его непохожим на любой другой город мира.

Итого за день:
Пробег - 71.3км
     Набор высоты - 522м

Комментарии
invin16.01.13, 23:51
Спасибо! 
Ехать обязательно, выше 3000м некрасивых гор не бывает :)
Terra16.01.13, 23:40
Супер!!! 
Дима! Спасибо за отчет!! Места обалденные!
Надо ехать :))
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Дмитрий Чумало