"матрасный" поход по рекам Осуга и Тверца. Удобная заброска и окончание маршрута. Весьма бюджетный вариант.
река Осуга - река Тверца
от моста у д.Горощино до п.Медное (антистапель за автомобильным мостом)
Р.Осуга

2009-07-26--07-29-07 начало маршрута 2009-07-26--07-29-07 начало маршрута
2009-07-26--10-27-03 надуваемся и грузимся 2009-07-26--10-27-03 надуваемся и грузимся
2009-07-28--12-04-28 с.Пятница-Плот 2009-07-28--12-04-28 с.Пятница-Плот
2009-07-28--12-26-21 в храме 2009-07-28--12-26-21 в храме
2009-07-28--12-26-39 в храме 2009-07-28--12-26-39 в храме
2009-07-28--12-28-09 в храме 2009-07-28--12-28-09 в храме
2009-07-29--20-46-07 остатки плотины в устье Осуги 2009-07-29--20-46-07 остатки плотины в устье Осуги
2009-07-29--20-46-51 остатки плотины в устье Осуги 2009-07-29--20-46-51 остатки плотины в устье Осуги
Как всегда это бывает: разговоры разговаривали загодя, а как пришло время срочно собираться, то оказалось и того нет, и другого, и с составом до конца не определились, да и главное – лодка – отсутствует!
Но срок начала экспедиции был означен совершенно четко, поэтому все вопросы пришлось решать (и решить) за одну неделю. Лодка была куплена буквально накануне. Правда и здесь не обошлось без накладок: вместо оговоренной лодки от компании Вельбот было закуплено старинное одноразовую посудину, под названием НЛ-8. Жадность человеческая непобедима! За Вельбот просили на 4 тысячи больше.

Отъезд назначили на ночь с субботы на воскресенье (25.07 – 26.07). Причем Ваня со Стасом должны были прибыть с корабля на бал …. Упс! …. С бала на корабль! Прямо с чьей-то свадьбы!
Сразу после полуночи начали грузить прицеп и багажник экспедиционной пятерки (не подумайте, что BMW). ;о)
К половине третьего ночи всё было погружено, Стас, Ваня и примкнувший к нему пёс Джей благополучно добрались до пункта отправления.
Поехали!

К половине восьмого утра, немного поплутав, мы добрались до моста через реку Осуга недалеко от д.Горощино.

Важно!
Чтобы попасть к этому месту надо, выезжая из Торжка на развилке повернуть на левую-грунтовую дорогу, правая-асфальтовая уведет к мосту Маевский.

Место старта было выбрано заранее. Дело в том, что байдарочники чаще стартуют выше по течению, от д.Большой Борок, а в большую воду еще выше – от Кувшиново.
Но почитав отчеты мы поняли, что такой экстрим не для наших надувнух. Там где байдарки прыгали через остатки деревянных плотин, нам бы пришлось устраивать обнос.
Как раз сразу за нашим стартовым мостом, выше по течению, речка переваливалась через одну из таких зубастых плотин. Но мы сходили на воду ниже.

Солце, тишина, полное безветрие, абсолютно чистая и прозрачная вода реки!
Замечательное утро!
Машину с прицепом еще при подготовке похода решено было отогнать в Торжок, на платную стоянку.

Дожди были, но особо не донимали. Но вот к 28-му июля вода в реке от дождей поднялась и смыла прикопанное у уреза ведерко с 2-мя кг шашлыка и тапки Максима.
Погнались в погоню! ;о) Но догнали через несколько километров лишь один тапок.

28 июля днем подошли к с.Пятница-Плот.
Смоленская Церковь (1804 г.) видна издалека. Впечатление удручающее. Некогда красивейший храм, внесенный в список объектов историко-культурного наследия Тверской области находится в ужасном состоянии.
На погосте могила выдающегося русского ученого в области баллистики Николая Владимировича Майевского (1823 – 1892 г.г.). На обелиске загадочные даты - 1875-1892 ??

Никаких сверх-задач и рекордов мы себе не намечали. Именно поэтому для похода и были выбраны надувные лодки. Для полного комфорта к большей пристыковали плот ПСН-6, в котором поместились все наши пожитки.
Скорость такого каравана не сильно превышала скорость самой реки. Зато можно было спокойно и не торопясь получать удовольствие от плавно меняющегося пейзажа вокруг.
Маршрут был выбран с таким расчетом, что без всякой спешки мы перемещались вниз по реке, останавливались где понравится и стояли день – два – три.

Главный недостаток Осуги – она слишком быстро кончилась!
Не глубокая и теплая, очень чистая и прозрачная., с множеством неплохих мест для стоянок, Осуга поманила и обманула! ;о)
Когда на четвёртый день (29.07) мы прошли д.Зеленая Нива и левый приток Осуги - р.Поведь, и затеяли поиск очередной стоянки, оказалось, что встать-то и негде.
Вокруг были или крутые берега или луговины, заросшие травой по-грудь.

Возможно байдарочники и нашли бы себе местечко, а нам, с нашим надутым транспортом, притулиться было решительно негде. Ведь не оставишь лодку с плотом и вещами под обрывом. Сверху её совершенно не видно, а тащить в гору весьма трудоёмко.
Вот и шлёпали мы в поисках хорошего местечка, с каждым часом всё отчетливей понимая, что Осуга просто издевается над нами, просто выталкивает нас на встречу с Тверцой.
К восьми вечера – конечная станция – приехали – уперлись – впереди в устье Осуги зубастая деревянная плотина , ощерившаяся старинными гвоздями. Вода с шумом переваливается через вертикально вбитые остатки бревен.
Ну, Осуга! Ну, завела!

После осмотра и обсуждения, приняли решение ходом не идти. А т.к. время уже вечернее, то решили обносить плотину на следующий день.
Р.Тверца

2009-08-07--11-42-28 один из мостиков архитектора Львова 2009-08-07--11-42-28 один из мостиков архитектора Львова
2009-08-04--21-37-03 Спасопреображенский собор. с.Спас 2009-08-04--21-37-03 Спасопреображенский собор. с.Спас
2009-08-05--13-15-04 Спасопреображенский собор. с.Спас 2009-08-05--13-15-04 Спасопреображенский собор. с.Спас
2009-08-07--12-06-29 с.Петропавловское 2009-08-07--12-06-29 с.Петропавловское
2009-08-04--17-03-10 Борисоглебский монастырь 2009-08-04--17-03-10 Борисоглебский монастырь
2009-08-04--17-13-30 ... а тучи всё сгущались! 2009-08-04--17-13-30 ... а тучи всё сгущались!
Мда! Тверца после Осуги весьма расстроила. Мутная вода, слабое течение, «засиженные» берега. Но неторопясь стали выбирать из того, что есть самое лучшее. Если относиться к вопросу серьёзно, то получается весьма неплохо: и стоянки чистенькие, и грибы, и рыба! ;о)

Все интересные с исторической и познавательной точки зрения места прошли не останавливаясь. Плевать молодым россиянам на отечественную историю. Их может позабавить лишь тот факт, что «гений чистой красоты» - Анна Керн, оказалась весьма ветреной дамой, с многочисленными амурными связями. Но засвидетельствовать свое почтение могиле прелестной кокотки они не захотели. Та же участь постигла и чертов мост архитектора Львова.
Какой там мост, когда в переди Торжок с мягким свежим хлебом, мороженным и пивом! Интереса к храмам Торжка тоже что-то замечено не было, зато весьма активно обсуждались новострои богатеньких новых-русских по берегам.
Се ля ви! Такова жизнь.

Так-что всё интересное удалось посмотреть только с воды.
Хорошо, что архитектор Львов построил множество мостиков. Хоть что-то можно было увидеть.

Очень красиво смотрится Спасопреображенский собор (1804г.) в с.Спас, и панорама села Петропавловское.

Седьмого августа – финишный бросок до Медного.
Ниже Петропавловского берега совсем скучные: многолюдно, грязно.
В восемь вечера встали у левого берега, чуть ниже моста (Москва-Санкт-Петербург).

С утра - сборы. Днем пригнали машину из Торжка, погрузились и тронулись в Москву.
... а вокруг ...

2009-07-28--12-22-06 могила Николая Маевского 2009-07-28--12-22-06 могила Николая Маевского
  Кратенькая информация об исторических персоналиях и местных достопримичательностях

Майевский Николай Владимирович (1823-1892)

Русский ученый в области артиллерии и баллистики, математики и астрономии. Пользовался методами матем. баллистики при расчете ствола орудия (1857)Творец теории вращательного движения артиллерийского снаряда в воздухе
  В 1843 г., по окончании физико-математического факультета Московского унив., поступил юнкером в артиллерию.
  В 1846 г. окончил курс в офицерских классах Михайловского артиллерийского училища;
  с 1858 по 1890 гг. занимал кафедру баллистики в Михайловской артиллерийской академии.
  Генерал от артиллерии. Заслуженный профессор Михайловской артиллерийской академии, доктор прикладной математики и член многих учебных обществ.
  Член-корреспондент Петербургской Академии Наук по разряду математических наук (1878).

Кроме работ, связанных с артиллерийской специальностью, Майевский с начала семидесятых годов стал заниматься астрономией. В имении Первино им были устроены башни для помещения пассажного инструмента и шестидюймового рефрактора и произведены исследования над термометрической и барометрической компенсацией маятника, после чего он делал наблюдения над двойными звездами с большим угловым расстоянием.

В селе Пятница-Плот сохранились Смоленская церковь (1790—1804) и могила ученого, ограда которой выполнена из артиллерийских снарядов.

***

Анна Петровна Керн (Маркова-Виноградская) (1800—1879)

Отец — Полторацкий, Пётр Маркович полтавский помещик и надворный советник, — сын известного еще в елизаветинские времена начальника придворной певческой капеллы М. Ф. Полторацкого.

Мать — Екатерина Ивановна, урожденная Вульф, женщина добрая, но болезненная и слабохарактерная, находилась под началом у мужа.

Вместе с родителями А?нна жила в усадьбе деда с материнской стороны И. П. Вульфа, орловского губернатора
  Позже родители и Анна переехали в уездный город Лубны Полтавской губернии. Всё детство Анны прошло в этом городе да в Бернове, имении, также принадлежавшем И. П. Вульфу
Отец сам привёл в дом жениха — не только офицера, но и генерала Е. Ф. Керна. В это время Анне было 17 лет, Ермолаю Фёдоровичу — 52.

В своём дневнике она писала: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его».

В 1819 года в Петербург, где в доме своей тётки — Е. М. Олениной она впервые встретила Пушкина.
  В июне 1825 года, уже покинув мужа, она заглянула в Тригорское, имение своей тётушки, Прасковьи Александровны Осиповой, где вновь повстречалась с Пушкиным (имение Михайловское находится неподалёку). Пушкин в это время написал Керн знаменитое стихотворение-мадригал «Я помню чу?дное мгновенье…».

Анна Петровна только через два года, уже в Петербурге, вступила в мимолётную связь с поэтом; Пушкин отнёсся к этому событию иронически и в довольно грубом тоне упомянул о случившемся в письме к своему другу С. А. Соболевскому. В другом письме Пушкин называет Керн «наша вавилонская блудница Анна Петровна».

Уже в 36 лет она снова влюбилась — и это оказалась настоящая любовь. Избранником был шестнадцатилетний кадет Первого Петербургского кадетского корпуса, её же троюродный брат Саша Марков-Виноградский. Через три года родила сына, которого назвала Александром. Всё это происходило вне брака. Немного спустя (в начале 1841 года) умирает старый Керн. Анне, как генеральской вдове, полагалась приличная пенсия, но 25 июля 1842 года она официально венчается с Александром и теперь её фамилия — Маркова-Виноградская. С этого момента она уже не может претендовать на пенсию, и им приходится жить весьма скромно.

Двадцать восьмого января 1879 года А. В. Марков-Виноградский скончался в Прямухине («от рака желудка в страшных болях»), а через четыре месяца (27 мая) умерла и сама Анна Петровна, в «меблированных комнатах», на углу Грузинской и Тверской (её перевёз в Москву сын). Говорят, когда траурная процессия с гробом проезжала по Тверскому бульвару, на нём как раз устанавливали знаменитый памятник знаменитому поэту. Так в последний раз встретился Гений со своим «гением чистой красоты».

Её похоронили на погосте возле старой каменной церкви в деревне Прутня, что в 6 километрах от Торжка — дожди размыли дорогу и не позволили доставить гроб на кладбище, «к мужу».

***

Борисоглебский монастырь, 2 класса (Торжок)

В 1038 году был построен каменный храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. Известно, что в 1577 году во время правления Ивана Грозного к храму были пристроены два придела, а в 1607 году, при взятии Торжка поляками собор сильно пострадал. Самая древняя, сохранившаяся до нашего времени, постройка монастыря — Введенская церковь, была построена в XVII веке на месте сожжённой поляками старой деревянной. В 1717 году между настоятельскими корпусами приблизительно того же времени постройки была возведена Входо-Иерусалимская церковь, реставрировавшаяся в 1980-х годах. Большой урон монастырю нанёс пожар 1742 года.

Во второй половине XVIII века началось возрождение монастыря. В 1785—1796 годах на месте старого Борисоглебского собора был возведён новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Александровича Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Её строительство вёл местный архитектор Яков Ананьин. Привлекает внимание и необычная по форме башня в углу монастырской стены, противоположном колокольне. Её реставрация проводилась в 1970-х — 1980-х годах.

В 1925 году монастырь был распущен, а на территории монастыря была размещена тюрьма строго режима, которая находилась там около 50 лет. После неё в монастыре разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последнее время разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Руководство музея приложило немало усилий для реставрации архитектурного ансамбля, изуродованного тюрьмой.
  В 1993 году в монастырь вернулись верующие, разделив помещения монастыря с музеем.

Село Василево.

Усадьба, принадлежавшая когда-то дальним родственникам Николая Александровича Львова. От усадьбы сохранилась каскадная система прудов и парковый комплекс, стометровый арочный «Чёртов» мост с двумя гротами-вольерами, состоящий из насухо сложенных валунов. Мост выполнен в технике "архивольт", то есть без связующего элемента типа цемента или бетона, когда валуны плотно подогнаны друг к другу и удерживаются в сооружении только под действием собственного веса. Внешний вид этого моста знаком теперь многим россиянам — именно здесь снимались сцены битвы Добра и Зла в первом российском блокбастере "Ночной Дозор".

Придумал и построил и мост, и весь великолепный архитектурно-парковый ансамбль Василёва, и множество других прекрасных зданий в Торжке замечательный русский архитектор, уроженец этих мест, Николай Александрович Львов, которого современники называли "русским Леонардо".
  Родовое имение Николая Александровича Львова - Никольское-Черенчицы находится в 25 км от Торжка.

В 1976 г. в Василево был устроен архитектурно-этнографический музей: из разных районов Тверской области сюда перевезли памятники деревянного зодчества (1 пол. XVIII – нач. XIX вв.). Сейчас это парк-лес со стоящими по отдельности деревянными церквями, и домами, между которыми проложена маршрутная тропинка.

***

еще одно место, где можно почитать о наших путешествиях, посмотреть фоты и оставить комментарии