Маршрут: Москва – Петрозаводск 1090км; Петрозаводск – Кижи; Петрозаводск – Кивач; Кивач – Кемь; Кемь – Соловки; Кемь – Янгозеро; Янгозеро – Сортавала; Сортавала – Валаам; Сортавала – Кронштадт; Кронштадт – С.-Петербург; С.-Петербург – Москва 750км
 

В одни из последних выходных июня мы поехали в Курью. Вылазка получилась плодотворная, но не то что о Карелии, вообще ни о каком дальнем путешествии не было и упоминания. Спустя буквально пару дней у меня звонит телефон, и знакомые голоса радостно сообщают: «Мы в Битцевском парке отдыхаем. Поедем в Карелию?»  Если кто-то подумал, что это шутка, то он ошибается. Сборы, как обычно, были очень оперативными, и через несколько дней мы выдвигались из Москвы в направлении Петрозаводска. 
Прозевать эту великую авантюру было бы преступлением, поэтому курсовую пришлось накрапать с рекордной скоростью. Я даже решила, что у меня остается один день – суббота, на то, чтобы заглянуть в систему (это при том, что стартовать мы должны были в воскресенье). Заброситься так и не удалось, разговор был коротким: 
– Ты где? 
– Еду в Съяны. 
– Какие нах… Съяны?! А за продуктами кто поедет? 

Через два часа мы уже закупались в «Ашане». 
В воскресенье около пяти вечера, едва-едва не задевая днищем легкие неровности на дороге, мы выезжали из Ясенево. Бедная наша машина была загружена под завязку. Наверху были закреплены три транса, двухместная надувная резиновая лодка в мешке, пустая сорокалитровая канистра подбензин и пенки. В багажник были забиты четыре рюкзака, а весь салон завален провизией и прочим походным добром. Ну и, конечно, ей пришлось еще вместить двух водителей и двух пассажиров. В самом лучшем положении оказались чьи-то берцы. Их хотя и прижало вплотную к заднему стеклу пакетами с продуктами, но, по крайней мере, они могли шевелиться, когда машину встряхивало, и могли любоваться дорогой в своё удовольствие. 

Маршрут поездки выглядел так: 

Москва – Петрозаводск 1090км 
Петрозаводск – Кижи 
Петрозаводск – Кивач 
Кивач – Кемь 
Кемь – Соловки 
Кемь – Энгозеро 
Энгозеро – Сортавала 
Сортавала – Валаам 
Сортавала – Кронштадт 
Кронштадт – С.-Петербург 
С.-Петербург – Москва 750км 

и рассчитан был на две недели с 3 по 17 июля. 

Из Москвы до Петрозаводска мы ехали почти без остановок. В районе четырех часов утра мы добрались до Старой Ладоги. Осмотр города нашмаршрут не предполагал, но там есть много заслуживающих внимания объектов: 
Староладожская крепость, 
Церковь св. Георгия, 
Никольский монастырь, 
Церковь Василия Кесарийского, 
Церковь Преображения Господня, 
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой Горе, 
Церковь Алексия – человека Божия, 
Успенский монастырь, 
Каменную часовню на Варяжской улице, 
Церковь Димитрия Солунского, 
Сопки, где сохранились древние погребальные сооружения, 
Усадьбу «Успенское», 
Дома купцов Калязиных, в одном из которых находится музей «Археология Старой Ладоги». 
Захотелось увезти с собой частичку этого утра, но моя инициатива отнюдьне получила одобрения спящих – с галерки спросонья просочилась недовольная реплика: « … что остановились-то?», однако крепость я, все-таки, сфотографировала. 

Проехав границу Республики Карелия, водители поменялись местами за рулем, и мы направились в Петрозаводск. Среди достопримечательностей Петрозаводска: 
Свято-Троицкий Александро-Невский кафедральный собор, 
Собор во имя Воздвижения Креста Господня, 
Церковь во имя св. вмц. Екатерины, 
Храм во имя Святого и Животворящего, 
Церковь во имя Сретения Господня, 
Храм во имя св. вмч. Димитрия Солунского, 
Храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 
Часовня во имя св. первоверховных апп. Петра и Павла, 
Часовня во имя прп. Сергия Радонежского, 
Церковь Святого Духа, 
Здание бывшей губернской больницы, 
Дом Кучевского, 
Дом Лазарева, 
Карельский государственный краеведческий музей (Петрозаводск, пл. Ленина, 1), 
Площадь Кирова, на которой находятся здания бывших мужской и женской гимназий, Музыкальный театр и Русский театр драмы, Театр кукол Республики Карелия, Национальный театр Республики Карелия. Там же располагается Музей Изобразительных Искусств РК (Петрозаводск, пр.К.Маркса, 8). 
Набережная Онежского озера. 
Момент истины настал для нас на Речном вокзале Петрозаводска. Узнав расписание и расценки, мы поняли, что финансовых трудностей не избежать. Однако все оказалось не так плохо. Как уладилось дело, сказать затрудняюсь; только вечером следующего дня нужно было зайти вювелирный магазин и взять там ссуду. Проблема была почти решена, и мы поехали отсыпаться на Машезеро недалеко от города. 
На этом приключения не закончились. Не доезжая до озера каких-нибудь пару километров, мы попались сотруднику ГИБДД. Все как обычно: он махнул палкой, мы остановились. Водители пошли выяснять, в чем проблемы. Оказалось, что гаишник остановил нас за то, что водитель не был пристегнут ремнем безопасности, но когда мы подошли, он уже забыл о ремне и интересовался патронташем, который висел напоясе точно не в качестве украшения. В итоге, он оказался понимающим дядькой, штрафовать нас не стал, а, узнав, что мы путешествуем по всей Карелии, даже дал координаты своего друга, который мог бы нас приютить у себя в коттедже. После этого мы проезжали мимо него еще разатри-четыре – водитель не забывал про ремень, а гаишник приветствовал нас, как родных. 
На первой же стоянке один из нас получил производственную травму, неспортивно разжигая костер. Вторая ночевка на Машезере была более веселой – мы встретили ребят из Петрозаводска, рассказали им про свои увлечения, они нам про свой город. Несмотря на то, что на вид наш глинтвейн их поначалу не очень впечатлил, потом он пошел на ура. Настроение было замечательное. 

Следующим утром мы отправились в Государственный историко-архитектурныйи этнографический музей-заповедник «Кижи» (Петрозаводск, пл. Кирова,10а (администрация музея), (8142) 765764, 773252 (октябрь - май), (8142) 519825, 519306 (май-октябрь). Кстати, с Речного вокзала (Ригачина ул., д. 9) можно добраться и до Соловецких островов, и до Валаама, если Кемь и Сортавала не включены в ваш маршрут. Желательно также перед поездкой уточнить время работы музея, расписание движения водного транспорта от Речного вокзала и стоимость проезда на нем. 
В комплекс музея-заповедника входят двадцатиглавая Преображенская церковь, десятиглавая Покровская церковь, образующие Кижский погост, церковь Муромского монастыря, старейшая из деревянных построек часовня Воскрешения Лазаря (у которой, кстати, можно загадать желание), а также дома с резьбой и интерьерами, принадлежавшие зажиточным крестьянским семьям, и бытовые постройки: кузница, ветряная мельница, баня, двухэтажный амбар. Преображенская и Покровская церкви были изначально построены на острове. Другие постройки были перевезены из карельских деревень и отреставрированы. 
Билет стоил около 30р., для студентов вход свободный. По острову можно погулять самостоятельно или в сопровождении экскурсовода, при этом с тропы лучше не сходить, так как там водятся змеи. Уже в самом конце маршрута мы наткнулись на гадюку, хотя, может, это был безобидный ужик. Он мирно нежился на солнце и совсем не думал позировать на камеру. Когда мы его побеспокоили, он решил ретироваться в полускошенную сухую траву, но от нас не так-то легко уйти. Однако пыл погони охладила мысль: «А вдруг он за подмогой пополз?» 

Следующим по плану у нас был заповедник Кивач. Туда, однако, мы выдвинулись не вечером того же дня, а утром следующего, поскольку на прием к директору ювелирного магазина мы в тот день не успели. Зато на охранников две физии в грязных камуфляжах и разгрузках с ножами и патронташем, спрашивавших директора, явно произвели неизгладимое впечатление. Проведя еще одну ночь на Машезере, на следующее утро снова отправились в Петрозаводск за финансами. Нужно заметить, что, учтя реакцию морально неподготовленных охранников, второй раз делегация была прикинута более цивильно. 
Не успели мы отъехать от Петрозаводска на хоть сколько-нибудь приличное расстояние, как наше внимание привлекли развалины церкви. Ребята категорически не хотели останавливаться, но у нас имелся веский аргумент. Осмотрев церковь, мы обнаружили за ней полянку, всю в землянике – наш вердикт был: «Кивач подождет». 
Наконец, Кивач. Машину там можно оставить на автостоянке недалеко отвхода в заповедник. На территории заповедника находится дендрарий, музей природы и живописный водопад Кивач на реке Суне. Водопад представляет собой каскад из трех порогов. Его общая высота около одиннадцати метров. Погуляв час по заповеднику и наведавшись в музей, решили дольше не задерживаться и взяли курс на Кемь. 
Где-то на дороге между Кивачем и Кемью нас порадовал гордо возвышающийся над бурьяном обочины монумент асфальтоукладчику. И действительно, покрытие дороги в том месте было очень даже сносное, так что эту честь он заслужил по праву. 

Что касается Кеми, там сохранился один из лучших памятников северорусского деревянного зодчества – Успенский собор XVIIIв., а также здание бывшего казначейства того же периода – первое каменное здание города. От Кеми нужно было добраться до пос. Рабочеостровск. Недалеко от причала расположена платная автостоянка, но при желании на Соловки можно переправиться на пароме вместе с машиной. Встать лагерем вблизи поселка, как мы убедились, проблематично – дрова и пресная водаотсутствуют как класс. Палатку тоже поставить невозможно – колышки не вбиваются в монолит. Да и там было ощутимо холоднее всех наших предыдущих стоянок. На паром мы в тот день не успели и встали лагерем на реке километрах в двадцати от Рабочеостровска. 
Здесь нас осенила гениальная идея – в целях экономии был выдвинут план переправиться на Соловки вчетвером на резиновой лодке «Нырок 2». Как мысчитали расстояние, одному богу известно, но у нас получилось 8 километров вместо 80. Позже мы осознали, что если бы действительно решились на такую авантюру, то плыли бы неделю как минимум, рискуя быть унесенными в открытое море или сожранными хищными чайками, и конечной цели достигли бы не в полном составе, если бы вообще достигли. 

Из Рабочеостровска до Соловецких островов дважды в день: в 8.00 и в 17.30, ходил паром «Василий Косяков». Мы выбрали утренний рейс. Время впути полтора-два часа, как повезет. Мы решили поинтересоваться о времени в пути заранее, и сторож на пристани ответил, что паром будет идти примерно часа два, но его сменщик нас обрадовал: «Да не, и заполтора дойдет – ему же второй двигатель подремонтировали». Кроме того, они нас обрадовали по поводу погоды, сказав, что летом ночная температура 0 – +5 в порядке вещей. 
Несмотря на оптимистичный прогноз, плыть пришлось около двух часов. На палубе было, мягко скажем, прохладственно, хотя день был ясный и очень солнечный. Мы решили позавтракать бычками в томате на верхней палубе. Там не было ни единой души, и можно было под аккомпанемент двигателей любоваться просторами Белого моря. Не успели мы устроиться на канате под рубкой, как нам составили компанию двое ребятишек лет девяти-десяти. Тут же за ними пришла бабушка, и мы стали свидетелямитакой вот беседы: 
– Пойдемте, здесь холодно сидеть. 
– Бабуль, можно, мы тут немного побудем? 
– Пойдемте лучше вниз, какой дурак в такую холодину здесь будет оставаться. 
Таким комплиментом нас, не выспавшихся, проголодавшихся и полу-замерзших, наградили. Никакого сочувствия! Расправившись сбычками, мы перешли на корму. Оказалось, что на легкий голод нам было грех жаловаться. Самыми голодными там были чайки – кусочки хлеба, колбасы и еще какой-то еды, брошенной пассажирами, даже не успевали упасть в воду – птицы ловили их на лету. 
На пристани при посадке мы познакомились с немцем из Баварии, помоглиему уладить какие-то трудности с билетом и багажом, так как по-русскион не говорил. Он оказался музыкантом и фотографом, рассказал, что уже не первый раз путешествует из Санкт-Петербурга в Москву навелосипеде!!! 
Кстати, на Большом Соловецком острове есть прокат велосипедов, на случай, если хочется посмотреть как можно больше, а времени в распоряжении не так уж много. Остров изрезан сетью каналов. Также там есть Ботанический сад. На Заяцком острове сохранились древние археологические памятники – лабиринты и каменные курганы II – I тысячелетия до н.э. 
Соловки – это сплошь памятники архитектуры, археологии, истории. Буквально у пристани находится ансамбль Соловецкого монастыря. Мыуспели посмотреть только его, но зато во всех деталях. 
В поисках кассы мы пошли в экскурсионное бюро, где нам сказали, что экскурсовод сопровождает только группы от двенадцати человек. Ясно, значит, идем самостоятельно. Туристов и экскурсий в тот момент на территории монастыря практически не было, только прихожане и рабочие,трудящиеся на реставрации. В целом, в камуфляжах и юбках мы не сильно выбивались из общей массы, и сошли за своих. Дорвавшись до бесплатного, мы заглянули везде, куда можно было пройти, залезть, протиснуться и т.д. В одном месте на нас среагировала сигнализация, но обошлось безпоследствий, а когда мы исследовали междустенное пространство, нас запалил рабочий – хорошо, мы успели быстро просочиться обратно в отверстие в стене, через которое туда попали. 
Исползав весь монастырь сверху донизу, мы решили сходить еще в один из скитов на острове, так как до парома у нас оставалось два часа. Жаль, но до скита мы так и не добрались, зато недалеко от пристани за полуразрушенной бывшей гостиницей для паломников мы обнаружили некие подземные сооружения. Они находились на небольшой глубине, их стены и потолок были из толстых деревянных балок. Внутри когда-то было проведено электричество, частично сохранилась проводка, розетки и лампочки. Догадки, для каких целей могли служить эти постройки, были, но истину установить не удалось. 

Далее в маршруте была запланирована шестидневная стоянка на Энгозере, расположенном в Центральной Карелии в 125 км к северу от Суоярви, куда мы сразу из Кеми и отправились. Самое ближнее селение находилось в тридцати километрах от озера. Дорога окончательно испортилась и была похожа на стиральную доску. Густой молочный утренний туман рассеиваться не спешил. Сначала мы поехали посмотреть место, где ребята останавливались в прошлом году, но потом нам подвернулся более уютный уголок. По отзывам, я ожидала дождь через день, но погода к нам благоволила. 
Чем мы занимались на озере? Всем, чем угодно, одним словом, отдыхали: каждый день радовались солнцу, бродили по окрестностям озера, ловили и коптили рыбу, угощали свежепойманную щуку пивом с сухариками, варили уху и борщ, плавали на лодке на острова, купались, отыскали сторожку лесника и полуразрушенную землянку рядом, пытались устроить примитивное фаер-шоу, перепробовали все средства от комаров и прочего гнуса, которые продавались в сельском магазинчике… 
Эти шесть дней словами описать трудно, природу и неуловимую чудесную дымку озера можно только почувствовать. Если другие впечатления разных людей от одних и тех же мест или событий еще можно кое-как свести к общему виду, то это время оставило каждому из нас свои очень личные и совершенно несходные мысли, ощущения, впечатления, чувства, переживания, настроения… 

По пути в Сортавалу мы посетили Историко-мемориальный комплекс "Колласъярви", в 30 км от г. Суоярви по дороге на п. Лоймола. И мы, и машина уже почти привыкли ехать по стиральной доске. Ближе к обеду решили остановиться на обочине и перекусить. За это время мимо нас, притормаживая, проехала пара-тройка машин, пассажиры которых как-то странно на нас косились. 

После Рускеала, где расположен Рускеальский мраморный карьер, на дорогестало появляться что-то отдаленно напоминающее асфальт, но очень отдаленно. Поселок Рускеала находится в 24 км к северу от Сортавалы. Внастоящее время три карьера, расположенные вдоль левого берега р. Тохмайоки затоплены водой. Водоемы окружены отвесными мраморными скалами. Рускеальский природный парк стоит посетить ради красивого ландшафта. Мрамор там добывали в 1766-1940 гг. в открытых карьерах и штольнях. Карьеры соединены между собой штольнями. Сохранились также и другие исторические объекты: административное здание в стиле классицизма и печи XIX для обжига извести. К нашему великому сожалению, сюда нам заглянуть не удалось. 

Заночевали мы на озере где-то под Сортавалой по соседству с рыбаками. Утром нас разбудил странный шум. Выглянув из палатки, мы увидели кучу чаек налетевших на остатки нашего ужина и дерущихся за хлеб и макароны. После завтрака мы поехали в город на пристань, а оттуда уже на Валаам. 
Сортавала находится на берегу залива Леппяярви Ладожского озера. В городе полностью сохранена историческая планировка и застройка. Многие здания имеют культурную ценность, друг с другом соседствуют различные архитектурные стили. На холме Кухавуори находится городской парк. 

До Валаамского архипелага мы плыли на «ракете» около полутора часов. Он расположен в северо-западной части Ладожского озера и включает свыше пятидесяти мелких островов. В основном они покрыты хвойным лесом. Рельеф самого большого острова очень разнообразен. На Валааме есть две основные пристани: Большая Никоновская и Монастырская. Расстояние между ними – около шести километров. 
Кроме Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, ансамбль которого включает Спасо-Преображенский собор, многоярусную колокольню, Успенскуюи Никольскую церкви, церковь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», Святые врата с надвратной церковью во имя Живоначальной Троицы, Святые врата с надвратной церковью свв. Апостолов Петра и Павла, Покровскую, Знаменскую, Благовещенскую часовни и часовню во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», монастырское кладбище, келейные корпуса, а также хозяйственные постройки: Работный и Водопроводный дома, на острове расположены: 
Воскресенский скит, 
Гефсиманский скит с находящимися неподалеку часовней «Моления о Чаше» и Вознесенской часовней, 
Коневский скит, 
Предтеченский скит, 
Смоленский скит, 
Скит Всех Святых с часовней Крестных страданий, 
Владимирская часовня, 
Никольский скит, 
Церковь Преподобных Отцов с расположенным вблизи Игуменским кладбищем, 
Скит Преподобного Александра Свирского на о. Святом, 
Ильинский скит на о. Лембос, 
Авраамиевский скит, радом с которым на о. Сухой находятся бывшаяфинская артиллерийская батарея, казармы и наблюдательная вышка, маяки. 
При желании более-менее подробно ознакомиться с островом, необходимоминимум два-три дня. Валаам показался мне гораздо менее дружелюбным, чем Соловки. Погуляв по монастырскому двору, мы решили дойти до ближайшего скита, так как скоро нужно было возвращаться на пристань. Первый рейс обратно до Сортавалы был без пятнадцати четыре из Большой Никоновской Бухты, а второй и последний из Монастырской – в начале пятого вечера. По нашему расчету мы должны были успеть в Монастырскую Бухту, если бы не… если бы мы не заблудились и не ушли на другой край острова. В итоге блужданий мы вышли на мыс, сели на лавочку, которая там оказалась весьма кстати, и долго решали, как бы нам добраться до пристани и попасть-таки на теплоход. Ценой невероятных усилий мы все-таки успели вернуться в Монастырскую бухту к началу пятого, но по закону подлости ждали отправления еще минут двадцать. Дабы не терять это время зря, мы искупались недалеко от пристани.
Вернувшись с Валаама и перед стартом на Кронштадт, мы остановились на ночевку на Неве. В процессе поиска более-менее подходящего водоема мы забурились в какой-то лес и серьезно завязли в колее разбитой дороги. Шанс вытащить машину и выехать оттуда у нас был не раньше следующего утра при условии, что мы будем откапываться всю ночь. На счастье, местный лесник зорко следил за ситуацией, приехал минут через двадцать, вытащил нашу машину своим УАЗиком и подсказал, где нам лучше разбить лагерь. 

Дальше мы отправились в Кронштадт. По периметру острова частично сохранились укрепления Кронштадской крепости. Главной достопримечательностью города является Морской собор. Высота собора 70,6 метров, а диаметр купола почти 27 метров. В храме были установлены мраморные доски с именами погибших моряков. При советской власти собор был закрыт, а в его помещении располагались музей, кинотеатр и клуб. Экскурсии проводятся только в средней части храма – в морском музее, т.к. фальш-потолок еще не снят, но после закрытия музея смотрительница за небольшую плату может провести экскурсию по всему собору от подвалов до куполов, чем мы и воспользовались. 
На площади перед собором стоит памятник адмиралу Макарову. Еще в Кронштадтеесть памятники Петру I и Беллинсгаузену. Интересно взглянуть на Собор Петра и Павла, Макаровский мост, старинные здания Офицерского собрания, Итальянского дворца, госпиталя ВМФ и на футшток – гидротехнический прибор-самописец и эталон уровня моря для географических карт. 
Возвращаясь из Кронштадта в Питер, мы остановились взглянуть на разрушенные склады времен Петра I. Отдыхавшие там питерцы недоуменно погладывали на четверых прилично одетых персонажей, скачущих с налобниками по развалинам. Позже мы пытались проникнуть на небольшой полуостровок с военными укреплениями, но там, как оказалось, снимали фильм и посторонних не пускали, опасаясь за декорации и реквизит. 

Наше путешествие приближалось к своему завершению – последняя ночевка на Неве. Проснувшись утром, начали приводить в порядок машину. Сначала помыли ее снаружи, перетряхнули все коврики, почистили сиденья, помыли стекла, потом стали коллективно натирать каким-то средством от царапин. К четырем часам дня машина выглядела, будто вчера куплена. Мы  решили одеться прилично – северную столицу, как-никак, навещаем, а ребята не особенно озаботились такими мелочами, и, как показали дальнейшие события, зря. В результате, им пришлось переодеваться ни где-нибудь в Летнем Саду за скульптурой, а перед самым Храмом Спаса на Крови, что, естественно, не могло остаться незамеченным папарацци. 
Конечно, хотелось бы побыть в Санкт-Петербурге подольше, но все разом охватить невозможно, всегда должно оставаться желание вернуться в то или иное место. Пролетаем по Невскому, мимо Московского вокзала, Российской Национальной Библиотеки, Исаакиевского Собора … Храм Спаса на Крови, Грибоедовский канал, Русский музей, Казанский Собор, Дворцовая площадь, Биржевая, Петропавловская крепость, Аврора, пару станций на метро (очень уж хотелось еще раз посмотреть на «такие двери» и железный жетончик в коллекцию монет) и … домой.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте