Абхазия / Горный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Абхазия. Горный треккинг. Сентябрь 2018 - Черная вода

2 - 11 сентября 2018 г.
Второе успешное посещение легендарной Черной воды Абхазии по новой нитке маршрута. Это повествование как раз об этом)
Сухум - Джампальский мост - г.Лахта - пер.Кулямба - пер.Амткел - пер.Аданге - Черная Вода - р.Псыш - пер.Гваштва - пер.Чамашха - ПСХУ - Сухум

Пролог

Черная Вода не отпускала меня и звала в свои владения постоянно, потому в 2017 в конце июля начале августа я, к сожалению абсолютно один, предпринял попытку одиночного похода. Событие конечно рисковое и многими осуждаемое по причинам безопасности, но на тот момент попутчиков мне не нашлось и я решил попробовать осуществить это путешествие.  И в тот раз решил начать маршрут с западной стороны Псху, закрыть еще не хоженый мною трек через Пшицу. Путь до ГКХ после перевала Чамашха я проделал вполне благополучно, все же высоты небольшие и шел в тени колхидских лесов, что меня и спасало на протяжении всех дней в ту сторону, но потом взобравшись на Гвахштву после Грибзы принял решение, заночевать с видом на Чедымский хребет и развернуться назад. Понимая, что раз на раз не приходиться и риск всегда и в любом случае должен быть оправдан, после долгих колебаний и взвешиваний различных факторов. Температура воздуха в этот мой абхазский трип в тени держалась в районе +40, жесть была еще та, но опыт есть опыт и я вспоминая фразу "Искусство путешествий состоит в умении изменять планы" одного из моих любимых одноименных фильмов   принял на тот момент абсолютно правильное решение.

Как итог по возвращению с гор тут же начал строить планы следующего путешествия, но уже на сентябрь 2018 года, как все мне заявляли там в горах - в лучшем случае идти стоит с середины августа, до этого времени и температуры могут быть не подходяще высокие и оводов много просто ужас. Очень повезло с авиа билетами - аэрофлот выкинул дешевые билеты на сентябрь 18-го года и я успел купить в оба конца за 5520 рублей всего, а Александр которого я все же уговорил разделить это путешествие со мною, купил спустя пару недель но уже на тысячу с небольшим дороже. Итак с участниками мы почти определились, желательно было найти третьего члена команды, но в крайнем случае можно было и вдвоем отправляться в путь, потому не очень сильно беспокоясь за этот момент, я раскидав приглашение вконтакте всем знакомым и друзья взялся за детальную проработку нитки маршрута.
  Давно уже витала в голове идея сделать проходку на Черную Воду со стороны Джампальского моста, через Лахту, перевал Кулямба и т.д. Кратенькое описание маршрута с нарисованной ниткой трека на генштабавке мне попалась уже давно и я достаточно часто просматривал карту облизываясь и понимая насколько заход с этой стороны может быть интересен ( http://www.abhazia.com/phpBB2/showthread.php?t=19267 ). В общем за основу и использовал эту информацию. Было решено идти таким образом, ну а с Черной Воды уже хожено и в принципе все и так понятно.
  Итак маршрут был проработан, с основными членами группы все было понятно, но отказываться от идеи поиска третьего участника я не собирался. Активизировал этот процесс еще раз за два месяца до старта, в итоге было несколько желающих - кого то я просто отсеял в виду отсутствия опыта подобных длительных и сложных походов, кто то отсеялся сам хотя вполне нас и устраивал и друг в начале августа активизировался Геннадий. Гене я давно предлагал с нами махнуть в горы и он успешно например в прошлом году с юга сходил в составе группы на Западную Эльбруса. Вообщем он решился, занялся плотно процессом подбора необходимого снаряжения и покупки авиа билетов. На удивление удалось купить билет с Москвы на Адлер на нас же  рейс, но (вот что значит покупка заблаговременно) ему билет в одну сторону обошелся дороже на 2 тысячи рублей чем мне в обе.
  В общем представляю участников нашего похода:
Слева направо - Александр Прытков, Иван Картавщиков и Геннадий Кузин.
Итак - поехали...

2 сентября - 1-й день пути

После ночного броска в 560 км на моем авто до аэропорта Внуково, взлета и посадки в Адлере, мы благополучно оказались на Таможенном посту Адлер и преодолели его. Была одна странность по прилету - Яндекс такси не показал ни одной доступной машины в зоне аэропорта и как то странно в этот момент туда никто не ехал, поэтому взяли бомбилу за 700 р. (где то 200 точно переплатили) и совершили этот маленький переезд. На границе нам была вторая странность - в определенном смысле повезло - какой то парень абхаз на ниссан мурано с питерскими номерами ехал в Сухум и предложил нам за 500 р. с человека прокатиться с ним, честно мне было стремно немного, когда он нас высадил из машины и сказал - проходите паспортный контроль и ждите с той стороны, слишком смешная цена (маршруткой Псоу - Сухум это стоит 350 р. с человека), но по итогу опасения мои оказались напрасны (правда по факту он попросил накинуть до 2 т.р. но мы вполне были довольны и легко на это согласились) и мы с ветерком под непрерывный монолог водителя уже в полных сумерках добирались до автовокзала Сухума, где нас и встретил Заур с Ардой.
Потом были хлопоты с размещением, поздним ужином и знакомство с хорошим человеком что нас отвезет к Джампальскому мосту.
  Итак мы отправляемся в путь на видавшем виде но очень боевом ниссане пикапе.
21 - 1 й день начало
 За рулем Дмитрий и с ним его друг Алексей - ребята поехали порыбачить и заодно закинуть нас к началу маршрута. Путь наш лежал в Кодорское ущелье, по пути заехали на водопад и как то странно оказалось что воды фактически нет.
Я еще на тот момент подумал что при таком раскладе на неизвестных участках пути возможны сложности с водою. Доехав до моста мы попросили Диму довезти нас до начала подъема а желательно конечно было и дальше, так как по описаниям там была лесовозная дорога достаточной протяженности, но в самом начале подъема на серпантин дорога испортилась очень сильно, большие ямы, гигантские валуны и машина периодически идет под таким наклоном что кажется сейчас ляжет на бок, в общем остановились, оказалось что правое заднее колесо пробито и мы решаем не насиловать эту рабочую лошадку дальнейшим карабканьем по кручам а идти далее пешком, благо сюда мы за этим и приехали.
  Поблагодарив ребят, взваливаем рюкзаки на наши плечи и отправляемся в путь. Впереди несколько километров сплошной подъем иногда сглаживаемый серпантином, но в общем достаточно крутой. В общем  первый день дается хорошо, идем в нашем обычном в темпе - 45 минут работаем, 10-15 минут отдых, погода отличная день солнечный тем более идем по нормальной дороге (она после серпантина стала вообще отличная, жаль что на машине не поднялись) и в тени деревьев.
  По набору высоты вышли на просторную поляну и немножко потерялись - пошли по старой лесовозной дороге влево вверх по пути наслаждаясь сочными ягодами ежевики,но через 3 минуты остановились -  чуйка подсказала вернуться и проверить справа от поляны, так и оказалось - основная дорога шла правее хорошим затяжным траверсом с не очень большими подъемами и спусками. По пути много попадалось лещины и потому получилось полакомиться свежими орешками прямо на ходу. К 16.30 прибыли на полянку которая находилась аккурат промеж двух хороших ручьев, стекающих с гор с обеих сторон этой полянки на расстоянии метров ста друг от друга. Оценив удобство стояночного места и прикинув, что дальше путь нам все равно не известен и есть ли там подходящие под стоянки площадки с питьевой водою, мы приняли решение  завершить первый ходовой день в этом благодатном месте и поспать под чудесный шум воды.
  Ставим три наши палатки.
 Устраиваем постирушки с помывкой прямо в ручье, разжигаем костер (что может быть лучше костра темным вечером в горах)
56  - 1 й день конец
  Готовим традиционно ужин. А традиция у нас такая - каждый берет свою еду такую какую считает нужной, причем исключительно без всяких варок и жарок, а только ту что заливается кипятком и доходит, это очень всем удобно. Я брал сублиматы, Александр миксовал с кашами, а Геннадий набрал кашек и прочей магазинной прелести (иногда бывало разнообразил наш пищу своими нямками). Общее у нас только газ, чай(вечер) и кофе для турки (утро).
  Потом был вечер, обсуждали маршрут, говорили за жизнь, наслаждались отдыхом, а потом и сном в палатках. Первую ночь я спал как убитый, что довольно странно, может помог шум воды вкупе с коньяком.

Итог дня: пройдено 12 км,  подъем 859 метров, спуск 224.

3 сентября - 2-й день пути

Подъем случился рано. Александр встал часиков в 6 утра и мы достаточно быстро зашуршали вслед за ним пакуя вещи и собирая палатки. Так повелось что в этот наш трип мы каждый день вставали рано, не тратя особо времени на ожидание солнца. Как правило оно появлялось около восьми, а то и позже в зависимости от того где стояли, и не тратя времени на просушку вещей, так как первые ночи были достаточно сухие, а в дальнейшем просушка не имела никакого смысла из за череды дождей.
  Собрали вещи, приготовили завтрак и я сварил всем кофе - так сказать почетная обязанность варить в походах этот чудесный напиток всей группе, мы отправились в путь.
57  - 2 й день начало
Подъем по высоте предстоял достаточно большой, надо было для начала выйти на альпику под гору Лахта (весь подъем до альпики в итоге  у нас занял 4 часовых перехода с 15 - минутными перерывами),  там провести рекогносцировку и решать как и куда идти дальше, настроились на серьезную работу и пошли вверх, благо тропа четкая и идем почти исключительно лесом.
  Через какое то небольшое время обнаруживаем вполне пригодную для стоянки поляну, места очень много, следы кострища а чуть дальше метров через  30 ручей с родниковой водой. Попили и тронулись дальше.
  Где то в середине подъема к альпике перед Лахтой на генштабовке присутствовала странная область - некое достаточно большое место без леса, на поверку когда дошли на самом деле оказался достаточно большая поляна почти без леса с небольшим набором высоты и хорошо поросшая различной подножной растительностью.
В таких местах обычно очень легко теряется тропа, но в данном случае нам опять повезло (и везло весь маршрут на самом деле) - тропа четко шла по подлеску в траве и иногда между камнями.
Миновав поляну опять углубились в лес, нам оставалось примерно чуть меньше половины пути до альпики, рассчитывали за пару часов работы преодолеть это отрезок, примерно как то так у нас и вышло.
  Наверху открылся величественный вид на гору Лахта, появились отличные панорамы, от которых захватывает дух, собственно это один из моментов почему лично я иду в горы - только там можно увидеть такую великую и потрясающую красоту.
Слева по склону увидели коров и поняли, что где то тут должен быть балаган и пастухи. К сожалению мы с ними разминулись и чуть позже совершили ошибку, которая нам стоила как минимум, мне кажется, дополнительного часа работы и не нужного и не оправданного риска.
  Спустя минут тридцать набрав высоту и перевалив очередной пригорок вышли по тропе точно на озеро Лахта, красота была неописуемая, решили сделать отдых и разведать как тут насчет питьевой воды. К сожалению уровень воды был весьма не высок, да и к тому же абсолютно все берега были истоптаны коровами и уделаны коровьими лепешками - пить в такой ситуации воду из озера категорически нельзя.
Благо вода у нас еще оставалась какое то количество.
Посомневавшись немного мы принимаем решение скинуть с себя всю одежду и в чем мама родила залезть в воду и смыть с себя усталость и пот трудного и крутого и подъема.
  Кайф был просто ни с чем не сравнимый, отдыхали минут тридцать в этот раз и на самом деле очень хорошо отдохнули. С отличными панорамными видами принимать озерные ванны - это пожалуй одно из ярчайших впечатлений нашего замечательного трипа! Коровы подтянулись к нам - для них это тоже было полагаю то еще зрелище - три голых мужика купаются в их озере...
  Ну а дальше наш путь среди вот такой красоты шел вверх по тропе к Лахте.
Это вид назад
  В какой то момент обнаружили, что ниже тропы несколько сот метров уже далеко позади остался балаган пастухов и пасущиеся там козы. Жаль конечно, что так получилось. Эта ветка трека на Черную Воду была знакома нам чисто теоретически и помня достаточно хорошо нарисованную красную линию на генштабовке на треке Hilander - http://www.abhazia.com/phpBB2/showthread.php?t=19267 (были распечатаны и взяты с собою естественно), помня что перед Лахтой она обходит гору с правой стороны, я засомневался, туда ли мы идем?
Извлек карту, устроили короткий привал с изучением и совещанием.
И приняли , как потом оказалось неверное решение свернуть с хорошо топтанной тропы, которая четко уходила наверх аккуратно между двумя вершинами с правой стороны хребта на левую.
После визуального осмотра выше до вершины Лахты тропы по правой стороны видно не было и мы ее начали выглядывать ниже. В итоге, что то похожее на тропу нашли метров на 100 ниже. Дальше был весьма рисковый спуск вниз под сильным углом, как правило упираясь всеми четырьмя конечностями или как обезьяны цепляясь за рододендроны, потом долгий путь траверсом справа от Лахты по тропе которая и на человеческую похоже то не была.
И потом уже дальше - обнаружение после прохождения горы выше по склону явные признаки тропы и какой нереально уже выматывающий подъем к ней.
100
101
Поднялись и просто упали, высота 2279. Тропа после горы идет фактически по хребту, очень хорошо топтанная и людьми и лошадьми. И в это время у нас заканчивается вода, остается совсем немного НЗ - пьем колпачками от пластиковой бутылки, воды по факту не было с самой первой поляны, которая была примерно в 30-40 минут от места старта. В этот день мы вначале хотели, а потом просто были вынуждены идти до самой речки что внизу под перевалом Кулямба (у Hilander местечко называется Партхал). А нам еще предстоит идти примерно 5 км, треть пути, пройденного за день, правда уже без крутых и долгих наборов высоты, а наоборот под конец с крутыми спусками в долину ручья, но энергии уже нет, организмы вымотаны и вода почти на нуле. Передохнули и начали работать дальше.
103
104
105
Это вид назад
106
  Под конец тропа начинает окончательно выполаживаться.
108
 А потом уходит на спуск.
111
115
116
  Где то по снижению метров на 150-200 нам начинают попадаться кусты горной голубики и мы с удовольствием останавливаемся возле них, что бы хоть как то компенсировать потери жидкости в организме, ведь вода уже несколько часов как кончилась(15.30 вода закончилась, а трек завершили в 20.20). Нам правда по верху попадалась пара луж, но притоки были пересохшие, а берега безжалостно истоптаны и загажены коровами.
  Время торопит, на спуск мы шли уже в седьмом часу вечера, а тут темнеет рано, как правило в 19 вечера в это время года уже темно.
  До речки дошли уже в густых сумерках, решили встать тут же на камнях на берегу найдя совсем маленькие  места под установку палаток. Идти дальше в темноте не хотелось, хоть и знали что по описанию возможно где то в паре сотен метров есть более выгодная площадка для стоянки.
  Тут по приходу пьем водичку с наслаждением. Странно, но в меня больше одной кружки и не влезло, а думал выпью пару литров.
120
  Гена как всегда с улыбкой)
121   - 2 й день конец
  Далее как обычно - бьем лагерь (как то палатки поставили на этих камнях и в общем спали нормально), даже сделали костер. Отпивались чаем в основном, аппетит отсутствовал почти у всех.
  Итог ниже, а выводы такие - взятая вода в самом начале подъема по полторашке на человека - закончилась в середине пути, на такой переход, если стоит сухая погода и низкие уровни воды по рекам, рекомендуем брать больше. Хотя вероятно есть где то у пастухов например перед горой источник воды, но мы туда не попали.

Итог дня: пройдено 15,2 км,  подъем 1538 метров, спуск 870.
4 сентября - 3-й день пути

Утреннее пробуждение было вполне нормальное, светило солнце и мы на удивление почти восстановились по силам за ночь, хотя на утро было не понятно как мы вообще могли спать на этих скоплениях валунов. Для меня лично ночь была немного стремная - крепкого полноценного сна не получилось, для Геннадия похоже то же самое, только Александр спал как убитый.
122   - 3 й день начало
123
 Далее все по плану - нормальный полноценный завтрак, кофе, упаковка снаряжения и отправление в путь. Утром уже было видно, что тропа например не уходит тут же где то по левому склону лесом вверх, а четко идет дальше по речке вниз прыгая с одного берега на другой. В нормальном расположении духа начинаем путь, в этот раз позже обычного в 8.30.
124
  Ну и метров через 150 немного скинув высоту мы обнаруживаем реально классное место для стоянки, вернее их там много - в районе где сливаются две речки, там народ судя по следам обычно и ночует. Немного потерялись, так как было не понятно куда идет сама тропа. Как итог расползаемся в разные стороны по поляне и начинаем ее искать.
Тут например я с Сашей попробовали идти якобы по тропе вверх по второму ручью (дальний в сторону Кулямбы, что сливается с нашим), но оказалось просто звериная - вернулись назад.
125
Я ушел вообще вниз ближе к слиянию и стал высматривать там, но в этот раз повезло Александру - фактически мы изначально то выбрали правильное направление, но не надо было идти вдоль ручья, пересекаем его - и на подъем.
Это над ручьем в сторону севера - подъем метров 8.
126
Наверху обнаружен родник с вкуснейшей водой, стаканчик, верный признак правильного пути- табличка хало траста и сама тропа уходящая по зеленке в лес.
127
Начинаем подъем на перевал, памятуя вчерашний день родниковой воды набираем с собою с запасом, я беру аж две полторашки, но в этот день с водою и в дальнейшие проблем не было вообще.
Поднимаемся уверенной тропою среди буков в нашем режиме.
129
130
131
132
133
135
136
  И на 4-й час подъема мы вышли на перевал Кулямба, выше как раз вид на перевал с юга по выходу из леса на альпику. Виды открылись потрясающие - гигантский цирк, многочисленные пики хребта Тайма и манящие впереди балаганы. Сразу бросилось в глаза то, что с водою здесь проблем не будет и это очень порадовало. Посидели на перевале, отдохнули, кто то здесь же заботливо оставил привязанные к камням две полторашки воды, но мне именно в этом месте они показались точно не нужными.
Насладившись обалденными видами мы двинулись к виднейшим далеко впереди от перевала пастушьим балаганам, по пути наслаждаясь черникой и обилием питьевой воды.
139
  Решили - дойдем до балагана, а там уже будет понятно что и как дальше после разговора с пастухами. Ну и тронулись в путь.
141
142
144
147
Примерно за час благополучно добираемся, бросаем рюкзаки на тропе (она идет чуть выше балаганов) и спускаемся вниз.
149
150
151
152
Нас встречает суровый мужчина абхаз в полном расцвете лет, второй пожилой, ну возраста его отца полагаю, женщина, возможно жена (не выясняли родственные связи) и еще один парень пастух. Были приглашены в балаган, напоены мацони на козьем молоке (аж по три кружки выпили - блаженство неимоверное), тут же сухая мамалыга, свежайший козий сыр, аджика и еще нам ко всему этому презентовали остатки вяленого мяса медведя.  Понятно, что это не вывалили все на нас с порога. Как водиться, вначале аккуратно начали говорить и знакомиться, ну а потом когда узнали что мы тут бегаем уже много лет и по много километров, отношение резко поменялось и пошли угощения обильные и рассказы. В общем мы были очень благодарны за столь радушный прием и подробную информацию куда и как идти.
  Благодарим, тепло прощаемся с хозяевами и отправляемся в путь.
Тропа траверсит под южным склоном хребта Тайма постепенно заворачивая с северного направления на западное. Настроение отличное, подъемы не затяжные, спуски не утомительные, светит солнце - что еще надо для счастья?
154
155
156
157
  После завершения длинного поворота трека на запад выходим на пригорок.
163
 От балаганов были издалека были видны пасущиеся здесь коровы, они как обычно встречают нас на верху с молчаливым коровьим интересом, все перестают жевать траву и смотрят как одна на нас). Очередной небольшой спуск и набор высоты.
164
165
  Где то тут же внизу по склону обнаруживаем белую крышу балагана (Робика), там по генштабовке есть минеральный источник, но скидывать высоту пару сотен метров никак не хочется. склоны в общем то изобилуют достаточным количеством мест под стоянки и источниками воды, поэтому мы идем дальше.
166
  Спустя какое то время хода находим замечательное место под стоянку на берегу очередной речки и решили встать пораньше, пока светит солнце, подсушиться и нормально отдохнуть.
  Бьем лагерь.
167
  Водные процедуры и постирушки
168
170
  Сушимся, готовим ужин, обсуждаем планы на завтра. Погода отличное, настроение отличное.
171
172
173 - 3 й день конец
Пьем пуэр, врем 18.25. Спали этой ночью отлично.
Итоги по треку ниже.

Итог дня: пройдено 8.3 км,  подъем 881 метров, спуск 412.
5 сентября - 4-й день пути

Подъем в 6 утра, все стандартно. В этот раз обильная роса, все мокрое - да и х. с ним, солнце естественно решили не ждать в нашей ложбинке у реки. Стартанули сегодня оттуда, где вчера встали - над этой моей фразой при вечерней аудио записи дневного отчета все поржали а Александр сказал - настолько логично, что не поспоришь)))
174  - 4 й день начало
  Отправляемся в путь. По началу сплошные подъемчики и спуски, иногда на нас нападала черника - крупная и сочная, тут уж поневоле тормозились на подножную подкормку.
176
177
178
В конце концов выходим на альпике на высоту 2400, тут кстати немного сказалось ограничение по кислороду - впервые в абхазских горах я это ощутил - было чуть тяжелее дышать.
179
180
181
182
183
184
187
  Шли почти как по проспекту, тут под хребтом Тайма целое фактически ровное плато, идется просто отлично, одна только ж.. - солнце печет не по детски и от него никуда не спрячешься, но лучше так чем под дождями например.
  Тут пожалуй по всей ветке маршрута самые потрясающие виды.
188
189
190
191
192
193
194
196
  Тропа четкая, изредка теряется на открытых ровных участках, но как правило быстро находим. Спустя несколько часов начинают попадаться приличные валуны, я даже вспомнил каменные грибы с севера Эльбруса при подъеме от немецкого аэродрома.
204
205
207
208
  И в итоге выходим на уступ над цирком где тропу все таки теряем. Останавливаемся ибо на нас опять напала черника. Начинаем выглядывать как же идти дальше и искать тропу.
210
Разбрелись по склону уступа в поисках следов человеческих и конских. Я ушел вверх но ничего внятного там не обнаружил.
211
  В этот раз тропу обнаружил Геннадий - южнее уступа она дугою начинает спускаться на дно цирка, по обнаружению мы примерно вычислили как она забирается вверх дальше на западе к очередному безымянному перевальчику.
212
На фото сверху она как раз начинается ниже уступа с поворотом на снижение.
213
214
215
По пути попадаются остатки ацангуаров.
216
Здесь где то ближе к дну цирка нам попадается источник минеральной воды. Рыжие камни выдали его наличие еще на подходе.
218
219
С удовольствием пьем, набираем в бутылочки с собою, хоть какой то вкус у воды, а то из горных рек быстро приедается. Здесь скажем минералка не такая например как в Джиулсу под северным Эльбрусом, нет такого ярко выраженного вкуса красных нарзанов.
  Начинаем набор высоты к перевалу.
220
221
223
224
  Пройдя перевал делаем остановку на отдых, достаем карту, gps, производим рекогносцировку. Виды отличные. Тут начинается снижение в сторону реки Амткел которая где то там внизу несет свои воды в южную сторону. Справа хребет Тайма, который тоже начинает снижение и где то там впереди и заканчивается.
226
228
229
 Начинается сброс высоты, тропа иногда теряется, но достаточно легко находиться.
230
232
234
236
  Попадается еще одна речушка - последний источник воды до самой реки Амткел (часа три - четыре ходу). Тут на привале меня сморило окончательно солнце и я после гематогенки и минеральной воды вырубился - поспать мне не дали - беспардонно разбудили и сказали надо идти, кто ж поспорит то?
  Дальше нам попалось местечко балаганного типа - просто каркас из стволов кустов обтянутый парниковой пленкой и остатки засохшей мамалыги в котелке, место явно не пастушье а скорее охотничье. А за ним обильное поле лопухов, где тропа в этот раз и потерялась окончательно и надолго. Видно уже окончание хребта и мы, понимая что где то тропа должна уходить на снижение к реке Амткел, разбредаемся втроем по достаточно большому плато в ее поисках. Александр шел под хребтом, я по центру а Геннадий ближе к краю, в итоге он тропу и нашел. Собираемся вместе и начинаем спуск.
237
238
239
240
  Тропа здесь местами очень не четкая и проблематичная, идет в высокой траве, очень много валунов под ногами в траве и если бы не свежие следы лошадей пришлось бы наверное идти наугад.
  Спуск занял не меньше часа и наконец внизу открывается вид на реку.
241
  Это самый проблемный и крутой участок спуска.
Доходим до реки и понимаем что надо бродить - слишком широкая что бы найти камни по которым ее можно преодолеть.
242
Делать нечего - снимаем обувь и вброд, заодно и ногам приятный отдых и прохлада горной реки.
243
244
Здесь устроили очередной отдых, а Геннадий предпринял попытку пройти ниже по течению к водопаду, который был виден сверху очень хорошо на спуске.
245
246
247
Путного из этого ничего не получилось, как сказали потом охотники, обходить надо по берегу, но где и как мы не знали. Мы внизу, понимаем что перевал Амткел где то совсем недалеко, время к вечеру и пора искать стоянку, но сначала надо выбраться из чапарыги, что обильно поросла по обеим берегам реки. Отправляемся в путь. Чапарыга остается позади, открываются волшебные виды.
248
249
250
И совсем скоро перед перевалом (которого по сути и нет, просто до него все ровно идет а от него начинается снижение к реке Аданге) мы находим очень классное стояночное место с кострищем, сухими дровами, голубикой и ежевикой.
252
Бьем лагерь, время 18.43, стираемся, моемся, готовим ужин. Сегодня у нас обалденный чай пуэр с наполнителями из ежевики и голубики. Тут же недалеко обнаруживаются двое охотников с лошадьми ближе к перевалу, один подходит, знакомимся, разговариваем, расспрашиваем про дальнейший путь, где и как идет тропа.
253
254
255 - 4 й день конец
256 - 5 й день начало
Отличный вечер и очень приличный результат за день. Довольные, уставшие мы ложимся спать под звездами Амткела.

Итог дня: пройдено 14.4 км,  подъем 630 метров, спуск 904.
6 сентября - 5-й день пути

Как обычно ранний подъем на Амткеле, на этот раз еще и раньше. Александр встал в 5.30.  Ночью обильная роса, все мокрое, пока пакуемся на нашу стоянку приходит солнце и мы в процессе готовки завтрака успеваем просушить палатки.
257
258
259
  По сути перевал - вон в районе тех дальних кустов на фото вверху и после них сразу начинается спуск. Примерно в 7.30 отправляемся в путь, цель сегодняшнего дня - долгожданная Черная Вода.
261
  Это спуск сразу за кустами за поворотом уже к реке Аданге. В этом месте спуск идет по заболоченной ложбинке, вода хлюпает под ногами во всех местах.
262
Вышли к Аданге и переправились через нее.
264
Тут есть один момент который зная маршрут позволит в этом месте сэкономит силы и время - надо просто идти по течению вниз по реке до точки где тропа начинает набор высоты в сторону одноименного перевала, но в связи с проходкой этого места в первый раз и нежеланием терять тропу мы оказались на том берегу и шли по тропе постепенно скидывая высоту.
266
267
В конце этого длинного поля тропа упирается в густой кустарник за которым сразу идет лес под хорошим уклоном вправо к реке и тут же как это принято теряется. Минут 20 тратим на ее поиски скинув рюкзаки и разбредаясь в разных направлениях но результата никакого. Принимаем решение продолжить путь прямо. Минут 15 идем по лесу иногда через кустарник и понимаем - что то не так - слишком круто набираем высоту а этого глядя на генштабовку быть не должно, обсуждаем, понимаем что должны оказаться на реке, которая с каждой минутой хода становилась все дальше внизу. Никак не хотелось выйти в итоге на какой нибудь крутой обрыв и в итоге все равно идти назад. Разворачиваемся, даем назад минут 5 ходу и по руслу ручья начинаем спуск к реке. Все благополучно, выйдя к реке находим и топтанную тропу.
270
272
273
Тропа в итоге тут тоже потерялась среди камней шли по gps до места обозначенного на карте точкой "брод" . Тут пришлось сделать остановку и в виду отсутствия явных следов тропы опять тратить время на ее поиск.
   Александр в итоге находит тропу на другом берегу. Начинаем подъем, вначале все отлично, а через какое то время тропа выходит на поляну посреди могучих пихт и напрочь теряется. Поиски не дали никаких результатов. Принимаем решение идти параллельным курсом по лесу. Экстрим был у нас двухчасовой, двигались медленно, крутизна склонов не радовала. Ошибка была в том, что мы на поляне судя по всему поднялись выше тропы.
277
278
В конце концов на определенном этапе достаем gps, а Геннадий включает свой смартфон и грузит maps.me и о чудо! На gps никаких троп не нарисовано кроме моего примерного теоретического трека, а на maps.me четкая тропа немного выше нас, телефон уверенно ловит спутники и говорит нам, что тропа всего лишь в 70 метрах над нами, карабкаемся вверх ругаясь как портовые грузчики а местами как обезьяны цепляясь за кусты и выходим точно на тропу. Вообщем мы это приложение оценили как достойное дополнение к gps в подобных ситуациях.
279
Отдыхаем, любуемся старыми засечками на буках и отправляемся в путь, теперь уже как по хорошей дороге.
280
281
Идем дальше и выходим на альпику, подъем здесь уже не крутой и идется хорошо, виды панорамные завораживающие.
282
283
288
Наверху подъема стоит памятная табличка
291
Отсюда перевал уже в прямой видимости, но впереди еще спуск вниз в ущелье и подъем к следующему перевалу. Шли довольно резво, близость цели придавала силы, понимали что потом до Черной Воды подъемов больше не будет.
293
294
Спустившись в ущелье остановились на отдых у речки, солнышко тут уже припекало нещадно.
295
296
Ну а дальше был набор высоты и выход к полуразрушенному капитальному балагану на перевале.
297
298
299
Тут уже чувствовалось что силенки наши на исходе. С перевала открывался так же потрясающий вид уже в сторону Черной Воды.
301
302
303
304
306
У нас было два варианта спуска к ЧВ - поверху траверсом под хребтом(возможно это и есть та самая "тракторная" о которой я уже столько раз слышал но ни разу на нее не попадал ) а потом вниз. Или сразу от перевала в долину уходящей к ЧВ реки и к Бзыби. Обе тропы хорошо просматривались, мы решили что нам вниз.
Бодро стартанули под уклон, но периодически скорость спуска падала по естественным причинам из за крутизны склонов.
307
308
309
  Тут остановились на отдых, к этому моменту я совсем что то приуныл - похоже перегрелся на солнце.
310
311
  Отдохнули и пошли дальше. К слову тут была ситуация когда мы единственный раз за наш трип потерялись. Тропа уперлась в широкую поляну с лопухами и как всегда бывает в таких случаях, потерялась. Разбрелись, искали. Александр нашел, крикнул мне с Геной но мы его не услышали - были сильно ниже, там ее не обнаружили, поднялись выше а Сани уже нет, ушел вперед. Пришлось покричать минут 5 в итоге нашлись. В обще у нас практика такая - обязательно всегда визуально  контролируем и вперед и назад идущего рядом товарища. Тут похоже сказалась усталость.
Ну а дальше быстро идем, начинается лес и мы выходим уже в район ЧВ, начинает попадаться почва с характерными следами окислов металла.
314
  И мы выходим к верхним балаганам над ЧВ, ранее мы сюда никогда не поднимались, но знали их наличие. Обследуем место стоянки, абсолютно не впечатлились, но обнаружили за ним продолжение тропы, прикинули что скорее всего идет к реке которая сверху впадает в Бзыбь, выходить будем по ней - ведь наша цель - капитальный балаган ниже по Бзыби от ЧВ метров на 400.  Скидываем рюкзаки, берем бутылочки и отправляемся на исследование местности.
315
316
319
320
  До грота не спускались, решили его оставить на завтра. Набрали водички, что еще поразило обильное наличие просто гигантской спелой голубики, раньше я такой нигде не видел и два года назад ее тут такой и столько тоже не было. Отъедаемся, отпиваемся, идем к рюкзакам и уходим по тропе вначале траверсом, а потом поворотом на спуск к Бзыби.
321
Вот мы и у слияния белого и рыжего потока.
322
323
Рассматривался вариант остановки и в этом месте, два года назад здесь под вековыми пихтами было весьма уютное и симпатичное стояночное место с навесом от дождя, но в это раз все выглядело просто отвратительно. Кто то в прошлом году попытался поставить тут легкий домик из бруса и досок, но судя по всему крышей не закрыли. Стены расперло, многие доски просто сломались судя по всему под тяжестью зимнего многометрового снега кругом безобразные завалы из спиленных пихт (зачем??), в вперемежку с разбросанными досками и другим строительным мусором, тут же стоят стеклопакеты все без исключения с битыми стеклами(кто ж их ставит без крыши то в дом???) , полный бедлам и безобразие.
Идем к балагану ниже. Там тоже какой о неимоверный срачь - судя по всему жили эти самые горе строители. Наводим более менее порядок, делаем ревизию съестных припасов и начинаем готовиться к хорошему праздничному вечеру.
Мылись, стирались, чистили картошку, потом Александр жарил ее на сковороде, вкусно получилось неимоверно.
324
325
326
327
Вечер был хорош, полный приятных впечатлений с праздником живота, что мы себе устроили с жареной картошечкой, рыбными консервами и чем то консервированным, напоминающим лечо или баклажаны. Все решения оставили на завтра. В планах у нас предварительно был - день днёвки на ЧВ. Но как известно, хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах..

Итог дня: пройдено 11.5 км,  подъем 733 метров, спуск 679.
7 сентября - 6-й день пути

Проснулись в 6 утра. Ночью поливало хорошо, выглядываем наружу - тучи плотно сели всюду на сопки, ветра нет, такое ощущение что дождь навсегда...
Погода скверная, настроение непонятное.
Решаем сходить к гроту, набрать воды, вариант купаться в ваннах понятно что отпал, как то сразу стало прохладно кругом.
330 - 6 й день начало
331
Место слияния рыжей Бзыби и прозрачного притока.
332
 Поднялись вверх по течению от балагана на 400 метров, на подъеме от слияния все такие же красивые скалы.
333
334
335
336
337
Камни скользкие, местами карабкаться было стремно. Но выходим под скалу и начинаем забираться по металлической корке вверх.
338
339
340
341
342
Немного поплутали ,ушли по началу выше грота, но все же где то минут за 10 его обнаружили.  Тут ничего не поменялось, все то же что и два года назад - ванна, шланги, купели. Набираем водички, пьем - здесь она самая концентрированная - во рту вяжет неимоверно, но мне этот вкус знаком и приятен, наконец то вот она настоящая самая-самая Черная Вода.
345
Гена с Ёжиком)
347
Александр рискнул только до пояса провести омовения.
348
349
Воды в этот раз набираем много, я две полторашки и ребята вроде то же примерно так. У меня обещание принести абхазам с гор в этот раз побольше, ну и себе на попить в дорогу тоже набрал.
  К балагану возвращаемся так же как и накануне, через верх, никак не хотелось спускаться вниз к реке у ЧВ по крутому мокрому склону где и зацепиться негде.
357
358
359
На балагане готовим завтрак, хороший, плотный и обильный, благо консервов навалом.  Принимаем решение отправляться в путь, стоять дневку по такой погоде не хочется. Помня, что от ЧВ до Псыша 15 км и с каким трудом мы два года назад преодолели этот путь, за Псыш не загадываем. Ставим целью хлипкий балаганчик на слиянии Бзыби и Химсы, а это примерно 10 км.
  Практика хождения у нас от ЧВ  - исключительно брожением по реке и берегам. Мы позже узнали что где то тут есть тропа которая идет по тракторной до Псыша, да и раньше я про нее слышал, но не беремся по таким погодным условиям ее и искать и идти по ней. Все равно через какое то время целиком все мокрые, потому идем по реке и мне кажется это все равно для пешего прохождения самым быстрый путь. Исключительно постепенный спуск и почти прямой трек, а значит и по протяженности самый короткий.
360
361
  В этот раз по сравнению с двумя годами ранее, было гораздо экстремальнее,  вода выше и такое ощущение что она все прибывала и прибывала. Старались совсем рисково в воду не лезть, я переживал за Геннадия, мне кажется ему было моментами очень стремно, когда мы по самые помидоры лезли в брод. Иногда даже мне было страшновато, когда я шел за Александром, он хорошо выше меня и я даже несколько раз выбирал другой путь для переправы.
  Идти старались в привычном режиме 50\10, но отдых особой радости не приносил, тучи так же плотно висели по горам и так же хорошо поливало, затишья были редкие, потому и фотографий практически нет. Я телефон запаковал в непромокашку и просто убрал от греха подальше в рюкзак.
  Гораздо раньше по пути от ЧВ, чем два года назад, мы оценив силу потока реки, перестаем бродить за пару километров до балагана и идем уже только берегом. В лесу все так же - папоротники, чапарыга, большое количество притоков. Как только понимали что начинаем набирать высоту или удаляться от берега - тут же выбирали кратчайшее к нему направление  и возвращались назад -  по камням в любом случае передвижение быстрее, чем среди папоротников выше человеческого роста. В этот раз перед балаганом углубляться в лес и подниматься на высотку не стали - идем под самым берегом, берег очень крутой, под конец очень не удобно иногда рисковано, но получилось выйти прямо под балаган и я понимаю что это самый быстрый путь.
  Бросаем рюкзаки и устраиваем отдых под разлапчатыми гигантскими пихтами.
Время 15.00 дня.
362
Тучи все так же по вершинам, картина мира не меняется.
363
364
Балаган за два года не изменился внутри, а снаружи кто то накинул на конек тент от палатки и лавка, что стояла под стенкой, сломана.
365 - 6 й день конец
  Пока отдыхали принимаем логичное решение -  идти, сколько - не загадываем, учитывая разнообразную многофакторность, которая нас окружает и с нас стекает.
Цель простая - как можно ближе к Псышу. Вспоминая позапрошлый год, мы понимали, что добраться до Псыша сегодня у нас нет никаких шансов. Пройти 4 километра в грязи по кустам и чапарыге за оставшееся время нереально.
Начинаем идти опять берегом и на удивление через пару сотен метров начала пути при заходе в лес нам попадается тропа. И тут я понял, что это возможно, ТА САМАЯ ТРОПА, про которую я слышал, что кто то ее рубит под лошадок (как оказалось Коля Плужников с Аликом Сочи) и я понимаю, что если это так, то нам просто СКАЗОЧНО и НЕИМОВЕРНО повезло! Как сказал Александр - удача покоряется смелым! )))
Тропа была хорошо битая, со множеством следов лошадей и людей, со срезанными папоротниками если тропа шла через них и  самое главное со срубленными кустами при прохождении через кустарник. Если все это есть в конце пути у балагана, то скорее всего эта чудная волшебная аллейка прорублена сюда аж от спуска с хребта после Гвахштвы, забрезжила у меня мысль и сверкнул лучик надежды, но я что бы не сглазить, вслух по моему тогда это не сказал. С трудом веря в такую удачу мы с хорошей скоростью идем по ней, главное ни в коем случае ее не потерять. Такие моменты были и в начале и потом по ходу движения, но мы как саперы разбредались в наиболее логичных направлениях и находили ее.
К тому моменту на нас сухого не осталось ничего и даже Геннадий убрал свой телефон, потому фотографий этого отрезка пути у нас нет.
Спустя примерно 2 километра и за 2 километра до Псыша , тропа от берега уходит в лес с подъемом высоты, потому что дальше по берегу идут очень высокие, обрывистые, а местами просто не проходимые берега, которые никак не пройти по низу.
По сути это единственно сложный участок за этот день - карабкаться по скользкой грязи под ливнем вверх. Был один момент, который меня смущал - тропа очень долго шла на север, я думал сейчас выйдем на альпику, но потом плавно завернула в сторону Псыша, но как ни странно вышла не к самому Псышу, а к Бзыби перед ним.
Ну и в 17.30 мы выходим на очень хорошую стоянку на Псыше, главное здесь есть вековые пихты, а это самая лучшая защита от дождя.
366 - 7 й день начало
Александр сразу начинает заниматься костром, мы ему по мере возможности помогаем. Костер в таких условиях - это наше все.
367
368
369
370
  Бьем лагерь, костер, я хожу вверх по течению на разведку и нахожу место где тропа четко уходит в брод через реку - понятно теперь где завтра будем искать начало тропы на том берегу.
  Мокрые, грязные мы начинаем сушиться и отогреваться. На небе гремело, кругом поливало, но у нас было более менее терпимо. О водных процедурах сегодня никто даже не мечтает, воды хватило сегодня с избытком.
  Вечер у костра, хорошо поели, пили много чая, сушились, благо дров тут было достаточное количество. А еще,  когда шли до подъема тропы от реки я вдруг почувствовал резкий и приятный запах и остановился, под ногами были приличного объема заросли мяты, ржу поворачиваюсь к Геннадию - запихни под чехол. Ну и вечером чай пуэр у нас был с настоящей горной мятой, ну очень вкусно.

Итог дня: пройдено 15 км,  подъем 213 метров, спуск 671.
8 сентября - 7-й день пути

Мы проснулись на Псыше. Первым Геннадий и тут же оживил костер, не до конца погасший за ночь.
  Погода что и вчера, холодно, моросящий дождь, мерзковато слегка.
Готовим завтрак, сворачиваем лагерь, кушаем плотно.
371
372
Делаем редкое групповое фото на выдержке и отправляемся в путь.
373
Речку переходим прямо возле стоянки по поваленной пихте. Бросаем рюкзаки, расходимся и начинаем искать тропу, она для нас жизненно необходимая в таких погодных условиях. Хорошо что нас трое. В этот раз тропу нахожу я, возвращаемя к рюкзакам, на плечи и в путь. Тропа чуть ниже конной переправы по тому берегу начинает сразу подъем на крутой берег. А дальше направление ее было весьма  неожиданным для меня. Тропа завернула на север и пошла фактически параллельно Псышу в набор высоты. У меня периодически появлялись сомнения надо ли нам в том направлении, иногда казалось что тропа начинает вообще заворачивать на восток, но хорошо что Александр был уверен и каждый раз вселял  в меня эту свою уверенность.
374
375
376
377
378
    Ближе к альпике конечно грустно уже было - опять мокрые насквозь да еще и холодно стало, лило сильнее. В общем спасение одно - в движении. По выходу на альпику как водиться теряем тропу. В этот раз находит ее Александр. На альпику от самого Псыша первым шел я. Первому все равно труднее - глаза постоянно в поисках следов тропы, все время идет анализ по ходу движения. Наверху у меня энергия кончилась и дальше нас вел Александр успешно и благополучно и если тропа и терялась, то не надолго.
  Это выход на альпику. Видимости почти никакой.
379
380
381
383
384
Тропа идет почти ровно, спуски и подъемы не значительные, изредка, как здесь в районе урочища Гвахшта она шла вниз, благо не долго, а потом уходила на подъем обходя глубокие каньоны снизу траверсами.
389
390
392
395
396
397
398
В итоге худо-бедно мы вышли к перевалу Гвахшта, попробовали найти грибы. Два года назад почти перед самым перевалом в молодом березовом подлеске было очень много подосиновиков и мы тогда набрали целый пакет.  Но в этот раз нам попался всего  один подберезовик маленький крепкий, один большой и один гнилой - результат нулевой по сути, судя по всему следствие стоящей до этого засухи  не только низкий уровень воды или ее отсутствие в руках и ручьях, но и отсутствие грибов перед Гвахштвой.  В этом году была еще одна странность по грибам - нам попадалось очень много белых груздей, как правило в лесах, понятно что мы проходили мимо них, но их реально иногда попадалось просто немерено.
  Выйдя на Гвахшту нам оставалось только спуститься в долину Грибзы, а это примерно час, а еще было просто огромное желание остановиться хотя бы на одну ночь в балагане, посидеть под крышей и хоть что то просушить у коптящего очага. А с балаганами как известно бывает одна беда - они бывают заняты).
  В нормальном темпе идем вниз, не бежим, иногда тропа идет достаточно круто вниз и к тому же основательно разбита конскими копытами,  все мокрое и грязное. В итоге в долину Грибзы выходим учуханные грязью чуть ли не по пояс. Идем лопухами к первому балагану Василия Ананьевича, ожидая встречу со знакомыми людьми, что и оправдывается к нашему удовольствию - здесь и Илья и Лиза, да еще их гостья Мария Смыр. Василий Ананьевич к сожалению отсутствовал, а так хотелось с ним пообщаться. Оказалось к нашей радости что средний балаган свободный, а в третьем стоит мой знакомец по прошлому году - Игорь, с которым я пересекся выйдя на Гвахшту со стороны Грибзы, а он как раз с приятелем возвращался с рыбалки с Псыша и Миша который стоял с внучкой и коровами в самом верхнем балагане у коровьей тропы на Псху, они меня в прошлом году форелью накормили жареной. Тут же нас Лиза с Ильей посадили за стол и налили обалденного чая с горными травами, свежий хлеб, свежий сыр, псхинский мед - это было блаженство...
  Мы с Геннадием сразу после чая сбежали, хотелось как то отстираться и отмыться после двух суток отсутствия приемлемой гигиены из за погодных условий. К этому времени дождя уже не было. Бросаем снаряжение в нашем балагане, берем все грязное и то не многое сухое и чистое во что переодеться, мыльно - рыльные и ниже по ручью, который бежит хорошим потоком тут же между балаганов, но имеет исключительно родниковую природу происхождения.  Купание - это было отдельное весьма экстремальное приключение.
  После приключения с умыванием отправились к ребятам в гости. Там опять пили чай, а еще мацони и молоко, вечер неторопливо тек за разговорами. Александр все порывался подоить корову, но его  в этот раз девочки  не допустили, то ли дело два года назад с Пашей.
  Ближе к ночи на первый балаган на лошадках прибыл Коля Прудников с двумя барышнями, путь они держали на Черную Волу как раз по той тропе, что мы шли два дня, которую же Коля с Аликом и прорубали, за что ребятам сказали ну невероятное человеческое спасибо и пообещали треки не выкладывать в интернете, все же авторская работа...  Коля сказал что обещают два дня хорошей погоды.
  В темноте мы забираемся в наш балаган, пробуем сушить вещи у очага, процесс идет весьма медленно, забиваем на это и развешиваем все на все возможные крючки  - будем досушивать завтра на солнце или на себе.  Принимаем решение, раз пока нормальная погода, дойти до Псху без дневки на Грибзе. Мифическая дневка опять перенеслась нами в этот раз на слияние Решавы и Бзыби, но это опять были наши планы, над которыми Боги Абхазии просто уже похоже в этот раз уржались до слез.

Итог дня: пройдено 14.1 км,  подъем 1260 метров, спуск 990.
9 сентября - 8-й день пути

Подъем на Грибзе опять случился рано, примерно в 6 утра, Саша разжигаем не до конца погасший ночью очаг. Снаружи все в росе, все мокрое, но к радости сегодня пробивается с гор восходящее солнце.
400 - 8 й день начало
401
402
403
Долго думали, минут наверное 10 что делать)))) Девочки накануне вечером сказали что бы мы по утру обязательно к ним на чай, а чай они как раз пьют часов в 6 утра. Идти по мокрой траве не хотелось и мы ставим свой чайник, но в балаган заглядывает Лиза и отправляет нас к себе.
404
405
В гостях опять праздник живота - чай, молоко, хлеб, мед, душевно благодарим за гостеприимство и прощаемся с ребятами с надеждою посетить их  если так звезды встанут на небе в следующем году.
406
 Возвращаемся к себе, облачаемся в мокрую одежду и обувь - за ночь естественно ничего само собой не высохло, пакуем рюкзаки.
407
408
409
410
И отправляемся в путь уже под чистым небом и солнцем
411
У крайнего балагана прощаемся с ребятами и уходим на пересечение долины реки Грибзы ровно в 8 утра.
412
Балаганы остаются позади
413
414
415
Бродим Грибзу без особых проблем по камням.
416
На пути к балаганам, от которых тропа лесом уходит вверх на перевал.
417
Далее был подъем с выходом на альпику. А это единственный наш отдых на подъеме, были мысли вообще не отдыхать, судя по всему исключительно вкусная и здоровая пища дала нам новый мощный приток сил, но солнышко начинало печь и мы решили все же немного посидеть в тени уже почти перед самым выходом из леса
420
  Ну а потом по выходу на открытые пространства начинается вначале просто широкая тропа а потом после перевала идет уже дорога до самого Псху. Описывать этот путь смысла нет ни какого, хожено мною лично уже 6 раз, трек тоже ни писали, потеряться тут не возможно вообще.
421
422
423
После выхода на альпику с подъема (вышли за час с небольшим), тропа немного снижается и уходит в подлесок метров за триста до перевала, с подлеска она идет совсем не круто на перевал.
424
425
На перевале все те же памятники защитникам этих мест.
426
432
Вид на спуск с перевала - тропа траверсит под правым склоном.
429
Ну а с перевала был просто продолжительный путь до Псху в стандартном режиме, речки по ходу маршрута попадались разлившиеся и мы просто уже потом сразу лезли в брод не снимая обуви, перебираться по камням не получалось.
433
Пришли к Псху со стороны Чамашки, на входе в село у пилорамы увидели двух попов с монашенкой, те о чем то беседовали между собою. Здороваемся и идем дальше к пограничникам, до их поста от среднего балагана у нас получилось 19 километров.
434
435
437
  У погранцов встречаю своего знакомого по нескольким своим предыдущим трипам здесь, он записывает все наши паспортные данные и подробно расспрашивает откуда и как шли и что видели (всегда такой маленький но въедливый допрос у него))). И мы отправляемся в село, до его начала (настоящего) от поста идти еще километра 4, начало села ознаменовано стоящим посреди двух дорог железным крестом. Нам надо найти разрекламированную всеми тетю Клаву.
438
Находим дом, потом появляется и сама Клава, договариваемся и начинаем устраиваться. Ребята осваивают комнату и быт, я ухожу в магазин, помня о его работе до 16 часов, хочется купить легкого и вкусного алкоголя. К сожалению судя по тенденции возить нормальное сухумское пиво в стекле сюда вообще перестали, продается какой то пивной напиток Волжанин, который на проверку оказался полной гадость.
  Принимаем душ, стираем что грязное, развешиваем на веревки и заборы, жаль что солнце уже уходит и вещи только начали сохнуть. И начинаем готовить ужин, у нас навес над головою, огромный стол с лавками, кошка с двумя уже взрослыми котенками, плитка для готовки, картошка, лук, хлеб, мед и вино у Клавы оказалось весьма приличное свое. Все продукты и ночевка по очень демократичным ценам.
439
440
Геннадий готовит ужин, картошечка получилась вкуснейшей)
441
Котята мышей не ловили (ловила их маман) а только ждали наших подачек, ну еще черная лопала мышей, когда мама кошка их приносила. По началу были зашуганные очень, видать Клава с ними не церемониться, а потом ничего, освоились и довольные урчали на коленях.
443
Картошечка, салатик, разговоры
444
Клавино вино и все те же разговоры).
445
А это черная лопает мышь).
446 - 8 й день конец
За ужином обсуждаем планы, времени у нас еще достаточно, к тому же в запасе есть один день дневки. Во всех вылазках на Черную Воду мы планируем всегда дойти до Псху и там решать каким перевалом идти к побережью. У меня на этот момент были закрыты уже все перевалы и тропки, кроме Доу.  Решаем идти через него с остановкой на дневку на слиянии Решавы и Бзыби, очень хотелось попробовать форель половить. Так заканчивается наш вечер и дневной переход и и мы отправляемся спать.
  Итог дня 22 километра.
10, 11 сентября - непутевые дни

А ночью начался ливень.  Получается с прогнозом Коля ошибся, солнце продержалось всего день.
447 - 9 й и 10 й дни

На окружающие горы плотно сели тучи и начало поливать то очень сильно, то немного затихая и ветра никакого - самая премерзкая погода в горах. Посовещавшись, мы решили ждать погоду - какой смысл идти под такой до Решавы и делать там дневку. Снаряжение к утру не высохло и шансов просохнуть у него больше не осталось.
448
Дождь лил весь день, к вечеру понаехало с побережья большое количество паломников, на следующий день религиозный праздник - усечения головы Иоана Предтечи, в честь которого и названа местная церковь и они полностью заняли все комнаты в гостинице у церкви и часть поселилась в Клавы. В общем  день прошел под навесом за разговорами, семечками и покуриванием трубок.
Ложимся спать в отсутствии полностью настроения - дождь льет, тучи висят.
Утром картина не поменялась. К этому моменту стало ясно, что Гудаутский перевал закрыт - по количеству воды сошедшей с неба - броды после него 8 штук - не перебродить никак. Сильные сомнения вызывал и Доу, мы там не были, но знали что с сухумской стороны этих бродов так же достаточное количество. Решаем не рисковать и возвращаться в Сухум автотранспортом. Получилось через водителей договориться с Батюшкой и он позволил нас взять в машину, понятно деньги отдавали водителям ,но получилось всего по 1000 р. с человека.
449
Геннадий прошелся под дождем до церкви и немного пофотографировал перед отъездом.
450
451
452
453
454
Отправляемся в путь, остановка под Святой у источника, девушки пошли в купель окунаться.
455
Потом долго и не очень удобно ехали до перевала Анчхо, где все вывалились из машин и пошли под крышу пить горячий чай, а мы просто погрелись внутри. Было так холодно, что казалось еще немного и пойдет снег. Тут мы оценили правильность своего решения. Можно было конечно пойти на экстрим и рискнуть через Доу, возможно там не так разливаются броды как после Гудаутского, но я уверен что правильно все сделали.
Ну а Доу? Доу подождет!
Если все случиться, в следующем году мы начнем как раз с него, что то же не закрытое должно же остаться на следующий год).

Итоги

За 8 дней пути пройдено 112,5 километров (два года назад 143,7 км), преодолели перевалы:
- Кулямба
- Безымяный (до спуска к реке Амткел)
- Амткел (и не перевал то был)
- Аданге
- Гвахштва
- Чамашка

Бродов - немереное количество.

Маршрут получился очень хороший и интересный, особенно в районе от Кулямбы до Черной Воды, есть смысл пройти там еще раз, возможно обратным направлением.