Путешествие по реке Оленёк от одноименного посёлка до Таймылыра, протяженностью 1400 километров
Якутск-посёлок Оленёк - посёлок Таймылыр - Тикси - Якутск

Путешествие по реке Оленёк.

Прошли реку Оленёк от одноимённого посёлка до Таймылыра. 1400 километров за 44 дня +9 дневок. С погодой повезло. Дождей почти не было, преимущественно донимала жара под 30. Приходилось купаться (освежаться) по нескольку раз в день. Ну и дым пожаров на средине маршрута затмил всё вокруг, уменьшив видимость до 150-200 метров. Так, что другого берега реки не было видно. Лето кончилось неожиданно, в один день. Да так, что мы едва оттуда ускользнули. За день до базы погранцов на реке Бур испортилась погода. Едва добрались туда начался шторм. Те позвонили на полярную станцию Тюмяти, вызвали для нас лодку и там мы отсиделись сутки. переждав шторм, помывшись в баньке. На следующий день отвезли нас в посёлок, где пришлось провести ещё 4 дня в ожидании вертолёта на Тикси. Далее из Тикси на Якутск и оттуда на Москву. Бюджет похода вышел 300 тысяч р. 200 тысяч одни только авиабилеты. Но я ни о чем не жалею, и считаю оно того стоило. Река разнообразна и прекрасна, но идти её конечно лучше на моторе. Течение относительно слабое и на вёслах очень утомительно, и ветер далеко не всегда попутный. Когда он встречный - выгрести там практически невозможно. Ширина реки 500 метров и там ветром поднимает неслабую волну, подчас более метра.
По рыбалке: Первые 350 километров от посёлка Оленёк поймать что либо проблематично. Мы ничего не поймали. Река практически вся обловлена местными. Дальше, начинается безлюдье и соответственно хорошая рыбалка. Рыбы валом. Ленок и сиг берут на блесну на каждом перекате. Щука от 3 до 6-7 кило в любом месте где у берега есть трава. И как правило, с первого заброса. Таймень внизу. Первого мы поймали на 40 день похода. Дальше он берёт стабильно на перекатах и в устьях речек. Причем на перекатах периодически прямо из под лодки выскакивали убегали эти огромные "брёвна".Специально не ловили. Ловили ленка на вращалку блю-фокс номер 3, но вместо ленков и сигов на них подчас садятся таймени. Малых брали на еду. Больших отпускали. Самого крупного вытащили на 15 кило, взвесил и отпустил. Отсняв последнее на видео. Схватил на тот же блю-фокс тройку во время ловли ленков, поэтому процесс вываживания в кадр не попал, потому как не планировалось это. Монстр оказался реально сильным, заняло это около 15 минут. Ну и красавец ещё тот. При одном только виде не поднимется рука его убивать. Вообще тайменя здесь не просто много, а реально много. И весь он сосредоточен в низовьях. На выходе из гор справа в Оленёк впадает речка Карбушонка, с кристально чистой и холодной водой. Громадные таймени под тридцатник и более весом стоят там косяками, охлаждаясь, промывая жабры, дыша кислородом. Местные из посёлка Таймылыр и метеостанции это знают и ходят туда его добывать.
Следует отметить, река более чем на 800 километров безлюдна. За все время над нами не пролетело ни одного вертолёта, в то время как на Путорана мы видели их каждый день. За четыре года поисков удалось найти лишь информацию о двух похождениях этой реки. Это Карпухин в 2000 году, Кочергин в 2012. И в Таймылыре ещё узнали, что её в 2019 году прошли четверо поляков на двух байдарках, посвятив свой поход первооткрывателю реки Чекановскому. В общем, мы оказались четвёртыми по счёту. То есть... река фактически непосещаема. На том же Котуе и Мойеро народ толпами забрасывается вертолётом из Туры и сплавляется до Хатанги. А здесь полная тишина и отсутствие следов присутствия человека. Есть правда редкие домики и базы, куда избранные иногда прилетают на вертолёте. И ещё метеостанция Сухана в средней части реки.
И немного мистики: Где-то на 5 день похода появился слабый гул, ощущение... словно где-то вдалеке работает дизельная электростанция. И далее этот гул сопровождал нас все дни на маршруте. Он был повсюду, всегда. То усиливаясь. то ослабевая. Мы прошли много рек, но с таким феноменом столкнулись впервые. Думали вначале, что этот звук у нас в голове, но местные жители и работники метеостанции, с которыми мы общались на эту тему, подтвердили, что этот звук присутствует, они тоже его слышат. Этот же самый звук слышал и первопроходец наших дней Сергей Карпухин, о чём он написал в своём рассказе.
В целом, Оленёк пока остаётся одной из немногих рек которые так труднодоступны и конечно же сохранили свою первобытную красоту. Влияние человека на экосистему тут практически нет. тут нет разработок полезных ископаемых, как и нет населения.На реке всего два посёлка в верховьях, и два внизу, там где река впадает в море. Попасть туда как и выбраться обратно очень сложно. Для сравнения, стоимость перелёта Тикси-Якутск такая же как Якутск-Москва 25 тысяч рублей. Да и рейс могут ещё задержать из-за погоды. Кроме этого проблема провести туда снаряжение. По Якутии, на внутренних рейсах больше 20 килограмм не берут даже за деньги. Поэтому снаряжение надо отправлять транспортной компанией либо почтой.
Ну и хочется отметить, самое ценное богатство Якутии не золото и алмазы, а её люди. Все кого мы встречали на маршруте помогали нам всем чем могли, даже если мы ничего не просили. Спрашивали, достаточно ли у нас продуктов. За доставку в посёлок Таймылыр (114 километров) с нас не взяли ни копейки, как и за проживание. Гостиницы там нет, и особая благодарность зам главе администрации посёлка Елизавете. Это она организовала нам доставку в посёлок, нашла нам свободную квартиру для проживания,  и даже выделила хлеба которого мы не видели очень давно, а так же кучу продуктов. И тоже всё совершено бесплатно.
В Тикси так же, благодаря полученным заранее контактам не возникло проблем с тёплым приёмом. Нас встретили в аэропорту и отвезли на квартиру, где мы жили в ожидании рейса на Якутск.

Ну а теперь несколько фотографий этой удивительной и далёкой реки Оленёк.

DJI_0084

DJI_0056

DJI_0063_1

DJI_0065

Скальный комплекс в месте впадения реки Куойки

DJI_0525

DJI_0353

Скалы напротив впадения реки Мерчимден

DJI_0075

Река Оленёк с квадрокоптера.

Ну и немного видео о рыбалке.

Были и такие встречи.

Tityjna11.10.21, 21:23
Краткость - сестра таланта.:))Это ведь река, каждый день аналогичен предыдущему - бесконечная работа вёслами с утра до вечера.
Ландшафты большей частью монотонные - сплошная тайга. И лишь на последней трети маршрута появляется разнообразие.
Что ещё можно добавить? Медведей там оказалось неожиданно реально много. мы их видели неоднократно, как правило, увидев нас встают на задние лапы и потом разглядев нас убегают.
В целом маршрут конечно далеко не не из простых и небезопасный. Идти туда без спутникового телефона и регистрации в МЧС крайне рискованно. Ибо в случае непредвиденной ситуации, аварии, внезапной болезни или травмы сход с маршрута невозможен. Запасных вариантов там нет. Единственное спасение - вызвать вертолёт. Если конечно он сможет прилететь. Потому как две недели стояла сплошная мгла от дыма пожаров. Такая плотная, что даже не было видно солнца. Видимость была чуть более 100 метров, и другого берега реки не было видно. В Якутии это обычное явление. леса там горят каждый год.
И логистика туда одна из самых сложных, не сравнима ни с Камчаткой, ни с Колымой, ни с Эвенкией и Путоранами.
Nuga09.10.21, 11:33
Гвозди бы делать из этих людей!
Фотографии прекрасны. Овцебык очень милый,а таймень внушает, конечно,своими размерами. Прям зверюга! Жалко только,что так кратко описано, было бы интересно почитать про ваши приключения.
Sme06.10.21, 10:02
Отличные фотографии, великолепная природа. Поздравляю вас с таки