Река Хамсара
Небесные озёра. 13 июля

Дождь на озере Устю-Дээрлиг-Холь
         Озёра Устю-Дээрлиг-Холь и Алды-Дээрлиг-Холь называют ещё Небесными озёрами.

С утра тишь и гладь, но холодно. Пока позавтракали, солнышко поднялось, стало теплее. Отплыли. Быстро дошли до бывшей деревни Дотод. На этом месте сейчас обосновались религиозные отшельники. Издалека виден крест и один из домов. Когда подплыли поближе, увидели целый комплекс домов. Мы долго рассуждали, есть ли там кто, потому что никаких признаков: ни хождения людей, ни собак, ни дыма. Заезжать мы не стали, посчитав, если люди добровольно уединились, то незачем их тревожить.

Пройдя по озеру несколько километров, в небольшой бухточке остановились отдохнуть и выпить чая. К этому времени установилась очень тёплая погода. Мыс защищал нас от ветра, перед глазами большое водное пространство, вдали горы, а на берегу мелкая галька. Полная иллюзия морского побережья.

Озеро Устю-Дээрлиг-Холь
И мы расслабились, помылись и немного позагорали. На соседней скале, когда ходили туда на экскурсию, нашлись белые грибы и маслята.

После обеда и отдыха отплыли в направлении протоки, соединяющей два озера. В спину дул лёгкий ветерок, помогая нам. С приближением к створу попутный ветер усилился. В протоке – течение.

Протока, соединяющая Небесные озёра
Протока, соединяющая озера
Вид с протоки в сторону верхнего Небесного озера
Сама протока чуть позже разбивается на кучу проток, мы, как всегда, выбирали основную. Видели впадение реки Дотод. В одном из заливов пытались ловить, там были частые всплески крупной рыбы, но она не реагировала ни на какие приманки.

Дошли до второго озера Алды-Дээрлиг-Холь с намерением уйти на правый берег, туда, откуда начинается тропа на Дотодский водопад.

К этому времени погода изменилась: небо затянуло облаками, гремел гром, в видимости шли дожди и дул сильный ветер. Протока перед озером разгоняется, течение быстрое, волны. Нас вынесло в озеро. Мы развернули катамаран в направлении правого берега, но тут прямо в лицо ударил шквал. На озере возникли высокие ветровые волны, которые смешались с волнами течения. Нас кидало вверх и вниз и уносило вглубь озера. Попытки перегрести ветер и уйти к правому берегу были безрезультатны. Видя, что нас продолжает уносить всё дальше и дальше на открытую воду, мы развернулись по ветру и направились к левому берегу, хотя он скалистый и мест для чалки не видно. По пути попался маленький островок с галечным выходом. Видно, что мы тут не первые: есть следы костра и место под палатку. Среди деревьев натянули тент, разгрузили под него вещи. Всё кругом обложено, дожди и справа, и слева, и сзади. Костерок и кофе.

Уже вечером, переждав непогоду, ушли. Сильный попутный ветер нагулял на озере приличную волну. Нас качало и качало, но при этом мы быстро двигались вперёд. Одной ходкой пересекли озеро Алды-Дээрлиг-Холь и вышли в реку Хамсара. Недалеко от того места, откуда вытекает Хамсара, на левом берегу дом в полуразрушенном состоянии, но крест рядом говорит о принадлежности. Одна половина дома после пожара, на второй половине крыша накрыта голубым полиэтиленом. Рядом возился мужчина. Мы люди ненавязчивые, он нас как будто бы не замечал, а мы сами причаливать не стали, хотя к этому времени очень устали и рады были отдохнуть.

Вошли в Хамсару. Течение на ней хорошее, сплошной быстроток.

Река Хамсара
Хамсара
Нашли небольшой залив, Хамсара несётся мимо, а в заливе – обратка. На берегу несколько мест для биваков (мт 35) и тропа.

Пробовали ловить рыбу, безуспешно.