Хамсаринский водопад. 14 июля

Хамсара за километр до водопада Хамсара за километр до водопада
Начало Хамсаринского водопада Начало Хамсаринского водопада

Вскоре после места ночёвки Хамсара стала спокойной и тихой рекой, разливаясь на большие озера с протоками, заливами, островами. Течение почти остановилось, и было непонятно, куда она вообще течёт.

В прозрачной воде Хамсары на мелководье видели щук, стоящих в засаде возле кустов. Пытались ловить, проводя блесну чуть ли не у них под носом, но полосатые хищницы на неё не реагировали.

По обоим берегам Хамсары в том районе горелый лес. Не перестаём удивляться этим пожарищам, которые исковеркали тайгу, нарушили привычную жизнь её обитателям.

После того, как закончилось второе расширение реки, начались перекаты. Т.к. река большая, воды много, то перекаты достаточно сильные. По этим перекатам мы подошли к началу скальной гряды, которая является сигналом, что впереди – водопад. Остановились справа, немного не доплыв до скальной стенки. Здесь стоянка (мт 36), небольшое кострище, вокруг которого обтёсанные бревна. С этой площадки есть неясная тропа, выводящая на тропу обноса. Но если доплыть до самого угла поворота, где на берегу лежит большой камень, там крутой подъём тоже выводит на тропу обноса. Собрав все вещи в рюкзаки, ушли, оставив катамаран на берегу. Заодно мы хотели посмотреть и разведать тот факт, что пристать можно и возле водопада.

Тропа обноса хорошая, но узкая для прохода с собранным катамараном. На некоторых участках её перекрыли упавшие деревья, что добавляло трудностей при обносе. По ходу с высоты фотографировали реку, вид очень красивый. Здесь Хамсара делает петлю и смотрится оригинально.

Хамсара за километр до водопада
Улова перед самым водопадом, о котором упоминается в лоции, не было. По всей ширине русла Хамсара с грохотом падала вниз. Вид завораживающий. На берегу есть несколько смотровых площадок, с которых водопад виден во всей красе.
Начало Хамсаринского водопада
Хамсаринский водопад

Ниже водопада среди вековых лиственниц и кедров несколько полянок (мт 37) с местами под палатки. На подходе видели развалины избушки, которая упоминается в старых отчётах.

Вернувшись к катамарану, сняли с него гондолы, на раме оставили только тент. Изрядно намучившись, небольшими ходками мы притащили раму катамарана к стоянкам у водопада. Устали, конечно, сильно.

В районе водопада в Хамсару впадает ручей с коричневой водой, поэтому мы воду брали из самой Хамсары.

Водопад Хамсары очень коварен. С одной стороны кажется простым, невысоким и как бы приглашает на сплав по нему, особенно в малую воду. Но водопад – есть водопад. В журнале «Тайга» №2 за 2002 есть рассказ о попытке сплавиться по водопаду и чем это закончилось.

Выдержки из рассказа:

«Ребята, осмотрев водопад, решили пройти его двумя лодками «Рафт», по очереди, без груза.

Из рассказов местных жителей из пос. Чазылар (Хамсара), расположенного в 40 км ниже водопада: "… Давно не слышали, что бы кто-то из туристов по этому водопаду сплавлялся. Хотели как-то сами по нему пройти, да сначала запустили туда бочку 200-литровую. Она как попала в "бочку", так до самой осени там болталась, пока вода не спала".

Около полутора часов пытались ребята выгрести из этой ямы, экипаж второй лодки запускал спасательную верёвку, но не получалось, она запутывалась среди камней, как назло. Потом лодка кильнулась, и замёрзшие, обессиленные мужики оказались в воде. Двое спаслись. Двое пропали.

Три дня прочёсывали реку, каждый камень, каждый куст. Жители Чазылара помогали в поисках. Нашли ребят уже недалеко от посёлка».