Заключение
Отъезд

Выезд с похода произошёл, как всегда, стремительно. Сначала маршрутка до Красноярска. Железнодорожные билеты купили без проблем. Несколько часов ожидания, и мы в поезде. Сначала до Челябинска, там пересадка на Ульяновск.

Домой приехали 29 августа.

Выводы и рекомендации

За 62 дня пройдено пешком – 158 км, сплавом 1117 км.

Расстояние рассчитывалось после измерения на карте – километровке с k = 1,1 для водной части и k = 1,3 для пешей части. Трек для экономии батарей не снимали.

Для сплава использовали самодельный 4-х местный катамаран.

Все фотографии в альбомах имеют названия и почти все чётко привязаны к местности и точке фотографирования. В отчёте мы не всегда дополнительно подписывали названия фотографий.

Рекомендации:

1. По маршруту:

1.1. Наш путь к вулканам из долины Жомболок имел протяженность 56 км. Это больше, чем путь от источников Хойто-гол. Но мы нисколько не пожалели о нашем решении пройти именно из долины Жомболок. Здесь очень красивые озера и окружающие горы. На этом участке в полной мере ощущаешь себя в Саянах + окунаешься в ту эпоху, когда низвергались вулканы и все было залито лавой. На подход к вулкану Перетолчина мы затратили 7 дней. Этот разнообразный в техническом плане участок мы прошли примерно за 35 ходовых часов (грязное время с отдыхом между ходками и временем потраченным на фото и видеосъемку). В день мы шли в среднем 5 часов, со средней скоростью 1,6 км/час. Можно было пройти быстрее, но мы здесь не спешили и делали правильно, так как это один из самых интересных районов Саян.

1.2. От вулкана Кропоткина до Чойган-Хема 27 км. Красивый и технически разнообразный маршрут. Этот путь прошли практически за 4 дня. В день мы шли в среднем 5,5 часов со скоростью 1,2 км/час.

1.3. Сплав по Чойган-Хему. Протяженность сплава 43 км, обнос трубы и водопада – 4 км. В условиях нашей высокой воды сложность сплава превышала 3 к.с. Трудоемкость обноса вызывает сомнения в целесообразности сплава по Чойган-Хему. Хотя водопад рекомендуем обязательно посетить, даже если начать сплав по р. Изиг-Суг.

1.4. Река Хамсара - красивая река. В нашем высоком уровне это маршрут 3 к.с. На реке хорошая рыбалка.

1,5. Бий-Хем - красивая река с быстрым течением. В высокую воду Хутинский порог 3 – 4 категории сложности. Все впечатление от этой прекрасной реки нам испортил инцидент с местным "населением". Поэтому рекомендуем при проведении походов в Тыве не ходить маленькой группой.

1.6. Ергаки. Красивый, нетипичный для многих других гор, в меру сложный район. Очень рекомендуем.

1,7. Выход с Ергаков на север по Тайгишу можно порекомендовать путешественникам-экстремалам для тренировки перед будущими сложными таёжными походами. Сплав проходил в условиях сильного наводнения. Целесообразность такого маршрута у нас вызывает некоторые сомнения.

От слияния Левого и Прямого (Большого) Тайгиша до начала сплава мы прошли 37 км за 9 дней. В день (если не считать дневки) мы шли в среднем 5 часов со средней скоростью 0,95 км/час. Низкая скорость обусловлена сложными таежными условиями. Идти большее время нам не позволяла погода.

1.8. Река Мана оставила только положительные эмоции. Несложная, но очень красивая река. Идеальна для отдыха.

2. По рыбалке

Хорошая рыбалка на Хамсаре – хариус, щука.

На Бий-Хеме мы не ловили.

На Тайгише попали в наводнение. Рыбалка у нас началась только со стрелки с Амылом.

На Мане очень много рыбаков. Рыбалка здесь требует от рыбака определенного умения.

3. По вопросу о комарах

В июле на Хамсаре их очень много. Использовали репеллент на основе ДЭТА в аэрозольной упаковке