Сплав по Тайгишу. Завалы. 10 – 11 августа

Утром прохладно, туман, но (бывает же счастье) голубое небо. Речка наша стала совсем миролюбивая. Уровень воды за ночь в ней упал, течение стало медленнее, а вода прозрачная. В общем, она стала той речкой, на которую мы приехали. Неужели мы дождались этого?

Река Тайгиш

Потихоньку собрали катамаран, спешить никуда не хочется. Соседи сегодня уехали и перед отъездом подарили нам всё тот же суп. Получился полный наш котелок. Половину котла мы съели за завтраком и ещё полкотла за обедом. А ещё они дали нам картошки, лука, помидор, буханку хлеба. Короче, мы теперь богатые.

Собрали катамаран. Больше нам не мучиться пешком, поплывём. На речке уровень продолжал падать, на берегах стали появляться галечные и песчаные отмели. Вода прозрачная, чистая.

Всё барахло, что у нас есть с собой, выставили жариться на солнышко. До этого у нас днёвки и полуднёвки были только в плохую погоду, для пережидания этой погоды. За 1,5 месяца путешествия снаряжение ни разу не просыхало, как следует. Поэтому и не спешим отплывать. Пусть высохнет. Сколько можно!

После обеда отплыли. На реке, как нам и обещали наши соседи, ни одного порога, зато река один сплошной перекат. Встречались и мощные перекаты с валами (до 60-70 см), много всевозможных прижимов к обоим берегам. Пока Тайгиш шёл в горах, это и были основные препятствия: быстрое течение, перекаты и прижимы.

Река Тайгиш

Володя говорил, вот, мол, выйдем из гор, будем на реке отдыхать и рыбу ловить. Но «отдых» получился совсем неожиданным.

Когда Тайгиш вышел из гор, стал многоводнее, как будто бы чуть спокойнее, но течение всё равно мощное, а он сам начал делиться на множество проток. Это было видно и на карте. Все узкие протоки были полностью перекрыты завалами на входе. На берегах заломы, много нависающих и готовых упасть в реку деревьев, «расчёски». И постоянные резкие и крутые повороты русла.

По мере нашего прохождения вперёд, мощность заломов, которые были на всех поворотах, нарастала. Перед одним таким заломом мы высадились на берег, потому что не видно было, есть ли вообще проход. Под залом был мощный прижим, вода так и затягивала туда. Мы с трудом смогли рассмотреть проход, под завал нас не утащило.

Проплыв немного, Володя стал постоянно отслеживать по навигатору наше местонахождение. В Google Earth был виден последний мост через Тайгиш, но его не оказалось (как нам и говорили). На конце дороги, на берегу, спиной к реке, сидела компания рыбаков. То, что мы проплыли мимо, они даже не заметили.

А вот дальше у нас пошли проблемы. Хотя мы всегда выбирали самую многоводную протоку, но и она в итоге оказалась в сплошном завале (мт 66).

Завалы на Тайгише
Прохода не было. Единственное, что мы успели, так это направить катамаран в наиболее безопасное (с нашей точки зрения) место завала. Там деревья лежали горизонтально. Пришлось тащить катамаран через эти деревья к берегу, а потом вдоль берега до чистой воды.

Только поплыли, проплыли, может, метров 100-150, очередной завал, сразу же после поворота.

Времени подготовиться к нему, свернуть или причалить к берегу совершенно не было. Мощное течение ударило, а потом прижало катамаран к завалу. Поверх старых деревьев в завале расположилась большая, густая, только что снесённая половодьем ель, которая перекрывала всю видимость. Слева от неё – мохнатая берёза с густыми ветками и листвой.
Завалы на Тайгише
Что там за завалом, удалось рассмотреть не сразу. А там – ничего хорошего. Если бы нам удалось пронырнуть в слив справа от завала (хотели в последнюю секунду, но не удалось, сил не хватило побороть поток), то мы сразу же угодили бы под бревно, лежащее горизонтально на уровне нашей груди. Оно элегантно сбросило бы нас с катамарана.

Мне завал сначала казался вообще непреодолимым. Володя долго смотрел на него, смотрел, потом принял решение, в каком направлении двигаться. Часть веток берёзы спилил, чтобы не мешали проталкивать катамаран над нагромождением брёвен к берегу.

Пропиливаем проход в завале

А потом там получился такой момент: Володя был уже на берегу, катамаран стоял по струе, упираясь носом в берег, а я, была ещё в завале и стоя на бревне, удерживала катамаран за корму, чтобы не уплыл. Володя велел отпустить катамаран, обещал, что удержит его. А я никак не хотела это сделать, т.к. при отпускании катамарана, он выходил на «маятник», течение было очень сильным, рывок должен последовать тоже сильный, и я боялась, что катамаран вырвется из рук Володи и уплывёт без нас. И что нам тогда делать? Убеждал меня Володя долго. И на самом деле он удержал… Ну, а мне пришлось ползти к берегу по гнилому полуподводному бревну с кучей сучков.

Сразу же, как преодолели этот завал, мы приняли решение закончить на сегодня сплав. Адреналина схватили достаточно, устали таскать катамаран, да и вечерело уже. Место бивака нам помогла найти одна огромная рыба: она вдруг произвела сильнейший всплеск на входе в боковую протоку. Мы потихоньку против течения вошли в эту протоку. На берегу (мт 67) были густые и высокие заросли хмеля, малины и травы. Мы всё примяли ногами и веслом, выпилили какие-то кустарники, расчистили себе площадку, где поместился и катамаран, и палатка, и кострище. Даже заготовили дрова, непонятно, откуда их нашли тут, в зелёном царстве травы.

Предпринимали многочисленные попытки по отлову этой рыбины, но ей не понравились наши искусственные приманки… А хвостом она продолжала бить, словно издеваясь над нами.

С утра погода хорошая, солнечная, тепло. Сразу после отплытия река сильно петляла, к берегам прижимы. Было несколько неплохих мест для биваков, во много раз лучше того места, где мы ночевали.

А потом начались завалы. Начались там, где мы их уже не ожидали. Володя говорил, вот достаточно 3-4 км проплыть, протоки объединятся, река пойдёт одним руслом, оно станет широкое, его невозможно будет перекрыть одним деревом с берега на берег, и вероятность завалов будет очень низкая. А завалы пошли как раз после этих 3-4 км. Всего у нас до обеда было 4 завала.

Первый завал Володя назвал правильным. Увидели мы его заранее. Это три дерева в сужении перегородили русло, вершинами упав на галечник. Мы спокойно причалили и по галечнику обнесли гружёный катамаран.

Поплыли. Поворот.

– 100 м – чисто!

Поворот.

– 400 м – чисто!

– 200 м – чисто!

Никогда не думала, что пройденное расстояние по реке, мы будем измерять метрами, а не километрами.

Следующий завал был грандиозный. Виден был издалека на прямом участке реки, перед поворотом. Первую его часть я отношу к завалу №2. Причалили, куда хотели (мт 68).

Завалы на Тайгише
Оценили. Потом Володя пропилил проход в тайге, чтобы протащить катамаран на болотистый участок, по которому вывели его на открытую воду и всё для того, чтобы проплыть метров 20 и уткнуться во вторую серию этого же завала. Я считаю его завалом №3, огромный завал.
На нём существовала тропа обноса. Её сделали до нас рыбаки. Длина этой тропы (мы, конечно, не меряли), на наш взгляд, до 100 м. Тащили свой катамаран по этой тропе боком, по 10-15 м, тяжело, но протащили.
Подготовка к обносу катамарана

Далее, проплыв немного, уткнулись в четвёртый завал. Река стала делиться на несколько проток, и каждая была завалена. Мы выбрали одну из проток, причалили к завалу и перетащили катамаран на другую сторону. Там было немного: 2-3 м.

Поплыли, в русле реки был всякий деревянный мусор, мы особо не обращали на него внимания, плыли расслабленно после только что пройденного завала и поплатились: на большой ширине торчал один единственный кол. Мы не поняли, как, но мощным течением нас прижало к этому колу, он сильно вдавился внутрь гондолы с моей стороны. Я с ужасом смотрела, выдержит ли оболочка, и лихорадочно думала, как сдёрнуть катамаран с кола – на усилия вёслами он не реагировал. Только придумала, как вижу, что Володя переползает на мою гондолу.

– В чём дело?

– Да мою гондолу течение топит, возможен переворот. Разгружаю.

Я быстро метнулась по своей гондоле вперёд, отжалась от кола именно в том направлении, чтобы потом мне помогло течение. Медленно и нехотя катамаран развернулся и отцепился. Оболочка выдержала без повреждений.

Далее до реки Шадат, куда впадает Тайгиш, никаких препятствий не было, только отдельные деревья в русле да заломы по берегам. Но мы плыли очень настороженно, ожидая за каждым поворотом какой-нибудь бяки.

Последние метры Тайгиша

Потихонечку, не спеша, не гребя абсолютно, мы наконец-то вышли в реку Шадат.

Всё плавание по Тайгишу уложилось в один ходовой день (полдня + полдня), пешка – 8 дней + 1 днёвка.