Подход к вулканам. 1 - 2 июля

Лава, заросшая ягелем Лава, заросшая ягелем
Цветы на лаве Цветы на лаве
В пади Хи-Гол В пади Хи-Гол
Падь Хи-Гол Падь Хи-Гол
Будущие гигантские растения Будущие гигантские растения
Дороникум Дороникум
Бивак в пади Хи-Гол Бивак в пади Хи-Гол

Идём в падь Хи-Гол
В пади Хи-Гол
      Пройдя остатки лавового потока, мы вышли на тропу (мт 10), идущую в падь Хи-Гол. Падь Хи-Гол (другое название - Хикушка, Долина Вулканов) — застывшие лавовые поля вулканических палеоизвержений в долине реки Хи-Гол. Сама река в настоящее время частично течёт под застывшей лавой.

Тропа нормальная, горно-таёжная, намного лучше той тропы, по которой мы шли от озера Бурсагай-Нур. Этому способствует местность и подъём в горы. Тайга отступает, растительность становится беднее. Среди зарослей карликовой берёзки и ивняка стоят отдельные лиственницы, редко-редко встречается кедр.

Горечавка крупноцветковая
Горечавка

Золотой корень

Жарки
Очень много цветов: жарки, золотой корень, горная фиалка, горечавка и другие.

Тропа часто идёт по карликовой берёзке. Эта берёзка высотой больше меня, идёшь как в зелёном коридоре, телом раздвигая кусты. Иногда тропу перекрывали лавинные выносы, иногда она пересекала каменные осыпи, встречались луговые участки. В связи с тем, что наш поход начался достаточно рано для этих мест, нередко по тропинке бежала вода. Окружающие нас горы ещё имеют снега, на некоторых даже карнизы висят.

Снежные карнизы

В нужное время для обеда мы нашли хорошую стоянку (мт 11): лужок сухой, красивая старая могучая лиственница над ним, готовое кострище, чистая вода в яме возле лавы.

Обед в пади Хи-Гол
Стоянка в пади Хи-Гол

А вообще вдоль тропы встретилось несколько туристских стоянок или просто мест обедов. На месте нашего обеда можно большой группе остановиться, мест для палаток много.

К вечеру практически дошли до поворота пади, до тропы, идущей от вулкана Перетолчина на озеро Хара-Нур. Фактически дошли, просто там не было места для ночёвки. Хорошая стоянка (мт 12) в ста метрах, не доходя до этой тропы. На стоянке ровные площадки защищены от ветра высокой стенкой лавы. Надо отметить, что здесь была исключительно хорошая, чистая и вкусная вода. А вот с дровами небольшой напряг, поискать надо.

В пади Хи-Гол

Погода весь день хорошая.

На следующий день с утра небо все в чёрных тучах, периодически идёт дождь. Делать нечего, продолжаем спать. Так и спали до обеда, пока не выспались и дождь не прекратился.

От поворота пади Хи-Гол к вулкану Перетолчена, когда тропы соединились, идёт хорошая тропа. На наш взгляд этот отрезок тропы самый лучший из всех, что мы до сих пор встречали. Вначале есть небольшой подъем, потом она идёт фактически горизонтально, очень много луговых участков. Иногда тропа выходит на лавовое поле и смотрится как асфальтированная дорожка.

Долина вулканов
Панорама пади Хи-Гол

Вулкан Перетолчина узнали сразу, без конца смотрели на него. С приближением он на глазах вырастал ввысь и ширину.

Вулкан Перетолчина с севера
Вулкан Перетолчина

По пути к вулкану Перетолчина вдали виден и вулкан Кропоткина.

Под вулканом Перетолчина со стороны нашего подхода есть очень красивая стоянка: нарядный лужок с фиалками и жарками, кое-какие деревья, рядом ручеёк, кострище. Но нам надо дальше, на другую сторону вулкана. Мы перешли через перемычку, соединяющую вулкан Перетолчина со склоном, и на ровной луговой площадке непосредственно у подошвы вулкана поставили палатку. Здесь под склоном вулкана сохранился ещё небольшой снежник, большая часть луговины сырая, дует ветер, поэтому поискали и нашли уютное кострище (мт 13) в кустах карликовой берёзки чуть подальше. К ручью ведёт тропинка, направление на последнюю лиственницу с ленточками.

Наш бивак под вулканом Перетолчина
Стоянка у вулкана Перетолчина

По всей видимости, в этом году мы у вулкана – первые, свежих следов пребывания туристов нет, только прошлогодние.