В Долину вулканов

Дорога по Жомболоку Дорога по Жомболоку
Дорога в долине Жомболока Дорога в долине Жомболока
Разливы реки Жомболок Разливы реки Жомболок
И лава цветёт! И лава цветёт!
Водосборы Водосборы
Скалы около озер Олон-Нур Скалы около озер Олон-Нур
В размышлениях В размышлениях
В долине Жомболока В долине Жомболока
Скалы в долине Жомболока Скалы в долине Жомболока
Протока реки Жомболок Протока реки Жомболок
Видеосъёмка Видеосъёмка
Стоянка у протоки Жомболока Стоянка у протоки Жомболока
В долине Жомболока. Свежевыпавший снег. В долине Жомболока. Свежевыпавший снег.
Озеро Бурсагай-Нур Озеро Бурсагай-Нур
Цветы у озера Бурсагай-Нур Цветы у озера Бурсагай-Нур
2013_К_076 2013_К_076
Река Хакта у тропы Река Хакта у тропы
Вершина Буда-Ханда от р. Хакта Вершина Буда-Ханда от р. Хакта
Река Хакта. Здесь у нас была переправа Река Хакта. Здесь у нас была переправа
Пересечение поля лавы Пересечение поля лавы
Бивак на краю поля лавы Бивак на краю поля лавы

В первую ночь на Жомболоке, хотя мы ночевали в сарайчике в поставленной на нары палатке, мы замёрзли. Вообще, это, наверно, закономерно. Давно заметили, что спать в палатке, поставленной на земле, гораздо теплей. Чем это объяснить, не знаю.

Цветущая долина Жомболока

Все ночи, пока мы шли по долине, были заморозки. Об этом говорил утренний иней, лёд на лужицах, замороженные растения. А первое утро встретило нас ещё и свежевыпавшим снегом, который, впрочем, внизу к обеду растаял, и только окружающие хребты сверкали на солнце, когда оно было.

В долине Жомболока

Ещё дома мы решили в походе не спешить, о километрах не думать, а просто жить в этой природе. Как получится, так и получится. Возможно, именно этот настрой дал возможность пройти весь запланированный маршрут, не сойти, не сократить, хотя порой нам было очень несладко. Лето в Саянах выдалось позднее, холодное и дождливое, и эта часто неблагоприятная погода добавила трудностей на всём маршруте.

Долина Жомболока от устья и до озёр Олон-Нур заселена: летние заимки с пастухами и небольшие зимовья встречаются часто. По долине вначале идёт хорошая дорога, что позволило нам идти быстро, не смотря на то, что в рюкзаках полная выкладка и физической формы у нас ещё не было. Самая длинная ходка была 1,5 км, остальные около километра. Лес чередовался большими светлыми полянами, где паслись сами по себе коровы и табуны коней.

Встретили бурята на мотоцикле, он сам остановился, спросил про наш дальнейший путь и предупредил, что вода высокая и надо быть осторожнее на переправах, особенно на Хакте.

– У вас верёвка есть? Нет? Как же вы там переправитесь!?

Он также сказал, что в небольших озёрах по Жомболоку по пути рыбы нет, есть только в Хара-Нуре.

Дорога идёт до верхней жилой летовки, в которой летом обосновалась молодая семья с ребёнком. Немного пообщались. Это сын того бурята, что давал нам консультации о переправах.

После этой летовки дорога превратилась в тропу, но следы тяжёлых машин присутствовали вплоть до озёр Олон-Нур. Мы остановились на небольшой полянке, облюбованной местными жителями. Она вся благоустроена: кострище, стол, настилы под спальные места. До воды в небольшом озере натоптана тропинка.

Стоянка у озера Олон-НурОдно из озёр Олон-НурОдно из озер Олон-Нур

Одно из озёр Олон-Нур
Долина Жомболока, окружённая высокими хребтами, довольно узкая для саянской реки, очень живописная и в то же время суровая. Подложка всей долины состоит из лавовых потоков, покрытых в большей или меньшей степени лесом. Встречаются и открытые лавовые поля. Лава часто громоздится высокими валами вдоль бортов долины, образуя «карман», в котором проложена тропа. Сам Жомболок течёт в берегах из лавы. Также лава поднимается из Жомболока в виде островов. Двигаясь в долине Жомболока и видя огромные нагромождения лавового потока, понимаешь мощь и силу прошедшего извержения.
В долине много озёр. Все они появились благодаря древнему извержению, лава которого, вытекая из пади Хи-Гол, перегородила Жомболок. Выше этого места образовалось подпруженное лавовыми полями озеро Хара-Нур, название буквально переводится как "чёрное озеро". "Чёрными" у бурят называются пресноводные озёра. Сток озера находится под лавовым полем.

Незабываемо озеро Бурсагай-Нур, из которого теперь берёт начало река Жомболок. Выше озера наземного русла практически нет.

Это и озёра Олон-Нур – название буквально означает "семь озёр", в смысле "много озёр".

Все озёра, не смотря на суровость пейзажа и лавовые берега, очень красивы.

Идя по долине Жомболока, то тут, то там мы видели красивые отвесные скалы, и рука сама тянулась к фотоаппарату.

Скалы в долине Жомболока

Вершины гор сверкали свежим снегом над «зелёным морем тайги». Если внизу, где нас высадили с машины, лес состоял практически из лиственниц, то постепенно, по мере подъёма вверх, среди лиственниц пошли пихты, ели, берёзы, тополя. И на каждой полянке, большой или маленькой неважно, огромное количество разнообразных цветов. Мы были фактически в весне, хотя заканчивался календарный июнь.

Водосбор
Водосборы

Глаз радовали оранжевые жарки, синие водосборы, белые василистники, лохматый прострел и куча других цветов, названий которых мы не знаем. В тайге в сырых местах и в низинах, а также по краю лавы встречались заросли цветущего багульника.

Цветущий багульник

На его многочисленные симпатичные белые головки мы смотрели с большим неодобрением. В воздухе витал его ядовитый запах, но, к счастью, из-за прохлады он был неинтенсивный, для нас терпимо, без последствий. Но всё равно, когда мы выбирали места отдыха, особенно биваков, старались, чтобы вблизи багульника не было.

Цветущая лиана в долине Жомболока
Цветущая лиана

Часто попадалось интересное растение – какие-то лианы тонкими стеблями опутывали кустарники, деревья, поднимаясь высоко кверху. На них были крупные поникшие белые цветы, не очень фотогеничные, как будто вялые или помороженные. И только один раз удалось их увидеть и сфотографировать во всей красе.

На лавовом поле основным травянистым растением был цветущий бадан, встречалась очень симпатичная горечавка.

Из животного мира мы никого не видели, только пернатых. Однажды нас поразвлекла какая-то птица, которая бодро шагала перед нами по тропе метров 300, уводила, скорее всего, от гнезда. Когда мы, наконец-то, вспомнили о видеокамере и немножко отстали, доставая её, она скрылась за очередным поворотом и больше не показалась на глаза.

Тропа на разных участках имеет разную степень проходимости. Она разнообразна. Если вьётся ровной коричневой ленточкой среди обычной таёжной растительности, то по ней шагалось легко. Если она переплетена корнями деревьев, перегорожена упавшими стволами, имеет болотистые участки или выходит на осыпь, то скорость нашего движения по ней резко падала.

По нашему мнению, наиболее трудоёмкая тропа была вдоль озера Бурсагай-Нур и далее до реки Хакта. Но надо понимать, что эта трудоёмкость – относительная и зависит от тяжести рюкзака. Был один момент. На тропе вдоль Хакты искали место для обеда и прошли метров двести без рюкзаков. И сразу же поняли, что идти пустыми или с тяжёлыми рюкзаками – это небо и земля. Когда, найдя место для обеда, вернулись за рюкзаками, мы тропу, только что пройденную два раза, совершенно не узнавали, до такой степени разное восприятие. Без рюкзаков – лёгкая и простая, с рюкзаками – сложная и трудоёмкая.

Иногда тропа преподносила сюрпризы. Например. Очередной ручеёк залил нашу тропу на широкое и длинное расстояние, образовав маленькое озерцо. И тропа уходила прямо в эту воду. Нам было бы максимально до колен, но мы же в ботиночках, переобуваться во всякие сапоги неохота, но и ботинки жалко. Решили пробраться по краю, заваленному крупноблочной осыпью. Другой край озерца – кусты в воде. В одном месте между двумя огромными булыганами была щель. Володя смог просочиться вместе со своим рюкзаком через эту щель, а мой рюкзак шире, он заклинился, и я застряла. Хорошо, когда есть, кому спасать.

Пару раз тропа из тайги выходила на лавовое поле в тех местах, где оно легко проходимо. В этих случаях мы просто летели. Жаль только, что отрезки были маленькие.

В целом, все ходки делали не по времени, а по самочувствию. По лёгкой тропе старались пройти километр. В остальных случаях – как получается. Если встречались объекты, достойные фотографирования, сразу остановка, на это времени не жалели.

В долине Жомболока у нас было четыре ночёвки. Первая – у одного из озёр Олон-Нур (мт 03), вторая – на петле Жомболока (мт 04), третья – у озера Бурсагай-Нур, четвёртая – на реке Хакта на месте стандартной переправы. Везде были хорошо оборудованные стоянки.

На петле Жомболока и у озера Бурсагай-Нур у нас были полуднёвки. Места очень красивые, много объектов для видео и фото съёмки. Мы рассуждали: зачем спешить, когда тут так красиво.

У петли Жомболока к достоинствам стоянки можно отнести её открытость и полное отсутствие багульника, которого до этого места было очень много. На левом склоне долины виднелся водопад из нависающего голубого ледника.

Водопад в долине Жомболока

На озере Бурсагай-Нур после колдобин, болот чудная ровная обустроенная поляна среди кедров (мт 06). В течение полудня погода несколько раз кардинально менялась, поэтому озеро Бурсагай-Нур снято у нас во всевозможных красках.

Озеро Бурсагай-Нур

Не смотря на то, что в долине Жомболока воды предостаточно, почему-то, когда наступала обеденное время, все большие ручьи куда-то исчезали. И у нас возникала проблема с водой. Часто слышен шум самого Жомболока, иногда он даже виден, но добраться до него очень проблематично: лавовые гряды, составляющие берега реки, отбивают все желание. Вздыбленные, с провалами, с ямами – они вещь трудно проходимая. Ручьи, падающие со склонов водопадами, оказавшись в долине, часто уходили под лаву. На обед воду брали, где придётся: то из болота, то из малюсенького ручейка цедили кружками.

Приток Хадарус

На нашем пути было три притока Жомболока: Хадарус, Бурсаг и Хакта.

Хадарус имеет два рукава на расстоянии 100-150 м друг от друга, проблем для переправы (мт 02) не представляет, вода чистейшая.

К переправе через реку Бурсаг нас привела тропа после полуднёвки на петле Жомболока. Тропа шла сначала тайгой, где было много болотистых участков, потом пересекала большое поле карликовой берёзки и вывела к разрушенной летовке.

Бревно-переправа через реку Бурсаг

От летовки отходит несколько тропинок, не совсем явных, но потом все они сойдутся в одну, которая и приводит к переправе через реку Бурсаг. Здесь, выше по течению, лежит толстое бревно (мт 05), которое упоминается в отчётах. Оно уже старое, подгнивает, идут трещины и по нашему мнению доживает последние годы.

После бревна у нас возникла небольшая проблемка: мы никак не могли найти тропу, однозначно идущую к долине Жомболока. (Кстати, не мы одни её теряли, в других отчётах читали тоже о потере тропы). Сделали пару разведок. Первая из них показала, что мы находимся между двумя потоками Бурсага. Второй поток перешли также по бревну в какой-то чащобе. Следующей разведкой пересекли долину в направлении склона и подрезали хорошую тропу, которая привела нас к обеду на стоянку у озера Бурсагай-Нур.

Озеро Бурсагай-Нур

После озера по трудоёмкой тропе мы вышли к реке Хакта, которая некоторое время течёт параллельно тропе, а потом уходит под лаву. К вечеру дошли до поворота реки Хакта в собственную долину. На этом месте находится капитальная туристская стоянка (мт 07) – первая стоянка после озера Бурсагай-Нур.

Река Хакта. Место обычной переправы.
Стоянка у реки Хакта

Обычно здесь все переправляются на другой берег (именно это место фигурировало на фотографиях в отчётах), но не в нашем случае. Хакта течёт спокойно, но чувствуется большая глубина, особенно под правым берегом. Сразу вспомнился бурят, который спрашивал, есть ли у нас верёвка для переправы. Вода ледяная, брод рискованный, поэтому Володя сходил на разведку по тропе вглубь долины. Его не было больше часа, я уже беспокоиться начала. Вернувшись, он сказал, тропа плохая, малохоженая, очень много глубоких болотистых участков. Там, куда он дошёл, переправа вброд возможна без особых проблем.

Наутро, пройдя разведанные Володей накануне 620-630 м, мы вышли в район предполагаемой переправы. По обеим сторонам реки следы лавин: покорёженные деревья, погнутые кустарники, кое-где виден ещё нерастаявший снег.

Река Хакта в верховьях. Здесь у нас была переправа
Река Хакта в верховьях.

Выбрали участок реки, который нам был нам под силу. Здесь река разбивается на три протоки (мт 08), две из которых простые. Третью протоку мы сначала пересекли примерно наполовину, потом по подводной гряде камней прошли немного вверх и только потом уже на берег. Это было вызвано тем, что сразу выход на берег был неудобным, обрывистым. Максимальная глубина на переправе была 60-70 см.

Находясь на правом берегу реки, когда стало видно всё верховье реки (с левого берега, по которому мы подходили, верховье реки не было видно), мы увидели, что выше река дробится на ещё большее количество проток (6-7). Все они простые для переправы. Вверху ущелья через реку был перекинут снежный мост. Река уже пропилила в нём проход.

На основную тропу вышли быстро, но как всегда после разведки. После Хакты начинается урочище Тухэрен.

Идя по тропе, мы без конца посматривали на лавовое поле, т.к. находились в районе, где можно пойти на пересечение его. Мы невольно ожидали, что будет какое-то ответвление тропы на лаву, но, не дождавшись, в месте, где тропа близко подошла к лавовому полю (примерно в 2 км от Хакты), решили дальше по тропе не ходить, а пойти на пересечение.

И вот четыре часа с обеда до самого вечера мы пересекали это лавовое поле шириной в этом месте 2 км. Что такое лавовое поле? Это вздыбленная местность, провалы, ямы, трещины, разломы. Глубинные взрывы и сжатие остывавшего потока образовали на поверхности лавы нагромождения обломков или монолитов высотою в несколько метров. Встретилось два маленьких озера на дне больших провалов. Лавовое поле за тысячелетия, что прошли со времени извержения, частично заросло: из деревьев – лиственница и очень редко кедр, из травянистых растений преобладают бадан и ягель. Движение по лаве – это бесконечные обходы, спуски и подъёмы.

В лавовом потоке

Иногда, как счастье, встречались относительно ровные участки, покрытые ягелем. Тогда скорость нашего движения резко возрастала. А так все потихоньку: вверх-вниз, влево-вправо. Иногда редко-редко встречались следы людей.

Когда мы практически пересекли поле до противоположного склона, нашли тропу, которая через 100 м соединялась с тропой, идущей вдоль правого склона пади Хи-Гол. Эти 100 м мы не дошли, т.к. был уже вечер, набежала непогода, а дальше мест под ночевку не было видно. А здесь, где мы остановились, хорошая площадка под большой лиственницей (мт 09), полно дров, вода, вернее снег, чуть в стороне, на лавинном выносе. Когда был организован бивак, все тучи разбежались, опять кругом голубое небо и солнце.