Мальта / Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм | Спортивный туризм

Мальта, рыцарский остров. Сицилия, вулкан Этна. Часть 2-я: Валлетта, Мдина, утесы Дингли и сады Св. Антония.

24 - 25 августа 2009 г.
Валлетта, столица Мальты. Ворота к земле. Базилика Св. Доминика. Касса Росса Пиккола. Две блондинки. Дворцовая площадь и Дворец Великого магистра. Национальная библиотека и памятник королеве Виктории. Здание Национальной библиотеки. Монумент Великой Осады. Здание Суда Мальты. Собор Св. Иоанна и запорожские казаки. Идущие по мертвым, знайте: когда-то пройдут и по вам. Икона Богоматери Филермской и мощи правой десницы Иоанна Крестителя. Неукротимый Караваджо. Статуэтка Богини Плодородия. Рыцарские коллегии. Наполеон на Мальте. Церковь Богородицы Победоносной. Великий Магистр Жан Паризо де ла Валлетт. Великая Осада 1565 года. Золотой век Мальты. Международный клуб декадентствующих джентльменов. Улицы-лестницы. Верхние сады Барракка. Праздничная батарея. Кастильское подворье. Военный музей. Ресторан «Da Guiseppe Darren Casha». Древняя столица Мальты Мдина, 4 тысячи лет. Главные ворота. Св. Агата. Университа. Благородный город. Автономия Мдины. Землетрясение 1693 года. Кафедральный собор Св. Павла. Часы по 180 и за 880. Греческие ворота. Была железная дорога, да сплыла. Утесы Дингли. Остров Филфла. Сельское хозяйство на Мальте. Кактусовка. Дворец Вердала и сады Бускетт. Сады Св. Антония и Версаль. Русская часовня. Дерево, по которому не лазят кошки. Бюсты Георга V и Георга VI. Самый большой торговый центр Мальты. Ликер из опунции.
Слима - Валлетта - Мдина - Слима

Валлетта

День 4-й, Понедельник, 24 августа 2009 года. Брошенная Валлетта.

Предыдущая часть здесь:

Сбор на экскурсию в Валлетту (по 31 евро с носа) назначен был в 8-50 опять в отеле «Preluna». К нам подошла барышня и произнесла слово «Валлетта». Оказалось, что она собирала в автобус разноязыких туристов для доставки в Валлетту.

266-На стоянке

-Русский гид встретит вас в Валлетте – пояснила она.

Нас действительно встретила уже полюбившаяся Лариса.

Экскурсия началась от городских ворот, которые также называются Путирьял. Так как это единственные ворота, через которые можно было попасть из города не к морю, то их часто именовали Порта ди терра, то есть Ворота к земле.

265-Карта Валетты

Первым делом нас отвели в зал в бывшем госпитале Святого Иоанна, где выдали наушники и показали (на русском) 45-минутный фильм об истории Мальты.

264-Буклет

502-Обзор истории Мальты (1)
503-Обзор истории Мальты
267-После зала
268-Улица Республики
Улица Республики

Пройдясь по улице Республики, свернули на Торговую.

Кстати, улица Республики получила свое название в 1974 году, до этого она называлась Страда Сан-Джорджио, а при англичанах Кигзвэй или Страда Реале, последнее название было упомянуто даже в романе Жюля Верна «Архипелаг в огне».

Ее называют «сердцем» Валлетты. Это самая длинная и широкая улица города - «ось», проходящая между Городскими воротами и фортом Св. Эльма. Здесь есть все - музеи, красивые средневековые здания, магазины, церкви — вся жизнь города.

Базилика Святого Доминика, также известная как базилика Богоматери Хорошей Пристани и святого Доминика, является одной из трех приходских церквей Валлетты. Она находится в распоряжении доминиканского Ордена, чей монастырь расположен за храмом.

269-Базилика Св.Доминика
Базилика Св.Доминика
270-Базилика Св. Доминика

Земля, на которой построены церковь и монастырь доминиканцев, были подарены Ордену Великим Магистром Пьером де Монте. Архитектору Джироламо Кассару, авторству которого принадлежат многие здания в Валлетте, было поручено разработать проект нового храма. Первый камень в основание базилики был заложен 19 апреля 1571 года. Через несколько месяцев был основан приход Богоматери Хорошей Пристани, названный так потому, что небольшую часовню доминиканцев, которая стояла на месте будущей базилики, посещали, в основном, моряки, прибывавшие на Мальту и проживавшие тут. Старый храм из-за землетрясений и ураганов признан был ветхим и в 1815 году на его месте открыли новый.

271-Базилика Св. Доминика
Базилика Св.Доминика
272-Базилика Св. Доминика
273-Базилика Св. Доминика (1)
274-Валетта
275-Дверная ручка

Вернулись на улицу Республики и на минуту остановились у Каса Росса Пиккола – одним из последних не перестроенных дворцов, возведенных при строительстве Валлетты.

276-Улица Республики
277-Каса Росса Пиккола

В Каса Росса Пиккола в настоящее время проживает семейство де Пиро, знатное  и старейшее на острове. А чтобы на жизнь заработать, семейство в дом туристов (за деньги, естественно) пускает.

278-Каса Росса Пиккола
305-Валетта
306-Валетта
307-Валетта
309-Валетта

308-Валетта

Очень жалко было нашего гида Ларису. Группа ей досталась человек в 40 и люди в группе были разные. Особенно выделялись две блондинки, пристававшие абсолютно ко всем мужчинам с просьбой их сфотографировать. Экскурсия им была абсолютно до фени. Меня они по-английски попросили их сфотографировать, даже не заметив, что я тоже из группы. Одна из блондинок делилась с другой воспоминаниями об Австралии, другая жаловалась первой на спонсора – очень уж мелочный стал. У Ларисы обе первым делом осведомились, где на Мальте можно настоящие брендовые (не подделки) вещи купить. Я блондинок (за глаза) пипетками прозвал. Зачем они вообще на экскурсию поперлись – загадка.

279-Гид Лариса
281-Две блондинки

280-Гид Лариса

Через арку мы зашли на Дворцовую площадь, главным украшением которой является дворец, построенный в 1571 году все тем же Джироламо Кассаром на месте небольшого дома. До конца правления Ордена на Мальте (1798 г.) им пользовались все Великие Магистры.

В 1800 году он стал официальной резиденцией британских губернаторов.

Теперь дворец занят канцелярией президента и парламентом Мальты.

На площади шел настолько серьезный ремонт, что мы через ту же арку юркнули обратно.

283-Резиденция Великого магистра
300-Арка
Арка

Так что во дворец мы не попали. Но это не беда. Можно и чужими глазами на него взглянуть.

Дворец Великого магистра, зал.
284-Дворец Великого магистра
288-Дворец Великого магистра

Зал Совета с троном Великого магистра.

285-Зал Совета с троном Великого магистра
349-Кресло магистра
Трон Великого Магистра
286-Зал послов
Зал послов

Оружейная палата находится в бывших конюшнях первого этажа.

289-Арсенал
290-Арсенал
291-Арсенал
292-Арсенал
293-Арсенал
Рота испанских аркубезиров
294-Доспехи Ла Валетта
Доспехи Ла Валетта

Доспехи Ла Валлетта, защищавшие Великого Магистра во время Великой Осады.

Даже после грабежа французами (сохранилась лишь четверть оружия и доспехов, принадлежавших рыцарям) здесь находится 5721 экспонат.

А в середине 18-го века арсенал мог полностью снарядить 25 тысяч воинов.

У дворца два внутренних двора.

Больший - двор Нептуна с бронзовой статуей морского бога. Эта статуя была принесена сюда с рыбного рынка в южной части города по воле британского губернатора сэра Джона Гаспара Ле Маршана — лицо статуи похоже на лицо Великого Магистра Алофа де Виньякура, по заказу которого и была создана статуя. Кстати, в отличие от других Великих Магистров, Алоф де Виньякур пользовался популярностью среди населения Мальты.

295-Двор Нептуна
Двор Нептуна
296-Двор Нептуна
297-Двор Нептуна

Меньший (больше похож на сад) – двор принца Альфреда (названный в честь визита второго сына королевы Виктории, принявшего участие в церемонии включения газового освещения дворца в 1858 году), но он более известен как двор с часами Пинто.

298-Двор Альфреда
Двор Альфреда

Часы, сделанные мальтийским часовщиком Гаэтано Велла в 1745 году, имеют четыре диска и показывают время, день, месяц и фазу луны.

299-Часы Пинто
Часы Пинто
301-Здание дворцовой стражи
Здание дворцовой стражи
302-Крытый балкон дворца Великого магистра
Крытый балкон дворца Великого Магистра

Далее улица Республики пересекает Площадь Республики со множеством кофейных зонтиков и столиков старинного Caffe Cordina возле здания Национальной библиотеки Мальты с мраморным памятником английской королеве Виктории, работы сицилийского скульптора Джузеппе Валенти (1891 г.), посвященном 50-летию правления королевы Виктории.

303-Здание Национальной библиотеки и памятник королеве Виктории
Здание Национальной библиотеки и памятник королеве Виктории
304-Памятник королеве Виктории

Здание Национальной библиотеки, построенное в конце 18 века, хранит около 300 тысяч книг и документов, включая архивы Ордена. С 1612 года продажа любых книг, принадлежавших умершим рыцарям, была запрещена – все они отходили в пользу Ордена. Здесь (например) хранится письмо, в котором король Генрих VIII объявляет себя главой англиканской церкви.

Документов и книг могло бы на порядок больше быть, но 900 тысяч из них были конфискованы по личному приказу Наполеона. Судьба их незавидна. Наполеон «заглянул» на Мальту по пути в Египет. Награбленные сокровища и книги французы погрузили на корабли эскадры, которую англичане потопили в битве при Абукире (близ Нила) в августе того же (1798) года.

Пипетки у памятника королеве Виктории уже тусовались. Вряд ли они (впрочем) знали, кто такая королева Виктория.

310-Две блондинки

На площади Великой Осады стоит монумент Великой Осады, который был возведен в начале прошлого века и посвящен всем тем, кто пожертвовал собой во имя победы Мальты в ходе её Великой Осады в 1565 году. Работу выполнил здешний скульптор Антонио Скиортино. Монумент Великой Осады является одним из символов независимости Мальты. Три бронзовые фигуры символизируют Стойкость, Свободу и Веру. Вера - слева, с тиарой. С маской Минервы в руке - Свобода, она стоит справа. Стойкость (мужского рода) - с мечом в руках, в центре.

311-Монумент Великой осады
Монумент Великой Осады
312-Монумент Великой осады
313-Монумент Великой осады

Напротив монумента Великой Осады стоит классическое здание с колоннами — это здание Суда Мальты. Здание было построено на месте одного из рыцарских гостиных дворов, Овернской коллегии (1570 г.), которую в 1942 году уничтожила немецкая бомба. Орден Святого Иоанна был разделен на восемь национальных капитулов, каждый из которых имел свою коллегию (постоялый двор).

319-Здание Суда Мальты
Здание суда Мальты

Коллегия представляла из себя своеобразное общежитие. В подвале томились рабы, первый этаж предназначался для совместных трапез и развлечений рыцарей, на втором этаже – общежитие, мансарда тоже как-то использовалась.

С правой стороны от памятника Великой Осады угловой вход в Кафедральный собор Святого Иоанна. Вход платный (6 евро), но у нас он в стоимость экскурсии включен был.

314-Вход в собор Святого Иоанна
Вход в собр Св.Иоанна
315-Вход в собор Святого Иоанна

Собор построен в 1573-1578 гг. опять же Джироламо Кассаром. По бокам - две трехъярусные колокольни, на правой – три циферблата, показывающие время, месяц и день.

316-Собор Св.Иоанна
Правая башня Св.Иоанна

Собор называют со-кафедральным: главный кафедральный собор находится в Мдине, но архиепископ проводит службы и в соборе Св. Иоанна. Снаружи собор неказисто выглядит, зато внутри…

317-Собор Св.Иоанна
Собор Св.Иоанна
318-Собор Св. Иоанна

Нам выдали что-то вроде радиоприемника (громко говорить в соборе и фотографировать со вспышкой нельзя).

Внутри собор кажется намного больше, чем снаружи.

320- Собор Св. Иоанна
Собор Св.Иоанна
321-Собор Св.Иоанна

80 лет после окончания строительства собор внутри был также аскетичен, как и снаружи.

322-Собор Св.Иоанна

В 1661 году Великий Магистр Рафаэль Коттонер (1600-1663) пригласил на Мальту одного из лучших итальянских художников 17 века Маттиа Прети, который и оформил храм в стиле барокко.

324-Собор Св.Иоанна

Прети ничего за свой труд не запросил, а проект оформления собора настолько понравился Великому магистру, что художника сразу посвятили в рыцари.

325-Собор Св.Иоанна

Прети полностью преобразил аскетичный интерьер собора, превратив его в блестящий образец барочного искусства. Покрыл своды и стены росписями, украсил тонкой резьбой колонны и капеллы. Почти 40 лет художник трудился на Мальте, здесь же и умер. Похоронен в соборе.

328-Собор Св.Иоанна
329-Собор Св.Иоанна
330-Собор Св.Иоанна
331-Собор Св.Иоанна

326-Собор Св.Иоанна

Главный алтарь украшает скульптурная группа «Крещение Христа» (Д. Маццуоли, 1667), выполненная из белого мрамора, и два позолоченных органа по сторонам арки.

340-За главным алтарем скульптурная группа Крещение Христа Джузе
347-Орган
Орган

Пол составлен из инкрустированных мраморной мозаикой надгробных плит, под которыми покоятся не то 356, не то более 400 рыцарей – сплошное кладбище.

327-Собор Св.Иоанна
336-Собор Св.Иоанна

На первом от входа в храм надгробии начертано: «Идущие по мертвым, знайте: когда-то пройдут и по вам».

В храме похоронены все Великие Магистры, кроме последнего, немца Фердинанда фон Гомпеша, сдавшего Мальту французам в 1798 году, и Дидье де Сен-Жая, умершего за пределами страны.

Великий Магистр распоряжался примерно 20% казны Ордена, поэтому памятник себе еще при жизни заказывал. По своему положению он приравнивался к принцу крови и князю Священной Римской империи.

334-Собор Св.Иоанна
335-Собор Св.Иоанна
337-Собор Св.Иоанна
338-Собор Св.Иоанна

333-Собор Св.Иоанна

Мы взглянули на портрет одного из магистров. Одет магистр был тепленько – в мантии, чулках и ботинках. Интересно, он и летом так одевался?

332-Собор Св.Иоанна

Во внутреннем дворе собора похоронены 260 рыцарей, погибших во время Великой Осады. Им установлен памятник (1641 год).

346-Внутренний двор
Внутренний двор
348-Памятник рыцарям во внутреннем дворе
Памятник рыцарям во внутреннем дворе

У каждого из восьми капитулов в соборе имелась своя капелла. Они расположены симметрично в боковых нефах.

341-Капелла Языка Кастилии, Леона и Португалии посвящена Св. Иак
Капелла Языка Кастилии, Леона и Португалии посвящена Св. Иакову
342-В капелле Языка Арагона картина Св. Георгий Маттиа Прети.
В капелле Языка Арагона картина Св. Георгий Маттиа Прети.
343-Капелла Языка Оверни и Св. Себастьяна.
Капелла Языка Оверни и Св. Себастьяна.
344-Капелла Германии посвящена Богоявлению. Алтарная картина раб
Капелла Германии посвящена Богоявлению. Алтарная картина
345-Капелла Италии и Св. Екатерины Александрийской
Капелла Италии и Св. Екатерины Александрийской
Особенно любопытно надгробие Великого магистра Николаса Коттонера в приделе Арагона и Наварры. Его бюст установлен на мраморном постаменте, который опирается на фигуры двух полуобнаженных мужчин с заломленными назад руками, стоящих на коленях.
339-Собор Св.Иоанна

Правый из них явно африканец, а вот левый – запорожский казак с оселедцем и усами. Это не случайно. В 1670 году на захваченной у турок галере среди рабов-христиан рыцари увидели несколько человек с удивительными прическами. Это были запорожские казаки – враги турок, а следовательно – союзники госпитальеров. Настораживало только, что казаки носили шаровары, похожие на турецкие и по-мусульмански брили голову.

350-Собор Св.Иоанна

И опасения эти были не напрасны. В начале 18-го века почти вся Запорожская Сечь перешла в подданство крымского хана, потом в середине века казаки (во время Русско-турецкой войны) поддержали с оружием христиан, за что получили прощение от Анны Иоанновны.

351-Собор Св.Иоанна

В 1775 году от 10 до 40 тысяч казаков, недовольных политикой Екатерины Великой, перешли на сторону турок. Однако при Николае I, когда в 1828 году очередная (девятая по счету, а всего их двенадцать было) Русско-турецкая война началась, казаки опять на сторону России переметнулись. Что тут скажешь – потомки грамотеев, турецкому султану письмо написавших. Мятежные души.

352-Собор Св.Иоанна

Еще одно интересное место в храме – склеп возле алтаря, где покоятся останки 12 первых Великих Магистров Ордена, включая Ла Валлетту. Его надгробие выполнено в виде лежащего рыцаря с поднятой вертикально ладонью. На могильной плите Великого Магистра начертано: «Здесь покоится Ла Валлетт, человек чести, защищавший Европу, изгнавший со своей святой армией варваров. Похоронен в благословенном городе, основателем которого и являлся».

353-Собор Св.Иоанна

Здесь же похоронен его секретарь, англичанин Оливер Старки, сражавшийся вместе с рыцарями с турками во время Великой Осады. Вот только проход в склеп закрыт.

В 1798 году храм (как и весь город) разграбили захватившие архипелаг французы. Но многие предметы убранства удалось унести и спрятать. Серебряную ограду капеллы Богоматери Филермской вынести было невозможно и хитроумные мальтийцы покрасили ее в черный (чугунный) цвет.

В 1798 году Великий Магистр Гомпеш, покидая остров, забрал старинную византийскую икону Богоматери Филермской (вывезенную рыцарями с Родоса), а также главную святыню Ордена – мощи правой руки Св. Иоанна Крестителя и часть древа Животворящего Креста Господня. Все эти реликвии подарены были российскому императору Павлу I, избранному Великим Магистром. После Октябрьского переворота их вывезли из России и в конце концов они оказались в Цетине (Черногория), в монастыре Св. Петра Цетинского (мощи и часть древа), а икона – в местном историческом музее. Спустя несколько лет я их там сам видел.

На месте Богоматери Филермской теперь находится образ Богоматери Карафской в роскошном позолоченном окладе, перенесенный сюда (справа от алтаря) из Итальянской капеллы.

323-Собор Св.Иоанна
Образ Богоматери Карафской

Главным экспонатом музея собора считается огромное полотно Микеланджело Караваджо «Усекновение головы Иоанна Предтечи» (3 х 5 м), которое нельзя фотографировать (как и старинные гобелены). Это единственное полотно мастера, им подписанное. На нем Саломея (падчерица Ирода Антипы) с подносом суетится – чтобы голову Иоанна подобрать. На телах изображенных людей четко тени видны – это первая такая техника. До Караваджо люди бестелесными (если так выразиться можно) были.

354-Усекновение головы Иоанна Предтечи

Выдающийся художник-реалист Микеланджело Меризи, известный под именем Караваджо (название городка под Миланом, где он родился), славился неукротимым характером. Он был любимцем знати и бунтарем, почитаемый последователями и ненавидимый завистниками. Он бежал из Италии на Мальту в 1607 году после того, как вовремя игры в мяч, переросшей в драку, убили человека и обвинили в этом Караваджо (хотя многое говорило в пользу того, что это была самозащита). Художника объявили вне закона: любой мог убить его и даже получить за это вознаграждение.

357-Собор Св. Иоанна
358-Собор Св. Иоанна

На Мальте художник провел около полутора лет и написал несколько картин, в том числе два портрета Великого Магистра Алофа де Виньякура, за что был посвящен в рыцари, став «кавалером по любезности» - без права ношения мальтийского креста (так как не был дворянином). Однако из-за выигранной дуэли с «кавалером по праву» Джироламо Варейсом, членом судебной коллегии и прокуратором казначейства Ордена, Караваджо был арестован и заключен в тюрьму, откуда каким-то образом сбежал и решил вернуться в Италию, где скоропостижно скончался от малярии 18 июля 1610 года. Было объявлено, что «знаменитый художник Микеланджело из Караваджо умер по пути из Неаполя в Рим, куда направлялся, чтобы получить от Его Святейшества свидетельство о помиловании и отмене смертной казни, к которой был приговорен. Прожил он 36 лет, 9 месяцев и 20 дней».

Напротив «Усекновения» еще одна картина Караваджо – «Пишущий Св. Иероним». Картина несколько лет назад из собора была украдена и совершенно случайно найдена.

355-Пишущий Св. Иероним

В музейном магазине за 6-50 я купил статуэтку Богини Плодородия.

356-Богиня плодородия

Вышли через турникет на Торговую улицу, сдав бабушке «радиоприемники».

359-Возле собора Св.Иоанна
360-Возле собора Св.Иоанна
361-Возле собора Св.Иоанна
362-Возле собора Св.Иоанна
363-Возле собора Св.Иоанна
364-Возле собора Св. Иоанна

Бюст Энрико Мицци, премьер-министра Мальты.

365-Бюст Энрико Мицци, премьер-министру Мальты
366-Улицы Валетты
Улицы Валлетты
367-Улицы Валетты
368-Улицы Валетты

Взглянули на коллегию итальянского капитула Ордена, сейчас в нем Министерство культуры расположено.

369-Итальянская коллегия
Итальянская коллегия
370-Итальянская коллегия
371-Итальянская коллегия

Здание испанской коллегии теперь премьер-министр занимает.

Дворец, где 7 дней (с 12 по 18 июня 1798 года) прожил Наполеон, занято Министерством иностранных дел.

372-Дворец, где останавливался Наполеон
Дворец, где останавливался Наполеон
373-Дворец, где останавливался Наполеон

В начале лета 1798 года французский флот по пути в Египет зашел в гавань Гранд-Харбор под предлогом пополнить запасы воды, подкрепив эту просьбу высадкой десанта численностью 15 тысяч человек. К тому времени рыцари изрядно утратили боевой дух, так что 332 рыцаря (из которых четверть – больные и старики) и 2 тысячи наемников сопротивления практически не оказали.

Наполеон предложил рыцарям почетную капитуляцию. По ее условиям, острова архипелага становились владением Французской Республики, бывшие рыцари Ордена могли отправиться в Европу, кто куда пожелает. Накопленные богатства Ордена становились трофеями французов. Покидая Мальту, генерал Бонапарт оставил на ней гарнизон под командованием генерала Вобуа. Правда, после разгрома французского флота у Абукира в дельте Нила адмиралом Нельсоном надобность в такой базе отпала.

Мальтийцы первоначально приветствовали французов (уж больно их рыцари достали), но когда французы церкви грабить начали, островитяне восстали.

В конце концов, французов с архипелага вышибли англичане и даже любезно доставили пленных французов в Тулон. Российский император Павел I, которому англичанами архипелаг был обещан, поняв, что у него любимую игрушку отняли, на англичан обиделся и заключил союз с Наполеоном.

Церковь Богородицы Победоносной была заложена Великим Магистром Жаном Паризо де ла Валлеттом в 1566 году в честь победы мальтийских рыцарей в Великой Осаде 1565 года. В ней его первоначально и похоронили, в собор тело магистра перенесли позднее.

374-Церковь Богоматери Победоносной
Церковь Богородицы Победносной
375-Церковь Богоматери Победоноснойи памятник Черчиллю
376-Церковь Богоматери Победоносной

Первоначально рыцари поселились на Мальте в маленьком поселении Биргу на берегу гавани Гранд-Харбор, превратив его в неплохо защищенную крепость (замок Св. Ангела, где разместилась резиденция Великого Магистра). Вторым узлом сопротивления был замок Св. Михаила на полуострове Сангли. Обе крепости разделяла неширокая акватория Док Ярд Крик, через которую (по указанию ла Валлетта) был наведен наплавной мост, что позволяло маневрировать личным составом воинов, перебрасывая их по мере необходимости из одной горячей точки к другой. С другой стороны залива, на краю полуострова Шиберрас, рыцари построили форт Св. Эльма. Четвертым узлом обороны, несмотря на ветхость крепостных построек, являлась крепость Медина, оказавшаяся несколько в стороне от основных событий.

377-Валлетта
Валлетта

К середине 16 века западная часть Средиземного моря контролировалась христианами, а восточная – турками. Мальта оказалась как раз посередине и турецкое давление все нарастало. В 1551 году турки напали на соседний остров Гозо и увели в плен практически все его население – около пяти тысяч человек. Так что рыцари иллюзий (в отношении турок) не питали и строили оборонительные сооружения.

378-Валлетта
Кастильское подворье
379-Валлетта

Поскольку земледелием на Мальте заниматься бессмысленно было, а торговлей Орден не промышлял принципиально (в него вообще не принимали людей, чьи родственники были торговцами), рыцари занимались делом привычным – морским разбоем, захватывая турецкие (в частности) и мусульманские (вообще) суда.

380-Валлетта
Валлетта

В 1564 году у острова Кефалония (близ балканского побережья) рыцарь Ордена Ромегас захватил галеон, принадлежавший главному евнуху султанского двора, с массой товара, предназначенного для султанских жен (стоимостью ни много ни мало 80 тысяч дукатов). Теперь к политическим и военным соображениям султана Сулеймана I Великолепного присоединились вопли многочисленных султанских жен и наложниц, оставшихся без украшений и макияжа. Султан пообещал, что на этот раз он рыцарей не отпустит с почетом (как с Родоса), а вырежет подчистую.

381-Гранд-Харбор
Гранд-Харбор
382-Гранд-Харбор

18 мая 1565 года 30-тысячная турецкая армия, прибывшая на нескольких сотнях судов, высадилась на Мальте. В распоряжении Великого Магистра Жана Паризо де ла Валлетт было 600 орденских рыцарей и 7000 солдат. Позднее из Сицилии удалось перебросить на Мальту тысячу испанских аркебузиров и около сорока орденских рыцарей.

383-Гранд-Харбор
Гранд-Харбор

Рыцари все же успели надежно укрепить подходы к замку Св. Ангела и усилить оборону форта Св. Эльма  на крайней северной точке полуострова Шиберрас между бухтами Мерсамшетт с запада и Гранд-Харбора с востока. Именно здесь, на площади всего чуть больше квадратного километра, развернулись основные военные действия.

Мусульмане решили первым делом захватить форт Св. Эльма, чтобы в случае чего перезимовать в бухте Мерсамшетт. Ла Валлетт велел изготовить множество деревянных кругов, которые макались в кипящее масло, затем обматывались шерстью или бумагой и насыщались, вместе с оберткой, составом, смешанным с селитрою и порохом. Эти кольца, зажженные и брошенные в ряды осаждающих, производили такое смятение и такой ужас даже в храбрейших, что они начинали колебаться и, наконец, со всех ног бежали к морю. Турки в своих пышных одеяниях обгорали сотнями.

Беспримерный героизм защитников форта привел к тому, что турки взяли его только 23 июня. Последние уцелевшие (и сильно израненные) защитники форта позавидовали мертвым. Их зверски убили, а тела некоторых привязали к деревянным крестам и бросили в море в надежде, что их волнами прибьет к замку Великого Магистра. Великий магистр приказал отрубить головы пленным мусульманам и, зарядив ими пушки, салютовать погибшему гарнизону форта Св. Эльма. При осаде форта Св. Эльма турки потеряли 8 тысяч солдат, Орден – 130 рыцарей и 1300 солдат.

После этого турки начали штурмовать замки Св. Ангела и Св. Михаила. Много чего произошло, но турки замки так и не взяли. Рыцарь из Медины итальянец Винченцо Анастаджи во главе отряда численностью примерно в сто всадников однажды (подловив момент) уничтожил беззащитный турецкий лагерь с немногочисленной охраной и многочисленными ранеными. Ну и пограбил, конечно (сколько успел). Турки, тут же заинтересовавшись Мединой, направили к городу солдат. Те увидели на крепостных стенах города множество защитников в кирасах и шлемах и отступили. Хорошо, что турки не в курсе были: в кирасы и шлемы женщин и детей приодели.

7 сентября 1565 г., за день до окончания осады, на восточном побережье Мальты высадился восьмитысячный отряд пехоты и 200 рыцарей, посланные испанским королем Филиппом II из Сицилии. Турки, потеряв 25 тысяч человек, покинули Мальту. Потери Ордена составили 260 рыцарей и 7000 солдат. При оружии по отступлению турок на архипелаге едва 600 человек оставалось, при чем - все израненные. Великий Магистр Ла Валлетт сыграл в обороне острова огромную роль, лично участвуя в боях и воодушевляя павших духом.

Мусульманские стратеги не учли три важных обстоятельства, приведшие позднее к тому, что турки при осаде Мальты просто (буквально) обосрались: недостаток войск для одновременного захвата всех укреплений Ордена, близость враждебной Сицилии, осуществлявшей поддержку Ордена (во всех смыслах), невозможность зимовки на Мальте из-за недостатка пресной воды (Ла Валлетт еще до осады приказал завалить источники воды павшими животными). Турки, не успевавшие хоронить своих убитых, страдали дизентерией, тифом и элементарным поносом. Та еще армия под конец Великой Осады была. Самое главное: у турок под конец осады ядра (чугунные, литые, французского производства) просто кончились. Нечем стрелять было.

Пришлось туркам возвращаться в Константинополь без галеона с дарами, предназначенного женам и наложницам Султана Великолепного и захваченного Роменгасом, который так и остался стоять у причалов Биргу.

В следующем (1566 году) султан Сулейман вторично приказал штурмовать Мальту, но перед отплытием флота в Стамбуле взорвался арсенал, уничтожив большую часть кораблей. В том же году Сулейман в возрасте 71 года умер.

Европа пребывала в полном восхищении. Победу праздновали на Сицилии, в Риме, Неаполе, Мадриде, Париже и Лондоне. «Суверенный военный орден рыцарей-госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты» (официальное название Ордена) разрушенный Биргу переименовал в Витториозу (город победы).

Многие историки считают, что неудача у Мальты стала предвестником поражения мусульманского флота в знаменитой битве у Лепанто в 1571 году, с которой начался закат Оттоманской Порты.

Победа была одержана, но турецкая угроза оставалась. Было понятно, что острову необходима мощная, хорошо укрепленная крепость, построенная по всем правилам фортификационного искусства. Весной 1566 года Великий Магистр Ла Валлетт заложил первый камень новой столицы на полуострове Шиберрас, неподалеку от нынешних ворот, ведущих в город.

Основные работы были проделаны за пять лет. Ла Валлетт до их завершения не дожил – умер в 1568 году на охоте от солнечного удара. Самые знатные и богатые семьи Европы делали значительные пожертвования рыцарям-строителям. Для остальных стран христианской Европы хорошо укрепленная Мальта означала еще один рубеж защиты Запада от нападений Османской империи. Город назвали в честь Великого Магистра Ла-Валетта, но со временем название упростилось до Валлетты. Наступил золотой век Ордена.

Вступая в Орден, рыцари давали обет целомудрия, бедности и послушания. Так оно и было в героическую эпоху Ордена. Великая Осада 1565 года и последовавшая за ним битва при Лепанто 1571 года с таким успехом остановили продвижение Оттоманской империи в западном Средиземноморье, что рыцарям стало не с кем сражаться. Постепенно Орден погряз в роскоши и пороках, а его корабли бороздили море только в поисках добычи с мусульманских торговых судов. Рыцари не гнушались работорговлей, поставляя на невольничьи рынки иноверцев-мусульман.

А между тем алжирские пираты терроризировали Южную Европу и даже выходили в Атлантику. Так что претензии генерала Бонапарта к Ордену были весьма существенны.

По его сведениям, Мальтийский орден для защиты побережья Южной Европы «мог иметь 6–7 линейных 74-пушечных кораблей, столько же фрегатов и вдвое меньше мелких судов с тем, чтобы одна треть их них постоянно крейсировала перед Алжиром, Тунисом и Триполи. Он мог бы положить конец варварийскому разбою, принудив пиратов жить в мире. В этом случае Орден заслужил бы благодарность всего христианского мира. Половины его доходов было бы достаточно, чтобы достигнуть этого великого и благодетельного результата. Но рыцари, по примеру других монахов, присвоили имущество, которое им было предоставлено ради общественного блага и нужд всего христианского мира. Роскошь приоров, бальи, командоров вызывала возмущение всей Европы…».

В конце 18-го века Орден представлял из себя нечто вроде международного клуба декадентствующих джентльменов.

Мальтийцы чувствовали себя оскорбленными наглостью и высокомерием рыцарей-дворян, облагавших островитян налогами и поборами. Они жаловались, что являются у себя на родине иностранцами, не допускаемыми к занятию доходных и почетных должностей. Так что в руки Наполеона упал вполне созревший плод.

Захват Мальты в 1798 году обошелся Наполеону всего в троих погибших; видимо, это была одна из его самых бескровных побед. По поводу сил Ордена один из генералов Наполеона выразился так: «Хорошо, что у них хватило людей, чтобы открыть нам ворота».

Столица Мальты – первый европейский город, построенный по заранее разработанному плану. Площадь его – 55 га. На этой территории расположены 320 исторических и культурных памятников, из них около 30 – церкви и соборы. Ла Валетт считал, что новый город должен быть построен джентльменами для джентльменов.

План города и строительство были поручены итальянскому архитектору Франческо Лапарелли из Картона, который был правой рукой Микеланджело при строительстве собора Св. Петра в Риме. Прибывший по поручению папы Пия V, также материально поддержавшего часть строительства, изначально Лапарелли должен был изучить и оценить текущее состояние оборонных укреплений острова после битвы. В своем отчете он заявил, что вместо перестройки существующих укреплений в других частях острова, более экономичным и практичным вариантом будет строительство нового города-крепости на полуострове Шиберрас.

Проект Лапарелли сильно отличался от традиционного способа застройки средневекового города. В качестве основы он выбрал решетчатую схему. Эта схема предусматривала достаточную вентиляцию города ветрами с моря, что делало жизнь горожан более комфортной.

Под руководством Лапарелли была построена дренажная система и разветвленная сеть подземных, выдолбленных в камне каналов – своеобразный мусоропровод. Это сооружение позволяло жителям выбрасывать мусор прямо в колодцы во дворе и каждое утро целая армия мусорщиков собирала эти отходы. Дважды в сутки каналы для мусора промывались морской водой, а дренажные стоки отправлялись в отдаленные части моря через специальный трубопровод. Такая конструкция защищала Валлетту от гнилостных миазмов, от которых страдали города Европы.

Был сооружен огромный ров между двумя гаванями, отделяющий Валлетту от остального острова. Ров в тысячу метров в длину, двадцать в ширину и восемнадцать в глубину, практически гарантировал безопасность Валлетты с суши.

Лапарелли в 1570 году покинул Мальту и на его место заступил талантливый сподвижник, мальтиец Джироламо Кассар. Отличительной чертой Валлетты стали многочисленные улицы-лестницы, созданные для удобства рыцарей в тяжелых доспехах, с протяженными ступенями высотой не более 10 см.

Число жителей – всего 8 тысяч человек, при этом Валлетту ежедневно посещают 40 тысяч человек.

В конце экскурсии мы отправились в Верхние сады Барракка. Расположившиеся на живописной террасе над бастионами святых Петра и Павла, эти сады представляют собой один (по сути) сад. Сады Барракка были разбиты в 1663 году при магистре Николасе Коттонере, который получил всемирную известность благодаря «линиям Коттонера», связавшим знаменитые мальтийские Три Города – Витториоза, Сенглея, Коспикуа. При строительстве Валлетты город снабжали водой колодцы и никаких садов и быть не могло, но со временем рыцари построили акведук, доставлявший дождевую воду с вершин острова, и сады разрешили.

Для личных нужд рыцари на галерах вино и (даже) лед из Сицилии доставляли.

Отсюда открывался шикарный вид на бухту Гранд-Харбор и Три города, построенные на ее противоположном берегу. Ниже находится Праздничная батарея (Saluting Battery), дающая залп ровно в полдень.

385-Гранд-Харбор
392-Праздничная батарея (1)
393-Праздничная батарея (1)
394-Праздничная батарея (1)

В садах также расположены произведения искусства, такие как очаровательная бронзовая статуя Гавроши (Les Gavroches) известного мальтийского скульптора Антонио Скортино.

395-Верхние сады Барракка
396-Верхние сады Барракка
397-Верхние сады Барракка
398-Верхние сады Барракка
399-Верхние сады Барракка

Сначала здесь находился частный сад итальянских рыцарей-госпитальеров. Для широкой публики сады были открыты только во времена оккупации французов, то есть в 1800 году.

400-Верхние сады Барракка
402-Верхние сады Барракка
403-Верхние сады Барракка
404-Верхние сады Барракка
405-Верхние сады Барракка
406-Верхние сады Барракка
407-Верхние сады Барракка

В 13-30 назначен был отъезд, но мы решили в Валлетте остаться.

408-Валлетта
409-Валлетта

У свояченицы закончилась ручка и она попросила мою.

410-Валлетта

-Очередной книгой закончилась попытка Дарьи Донцовой расписать ручку, -ехидно заметил я.

411-Валлетта

И мы пошли гулять по улицам Валлетты.

412-Валлетта

Сфотографировались у пушек при входе в Кастильское подворье – в нем сейчас резиденция премьер-министра Мальты находится.

413-Дворец Кастильо
414-Дворец Кастильо
415-Церковь Св.Екатерины Сиенской
Церковь Св.Екатерины Сиенской
416-Руины Оперного театра

Постояли у руин Оперного театра, разбомбленного во Вторую мировую войну.

419-Руины Оперного театра
417-Руины Оперного театра

Пару раз встретили Ларису.

418-Валлетта
432-Валлетта
433-Валлетта
434-Валлетта

Наконец приземлились возле собора в кафе «Regina» под зонтиками, с девизом «A snack in the heart of the city». Барышни заказали себе кофе со льдом (2-50), мужская половина предпочла холодный сидр (2-40).

435-Регина

Когда мы заказали по второй бутылочке сидра, к нему и жареный арахис принесли.

436-Регина
437-Регина

После сидра и кофе отправились искать паром в Слиму - самый короткий путь.

438-Валлетта (1)
439-Валлетта
440-Валлетта

Ноги сами собой привели нас в форт Св. Эльма, в Военный музей.

441-Форт Св.Эльма
442-Форт Св.Эльма

Тут раньше пороховой склад был.

443-Музей

Вход в музей 6 евро стоил.

473-Музей

Барышни отправили нас (мальчиков) в музей за общественный счет, а сами остались ждать снаружи.

Билет в музей
452-Музей

Экспонаты музея относятся ко Второй мировой войне. И они весьма любопытными оказались.

445-Музей
446-Музей
447-Музей
448-Музей

Например, один из трех истребителей Gloster Gladiator по имени Faith («Вера»), которыми островитяне во время начала Второй Великой Осады (1940-1942 гг.) располагали.

444-Истребитель Вера

Два других истребителя («Любовь» и «Надежда») сбили, но островитяне шутили, что без любви и надежды прожить еще можно, а вот без веры – никак нельзя. Так оно и получилось.

449-Истребитель Вера

470-Музей
471-Музей
472-Музей

После музея продолжили поиски парома.

474-Валлетта
475-Валлетта
476-Валлетта
477-Валлетта
478-Валлетта

На одной из плоских крыш выл (от тоски) далматинец.

Спросили какую-то бабушку, та посоветовала в центр города идти.

-Море вроде бы внизу? – усомнился я.

Нашлась наконец стоянка желто-зеленого парома, украшенного логотипом «Löwenbräu».

Судя по расписанию, паромы из Валлетты в Слиму каждые 15 минут ходили, но только до 6 часов вечера.

За билеты на шестерых человек запросили какую-то странную сумму: 5-85.

479-Билет
480-Расписание

Пять минут на пароме и мы уже в Слиме.

Билет на паром
489-Слима
490-Слима
491-Слима

Зашли в «Скотик», докупили вина, пива, сидра на 47 евро. Но сумку нам не дали. Оказалось, что бесплатная матерчатая фирменная сумка «Скотик» положена при покупке не от 40, а от 30 евро, просто сумки в магазине закончились.

Свояченица купила пасынку проспоренную бутылку мальтийского виски «John Brown Special» (36 градусов) за 8-70. Возвращались они всегда из нашего номера в свой какими-то окольными путями, в связи с чем свояченица утверждала, что их номер в другом крыле отеля находится, а пасынок настаивал, что окна их номера на ту же сторону выглядывают, что и наши с женой. Спор разрешился сам собой, когда кто-то из наших барышень уронил крем для загара - аккурат на их балкон.

492 -Виски

Посидев по обычаю на балконе с дынькой, сидром и вином, отправились на море купаться.

После купания зять с пасынком проголодались и мы зашли в «DIXIEs KIOSK», где им купили по огромной сосиске, попросив не класть в тарелку фасоль – порции и так велики.

493-Дикси
494-Дикси

Остальные взяли кофе и чудесное мороженое с колотым на микроскопические кусочки льдом. Веселье в «Дикси» обошлось нам в 23-80.

В номере нас ждало письмо от Белины и ваучеры на завтрашнюю поездку в Мдину.

497-Письмо (1)

Когда стемнело и жара спала, отправились ужинать в ресторан на набережной «Da Guiseppe Darren Casha».

Я и барышни заказали четыре лампуки (то есть дорады, по 15 евро за порцию) – больше в ресторане все равно не было, пасынок нацелился на стейк рибай и только зять, наевшийся сосиской, попросил томатный суп-пюре и салат капрезе.

495-В ресторане

Барышни ограничились бутылкой белого вина «Victoria», мужская же половина, истомленная жарой, выхлебала аж по два коктейля «Long Island Ice Tea».

496-В ресторане

Хозяин заведения, серб Слободан (он же, по совместительству, шеф-повар) постарался на славу – ужин удался. Получив счет (130-41), мы прибавили к нему 15 евро чаевых и отправились вечерять на балкон.

Обменялись впечатлениями о Валлетте. Живет в ней 8 тысяч человек, а домов минимум на 100 тысяч жителей стоит. Брошенный город – многие балкончики вид имеют совершенно немытый, никто там не живет. В день Валлетту 40 тысяч человек посещают, официальные учреждения работают, а вечером она стремительно пустеет. Сами видели – под вечер уезжали. Ни души почти, кроме редких встречных аборигенов. За целый день прогулок по Валлетте мы ни одного супермаркета не заметили. Да и кому продавать? Покупателей все равно нет.

Досидев до полуночи, отправились спать.

Мдина, утесы Дингли и сады Св. Антония.

День 5-й, Вторник, 25 августа 2009 года. Мдина, утесы Дингли и сады Св. Антония.

Сбор на экскурсию в Мдину (по 23 евро с носа) назначен был в 9-20 опять-таки в отеле «Preluna». Для нас, кстати, эта экскурсия была бесплатной (подарок от фирмы).

Экскурсию проводила Юля: вместе с Ларисой они единственные русскоговорящие гиды на всю Мальту.

504-Юля
Юля

Мдина, древняя столица Мальты, находится в 11 км к юго-западу от Валлетты.

569-Карта
505-Мдина
Мдина

На Мальте 416 тысяч жителей и 67 городов – все маленькие. В каждом городе обязательно есть продуктовый магазин, а в Мдине – нет. Потому что жителей в городе – около трехсот, все потомки испанских аристократов. Раз в день приезжает автомашина – продуктовая лавка, торгующая хлебом, водой и овощами. За всем остальным в соседний Рабат отправляться нужно.

511-Юля

506-Мдина

Лучший шопинг на Мальте – в Слиме и Валлетте.

Мдине около 4 тысяч лет. Здесь нашли стоянку людей бронзового века (1,5 тыс. лет до н.э.).

Архипелаг Мальта очень маленький – всего 316 кв. км, но находится в центре Средиземного моря и обладает удобными гаванями, поэтому желающих его посетить (не всегда с благими намерениями) во все времена было множество.

Мдина расположена на вершине холма в центре острова, потому что у моря – опасно.

Около 800 лет до н.э. финикийцы обнесли бывшее здесь поселение стеной и назвали его Малет (убежище). Римляне переименовали в Мелита (медовый остров). При римлянах город в четыре раза больше был. Арабы отделили город от южного пригорода, построили мощные стены и вырыли глубокий ров. Город назвали Медина («укрепленный город»), а пригород - Рабат («поселение возле крепости»). Со временем буква «е» куда-то пропала и получилась Мдина.

В Рабате (в отличие от Мдины) – 13 тысяч жителей.

На Мальте там, где есть холмы, есть и вода – зимой дожди, вода в холмах накапливается. Поэтому город здесь и построили.

От Мдины до Валлетты в начале 17-го века для подачи пресной воды построен был акведук длиной в 12 км. Акведук принес немало пользы во время чумы 1676 года.

Вошли мы в город через Главные ворота (1724 год, на фронтоне герб Великого Магистра Маноэля де Вильены).

507-Мдина, главные ворота
Главные ворота
508-Мдина, главные ворота

На обратной стороне Главных ворот на барельефах изображены (слева направо) Св. Публий, Св. Павел и Св. Агата.

509-Мдина, главные ворота
510-Фигуры над воротами
512-Главные ворота (1)

Св. Агата жила в середине 3-го века и сбежала на Мальту из Сицилии от домогательств тамошнего наместника. Долго скрывалась в здешних катакомбах, пока ее не поймали римские власти и не отправили сначала в публичный дом, а потом в тюрьму, где отсекли ей груди. Сожгли Св. Агату на костре.

Св. Агата помогла городу в 1551 году. Турки собирались на город напасть, но Св. Агата явилась одной бенедиктинской монахине и о предстоящем нападении предупредила. Статую Св. Агаты пронесли по городским стенам и все обошлось.

В конце 14-го века в городе организовали местное правительство – Университа.

В 1429 году испанский король Альфонсо V Великодушный даровал Мдине титул «Благородный город» за то, что он не покорился арабским пиратам. По легенде, одолеть пиратов мальтийцам помог Св. Павел, явившись защитникам города с огненным мечом. Пиратов также вовремя заметил часовой на башне Стандарто (слева от ворот). До недавнего времени в башне полицейский участок располагался.

513-Башня Стандарто
Башня Стандарто

Когда в 1530 году Карл V подарил Мальту рыцарям, он забыл, что его предок Альфонсо взял у мальтийцев (испанских аристократов) 30 тысяч дукатов в обмен на обещание никому архипелаг не продавать.

514-Мдина

Когда рыцари появились на острове, местные аристократы встретили их без особого восторга. Между ними и рыцарями заключен был договор об автономии Мдины и каждый Великий Магистр прибывал в город подтвердить свои обязательства по соглашению, после чего получал ключи от Главных ворот.

Рыцари назвали Мдину старым городом.

С появлением Валлетты она утратила значение. Последним ярким событием в городе стало восстание против французов в 1798 году, когда те ограбили одну из местных церквей. Пришедшие (по просьбе мальтийцев) на помощь англичане окончательно ликвидировали автономию Мдины.

Теперь Мдину все чаще Тихим городом называют.

Двигались мы по узким улочкам Мдины к кафедральному собору.

515-Мдина
516-Мдина
517-Мдина
518-Мдина
519-Мдина
520-Мдина

В 11 веке норманны построили в Мдине небольшой собор.

521-Мдина

В 1693 году на Сицилии произошло сильное землетрясение: Валлетте – хоть бы что, а вот Мдину оно разрушило. И рыцари наконец-то обратили на нее внимание.

522-Мдина
523-Мдина
524-Мдина
525-Мдина
528-Дверная ручка
529-Дверная ручка

Город отстроили заново. На месте, где когда-то стояла небольшая византийская церковь, а еще раньше – вилла начальника острова Публия, возвели кафедральный собор в честь Св. Павла (арх. Лоренцо Гафа, 1702).

534-Мдина
535-Мдина
536-Мдина
537-Мдина

526-Мдина
527-Мдина

Св. Публий, первый епископ Мальты, был снят с должности, доставлен в Рим и растерзан львами на арене.

530 -Площадь Св.Павла

532-Собор
533-Романские окна
Романские окна

Вход в собор и музей собора – платный (6 евро).

540-Билет
541-Собор

В соборе, так же как и в соборе Валлетты, похоронены знатные горожане.

542-Собор
549-Собор

545-Собор
550-Музей собора

В Мдине (как и на всей Мальте) дома помимо номеров и собственные имена имеют (входят в почтовый адрес).

551-Мдина

С крепостных стен Мдины открывается великолепный вид на окрестности города.

552-Вид с крепостных стен Мдины
554-Вид с крепостных стен Мдины

553-Вид с крепостных стен Мдины
555-Мдина
556-Мдина

Мдина славится своим стеклом.

557-Магазин мдинского стекла

Нам дали немного свободного времени и барышни отправились в ювелирный магазин.

558-Ювелирный магазин

-Это на 20 евро дешевле, чем в Слиме, -заявила жена и купила часы за 180 евро.

559-Сувенирный магазин
560-Сувенирный магазин

Свояченица, всегда копирующая покупки своей младшей сестры, купила почти такие же часы, но за 160.

562-С покупками

Рядом продавались напольные часы с боем за 880 евро (включая доставку по всему миру).

561-Часы за 880 евро

Мы с пасынком ограничились двумя морожеными по 2-50.

563-Мдина
564-Мдина
565-Мдина
566-Мдина
567-Мдина
568-Мдина
570-Мдина

Вышли мы из Мдины через Греческие ворота. Некогда рабам проходить только через них можно было. Греческие, потому что возле них греки жили.

571-Греческие ворота
Греческие ворота

Справа от Греческих ворот – третьи ворота, Проломные, для железнодорожной станции Железную дорогу англичане построили. Но ее разобрали из чисто экономических соображений – невыгодно, потому что расстояния на острове слишком маленькие.

572-Мдина

Темное здание на холме – английский военный госпиталь.

574-Английский военный госпиталь
573-Мальта

Сев в автобус, отправились к утесам Дингли высотой до 250 м.

575-Дингли
577-Дингли

576-Дингли

С них открывается великолепный вид на Средиземное море.

578-Дингли
580-Дингли

Видно оттуда и находящийся в 5 км остров Филфла, что значит «перец» по-арабски. Когда-то там перец выращивали. Остров для рыцарей настоящую проблему представлял, так как на нем находился источник пресной воды, за которой пираты приплывали. Эту проблему решили англичане (правда, к тому времени пираты исчезли): они использовали Филфлу в качестве полигона, по которому корабли пристреливались. В результате «пристрелки» площадь острова уменьшилась вдвое: сейчас его длина всего 700 м.

579-Остров Филфла

Теперь на острове птичий заповедник и полным-полно неразорвавшихся снарядов. Туристов (в силу этих двух обстоятельств) на островок не пускают.

Архипелаг Мальта – осадочного происхождения, никаких вулканов тут отродясь не было. Но из-за тектонического сдвига юг и юго-запад Мальты – отвесные.

Дингли (по-мальтийски) – возвышенная местность. В одноименном городе (рядом с утесами) меньше 3 тысяч жителей.

Рождественский (второй) урожай картошки на Мальте к декабрю поспевает и полностью на экспорт идет.

Овощами Мальта себя на 80% обеспечивает. Хуже с фруктами дело обстоит – земли мало.

Зато свежим молоком и яйцами Мальта себя обеспечивает полностью. Ну и кроликов (естественно) выращивают. Они пастбищ не требуют.

В 17-18 веках оливковые деревья на Мальте вырубили, вместо них хлопок посадили – выгоднее. В Гражданскую войну в США Мальта всю Европу хлопком снабжала, сейчас на острове ни одного хлопкового куста не найдете. А оливковые рощи восстанавливают.

А вообще три главные статьи дохода Мальты – туризм, банковское дело и сфера обслуживания.

В городке нас ликером из опунции угостили (на пробу). Нам так понравилось, что мы на вечер целую бутылку купили (8-90).

581-Кактусовка

Тут же продавали плоды опунции (очищенные, на зубочистке) по 50 центов за штуку.

Опунция по-мальтийски «байтра» называется.

582-Мдина
Мдина

В 2,5 км к юго-востоку от Мдины находится дворец Вердала в садах Бускетт («маленький лес» - итал.). Дворец построили по приказу Великого Магистра Гуго Лубена де Вердаля в 1586 году в качестве его летней резиденции. Лес рыцари посадили, чтобы в нем охотиться: для этого даже оленей с материка завозили. Сейчас дворец – летняя загородная резиденция президента Мальты.

Мы же направлялись в сады Св. Антония, в город Аттард. Это самый центр острова.

583-Сады Св.Антония
585-Сады Св.Антония

Сады Св. Антония появились в конце 16-го века. В 1623 году рыцарь-француз Антуан де Поль выбран был Великим Магистром и выстроил здесь свою резиденцию, посчитав, что дворец Вердала слишком далеко от Валлетты находится. Здесь он жил посреди огромного поместья со своей челядью, включая сокольничих, изготовителей париков, поваров, лакеев, домашнюю прислугу и даже крысолова. Поскольку рыцари давали обет бедности, то после его смерти  в 1636 году имение отошло к Ордену.

584-Дворец Св. Антония
Дворец Св. Антония

Когда рыцарей упрекали в роскоши, то они отвечали, что только при жизни всем пользуются, после смерти все Ордену достанется.

588-Сады Св.Антония

Вскоре чудесный дворец и сад стали настолько знамениты, что Людовик XIV попросил позволения списать точный план парка, всех его коммуникаций и фонтанов. Сады Версаля под Парижем – это почти полная копия садов Св. Антония.

Во дворце Св. Антония раньше английский генерал-губернатор жил, теперь – президент Мальты.

В 19 веке ко дворцу была пристроена так называемая русская часовня, в которой молилась Мария Александровна, дочь Александра II. Она вышла замуж за принца Альфреда герцога Эдинбургского (второго сына королевы Виктории и принца Альберта), бывшего некоторое время генерал-губернатором Мальты. Брак был несчастливый.

597-Часовня
Часовня
598-Часовня

Когда Елизавета II приезжает, она только здесь останавливается.

Мы увидели дерево, по которому никогда не лазают кошки, потому что ствол его сплошняком шипами покрыт. Красивые цветы превращаются в плод наподобие груши, внутри которого семена и пух, похожий на хлопок – им подушки набивают. Дерево называется сейба великолепная.

586-Сейба Великолепная
Сейба великолепная
587-Сейба Великолепная
589-Сады Св. Антония
590-Сады Св. Антония
599- Сады Св. Антония
600- Сады Св. Антония

592-Сады Св. Антония

Нам показали африканское дерево, выпустившее лиану с цветами, которые цветут одну ночь. Но уж больно запах у цветов неприятный – как в сортире. Воняло конкретно.

593-Африканское дерево
594-Сады Св. Антония

У подножия фикуса бенгальского, которому 250 лет исполнилось, сфотографировались.

591-Сады Св. Антония
604-Фикус

А вот финики на Мальте все-таки не вызревают.

603-Бутылочное дерево
Бутылочное дерево

По внутреннему двору дворца можно погулять.

595-Дворец Св. Антония
596-Дворец Св. Антония

Там же установлены бюсты королей Георга V и Георга VI.

Георг VI, папа нынешней королевы Елизаветы II, в 1942 году наградил Мальту крестом Святого Георгия «за мужество и беспримерный героизм», когда Мальта выдержала вторую Великую Осаду.

601-Бюст короля Георга V
Бюст короля Георга VI

А Георг V, папа Георга VI, был удивительно похож на своего кузена, последнего российского императора Николая II.

601-Бюст короля Георга VI
Бюст короля Георга V

В 13-30 нас высадили в Слиме.

605-Слима
Слима
606-Слима

И мы пошли в Плазу – самый большой торговый центр Слимы (да, пожалуй, и Мальты). В нем даже эскалаторы имелись.

607-Плаза
608-Плаза

В Плазе забрели в ювелирный магазинчик. Жена присмотрела серебряный браслет за 62 евро, второй ей отдали (с 50%-й скидкой) за 31-50. В подарок детям купил серебряный мальтийский крест за 14 и серебряную же цепочку за 8-50 (4-25 со скидкой). Т.е. скидку давали при покупке второй вещи. Расплатился карточкой.

В благодарность за браслеты жена отправилась со мной и пасынком в часовой магазин рядом с Плазой. Зять пошел в отель, а племянница (вместе со свояченицей) решила купить такие же часы, как в Мдине.

609-Часовой магазин

Я присмотрел себе классные плоские часы Pierre Lannier (до сих пор ношу) за 145, их мне (со скидкой 9%) отдали за 130-50. Часы, приглянувшиеся пасынку (87-00), отдали за 60.

610-Часы

Потом жене понравилась какая-то пиздюлинка на кожаном ремешке за 59, на которую скидка составляла 25%. Получалось 44 евро, но продавщица (юная и слегка несклепистая) сообщила, что (после того как мы полмагазина скупили) ей 4 евро не надобно, и попросила 40. Вообще, столкнувшись со столь «богатыми» клиентами, барышня всем видом извинялась за свое существование.

Расплатиться продавщица попросила наличными.

-Хозяин мой карточек не признает, -застенчиво сообщила она.

-И я его понимаю, -хмыкнул я.

В заключение, когда мы пытались открыть тугие двери магазина, барышня метнулась куда-то в угол, достала маленькую (375 мл) бутылочку красного итальянского вина «Aglianico» и протянула ее мне, добавив:

-Это от меня лично.

612-Ликер и подарочная бутылка вина
Подарочное вино и ликер из опунции

-Where are you from? –спросила она на прощание.

-Moscow, Russia, -ответил пасынок.

Зайдя в «Скотик», купили три банки сидра, 2-литровую бутылку имбирного пива, после чего водрузились на балкон и позвали зятя.

611-Скотик

Заблудившиеся в Слиме свояченица и племянница присоединились к нам позже.

613-Холл отеля
Холл отеля

Дыня и грейпфрут очень хорошо сочетались с белым вином и сидром.

В 17-00 отправились на пляж.

После купания отправились в «Дикси» кофе выпить.

614-В Дикси
615-В Дикси

Переодевшись, пошли в город ужинать.

616-Слима
Слима
617-Слима
618-Слима
619-Слима
621-Слима

620-Слима

Пробежав (по настоянию зятя) весь город, решили все-таки к Слободану вернуться.

623-Слима
624-Слима

Оголодавши, заказали суп дня – по де-фолту суп оказался совершенно лишним.

625-У Слободана
626-У Слободана

Барышни попросили жареное рыбное ассорти, пасынок – лампуку (дораду), зять – полюбившегося ему кролика, а я – тушеного осьминога.

628-Рыбное ассорти

Порции просто огромными были.

627-Осьминог
Тушеный осьминог

Барышням взяли бутылку (уже знакомого им) белого сухого«Victoria», мужская половина отдала предпочтение «Long Island Ice Tea».

629-У Слободана

Счет на сей раз составил 175-86, отдали 190 и отправились в отель, дегустировать на балконе ликер из опунции.

630-После ресторана
631-У отеля

Ликер понравился и мы решили купить его с собой в Москву.