Сплав по рекам Становая Ряса и Воронеж от Кривополянья до Гудово.

2005 год. Украли мой плот в "Политехнике" в июле. Начал делать новый в скоростном режиме - хотел сделать за неделю. Перед завершением порезал ножом себе руку (отрезал сучки от сосновой жерди). Забинтовали в травмпункте, заживало 10 дней.
15 августа.

Вид на Юсово Вид на Юсово
Вывернутое дерево Вывернутое дерево
        Нанял такси "Газель", отвёз плот в Кривополянье. В 11 ч отчалил от ул. Радина. Течение слабое, вода 19,5° - холодная (а в Липецке вода 24°). Миновал ручей, там сидел рыболов в резиновой лодке и угрюмо молчал. Я спросил:
- Тут всегда такая вода холодная ?
Он ответил не сразу:
- Да.
        Речка тут широкая, потому что дальше перекрыта плотиной. На обед вылез на берег со стороны Юсово. Возле вывернутого наизнанку горелого дерева развёл костёр и подогрел суп. Потом отправился дальше.
        По левому берегу луг и растут деревья-коряги. Добрался до развилки реки. Влево - речка, вправо - залив, в конце залива - трубы, чтобы вода стекала. А речка огибает полуостров, там и плотина стоит. В заливе есть пляж, ребятишки на велосипедах ныряли в воду.
        Вылез на берег в 14 ч, спрятал плот. С обрыва видно церковь в Юсово и собор в Чаплыгине. Вышел на дорожку, до автобуса шёл 40 мин.

16 августа. Кривополянье

Дно Дно
        Вдоль реки - дорога. Перенёс плот мимо полуострова, спустился к реке через бурьян. Берега крутые, страшно слезать в воду - унесёт, водоросли стелются по сильному течению. Вообще надо было обогнуть полуостров по реке, но август к концу идёт, решил поскорее.
        В дереве на склоне нашёл хороший кол с сачком. Сачок мне не нужен. А колом можно приколоть плот ко дну.
        Отплыл в 11:20, вода 21°. Ох и течение - здорово. Речка мелкая, видно песчаное дно, водоросли, рыбки - как в аквариуме. Сильно пожалел, что не купил цифровой фотоаппарат. Местами как в туннеле - деревья нависают. У поворота реки видна вышка сотовой связи, ангар.
        Вылез в 15:45 через камыши, заросли малины и деревья на луг с бурьяном. Тут полно жёлтых пауков, ну и паутин насобирал. 17:00 Нашёл дорогу вдоль посадок, идёт к трассе, по бокам - поля. Вышел на трассу в 18:10, автобус из Чаплыгина примерно в 18:40. Прошёл до остановки ещё полчаса.

17 августа. Кривополянье - Истобное

Автобус на 6:45, приехал к полю в 8:12, на плот сел в 10:10. В небе кружит вертолёт. Миновал несколько мест, где есть выход на берег, в одном пообедал. На деревьях висит мусор на 2 м выше воды, наверное такое половодье было.
        Впереди посреди реки показался красивый камышовый островок. Два пучка развесились в разные стороны, как букеты. Сделал снимок. Потом уже так хотелось туда попасть ещё раз. Про себя напевал песню Адриано Челентано "Gelosia", и она связалась с этими местами, то есть когда её слушаю, сразу вспоминаются эти берега, островок, речка.
        Течение проносит быстро, обогнул его справа. Тут до дна ногами не достать, место узкое, промоина. Ох, хороша водичка. Водоросли приятные, не жгутся.
        На подходе к селу Истобное речка стала пошире и мусора на воде побольше - пух и т.п. По обеим сторонам высокий берег. После поворота реки влево залез на обрыв посмотреть вокруг. На западе - развалины фермы и падающая башня (водонапорная).
        Потом отправился дальше, опять мелко, песок на дне, началось село. Человек по пояс перешёл речку и ловит рыбу.
        Но пора и домой. Вылез в 15:40, спрятал плот, прошёл по грунтовке мимо башни, мимо развалин через поле, дошёл до трассы в 17:22, до остановки - в 18:00.
18 августа. Истобное - Мелеховое

Прибыл на место. Речка по пояс, а где и мельче. Дно - песок, водоросли длинные, сильное течение. На карте, с которой я путешествовал, нарисован остров. Нет тут никакого острова. Проскочил быстро все повороты (речка идёт через село), пообедал на плоту. На одном повороте с реки виден магазин на берегу, можно выйти и купить еду. Дальше пляж, в реке колья от старого моста.
        Встретился первый мост - железобетонный, с асфальтом. Решил фотографировать все мосты. За поворотом после моста оказался местный пляж, вышел посмотреть. Тут подошли дети купаться, увидели плот, заинтересовались. Отчалив, я их сфотографировал. Даже ручкой мне помахали.
        Дальше в Становую Рясу впадает Раковая Ряса, завернул туда, но вода там ледяная, вся речка под деревьями и не греется.
        Потом после притока началось село Мелеховое. За поворотом по правому берегу обрыв, из села по нему прорублен спуск к воде, мостки. Залез наверх посмотреть, там девчонки загорают. Через некоторое время попалась отмель, очень красивая, вроде заливчика, песок дугой, камыши, а в заливчике мелко - по колено.
        В 15:40 на повороте вышел на отмель, продрался через кусты и лесок на слабую дорожку, сплошная трава, колея наклонная, и жирные пауки с паутинами липнут. Потом прошёл через село и на трассу вышел в 17:15. Пока ждал автобус, вырезал 3 палки для сиденья.
19 августа. Мелеховое

Вода 20°. Холодно, до обеда было солнце, потом почти сплошные облака, ветер сильный. На поворотах отмели с песочком и камышами. На одной остановился, переделал сиденье - поставил палки потолще, пообедал. Это заняло 1 ч 40 мин.
        Дальше на бережке стояла         машина, мужик увидел меня и стал грозиться:
- Мне твоя лодка не нравится. Какие у тебя снасти ?
- Никаких.
- Сейчас скажу ребятам, они тебя на повороте поймают.
        Это был единственный человек, кому не понравился плот. Ну, я проплыл дальше до следующей крутой извилины, никаких ребят не встретил. Пора домой. Вылез на глинистый обрыв за оврагом, вижу, едут какие-то на телеге, как бы не заметили, как я прячу плот. Пришлось ждать. Это окраина Мелехового.
        Следующий день пропустил - холодно.

21 августа. Мелеховое - Колыбельское

На берегу час провозился с плотом, выравнивал подготовку для палубы.
Дальше за крутой извилиной на левом берегу д. Пупки, обрыв, в нём сделана лестница, сухие деревья в воде. За поворотом на правом берегу сосновый лесок, река стала шире, и течение слабее. Началось село Колыбельское, плавный поворот огибает пастбище. Возле него мелко, я шёл по дну и толкал плот. Здесь поговорил с пастухом, он спросил, зарегистрировал ли я своё путешествие.
        Потом за правым поворотом оказался большой мост и рядом на берегу развалины деревянного моста. Немного дальше вылез на берег и спрятал плот. Прошёл по асфальту от моста через Колыбельское до трассы. По дороге в магазине купил мороженое.
22 августа. Колыбельское.

Разлив у р. Хавенка Разлив у р. Хавенка
        Течение слабое, река широкая, вода 18°. Ещё один плавный поворот реки влево, на левом берегу видны футбольные ворота. Дальше небольшой разлив и приток - речка Хавенка. Тут в воде растут розовые цветочки (помимо кувшинок). Рядом через Хавенку мост, который сделан прямо поверх старого деревянного. Тот полуразвалился, но проплыть под ним можно. За мостом в Хавенке полно жёлтых и белых кувшинок, а на берегах - крапивы.
        После правого поворота Становой Рясы есть пляжик на обрывистом берегу, там отдыхали люди, задавали вопросы, сказали, что плот им очень нравится. Дальше почти прямая река до плотины - вот почему течение слабое - плотина. По правому берегу интересный косой заливчик и камыши. Вылез там (до плотины не доплыл). С берега видна вдали белая церковь в селе Буховое.

Дошёл пешком до плотины, тут место купания молодёжи, спросил дорогу у девушек. Вышел по закоулкам села снова на тот же асфальт.
23 августа. Колыбельское - Дёмкино.

Пляж за плотиной Пляж за плотиной
        Перенёс плот вокруг плотины на пляж (коровий, но там песок есть). Тут же рядом и коровы лежат. Мальчишка бросает в реку палку, а собачка достаёт её. Вода 19°, течение сильное - это хорошо. После левого поворота - Дёмкинские Выселки, там на берегу я пообедал у костра. С обрывистого берега спустилась тётенька стирать бельё, поговорили.
        На противоположный берег пришли те же коровы, поедают лопухи. Когда я отплыл, одна корова зашла в реку, я к ней с фотоаппаратом. Может мне так показалось, но у неё физиономия была любопытная.
        Дальше река идёт в три вилюшки - плавные повороты вправо-влево, деревня Буховка, село Дёмкино. Остановился за селом, не доплыв до детского лагеря. Слышно, как там носятся местные на мотоцикле.
        Прошёл к домам на отшибе, затем к высокому бугру, вокруг него тоже дома - это село, кривые улицы расходятся веером. Спросил дорогу к автобусу, мне ответили:
- Зайдёшь за бугор, направо до тропинки, по ней пойдёшь на порядок, так порядком и иди.
        Залез на бугор посмотреть вдаль, потом пошёл, куда отправили. Пройдя через село, ещё раз спросил дорогу, сказали пройти по тропинке через поле прямо к остановке, но я не нашёл тропинки, пришлось делать крюк - идти к ферме, а там по асфальту к трассе.

24 августа. Дёмкино - Ратчино.

Привязал к плоту ещё одну часть - отбойник от водорослей. После отплытия за правым поворотом показался 1-й деревянный мостик. Он идёт в детский лагерь. Мостик низкий, под него надо протиснуться. Один пролёт разломан, лежит кривое бревно с сучьями (в следующем году по телевизору сказали, что нерадивые туристы разломали мостик у лагеря в Чаплыгинском районе, чтобы пройти на лодках). Я слез в воду и сумку тоже опустил, а забыл, что в ней лежит сверху фотоаппарат и часы. Проплыл под мостом, чуть за гвоздь не зацепил головой. Вытащил сумку из воды, промокли часы, хорошо, что фотоаппарат не пострадал. Часы перемкнуло (они электронные, 20 руб. стоят, но через день они высохли и пошли себе дальше).
        За мостом загон в воде у пологого берега для детей, там наверное пляж. Минут через пять мостик скрылся за поворотом, слышу - пьяный мужик ругается на весь лес, это он переходил по тому бревну. В воде вижу, плавают доски от моста, застряли в водорослях. Левый берег обрывистый, песок, сосны растут.
        За следующим поворотом 2-й мостик. Он повыше. Этот идёт в лес. Потом слева начался посёлок Калининский. Он тянется вдоль берега километра на два. Камыши в реке, водоросли, между ними надо петлять. Утки разных расцветок плавают.
        Вылез между Калининским и Ратчино перед мостиком на гусиный пляж - травка, перья насыпаны. Хотел искупаться, а в речке по колено. Правый берег гористый, с оврагами. Бугор выше, чем лес на другом берегу. Оттуда виден домик за рекой, на фоне леса красиво смотрится. Бугор и овраги на карте называются ур. Гозенка, а в посёлке немного по-другому. Прошёл по тропинке на гору, мимо кладбища, через село до асфальта. В Ратчино ходит свой автобус, но по расписанию на автостанции - обратно в 18:40, а на самом деле он уходит в 17:50, то есть сразу как пришёл. Но я шёл с запасом времени, поэтому успел.
27 августа. Ратчино.

2 дня пропустил, купил цифровой фотик OLYMPUS C70, только с собой не взял.
        Протиснулся под мостик, потом камышовые пучки - пробирался между ними с шестом. Течение хорошее. Речка почти везде мелкая, на дне песок, пучки водорослей. У 4-го мостика закончилась фотоплёнка - полкадра с гусями.
        Вода 18,5°. Под большим мостом камни и колья, пришлось обносить. Хорошо - солнце, песок. Спустил плот за мостом, поплыл дальше. Там ещё мостик деревянный есть, потом село кончается, пастбище. За двумя вилюшками вылез на берег, пошёл в село к автобусу, дорогу спрашивал у местных жителей.
28 августа. Ратчино - Делеховое.

Становая Ряса течёт сквозь лес. Сплошь в воде коряги, колья, упавшие деревья. По берегу корни с пещерками. Через несколько поворотов влились в р. Воронеж. Тут мелко, песок на дне, и течение сильное. Слева заливчик, впереди остров с одной сосной - красота.
        Наткнулся на сеть. Обогнул остров слева, по берегу сосновые посадки, дальше кругом лес. Справа заливы, там рыболовы. Дальше дошёл до реки Делеховки - впадает в Воронеж.
        Пляж, пастбище, по обрыву на правом берегу толпятся машины рыболовов. В реке дно обрывается вглубь - течение сразу слабенькое. За поворотом отмель слева, дальше по правому берегу кусты и пляжик. Тут и вылез, ушёл в село Делеховое на автобус.
29 августа. Делеховое - Рыбопитомник.

Вода 19,5°. Пошёл мелкий дождик, тепло. На плавном правом повороте отмель, там собрал сушняк, развёл костёр, пообедал. На другом берегу лес - Гудовский кордон. Река - как зеркало.
        Дальше прозрачный лесок справа, ручей, по левому берегу лес, корни, падающие деревья.
        Справа показалось свободное место, луг и выход на берег. Там дорога, куда и откуда идёт, неизвестно. Подальше - лес.
        Ещё немного проплыл, вылез в дебри на берегу. Тут какие-то болота, попутлял, вылез на склон - дорога. Эге, да это рыбопитомник (по карте). Тут из камышей в пруду шарахнулись и взлетели штук пять цапель. Заснять не успел. Вдали на прудах тьма птиц всяких.
        Пошёл на ту неизвестную дорогу, в лес, а она и кончилась - грязь, болото. А я думал пройти прямо через лес, на карте озеро Владимирское, торфоразработки. Бегом назад в рыбопитомник, а тут оказывается сплошные дороги между прудов, даже с асфальтом. Спросил у рыболова, как выйти к цивилизации. По дороге заснял чайку на шесте в пруду.
        Дошёл до ворот, к мостику. В рыбопитомнике видел 6 рыболовов. У ворот стояли люди в маскировочной одежде, думаю, меня подловить хотят. А они спрашивают, можно ли тут поохотиться. А на воротах надпись: "Охота и рыбная ловля запрещены". Ха-ха. Дорога (асфальт) заходит на высокий бугор, откуда виден весь рыбопитомник.
        Дальше дома - село Гудово, по трассе недалеко видно церковь.

30 августа.

Ходил по прудам, фотографировал птиц: цапли, утки, чайки жирные, ещё какие-то чёрно-белые птички (~чибисы). Две цапли (дежурные) крутятся в небе и каркают.
Плот оставил на зимовку здесь.