Грузия / Пешеходный туризм | Спортивный туризм

Пешком от Омало до Шатили (Грузия)

10 - 25 августа 2013 г.

Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Маршрут проходит вдоль реки Пирикительская Алазань по большей частью без больших перепадов высот (кроме пер.Ацунта) вдоль пограничной зоны с РФ. Очень гостеприимный народ, сказочно красивые горы, множество подходящих мест для палаточных стоянок. В зависимости от индивидумальной скорости и отрезков пути в день - 5-7 дней.
Телави - Омало - Шатили
Детали похода

1.       День – прибытие в Тбилиси. Мы прилетели очень рано. Для тех, кто будет добираться до города на общественном транспорте, есть возможность дождаться начала их рабочего дня на полянке в аэропорту. Полянка спрятана между киосками под эскалатором. Места там не много, но спиться отлично. Мы нашли местного водителя, который забрал нас с аэропорта и отвёз на своём джипе к началу маршрута – Омало.

У ББС есть репортаж о дороге Телави – Омало в разделе „the most dangerous roads of the world“. Ничего страшного в этой дороге нет. Вернее, больше нет – наш водитель рассказал, что её несколько лет назад, отремонтировали, расширили и облагородили. Несмотря на это, лучше отправляться туда не джипе. Нашему водителю частенько приходилось включать полный привод и один раз даже останавливаться, чтобы остудить мотор.

Омало – маленькая деревушка. Местная достопримечательность – остатки старой крепости, на которые можно забраться и насладиться видом деревни и долины. Осторожно! Та долина, что видна из крепости, ведёт к посёлку Бохорма. Мы ошиблись и ушли как раз по направлению к этой деревни. По словам местных, самый быстрый путь в Панкисское ущелье – это вернуться обратно. На развилке находится отличное место для пикника и стоянки. Мы бы заночевали там, но к сожалению, к тому моменту, кода мы вернулись к нему, оно уже было занято местными.

Следующее очень подходящее место для стоянки – на седле (см. карту). Воды поблизости нет, зато есть ягоды на склоне, и потрясающий вид на горы.

2.       День – перевал-Чешо.

На подходе к Чешо  и у реки на окраине села – пологих мест для стоянок очень много. Мы разбили лагерь на притоке реки Пирикита Алазани, спросив позволения у местных овцеводов, стоящих на противоположном берегу. По-русски они не говорят, но очень милые и доброжелательные. Позволили нам развести огонь (практически весь путь проходит по национальному парку, и разводить костры запрещено), угостили хлебом, сыром и свежей зеленью. Кстати, овощи, сыр и хлеб всегда можно купить у местных. А вот магазинов на всем протяжении маршрута нет. Для тех, кто не хочет пить воду из реки – по пути встречается множество ручьев и родников.

3.       Чешо – Парсма

До Парсмы можно доехать на машине. Здесь автомобильная (просёлочная) дорога заканчивается и начинается конная тропа. Не далеко за Парсмой – пограничный пост, в котором нужно получить разрешение на нахождение в пограничной зоне. Пограничники все очень вежливые. Выдача пропуска длилась не больше 20 мин. Пограничники покажут вам дорогу дальше. Отсюда начинается пешая, вернее, конная тропа. Перепад высот – минимальный. Ночёвка возможна на наплывах у реки.

4.       День – Парсма - вилка рек Ларовницкани и Квахидисицкали (Гиреви)

На этом отрезке вас встретят и проверят пограничники. На развилке троп (см.карту) лучше взять тропу ведущую налево. Мы пошли направо, наверх и оказалось, что в итоге мы пришли  к тому же месту, но при этом нам пришлось подниматься на пригорок и спускаться без пути ок.100 метров вниз.

За мостом через реку хорошее место для стоянки, где, скорее всего, вы уже встретите разбитые палатки других групп.

5.       Развилка рек – перевал Ацунта

Дорога на перевал хорошо протоптана, но долгая, затяжная. От стоянки лучше идти вдоль реки, иначе можно не заметить мост на другой берег, как это было в нашем случае Мост спрятан немножко за пригорком. Хотя пограничник нам показывал в его сторону, мы нашли только маленький мосток через впадающий в реку ручей, но не сам мост. Чуть дальше придётся  переходить реку вброд, так как моста больше нет. Реку лучше пересекать рано утром, пока ещё не так много воды и можно обойтись засучиванием штанин. Ахтунг! Сразу после пересечения реки видна хорошо протоптанная тропа на пригорок с шалашом – но это не тропа на перевал. Если сделаете нашу ошибку – придётся спускаться 50-100 метров, чтобы вернуться на правильный путь. А если сделаете ошибку поляков, шедших позади нас, и вовремя не вернётесь на правильный путь, то попадёте в тупик и потеряете много времени, пока поймёте, что выхода нет и нужно возвращаться обратно. Не далеко от того места, где начинается ручей, текущий со склона перевала, стоит палатка пограничника. Теоретически можно разбить восхождение на два дня и остановиться где-нибудь на склоне, не далеко от его шалаша. Вас, скорее всего, облает местный пёс, но это не страшно.

Начало ручья, бьющего из-под земли – последняя возможность напиться воды. На перевале и долгое время после него ручьёв не будет. На перевале очень ветрено и холодно. Следующая возможность стоянки – у подножья горы. Очень даже милое место, но без воды. За ней придётся спускаться к ручью. Мы ночевали на плече. Ахтунг – тропа уходит на южный склон и раздваивается. Если сразу спуститься вниз (влево) придёте к Адорти, если взять вправо, но выйдете на покрытый густой травой склон, отлично подходящий для стоянки. Есть ручьи и потрясающий вид. Многие не находят тропы вниз к реке, но она есть! Ищите деревца, помеченные красным, недалеко от них найдёте продолжение тропы, которая на этом склоне теряется в густой траве.

6.       Плечо – Шатили

В Шатили стоит остановиться в местном Гастхаусе (могу поделиться контактными данными) или в развалинах старого города. Оба варианта хороши. В гастхаусе вас угостят вкусным ужином и самодельным вином. А в развалинах без каких-либо удобств очень интересно и даже романтично.

7.       От Шатили нас забрал наш водитель и отвёз в Казбеги  - к подножию следующей цели (Казбек). Но это уже другая история.

Кому нужны контакты водителей и надёжных проводников – пишите.