Грузия / Пешеходный туризм | Спортивный туризм
 

Пешком от Омало до Шатили (Грузия)

10 - 25 августа 2013 г.
Маршрут проходит вдоль реки Пирикительская Алазань по большей частью без больших перепадов высот (кроме пер.Ацунта) вдоль пограничной зоны с РФ. Очень гостеприимный народ, сказочно красивые горы, множество подходящих мест для палаточных стоянок. В зависимости от индивидумальной скорости и отрезков пути в день - 5-7 дней.
Нитка маршрута
Омало - Дартло - Чешо - Парсма - пер.Ацунта - Муцо - Шатили
Нитка маршрута 
Телави - Омало - Шатили
Детали похода

1.       День – прибытие в Тбилиси. Мы прилетели очень рано. Для тех, кто будет добираться до города на общественном транспорте, есть возможность дождаться начала их рабочего дня на полянке в аэропорту. Полянка спрятана между киосками под эскалатором. Места там не много, но спиться отлично. Мы нашли местного водителя, который забрал нас с аэропорта и отвёз на своём джипе к началу маршрута – Омало.

У ББС есть репортаж о дороге Телави – Омало в разделе „the most dangerous roads of the world“. Ничего страшного в этой дороге нет. Вернее, больше нет – наш водитель рассказал, что её несколько лет назад, отремонтировали, расширили и облагородили. Несмотря на это, лучше отправляться туда не джипе. Нашему водителю частенько приходилось включать полный привод и один раз даже останавливаться, чтобы остудить мотор.

Омало – маленькая деревушка. Местная достопримечательность – остатки старой крепости, на которые можно забраться и насладиться видом деревни и долины. Осторожно! Та долина, что видна из крепости, ведёт к посёлку Бохорма. Мы ошиблись и ушли как раз по направлению к этой деревни. По словам местных, самый быстрый путь в Панкисское ущелье – это вернуться обратно. На развилке находится отличное место для пикника и стоянки. Мы бы заночевали там, но к сожалению, к тому моменту, кода мы вернулись к нему, оно уже было занято местными.

Следующее очень подходящее место для стоянки – на седле (см. карту). Воды поблизости нет, зато есть ягоды на склоне, и потрясающий вид на горы.

2.       День – перевал-Чешо.

На подходе к Чешо  и у реки на окраине села – пологих мест для стоянок очень много. Мы разбили лагерь на притоке реки Пирикита Алазани, спросив позволения у местных овцеводов, стоящих на противоположном берегу. По-русски они не говорят, но очень милые и доброжелательные. Позволили нам развести огонь (практически весь путь проходит по национальному парку, и разводить костры запрещено), угостили хлебом, сыром и свежей зеленью. Кстати, овощи, сыр и хлеб всегда можно купить у местных. А вот магазинов на всем протяжении маршрута нет. Для тех, кто не хочет пить воду из реки – по пути встречается множество ручьев и родников.

3.       Чешо – Парсма

До Парсмы можно доехать на машине. Здесь автомобильная (просёлочная) дорога заканчивается и начинается конная тропа. Не далеко за Парсмой – пограничный пост, в котором нужно получить разрешение на нахождение в пограничной зоне. Пограничники все очень вежливые. Выдача пропуска длилась не больше 20 мин. Пограничники покажут вам дорогу дальше. Отсюда начинается пешая, вернее, конная тропа. Перепад высот – минимальный. Ночёвка возможна на наплывах у реки.

4.       День – Парсма - вилка рек Ларовницкани и Квахидисицкали (Гиреви)

На этом отрезке вас встретят и проверят пограничники. На развилке троп (см.карту) лучше взять тропу ведущую налево. Мы пошли направо, наверх и оказалось, что в итоге мы пришли  к тому же месту, но при этом нам пришлось подниматься на пригорок и спускаться без пути ок.100 метров вниз.

За мостом через реку хорошее место для стоянки, где, скорее всего, вы уже встретите разбитые палатки других групп.

5.       Развилка рек – перевал Ацунта

Дорога на перевал хорошо протоптана, но долгая, затяжная. От стоянки лучше идти вдоль реки, иначе можно не заметить мост на другой берег, как это было в нашем случае Мост спрятан немножко за пригорком. Хотя пограничник нам показывал в его сторону, мы нашли только маленький мосток через впадающий в реку ручей, но не сам мост. Чуть дальше придётся  переходить реку вброд, так как моста больше нет. Реку лучше пересекать рано утром, пока ещё не так много воды и можно обойтись засучиванием штанин. Ахтунг! Сразу после пересечения реки видна хорошо протоптанная тропа на пригорок с шалашом – но это не тропа на перевал. Если сделаете нашу ошибку – придётся спускаться 50-100 метров, чтобы вернуться на правильный путь. А если сделаете ошибку поляков, шедших позади нас, и вовремя не вернётесь на правильный путь, то попадёте в тупик и потеряете много времени, пока поймёте, что выхода нет и нужно возвращаться обратно. Не далеко от того места, где начинается ручей, текущий со склона перевала, стоит палатка пограничника. Теоретически можно разбить восхождение на два дня и остановиться где-нибудь на склоне, не далеко от его шалаша. Вас, скорее всего, облает местный пёс, но это не страшно.

Начало ручья, бьющего из-под земли – последняя возможность напиться воды. На перевале и долгое время после него ручьёв не будет. На перевале очень ветрено и холодно. Следующая возможность стоянки – у подножья горы. Очень даже милое место, но без воды. За ней придётся спускаться к ручью. Мы ночевали на плече. Ахтунг – тропа уходит на южный склон и раздваивается. Если сразу спуститься вниз (влево) придёте к Адорти, если взять вправо, но выйдете на покрытый густой травой склон, отлично подходящий для стоянки. Есть ручьи и потрясающий вид. Многие не находят тропы вниз к реке, но она есть! Ищите деревца, помеченные красным, недалеко от них найдёте продолжение тропы, которая на этом склоне теряется в густой траве.

6.       Плечо – Шатили

В Шатили стоит остановиться в местном Гастхаусе (могу поделиться контактными данными) или в развалинах старого города. Оба варианта хороши. В гастхаусе вас угостят вкусным ужином и самодельным вином. А в развалинах без каких-либо удобств очень интересно и даже романтично.

7.       От Шатили нас забрал наш водитель и отвёз в Казбеги  - к подножию следующей цели (Казбек). Но это уже другая история.  

Кому нужны контакты водителей и надёжных проводников – пишите.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте