Карпаты / Велотуризм | Спортивный туризм
 

По Гуцульским Альпам на велосипедах

28 апреля - 9 мая 2009 г.
Украинскую часть Карпатских гор называют Гуцульскими Альпами из-за того, что, во-первых, здесь проживают украинские горцы – гуцулы, а во-вторых, самые восточные отроги Альп расположены всего в 14 км от самых западных отрогов Карпат.
Кратко о главном 
Вступление

В давние времена Карпаты были очень популярным районом для походов. Но с тех пор, как советское пространство разрезали бесконечные границы, россияне до Карпат стали добираться редко и, можно сказать, забыли про этот район.
Мы и сами побывали в Карпатах первый раз. И как оказалось зря…
…мы НЕ ходили туда раньше.

Домыслы, которые существуют о Карпатах, не более, чем стереотипы.
И МЫ утверждаем, Карпаты – отличное место для походов.

За время похода ни разу не было враждебности со стороны местных жителей. Наоборот они очень доброжелательно относятся к туристам. И в отличие от Крыма, где на туристах делают деньги, в Карпатах это исключение, а не правило. Невысокая численность туристов делают нерентабельным сбор денег за проход по горам и лесам, как это принято в Крыму. Поэтому в Карпатах не приходится опасаться лесников-рэкетиров.

Второе, что может смущать туристов из России – это незнание украинского языка и боязнь быть непонятым. Будьте уверены, русский язык на Западной Украине (и в Карпатах) знают. Вы можете смело общаться на русском и не париться по этому поводу. Более того, на ваш русский на Западной Украине никто даже внимания не обратит. Хотя отвечать вам будут на украинском языке.

Интересный факт: в продуктовом магазине Ивано-Франковска вещает «Русское радио» на украинском языке! Песни - русские, а диктор ведет на украинском языке.

Карпаты – отличный район для весенних походов. Климат даже благоприятнее чем в Крыму. Нет необходимости специально разрабатывать маршрут с учетом источников воды. Потому что проблем с ней нет – ручьев и речек хватает. В то же время погода во время нашего майского похода была отличная, теплая и солнечная.
Площадь Карпат в несколько раз больше Крымских гор. И это позволяет планировать более интересные и спортивные маршруты, будь то пеший, или велопоход.

При разработке маршрута по Карпатам нужно учитывать специфику региона. В отличие от походов по Кавказу, где стараются днем пройти перевал и к вечеру спуститься в долину для стоянки, в Карпатах - все наоборот. Долины густо заселены, перепаханы, и останавливаться там неудобно. Зато выше к перевалам населенка кончается и начинается удобный лес. Поэтому, в нашем веломаршруте мы старались в течение дня проехать одну или несколько долин, а затем подняться к перевалу для стоянки.

Расходы

Железнодорожные билеты Москва-Карпаты и Львов-Москва обошли около 4 тыс. рублей на человека. В течение похода потратили еще примерно 250 долларов на двоих. Основные расходы – гостиницы в Рахове, Ивано-Франковске и Черновцах, а также кафе в городах. Дешевые гостиницы стоят 25$-35$ за двухместный номер.
С билетами на весь маршрут (велопоход+культпоездка=9 дней) получилось в сумме 500 долларов на двоих.

Валюту на местные гривны лучше менять в городе. В маленьких городках, а тем более в селах, а тем более вечером - это может стать большой проблемой. На вокзале лучше не менять – там всегда невыгодный курс. Нужно пройтись по центру города и найти лучший курс обмена.

Если вы едете на Украину из России и планируете велопоход, то пользоваться лучше поездом российского формирования. В нем не возникнет проблем с перевозкой велосипедов в плацкартном вагоне. А в украинском поезде наверняка будет разборка с проводником, который захочет с вас денег. Мы ехали российским поездом 015В (Москва-Ужгород) и рекомендуем его для заброски в Карпаты. А при поездке на внутреннем украинском поезде Ивано-Франковск-Черновцы проводник пытался взять с нас денег и отправил к начальнику поезда. Хотя начальник поезда дал разрешение на провоз, но рекомендовал угостить проводника пивом. Мы эту рекомендацию в итоге проигнорировали.

Закупиться продуктами можно в любом селе – всегда есть магазины. Но тушенка почему-то редкость - только рыбные консервы. В одном магазине купили банку камбалы 2006 года (видимо, из стратегических запасов Украины, хранящихся в карпатских магазинчиках).
График похода

0 день:
Прибытие на станцию Карпаты ночью в 1.04. Палатка возле станции.
1 день:
ст. Карпаты – Мукачево – завтрак в кафе – замок Паланек(Мукачево) – 70км – город Хуст - гостиница «Карпаты»
От станции Карпаты в Мукачево дорога идет все время вниз, поэтому доехать до Мукачево просто.
Мукачево – приятный город с несколькими пешеходными улицами в самом центре. Можно хорошо и недорого покушать.
Замок Паланек находится на юго-западной окраине города на вершине высокого холма. Но из-за плотной застройки города его не видно, и надо уточнять дорогу у местных жителей.
От Мукачево до Хуста есть пару миниперевальчиков и небольшой серпантинный спуск в долину реки Тиса. Дорога – хороший асфальт, но много машин. Эта часть веломаршрута имеет в основном акклиматизационный и транспортировочный смысл.

2 день:
г. Хуст – поляна нарциссов – (через холмы в) – с. Нанково – перевал - с. Драгово - водохранилище перед Колочавой. Стоянка в палатке.
Поляна нарциссов – полный отстой. Странно, что за это еще берут деньги. От поляны нарциссов можно ломануться в Нанково напрямую через ближайшие холмы. Интересный и спортивный участок, но не самый быстрый. Объехать с запада получится быстрее.
Перевал между Копашнево и Драгово приходится идти пешком из-за отвратительной дороги – крупный гравий и булыжники. Машины там почти не ездят.
До водохранилища идет дорога с нормальным асфальтом, и чем выше в горы, тем машин меньше.
В конце села Ольшаны возле дороги работает пекарня. Там пекут самый вкусный хлеб, который можно купить прямо там.
Берег водохранилища перед селом Мерешор удобен для стоянки.

3 день:
Колочава – неудачный «велонапролом» - снова Колочава – перевал (палатка)
Наличие GPS настолько усыпило бдительность, что проскочили в Колочаве поворот на перевал и упилили на северо-восток. Когда осознали ошибку, то попробовали «велонапролом» через горы. Поначалу туда вела лесовозная дорога, и можно было двигаться. Но когда дорога кончилась - началась жесть. Некоторое время поднимались по ущелью, дно которого завалено деревьями и валежником. Прошли метров пятьсот за два часа и осознали, что этой дорогой можно неделю пробиваться. Потеряв полдня, вернулись назад в Колочаву и поехали к правильному перевалу. Ночевали в километре от него на шикарной поляне с красивыми елями.

4 день:
перевал Прислоп – (дорога-река) - Комсомольск – Усть-Чорна – Дубовое – перевал Калинский (674 м)
Коммент:
Участок от перевала до Комсомольска поражает воображение. На советской генштабовской и других картах здесь обозначена оранжевая «дорога с покрытием». На самом деле никакой дороги с покрытием нет и в помине, а вместо нее там находится «водный путь». На протяжении километра дорогой является каменное русло реки! Может для танков и другой военной техники это действительно «оранжевая дорога», но с велосипедами приходится пробираться по параллельной тропинке и переходить реку вброд.
В Комсомольске слева от моста (50 метров вверх) есть настоящий минеральный источник. Обязательно надо к нему подняться, чтобы узнать, что такое настоящая минеральная вода. Нас - городских жителей, привыкших к искусственной минералке в бутылках, ее вкус немного шокировал. Правда, говорят, что минеральные источники бывают разного вкуса.
От Комсомольска начинается плохой асфальт, в Усть-Чорне - хороший асфальт. После поселка Дубовое налево в горы уходит дорога. Это и есть знаменитый Путиловский тракт, который через несколько перевалов ведет в Рахов.


5 день:
Водица – Верхний Водицкий перевал (600 м) – перевал Тювшак (717 м). – Кобылецкая поляна – перевал Кобыла (870 м) - Косовская поляна – подъем к перевалу на Рахов. Палатка.
Перевал перед Кобылецкой поляной – самая ужасная дорога.

6 день:
перевал Камень–Клевка (1024 м)– Рахов – (15:50 поезд) – Ивано-Франковск – гостиница «Днестр»
В Рахове делать нечего – центр города маленький и грязный.
Дизель Рахов-Ивано-Франковск очень медленный.
В Ивано-Франковске от вокзала до гостиницы «Днестр» можно доехать на велах. «Днестр» - дешевая гостиница депрессивного советского типа.

7 день:
Осмотр Ивано-Франковска – (21:30 поезд, прибытие 23:30) – Черновцы – гостиница «Мрия»
Коммент:
Номер необходимо освободить до 12:00. Но вещи и велосипеды можно оставить у администратора и весь день гулять по Ивано-Франковску.
В Черновцах от вокзала до гостиницы имеет смысл брать такси, потому что подъем от вокзала в центральную часть города - набор высоты 70 метров, в городе - брусчатка.


8 день:
Черновцы – (автобус 1:30) - крепость Хотин – (автобус 40мин) - крепость Каменец-Подольский – (автобус 2 часа) – Черновцы – (22:30 поезд) – Львов
Коммент:
В городе Хотин находится офигительная крепость, в которой не так давно снимали фильм «Тарас Бульба». Из Черновцов в Хотин ходят маршрутки (1ч30мин).
Если поехать из Хотина в Каменец-Подольский (40минут), то можно увидеть вторую заслуживающую внимания крепость, в которой тоже снимали «Тараса Бульбу».


В Черновцах самая-самая архитектурная достопримечательность города – Черновицкий университет. Это бывшая резиденция патриархата, теперь действующее образовательное учреждение, по которому даже в учебное время проводятся экскурсии. Даже если вы не любитель архитектурных достопримечательностей университет вас впечатлит. Он не похож ни на что из виденного нами ранее. К сожалению, времени на осмотр других городских достопримечательностей нам не хватило. Советуем на Хотин+Каменец-Подольский+Черновцы надо закладывать не менее двух дней.
Из Черновцов до Львова ходит ночной поезд. Билет надо брать заранее, чтобы не попасть в общий вагон. Мы попали. 10 человек в плацкартном купе, рассчитанном на 4 человек, итого в вагоне больше 100 человек. Это просто жесть! Ехали на третьих полках…

9 день:
- ( 8:00 приб. поезда) – Львов – (12:00 поезд 1сутки) – Москва.
Львов – самый красивый город Западной Украины.


Комментарии
Грамотно все сделали, молодцы! 
Интересный маршрут, рассказ и фотографии порадовали. Спасибо! Приезжайте к нам на Селигер.
Олег16.02.11, 20:42
Молодцы!!! 
Очень интересный маршрут и очень оригинально оформлен...
Рассказ по фото просто супер...
Сам был в Закарпатье , но только зимой...Впечатления не забываемы...
Вот только замкам вы мало времени уделили....
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка:
Опубликовала Екатерина Железова