Ладакх / Мототуризм
 

На мотоцикле по индийским Гималаям

1 - 15 июля 2007 г.
Письмо №5

Ох, чего-то я завис в Ришикеше. Просто когда спустился с гор обнаружилась поломка, которую пришлось чинить. Дело в том, что когда я ехал ещё из Дели в Харидвар, какой-то непонятный стук появился в двигателе. Несильно так. Ну я решил - стук и стук. Ну и ладно. И проездил с ним ещё киломеров шестьсот.

Заехал в Ришикеш и решил, что надо бы всё-таки проверить чего это у меня там стучит. И хорошо здесь есть отличная мастерская с классными механиками. Называется "Royal Enfield Friends House". Держит эту мастерскую механик Лаки (моего где-то возраста) и помогает ему израилитянин Лео - отличный чел, который висит в Индии уже шесть лет. Но по-хинди говорит, как он сам выразился, "like baby". А Лаки вообще полиглот, отлично болтает на иврите, видимо потому, что основная масса людей, которые катаются по Индии на байках из Израиля.

И их мастерская как такой клуб любителей энфилдов. Каждый день приезжает много народа просто пообщаться, починится, на чужие энфилды посмотреть и свои показать:) Вот послушал Лаки мой мотор и сказал, что это у меня шатун (или как он там правильно называется) разболтался. Такая главная в моторе хрень, которая двигает поршень.

Разобрал он весь двигатель с помошником на составные части до мельчайших винтиков. Я сидел и с ужасом смотрел на весь мой мотор, лежащий на полу на дерюге в виде набора "Сделай сам" для гениев. Приходили люди, спрашивали где мой байк, я с грустью показывал на мешанину деталей в местерской и говорил "Вот":)
Но как Лаки профессионально работает! Было настоящим удовольствием наблюдать, как он возится с моим мотором. Отрегулировал он шатун, кажую детальку перемыл в керосинчике, высушил на солнышке досуха, все пылинки сдул, осталось только ему обсосать каждый винтик как мосол - так уж он как с родным с ним возился. А потом взял и собрал всё обратно как конструктор - волшебник. Всё промазал, все клапаны продул-прочистил. Супер. Только оооооооочень медленно работа шла. Это же Индия:) Всё делается шанти-шанти:) Народ приезжает, общение, распивание чая и Лимки, а в перерывах - работа:)

Зато когда сел на сделанный байк - называется почувствуйте разницу! Ощущение, что байк помолодел лет на десять.

Посмотрел я как тут люди обделывают свои байки. Забавно. Тут такая тема у иностранцев, на переднюю номерную панель вместо номера писать имя байка или имя владельца байка или ещё чего. Например, видел австралийца с надписью "I love Kаzakhstan". Спросил чего так, он сказал, что скоро туда поедет путешествовать:)

Так что завтра выезжаю наконец-то на дальше на север и глубже в горы. Поеду в Шимлу. А то чего-то здесь уже жарковато становится.
Письмо №6

Снова я в цивилизации:) Только сегодня утром проснулся на высоте 4200 над уровнем моря, а сейчас уже сижу в инете:)

Хочется как-то описать, что я увидел за эти две (или больше?) недели, но, как обычно, когда пытаешься описать словами получается совершенно коряво и не так как оно на самом деле.

Поехал я из Шимлы в сторону тибетской границы. И потихоньку вдоль границы и ехал, останавливаясь в разных местах. Там супер! Совсем не Индия, а скорее Непал или Тибет. Другие люди, традиции, культура, еда и т.д. Пожил немного в тибетском буддийском монастыре. Остановился на ночь в деревне Нако километрах в 10 от границы, залез на гору, думая, что оттуда увижу Тибет, а увидел другую гору, ещё более высокую. Но ничего в другой раз. Мы уже побывали у самых северных границ Тибета, сейчас я побывал у самых южных. В следующий раз, видимо, пора уже в сам Тибет ехать:)

Сегодня проехал первый высокий перевал - Кунзум, 4600 метров. Байк вёл себя отлично, чуть только я подкрутил винтик на карбюраторе для большей подачи воздуха. Посмотрю как он поедет выше пяти тысячь.

Но по каким дорогам я ехал! С одной стороны их красота, а с другой - качество. Как-то ехал по участку дороги почти полностью засыпанному камнями после камнепада. А один раз камнепад произошёл прямо у меня на глазах, метрах в двадцати впереди посыпались камни, хорошо я там не оказался в этот момент:)

Тут в начале дорожного сезона специальные службы расчищиют дорогу и пробивают ледники, которые заходят на дорогу. Я несколько раз проезжал через такие места. Очень глючно – едешь как бы по коридору из льда и снега и по бокам белые стены метра три высотой. И эти ледники к июлю начинают потихоньку таять, из-за этого возникает множество мелких речушек, которые стекают из-под ледника прямо на дорогу, а потом вниз в пропасть. Так что пришлось штук десять таких рек пересечь. Было весело. Главное не упасть в воду. А то байк заглохнет – придется его сушить потом.

Пожил три дня в самой высокой деревне в мире до которой можно доехать по дороге. Деревня называется Киббер - 4200 метров. Вообще, выражение "самый высокий в мире" для меня скоро станет привычным, всё-таки впереди Ладак с его самыми высокими в мире дорожными перевалами. Ведь название Ладак так и переводится с тибетского - "земля высоких перевалов".
Письмо №7

Вот я и прорвался в Ладак сквозь Гималаи. Легендарная трасса Манали-Ле покорена:)

Но сначала я поехал в гости к гоанским друзьям - они сняли дом недалеко от Манали рядом с деревней Наггар, где находится дом-музей Рерихов. Посетил сие место. Приятно видеть как индийцы заботятся о наследии художника и его семьи из далёкой России. Ну и вообще место приятное.

А потом поехал в сторону Ладака. ИЗ Манали туда ведёт вторая самая высокая дорога в мире. Сразу после Манали заехал на первый (и самый низкий) из перевалов по дороге - Ротанг (3900 метров). Зато на него самый крутой подъём. Он от Манали всего на расстоянии 50 км. А разница между Манали и Ротангом - почти 2000 метров. Прикольно, по пути куча лавочек предлагают в прокат для индийских туристов шубы и сапоги для прогулок по перевалу. Туда же индийцы едут чтобы посмотреть ( и потрогать) свой первый в жизни снег:)

За Ротангом всё стало суровее, дорога хуже, пересёк одну глубокую реку высотой примерно до середины мотоцикла. Периодически начинался дождь. На ночь остановился в деревне Кейлонг. На плохой дороге треснул багажник - пришлось искать сварщика и варить.

Из Кейлонга двинулся дальше на север и за день пересёк два высоких перевала: Баралача (4900 метров) и Лачлунг (5000). За Лачлунгом всё - Ладак! Зелень и овечьи стада сменились голыми скалами, камнями и пустыней. После Лачлунга заночевал в караван-сарае состоящем из несколький здоровых палаток человек на десять каждая. Со мной там ещё ночевали индийцы, дико мёрзнущие от холода. Было действительно холодно ночью - всё-таки высота 4600. Чего-то стало плохо вечером из-за высоты и недостатка кислорода. Видимо из-за того, что быстро заехал на мотоцикле. Ночью почти не спал - просыпался от того, что не хватало воздуха. Немного напрягся, потому что если бы стало совсем плохо, прошлось бы резко спускаться вниз, а там некуда. Этот караван-сарай находился в котловине между двумя перевалами, один 5000, а другой 5320. Так что там куда не поедешь - везде вверх. Но утром ничего, стало полегче.

Как рассвело, замёрзшими пальцами завёл мотоцикл и двинулся на покорение второго самого высокого перевала в мире. Перевал Тагланг - 5320 метров. Почти Эльбрус. Заехал на него удивительно легко. Опять же не перестаю радоваться моему аппарату - высота выше 5000, а он едет о едет. Мееееееедленно, конечно, но едет! На перевале прочитал надпись на обелиске "Вы находитесь на высоте 5320 метров. Вы можете в это поверить?":) ПОмимо того, что этот перевал второй по высоте в мире, там ещё находится второй по высоте храм и самый высотный туалет в мире:) Я туда заглянул отметиться:) А храм на перевале - всех религий. Там есть изображения Вишну и Ханумана, Иисуса, Гуру Нанака, Будды, мусульманские символы. Храм весь увит ритуальными флагами. Красиво! А какой оттуда открывается вид! Я стоял и рефреном в голове повторялась фраза из песни Pink Floyd: "Wish you were here" - "Хотел бы, чтобы вы оказались здесь...".

С перевала покатился вниз. Окружающий ландшафт постепенно поменялся - если до этого были суровые горные дороги, то теперь я поехал по широкому горному плато: с двух сторон горы, а посередине пустыня. Ощущение, что едешь где-то то ли по Нью-Мексико или по Аризоне. Кажется, что вот-вот из ущелья покажутся команчи на лошадях. Easy Rider в чистом виде:)

Чтобы не было скучно асфальт периодически заканчивался и приходилось ехать прямо по песку. И тут я вспомнил ещё раз слова Криса Скота из его умной книжки о том, как нужно ездить по пустыне на мотоцикле: "...забудьте про тормоза и гоните быстро, потому что если остановитесь - завязните". Я так и сделал. На первой скорости летел по песчаным колеям выставив в стороны ноги, чтобы отталкиваться, балансируя на грани подения, понимая, что если остановлюсь и завязну - сам я вытащить байк из песка не смогу, а помочь некому, потому что на десятки километров вокруг ни души. Ничего - проехал, зато было весело:)

А когда закончилась пустыня начался вообще странный пейзаж. Я ехал по дну ущелья, а по бокам высились острые скалы ярко бардового цвета! Теперь я знаю как выглядят горы на Марсе:)

Ну а сейчас я в Ле (или как некоторые неправильно называют Лех). Столица Ладака. Приятное место. Я поселился в небольшом гестхаузе в центре с видом на городской дворец. Дворец, кстати, очень похож на Потала в Ласе, только Потала белого цвета и больше, а местный дворец под цвет скал - серо-коричневый. Повишу тут дней несколько и поеду к тибетскому озеру Пангонг Тсо. Оно на треть находится в Индии, а на две трети в Тибете, граница проходит прямо по озеру. Говорят там очень красиво. Как и везде здесь:)


P.S. Ладак забрал всё не нужное:) По пути из Манали я то ли потерял, то ли у меня украли (скорее первое) фотоаппарат. Так что больше фотографий не будет, увы. Значит будет повод приехать сюда ещё раз:)
Письмо №8

Съездил я на несколько дней на север от Ле в долину Нубра. Ле от Нубры отделяет самый высокий перевал в мире. И я не него таки въехал, сначала туда, а потом обратно. Перевал называется Хардунг, высота - 5602 метра (!). Когда заехал туда первый раз, ощущение было, наверное, такое же, что ощущают альпинисты, взойдя на Эверест. Всё, выше на мотоцикле на земном шаре нигде не подняться. А жаль, мне понравилось. Холодно, правда, там было! Не хотелось надолго задерживаться наверху. А когда спустился вниз в долину, встретил меня немного другой пейзаж, чем в остальном Ладаке, всё более зелёное, хотя иногда попадаются пески. Но в целом, Нубра скорее похожа на Среднюю Азию - Узбекистан или Туркмению.

Остановился на несколько дней в одной деревне и недалеко от неё, в трёх км, обнаружил настоящие большие песчаные дюны! Побродил там немного. Красиво по-своему. Я никогда не был в настоящей пустыне и что-то мне сразу туда захотелось, покататься на байке где-нибудь по Сахаре:) Мне местные говорили, что среди дюн можно встретить двугорбых диких верблюдов, но я так ни одного и не встретил. Когда шёл назад в деревню, так мне было хорошо, что я начал орать русские народные песни, на что коровы и ослы, пасшиеся вдоль дороги, удивлённо косили взглядами, явно первый раз слыша такие странные звуки (скорее всего последний:).

А вечером в гестхаузе я играл в карты с ребятами из Мельбурна, они учили меня австралийским карточным играм, мы пили местое пиво под названием "Крёстный отец" и разговаривали о Достоевском...

Потом поехал в самую крайнюю северную деревню долины. Помимо всего прочего - это самый северный населённый пункт в Индии, куда можно доехать, дальше некуда, дальше - только Пакистан. А ещё в этой деревне были горячие источники, которым я несказанно обрадовался, потому что уже довольно подустал от холодной воды в горах. Сразу залез в источники и сидел там, похожий, наверное, на японских обезьянок, которые сидят зимой на острове Хоккайдо в горах в горячих источниках и греются.

Сейчас опять в Ле, который после Нубры кажется центром цивилизации и туризма.
Письмо №9

"Никто не обещал, что будет легко
Я понимаю тебя, Садко..."

Б.Г.

Ух, съездил я таки на тибетское озеро как и собирался. Правда, по дороге поломалось всё, что только можно, но всё равно было здорово. По пути на озеро проехал третий самый высокий перевал в мире. Перевал Чанг - 5290 метров. Но после первых двух - это уже в качестве статистики. Хотя тоже красиво. По пути на перевал стало холодно и я, надев куртку, обнаружил, что у неё сломалась молния. Пришлось ехать так - потихоньку дубея от холода.

Когда скатывался вниз с перевала в какой-то момент сзади раздался страшный грохот и треск, колесо заблокировалось и я резко встал на дороге. Ну всё, крендец пришёл моим тормозам. Достал инструменты и стал разбирать колесо. Зачем-то снял цепь и вообще решил разобрать весь мотоцикл к чертям:) Когда дошёл до самой большой гайки, оказалось что у меня нет такого большого ключа, чтобы её открутить. Ок, собираем всё обратно. Решил кое-как (если получится) доехать до ближайшей деревни и найти там механика (если найдётся). Поехал, но метров через десять колесо встало окончательно. Посмотрев с укором на него ещё раз я обнаружил, что причина была совсем не в тормозах, а в том, что у заднего крыла открутились и потерялись болты, оно осело вниз и заблокировало колесо. А с тормозами было всё в порядке! Блиииииин, столько времени и сил потратил на разбор вполне работающих тормозов!

Зато теперь крыло не хотело вставать на место:) Чего-то там перекосилось и я никак не мог его установить. В конце-концов просто прикрутив крыло к мотоциклу верёвкой поехал дальше. Километра через три колесо перетёрло верёвку и я опять затормозился. Пришлось повторить операцию сначала. Так, останавливаясь через каждые три-четыре километра, доехал до деревни. Там нашёл механика, который с помощью какого-то крюка и проволоки закрепил крыло. Ну, вроде, до Ле дотяну. Но на озеро тоже съездить надо. Подумав куда ехать - вперёд или назад, поехал всё-таки дальше.

Дорога вилась по потрясающей красоты ущелью и вот, за последним поворотом - вах - раскинулось озеро Пангонг! Одно из самых больших озёр в Азии, 130 км. в длину и где-то посередине проходит граница между Индией и Тибетом. Больше всего потрясал цвет воды. Чистейшего бирюзово-аквамаринового цвета озеро (как в море), окружённое снежниками и с кристально чистой водой (кстати солёной).

Смеркалось... Надо уже ставить палатку. Решил поставить на берегу и любоваться озером. Был сильно голодный, потому что целый день ничего не ел, занимаясь любовью с мотоциклом:) Поднялся сильный ветер и я минут тридцать боролся с ветром и палаткой. Наконец кое-как поставил её и, отойдя в сторону, с радостью увидел как особо сильным порывом ветра палатку унесло в озеро... Побежал её ловить по колено в ледяной воде, еле догнал и выбрался на берег. В результате: мокрые ботинки и штаны, мокрая палатка и как оказалось впоследствии - сломанная стойка палатки.

Однако смеркалось... Палатку уже ставить не было никакой возможности и я пошёл проситься на ночлег в шатер-кафешку на берегу. Договорился с хозяином, что посплю у них. Было настолько нереально, что стало смешно. Ну и опять же см. эпиграф:)

А вечером сидел на берегу и смотрел как звёзды отражаются в воде...

Утром ещё полюбовался озером и поехал обратно. Морально был готов к новым поломкам, но на удивление всё прошло гладко. На полпути из двигателя стало сочиться масло и я подумал: "Ну вот оно...". Оказалось, что это не смертельно, мотоцикл продолжал ехать, видимо опасаясь, что после всего произошедшего я его просто сожгу на дороге, если что:)

С удивлением заехал в Ле, понимая, что я всё ещё еду и ничего не сломалось.

Но оно того стоило:)

Комментарии
Alex06.02.10, 17:37
Эх, где мои 20-30 лет? 
Как жаль, что нет фотографий. Хоть бы чужими глазами посмотреть на эти места. На моей четырехколесной тележке до них не добраться, а повторить на мотоцикле - уж годы не те. Да и сидел на нем более 30 лет назад.
Guest06.02.10, 12:17
Ом 
И когда пришло время перерыва в лекциях на обед он остановился и сказал:"Ну а теперь - ланч. Мы так долго разговаривали о пустоте, что реальную пустоту уже почувствовали в желудках". И начал смеяться со всеми:)


когда я там был, она также говорил :)

спасибо за рассказик! вдохновили на самостоятельное путешествие по индии !!!
Ivan23.07.08, 15:42
про иностранцев мотоциклистов 
в 2006 катал по маршруту Манали-Сринагар на велосипеде. велосипедистов встретили только 4 группы, а вот мотоциклисты шныряли туда-сюда каждый час. невероятная популярность мототуризма в тех местах. не можете подсказать почему? в чём причина?
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте