Европа / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Замки, граффити и снова замки: от Кракова до Дрездена на велосипеде

26 июля - 17 августа 2019 г.
На велосипедных картах Европа выглядит как сеть маршрутов, соединяющих разные страны. Мы решили воспользоваться летним отпуском, чтобы сравнить велосипедные дороги, пейзажи и города в трех европейских государствах – Польше, Чехии и Германии. В конце июля прилетели в Варшаву и поездом доехали до Кракова. Оттуда на велосипеде проехали оставшуюся часть Польши, часть Чехии и часть Германии. В Дрездене мы вновь сели на поезд, доехали до Берлина и в середине августа улетели в Москву. Вот как это было.
Краков - Прага - Дрезден

Как проехать на велосипеде: дороги

На велосипедных картах Европа выглядит как плотная сеть маршрутов, соединяющих разные страны. Мы решили сравнить велосипедные дороги, природу и города в трех европейских государствах – Польше, Чехии и Германии. Сначала казалось, что эти страны имеют много общего: ландшафты, замки, вежливые водители. Однако при ближайшем рассмотрении стали заметны различия: качество дорог, наличие кемпингов, обустроенность замков и т.д.

Я не люблю ездить с «горки на горку». Ну вот честно, не люблю. Делаю это только по необходимости, если очень хочется что-нибудь посмотреть. Маршрут, по которому мы ехали, в этом смысле прекрасен. Подъемы и спуски там, конечно, есть. Однако в большинстве случаев высота изменяется постепенно. Поэтому сложностей, связанных с перепадом высот, у нас не возникало. Зато были проблемы, связанные с качеством дорог.

41.Чехия40.Чехия115.Чехия
Дороги, по которым мы ехали, сильно различаются от страны к стране. Самые плохие дороги были в Польше. Немногочисленные велосипедные трассы, которые были обозначены на карте, уходили куда-то вбок от нашего маршрута. На автомобильных дорогах машин было много, покрытие из рук вон плохое (шероховатости, выбоины), обочин почти нет, несколько раз встречались крупные ремонты. Спасала только вежливость водителей, которые старались нас объехать, а не спихивали с дороги. За что мы им, конечно, благодарны.

В Чехии дороги стали получше: машин поменьше, дорожное полотно поровнее. Поначалу разница была не сильно заметна. Однако, чем ближе мы подъезжали к Праге, а потом к границе с Германией, тем лучше они становились. Кроме того, в Чехии начались специализированные велосипедные трассы. Они шли по полям, лесам, берегам реки. Народу на них было довольно много. Люди ехали поодиночке, парами и целыми семьями, но друг другу не мешали и даже украшали пейзаж. Водители по-прежнему были вежливы.

31.Чехия34.Чехия38.Чехия
227.Чехия 88.Чехия272.Чехия
В Германии было все как обычно. До недавнего времени мы ездили и ходили исключительно по Западной Германии. Теперь мы убедились, что с точки зрения велосипедов разные части страны похожи друг на друга. Аккуратные велосипедные дорожки, стайки улыбающихся велосипедистов, вежливое отношение к ним (и к нам) на дорогах и в городах. Немного тяжело было, пожалуй, только в Дрездене, где в центре города шли ремонты. Однако, поскольку это город пронизан велосипедными дорожками, всегда можно было найти объездной путь.
Вид с велосипеда: пейзажи

На протяжении трех недель мы видели до боли знакомые пейзажи средней полосы: леса и поля, реки и озера. Непривычным было только одно: скопления небольших яхт и шлюзы на реках. В одном месте мы специально остановились посмотреть, как работают эти механизмы, и что делают хозяева яхт, пока ожидают своей очереди. (Большинство представленных фотографий были сделаны в Чехии).

32.Чехия37.Чехия44.Чехия
33.Чехия35.Чехия36.Чехия
116.Чехия91.Чехия89.Чехия

Временами на пути попадались неожиданные заведения. Например, на дороге между двумя маленькими чешскими городами - Напоедлой и Бухловицами мы встретили фермерское хозяйство с мини-зоопарком. Зрелище феерическое: ухабистая дорога, поля, заборы, стройка и тут вот такое.

93.Чехия96.Чехия95.Чехия
101.Чехия102.Чехия103.Чехия
104.Чехия105.Чехия106.Чехия

Кроме того, на протяжении всего пути по Чехии мы «натыкались» на дворцы, замки и крепости. Одни здания стояли в гордом одиночестве посреди парков.

212.Чехия54.Чехия

Другие здания образовывали целые комплексы. Например, эта небольшая крепость находится недалеко от границы с Польшей.

48.Чехия50.Чехия51.Чехия
49.Чехия52.Чехия53.Чехия

А этот небольшой дворец расположен недалеко от границы с Германией.

213.Чехия217.Чехия216.Чехия
219.Чехия220.Чехия221.Чехия223.Чехия
Более подробно о крупных замках я расскажу позже.
Вид с велосипеда: граффити

Подлинным украшением нашего пути стали граффити. Конечно, настенные рисунки можно встретить во многих городах мира. Однако довольно часто они состоят из нескольких букв или очень простой картинки. В этом путешествии мы увидели много сложных, эффектных граффити, на которые было приятно посмотреть.

Первые изображения попались нам в Польше. Однако подавляющее большинство граффити мы обнаружили в Чехии и в Германии. В Чехии рисунки встречались на самых обычных строениях – в подземных переходах, на автобусных остановках и заборах, жилых домах, магазинах и кафе.

Граффити3Граффити2Граффити5
Граффити39Граффити40
28.Польша30.ПольшаГраффити9
Граффити14Граффити18Граффити15
Граффити6Граффити7
Граффити35Граффити37Граффити36

Особенно мне запомнились граффити в подземном переходе на небольшой железнодорожной станции в Чехии, где мы делали пересадку...

Граффити25Граффити24Граффити26
Граффити30Граффити28Граффити27

... а также на стенах автомобильного моста в Дрездене. Дрезденские граффити - это несколько десятков полноценных изображений, расположенных на протяжении нескольких километров и сгруппированных по содержанию: новый пролет моста – новый сюжет.

Граффити45Граффити48Граффити43
Граффити51Граффити53Граффити52
Граффити61Граффити63Граффити59
Граффити79Граффити75Граффити80

Чешские и немецкие граффити пополнили мою коллекцию настенной живописи, которую я стала собирать в предыдущем весеннем походе.

Где переночевать: стоянки и гостиницы

Первый способ провести ночь – это гостиницы. Они встречаются часто, а бронировать их можно за несколько часов до въезда. (Исключение составляют небольшие туристические города в выходные, где мест либо нет, либо они стоят больших денег). Однако какой смысл останавливаться в гостиницах жарким летом, если в рюкзаке все равно едут спальники и палатка? Поэтому мы пользовались гостиницами либо в больших городах (например, Варшава, Дрезден), либо там, где не было других вариантов (например, около соляных копей под Краковым).

Второй способ – это кемпинги. В Польше и Чехии выбор небогатый. Например, один раз мы стояли в кемпинге около замка Ледница в Чехии. Это был кусочек земли прямо рядом с трассой, чистый, но без особых удобств. Ночь простоять можно, больше не хочется. Другой раз мы пытались встать в кемпинге в Праге. Подъехали, посмотрели, понюхали и… стали искать гостиницу. Маленький пятачок земли, палатки друг на друге, запах горелого мяса. Единственный кемпинг, который заслуживает доброго слова, мы нашли уже в Германии – в предместьях небольшого города Ратен.

Третий способ – это «дикие» стоянки. С этим в Польше и Чехии как раз неплохо. Леса много, нередко рядом протекает река. Небольшие города встречаются довольно часто, но между ними есть пустые пространства. Самая запомнившаяся «дикая» стоянка была в чистом и светлом сосновом лесу. В Германии с такими стоянками похуже. И не потому, что немцы запрещают вставать в полях и лесах. Просто свободного пространства вдоль дороги так мало, что очень трудно найти спокойное изолированное место. Только выехал и одного городка, вот уже и другой скоро начнется.
Что посмотреть: Польша

В последнее время мы стали «городскими» велотуристами. Ездим по населенным местам от одного города к другому. Причина проста: оказалось, что в городах можно найти массу интересного. В европейских странах большинство замков и музеев находится недалеко от человеческого жилья. Так что хочешь-не хочешь, а по городам ездить приходится. Почти в каждом мало-мальски заметном городе есть на что посмотреть. Однако сейчас я опишу только те места, в которых была погода и настроение для фотографии.

г.Варшава. Мы провели в этом городе ночь и половину следующего дня. Успели пробежать по историческому центру и окрестностям вокзала.

1.Варшава6.Варшава2.Варшава
4.Варшава8.Варшава3.Варшава
7.Варшава9.Варшава10.Варшава

Шахта Величка. Бывшие соляные копи, расположенные недалеко от Кракова. Внутри сделан красивый аттракцион: фигурки рабочих, скульптуры, мосты, разноцветная подсветка. К сожалению, плохая организация. Посетить копи можно только с экскурсоводом. Наша экскурсия началась с большим опозданием; все дорогу мы практически бежали, и следующая группа «наступала нам на пятки».

16.Копи14.Копи11.Копи
17.Копи23.Копи18.Копи
19.Копи27.Копи20.Копи

Что посмотреть: Чехия

г.Кромержиж. Старинный город, в котором находится резиденция архиепископа. Нам запомнился центральной площадью, садом и дворцом, а также очень вкусными пирожными в первой попавшейся кофейне.

56.Кромержиж55.Кромержиж57.Кромержиж
61.Кромержиж64.Кромержиж60.Кромержиж
63.Кромержиж77.Кромержиж76.Кромержиж
67.Кромержиж74.Кромержиж65.Кромержиж
69.Кромержиж75.Кромержиж68.Кромержиж
71.Кромержиж72.Кромержиж73.Кромержиж
г.Напоедла. Небольшой городок, попавшийся нам на пути. Мы остановились там с утилитарной целью - переночевать. Напоедла нам понравилась: уютная и немного заброшенная одновременно.
82.Напаедла83.Напаедла85.Напаедла
86.Напаедла80.Напаедла84.Напаедла
г.Бухловицы. Главная туристическая достопримечательность - большой парк и небольшой дворец. Мы провели в этом городе около двух часов. Дворец выглядел эффектно, особенно на фоне почти черного грозового неба. Недалеко от входа в парк - кафе со вкусными пирожными.
109.Чехия110.Чехия
111.Чехия112.Чехия113.Чехия114.Чехия

г.Ледница. Небольшой город, который знаменит большим замком и красивым парком. Ухоженные здания, эффектные клумбы, статуи, множество людей и очереди за мороженым.

119.Замок1122.Замок1121.Замок1
125.Замок1124.Замок1127.Замок1
129.Замок1128.Замок1130.Замок1
136.Замок1131.Замок1132.Замок1
134.Замок1133.Замок1135.Замок1137.Замок1

г.Вальтице. Небольшой город, в котором тоже есть замок. Однако сейчас он находится в стадии ремонта, и смотреть там практически нечего.

145.Чехия149.Замок2146.Замок2
Дорога от Леднице до Вальтице. Между этими замками расположена прекрасная велосипедная трасса, которая идет по лесам и полям. Временами на ней встречаются любопытные строения.
138.Чехия139.Чехия143.Чехия
140.Чехия141.Чехия142.Чехия

г.Микулов. Относительно большой город, построенный вокруг замка. Перед входом в замок – тесная, но красивая городская площадь. Сам замок расположен на горе. Внутренние дороги проложены в несколько ярусов; с верхнего яруса хорошо видно город. Изящные здания, парк, современные скульптуры. На окраинах, правда, все гораздо скромнее...

157.Замок3159.Замок3158.Замок3
166.Замок3162.Замок3167.Замок3
163.Замок3164.Замок3165.Замок3
154.Замок3168.Замок3153.Замок3

Замок Перштейн. Первое самое яркое впечатление путешествия. Замок расположен на горе, поросшей лесом. Высокие каменные стены, причудливая конструкция, мало людей и прекрасный вид на окрестности. Иллюстрация к волшебной сказке.

175.Замок5169.Замок4176.Замок4
171.Замок4174.Замок4172.Замок4
179.Замок4178.Замок4180.Замок4
181.Замок4182.Замок4
183.Замок4184.Замок4185.Замок4

г.Брно. Большой людный город с ухоженным центром и менее впечатляющими окраинами. Про него есть много информации в Интернете. Мне особенно запомнились готический собор и скульптуры рыбок, на которых все время кто-то пытался посидеть.

189.Брно187.Брно188.Брно
190.Брно193.Брно191.Брно
194.Брно186.Брно195.Брно

г.Прага. Большой и очень-очень людный город. Точнее, очень-очень людный центр, в котором жизнь происходит как на улицах, так и на крышах домов. Мы были в Праге первый раз, но, к сожалению, нам не повезло с погодой. Серое небо, потом дождь и быстро наступившие сумерки. За вечер мы успели только пробежаться по центру и купить несколько книг. Любопытно посмотреть на жизнь этого города в какое-нибудь менее туристическое время.

196.Прага197.Прага198.Прага
200.Прага201.Прага199.Прага
202.Прага203.Прага204.Прага
205.Прага207.Прага206.Прага
209.Прага210.Прага211.Прага

г.Терезин. Второе самое яркое впечатление путешествия. Военная крепость, тюрьма для политзаключенных, концентрационный лагерь, где узники – немецкие и австрийские евреи - организовали психологическую помощь заключенным. Двадцать пять лет назад в университете мне рассказали про Виктора Франкла, который пережил концентрационный лагерь и стал у истоков нового направления в психотерапии. Теперь я увидела место, где этот человек провел два года.

230.Чехия228.Чехия243.Чехия
232.Чехия231.Чехия229.Чехия234.Чехия
236.Чехия235.Чехия237.Чехия
238.Чехия239.Чехия240.Чехия
242.Чехия241.Чехия244.Чехия
Что посмотреть: Германия

Замок Кенигштейн (Германия). Замок на горе: большой, тяжелый, эффектный. В нем все как положено: крепостная стена, дозорные башни, здания, предназначенные для военного гарнизона, и даже небольшой изящный павильон для отдыха. «Вишенка на торте» - открытый лифт, который поднимает всех желающих от автостоянки до входа в комплекс.
253.Замок5254.Замок5256.Замок5
270.Замок5266.Замок5268.Замок5

Парк «Саксонская Швейцария» (Германия). Горы, поросшие лесом, сумеречные тропинки, река и листва под ногами. Большинство туристов приезжают в поселок Ратен и идут в древний город, построенный в скалах. Однако можно просто погулять по окрестностям.

273.Чехия275.Чехия276.Чехия
277.Чехия279.Чехия278.Чехия
281.Чехия284.Чехия282.Чехия

г.Дрезден. Удивительный город, в котором изящные здания в центре соседствуют с граффити на автомобильном мосту. Яркое, чисто человеческое впечатление – водитель бетономешалки с собакой на коленях. Я тоже хочу брать собаку на работу!

287.Дрезден288.Дрезден290.Дрезден
303.Дрезден291.Дрезден302.Дрезден
295.Дрезден289.Дрезден296.Дрезден
294.Дрезден293.Дрезден298.Дрезден
304.Дрезден292.Дрезден297.Дрезден

г.Морицбург. Город расположен недалеко от Дрездена и знаменит своим замком. Правда с погодой нам снова не повезло. Зато велосипедный путь до замка и обратно был прекрасен. В самом замке почему-то запомнился «башмачок Золушки» и смешные скульптуры.