город Нижний Новгород / Самостоятельная поездка

Дикие туристы на культурном отдыхе - 6. Нижний Новгород

24 - 26 сентября 2022 г.
Осмотр города с элементами покатушек на прокатных велосипедах.
Москва - Нижний Новгород - Москва

Это должен был быть отчет «Дикие туристы на культурном отдыхе-7», но в прошлом году из-за короновирусных ограничений мы вместо вело-Казани гуляли пешком в Калужской области - Боровск и Парк птиц. И отчет я не писала.

В этом году вернулись с многолетнему формату, но с велосипедами тоже не очень задалось. На этот раз из-за погоды.

Велосипеды планировалось брать в прокате «Центр Сормово», Станционная 52
+7 920 061 46 33 Ежедневно с 10:00 до 19:00  https://prokat-nn.ru/prokat-velosipedov/

Там очень адекватный владелец Стас. Пообщались по телефону, обещал подготовить нелысые велики, с крыльями и рем.набором. Вот только я не удосужилась посмотреть на карте, где находится Станционная ул. Д.52. Решив, что это по любому рядом с вокзалом. Оказалось 13 км до нашей гостиницы на правой стороне и по не очень приятной дороге.

В результате пользовались городским прокатом luckybike . Велики без скоростей, приложение глючное, еще и лишних денег сняли, но зато можно взять в одном месте, а поставить в другом. В центре их везде много.

Веломаршруты брала тут, но осуществить не удалось. https://vk.com/nino4fun

Гостиница. Забронировала двухместный номер «матрешка» в хостеле Yes. Ул.Кулибина д. 3М. Выбрали его из-за местоположения в центре, а также договорились, что можно хранить велосипеды в закрытом помещении и не далеко ходить курить. Хостел как хостел. Расположен в особняке в стиле модерн. Потолки метра 3,5. Номер в высоту больше, чем в ширину и длину. Да еще два огромных окна с яркими занавесками. В номере только кровати, тумбочки, вешалка и телевизор. Общий душ, туалет, кухня, гостиная с телевизором, гладильной доской. Вай фай. Двухместных номеров всего два, остальные многоместные с двухэтажными кроватями. Стены картонные, поэтому слышимость хорошая. Я не особо к этому чувствительна, а вот Вове заснуть было трудно. В соседних номерах жили негр с негритянкой, огромный латиноамериканец, девушка с дредами и еще некоторое количество постояльцев, все молодежь, студенты. Тусовались они по вечерам в основном на кухне, это было далеко от нас.

В гостиницы есть один велосипед, который можно брать в прокат, но мы его не смотрели.

24.09.22 суббота. Приехали ночным плацкартом. Поспать не очень получилось - с нами ехало несколько групп, в основном женщины среднего возраста на какую то конференцию. Болтали они до утра.

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького

Прибыли на Московский вокзал в 6:30. Перманентный моросящий дождик, но тепло. Прошли до Ярмарки, перешли Оку по Канавинскому мосту. Ветер, дождь, очень неуютно. А за мостом белеет Благовещенский монастырь. Скорее туда.

Нижегородский Благовещенский мужской монастырь расположен на высоком правом берегу реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и в настоящее время представляет собой величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов. Считается, что он основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода.

(фото сделано на следующий день, когда было солнышко)

В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса, был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. После удачного завершения визита в Орду архипастырь выполнил взятый на себя обет по возрождению разоренного монастыря. Заботами митрополита Алексия в 1370 году была построена, а в 1371 году освящена белокаменная одноглавая церковь Благовещения.

Число живущих в монастыре насельников в XVIII веке, вплоть до реформы 1764 года, составляло 5060 человек. https://nne.ru/objects/blagoveshhenskij-muzhskoj-monastyr/?ysclid=l8tysci6sn658369094

В настоящее время, в монастыре действуют Храмы:

Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной
Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского
Храм во имя апостола Андрея Первозванного

Осмотрели монастырь, думали тут и позавтракать, но монастырская чайная откроется только в 9:00. Идем дальше. Взобрались по лестнице наверх, через сквер выбрались на Малую Покровскую и обнаружили открытую пекарню (Малая Покровская ул., 19/77).
здание Государственного Банка
Позавтракали, включили аудиогид https://play.google.com/store/apps/details?id=com.choose4use.cleverguide.nn&hl=ru&gl=US и пошли далее по маршруту по Большой Покровской улице в сторону Кремля.Большая Покровская, это одна из древнейших улиц Нижнего Новгорода, большая ее часть пешеходная. Тут и бывшее здание городской Думы, академический театр, необычное здание Государственного Банка с Часозвоней (башней с часами), множество доходных домов и купеческих особняков. а еще много современных бронзовых скульптур, очень симпатичных. Перед Академическим театром сидит на скамейке Евгений  Евстигнеев- уроженец Нижнего Новгорода. Здание Нижегородского академического театра кукол построено в 1912 году по проекту известного российского архитектора Ф. О. Шехтеля для Общественного собрания.
Кремль открыт с 8:00, но музеи и вход на стену с 10:00. Поднялись на вновь отстроенную колокольню Спасо -Преображенского собора (собор взорвали в 30-е годы). Затем отправились в поход по стенам Кремля.
Протяженность маршрута более 2 км с нехилым таким перепадом высот. Из бойниц открываются чудесные виды. Впечатляет.
Нижегородский кремль — сердце города над слиянием Оки и Волги, двух великих рек. Величественная средневековая крепость, одна из лучших в России по степени сохранности. Главная достопримечательность и видовая точка города за счет уникального и неповторимого рельефа. Входит в число наиболее ценных архитектурных памятников России. https://kremlnn.ru/history/

В кремле 6 ворот, 13 башен. Площадь 22,7 га..кажется, как будто он сильно больше нашего, Московского, хотя на самом деле нет (площадь Московского кремля 27,5 га), но тут то можно везде ходить.
После такого путешествия необходимо подкрепиться. Съели солянку с пиццей в Буфете (ул. Пискунова, 31А). Уютно, вкусно, не дорого.
Затем прошли еще один маршрут по путеводителю: по Верхневолжской набережной. Постепенно распогаживается.

Но когда дошли до колеса обозрения возле горнолыжного комплекса, снова начался дождик. Переждали в маленькой беседке и дошли до канатной дороги, посмотрели расписание. Сюда мы собираемся послезавтра. в общем, достаточно уже угулялись, вышли на улицу Белинского и пошли по ней в сторону гостиницы. Часть пути подъехали на трамвае. Нижегородские трамвайчики очень колоритные, под старину. Заселились, отдохнули и сходили поужинать в Буфет на пр.Гагарина 29. Этот буфет понравился меньше, но тоже ничего.

В соседнем супермаркете Светофор увидели необычную вещь: махорку. Взяли Вове попробовать. Потом почитали , что это не курить, а для огорода - защита от вредителей. Подумали и позвонили в прокат, отказались от велосипедов, как-то погода не располагает.

25.09.22 воскресенье. С утра солнышко. Выдвигаемся в путешествие по берегам Оки и Волги. Сперва посетили женский Крестовоздвиженский монастырь недалеко от нашей гостиницы.

Пишут, что это самое высокое место в городе : "На самом высоком месте старого Нижнего Новгорода, на возвышенности Дятловых гор, близ старинного Арзамасского тракта, стоит красивый православный собор, имеющий форму равноконечного креста и освященный также в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.На современном месте — в границах нынешних Окского съезда, площади Лядова и улицы Красносельской — монастырь находится с начала XIX века. Главный собор Крестовоздвиженского женского монастыря, имеющий форму равноконечного креста (35х35 м), освящен в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в 1823 году." http://krest.nnov.ru/monastyr/letopis-monastyrya-2/  Послезавтра у них престольный праздник. Сейчас монастырь совсем маленький: только Собор и два монашеских корпуса.

Прошли по пр.Гагарина до парка Швейцария и парковки городского велопроката.

Обнаружили, что при суточном тарифе нельзя брать два велосипеда на один аккаунт. Пришлось Вове тоже скачать приложение и зарегистрироваться. Приложение глючное, тех. поддержка отсутствует в принципе. Велики очень смешные: у них корзинка крепится на раму таким образом, что когда ты поворачиваешь руль, корзина не поворачивается вместе с ним. Поэтому первые метры едешь как-то дергано, как буд-то велосипед не слушается руля. А уж как можно делать велосипеды без скоростей в таком холмистом городе, вообще не понятно. Впрочем, у нас дорога пока почти ровная. Едем по верхнему уровню парка Швейцария на юг. Парк благоустроенный, красивый. При суточном тарифе перестыковываться нужно каждые пол часа. И каждый раз ждать 5 минут между поездками.

Со сдачей велосипедов тоже возникли проблемы: приложение ругалось, что мы паркуемся не совсем в нужном месте. Мы перетаскивали велики влево и вправо. Открывали, закрывали замки. И потом выяснилось, что за все это с нас сняли лишних 350 рублей на двоих. В общем, это нам быстро надоело и на крайней парковке в конце парка Швейцария мы их окончательно сдали. Дальше идем пешком.

Спустились по полуразвалившейся лестнице на нижний уровень парка и пошли вдоль Оки обратно в сторону города. Тут дикая часть, просто лес. На берегу стоят машины рыбаков. Некоторые приезжают с лодками, есть возможность спуска на воду.

Погода отличная, даже жарко.

Прошли обучающий центр горнолыжного клуба. Тут несколько групп детей занимаются с инструкторами- бегают, приседают и тп. В одной группе было штук 15 деток лет шести и один инструктор на всех. Дети усердно приседали 50 раз.

Идем то прямо по берегу, то дороге на уровень выше. Обошли территорию ГИМСа и водозабора. возле Молитовского моста видели небольшой яхт клуб. На берегу растут кусты дикой облепихи. но ягоды остались только в самых труднодоступных местах.

Видели "мистические" руины Куйбышевской водокачки.

На берегу Оки в плотных зарослях деревьев и кустарников от посторонних глаз спрятана заброшенная Куйбышевская водонапорная станция. Чуть больше века она выполняла важнейшую функцию: снабжала водой жителей верхней части Нижнего Новгорода. Но со временем необходимость в ней отпала, и эпичное сооружение превратилось в памятник заброшенной архитектуры. Сегодня это место привлекает уличных художников, фотографов и экстремалов, ищущих романтику в руинах былого величия. https://travelblognn.ru/kujbyshevskaya-vodokachka-misticheskie-ruiny-na-beregu-oki/?ysclid=l8x0vat1pu82852261

Прошли Метромост. За ним Канавинский. Не пора ли нам подкрепиться? Решаем зайти снова в Благовещенский монастырь, теперь то трапезная должна быть уже открыта.

Забрались на крутую горку к монастырю. Просто почти вертикальный спуск, и как только сюда заезжают машины.

В монастырской чайной большое разнообразие вкусных и очень дешевых пирожков и пирожных. у меня прямо глаза разбежались. Иван чай с облепихой (50 рублей чайник). Почаевничали и идем дальше. Переходим на набережную Волги (Нижневолжская набережная).

Тут все очень благоустроено, есть велодорожки. Взяли опять велосипеды и проехали ее всю до набережной гребного канала.

Мимо кремля, Чкаловской лестницы (560 ступенек - почти в 3 раза выше, чем Потемкинская в Одессе. Идет от Нижневолжской набережной до памятника В.Чкалову на Верхневолжской), катера-Героя, канатной дороги и тп.

И затем по набережной Гребного канала до Переображенского храма. Припарковали велосипеды, перешли дорогу и поднялись к храму по крутой лестнице, едва видной в зелени. Нашли ее только по навигатору. Существующий каменный храм был построен в 1788—1794 годах. От церкви проложили маршрут по холму через лес до Вознесенского Печерского монастыря. На карте здесь обозначено несколько родников. Некоторые источники освящены. Мы набрали воды в Казанском источнике. Вот только в воде оказался привкус мазута. Полили ей цветы в монастыре и набрали там новую:).

«Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю. Вы его от души полюбите… Он всё видел на своем веку: и междоусобия, и татарские набеги, и польские сабли, и боярскую спесь, и царское величие. Он видел древнюю Русь; он видит Русь настоящую, и по-прежнему тихо сзывает он православных к молитве, по-прежнему мерно и заунывно звонит в свои колокола. Поверьте мне: если вы будете в Нижнем Новгороде, сходите помолиться в Печерский монастырь…»

Граф В. Соллогуб (из повести «Тарантас»)

Вознесенский Печерский монастырь очень понравился.

Это XVII-XIX вв - Вознесенский собор (1632), колокольня (1630), надвратная церковь (1645). Территория большая, ухоженная.

Monaplan_num

В монастырской чайной уже почти все раскупили. Вязли по пирожку, да нам еще бесплатно дали к ним чайник чая.

Из монастыря по Печерскому съезду и Большой Печерской улице вернулись в центр города. Посетили здание Нижегородской Консерватории. Еще запомнилось необычное здание налоговой.

Поужинали в столовой №1 на Большой покровской и спать. Погода начала портиться, натянуло тучи.

26.09.22 понедельник. С утра моросит мелкий дождик. Выселились из гостиницы. Выдвигаемся пешком в сторону канатной дороги. Конечно, погода для канатки так себе, но выбирать не приходиться. Идем по улице Белинского, через пушкинский парк. Решили позавтракать в первой же пекарне, но по дороге ничего открытого не попадается. Наконец на ул. Белинского, 106Б встречаем пекарню «Вкус хлеба». Тут тепло, играет приятная музыка. Пирожки с курицей очень сытные и вкусные, прямо тяжелые от начинки. Подкрепившись, двигаемся дальше.

Нижегородская канатная дорога задумывалась как транспорт, а развлечение для туристов, - это ее побочная функция. Соответственно, расписание подогнано под утренний и вечерний час пик. Часы работы канатки в будние дни: 6:45-21:00, перерыв 10:45-13:00. В выходные- 9:00-22:00. В принципе, из Бора можно уехать на электричке (ходит раз в час) или на маршрутке (каждые 15 минут). Но ехать что на маршрутке, что на электричке примерно 40 минут, а на канатке меньше 15.

В хорошую погоду мы бы поехали кататься в окрестностях Бора на велосипедах (кабинки канатки большие, закрытые, туда входят валетом два велосипеда. В дождь же в Бору особо делать не чего. Главная достопримечательность - старая водонапорная башня, встроенная в торговый центр.

Решили попробовать сбегать ее посмотреть и успеть вернуться на в Нижний на канатке.

Билет в одну сторону стоит 100р. Обратный билет надо брать в Бору. И вот мы движемся сквозь дождь над Волгой. Почти ничего не видно, но все равно здорово. Пытаемся что то сфотографировать через мокрые стекла.
В Бору немного затупили с поисками башни, но все-таки ее нашли. Торговый центр Зеркало улица Ленина, 113Б. На первом этаже башни оказался пункт выдачи Ситилинк. Наверх внутри подняться нельзя. Сфотографировали и бегом обратно на канатку.
На обратном пути дождь еще усилился. Под нами по Волге идут баржи, такие маленькие..
После канатки сели на трамвай и приехали в центр, на Большую Покровскую. Тут нас уговорили принять участие в тестировании копченых колбас:) Мы уже основательно нагулялись под дождем и согласились. Пол часа ели колбасу, за что получили по шоколадке, а Вова целых две. Потом пошли прошли в столовую №1 пить с шоколадками кофе.
Подкрепившись,  прошли еще один маршрут по путеводителю: Ильинская слобода. По Ильинской улице через парк 800 – летия Нижнего Новгорода спустились на Рождественскую улицу.
Запомнились здание Ломоносовского училища, Рождественский храм. Вся ул.Рождественская выглядит очень нарядно даже под дождем. По ней очень редко, но ходит антуражный трамвайчик. Он идет еще вокруг Кремля. К сожалению, трамвайчик мы упустили.
Забрались по очень крутому мокрому склону к Кремлю. На «историческом» трамвайчике доехали до метро Горького. И целый час катались на метро. Грелись и сушились. Проехали все станции на обеих ветках полностью. С музеями не задалось - Музей ГАЗа закрыт на реконструкцию. Собирались посетить Музей истории завода Красное Сормово, но пока катались на метро, поняли что уже не успеваем туда. Поехали на Стрелку. Буквально бегом подбежали к Александро-Невскому собору. Надо было не на метро кататься, а сразу сюда ехать. Тут красивый парк, виды. Посмотрели на Оку и на Волгу и пошли в сторону вокзала. Набережная Оки облагорожена. Видели как подлетал Валдай (катер на подводных крыльях), вот бы на чем покататься.
На вокзале поужинали в Додо пицце. Прямо напротив нее стоит киоск союзпечати, в котором продаются сувениры. Карты, путеводители по Нижнему Новгороду. В том числе, и для детей. Купили вкусный свежий Городецкий пряник. Мокрые, но довольные идем на поезд.