Казбек

фото со Степаном фото со Степаном
Серега и его гарем Серега и его гарем
есть вершина! есть вершина!
на три такта на три такта
Кабаны на вершине Кабаны на вершине
лошади едят снег лошади едят снег
мир пополам мир пополам
Цминда Самеба Цминда Самеба
Цминда Самеба. Сколько не уходишь от нее, а она все там же Цминда Самеба. Сколько не уходишь от нее, а она все там же
Цминда Самеба после дождя Цминда Самеба после дождя
цветы цветы
цветущие рододендроны цветущие рододендроны
а мы пойдем туда а мы пойдем туда
точки на снегу точки на снегу
кабаны спускаются с неверного пути кабаны спускаются с неверного пути
выход на казбекское плато выход на казбекское плато
окончанеи Хмауры окончанеи Хмауры
вниз с метеостанции вниз с метеостанции
белая пустыня белая пустыня
на краю мира на краю мира
лагерь на плато лагерь на плато
лагерь в очках лагерь в очках
путь на вершину, вид с перевала путь на вершину, вид с перевала
а че это все мальчики вырубились?? а че это все мальчики вырубились??
трещины на склоне Казбека трещины на склоне Казбека
тройка тройка
угол вверх угол вверх
Большой Казбек (вид с седла) Большой Казбек (вид с седла)
Малый Казбек (вид с седла) Малый Казбек (вид с седла)
на вершине! на вершине!
Северная Осетия Северная Осетия
Димыч Димыч
седло, вид с предвершинного плато седло, вид с предвершинного плато
Хмаура Хмаура
акклиматизационный слон акклиматизационный слон
гламурная фотосессия гламурная фотосессия
девченки и гора девченки и гора
метеостанция метеостанция
три причины зачем настоящие мужики ходят в горы три причины зачем настоящие мужики ходят в горы
ашню на  метеостанции ашню на метеостанции
монумент дружбы грузинсокго и русского народов монумент дружбы грузинсокго и русского народов
нарзан нарзан
вершина, вид от лагеря под Соберце вершина, вид от лагеря под Соберце
Гергети Гергети
Казбек и церковь Св.Троицы, вид от моста через Терги Казбек и церковь Св.Троицы, вид от моста через Терги
У каждой поездки есть цель. Это превращает бессмысленные шатания в целенаправленное движение. Мягкое и несерьезное слово «поездка» превращается в увлекательное и напыщенное слово «экспедиция». Казбек и Арарат — вот такая двойная цель этого летнего путешествия. Причем Казбек с восточной грузинской стороны, где русских не появлялось уже достаточно давно, а в инете и вовсе почти не нашлось никакой подробной информации на русском языке. Оставалось только хорошо подготовиться и надеяться, что две цели не превратятся в двух зайцев.

Подготовка была существенной и тщательной, но как всегда все совершалось в последние дни и даже часы. Впрочем опытному путешественнику цейтнот — не помеха. Взяли все что нужно и ничего не забыли. Правда в итоге остались без одной веревки. Авиакомпания AirBaltic как и все низкобюджетные перевозщики очень тщательно относилась к багажу своих пассажиров. Жесткие 20 килограмм вынудили нас взять одну из четырех веревок в ручную кладь и никаких проблем с ней при регистрации и посадке на рейсе в Москве не возникло. Однако уже в Риге веревка была признана опасной и к проносу на борт не допустимой. Отсутствие шенгенской визы и всего 25-минутная пересадка не оставляла никаких шансов. Туда же вслед за веревкой отправились и все купленные и запечатанные в московском дьютифри алкогольные напитки предназначенные как сувенир. Таким образом найденный на форуме gudauri.ru всего за неделю до путешествия Степан, здорово помогший нам покупкой газовых баллонов остался без магарыча. До сих пор испытываю некоторые муки совести по этому факту, но найти какую-нибудь замену в пять утра в Тбилиси возможным не представлялось.

А в полдень мы уже выгружали свои рюкзаки, полученные газовые баллоны, закупленные в супермаркете продукты, а также мешок вкуснейших грузинских помидоров в селе Степанцминда. До начала 90-х оно называлось Казбеги. Под ногами шумит бурный поток Терги, (который превратится спустя десяток километров уже в России в Терек), а вдалеке открывается одна из самых известных и классических панорам в Грузии. Церковь Святой Троицы на гигантском уступе и сверкающая снегами гигантская пирамида Казбека далеко-далеко за ней.

После очень бессонного перелета и плотного завтрака идти вверх с максимально тяжелыми вещами — не самая лучшая перспектива. Поэтому у явно скучающих таксистов Степанцминды сегодня праздник. Такси тут специфическое, лишь полноприводный внедорожник сможет поднять пассажира с его багажом на 300 метров вверх к Цминда Самеба (так по-грузински звучит название церкви Св.Троицы). Церковь действующая. Монах шикает на меня, пытающегося сфотографировать внутренности, а наши девушки принаряжаются в платки и платья. Снизу в Казбеги жарко и застоялый душный воздух, тут же свежо и открыто всем ветрам. Да и душа словно открыта для общения с Богом. Церкви всегда все-таки ставили в самых красивых и правильных местах...

Вообще удивительно видеть Кавказ таким как здесь, особенно после прошлогоднего путешествия по хвойным джунглям Абхазии. Вся Военно-Грузинская дорога проходит по уровню выше леса, то есть в области альпийских лугов. Степанцминда находится на высоте 1700 метров и вокруг ни одного деревца, если не считать таковым небольшой кустарниковоподобный  лес на правом берегу речки вытекающей с ледника Гергети. Цминда Самеба — 2000, и вокруг нее будто застывший океан вздымается бескрайними горизонтами зеленые холмы. Приезжающие со всей Грузии (и не только) туристы бродят по волнам в разных направлениях, словно купаясь в изменчивых своими направлениями ветрах и солнечном свете. Мы, едва доев бесконечный мешок с помидорами, уходим вверх по той холмистой волне, что направлена своим гребнем в сторону Казбека. Тут безраздельно царствуют цветы и травы. Это ярчайший ковер из зеленой основы, с синеми, белыми, красными и желтыми вкраплениями. В какой-то момент увеличиваются белые пятна — это заснеженные днища оврагов, куда солнечный свет попадает не  очень регулярно. Утоленные жарой и жаждой лошади без тени сомнения спускаются в такие места, чтобы полакомиться снегом. Цминда Самеба так и маячит за спиной, словно никуда от нее не уходили. Вроде совсем не уменьшается в размерах, и только создающие ей декорацию горы на другой стороне ущелья Терги все больше и больше вырастают на горизонте.

И вот, после 4-часового подъема выходим на перевал Саберце. Травяной ковер покрывает теперь только 50% земной поверхности уступая все чаще и чаще снегу и камням. Пропадает вид на восток в сторону Цминда Самеба и Степанцминды, и теперь в другом направлении встает величественная пирамида камня и льда под названием Казбек. Становится даже немного страшновато смотреть на нее с этой стороны, осознавая что наша цель — ее вершина. Вдоль всего подножья, гигантской лапой старающейся обнять гору расположился ледник Гергети. Разбиваем лагерь на высоте 3000, где-то посередине между Саберце и выходом к границе ледника. Ночью среди мириадов звезд над головой вдруг загорается далекий огонек на противоположном берегу ледника. Это метеостанция, приют, где живут люди и похоже даже есть электричество. Значит мы не одни в этом суровом краю, нам есть куда идти, и как на любом горном приюте нас там будут ждать.

Переправа через небольшую речушку, плутание среди беспорядочного нагромождения камней и вот мы выходим на берег ледника. Как раз в том месте, где он шумно водопадами обрушивается в бездонную урчащую пропасть, порождая при этом своими брызгами ворох радуг. Ледник покрыт мокрым податливым снегом, ступать по нему можно спокойно без кошек и связок, однако мы проводим тренировку в условиях приближенных к боевым, и выступаем в полном обмундировании. Мир словно бы разрезался пополам. Есть его яркая внешняя и верхняя (дальняя половина). А есть плоский мир ледника, покрытого снегом, такой вроде бы холодной, но изнуряюще жаркой пустыни.

Переход через ледник на другой его берег проходит высотами 3100-3400. Происходит это неторопливым топаньем след в след по тропе, с частыми остановками на «подышать-отдохнуть». Быстрый набор высоты недопустим, нужна постепенная акклиматизация. Спустя два часа, мы наконец наблюдаем настоящую широченную и глубокую трещину, которыми известен Казбек. Именно они представляют главную сложность, из-за них мы тащим с собой веревки-обвязки-железо, именно им были посвящены пара московских предпоходных тренировок. Впрочем в данном случае трещина проходится по широкому и надежному снежному мосту, а сразу же за ней переправа через весь ледник заканчивается. Мы стоим на твердом и каменном (не ледниково-снежном) левом берегу ледника. Метеостанция возвышается выше на 100-метровом уступе. Сразу же налетает снежная пурга, укутывая белым пологом людей и их рюкзаки. Видимость падает до 10 метров и остается только без тропы карабкаться по осыпающимся камням почти вертикально вверх. Это были самые тяжелые 100 метров в этом дневном переходе, но по их окончанию нас ждали каменные стены здания метеостанции, где можно было наконец укрыться от непогоды, выпить чаю и хоть как-то согреться путем переодевания в сухую одежду. Температура внутри здания практически равна внешней температуре, но защищенность от ветра и осадков делают великое дело, человек чувствует себя как дома.

Метеостанция уже никаких наблюдений за погодой давно не совершает, однако именно погода продолжает оставаться ключевым фактором в успехе или неуспехе восхождения. В здании живет Джонни — смотритель и спасатель. Летний период он тут, а зимой — на горнолыжном курорте Гудаури. Летом 2010 года до сих пор еще не было успешных восхождения, а сегодня уже 12 июня, день Независимости России. Праздник мы особо не отмечаем, и уж точно сегодня обойдется без алкогольных возлияний, с горной болезнью шутки плохи. А в комнатушке у Джонни пир идет горой. Стол завален помидорами, шашлыком. Разливается горячий чай, чача и вино.
- Джонни, откуда здесь помидоры и чача? Кто тебе привозит продукты? С вертолета скидывают в начале сезона?!
- Да. Вот мой вертолет, - отвечает Джонни и хлопает по плечу сидящего рядом Гию, гида приведшего только что на метеостанцию группу израильских альпинистов.
- У меня целый вертолетный парк, - продолжает хвастаться Джонни.

Наша акклиматизация совсем другая. Надо физически активно двигаться, что-то делать. Либо идти дальше наверх уже без вещей, либо забираться на ближайшие скалы, либо искать пещеру Бетлеми. В грузинских летописях упоминается о Вифлеемской пещере, в которой сотня молодых воинов укрыла от надвигающегося Тамерлана сокровища казны царицы Тамары. Опасаясь разглашения тайны воины закололи друг друга. Легенда начала обретать какую-то историческую сущность, когда грузинские альпинисты сперва в 1947 году разглядели на скалах железную дверь и спускающуюся от нее вниз железную цепь, а в январе 1948 группа под руководством Александра Джапаридзе добралась до пещеры. Рядом обнаружились высеченные кельи, каменный крест и столб. Эта пещера оказалась древнейшим и самым высокогорным (4100 метров над уровнем моря) христианским пещерным храмом в мире. Более того, он до сих пор действующий, по религиозным праздникам сюда подымается монах из Цминда Самеба и проводит службы. Простым посетителям попасть сюда сложно, надо обладать навыками опытного альпиниста, карабкаясь по веревкам и цепи. А женщинам и вовсе появляться тут запрещено.

Но завывающий где-то снаружи за толстыми каменными стенами ураган отменяет планы внешней акклиматизации. Тогда мы приступаем к внутренней. Коридор в приюте пусть и узок, но достаточно длинный, чтобы сыграть в нашего любимого слона. Стены станции содрогаются от воплей запрыгивающих, стонов несущих и топота тяжеленного многоногого и невиданного доселе на таких высотах слона. Перепуганный Гия выходит в коридор. Я ему объясняю, что мы так акклиматизируемся. Гия удивлен:
- Эх, все вы неправильно делаете, вон мои евреи спят уже вовсю, правильный акклиматизация.
- А если спать не хочется?
- А кто не спит, вот как мы с Джонни — тем надо много чача пить, чтоб хорошо было и горный болезнь нас не застал.

Горняшка выражается не только в физических ощущениях (таких как тошнота, потеря аппетита, болит голова), но и в каком-то измененном мироощущении. Мои сотоварищи, пока я тащился в последней тройке по леднику наслушались историй Джонни о страшных бездонных трещинах и доставании трупов с 40 и 60 метровой глубины их них. О не менее страшных камнепадах и ураганных ветрах, тропежке по шею с сугробах... Начинается нездоровый мандраж. Мудрость руководителя — это всех успокоить и убедить в верности намеченного плана. В первую очередь себя самого. Для этого еще раз детальнее беседую с Джонни, попутно отказываясь от настоятельно наливаемой чачи.

Июнь в районе Казбека опасен только своей нестабильной погодой, можно заблудиться и не туда прийти. Касаемо самого опасного тут, трещин — то в июне они забиты снегом, много надежных мостов, да и вообще далеко не улетишь (на 50-60 метров). Да, они незаметны совсем, так как ледник закрытый, но идем медленно и в связках. Любой провал сразу же заклинивается снегом-рюкзаком на уровне колена-попы-рюкзака. Лагерь штурмовой разбиваем таки повыше и поближе к горе, чтобы хватило сил сходить на вершину. Но не перевале, где ветродув, а под ним, на плато. Замерзнуть? Не замерзнем, сейчас все-таки не 50-е года прошлого века, у нас пуховые куртки, спальники, горелки и надежные палатки. А помимо всего прочего лопаты, которыми вкопаемся поглубже в снег. Нам бы протропить, но нас 10 человек! Протропим. В итоге все по первоначальному плану, только лишний раз еще детально разобранному и обсужденному.

Утром 13 июля вся непогода исчезает. Словно кто-то провел ластиком по небу и стер все тучки. Оказывается, что восточный торец метеостанции это удивительно красивая площадка, тут можно погреться на солнышке и устроить отличную фотосессию. Всего пять минут уговоров наших прекрасных девчонок, зато потом куча позитива и смеха в процессе гламурной фотосессии. Тут на метеостанции  в общем то оказывается  так здорово, что и уходить никуда не хочется. Но мы все же уходим, хотя время уже ближе в полудню.

Уходим наверх тремя связками. Первая — условное название «кабаны» (Роман Р, Ната, Валера). Вторая — условные название «опытные» (Коля, Андрей, Роман Н, Никита). Третья — условное название «тормоза» (Димыч, Серега, Ленка и Леша). Задача — пройти по левому (орографически) краю ледника вверх, до Казбекского плато. Его еще иногда называют Казбеко-Спартаковским плато. Вышли почти одновременно, но естественно «Кабаны» ускакали вперед и вверх, только и видать маячащие где-то там силуэты. «Опытные» тоже куда-то туда, но поспокойнее и не набирая сильно высоту. Лишь «тормозов» смог нагнать запыхавшийся Джонни и указать верное направление. А именно: вовсе не круто вверх по склону, а плавненько по чуть-чуть постепенно приближаясь к морене.

Проходим первый и второй крест, когда-то кем-то установленные. Возле первого судя по фотографиям бывает разбита палаточная церковь, но сейчас нет ничего. Как раз перед первым крестом я неожиданно застрял. Правая нога ушла куда-то вниз в мягкий податливый снег и там и осталась.Я ее дергал-дергал, но все тщетно. Пластиковый ботинок совсем не гнется, поэтому пошевелить влево-вправо и увести назад не удавалось. Пришлось выкапывать себя самостоятельно ледорубом. Со второго креста открылся обзор вперед, на запад, в направлении Казбекского перевала. И стало отчетливо видно, что связка «кабанов», превратившаяся в едва различимые точки, ушла совсем не туда, резко забрав вправо и набирая высоту практически в лоб на вершину Казбека. Да, так они конечно тоже имели шансы добраться до вершины, но только это уже не классический путь 2А через перевал и затем с северо-запада, а скально-ледовый юго-восточный 3Б, к чему они были явно не готовы. Пришлось долго и надрывисто кричать (совершенно бесполезно) и активно размахивать палками. В итоге Рома включил таки рацию, выслушал наше авторитетное мнение, какое-то время поупрямился и посомневался (горняшка все-таки), но в итоге свернул обратно вниз.

Все три связки воссоединились прямо перед Хмаурой. Хмаура — это огромная скала более чем километровой протяженности (у основания) со зловещим названием. С Хмауры постоянно сыпят камни. Это удивительно! Они шумят даже ночью, когда казалось бы поводу к осыпанию совсем нет. Ну а уж днем, когда солнце подтапливает снег и лед, которые подобно строительной смеси держат скальные стены. Совершенно не понятно, как при такой интенсивности осыпания в течении многих лет скала так и продолжает возвышаться гигантской вертикальной стеной!

Морена ледника подходит к Хмауре вплотную и плавно огибает ее заворачивая на северо-запад (если снизу по пути восхождения смотреть). Путь на Казбекский перевал лежит по морене, по самому краю ледника. Получается путь напоминающий легендарный мифологический заплыв  Одиссея и его спутников между Сциллой и Харибдой. Уйдешь чуть левее в сторону ледника — попадаешь в зону трещин. Уйдешь чуть правее в сторону скалы — попадаешь в зону артобстрела Хмауры. Тропинка проложенная тройкой «опытных» так и вьется где-то по границе обеих напастей. И при этом в ней периодически зияют дыры провалов в трещины, а ее пересекают следы скатившихся камней.

Трещины и провалы тут в самых неожиданных местах, где их совсем не ждешь. Впрочем они все действительно оказались либо узки, либо плотно со снегом. Дальше чем Леша (по пояс) никому провалиться не удалось. А вот зрелище и звук летящих камней просто завораживающи. Снега очень много, он липкий. Камни, сорвавшись со скалы, летят, высоко подпрыгивая (до 30 метров скачки), но, оказавшись на выполаживающемся склоне, постепенно налепляют на себя снег подобно снежным комьям, катятся все медленнее и медленнее, пока наконец не застывают с самых разнообразных позах. Оторвать взгляд невозможно. Страшно красиво и просто страшно. Вместо того чтобы быстро убежать, останавливаешься и смотришь за каждым куском скалы летящим в твою сторону, хотя осознаешь что докатиться до тропы вероятность у него небольшая.

4200 и выходим постепенно на Казбекское плато. Это не совсем ровная местность, а скорее снежная пустыня с гигантскими  холмами-барханами. Поверхность идеально белая и нетронутая ни одним следом или резким изломом. Слева гигантским снежным куполом подымается Казбек. Скалы хребта Орцвери, сопровождавшего нас сегодня весь день по другую сторону ледника Гергети наконец-то ниже уровня наблюдателя. Мы любуемся панорамами и дальними горами Южной Осетии, до данного момента скрывавшимися стеной Орцвери, а до Северной Осетии рукой подать, осталось метров 500.

Тут, на плато, и разбиваем лагерь, немного не доходя до перевала. Там может ожидаться сильный ветер. Быт и устройство лагеря в таких условиях немного необычно, но с прошедшими годами и путешествиями привыкаешь, и даже даешь дельные советы товарищам. Девиз: Не ложиться и не отдыхать! Надо постоянно что-то делать. Акклиматизироваться через труд. Орудуем снеговыми лопатами готовя площадки под палатки и снежную стенку вокруг лагеря.

Под горелку обязательно что-то подкладывать, иначе она уходит глубоко в снег. Вода топится из окружающего снега. Желтый снег не брать! :) Лучше заготовить небольшой рыхлый сугробчик под тентом на утро, чтоб не бегать, да и вообще не вылазить из палатки пока не позавтракаешь. Перед сном обязательная прогулка «до ветру», даже если никаких позывов нет. Ведь врач Коля накормил нас диакарбом, и позывы будут, да вот вылазить ночью из теплого кокона спальника совсем уж не захочется. Сегодня можно сделать исключение и пренебречь обычными правилами — взять внутрь палатки ботинки (предварительно отряхнув их от снега). Если ботинки хранятся внутри спальника — то с утра они не окажутся одеревеневшими. Их удастся натянуть на ноги. Сегодня пьем кисель. Это безумно вкусная штука оказывается! Особенно в горах. По сути кроме нее организм у меня ничего и не хочет принимать внутрь.

14 июля. Проспали назначенный срок и нас разбудили какие-то голоса на улице. Это гид Гия с израильскими восходителями топчется вокруг палаток. «Семь утра, выходите ребята! Хватить спать. Гору всю проспите!». Начинаем вылезать и одеваться. У Романа Н температура и он остается сидеть в палатке, остальные одеваются, обуваются в кошки. С утра весь вчерашний мягкий снег превращается в жесткий наст. Условия складываются идеально.

Во-первых вчерашняя прекрасная погода явно решила задержаться тут еще на денек. Не видно ни облачка, и что самое удивительное — полный штиль. Даже на Казбекском перевале, куда мы достаточно быстро взбежали от своего лагеря. Собственно говоря перевала как такового тут и нет. Седловина широченная, с перепадами высоты. Где тут соорудить перевальный тур — неясно, да и решительно не из чего, все та же снежная пустыня.

Ну а во-вторых перед нами прошли израилетяне с гидом. Тот гигантский снежный холм, на который мы нацеливали вчера вечером свои взгляды и объективы фотоаппаратов, и куда планировали выдвинуться в 6 утра, оказался вовсе не Казбеком. Точнее Казбеком, но Малым Казбеком. Казбек, как и Эльбрус — двухвершинен. Эльбрус Западный и Восточный, а Казбек Большой и Малый. От перевала виден только склон Малого и ни в коем случае не стоит ломиться на него, надо обходить его с левой стороны постепенно словно ввинчиваясь спиралью все выше и выше, за Малый Казбек на седло между двумя вершинами. Не будь Гии с евреями мы безусловно пошли бы в лоб штурмовать Малый.

Таким образом тропа достаточно глубоко уходит с линии водораздела на север, и если быть уж совсем точным, то мы пересекаем российско-грузинскую границу при восхождении. Причем дважды, так как потом планируется еще и спуск обратно. Это не считая многочисленного топтания по самой линии границы, которое ожидает восходителя на седле и на вершине.

Евреи идут с 4 часов утра от метеостанции. До плато они шли по пробитой нами тропе, но сейчас тропят сами. Идут медленно и мы их быстро настигаем где-то на склоне. Перепад высот тоже достаточно большой получается, метеостанция 3500, а тут уже скоро 5000 будет. Один израилетянин выстегивается, разворачивается и уходит вниз. Любезно приглашаю пересидеть и подождать своих в нашей палатке. Опять же Рома скучать не будет, они найдут наверняка общие темы. На склоне появляется третья группа. Это грузины приехали на выходные на природу из Тбилиси, еще вчера были только в Степанцминда. Грузины прямо-таки не идут, а бегут по склону единой связкой в семь человек. Удивительно, готовясь на тренировках в Москве к восхождению мы вели ожесточенные споры, сколько должно быть человек в связке. Два или три...

Угол подъема тут заметный, но все-таки вполне терпимый. Ледоруб в одной руке, в другой — альпеншток. Тропа набирает высоту под углом к склону сильно напоминая собой знаменитую Косую Полку на Эльбрусе. Только там полку сопровождают вешки и хорошо протоптанное направление (по крайней мере в хорошую погоду, когда множество людей выходит вверх). Казбекские вешки уже давно поломало ветром, а тропа каждый раз держит новый курс, как ее протопчет первый. В одном месте вроде б даже и 45 градусов было, но все же больше в районе 30-35. Судить тяжело, все время под углом вверх. Но просто так сесть-отдохнуть и плюхнуться в снег можно далеко не везде. Во всяком случае пока не пригреет солнце и не растопит наст. Впрочем останавливаться мы и не собирались, я гнал свою связку «тормозов» как мог вперед. Удивительная Ленка идет легко вверх, совсем не устает и постоянно улыбается. В то время как Серега, Леха, да и я, на привалах рухаемся в снег и лежим-лежим. Ленка в горах на восхождении и в кошках и на такой высоте — в первый раз, все в новизну, интересно. Адреналин или мандраж? Впрочем остальные участники первых двух троек скачут еще проворнее где-то далеко впереди. Кажется акклиматизация более-менее успешно осилена почти всей группой.

И вот мы уже на седловине. Седловина Казбека — это абсолютно горизонтальная площадка примерно 50 на 30 метров, между двумя вершинами. На Малый идти надо сужающимся снежным гребнем, на Большой — штурмуя 100-метровый 45-градусный склон. Вот теперь уже действительно в лоб, самые настоящие 45 градусов.

Но на дворе июнь. Солнце и нет ветра. И полным полно снега. В снеге протоптаны следы предыдущих связок, а некоторые видно что уже и спускаются. За спиной не зияющая пропасть, а близкая седловина, так что психологически карабкаться вверх гораздо проще. Из под боковых скал видны остатки перильных веревок утопающих где-то в снегу (вешали в конце лета.ю когда тут лед). Идем на три такта, левой, правой, ледоруб. И так далее. Иногда можно отдохнуть на камне. Предвершинное выполаживание, идти становится проще, и вот наконец она, вершина Казбека! 5034 метра.

Многие равнинные люди (те кто не ходят в высокие горы) часто спрашивают. Даже не «Зачем идете в горы вы?» Понятно что тут не объяснить. Спрашивают попроще. А что вы испытываете стоя на вершине к которой так долго стремились, готовились, положили кучу сил? На что похоже это чувство? Это то как гол в футболе, это оргазм в сексе, это взятый вопрос в ЧГК? Что это? Как объяснить?

Да по большому счету никак. На вершине я не испытываю абсолютно ничего, лишь полное изнеможение, усталость. Вот и сейчас. Несколько дежурных кадров с флагом и без него. Закопать тут на вершине в снег фотографию погибшего в мае Сереги Никитина (еще в Москве так решил). Подышать воздухом спокойно, восстановить дыхание. Весь путь этого так толком и не удавалось, кислорода мало. Сердце при подъеме бьется часто часто, виски — словно наковальня. Успокоиться и дать организму чуть отдохнуть, но не спать! Сильно припекает. Жара сегодня адская, оделся с утра в пуховик, солнце взошло, а ветер так и не появился. Однако снять его не могу, поверх рюкзак и бухта веревки. Истекаю весь потом и очень хочется выпить киселя. Восторга никакого нет, но стараешься хотя б уйти от полной апатии и расслабленности, сосредоточиться на спуске. Ведь взойти — это полдела, надо теперь еще аккуратно спуститься. Это уже потом, далеко внизу придет осознание содеянного, даже какая-то гордость и тщеславие. Великое удовлетворение, большее чем оргазм, гол и взятый вопрос сложенные вместе. А сейчас ничего, просто сил нет для мыслей. Все на самых простых примитивных желаниях. Пить и спать. Но для начала надо вниз.

При спуске на седловину ощущается наконец, что здесь круто. Спускаться всегда сложнее чем подыматься, вовсю используем ледорубы и страхуемся веревкой. Спускались этот участок (до седла) очень долго, минут 30, но сверхнадежно. Хотя судя по оставленным следам грузины тут местами съезжали на пятой точке, как и много где дальше. Причем не только грузины, но и наши оказывается. Повыстегивались и побежали! Приду вниз, отругаю всех, вокруг же трещины! Хотя когда я уже добрался до низа, было не до воспитательных мер. Ну хоть здесь (в отчете отругаю)...

Единственно чем спуск лучше подъема — это затрачиваемым на него временем. «Тормоза» стартовали в 8, до вершины дошли за 7 часов. А спустились за 3 часа (до места старта). Если наверх шла узкая цепочка следов, то вниз сбегает множество сокращающих путь тропинок. Наста никакого уже нет и весь склон испещрен многочисленными ходами. Ощущение, что каждая связка, если не человек, прошел как ему вздумается. На самом перевале обнаружилась трещина, точнее зияющая дырка посреди тропы, но видно что никто таки не улетел, а просто застрял в снегу. Наш лагерь уже пуст, остались лишь рюкзаки нашей связки. Да и действительно, оставаться тут еще на ночь бессмысленно, да Метеостанции вниз идти часа 3-4, до темноты успеем. Остались б силы. Мы продолжаем идти осторожно и не выстегиваясь вдоль Хмауры, обходя трещины. Их стало как-то заметно больше. Точнее их столько же и было, просто тут уже 23 человека прошло вверх и вниз, да и солнце шпарило два дня. Теперь видны следы провалов, обходы провалов и новые провалы на обходах. Стараюсь ступать по снежным мостам осторожно, где есть возможность — передвигая ноги не отрывая их от земли. Хмаура грохочет камнепадами теперь в левое ухо. Вот и Второй Крест, а вот и Первый. Закат, вечереет. Все таки связкой идти существенно медленно. После Первого Креста стемнело окончательно, а на склоне вдруг обнаружились многочисленные реки, которых два дня назад не было. Реки текут прямо под снегом, человек проваливается к ним и сразу же промокает до колена. Хорошо метеостанция уже близко. Вот она, выплывающая из темноты, чем-то по форме своим остовом напоминающая огромный корабль, собирающий в открытом море потерпевших бедствие путешественников. Пришвартовываемся и отправляемся на боковую койку. Получился 12-часовой марафона с набором высоты 800 метров, и спуском на 1500.

Спускаться в день на норму двух дней подъема — это вполне нормально, тем более что акклиматизация наконец-то пришла окончательно, а в самом низу долины в Степанцминда ждут явства прекрасной грузинской кухни. Прощаемся с Джонни и бежим вниз, переправляясь через ледник Гергети уже без связок. Снега тут стало поменьше, но идти все равно видно куда и как. Группа растягивается на неимоверную длину, я знаю только то, что иду последним. Ручеек легко преодолимый три дня назад превращается в бурный горный поток, здорово тут натаяло из ледника за прошедшие дни. Переправа по камушкам уже невозможна, брожу реку. Адски холодная, хорошо, что не  такая широкая!

После перевала Саберце посреди ясного дня налетает огромная черная туча. Ливень даже не начинается, сразу же град. Тут можно было б использовать метафору «с куриное яйцо», но не будем. Град был размером с конфеты M&Ms примерно. Зона альпийских лугов, ни одного крутого склона или большого камня, не говоря уж о дереве. Прятаться невозможно, поэтому остается только идти. Тропа тем временем превращается в подобие бобслейной грязевой трассы, идти возможно только по скользкой траве. Одновременно со вспышкой молнии грохочет гром. Я впервые в жизни вижу конкретно то место куда бьет молния. Всего метрах в 50 от меня. Да. Казбек словно бы давший слабину своей прекрасной погодой 13-14 июля теперь пытается исправиться и наверстать упущенное. Как же так? Отдался дюжине каких-то московских восходителей всего за 5 дней! Непорядок. Но нас уже не догнать. Грохочет где-то позади и сверху, а я промокший до нитки вываливаюсь на поляну перед Цминда Самеба. Пасущиеся кони сгрудились на узкой тропинке-полочке и не пропускают. Протискиваюсь мимо и чувствую что-то держит. Это конь с любопытством хватает за пенку торчащую сзади рюкзака и пытается ее съесть. Отбиваясь от настырного непарнокопытного палкой, продолжаем спуск. Тут уже никаких таксистов, и последний рывок  сквозь березово-сосновый лесок вниз в Казбеги. Усатые аборигены на завалинках наблюдают за  проходящими через поселок в течении последних трех часов туристами с огромными рюкзаками и дают советы, где и как быстрее пройти. Само село (правобережная его часть, на картах обозначается как Гергети) очень напомнило своей топографией и внешним видом села шерпов в Непале. Разве что буддисткой ступы тут нет.

И вот наконец 2000 метров спуска преодолено, я на Военно-Грузинской дороге. Можно пить тархун ведрами и поедать хинкали бочками. В этот же день мимо нарзановых источников мчим в Тбилиси. Рассерженный Казбек не унимается и пытается догнать. Грохочут и сверкают молнии на протяжении всей дороги, а в Тбилиси настоящая буря. Впрочем буря на равнине нам уже ни по чем. Постепенно, когда уже никуда не бежишь, ближе к вечеру, накатывает осознание взятой вершины. Да, мы сделали это! Только сейчас начинаешь верить в реальность, когда все уже позади...

Теперь можно наконец присмотреться к этой прекрасной стране, и набраться сил, а  главное, желания, для второй половины экспедиции.
Грузия

на батумском пляже на батумском пляже
крепость Гонио крепость Гонио
проспект Руставели проспект Руставели
тбилисский дворик тбилисский дворик
Тбилиси, вид сверху Тбилиси, вид сверху
дети в ботсаде дети в ботсаде
Светицховели Светицховели
Тбилиси Тбилиси
карта грузинских железных дорог карта грузинских железных дорог
мост через Куру в Тбилиси мост через Куру в Тбилиси
конусообразные прохладительные напитки конусообразные прохладительные напитки
батумский аквариум батумский аквариум
батумский порт батумский порт
главная площадь Батуми главная площадь Батуми
Мцхета Мцхета
в серных банях в серных банях
книжные развалы книжные развалы
отражение Св.Георгия в часах отражение Св.Георгия в часах
тбилисский дворик тбилисский дворик
Додо Додо
ТБИЛИСИ
Атмосфера Тбилиси — это атмосфера его старой части, многочисленных сохранившихся старых тбилисских двориков, где соседи живут в мире и согласии, ни у кого нет никаких великих тайн друг от друга, а двери квартир внутри двора не запираются. Между современными спутниковыми тарелками развешено сушащееся белье, мальчишки гоняют оборванный футбольный мяч периодически ударяя им по бортам отчищенных до блеска дорогих автомобилей.

Кстати машина тут как нигде — показатель статуса. До сих пор храню визитку одного из подвозивших меня таксистов. На обычной бумаге, домашним принтером напечатано крупными буквами «МЕРСЕДЕС» и телефонный номер, и гораздо более мелкими значками — имя водителя и район в котором он таксует. Если нет личного «Мерседеса», то для статуса вполне сгодятся отечественные «Волги», причем климат тут достаточно неагрессивный к автомобилям, так что встречаются «Волги» самых древних времен.

Тбилиси возник и получил свое название по теплым серным источникам бьющим из под скалы на правом берегу Куры. Тбили — означает «теплый» по-грузински. Серно-щелочных источников в конце XIX века тут насчитывалось более трех десятков. Позже открытые источники были перестроены в бани, находящиеся ниже уровня земли. Поверхность всего прибрежного района утыкана полукруглыми куполами-сводами банных помещений, словно временно покинутое гнездо какой-то гигантской птицы наполненное ее яйцами. В старину горожане здесь не просто мылись. Это было место общения, здесь можно было узнать все последние новости, повидаться со старыми друзьями. Поход в баню — это своего рода «выход в свет». После гор мимо этого пункта тбилисской программы пройти мимо было невозможно. Усатый дядька с заросшей седыми волосами грудью усиленно оттирал въевшуюся за 5 казбекских дней грязь и мял на каменном столе перенапряженные горным путешествием члены и суставы.

Главная транспортная артерия города — идущий параллельно Куре проспект Шота Руставели. Это центр Тбилиси, его Красная площадь,  Елисейские поля и Уолл-Стрит одновременно. Тут находится и грузинский парламент, национальный музей Грузии и церковь Св.Георгия, театр Руставели с театром Оперы и балета, художественные галереи. А в тоже время проспект -  сосредоточение главных банков и шикарных магазинов. И все же главный магазин находится прямо под открытым небом. Это знаменитые бесконечные тбилисские книжные развалы.  Гуляешь вдоль проспекта и словно окунаешься в атмосферу этого города, начинаешь чувствовать его настроение. Погруженные в тень листвы растущих вдоль проспекта деревьев широкие тротуары живут своей собственной жизнью. Они больше похожи на широкий коридор коммунальной квартиры. Люди встречаются, обсуждают проблемы и новости. Вот только разве что население коридора сильно разбавлено внушительным количеством  глазеющих по сторонам любопытных туристов со всех краев мира...

Вечером - посещение театра. Сегодня премьера, какая-то авангардная постановка. То что она шла на грузинском языке нас не остановило и мы все равно сходили в театр. Кто-то мирно спал, кто-то наблюдал не без интереса за пластикой актеров, работой осветителей и хореогрофа. В театре в общем-то достаточно интересно, даже если ничего не понимаешь. В конце представления на сцене оказались какие-то гигантские насекомые, русские картонные танки и разорванная на части карта территории Грузии.

Рассказывать про Тбилиси можно долго и интересно, но самое удивительное здесь — это его жители. Солнечный климат словно растворился тут в улыбках тбилиссцев. Неожиданно услышанная русская речь в автобусе вызывает у них вовсе не чувство отторжения, как в столицах многих других бывших союзных республик,  а чувства какой-то глубокой и приятной ностальгии. Люди подходят и просто выражают радость тому, что к ним снова приехали россияне, как это было когда-то давно. Никакие политические игры и барьеры оказались не в состоянии разрушить дружеские отношения двух народов среди простых людей.

МЦХЕТА.

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Мцхета - древняя столица Грузии. Отсюда есть пошла земля грузинская. Согласно археологическим данным город основан во второй половине 1 тысячелетия до н. э., однако легенды рассказывают что город основал Месхет — один из потомков Ноя, причалившего тут неподалеку (до вершины Арарата отсюда 240 км). Столица перенесена в Тбилиси, но Мцхета остается сердцем Грузии, тут находится Светицховели, кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви. На протяжении веков это главный собор всей Грузии, и до сих пор считается духовным символом страны.

О происхождение храма Светицховели поведует Священное Предание Грузинской Православной Церкви. Выкупленный у римских воинов хитон, в который был одет Иисус, был привезен сюда  раввином Элиозом и подарен им его сестре Сидонии. Сидония, едва взяв в руки святыню сразу же скончалась. Высвободить хитон из ее объятий не смогли, и захоронили ее вместе со святыней. На могиле Сидонии вырос кедр, ставший священным для жителей Мцхеты. В четвертом веке появилась здесь Святая Нина, пришедшая из Каппадокии (предположительно в поисках Хитона Господня). Ее проповеди привели к христианству всю Грузию. Кедр срубили, чтобы построить на этом месте деревянную церковь, но главный ствол не смогли сдвинуть с места. Спустя некоторое время жители Мцхеты наблюдали, как этот ствол, весь блистающий светом, поднимался и опускался над своим пнем, а из пня истекало благовонное миро. Здесь была сооружена первая в Грузии церковь, в XI веке перестроенная в величественный собор. Светицховели по-грузински и означает «Животворящий Столп».

Святая Нина упоминается же как основательница другой мцхетской достопримечательности — Джвари (монастырь Святого Креста). Здесь на вершине горы, над слиянием Куры и Арагви она воздвигал крест и именно здесь начинаются события лермонтовского «Мцыри». Сам монастырь Джвари по совершенству архитектурных форм считается одним из шедевров мировой архитектуры, он стал первым в Грузии памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. А в том месте, где "сливаяся шумят" сейчас на волнах плещутся и тренируются на каноэ представители водно-экстремальных видов спорта.

БАТУМИ
Ну что ж, помылись, поели, пора и к морю. Дабы получить полный спектр релаксации и снова соскучиться по горам. Черноморское побережье Грузии это либо Поти, либо Батуми. Поти - крупнейший порт, поэтому решено двинуться в Батуми. Садимся в едва ли не единственный грузинский ночной поезд и едем на восток. На вокзале красивая карта Железных Дорог Грузии, из которых на данный момент действующие пассажирские перевозки осуществляются дай бог на четверть всей схемы.  За перестуком колес мелькает за окнами уже знакомая Мцхета, родина «вождя народов» - городок Гори, и второй по величине город страны — Кутаиси.
Но вот наконец шумит такое привычное и знакомое нам Черное море, мирно накатывая валами на галечный пляж. В порту качается на рейде несколько кораблей под разнообразными флагами, готовящихся к отбытию в далекие страны. По набережной бегают мальчишки вооруженные удочками. Бесконечно вкусная грузинская кухня, в приморском Батуми разноображивается еще и свежевыловленной рыбой. В городе большая стройка-реконструкция. Причем не отдельно взятого дома или квартала, а сразу целого города. Из-за строительных лесов проглядывают будущие фасады ультрасовременных зданий, но при этом вокруг наблюдаются и проявление каких-то вычурных художественных элементов. Многое напоминает аккуратные старые городские центры Германии или Чехии, но при этом город пытается сохранить толику очарования двух-трехэтажных кварталов тихого, укутанного зеленью, южного советского приморского курорта. Что-то удивительно красивое и мультистильное здесь должно возникнуть в течении пары лет. Кажется город собирается стать одним из самых необычных и модных черноморских курортов. Пока же гостям остается только поплескаться днем в современном аквапарке, и насладиться вечером зрелищем и звучанием поющих фонтанов на главной набережной города, этого маленького местного чуда, возникшего на стыке архитектуры и музыки. А совсем рядом находятся развалины античных крепостей давнишних времен и народов, о которых напомнит статуя Медеи на главной батумской площади, со сверкающим на солнце золотым Руном.

«ГРУЗИЯ -ЧАСТЬ ЕВРОПЫ» - громогласно возвещает надпись на английском языке поверх строительных лесов на одном из зданий в центре города. Курс понятен, и очень любопытно взглянуть, во что превратится Батуми к середине 10-х годов текущего столетия...

А для этого придется сюда вернуться снова, и такой перспективе все гости посетившие Грузию хоть раз будут крайне обрадованы.

Арарат

библейские пейзажи библейские пейзажи
установка лагеря 3200 установка лагеря 3200
вид на гору из лагеря 3200 вид на гору из лагеря 3200
приехали, смотрим приехали, смотрим
сон в автобусе сон в автобусе
люди идут вверх люди идут вверх
Маршруты на вершине Арарата Маршруты на вершине Арарата
Роман Борисыч старший Роман Борисыч старший
склоны Горы склоны Горы
первый луч первый луч
караваны грузов между 3200 и 4200 караваны грузов между 3200 и 4200
Малый Арарат со склона Большого Малый Арарат со склона Большого
Ден и Димыч на вершине Ден и Димыч на вершине
дырка в облаках на спуске дырка в облаках на спуске
травы и Гора травы и Гора
Ишакпашасарай внутри Ишакпашасарай внутри
Ишакпашасарай снаружи Ишакпашасарай снаружи
Арарат, вид от Догубаязета Арарат, вид от Догубаязета
Буратино Буратино
дедушка дедушка
пьем чай в курдском лагере пьем чай в курдском лагере
Арарат. Какая-то магическая и мистическая гора. Особенно для меня, хотя вроде каких-то армянских корней не замечено. Я еду сюда в третий раз и можно наверное вкратце о первых двух.

В январе 2006 года воодушевленные каким-то контрабандистским романтизмом, невозможностью заранее (а надо было за полгода) зарегистрировать свой маршрут в федерации альпинизма Турции, а также какими-то астрономическими ценами на арартский пермит мы попытались сходить на Арарат нелегально. О местности мы ничего не знали, паролей-явок курдских проводников не имели также, да и время было какое-то неспокойное. По крайней мере так казалось. Чтобы никто не догадался, слово "Арарат" мы даже заменяли в своих разговорах словом "Гора". Поэтому о том, что мы пойдем на Гору-Агридаги-Гридах-Масис (название горы на прочих языках) вокруг не знал никто, кроме водителя рейсовой маршрутки, да и то об этом он догадался лишь в тот момент, когда мы ее резко застопорили посреди полупустынной холмистой местности и полезли наружу). Остаток светового дня был проведен в трубе, под дорогой, подальше от взоров турецких спецслужб и обычных курдских крестьян. А когда стемнело мы начали свое восхождение. В ту пору нам горы казались просто так неинтересными, надо было ходить на них в каких-нибудь необычных обстоятельствах, например в самом начале января. После трех дней прекрасной зимней погоды, за которые мы успели подняться только до 4200, к штурмовой площадке, погода таки проявила свой зимний нрав. В итоге мы еле унесли ноги... Несмотря на всю свою неуспешность, да и изначальную обреченность, это было очень классное путешествие, в совершенно новое место, оставившее память о себе не только в наших умах, но и в фотоальбомах и даже литературных опусах.

В ноябре 2009 мы ехали на Арарат уже совсем другой компанией. Была неделя празднико-отпуска. Не хотелось провести ее дома, сидя у телевизора и тянуло в горы. Тут и всплыл слегка подзабытый Арарат. С моим опытом и знанием трансферов по Турции недели заведомо хватало. В итоге ее хватило еще и на Стамбул, Каппадокию и теплое Средиземное море. Но не хватило на сам Арарат. Гора опять не пустила. В ноябре мы сделали все уже правильно, ну разве что кроме сезона. Выйдя из автобуса на автовокзале Догубаязита были сразу же пойманы в чуткие лапы местного монополиста по продаже горных туров на Арарат. Эта покупка позволила очень здорово сэкономить время, а знание языка и упорная торговля в исполнении _belk_ позволило еще и сэкономить денег. В итоге попытка обошлась нам в 150 долларов на человека, и началась она сразу же едва мы вышли из офиса турагенства. Продолжалась попытка три дня. На горе не было ни души, только мы и гид Нури. Но на третий день началась снежная метель с сильнейшим ветром. Мы в этот момент находились на высоте 3600 и попытались (к огромному ужасу Нури) сходить на вершину. Силы были явно несоразмерны, большая огромная гора с ожесточенной метелью против маленьких пяти человечков на ее склоне. Возможно была и тактическая ошибка, и гору стоило брать не на третий, а на четвертый день, продравший за третьи сутки сквозь ураган до площадки 4200 и штурмуя на четвертые оттуда. Но сослагательного наклонение альпинизм не терпит, да и сейчас уже, узнав как непросто там вверху, мне кажется, что и на четвертые сутки ничего б не вышло.

В итоге, после того как следующим летом 2010-го возникла идея сходить Казбек, причем не просто возникла, а стала реализовываться в конкретно взятых людях, взятых ими отпусках и т.д., то я задался вопросом: "А может хватит уже ломиться на Арарат в пургу?". Давайте наконец подъедем до него летом, и спокойненько сбегаем, закрыв эту тему. Все сходилось: вот оно лето, конец июня, вот мы в двух-трех днях пути от Арарата. Когда еще соберемся, а тут уже считай на месте. Да и поездка будет необычная, сразу с двумя Горами вместо привычной одной. Так и сформировался окончательный план экспедиции "Две Горы". В итоге с 2006 года попытку повторяет Андрюха, а с 2009 Ната, Коля и Лена. Ну и я третий раз тут.

Путь Батуми-Догубаязет неблизкий. Если очень поднапрячься, то можно уложиться в сутки. Выезжали из Батуми в 6 утра, в Догубаязет заезжали 2 часа ночи следующего дня. Внутри уложилось пересечение границ на участке Сарпи-Хопа где к нашему возмущению так и не был введен в действие договоренность премьеров Путина и Эрдогана об отмене 20-долларовой визовой пошлины для россиян. Беглого взгляда на карту Турции достоточно, чтобы убедиться в том, что расстояние от Хопы до Карса  раз в пять меньше чем расстояние от Хопы до Анкары. Однако время проведенное в автобусе будет примерно одинаковым - порядка 10 часов. Самые восточные окраины Турции представляют собой фантастическое нагромождение горных кряжей, ущелий, дорожных серпантинов и фантастических пейзажей при очень невысокой плотности населения. Последний рывок - арендованный автобус Карс-Догубаязет, который вкатывался под аккомпанемент этно-курдской музыки в глубокую черную ночь освещаемую резкими и яркими вспышками грохочущей где-то за горизонтом молнии. Обошелся этот разваливающийся драндулет нам в два раза дороже рейсового автобуса, но приедем к цели мы зато уже этой ночью, а проснемся наблюдая с балкона овеянную легендами седую вершину Арарата...

Последний участник экспелизии - Ден, пропустив Казбек, явился из Москвы прямо в Догубаязет. Переговоры с курдскими полулегальным (а кажется и вовсе нелегальным) гидом ведем вдали от посторонних глаз, в полутьме гостиничного фойе. И продавец и покупатель знают, что вся суть товара - это просто доставка (а затем и сброска) на 30 км вверх по плохой горной дороге до селения Эли группы туристов с рюкзаками. Группа туристов достаточно продвинутая и подготовленная, ей не нужны ни дополнительные лошади, ни соответственно погонщики, носильщики, повара, как впрочем даже и проводник. Однако уровень цен заломленный турагенствами в Стамбуле, Анкаре заоблочный. Порядка 500 долларов и выше. Есть и совсем местное практически монопольное турагенство Murat Expeditions, которое оформляет пермит в течении пары часов и берет от 250 долларов с человека за тур (именно в нем в несезон нам удалось пойти пл 150). И продавец и покупатель знают: "без пермита нельзя", но никто его там проверять не будет. Пограничники и военные не рискуют соваться глубоко в курдские области, и только изредка проводят какие-то крупномасштабные антитеррористические операции, но на вряд ли прямо в области коммерческого трека на Арарат. Мы соглашаемся идти без пермита и отчаянно торгуемся за каждый доллар и каждого человека. Хозяин гостиницы уже успел доложить о том что нас одиннадцать, но про 12-го никто не знает. Итого: 700 долларов на всех, слишком многовато пожалуй для обычной поездки на 60 километров, пусть и в не самой дешевой мусульманской стране, но все же гораздо меньше того, на что мы рассчитывали в Москве. И все же описание этого торга и заявленные цифры не стоит принимать за верные, и я бы не рекомендовал тем, кто планирует совершить восхождение на Арарат ориентироваться по ним. Скорее всего у вас выйдет таки больше. Нам же оставалось только превратить Ленку, как самую маленькую, в "говорящий рюкзак" и выдвигаться наверх.

Гид, продавший нам тур, даже не поехал, а перенаправил нас к своему отцу - кочующему где-то на склонах Арарата. Дедушка конечно же ни слова не знал по-английски, но к нашему удивлению вдруг проявил какие-то знания немецких слов. В итоге словарный запас у нас с ним был примерно эквивалентен и нам удавалось понять друг друга. Село Эли заканчивается где-то на уровне 2200. Среди абсолютно одинаковых склонов и сел оно выделяется несколькими вышками непонятного предназначения и полоской садовых деревьев. На всем остальном склоне нет ни деревца, настоящая бескрайняя степь, уходящая вверх постепенно превращаясь там в снежно-каменную пустыню.

Дедушка примерно в два-три раза старше нас. И примерно во столько же раз быстрее нас он ходит. Только самые-самые из "кабанов" успевали как-то не сильно упускать его из виду. По всему склону гигантскими петлями вьется дорога, видимо в какие-то древние времена бывшая автомобильной (а скорее - танковой). Петли сокращаются тропинками, но даже их зачастую дедушка игнорирует, идя просто по какой-то замысловатой забирающейся вверх ломанной линии. Совершенно непонятно как он тут ориентируется. Все склоны представляют собой траву, траву, траву, множество пересохших оврагов и разбросанные в хаотичном порядке огромные камни вулканического происхождения. По ним наверное и ориентируется, если уж всю жизнь здесь прожил. Нам совершенно все одинаковым кажется...

Проходим мимо нескольких лагерей. Курды здесь ведут ярко выраженный скотоводческий кочевой образ жизни. Палатки сложены из кусков полиэтилена и шкур, очаг из кизяка и соломы, сложенные камнями загоны для многочисленные стада скота, активно лающие на всех проходящих собаки, и вдобавок еще более многочисленные и прямо таки кидающиеся на путников курдские дети. Будете в тех местах - заготовьте побольше конфет, шоколада. И положите их во внешние кармана рюкзака, а то мы даже ненужными уже перекусами не смогли с ними на спуске поделиться, настолько это было плотно и далеко упаковано.

Дедушка привел нас к своему стойбищу-лагерю. Мужчин нет, вокруг одни женщины и дети. Потчевают чаем, да и вообще складывается ощущение, что на сегодня хождение вверх по склону закончено, хотя гид оставшийся внизу обещал первый лагерь (my father house)  на 3200. Короткая беседа на немецком и мы отказываясь от потенциального ужина уходим дальше вверх, дедушка придет к нам "себен морген". Как он нас найдет немного неясно, но видимо найдет. Вообще при всей бесконечности и одинаковости склонов Арарата заблудиться здесь почему-то крайне сложно, наверно потому что своим наклоном гора дает возможность видеть одновременно все вокруг на огромной территории и выше и ниже. Правда все вокруг совершенно одинаковое.

Виды конечно потрясающие. Вроде третий раз тут, а все никак не могу привыкнуть. Пейзажи словно сошли с иллюстрированных страниц каких-нибудь священных и древних книг средневековья, античности и ветхозаветных времен. Лишь ночью, когда загораются далекие огни Догубаязета, вспоминаешь, что находишься в 21 веке. Но при этом можно поднять голову вверх и изучать баздонное небо с мириадами звезд. Лагерь на уровне 3200 - это не какое-токонкретное место, а скорее уровень, высота, где располагаются со своими палатками и караванами грузов восходители. Летом тут конечно же куда уютнее чем зимой или осенью и совсем нежарко. Тут даже есть вытекающий из под снежника ручей, что решает главную проблему летнего Арарата - отсутствие воды. Рядом лагерь поляков, тут же рядом голландцы, японцы и обнаруженные уже на следующий день Ростовчане. Гора Арарат по многоголосию и разношерстности публики летом напоминает Вавилонскую башню. Однако столпотворения нет. Гора огромная, да и едут сюда не вес подряд, а люди, готовые к восхождению.

Появился дедушка, сложив свои нехитрые пожитки (теперь к ним добавились палатка и спальник) на лошадь. Бредем вслед за ним в направлении маячащей далеко впереди и ввысоте белой шапки Арарата. Шапка издевается над нами никак не увеличиваясь в размерах, а солнце нещадно палит лучами по итак уже обгоревшим лицам. Скорость совсем невысокая, даже несмотря на уже акклматизированные на Казбеке организмы. Серпантин завивающийся по каменной сыпухе кажется бесконечным. Вместе с нами ползет вверх все вчерашнее многонациональное сообщество половину которого составляют курды: громко гикающие погонщики, повара, проводники. И целые караваны тяжело груженных лошадей. Непарнокопытные в попытках обгона могут бесцеремонно спихнуть восходителя с тропы. Поневоле задумываешься, может быть стоило тоже нанять парочку лошадок, идти, а потом и жить там наверху в полном комфорте, есть в лагерях свежие овощи и фрукты вместе с прочими деликатесами. Но это - не наш метод. Во-первых слишком дорого, во-вторых наилучшую акклиматизацию получаешь при своем собственном непосильном труде, обливаясь седьмым потом подымаясь вверх. Да и дойти до вечера всяко успеешь, набрать за сутки километр по хорошей постоянно подымающейся вверх тропе более чем реально, даже скорее за полсуток. Ну а в-третьих наша группа еще даже перед Казбеком, в процессе подготовки самоокрестила себя названием "Худеем вместе", и грузинская половина путешествия лишь укрепляла веру в это название. Так что у нас не будет ничего кроме суровых высокогорных макарон с сублемясом. Даже такие любимые на высоте яблоки и кисель забыли взять.

На площадку 4200 приходили по одиночке растянувшись от первого до последнего человека часа на три. Погода, такая ясная все утро и полдень, к приходу последнего начала портится и вершину уже не видно. Лишь из облака прям на нас выходят вниз люди. Предельно уставшие, неожиданно тепло укутанные. Это утренние покорители вершины, среди них наибольшее количество слов удается вытянуть из киевского альпиниста. На этой площадке, виденной нами еще в ноябре прошлого года, казалось мест достаточно, но летом народа столько, что все более менее ровные пространства забиты палатками лагерей, разбросанных в каменном хаосе на высотах 4000-4200. Палатки эти приносят снизу на лошадях заранее и устанавливают не сами туристы, а гиды и погонщики. Однако мы встали сегодня достаточно рано, а самые первые наши "кабаны" бежали вверх столь бодро, что место под три палатки на 4200 себе занять удалось и они еще и оказались самыми высокими. Теперь их приходится безостановочно окапывать. Растопленные за полдня солнцем снежники активно выделяют воду. Ледорубы - вообще незаменимый инструмент в горах. Вчера им выкапывали из земли гигантские валуны (дабы спать было ровно), сегодня - строим дренажные каналы. Однако по основному назначению они так и не пошли, везде далее и выше хватало альпенштоков (палок). Тем временем погода совсем испортилась и прячемся по палаткам, чтобы отключиться даже не во сне, а в каком-то полузабытии и валянии. Сон никак не идет. На улице светло и дует ветер.

А уже в час ночи звенят будильники. Правда легко игнорируемые :) В два таки начинается шевеление. Для его начала было достаточно звука шагов мимо нашего лагеря, кто-то уже звякает кошками по камням и хрустит снегом. Значит "Большая охота" началась. Народ выходит на Арарат. Наблюдения вчерашнего дня, да и многолетняя практика гидов здесь и альпинистов в других высокогорных районах подсказывала, что утром должно быть ясно и хорошо, а в полдень ситуация портится и заметно ухудшается. Шансы на вершине надо ловить выходя в ночь. Арарат же однако совсем непредсказуем и неподатлив. Но об этом позже...

Недолгое совещание и выходим по одиночке без связок, но в кошках, встраиваясь в бесконечный поток серых фигур подымающихся вверх. Время 3 утра. Никакой метели и снега вроде нет, но видимость очень плохая, и так темно, а тут еще и плотное облако. Видно только метров по 30-50 вверх и вниз, да тропу под ногами. Лена и Рома Н. достаточно быстро уходят вниз. Люди группируются небольшими отрядами по 5-6 человек, идущих примерно в одинаковом темпе. Я долго брел один, пока не встал в хвост такой группе. Это оказались поляки с гидом. Ветер усиливается, и тропу быстро заносит. Т.е. фактически каждая группа самостоятельно продирается наверх. Подобно ледоколу во льдах Арктики в снегах Арарата выступает гид. Никто из поляков выйти первым не рискует, я плетусь и вовсе в конце, потратив много сил чтобы догнать и прибиться к этой группе. Наконец на какой-то остановке я не выдерживаю долгого отдыха и ухожу вверх, однако в итоге получается, что "ледокол" теперь я, группа быстро нагоняет. Так, меняясь с гидом, мы постепенно подымались выше и выше. Пока был твердым наст склоны казались достаточно крутыми и опасными, в некоторых местах я с сожалением думал о лежащем где-то в рюкзаке ледорубе, однако совсем не хотелось останавливаться, распаковывать рюкзак, куда-то пристегивать палки и т.д. Движение - это тепло, вся сила в движении. Останавливаешься - теряешь время и темп. Остановки - только уже на тропе, отдышаться 10-30 секунд, подождать пока отдышется впереди идущий. Обгоны практически нереальны, часто просто из-за крутизны склоны где идет серпантин или из-за глубины снега. Медленно, очень медленно растет высота, за которой я тайком ото всех поглядываю в свой GPS.

Люди идущие навстречу - верный признак того, что вершина близка. На 4950 появляются такие люди. Сближаемся. Это оказывается ростовчане. Однако они возвращаются вовсе не с вершины. Там, на 5020 склон постоянно подымающейся вверх, вдруг сменился широким плато. Видимости нет никакой, ребята бродили по этому плато во всех направлениях, забрались на какой-то сугроб высотой 5045 и решили спускаться вниз. Совершенно неясно где там дальше пропасть вниз, а где склон вверх. Никого знающего направление на вершину не обнаружено. Они вообще не уверены что шли куда надо. "Там на плато остались только какие-то сумасшедшие ребята вооруженные GPS, но без точки вершины. Они продолжают поиски, а мы все, мы вниз", - рассказывают ростовчане.  Так, это мои, понимаю я, и выхожу на роль "ледокола" ускоряя процесс подъема. Через 10 минут из белой мглы выскакивают Леша, Рома Р. и Никита. Они очень удивлены увидев меня и поляков. Пошли в этом направлении совершенно наобум и обнаружили вдруг тут восходящих людей. Говорят, что еще пятеро осталось на плато. И в целом повторяют рассказ ростовчан. Но на этот раз столь убедительно, что сами польские туристы в замешательстве. Перепуганно глядят друг на друга и на гида. Тут сейчас явно будет остановка, решаю я, и выдвигаюсь вверх. За мной никто уже не идет. Так я попал в белую мглу.

Белая мгла - одно из самых необычных и интересных ощущений в горах. И видимо одно из самых опасных. Я его описывал и раньше в своих каких-то рассказах, попробую еще раз. Белая мгла - это когда почти ничего не видно. Видимость упала до 5-6 метров, и все вокруг белое, под ногами, по краям, над головой. Т.е. где влево или вправо будет верх или низ совершенно неясно, неровности и направление поверхности, на которой стоишь, ощущаются только стопами ног при совершении очередного шага. Теперь понятно почему ростовчане так боялись, ведь можно сделать и шаг в пропасть. Вместо тропы под ногами в разных направлениях пробегают цепочки следов от кошек - это видимо бегали туда-сюда ребята в поисках вершины. Но чаще нет ничего. Как-то сразу же теряешься, а куда идти? Верха больше нет. Все что тут можно сделать - это попытаться запомнить "откуда пришел", что очень непросто, ведь никаких ориентиров нет, только собственное мироощущение, где был зад, а где перед. Ну и компас конечно или GPS. Однако они дают скорее более глобальную подсказку, а надо понять куда сейчас, локально, сделать следующий шаг. Неуверенности добавляется еще и от того, что я собственно и не знаю что делать, ребята на плато не обнаружились, найти вершину самому? Неожиданный ход для человека который последние 6 часов шел "в хвост связки" и пока не готов брать инициативу сам. Тем более что совершенно один, а по одиночке в горах, и в такую погоду совсем не стоит шататься.

В итоге начинаю медленно и неуверенно бродить по плато, но как только сильно отдаляюсь от того места, где как мне кажется я сюда вышел, становится страшно, и я возвращаюсь обратно. В итоге получается гигантская "ромашка" с лепестками-петлями. Спустя 10 минут вдруг откуда не возьмись из Белой Мглы не вывалилась пятерка наших. "О, Славин!", - удивленно воскрикивает ведущий пятерку Ден. "А у тебя есть координаты вершины?", - спрашивает он, но видимо заранее уже знает ответ. Общее настроение в пятерке как ни странно теперь такое же как и у ростовчан и у спустившейся чуть позже тройки. Они бродят здесь уже полтора часа, но так ничего и не нашли, вверх склон нигде не пошел. Постепенно замерзают. Но я как-то еще не набродился, да и кислородонедостаточный авантюризм бродит в голове. "Давайте еще поищем!", - стараясь перекричать усиливающийся ветер предлагаю я. Но главный аргумент таков: когда я подымался сюда, на какую-то полминутку облако рассосалось и я наблюдал удивительную картину - вдоль всего склона от 4200 до 4800 бесконечная вереница людей. Неужели они ВСЕ готовы обломаться?! В итоге консенсуса нет, и мы пока просто достаем флаг и фото видео технику, и начинаем позировать с флагом на фоне Белой мглы. Все таки пусть и не вершина, но какое-то явно предвершинное плато. И когда уже и флаг убрали обратно, и зачехлили фотоаппараты, развернулись в сторону предполагаемого спуска вдруг раздался свист. Предположили, что птица какая-то (ну да, на 5000 метрах над уровнем моря!) и стали смотреть что за птица. А оттуда вдруг раз, и силуэты людей. Причем совсем не с той стороны куда намеревались спускаться... Мы к ним. Они к нам.
- Do you have summit gps coordinates? - вопрошает какая-то женщина.
- No, and what about you?
- No, but maybe he know, its our last сhance - отвечает она и указывает на ведущего в их группе.

Да это же тот же гид, с которым сюда шел, поражаюсь я. Правда контингент группы сменился у него наполовину. Пристраиваемся в хвост. Прямо таки героический проводник ведет вперед сквозь Белую мглу. Это курдский Моисей, не иначе. Только сейчас замечаю, что идет он в достаточно легкой куртке, без солнцезащитных очков, и без какого-либо головного убора. Ну ладно, солнцезащитные даже я не надел, в снежной пурге, особенно ночью и ранним утром они бесполезны, но чтоб вот так, без шапки и пуховика... Идет прямо на это самое плато. Идем за ним. И словно в сказке плато вдруг изменилось и стало подыматься вверх. Как так получилось? Неясно. Вроде везде тут обошли. Но мы уже на ярко выраженном склоне. Плотный фирн и лед, сильный ветер и по-прежнему никакой видимости. След в след, в спину впереди идущему. И вдруг все кончается, и я вижу как на небольшом пупыре обнимаются люди. Вот уже и мы снова радостно достаем флаг и расчехляем фото-видеотехнику. 5137 метров. Вершина Арарата.

Все кричат, но из-за ветра слышно плохо. Польская женщина угощает нас незамерзшей кока-колой которая страшно обжигает холодом горло. Чуть ниже по склону в сторону Армении виднеется какой-то гигантский транспарант в виде батарейки VARTA. Но идти куда-то где нет следов от кошек страшновато. Не видно ничего, а склоны жестки настом и льдом, и кажутся крутыми. Радость и полный сумбур. Уже отказавшись от вершины мы вдруг оказались на ней. Коля и Наташа облегченно вздыхают и я поддерживаю: "Ну все, теперь уж точно в последний раз!" Закапываю фотографию. Все смотрю в сторону Армении, где должен быть фантастический вид. Ничего нет. Как и во все другие стороны. Белая мгла и завывающий ветер. Вниз никто идти не решается, все ждут чудо-гида. Вниз идти вообще-то технически сложнее, особенно на кошках. Самый опасный фрагмент восхождения как раз и получается где-то между плато и вершиной. Но тут всего метров 100 перепада.

Наконец гид вниз, все за ним. На плато сквозь Белую мглу проглядывают новые и новые силуэты прибывающих людей. Но они теперь уже знают и видят седы, им понятно, что идти туда, полчаса и вершина. Им проще. Мы же с разной скоростью сбегаем вниз по снегу, ставшему мягким от солнца. Кошки уже не нужны совсем. Некоторые позволяют себе проехаться на пятой точке аж 100-метровыми фрагментами. Их надо было б отругать, но видимости нет никакой, я даже не видел. Снова приходится со страниц отчета отчитывать!

В лагере 4200 мы около 12. Однако вместо сборов испуганно прячемся в палатки. Налетает грохочущая туча и сверкают молнии. Начинается град. Мы хоть до палаток своих добежали, а поляки с гидом остались выше, прячутся на камнях накрываясь куртками. Все остальные люди либо ниже в своих палатках, либо выше на склоне подымаются. Гроза же идет в этот высотном поясе, выше метров на 200 ее уже нет. Наконец все заканчивается. Собираем лагерь и бежим вниз. Также по графику Казбека, вниз за полдня то, что подымались два дня. Итого Арарат проходится до вершины и вниз за три дня. Если с погодой повезло. Хотя сказать, что в нашем случае с погодой повезло, нельзя. Просто мы успели к штурмовому лагерю 4200 до того пока она испортилась. А тут уж деваться некуда, только на вершину.

Теперь на склонах Горы нас уже ничто не держит. Все мысли о турецком айране и кебабах. Маленькая остановка в кочевом лагере дедушки. Дедушка звонит сыну, чтобы подгоняли к Эли микроавтобус. Нас кормят отличной чечевичной похлебкой и гороховой кашей. Арарат подобно Казбеку рассержен и отпускать не желает. Разверзаются хляби небесные и идет просто неистовый дождь. Однако сидеть тут в курдской кочевой палатке долго бессмысленно и мы выходим под стену воды на улицу. Через час дождь стихает и мы отогреваемся и высыхаем под теплыми лучами турецкого солнца. Вершина громадины Арарата так и остается скрыта густым слоем облаков.

Как я писал выше тут ровно одна дорога вниз, и заблудиться идя прямо по ней невозможно, придешь в Эли. Но дорога эта очень сильно петляет стараясь взбираться своими серпантинами вверх как можно положе. В итоге все пытаются срезать и сократить путь вниз. И вот выходя на ту же дорогу, но уже ниже встает вопрос: а влево или вправо? В итоге Ден и Леша ушли не в ту сторону, также как и чуть ниже Валера и Серега. Тем не менее телефоны, GPS и курдские дети помогли разбросанной по бесконечным склонам Арарата группе воссоединиться прямо у селения Эли. Водитель угощает нас курдской морковкой. Это неприметное сорняковое растение типа осота, однако если добраться до самого центра его стебня - то получается настоящая морковка, только зеленого цвета. Витаминизируемся и считаем метры. За сегодня 1000 метров вверх и 3000 вниз. Похоже на Казбекский маршбросок недельной давности.

В Догубаязете были даже не настолько поздно, что прямо в день восхождения успели в хамам. Хорошенько отмокнув в теплой ванне-джакузи и отогревшись в сауне мы были отданы на растерзания усатым турецким массажистам, согнавшим всю накопившуюся усталость из мышц.  Вообще как это не удивительно, но за прошедшие три дня тема Ноева Ковчега так ни разу и не всплыла в обсуждении или даже шутках. За подготовкой и текущими вопросами как-то забылось... Может быть в этот секрет успеха? Идти на Арарат и ни думать никак о Ковчеге? Впрочем гора совсем простой не оказалась. При планировании в Москве, мы ожидали, что после успешной акклиматизации на Казбеке на Арарат мы просто взлетим, да и по сложности он казался заметно более простым. Однако шапками закидать Арарат не получилось. Намучились мы тут побольше чем на Казбеке. В горах всегда так, нельзя что-то предполагать заранее и особенно закидывать шапками.

Утром несмотря на продолжительный сон и достаточно ранний автобус забежали в Ишакпашасарай (крепость Баязет). Это крепость долгое время успешно обороняемая русскими войсками от турок, о чем рассказывает богатая история Баязета и даже есть известная картина. Более того, современный Догубаязет - это всего лишь "Восточный Баязет", как несложно догадаться обладая хоть немного знаниями турецких слов. Все предыдущие посещения до Ишакпашасарая я не добирался, полагая, что раз не покорен Арарат, сюда я еще вернусь, а значит будет еще возможность посмотреть крепость. По сути - это единственная тут достопримечательность, на которую съезжаются все туристы путешествующие по Турции. Ну не считая конечно такой абстрактной достопримечательности как "вид Арарата". Гора в очередной раз показала нам свой нрав. На следующий день после ожесточенной непогоды предписанной на день штурма, она игриво оголилась ото всех туч и издевательски сверкала своим великолепием. Только нами уже покорена, поэтому пусть себе сверкает. Теперь не обидно.
Стамбул и Яссида

вид на Султанахмет с моря вид на Султанахмет с моря
в рыбном ресторане на мосту Галата в рыбном ресторане на мосту Галата
Валера вместо растральной фигуры Валера вместо растральной фигуры
свежевыловденный обед свежевыловденный обед
корабли в Мраморном море корабли в Мраморном море
на берегу Яссиды на берегу Яссиды
тропинка на заброшенном острове тропинка на заброшенном острове
Заключительной страницей путешествия стал Стамбул. Это узловая точка всей Турции, мимо которой проехать не получается никак. Сюда слетаются все международные авиарейсы, сюда же (и в Анкару) съезжаются все междугородние турецкие автобусы. Стамбул расположен на противоположном конце Турции относительно Арарата и автобусное расстояние между Догубаязетом и Стамбулом составляет более полутора тысяч километров. Что впрочем турецкому автобусу ни почем. Как и таким опытным автобусным пассажирам как мы. 20 часов и мы в Стамбуле.

В Турции я пятый раз. И соответственно пятый раз в Стамбуле. Надо заметить что ни разу в Анталье, Кемере и прочих подобных местах не бывал. Стамбульские Айя-София и Голубая мечеть уже не манят. Пара обязательных дел в Стамбуле: покурить кальян на Истикляль и покушать свежей рыбы прямо на мосту Галата уже выполнены. Поэтому все прочие достопримечательности отменены в честь наступившего чемпионата мира по футболу. Как ни странно казалось бы куда более импульсивные турки наблюдают за ЧМ менее активно чем грузины. Напомню, что ни турецкой сборной, ни грузинской, ни тем более российской в ЮАР-2010 нет. В самом Стамбуле в пику московской жаре льет вовсю. По улицам бегут мощные ручьи. Тут даже обещалось наводнение, о котором писали встревоженные смски родственики. Действительно, все новостные передачи, вклинившиеся между футбольными матчами показывали антитеррористическую операцию турецких ВС в Курдистане, да затопленные автомобильные тоннели где-то в Стамбуле. Родственники и российские СМИ как обычно все преувеличили. Где-то далеко на окраинах, в стамбульском аналоге московских люберцов действительно залило тоннель и микрорайон построенный на месте бывшего речного русла. Но на темпе жизни остального города это никак не сказывалось.

На второй день пребывания друзья все-таки вытащили меня из расположенного на первом этаже гостиницы бара с телевизором. В этот день мы отправлялись на морскую прогулку по Босфору. Идея в общем-то витала давно, да только проспекты разнообразных мореходных компаний обещали за 3-4 часовые прогулки цены где-то порядка 50-70 евро. А тут ребята просто шли по набережной, увидели надпись на русском языке "Прогулки по Босфору" и договорились по 30 долларов за день.

И вот с утра пораньше, в день когда наконец-то прекратился дождь, мы грузимся в катер. Когда то в докризисные времена у Мустафы (правильно ль я помню его имя??) был настоящий двухпалубный корабль, перевозивший до сотни туристов за рейс. Корабль продал, т.к. туристов стало меньше. Сейчас же наша восьмерка кажется уже битком забила его небольшой катер. Специализации Мустафы - русскоязычные туристы. По-русски он говорит великолепно, да к тому же как и любой порядочный султан имеет трех жен, одна из которых живет в Красноярске, а другая в Коврове. Третья - в Стамбуле, но сейчас уже к сожалению умерла, зато остался сынок. Сын плавает вместе к отцом и исполняет роль юнги и всех остальных матросов вместе взятых.

А отвез нас катер - в совершенно удивительное место. В общем-то прогулка по Босфору как таковая и не состоялась, мы поглазели на застроенные домами берега и возвышающиеся над всем этим Айя-Софию и Голубую Мечеть. Отплыв чуть подальше обнаружилось что мечетей тут нескончаемое множество, а минаретов как минимум в четыре раза больше. Но еще больше впечатлила бесконечная россыпь кораблей различного назначения и тоннажа. Если посмотреть совсем сверху, то будет похоже словно кто-то щедро рукой высыпал шелуху от семечек на просторы Босфора и Мраморного моря.

Место назначения - Принцевы острова. Сегодня суббота, а данные острова - излюбленное место отдыха стамбульцев. Но ожидаемой толпы отдыхающих нет, небывалые для конца июня дожди и холода, в итоге стамбульцы отдыхать на острова не плывут. А наш остров, в полутора часах неспешного катерного хода, и вовсе оказался совершенно  необитаем. Называется он Яссида. Когда-то давно тут была тюрьма. Прямо как Алькатрас. Потом новая власть, амнистия, тюрьма пришла в запустение, а с ней вместе и весь остров. Население составляют четыре немецких овчарки и постепенно уничтожаемая овчарками популяция кроликов.

Мы проводили время бродя по заросшим тропинкам, катакомбам и полуразрушенным зданиям, собирая бесчисленные желтые сливы, ныряя с обычным полиэтиленовым пакетом на дно в поисках рапанов и мидий, которых тут оказалось бесчисленное множество. После брождений и ныряний из пойманного прямо на месте Мустафа приготовил нам совершенно обалденный обед. Мы еще немного позагорали, пронырнули архистремным образом под полуразрушившимся пирсом и отправились обратно в Стамбул. Для большего удовольствия Мустафа совершенно не запрещал прыгать с кормы судна в воду и ухватившись рукой за лестницу "полоскаться" в морской воде. На большую стамбульскую землю вернулись как раз к четвертьфиналу Гана-США.