Москва - Большие Горы

Черная Жемчужина (aka Булгария) Черная Жемчужина (aka Булгария)
Роман курит трубку Роман курит трубку
Недовольные мужчины Недовольные мужчины
Ремонтная заводь Ремонтная заводь
Светочка Светочка
Катя Катя
Сборы команды в путеществие, даже столь короткое, как суббота-воскресение, это всегда тоже отдельная история, достойная самых подробных описаний. Возможно не столь интересных тем, кто не собрался, но любопытных для тех, кто все таки поехал. Изначально должна была поехать одна Олеся, вечером четверга нас было четверо, потом вместе с Катей нас стало пятеро. А в двух поездах, мчащися на всех порах вечером пятницы в Карелию, было уже девять. Могло бы быть и больше, но байдрок более не было. Стоит перечислить этиж отважных людей, половина из которых вечером четверга еще не знала, что они окажуться за 1000 км от Москвы.


Олеся и Рома уже изначально были в списке, Света некоторое время колебалась, но в конце призналась, что согласно на все, а вскоре решился ехать и я, Аня и Катя. Только потом Аня передумала, вслед за ней передумала Катя, но Катя передумала еще раз, и мы купили сданный Катей билет обратно. Нас получилось пятеро. Бала байдарка двушка и три загадочных мешка, в которых помещались двушка и трешка. По идее надо было б плыть 2+3, но разобраться, где тут 2, а где 3, было непросто. Проще оказалось найти еще двух (ими стали Илья и Саша), а когда нашелся Олег, то места закончились. Но Олег решил не обламываться, и взял байдарку. Поэтому мы взяли еще и Семена, сына Ильи. Такая вот история. Остается добавить, что друг с другом все эти люди знакомы не были, а какой-то толковый опыт хождения на байдах имели только Рома и Олег. И то, насчет Ромы я не очень уверен...


Выбор реки был тоже не прост. Изначально Олеся записалась в компанию (таких же спонтанно собираемых незнакомых друг с другом людей). Потом когда нас стало 5, мы от этой компании отделились. Но перепланировать маршрут уже не успевали. Да, честно говоря и изучать именно этот тоже. Все, что я смог подготовить — это залить посредством marshruty.ru топокарту в своей gps. Ни распечаток, ни чего-то еще больше небыло. Название реки неправильно произносил даже я (остальные его не знали вовсе).Узнали и выучили уже в конце, когда уезжали. Вот такая, архинеправильная подготовка к путешествию!


Всю дорогу туда и уже на самой речке, я называл ее Видельга. И лишь в конце, председать сельсовета (или глава района?), рассказал, что и деревня и речка, согласно легенде, получили свое название как-то ранним утром начала 18-го века. В тот день Петр Первый, которого каким-то непоянтным образом сюда занесло, вышел к речке умыться, побриться. Зеркал не было и набюдал он свое отражение прямо в воде. Которую и окрестил Вид Лица.


По речке мы должны были сплавиться порядка 25 км до ее устья в Ладожском озере, а потом еще столько же пройти вдоль берега, до устья Олонки, зайти в него, и из села Ильинское сбрасываться обратно в Лодейное Поле. Да, приезжали мы тоже в Лодейное Поле. Маршрут был хорошо тем, что позволял сбрасываться в любой удобный момент ранее. Мы вот прямо когда ехали в такси, говорили водителю, проезжая Ильинское, что отсюда нас забирать. Потом, когда проезжали Тулоксу, что, мол если поплывем плохо, то отсюда из Тулоксы. В Видлице я сказал, что если мы будем плавать совсем отвратительно, то забирать нас отсюда. А приехали мы в Большие Горы, это деревенька километрах в 20 далее направо за Видлецей, на берегу реки.

Вниз по Видлице

Саша Саша
Обед на берегу Обед на берегу
По Видлице По Видлице
Сборка Сборка
Катя - Рома Катя - Рома
Швартовка двух лодок Швартовка двух лодок
Выбросились на мосту. Мост был страшноват. С огромным провалом по центра (судя по характеру провала свалился туда автомобиль) и с ненадежными досками в остальных местах. Мост оставлял впечатление нерабочего, но это оказалось не так, через 20 минут пришлось убирать с него конструктивные части байдарок и готовящийся завтрак. По мосту реально ехали машины. Правда водители всегда останавливались заранее, высаживали пассажиров, и ходили просматривать мост.


Почти сразу же появилась вторая группа байдарочнкиов и чуть в сторонке принялись собирать свои “маринки”. Мы же собирали “маринку“, ”щуки”, RZ-тку и колибри (если я правильно вообще произношу эти названия. Никто собирать не умел, и было очено непросто. На четыре байдарки была одна инструкция, да и та, пестрела непонятными словами “швеллер”, “шпангоут” и им подобным, что только усложняло процесс. Помимо всего прочего было необходимо еще что-то пришить к “щуке”, да и вторая группа оказалась преимущетсвенно женского состава, который сразу же отправился купаться нагишом, что надо признать сильно отвлекало мужскую часть нашей группы и мешало сосредоточиться на сборах.


А купаться хотелось. Это да. Даже такому, не особо водоплавающему человеку, как я. Настолько было жарко и начинали досаждать слепни. В общем, окунувшись четырежды собрали этих четыре штуки плавсредств, быстренько спихнулись с стапеля и поплыли. Особо как-то обращать внимание на тщательную гермоупаковку вещей и на то, что что-то внутри хрустит, а мы еще плыть не начали, я не стал. Времени было 15-00 субботы, скоро ведь уже и домой ) Дали кораблям гордые названия “Коробль Флинта”, “Черная жемчужина”, “Громогласная Щука” и “Маринка”.


Река кстати оказалась отличная. Достаточно широкая, глубокая, вдоль берегов тенек, куда можно спрятаться от солнца, посередине реки нет слепней. В общем кайф, а не река, и уж конечно не Москвоский душные деньки в офисе. И тут, как-то внезапно, начались пороги. Практически для всех это были первые пороги в жизни, и было страшновато. Об их существовании на этой реке никто не знал, а к маршруту никто не готовился. Хотя можно было б и догадаться, все-таки кажется в Карелии вовсе нет рек без порогов. Постепенно захватил азарт и адреналин, страх отошел на второй план. Пороги оказались не сильно стремными (именно к порогам это прилагательное подходит лучше всего). Надо было только успевать выруливать и входить в наибольлий слив. Впрочем на камнях тоже посидели. Сперва застряли на древне, но умелыми движениям поп, с бревна соскочили, в каком-то месте пооотталкивались веслами ото дна, а в третьем месте наш нос застрял, и байду развернуло задом наперед. Я побоялся плыть в таком положении через перекат, вылез из байды и мы ее провели по воде 20 метров, сели и поплыли снова. За порогами группа собралась, правда во время сборов где-то потерялось одно из весел. Вскоре мы обнаружили стояночку, искупались, заварили чай и стали бурно делилиться впечатлениями.


Более тщательное изучение карты показало, что на ней таки обозначены пороги, два из которых мы прошли, оставался третий. Роман рассказал, что перед порогами следует разгоняться посильнее, ведь если ты плывешь по течению – лодка неуправляема, лишь только если есть скорость, можно как-то куда-то повернуть в самом пороге. Совет этот сперва напугал, и так страшно входить вэти пороги, а тут надо еще и разгоняться, но все-таки мы решили его принять. Только сперва убрать в гермомешок все ценные вещи. Пороги с новым методом проходились на ура. Стало даже интересно. А выйдя из последнего переката третьего порога я заметил, что байдарка наша как-то многовато воды набрала. Пока высматривал берег получше уровень воды в байдарке вдруг катастрофически начал расти. Пришлось приставать к ближайшей земле, выпрыгивать мне за борт, а Олесе на крутой берег и швырять побыстрее все подряд туда. Все было мокрое насквозь. Оба наших рюкзака, три палатки (в которых мы все собирались жить). По дну дайдарки перекатывались какие-то вещи вроде посуды и одежды. На них внимания уже не обращали. Хорошо зато, что выловили ключи от машины (запаркованной в окрестностях Курского вокзала, на которой нам послезавтра все байдарки развозить). Ключи кстати признаков жизни не подавали, но аккурат к утру понедельника “просохли” и с нововй батарейкой заработали.


Я с Романом, утопая по пояс в зловонной жиже, потащили байду чуть в сторону, но более пологий берег и перевернули. На шкуре обнаружилось четыре разрыва, а в”скелете” байдарки разломанный пополам шпангоут. Вряд ли все эти беды случились одним махом, тем более, что непосредственно в третьем пороге катастрофических соодурений не было. Но видимо проблемы накапливались, возможно даже с самого начала, где мы что-то неверно собрали, и под конец, старая байда не выдержала и пошла ко дну. Где-то в этот момент вторая группа нас всех и обогнала.


Разрывы заклеили клеем и куском заплаток, обнаруженном в предусмотрительно запасенным Олегом ремнаборе. Клей был какой-то удивительный. Не надо было прижимать и долго ждать. На поклейку всех дыр ушло полчаса. Со шпангоутом все было конечно же сложнее, поэтому ограничились скотчеванием. Худо бедно, но после починки байдарка снова была наплаву, мы ее нагрузили поменьше и снова в путь. Тем более, что вроде как после третьих порогов согласно карте дальше без приключений.

Кораблекрушение

Вычерпыватель Вычерпыватель
Перед заклейкой Перед заклейкой
Вид лица Вид лица
Сломанный шпангоут Сломанный шпангоут
Погребли, а потом потянули... Погребли, а потом потянули...
Но! На четвертом пороге Рома с Катей сломали последнее весло (при потерянном еще одном). Арендовав весло у Саши, они его тут же утопили, и лишь чудом смогли нагнать (при этом Катя уплыла в байде одна вперед и без весел). На этйо байдарке, несмотря на то, что один человек вроде без весла, скучать ему не приходилось. Он занимался вычерпыванием и выливанием воды из лодки. Впрочем к таким вычерпыванием прибегали экипажи всех судов. На пятом пороге все многократно садились на камни, разворачивались кормой вперед, вылезали. Наша, например, в какой-то момент села на камень так, что в середине байдарка начала уже складываться, но, едва Олеся вылезла с носа, как складывающаяся часть схлопнулась обратно и байдарка рванула вперед. Между порогами были небольшие фрагменты передышек, в которых мы, едва дождавшись последних, гребли изо всех сил. Во-первых хотелось куда-нибудь сегодня все-таки приплыть, а времени было уже часов 21-22 вечера (Хорошо тут ночи все еще практически белые!) А во-вторых в этих фрагментах передышек мы стали подвергаться совершенно невыносимым атакам слепней. Лица, спины, колени, руки, ноги покрывались укусами и волдырями. Спасенья не было никакого, только грести вперед к следующему порогу, где слепни почему-то отсутствовали. Вообще я научился наконец проходить эти перекаты почти идеально, тем более было досадно, когда после шестого порога внутри вдруг фонтаном забила вода. Как выяснилось позднее, самый большой шов решил пойти дальше и, приобретя длину около метра, стал фонтанировать водой. Щель иногда забивалась водорослями, но байдарка была уже безнадежна. Берега ничего хорошего не сулили. В итоге сгрузив все всещи какие были на товарищей, и пожелав им сегодня добраться таки до Ладоги, где нет насекомых, мы с Олесей остались у разбитого корыта.


При нас было: на мне - спасжилет и плавки, на Олесе – дождевая накидка и купальник. Плюс еще герм с паспортами, полусевшим телефоном и деньгами. И больше ничего, посреди карельского леса, в 23 часа, вдалеке от поселений и дорог. Еще был наш единственный gps. Его я решил оставить себе, предварительно показав Олегу картинку, что плыть прямо до поворота, потом чуток (километра четыре) по деревням, а там уж и Ладога близко. Ребята плыли очень долго и уже в полной темноте. Жаль. Нам потом рассказвали, что в районе деревень Верхняя Видлица и Герасимовка река очень красивая. А еще там где-то в Семеновке (или как-то еще?) начался очередной каскад порогов, уже в полной темноте, о котором они потом восторженно рассказывали. Мы же в этот момент брели по воде. Раздав пиратские названия судам с утра, ближе к вечеру мы превратились в “Пиратов Карибского моря”, бродящих по дну...


Вытащить не берег байду возможности не было. То берега просто крутые, то заросли за ними сразу же непроходимые, поэтому повели просто по воде. Казалось бы закон сообщающихся сосудов должен был оставить байдарку в покое, однако она почему-то все активнее и активнее набирала воду, постепенно погружая нос ниже уровня воды в речке и наровя стать подводной лодкой. Был большой соблазн бросить ее и спасаться самим. Самым очевидным вариантом спасения казалось просто плыть дальше по течению в спасжилета, я правда в тот момент не знал, что пороги продолжаются. Однако бросать свое судно как-то неправильно. Изучив еще раз gps решили дойти до поворота и до во-о-о-он тех сосен на берегу. Сосны вроде как обещали нормальный берег, а начиная с поворота судя по карте были какие-то шансы выйти на что-то такое, по чему удастся идти дальше пешком без особых проблем. Многолетнее чутье походника и ориентировщика не подвело. Выволокли байдарку на берег, решили ее пока тут оставить, и выбираться самостоятельно. Через 10 метров обнаружилась тропинка, только здесь подходящая к реке, а через 100 метров даже узкая асфальтированная дорожка. Везенье не было фантастическое, впрочем, где плюс там и минус. Вряд ли можно назвать везеньем тот факт, что мы таки утонули. Уйдя от реки вздохнули свободно, слепни исчезли. Но обрадоваться не успели, на нас обрушились полчища комаров. Старинный русский метод – нарвать пижмы и обмазаться чуть-чуть спасал ситуацию, но не надолго. Надо было двигаться, чем мы и занялись, тем более, что по прикидкам до села Видлица, куда должны были доплыть наши товарищи оставалось километров восемь. Вот первое село: Верхняя Видлица. Красивые деревянные дома и церковь, карельские бабушки в платочках и русские гопники на Ауди. В полдвенадцатого ночи трое пьяный водитель просто не может не остановиться, увидев столь необычно одетых людей. Даже руку подымать не пришлось. Троицы была импозантна, несллись по темной извилистой дороге на болшой скорости. Водитель постоянно спрашивал, куда ехать, при том, что поворотов не было, просто одна дорога. Один пассажир рыгал в окно, а вторйо пассажир лихорадочно обзванивал свою телефонную книгу, везде спрашивая, нет ли бензина. В самой Ауди бензина судя по всему хватало только-только до Видлицы, а ребята собирались кутить еще всю ночь. Едва машина оказалась в Видлице и сбросила скорость, Олеся сразу же из нее выскочила, ну и я следом, не оставаться же. Олеся рассказывала, что все автостопщики должны уметь быстро выскакивать из машины, а то мало ль чего. В данном случае она боялась вовсе не пьяных приставаний, а пьяного водителя за рулем. Оказавшись таким образом в произвольной точке села Видлица, первое что мы увидели была гостиница Stivi. Обрадовавшись столь неожиданному и удачному раскладу, пошли и поселились внутрь. Вообще то согласитесь, далеко не в каждом российском селе можно обнаружить гостиницу и работающий до полуночи продуктовый магазин.


С полуночи до без четверти час мы просидели на автомобильном мосте через реку Видлица. Никто так и не появился, а темень была уже порядочная. В конце концов решив, что ребята стали лагерем где-то выше (не переться же в полной темноте по порогам!) мы отправились спать в свою гостиницу. Едва заснули, как нас разбудил телефонный звонок. Оказалось, что под мостом ребята проплыли в час ночи, а два разбили лагерь на долгожданном устье Видлицы в Ладоге.

О селе Видлица, Ладоге и Свирском монастыре

Ночная Видлица Ночная Видлица
Устье Видлицы утром Устье Видлицы утром
Устье Видлицы утром Устье Видлицы утром
Волнистая Щука Волнистая Щука
Ладога Ладога
Роман и цветочки Роман и цветочки
Катя и Ладога Катя и Ладога
Разбор весла Разбор весла
Свирский монастырь Свирский монастырь
Свирский монастырь Свирский монастырь
Свирский монастырь Свирский монастырь
Утра вечера мудренее как говориться. Где же именно это устье, относительно села, искать утром не пошли. Дозвониться тоже не смогли, зато пригласили средством смс наших таксистов в Видлицу. Как раз по плану “плавать будем совсем отвратительно”.После чего отправились вызволять нашу байдарку из лесного плена. Дорога на Верхнюю Видлицу в плане автостопа совсем глухая. Мы уже шли минут сорок. Не сказать, что шли быстро, малина, земляника..Сами все понимаете, но бездушный gps молча показывал, что идти остается еще процентов 80%. При этом вызывало некоторые вопросы то обстоятельство, что обратно нам тоже надо идти, да и еще вероятнее всегос байдаркой, что уменьшает скорость гораздо сильнее малины и землянике.


И вот наконец Лексус (?) представительного черного вида (странная дорога конечно, ни души, а потом вдруг Ауди или Лексус, типичная русская глубинка, что уж тут скажешь!). Водитель – глава видлицкого сельсовета, очень интересный собеседник конечно же оказался. Ну и мы тоже очень интересное явление на дороге (внешний вид со вчерашнего никак не изменился, только разве что олесина накидка порвалась совсем на тряпки). В общем, мы ему про наш поход и пороги, про сети браконьерские (тут он заметно оживился), а он нам про местность всю вокруг. Как в детстве нашел два огромных тяжеленных железных шведских меча незапамятных времен и отволок на сдачу металлалома, дабы купить газировик и мороженного. Про снаряд, что в прошлом году нашели приезжали взрывать саперы. Про бои второй мировой в окрестностях Видлицы. Про лосось, что ходит прямо по Видлице вверх, аж с Балтийского моря. Про свое родное Пертозеро, самое красивое место на земле. Едет он сейчас в Семеновку (?). Раньше там был мост через речку, но он был старенький и сгорел. Да и то, что сгорел народ не уверен, поговаривают на деревенскую старосту, которая его подпалила. Нынче ж как? Сгорел мост, село осталось без связи с миром. МЧСники приезжают и строют новый мост. Так и тут. Приехали МЧСники и построили. Только новый мост оказался подвесным и пешеходным. И теперь все жители села, кто гаражи на другом берегу речки строит, кто на лодки пересел... Вот наш мужик и ехал там какие-то вопросы решать, а то и насчет нового моста. Но при этом подвез нас сперва прямо к самой байдарке и обещал вернутся через полчаса и отвезти обратно. Эх! Каждому б селу, да по такому председателю!


Байдарку вы выволокли и собрали за полчаса. Еще минут пять и нас бы просто съели слепни. Мужик отвез нас обратно, показал, где устье Ладоги. В 13-00 ребята толкьо заканчивали свой завтрак, а мы уже и за байдаркой сбегали и нашли всех. Люди выглядели сильно помятыми, покусанными но очень счастливыми. Наш маленький флот из первоначальных гордых назнаний был переименован в “Последнее весло”, “Последний помидор”, “Водочерпалка” и “Титаник”. По Ладоге катили огроменные волны и было совершенно очевидно, что дальше мы никуда не поплывем. Остаток дня заключался в собирании черники и релаксировании на берегу Ладоги. Ладога в это время и в этом месте совершенно удивительна. Я решительно не понимаю тех людей, которые битком набивают поезда Мурманск-Новороссийск и Мурманск-Адлер, мешая таким образом жителям Москвы попасть на Ладогу. Ладога – это настоящее море. С прекрасным песчаным пляжем, очень солнечной погодой, свежим ветром убивающим жару и насекомых и отличными волнами. Под водой не обнаружилось никаких камней, лишь плавно уходящее вдаль песчаное дно. Можно метров 50 пройти, все еще касаясь ногами.


На байде по морю тоже поплавали, чисто в экспериментальных и позновательных целях. В общем “колбасит” там, как на настоящем банане, на котором катают курортников предприимчивые южане. Плавали конечно же в основном поперек, а не вдоль берега.Вторая команда бодро взяла руки в ноги, весла в руки и погребла в Тулоксу. Мы же загорали и купались. После вчерашнего оттяга безусловно заслуженный отдых.


На обратном пути, чуть не доезжая Лодейного Поля высадили всех наших женщин и именинника Сашу, и те отправились в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь. Монастырь действующий, очень красивый и привлекающий толпы паломников. Но меня там не было, а у нас отчеты пишу только. Поэтому будут лишь фотографии.


Ну а всем читателям дочитавшим до конца эту длинную историю двух коротких дней пожелаю просто почаще бросать все дела и выбираться на природу, реки и озера. Благо их у нас в России очень много самых разных, а на дворе как раз стоит лето.


Комментарии
Guest08.07.13, 22:04
Новости Видлицы 
Новости Видлицы и Олонецкого района. Будьте в курсе последних и предстоящих событий не отвлекаясь от важных дел.
Для тех кто когда либо был у нас и ему (ей) очень понравилось!или для тех кто когда-нибудь собирается приехать к нам! https://vk.com/vidlitsa_the_best
Editor15.08.11, 13:06
Шикарно оторвались! :) 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Видлица
Карелия, Август 2010
Автотуризм
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Дмитрий Славин