Калужская область. Россия. Туристический водный поход выходного дня. Маршрут с. Кцынь - дер.Чернышено. 1-3 мая. Матрасный поход, созерцательный ))

Заброска

Береза склонилась.... Береза склонилась....
Заброска автомашиной Нива из Москвы.
К мосту с.Кцынь из Москвы лучше ехать наверное через Козельск. Будет быстрее. Сейчас открыли новую дорогу через Жиздру на северо-восточной окраине Чернышено. Мы ехали по трассе M-3 и затем по этой новой дороге. Она ведет объездом 50 км на дорогу из Козельска в Дудоровский. Дорога хорошая и пустая, но кругалём. Через Козельск по карте выходит короче, а вот качество дороги нам неизвестно. Если ехать по трассе M-3 то надо дождаться левого поворота по указателю на Думиничи, а затем ехать через Думиничи ( в посёлке развилка – на ней налево, справа должна остаться поселковая баня ), проехать переезд и на следующей развилке снова налево. Далее дорога идёт по мосту через Жиздру и прямо ( на развилках направо ). В районе Чернышено построен новый мост через Жиздру. На картах его нет, так он введен в эксплуатацию лишь осенью 2007 года. Там можно делать выброску ( мобильные у моста не ловят – никакие ).
От моста у Кцыни ( мобильная связь есть ) до села совсем рядом 1 км. Там лучше и оставить машину на время похода под присмотром местных жителей. Площадка у моста небольшая и ее может подтапливать в половодье, но вполне достаточно места для стапеля. Вниз к воде можно съехать по грунтовке ( от моста по направлению Кцыни 200 м – направо ).
Сплав

Сразу после старта – разрушенный мост ( в воде торчат столбики оснований моста ), который не вызывает затруднений с проходом. Далее река течет в нешироком русле 10-20 м с берегами каньонного типа, которые затрудняют выход на берег без резиновых сапог. Однако, места с песчаным выходом найти реально. Больших красивых стоянок в сосновых борах здесь не ждите, но небольших стоянок достаточно по весне, пока всё не поросло бурьяном. С дровами проблем тоже нет. На протяжении 5 км ниже Кцыни левый берег представляет собой луговую часть, а правый лесную, со смешанным типом деревьев. Очень много Черемухи и ландышей по обоим берегам.
Нами были произведены замеры радиации по маршруту. Оказалось, что уровень радиации вдвое ниже московского. Так что нет никаких опасений в этом плане. Зола сожженных дров показала уже московский фон радиации.
На протяжении всего маршрута завалов не было. В двух местах на участке дер.Коммуна Рессета – ЛЭП были обнаружены два сильно поваленных дерева с проходом по краю воды 1,5-2 м достаточным для прохождения лодки. Течение реки среднее около 4 км/ч. В середине маршрута много деревьев, лежащих на берегу, поваленных бобрами. Пару раз видели подтопленные стволы упадших деревьев.
Рыба видимо переживала смену погоды и ловилась очень неохотно. Встретилась пара местных спиннингистов в 2-3 км от Кцыни. Нам поведали, что щука ловится и ее в реке достаточно много ( и это ясно по отдалённости и недоступности реки от городов ). На маршруте встретили группу поисковиков на резиновых лодках. Один из аксакалов того сплава ловил спиннингом и выудил щучку около 1 кг. Много хороших мест до ЛЭП. Здесь видимо хорошо ловить щуку по прибрежным краям осоки. Заводей не много, но есть.
Мы решили не форсировать события и устроили из сплава отдых с обзором лесных пейзажей. Потому, устав с дороги, решили завершить первый день сплава почти у ЛЭП в 2 км выше по течению. На правом повороте большой песчаный пляж и стоянка для 3-4 палаток со столом и скамейками ( на этом повороте по левому берегу шикарный здоровенный куст черемухи ).
Днёвка была приятной. Зверья в округе, видимо, много. В потёмках к нашему ужину приходили по всей вероятности ежи, громко чавкая в кустах объедками, оставленными прошлыми пришельцами. Змей мы не встретили, хотя видели множественное количество нор по берегам.
Далее река преподнесла сюрприз. Не доплывая до ЛЭП 500 м местные жители соорудили на реке закол, перегородив обе протоки, омывающие небольшой островок. Вероятно летом под ним можно проплыть ( место оставлено в каждом заколе ), но в половодье нереально, поскольку, места два хватает для провода байдарки на веревке ( при условии соблюдения верхних габаритов тайменя ). Мы не рискнули заниматься проводкой, дабы не вылавливать потом шмотки. Были группы, в которых некоторым удалось сделать такую проводку успешно, а были ( сами видели ) группы открывшие весенний купальный сезон и вычерпывающие водицу на берегу. В этих протоках скорость течения гораздо выше 7-8 км/ч и справиться некоторым не удалось. К тому же, заколы сделаны основательно и проверять лбом на прочность не самый лучший способ. Мы решили обнести левый закол. Левый берег в этом месте пологий и позволяет удобно это сделать. Правый крутой и неудобный. На участке Кцынь – Чернышено мы встретили только один участок, который вызвал реальное затруднение - вышеописанный.
У ЛЭП по левому берегу памятник погибшим советским воинам, хорошо видный с воды. Есть выход у берега. На участке ЛЭП – Хотьково самое большое число хороших стоянок.
Самое красивое место маршрута 3-4 км ниже Хотьково – стоянка на крутом левом повороте ( по карте – ур.Божаново ), после которого идёт длинный плёс.
Вместе впадения Жиздры река заметно расширяется. Жиздра встретила нас ветром и длинными прямыми участками реки. Меняется и характер берегов. Красивые виды и широкие, большие пространства. Жиздра имеет ширину в районе Чернышено до 70-80 м, а к мосту сужается до 30-50 м.
Выброска

Доехать от моста через Жиздру обратно в Кцынь реально по той же дороге. Существует одна трудность. Поздно вечером ( в 20 часов к примеру ) трудно поймать машину именно до Кцыни, потому что, многие едут в Козельск и движение не интенсивное. И реальнее доехать до развилки на Козельск и поймать снова машину в сторону Кцыни. От развилки можно уже позвонить в Кцынь. В это время суток можно потерять достаточно времени на выброску, поскольку еще 50 км от Кцыни гнать машину обратно. Вариант проезда по левому берегу Рессеты в сторону Чернышено подойдут только для джипов ( и для Нивы ), поскольку, место между Мойлово и Хотьково имеет болотину, которую весной иначе не переехать.
Место у моста через Жиздру северо-восточнее Чернышено пологое, похоже на поле для гольфа и покрыто травой. Вполне роскошное для антистапеля. Однако съезд с моста и подъезд к берегу годен скорее для джипов поскольку грунтовки не имеет, а имеет кучу всяких ям. К тому же, место полностью открытое и в ветер может быть неуютным. Желательно с моста оглядеть окрестности перед заброской ( всё-равно ехать через этот мост, если конечно не через Козельск ) может с него лучше видно, что лучше выброситься и следует проплыть за мост или наоборот причаливать за 500 м до него.
Эпилог.

Река очень чистая и нетронутая, но водников много. Глубокая. Вода была не выше +5 С. Ноги ломит хорошо, что было испытано на днёвке. Местные относятся к сплавщикам приветливо. Мы встретили около 10-15 групп. По всей видимости, других распугала погода. В первый день умеренно капало.
Маршрут подходит для всех кто любит очень неспешный сплав и отдых. Реально пройти и за 1 световой день, но придётся грести целый день. До Дретово в таком режиме за 3 дня пройти реально. А в режиме отдыха реально не более 20 км. Поэтому, на 3 дня маршрут до Дретово ( около 70 км ) подойдёт любителям каждодневного сплава в праздники.