поселок Китой / Водный туризм | Спортивный туризм | Пешеходный туризм
 

Водный поход 6 категории по Восточному Саяну. Река Китой

25 июля - 19 августа 2006 г.
Сплав по реке Китой от устья левого притока Арлык-Гол до пос. Раздолье. Радиальный выход и сплав по реке Билюты (правый приток реки Китой). Треккинг по острову Ольхон.
Нитка маршрута
Иркутск – пос. Кырен - р.Китой - пос.Раздолье - Ялга (Ольхон) - оз.Ханхой - Иркутск
Часть 1. Основная информация 

Автор отчета: Андрей Кривонос (Москва)

Содержание:
  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода):
    1. Проводящая организация;
    2. Страна, республика, край, область, район (место проведения);
    3. Общие справочные сведения о маршруте и группе;
    4. Подробная нитка маршрута;
    5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута;
    6. Сведения о руководителе и участниках;
    7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов;
    8. Поход рассмотрен МКК;
  2. Содержание отчета:
    1. Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна;
    2. Варианты подъезда и отъезда и другая полезная информация:
      1. "Заброска" на Китой;
      2. "Выброска" с Китоя;
      3. Другая полезная информация;
    3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:
      1. Аварийные выходы с маршрута;
      2. Запасные варианты маршрута;
    4. Изменения маршрута и их причины;
    5. График движения;
    6. Техническое описание прохождения группой маршрута;
    7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте;
    8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте;
    9. Дополнительные сведения о походе:
      1. Перечень специального снаряжения;
      2. Особенности общественного и личного снаряжения;
      3. Характеристика средств передвижения;
      4. Особенности погодных условий;
    10. Стоимость проживания, питания, средств передвижения;
    11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута;
1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода)
1.1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён самодеятельной сборной группой туристов города Москвы и Московской области. Руководитель – Кривонос Андрей Владимирович.

1.2. Страна, республика, край, область, район (место проведения)

Поход проходил на территории Российской Федерации по Республике Бурятия и Иркутской области. Географический район – Восточный Саян.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте и группе

Вид туризма Категориясложности похода Протяженность активной частипохода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
водный шестая 219 – сплав 44 – пешком 263 – всего 26 – с использованием поезда 20 – с использованием самолёта 16 с 25 июляпо 19 августа 2006 года

Группа из восьми человек на четырёх двухместный катамаранах.
Маршрутная книжка: 1/4-607.

1.4. Подробная нитка маршрута

Сплав по реке Китой от устья левого притока Арлык-Гол до посёлка Раздолье. Радиальный выход и сплав по реке Билюты (правый приток реки Китой). Треккинг по острову Ольхон.

Обзорная карта региона с указанием маршрута и подъездов приведена в Приложении 1.

1.5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута

Уровень воды в реке Китой:

  • от устья р. Арык-Гол до препятствия (далее – Пр.) 33 (включительно) – ниже среднего;
  • от Пр.34 до Пр.44 (включительно) – паводковый;
  • от Пр.45 до Пр.50 (включительно) – выше среднего;
  • от Пр.51 до устья р. Билюты – высокий;
  • от устья р. Билюты до конца маршрута – выше среднего.

Уровень воды в реке Билюты – средний.

При задании категории трудности (к.т.) препятствий использовалась классификация, применяемая в отчётах С.И. Черника. По данной классификации трудность препятствия оценивается по шестибальной шкале, а категории 4, 5 и 6 имеют ещё подкатегории A, B и C. При этом к препятствиям 6 к.т. относятся 5С, 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.т. – 4С, 5А, 5В. К подкатегории 6С относятся непроходы, очень опасные пороги и "суперпороги".

В данном отчёте используется нумерация препятствий реки Китой из лоции Дмитрия Кувалина [4] и отчёта Равиля Айбатулина [1].

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия Характеристика препятствия Путь прохождения
Пр.5 4A около 15 м в воду ниже средней – в скальном сужении на небольшом ПП слева – крутой слив более 1 м, за ним – "бочка", затем – прижим к скале ЛБ; справа – более пологая горка у выпуклого ПБ1 – более простой; возможно у ЛБ через основной слив и "бочку" за ним
Пр.19 4B 1,5 км в воду ниже средней – шивера с увеличением уклона, в последней части препятствия – ряд сливов до 1 м, за некоторыми из них "бочки" в шивере – манёвр между надводными и обливными камнями, сливы – по "языку" или пробивание "бочек"
"Водопад" в "Верхних Щёках", 1 ступень 6C около 15 м щель в камнях (каменный желоб) шириной 2,5 – 3 м, общий перепад около 6 м; первый слив косой, затем щель слегка изогнута, в конце поток бьёт в выступ ПБ управление судном в таком потоке малоэффективно; на заходе экипаж должен ровно подвести судно к началу первого слива
"Водопад" в "Верхних Щёках", 2 ступень около 60 м в воду ниже средней – крутая горка, зажатая скальниками с обеих берегов; на заходе справа – большой обливной камень, слева – прижим к скале ЛБ, в которой имеется "карман"; в пороге много обливных камней; общий перепад ~ 3,5 м в зависимости от уровня воды путь прохождения может быть разным; при уровне воды ниже среднего – обход первого большого обливного камня слева, уход от прижима к ЛБ, прыжки через обливные камни
Порог "Винт" 5A около 200 м в воду ниже средней – на заходе – три слива; высота 1-го и 3-го около – 1 м, высота 2-го – более 1 м; в кульминационной части – два последовательных поворота на 900 (влево и тут же вправо) с общим падением на ~ 40 м около 3,5 м прохождение 2-го слива на заходе возможно как слева, так и справа от надводного камня; 1-й, 3-й сливы на заходе и основная часть – по основной струе с пробиванием "бочек"
"Безымянный" порог в "Верхних Щёках" около 20 м в воду ниже средней – слив более 1,5 м, зажатый между больших камней; на заходе – большой обливной камень; после слива – навал на глыбу у ЛБ, затем сильный прижим к скальному обломку ПБ; препятствие расположено в ~ 400 м ниже кульминационной части порога "Винт", прямо под местом на ЛБ, удобным для стоянки обход обливного камня слева, затем отработка от каменной глыбы ЛБ, а после – от прижима к скальному обломку ПБ
Шивера "Верхних Щёк" от "Безымянного" порога до порога "Выходной" около 1 км в воду ниже средней – много больших надводных и обливных камней в русле, между ними – сливы, "бочки" манёвр между камней, пробивание "бочек"; линия движения читается с воды
Порог "Выходной" более 100 м в воду ниже средней – после заходной шиверы уклон увеличивается, основная часть – пенная горка, образованная рядом последовательных сливов, после которых стоят "бочки" манёвр между камнями, пробивание "бочек"
Пр.20 около 80 м в воду ниже средней – крутая горка с валами и "бочками", прижим к скале ПБ у ЛБ по "языку"
Пр.23 около 25 м в воду ниже средней – ступенька более 1 м с "бочкой" по центру, пробивание "бочки"
Пр.25 4B около 80 м в воду ниже средней – последовательно несколько сливов около 0,7 м каждый, прижим к скале ЛБ по центру, пробивание "бочки", уход от прижима
Пр.30 4C около 150 м в воду ниже средней – сужение русла, заметное увеличение уклона, надводные и обливные камни, валы, "бочки" в центре русла манёвр между камней, пробивание "бочек"
Пр.31 4B около 100 м в воду ниже средней – увеличение уклона, надводные и обливные камни в русле, сливы между камней, "бочки" манёвр между камней, пробивание "бочек"
Пр.32 4A около 500 м в воду ниже средней – разгонная шивера на ЛП, затем на ПП в сужении русла обливные, надводные и подводные камни, небольшой прижим к скальному бому ЛБ от центра ближе к выпуклому ПБ, манёвр между камней
Пр.34 4B около 800 м в паводковую воду – шивера с валами до 1 м до и после ЛП; на повороте у ПБ большие валы и "бочки" у выпуклого ЛБ
Пр.35 5A 100 м в паводковую воду – сравнительно мощный порог; в разгонной шивере – валы более 1 м, сужение русла на небольшом ЛП, несколько сливов с "бочками", большой надводный камень у ЛБ, от которого до ПБ – большая "бочка"; далее, справа у скальника ПБ – валы и "бочки" пробивание валов и "бочек", после ключевой "бочки" – уход со струи к ЛБ
Пр.36 4C около 500 м в паводковую воду – на плавном ПП основная струя идёт у ЛБ, в ней – жёсткие валы более 1 м; у ПБ – протоки между надводных камней, сливы с обливных камней, за сливами – "бочки" проход по основной струе требует пробивания валов; возможен проход у выпуклого ПБ с энергичным манёвром между камней
Пр.37 5B около 300 м в паводковую воду – мощный порог, представляющий собой горку с большим уклоном и небольшой шириной русла на прямом участке; высокие жёсткое валы (более 1,5 м) по всей ширине русла, в конце – навал на скалу ЛБ на небольшом ПП энергичная работа по пробиванию валов, уход от навала на скалу
Пр.39 5A около 100 м в паводковую воду – после разгонной шиверы с увеличивающимся уклоном на крутом ЛП с прижимом к скале ПБ расположен слив около 1,5 м с мощной "бочкой" за ним для ухода от прижима уже в разгонной шивере отработка к выпуклому ЛБ, затем – ровный заход в "бочку"
Пр.40 4C около 300 м в паводковую воду – порог средней сложности; основная струя с валами идёт у скального ПБ, есть проходы между камней у ЛБ по основной струе с пробиванием валов или манёвр между камней у ЛБ
Пр.41 5A около 200 м в паводковую воду – довольно мощный порог; расположен сразу за скальными воротами – входом в "Моткины Щёки"; разделён небольшим галечным островом на две протоки; основная струя – в правой протоке, в которой стоят высокие валы, за сливами – "бочки"; вход в правую протоку отделён цепью надводных камней по основной правой протоке – манёвр между валов, пробивание "бочек"
Пр.42 4C более 500 м в паводковую воду – порог средней сложности; состоит из трёх отдельных препятствий; первое – высокие валы в сужении русла; второе – горка с навалом на ПБ в конце; третье – бурная шивере со ступенью почти через всё русло в конце, за ступенью – "бочки" 1-я и 2-я части – по основной струе с пробиванием валов и уходом от прижима, в 3-й части – обход "бочки" ближе к берегу или пробивание "бочки"; за порогом – чалка для осмотра Пр.43
Пр.43 5A более 200 м в паводковую воду – мощный порог, расположен на прямом участке между ЛП (сразу после окончания Пр.42) и ПП русла; большой уклон, ЛБ – высокий бом, ПБ – крупновалунный; основная струя у ЛБ, у ПБ – серия высоких сливов между надводными камнями по основной струе у ЛБ с энергичным пробиванием валов или у ПБ с манёвром между надводных и обливных камней и прыжками в сливы
Пр.44 5C более 150 м в паводковую воду – очень мощный порог; на прямом участке небольшая ширина русла, ЛБ – валунная отмель, ПБ – скальная стенка; большой уклон, высокие валы и мощные "бочки" очень энергичная работа по пробиванию валов и "бочек", манёвр для ухода к краям валов и "бочек"
Пр.45 "Палец" 5B более 300 м в воду выше средней – мощный порог; падение около 7 м, много камней в русле – надводных и обливных, сливы, "бочки" манёвр между камней, пробивание "бочек"
Пр.46 5A около 400 м в воду выше средней – три отдельных препятствия с прогонами более 100 метров между ними; первое – каскад сливов и "бочек" между надводных камней с прижимом к скале ЛБ; второе – на крутом ЛП сливы и сильный прижим к ПБ; третье – ряд сливов и "бочек" на небольшом S-образном участке; после окончания третьего участка Пр.46 – быстроток около 200 м до первого слива "Порога-Водопада" в первой части рациональней идти по сливам ближе к ПБ; во второй части – по центру с целью ухода от прижима к скале ПБ; перед третьей частью целесообразна чалка к каменной отмели ПБ, затем – через сливы ближе к ПБ; возможно прохождение 3-й части сходу, по основной струе с манёвром между камней
"Порог-Водопад" в "Моткиных Щёках", 1 ступень (1-я часть "Водопадного Каньона" "Моткиных Щёк") 6A – 6B около 350 м в воду выше средней – очень мощный и сложный порог; можно насчитать 11 сливов разной высоты; после дугообразного быстротока, следующего за Пр.46, идёт 1 слив, разделённый на 2 протоки стоящим в русле огромным камнем, высота слива более 2 м, есть места с крутым падение и водными "котлами" за ними, есть более пологие горки; 2 слив идёт через ~30 м шиверы за 1-ым, это "бочка" от ЛБ через 2/3 русла; 3 слив более 4 м через всю реку, идёт через 7 – 10 м после 2-го, имеет вертикальные места с пенным "котлом", места с торчащими обливными камнями и более пологие места (у ЛБ); 4 слив высотой также более 4 м, находится в 30 – 40 м за 3-м, также имеет разные части, разделённые надводными и обливными камнями, в разных местах имеются "котлы" или "бочки"; 5 слив следует сразу за 4-м после водной горки, представляет собой мощную "бочку" через всё русло с "языком" влево от середины; 6 слив – метров через 40 после 5-го, основная струя идёт по горке у большого надводного камня на ПБ и приходит в большую "бочку"; затем, после 20 м пенной шиверы поток падает в 7 слив с мощной "бочкой" через всё русло за ним; после 50 – 60 м бурной шиверы расположен 8 слив, затем следует ~20 метров пенного "месива", образованного последовательностью "бочек", после идёт 9 слив-"бочка" через всё русло; после – поворот русла налево, прижим к скале ПБ, ~30 м быстротока, 10 слив, ещё через ~30 м быстротока – 11 слив; от последнего слива 1 части до первого слива 2 части "Порога-Водопада" приблизительно 40 м быстротока; в первой части "Водопадного Каньона" возможна организация страховки с ЛБ более безопасный путь прохождения видится вдоль ЛБ, поскольку там большинство сливов положе и страховка может осуществляться тоже с ЛБ; энергичный манёвр между камней, пробивание "бочек"; чалка на ЛБ целесообразна за 9-м или 10-м сливом, а не за 11-м, перед самой 2-й частью "Водопадного Каньона"; возможно, целесообразна промежуточная чалка к ЛБ в середине препятствия, например, после 5-го слива
"Порог-Водопад" в "Моткиных Щёках", 2 ступень (2-я часть "Водопадного Каньона" "Моткиных Щёк") 6В – 6C около 400 м в воду выше средней – очень мощный и сложный порог, расположенный в каньоне; имеет 3 ступени; 1-я – слив более 3 м, через всё русло, разделённый надводными камнями на 3 части, под сливом в разных частях пенные "котлы" или "бочки"; после ~40 м пенного "быстротока" – 2-я ступень: слив около 1,5 м, затем пенный поток сложной структуры зажат скалой ПБ и камнями ЛБ, пенная крутая горка около 30 м с мощным водосбросом и "котлом" в конце; 3-я ступень идёт после ~50 м пенного "быстротока" за окончанием 2-й, это многоступенчатая горка-лестница с большим уклоном, длиной около 20 м и общим перепадом около 6 м, последовательно много сливов и "бочек" между больших надводных камней, прижим к скале ЛБ; страховка возможна только на выходе из каньона, за Пр.47, идущим сразу за 3-й ступенью второй части "Водопадного Каньона" нам известно 5 – 6 описанных случаев прохождения данного препятствия
Пр.47 ~40 м в воду выше средней – слив около 3 м между груды надводных камней, затем несколько "бочек"; является как бы последним сливом 2-й части "Водопадного Каньона", т.к. находится на самом выходе из "Водопадного Каньона" "Моткиных Щёк" ровный заход в слив, пробивание "бочек"; для захода в порог без прохождения "Водопадного Каньона" надо выгрести против течения по быстротоку 8 – 12 м и произвести траверс потока
Пр.48 около 250 м вода выше средней; основная струя с высокими жёсткими валами проходит у ПБ; порог находится на небольшом плавном ЛП; в центре русла и у ЛБ – ряд надводных камней; навал на выступающую скалу ПБ, за которой есть улово; затем несколько больших валунов в центре и ближе к ЛБ с навалом на них, в конце – слив с плиты и мощная "бочка" через 3/4 русла первая часть порога может проходиться как по основной струе с пробиванием валов, так и у ЛБ с манёвром между камней и пробиванием "бочек"; во второй части порога (после выступа ПБ) более безопасный проход через улово за скалой ПБ с обходом выходной "бочки" справа
Пр.49 около 150 м вода выше средней; сужение русла до 6 – 8 м, слив более 2 м, в центре русла – обливной камень, прижим к скале ЛБ, горка с жёсткой "бочкой" от ЛБ через 3/4 русла, ряд валов, сливов и "бочек" прыжок в слив, уход от прижима, обход или пробивание ключевой "бочки", пробивание следующих валов и "бочек"
Пр.50 4A около 100 м вода выше средней; надводные и обливные камни, ряд сливов и "бочек", прижим к скале ЛБ несложный манёвр между камней, пробивание валов и "бочек"
Пр.51 4C около 200 м в высокую воду – мощный порог, в него переходит шивера после устья р. Ехэ-Гол2; уклон возрастает, в русле – сливы с обливных камней, стоит серия валов и две мощных "бочки" на выходе пробивание валов и "бочек"
Пр.52 5A около 80 м в высокую воду – мощный порог; русло сужается, уклон увеличивается, течение возрастает; после ряда сливов последовательно следуют серия валов и "бочек"; у ПБ "бочки" мощнее после прохождения сливов – пробивание валов, уход с основной струи к ЛБ
1 ступень Пр.53 – Пр.55 5A около 50 м в высокую воду почти сливается с Пр.52; мощь разгонной шиверы 1 ступени Пр.53 – Пр.55 лишь слегка меньше Пр.52; затем – неровный слив через всю реку высотой около 1 м в шивере целесообразно сделать траверс от ЛБ к ПБ для зачаливания в небольшое улово у ПБ перед 2 ступенью Пр.53 – Пр.55
2 ступень Пр.53 – Пр.55 5B около 80 м высокая вода; шивера с возрастающей мощностью, плавный ЛП, косой слив через всю реку, в финальной части ближе к ПБ лежит огромный красный валун-"яйцо"; в левом от "яйца" проходе – косая "бочка", в правом проходе – сливы между камней после прохождения шиверы – ровный заход в слив, затем, при левом проходе от "яйца" – вытягивание судна из "бочки"
3 ступень Пр.53 – Пр.55 5B около 120 м высокая вода; ступень расположена на прямом участке; после небольшой шиверы русло разделено на части надводными и обливными камнями (слева – надводный чёрный, посередине – надводный красный, справа – обливной); между надводных камней – сливы, за обливными – "бочки"; затем, после мощного шиверистого участка – каскад сливов с перепадом более 2 м; затем, после быстротока – очередная гряда камней со сливами и "бочками" манёвр между камнями, ровный заход в сливы; целесообразна промежуточная чалка после "главного" каскада сливов за выступ скалы ЛБ  
4 ступень Пр.53 – Пр.55 около 80 м высокая вода; перед ступенью оба берега – отвесные скалы, что затрудняет её просмотр; гряда камней, самый правый – надводный, остальные – обливные; с обливных камней – высокий слив и "бочки" за ним; справа от надводного камня – бурный пологий слив; затем, после участка "быстротока" – слив через всю реку с "бочкой" за ним разведка затруднена отвесностью берегов; при осмотре с ЛБ трудно правильно войти в слив у ПБ; при имеющемся уровне воды наиболее безопасный проход был у ПБ; ровный заход в сливы, пробивание "бочек"
5 ступень Пр.53 – Пр.55 5B около 60 м высокая вода; после небольшой шиверы выступ ПБ на 2/3 перегораживает русло; затем следует последовательно несколько валов и "бочек", образующих бурный "гребень" основной струи; чуть дальше – прижим к выступающей скале ПБ при старте от ЛБ – пробивание "бочек" и валов на основной струе; при старте от ПБ – проход по краю бурлящего потока с заходом в улов за выступом ПБ; затем уход от прижима к ПБ
6 ступень Пр.53 – Пр.55 5A 15 м высокая вода; слив более 1,5 м через всё русла между грядой камней; от ЛБ на 2/3 русла за сливом – жёсткий "котёл" безопасный проход – в открывшуюся у ПБ протоку между камнями; возможно пробивание "котла"
1 участок 3-й части "Моткиных Щёк" Пр.51 – Пр.55 в целом 6A около 1,8 км высокая вода; идущие последовательно одно за другим сложные препятствия в каньоне; предварительная разведка по берегу весьма затруднительна и малоэффективна; разведка по частям в процессе прохождения связана с необходимостью чалок в небольшие улова, на быстротоке, подъёмов по "сыпухам" и по расщелинам в скалах; координация действий группы без средств радиосвязи или отработанной системы жестовой связи затруднительна; прохождение первого экипажа, как правило, без внешней страховки последовательно препятствия одно за другим с разведкой и страховкой где это возможно
Пр.56 4A 30 м высокая вода; расположен перед поворотом русла на 900 направо; после шиверы – слив с "бочками" по "языку" или пробивание "бочек"
Пр.61 4B около 50 м высокая вода; в сужении русла довольно бурная шивера со сливами, валами и "бочками" пробивание валов и "бочек"
Пр.62 5A около 150 м высокая вода; препятствие расположено на небольшом ЛП; уклон увеличивается, основная струя у ПБ; слева, у выпуклого берега, – гряда надводных и полуобливных камней; каскад сливов с мощными "бочками"; на выходе – прижим к скале ПБ ровные заходы в сливы, вытягивание судна из "бочек"
Пр.63 около 20 м высокая вода; ряд сливов через всё русло в скальном сужении, надводные и обливные камни манёвр между камнями, ровный заход в сливы
Пр.64 5B более 150 м в высокую воду состоит из двух проток вокруг галечного острова; основная – правая протока; уклон увеличивается, валы в русле, "бочки", в конце правой протоки – мощная "бочка", после слияния проток – высокие жёсткие валы; левая протока выбирает весь перепад в конце, где образуется крутая горка со сливами с обливных камней по правой протоке – прошивание вылов и вытягивание судна из "бочек"; по левой протоке – энергичная работа по поддержанию ровной траектории судна во время прохождения горки
Пр.65 5A около 80 м высокая вода; начало препятствия перед крутым ПП; гряда сливов с обливных камней, за которыми мощные "бочки"; в конце – большая "бочка" через всё русло, после неё – хаотические валы ровные заходы в сливы, пробивание "бочек"
Пр.67 около 40 м высокая вода; ступенька слива через всё русло, затем на небольшом ПП прижим к скале ЛБ уход от прижима ближе к ПБ
Пр.72 около 60 м в высокую воду в скальном коридоре сильный прижим к скале ПБ после ряда сливов; есть проход между надводными камнями в русле и скалой ЛБ с "хорошей" ступенькой и "бочкой" за ней из-за скальных берегов разведка затруднительна, прижим к ПБ с наплыва не просматривается, наиболее безопасный проход у ЛБ
Пр.73 около 60 м в высокую воду основная струя с большим перепадом проходит ближе к ПБ (отвесная стенка), в потоке отдельные сливы и "бочки", большие валы; у ЛБ (крупнокаменная осыпь) поток спокойнее, но в конце – слив более 1,5 м с мощной "бочкой"; затем навал на скалу ПБ и ПП на 900 возможно прохождение как справа, так и слева; в конце требуется уход от прижима к скале
Пр.77 4B около 200 м в высокую воду после горки с валами прижим к скале ПБ, перегораживающей половину русла; напротив – большое улово; последовательно ЛП, затем ПП с навалом на камень у ЛБ манёвр с целью ухода от прижимов
Каньон реки Билюты 4C 2,6 км уклон более 30 м/км, отвесные скальные стенки высотой более 50 м, каскады сливов, "бочки", много камней в русле, прижимы к скалам манёвр между камней, ровные заходы в сливы, уходы от прижимов
"Билютинский Каскад" Пр.90 – Пр.95 4B около 2 км уровень воды – выше среднего; в последовательно идущих препятствиях увеличение уклона, высокие стоячие валы, сравнительно мощные "бочки" манёвр между валами, пробивание "бочек"; важен правильный выбор линии движения

1 – в отчёте используются общепринятые у "водников" сокращения: ПБ – правый берег, ЛБ – левый берег, ПП – правый поворот, ЛП – левый поворот;

2 – в отчёте используются написания географических названий так, как они даны на картах Генерального штаба: "Ехэ-Гол" вместо часто используемого "Эхе-Гол", "Моткин-Гол" вместо "Б. Моткин-Гол" и т.д.

1.6. Сведения о руководителе и участниках


1.7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

Отчет хранится в библиотеке Московского городского клуба туристов по адресу, г. Москва, ул. Большая Коммунистическая, дом 17.

Имеется более 1750 фотографий и около трёх часов цифровой видеозаписи.

Отчёт размещён в Интернете на сайте www.skitalets.ru.

1.8. Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма – объединения туристов Москвы (код 177-00-56666252).

2. Содержание отчета
2.1. Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна

Все участники данного похода уже имели опыт прохождения маршрутов 5 категории сложности (к.с.), а некоторые участвовали в походах 6 к.с. Однако в целом для группы это был первый "шестёрочный" поход.

Маршрут по Китою имеет такую особенность, что его можно проходить и как "шестёрку", и как "пятёрку" с обносом нескольких препятствий. Это может быть полезно, если группа или отдельные экипажи почувствуют неуверенность в себе и неспособность проходить препятствия 6 к.т., то они могут их обнести, пройдя в итоге полноценный маршрут 5 к.с. При подготовке похода такая возможность имелась нами в виду.

Почти никто из участников похода ещё не был в Саянах. Поэтому для большинства поход планировался как знакомство с новым географическим районом.

Маршрут по реке Китой давно и надёжно зарекомендовал себя как интересный и очень красивый. Доходя до определённого уровня мастерства почти все "водники" России проходят его. Не стали и мы в этом отношении исключением.

К основному маршруту по реке Китой нами был добавлен сплав по одному из его притоков – реке Билюты. Эта река ранее была пройдена туристами. Однако сплавляются по ней очень редко: в библиотеке московского городского клуба туристов нами не был найден отчёт о водном походе, в котором бы упоминалось прохождение данного притока.

2.2. Варианты подъезда и отъезда и другая полезная информация
2.2.1. "Заброска" на Китой

Для прохождения маршрута по реке Китой следует, в первую очередь, попасть в город Иркутск или на станцию Слюдянка. Иркутск и Слюдянка находятся на Транссибе и приехать в них можно на поезде, как с запада, так и с востока нашей страны. В Иркутск можно также прилететь на самолёте. Из Москвы до Иркутска регулярные рейсы совершают несколько авиакомпаний. Та часть нашей группы, которая предпочла авиационный транспорт, воспользовалась услугами авиакомпании "Сибирь".

От Иркутска или от Слюдянки на автотранспорте можно доехать до посёлка Кырен или до посёлка Монды. До этих населённых пунктов имеется регулярное автобусное сообщение, но легче и удобней нанять транспорт, поскольку это будет не намного дороже, но значительно сэкономит время. Дорога до Кырена и Монд асфальтированная, поэтому автотранспорт может быть использован любой. В Иркутске можно воспользоваться услугами транспортной компании, телефон которой (395-2)-333-333. Разница времени между Москвой и Иркутском составляет +5 часов.

От Иркутска до посёлка Култук по километровым столбам 100 км. Култук находится на самой западной оконечности озера Байкал. Слюдянка расположена южнее Култука, до неё около 10 км. От посёлка Култук до села Кырен 125 км на запад. Посёлок Монды находится ещё в приблизительно 90 километрах от Кырена на запад.

Село Кырен крупнее посёлка Монды. В Кырене располагается поисково-спасательный отряд (ПСО). Его координаты: Республика Бурятия, Тункинский район, село Кырен, Кыренский поисково-спасательный отряд, телефон 911-53. Руководитель отряда – Усольцев Леонид.

Далее от посёлка Монды в сторону посёлка Орлик идёт хорошая грейдерная дорога, также проходимая практически для любого транспорта. Дорога идёт по правому берегу реки Иркут вверх до перевала Нуху (2045 м), затем уходит в сторону от реки и пролегает по горному плато. Через чуть больше чем 40 км от посёлка Монды от основной трассы на Орлик направо отходит дорога на посёлки Самарта и Зун-Холба. Чтобы попасть на Китой, надо свернуть на эту дорогу.

Дорога на Самарту возвращается к реке Иркут, затем идёт вдоль озера Ильчир, из которого вытекает Иркут, проходит небольшой перевал, являющийся водоразделом между долинами рек Иркут и Китой. Приблизительно через 30 – 35 км после поворота с трассы на Самарту и через 2 – 3 км после водораздельной точки Иркута и Китоя с грейдерной дороги надо повернуть направо (в сторону Китоя) на грунтовую дорогу. Поворот не очевидный, его можно легко "проскочить", если водитель раньше здесь не ездил.

Дальше дорога к Китою проходима только для полноприводного вездеходного транспорта. По грунтовой дороге от поворота до Китоя около километра. Здесь через реку имеется мост, который переезжать не надо, поскольку за ним нормальной дороги нет и имеется большой риск застрять в болоте. Оставаясь на правом берегу надо проехать по течению реки около 2 км до брода. Здесь дорога переходит на левый берег. По словам водителя, руководителя ПСО Леонида Усольцева, в высокую воду брод может быть непроходим.

Начинать сплав по Китою от моста или от брода все предшествующие поколения "водников", покорявших Китой, настоятельно не рекомендуют, поскольку река здесь ещё маловодна, мелка и имеет обилие камней в русле. Целесообразно спуститься вниз как можно дальше, например, до левого притока р. Арлык-Гол или ещё дальше, до левого притока р. Саган-Сайр. Именно для этой части маршрута "заброски" в Кырене или в Мондах нанимают вездеход: ГАЗ-66, ЗИЛ-131 или, лучше всего, "Урал".

Сразу за бродом, на левом берегу Китоя, находится жилой дом. Дальше дорога становится такой, что если просто назвать её "ужасной", то это значило бы не сказать о ней ничего плохого. После дождя здесь стоит непролазная грязь. В глубокой колее ГАЗ-66 или ЗИЛ-131 могут запросто сесть на оси. Дорога вброд переходит несколько небольших ручьёв и реку Арлык-Гол.

От брода через Китой до брода реки Арлык-Гол чуть больше 8 км. Если встать на воду километра на 3 раньше, то можно пройти первое препятствие Китоя "Малые Щёки". Однако, по нашему мнению, это не имеет особого смысла, поскольку: это препятствие не является не определяющим, не даже предопределяющим на маршруте (даже 5 к.с.); для того, чтобы "почувствовать воду" и достичь некоторой слаженности в работе экипажей расстояния от р. Арлык-Гол до "Верхних Щёк" вполне достаточно; в малую и среднюю воду прохождение верхнего участка Китоя неприятно из-за мелководности и большого количества камней; от дороги до реки перед "Малыми Щёками" метров 300 – 400, склон болотистый, всюду текут ручьи, а значит место для стапеля неудобное.

2.2.2. "Выброска" с Китоя

Сплав по Китою лучше всего закончить в посёлке Раздолье. Населённые пункты, которые находятся на реке до этого посёлка, Манинск (Дмитриевка), Новочеремшанка, Октябрьский, не имеют постоянного автобусного сообщения с цивилизацией. От посёлка Раздолье до города Ангарск несколько раз в день ходит рейсовый автобус, расстояние около 70 км.

Проплыть мимо Раздолья и не заметить его невозможно: в районе посёлка через Китой перекинут первый на маршруте железобетонный мост. "Антистапель" в посёлке Раздолье можно провести непосредственно у моста, но удобней это сделать на терраске перед посёлком рядом с кладбищем. Чтобы попасть туда, надо зайти в самый левый рукав Китоя.

По железной дороге можно уехать по Транссибу непосредственно из Ангарска. Если же предпочтение отдано авиации, то надо доехать до Иркутска. От Ангарска до Иркутска около 50 км, имеется интенсивное автомобильное и железнодорожное сообщение.

2.2.3. Другая полезная информация

К счастью для туристов, данный маршрут не проходит через какой-либо заповедник и не пролегает по пограничной зоне.

При подготовке похода в отчётах предыдущих групп мы не столкнулись с упоминанием большого количества комаров на данном маршруте. Не запомнилась такая проблема и по путешествию на Урик руководителя похода. Однако этот год в Саянах выдался комариный. Поэтому, думаем, что захватить репелент, на всякий случай, будет не лишним.

На момент проведения похода мобильная связь была в городах Иркутске и Ангарске. В посёлке Раздолье была неустойчивая мобильная связь на склоне горы у места "антистапеля", у кладбища. Также мобильная связь была около парома на остров Ольхон на озере Байкал. Кроме местного оператора связи имелся "МТС", был возможен роуминг "Beeline" через "МТС".

В городе Иркутске довольно сложно найти свободные места в гостиницах. Нам удалось за приемлемую сумму устроиться в гостиничном комплексе "Арена", который представляет собой общежитие гостиничного типа для артистов и находится рядом со зданием цирка. Адрес: улица Свердлова, 39, телефон 334-663.

С пунктами общественного питания в "туристском формате" в центре Иркутска тоже возникли проблемы. Нами было найдено подходящее место – пиццерия в подвале дома по адресу ул. Улан-Батора 15 (13?), которая работала до 0 часов.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.3.1. Аварийные выходы с маршрута

Поскольку маршрут проходит в ненаселённом месте, то выброситься с него аварийно довольно сложно. Где-то до реки Жалга по левому берегу Китоя идёт дорога. Но, по словам начальника ПСО с. Кырен, в некоторых местах она проходит по краю берега, подмыта и непроходима. Надёжно дорога доходит только до р. Саган-Сайр. Однако вероятность аварийной ситуации на этом участке совсем невелика. Трафик движения по дороге невелик: можно встретить лишь автотранспорт, "забрасывающий" туристов.

Дальше, за р. Жалга, дороги нет вообще: Китой протекает в скальных коридорах. Выбираться отсюда пешком что вверх, что вниз по течению весьма непросто, если вообще возможно.

"Верхние Щёки" представляют собой узкое ущелье, зажатое горами. Тропа идёт по левому берегу, но в некоторых местах из-за скальников поднимается довольно высоко от реки. За "Верхними Щёками" возможно уйти вверх по правому притоку р. Ара-Ошей, затем через перевал Ара-Ошей и вниз по р. Бого-Булнай к посёлку Хойто-Гол, но, наверняка, это очень непросто.

После "Верхних Щёк" Китой протекает в Горлык-Гольской, а затем в Хунды-Гольской котловинах. Эти узкие долины абсолютно ненаселены, окружены горными хребтами, и выбраться из них пешком до "цивилизации" – задача для "водника" почти неразрешимая.

Урочище Моткины Щёки от своего начала, "Скальных Ворот", до устья р. Моткин-Гол имеет хорошо набитую тропу по левому берегу. Однако форсирование реки Ехэ-Гол, впадающей в Китой на этом участке, представляется задачей весьма нетривиальной, которую в случае аварийной ситуации может быть сложно разрешить. После р. Моткин-Гол тропа переходит на правый берег. Но брод через Китой, который раньше был около устья р. Моткин-Гол, размыт, и не проходим, скорее всего, даже в низкую воду. К тому же совсем рядом с бывшим бродом, чуть ниже, находится мощный порог Пр.64. Поэтому форсирование Китоя без плавсредств в районе р. Моткин-Гол представляется задачей весьма и весьма рискованной. Дальнейшая тропа по правому берегу выходит к Китою где-то в районе р. Шумак. По информации, имеющейся в описаниях наших предшественников, эта тропа совсем "дикая", заросшая, часто теряется.

Таким образом, аварийный выход с маршрута от устья р. Жалка до устья р. Шумак, то есть на участке, на котором, собственно, и находятся практически все препятствия реки Китой, задача очень сложная.

По реке Шумак можно подняться вверх до таёжного курорта, который имеется вертолётное сообщение с "цивилизацией". Попав к реке Шумак, в случае аварийной ситуации, можно попытаться подать сигнал вертолётам, довольно часто пролетающим здесь по долинам Китоя и Шумака.

На месте зимника на левом берегу Китоя (обозначен на карте), между правым притоком Ехэ-Гол (не тот, что в урочище Моткины Щёки) и правым притоком р. Федюшкина Речка, построена турбаза. До неё от устья Шумака по реке чуть больше 20 км, но по пути имеется "Билютинский каскад" 4 к.т. и ряд препятствий до 3 к.т.

Возможен выход пешком с маршрута вверх по р. Федюшкина Речка, через перевал и вниз по р. Кынгарга до посёлка Аршан. Однако такой вариант видится маловероятным, поскольку, во-первых, скорее всего помощь можно получить на турбазе перед р. Федюшкина Речка, а во-вторых, если имеется возможность продолжать сплав, то гораздо легче пройти ещё около 30 км по воде до метеостанции Дабады.

Метеостанция Дабады – это первое круглогодичное жильё на маршруте (не считая жилого дома около брода у места начала сплава). До неё от устья р. Шумак порядка 50 км.

2.3.2. Запасные варианты маршрута

Запасным вариантом для данного маршрута, как маршрута 6 к.с., может быть река Онот с верховий. Но такой вариант имеет значительную пешую часть и должен быть тщательно подготовлен.

Для маршрута 5 к.с. возможен вариант ухода в урочище Моткины Щёки вверх по р. Ехэ-Гол на реку Онот. Однако трудно себе представить ситуацию, при которой такой запасной вариант может сработать, поскольку обнос от р. Ехэ-Гол до конца "Моткиных Щёк" всё же проще, чем пеший переход на реку Онот.

Также возможно запланировать как запасной вариант прохождение реки Урик. Но тогда о невозможности прохождения реки Китой должно быть известно уже в посёлке Монды, поскольку от него до Урика дальше и участок дороги, проходимый только для вездеходного транспорта, длиннее. Это, конечно же, должно быть оговорено при найме вездехода.

Наша группа при организации похода не планировала использования запасных вариантов.

2.4. Изменения маршрута и их причины

Заявленный маршрут по реке Китой был пройден полностью, за исключением "Малых Щёк", прохождение которых было признано нецелесообразным ввиду уровня воды ниже среднего и отсутствием на данном участке определяющих и предопределяющих препятствий.

Благодаря техничному прохождению маршрута, экономии времени в верховьях Китоя при исключении участка "Малые Щёки", а также благодаря относительно удачным погодным условиям на маршруте, позволившим сэкономить заложенные в планируемый график движения резервные дни, под конец похода у группы осталось "лишнее" время. Его было решено использовать для прохождения одного из притоков Китоя – реки Билюты, а также для пешеходного путешествия (треккинга) при знакомстве с островом Ольхон на озере Байкал.

Сплав по реке Билюты не был "заявлен" в первоначальном плане похода. Согласовать во время похода это изменение маршрута с МКК возможности не было – из-за "глухости" тех мест. Группа решилась на прохождение данного притока, поскольку по имеющейся информации, категория трудности препятствий на Билюты была ниже или равна уровню предопределяющих препятствий маршрута.

Пешеходный треккинг по острову Ольхон дал возможность рационально использовать оставшееся походное время не только для знакомства с красивейшим местом озера Байкал, но и позволил превратить просто экскурсию в "заключительный аккорд" спортивного похода.

2.5. График движения

День пути Ходовой день Дата Участок пути Протяженность в км* Чистое ходовое время Препятствия на участке Метеоусловия
1 – 5 25.07 – 29.07 Поезд Москва – Иркутск ~5200 76 часов
48 минут
1 – 2 28.07 – 29.07 Самолёт Москва – Иркутск ~5000 5 часов
20 минут
5 (2) 29.07 Автотранспорт
Иркутск – пос. Кырен
Автотранспорт
пос. Кырен – р. Китой, у устья р. Арлык-Гол
225
~180
3 часа
50 минут
~5 часов
В Иркутске – туман,
t 12:00 воздух = +14° C,
по дороге – солнечно.
6 (3) 1 30.07
Устье р. Арлык-Гол –
устье р. Саган-Сайр
15 2 часа
10 минут
Солнечно,
t 11:30 воздух = +14° C,
t 14:00 воздух = +24° C,
переменная облачность,
вечером – дождь,
t 22:00 воздух = +10° C,
ночью – гроза.
7 (4) 2 31.07 Устье р. Саган-Сайр – перед водопадом в "Верхних Щёках"
Обнос вещей за порог "Винт"
18
~0,8
2 часа
30 минут
40 минут
Пр.5 (4A), Пр.19 (4B) Солнечно,
t 8:00 воздух = +4° C,
t 8:00 вода = +8° C, туман,
t 19:30 воздух = +14° C,
t 19:30 вода = +13° C.
8 (5) 3 01.08 Перед водопадом в "Верхних Щёках" –
за Пр.33
26 5 часов 2 ступень "Водопада" в "Верхних Щёках" (5C), порог "Винт" (5A), "Безымянный" порог в "Верхних Щёках" (4B), шивера "Верхних Щёк" от "Безымянного" порога до порога "Выходной" (4A), порог "Выходной" (4C), Пр.20 (4A), Пр.23 (4A), Пр.25 (4B), Пр.30 (4C), Пр.31 (4B), Пр.32 (4A) Солнечно,
t 7:00 воздух = +10° C,
t 7:00 вода = +10° C,
переменная облачность,
t 20:00 воздух = +14° C,
t 20:00 вода = +12° C.
Поздно вечером – сильная гроза, ночью – ливень.
9 (6) 4 02.08 Перед Пр.33 –
перед Пр.45
Обнос вещей до
р. Ехэ-Гол
9
3
2 часа
15 минут
2 часа
Пр.34 (4B), Пр.35 (5A), Пр.36 (4C), Пр.37 (5B), Пр.39 (5A), Пр.40 (4C), Пр.41 (5A), Пр.42 (4C), Пр.43 (5A), Пр.44 (5C) Облачно,
t 8:00 воздух = +12° C,
t 8:00 вода = +10° C,
пасмурно, дождь,
t 18:00 воздух = +18° C.
10 (7) 5 03.08 Перед Пр.45 –
за "Первой Ступенью" "Порога-Водопада" в "Моткиных Щёках" (К1),
(К4 – за Пр.47)
1,2
(+0,6)
1 час Пр.45 (5B), Пр.46 (5A) – К1 и К4, "Порог-Водопад" в "Моткиных Щёках" 1 ступень (6A – 6B) –
К1 и К4, "Порог-Водопад" в "Моткиных Щёках" 2 ступень
(6B – 6C) – К4, Пр.47 (5A) – K4
Солнечно,
t 8:00 воздух = +13° C,
вечером – небольшой дождь,
t 21:00 воздух = +15° C.
11 (8) 6 04.08 Обнос судов за "Вторую Ступень" "Порога-Водопада" 1,4 2 часа Солнечно,
t 8:00 воздух = +12° C,
переменная облачность,
небольшой дождь,
t 21:00 воздух = +14° C.
12 (9) 7 05.08 После Пр.47 –
устье р. Ехэ-Гол
Обнос вещей до устья
р. Моткин-Гол
1
4,5
1 час
2 часа
Пр.48 (5B), Пр.49 (5C), Пр.50 (4A) Солнечно,
t 8:00 воздух = +11° C,
облачно, дождь,
t 21:30 воздух = +12° C.
13 (10) 06.08 Днёвка Солнечно,
t 8:00 воздух = +9° C,
t 11:30 воздух = +13° C,
переменная облачность,
временами дождь,
t 20:00 воздух = +13° C.
14 (11) 8 07.08 Устье р. Ехэ-Гол –
устье р. Моткин-Гол
7 2 часа Пр.51 (4C), Пр.52 (5A),
Пр.53 – Пр.55 (6A),
Пр.56 (4A), Пр.59 (4B),
Пр.60 (4B), Пр.62 (5A), Пр.63 (4C)
Пасмурно, дождь,
t 8:00 воздух = +12° C,
сильный дождь,
переменная облачность,
t 17:00 воздух = +12° C.
15 (12) 9 08.08 Устье р. Моткин-Гол –
устье р. Билюты
16 2 часа
30 минут
Пр. 64 (5B), Пр.65 (5A),
Пр.67 (4A), Пр.72 (4B),
Пр.73 (4B), Пр.77 (4B)
Переменная облачность,
t 8:00 воздух = +8° C,
солнечно,
t 14:30 воздух = +16° C,
t 14:30 вода = +9° C,
t 19:00 воздух = +14° C,
ночью – дождь.
16 (13) 10 09.08 Занос судов вверх по
р. Билюты
Прохождение каньона
р. Билюты, сплав до устья
8
3,8
7 часов
45 минут
Каньон реки Билюты (4C) Солнечно,
t 7:00 воздух = +12° C,
солнечно, вечером – гроза,
t 22:00 воздух = +12° C.
17 (14) 11 10.08 Устье р. Билюты – 7 км до метеостанции Дабады 36 4 часа
30 минут
"Билютинский Каскад"
(Пр.90 – Пр.95) (4B)
Солнечно,
t 8:00 воздух = +11° C,
переменная облачность,
t 20:00 воздух = +12° C,
t 20:00 вода = +10° C,
вечером – дождь,
ночью – сильная гроза, ливень.
18 (15) 12 11.08 7 км до метеостанции Дабады – около посёлка Новочеремшанка 65 7 часов
30 минут
Облачно, дождь,
t 9:00 воздух = +9° C,
t 9:00 вода = +9° C,
облачно, дождь,
сильный ветер,
t 21:00 воздух = +12° C,
t 21:00 вода = +10° C.
19 (16) 13 12.08 Около посёлка Новочеремшанка – посёлок Раздолье
Автотранспорт от посёлка Раздолье до Иркутска
Автотранспорт от Иркутска до парома на остров Ольхон
19
120
250
1 час
40 минут
2 часа
20 минут
5 часов
30 минут
Переменная облачность,
t 8:00 воздух = +11° C,
t 8:00 вода = +9° C,
облачно, дождь.
У озера Байкал – сильный ветер.
20 (17) 14 13.08 Паром на остров Ольхон
Автотранспорт по острову Ольхон до деревни Ялга
Пеший переход от деревни Ялга до "Большого Моря"
2
24
15
15 минут
30 минут
3 часа
30 минут
Пасмурно, сильный ветер,
днём – дождь,
временами – ливень,
t 20:00 воздух = +9° C,
t 20:00 вода в Байкале = +4° C.
21 (18) 15 14.08 Пеший переход от "Большого Моря" до озера Ханхой 18 4 часа
30 минут
Солнечно,
t 9:30 воздух = +14° C,
t 9:30 вода в Байкале = +4° C,
у Байкала – ветрено,
t 19:30 воздух = +14° C,
t 20:00 вода в оз. Ханхой = +10° C.
22 (19) 16 15.08 – 19.08 Пеший переход от берега оз. Ханхой до деревни Ялга
Автотранспорт от
деревни Ялга до парома
Паром с острова Ольхон
Автотранспорт от парома на остров Ольхон до Иркутска
3
24
2
250
30 минут
15 минут
15 минут
4 часа
Солнечно,
t 7:30 воздух = +8° C.
22 –26 15.08 – 19.08 Поезд Иркутск – Москва ~5200 86 часов
51 мин.
20 16.08 Самолёт Иркутск – Москва. ~5000 5 часов
40 минут

Итого активным способом передвижения:

сплав – 219 35 часов 50 минут  
пешком – 44 20 часов 10 минут
всего – 263 56 часов

* - расстояния активной части похода измерены при помощи программы OziExplorer (версия 3.85.4.3) по "привязанным" отсканированным картам масштабов 1:50000, 1:100000 и 1:200000 с использованием точек, "взятых" на местности прибором спутниковой навигации GPS и из [6].


Комментарии
Guest09.11.11, 00:16
Новое поколение выбирает Пепси.. 
хлопцы,слава Богу,уцелели!Подход нужно сказать авантюрный.Но это подчерк нового поколения.Безопасность,а не рекорды и покорение - вот что главное!Ходите-но хотелось бы более сдержаных и обдуманных действий.А по аптечке много вопросов - вы где консультировались...
Guest11.07.07, 12:49
Молодцы 
Интересный маршрут, а главное грамотно составленный отчет, много полезной информации, удобный формат. Спасибо ребятам от Казанских туристов
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 6
Ссылка:
Опубликовала Надежда Евдокимова